Научная статья на тему 'Информационные технологии как средство повышения мотивации учащихся к обучению'

Информационные технологии как средство повышения мотивации учащихся к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / АСУВ / геоинформационные технологии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Сергей Иванович

В статье рассматривается проблема формирования способности студентов использовать знания, полученные при изучении информатики в дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как средство повышения мотивации учащихся к обучению»

25. Чолак В.В. Интерактивное обучение // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 102-105.

26. Шеншина А.П. Грамматический аспект обучения языку специальности в туристическом вузе // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 69-72.

Информационные технологии как средство повышения мотивации учащихся к обучению Новиков С.И.

Новиков Сергей Иванович /Novikov Sergej Ivanovich - студент, факультет психологии,

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования способности

студентов использовать знания, полученные при изучении информатики в дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, АСУВ, геоинформационные технологии.

Вопросы использования современных информационных технологий в современной школьной практике является новым и полностью не исследованными заданием. Определенные наработки по этой проблеме имеют ученые, которые исследовали компьютер как средство организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках истории, а также обучение девятиклассников основам правоведения с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Современные педагогические технологии акцентируют преподавателя на умении конструировать не только занятие, но и создавать особую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Являясь одними из наиболее эффективных методов группового взаимодействия, активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения студентами своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды [1, С. 118]. При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана [27, С. 105]. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года дает установку образовательным профессиональным организациям на подготовку высококвалифицированных специалистов современного уровня. Это предполагает не только разностороннее развитие личности, способной к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, самообразованию и самореализации, но и целый комплекс организационно- педагогических мероприятий. В частности, значительное внимание уделяется электронному обучению [23, С. 89].

В современных условиях развитая личность, владеющая знаниями и умениями использования средств информационных технологий в профессиональной деятельности становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Это особенно актуально для военнослужащих, чья деятельность связана с выполнением различных задач, решение которых зачастую наиболее продуктивно осуществимо с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Постоянные изменения, происходящие в обществе, требуют от военнослужащих качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к решению любых проблем. В связи с этим главной ценностью при обучении военнослужащих становятся развитие их способностей творчески использовать знания, полученные при изучении информатики, решать профессиональные задачи, возникающие в повседневной служебной деятельности. Государству сегодня

101

нужен не только сильный военный, способный выполнить приказ, но и грамотный специалист, человек, готовый к разработке, принятию и созданию нового, способный не только воспроизводить готовые решения, но и привносить в решение разнообразных профессиональных задач что-то новое, решающий специальные задачи с использование прогрессивных методов. Это может быть, если военнослужащие должны иметь не только уровень подготовки студентов гражданских высших учебных заведениях, но и быть ориентированными на использование полученных знаний в военной службе [9].

В Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище (военном институте) было принято решение разработать систему практических задач военной направленности по информатике и информационным технологиям, направленную на формирование готовности будущих офицеров спецназа к использованию знаний по информатике в профессиональной деятельности. Задания должны охватывать весь курс практических и лабораторных занятий по учебной дисциплине, а также к каждому занятию должна быть вариативная часть, чтобы преподаватель мог использовать задания в соответствии с подготовкой подразделения, каждого курсанта.

Разработанное учебное пособие по информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельности [10] содержит теоретические сведения по изучаемым вопросам; практикум - краткие теоретические сведения, которые потребуются к конкретному занятию, ссылки на ранее приведённую информацию и примеры выполнения заданий, а также большой перечень специальных заданий военной направленности (к каждому занятию около 30 % дополнительных заданий и заданий повышенной сложности) [11].

После апробации использования практикума и пособия будет разработан электронный учебно-методический ресурс по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», основанный на использовании системы практических заданий по информатике, которые необходимо уметь решать офицеру подразделений специального назначения и знать курсанту при обучении в вузе.

Имеющаяся в вузе методика обучения информатике основана на использовании системы профессионально ориентированных задач, которые можно решить средствами информатики, это позволяет готовить выпускников вуза к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Курсанты изучают прикладное программное обеспечение в профессиональной деятельности: переводчики - системы автоматизированного перевода, сервисы on-line перевода, интеллектуальные информационные технологии, информационные технологии поддержки принятия решений, информационные технологии экспертных систем в армии, автоматизированные системы управления войсками (АСУВ) и другие вопросы. Изучаются различные виды и примеры АСУ, подробно знакомятся с автоматизированной системой управления войсками «Андромеда-Д», основами работы АСУВ, концепцией автоматизированной системы управления боевыми действиями Сухопутных войск АСУВ, способами выбора цели АСУВ, постановкой задач АСУВ, технологией, протоколами и форматами передачи информации, функциональным составом АСУВ. Кроме того изучают цифровое поле боя, работу коммуникатора пехотинца АСУВ, аппаратнопрограммное обеспечение АСУВ. Также изучают основы работы в геоинформационных системах, их основные возможности, решают тактические задачи с использованием карт местности: создание тактических знаков и нанесение их на карту, получение справочной информации об объекте электронной карты, работа со слоями и отдельньгми объектами, выполнение расчётов по карте. Курсанты, используя электронную карту, создают опорный пункт подразделения, располагая необходимые объекты. Выполнение этих операций вплотную связано с профессиональной деятельностью курсантов, умение работать с картами в бумажном виде (топография) и в электронном (информатика) позволяют повысить уровень знаний сразу по нескольким специальным дисциплинам [9].

Анализ имеющихся исследований позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единых подходов в определении понятия «образовательная среда», в

102

понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Вместе с тем обучение, воспитание и развитие личности происходит не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей личности, но и детерминированы условиями образовательной среды, ее психологическим ресурсным содержанием, а именно, использование субъектами образовательного процесса развивающих возможностей образовательной среды (ресурсы); ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия; творческий характер образовательной среды, творческий педагог [23, С. 129].

При выполнении заданий курсанты должны уметь находить объект по координатам, по названию, оценивать скорость передвижения военнослужащих в определённых условиях, задаваемых преподавателем.

Образование можно назвать основным каналом приобщения учащегося к базовым постулатам культуры, образования и профессии. Именно ценности, к которым приобщился учащийся в процессе обучения в средней школе, влияют на его отношение к семье, окружению, будущей профессии. Именно поэтому аксиологический подход становится определяющим в процессе формирования межкультурной компетенции [22, С. 117]. Изменение условий современной российской действительности привело к необходимости появления педагога, сформировавшегося как постоянно развивающаяся профессионально компетентная личность с собственной активной субъектной позицией. Именно субъектная позиция придает педагогу социальную и профессиональную устойчивость, повышает его конкурентоспособность, помогает осознанно выстраивать этапы своего профессионального пути [14, С. 98].

Историю человеческой цивилизации можно рассмотреть, как цепь истории информационных революций, каждая из которых является качественным скачком в технологии сбора, хранения и передачи информации от одного субъекта к другому. Сегодня доступность информационных ресурсов является одним из решающих факторов эффективности многих видов деятельности человека. Широкое распространение электронных банков данных, которые хранят разнообразную информацию и выдают ее немедленно, создает предпосылки для повышения эффективности деятельности человека. Поэтому одна из главных задач образования сегодня, наряду с рядом других не менее важных, является формирование свободной, ответственной личности, которая легко ориентируется в обществе, быстро меняется. Однако практика показывает, что одно из главных препятствий в решении этой задачи - низкий уровень интереса у учащихся к обучению.

Литература

1. Бледных О.И. Активные методы обучения // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 118-120.

2. Вальцев С.В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52.

3. Вальцев С.В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 22-25.

4. Вальцев С.В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6 (6). С. 16-19.

5. Вальцев С.В. Компетентностный подход как компонент процесса развития социальнопедагогической деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 9 (9). С. 19-21.

6. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.

7. Веремеева И.Ф. Конфликты в условиях учебной деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 166-169.

103

8. Грачева Ю.В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 120-125.

9. Гужвенко Е.И. Повышение интереса к информационным технологиям за счёт использования профессионально ориентированных заданий // SCI-ARTICLE.RU 2015 № 2

10. Гужвенко Е. И. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие / Е. И. Гужвенко. - Рязань: РВВДКУ, 2014. -246 с.

11. Гужвенко Е. И. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: практикум / Е. И. Гужвенко. - Рязань: РВВДКУ, 2015. - 287 с.

12. Дайкер А.О. Особенности исследования регионоведческого образования в России // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 86-87.

13. Игошина Н.М. Значение математического образования в формировании профессиональной компетенции курсантов военных институтов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 64-67.

14. Казак Е.Г. Компоненты субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 98-100.

15. Калиуллина С.А. Значение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 131-137.

16. Калякина И.М., Чумакова М.Н., Филатова А.И. Электронные учебники как средство улучшения образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 83-84.

17. Колкова Н.А. Применение метода кейса на занятиях по деловому общению // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2 (20). С. 114-116

18. Лепшокова МА. Общекультурные компетенции будущих юристов как условие формирования гражданственности // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 106-108.

19. Лимонов С.А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.

20. Лубенко В.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в методологии стержневой истины // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 108-119.

21. Лубенко В.В., Юркина Г.А., Ильина О.Я. Федеральные государственные образовательные стандарты (фгос), индивидуальность и коммуникация (средовый подход) // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 76-80.

22. Минякова И.В. К вопросу о применении аксиологического подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 117-122.

23. Морозкова НА. Подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности с применением elearning технологий // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 89-94.

24. Мыцык ИА. Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 129-130.

25. Полякова И.А. Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 88-91.

26. Савина Т.Г. Развивающий потенциал образовательной среды // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.

27. Чолак В.В. Интерактивное обучение // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 102-105.

104

28. Шеншина А.П. Грамматический аспект обучения языку специальности в туристическом вузе // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 69-72.

К вопросу о формировании информационной компетентности студентов вуза Новиков С.И.

Новиков Сергей Иванович /Novikov Sergej Ivanovich - студент, факультет психологии,

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев

Аннотация: в статье анализируется формирование информационного поведения у студентов. В последние десятилетия появилось много научных исследований и разработок, посвященных проблеме адаптации человека в информационном обществе. Затрагиваются вопросы информационного мировоззрения, информационного стиля мышления, компьютерной грамотности, сетевого этикета, информационной безопасности, информационного поведения или, обобщая все вышеперечисленное, -вопросы информационной культуры личности и общества в целом.

Ключевые слова: информационное поведение, информационная культура,

познавательная деятельность.

В современных условиях одним из важнейших требований работодателей к выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования является умение владеть информационными технологиями. Таким образом, информационная компетентность будущего педагога является по своей природе необходимым составным компонентом педагогической деятельности в целом. Встает задача формирования такой личности, которая владеет умением выбрать необходимую информацию, систематизировать, усвоить ее на высоком уровне, ориентируется во все возрастающем информационном потоке и готова к обновлению знаний на протяжении всего жизненного пути. Прежде чем определить, что представляет собой понятие «информационная компетентность», обратимся к пониманию сущности компетентности и компетенций. В педагогической литературе существуют различные точки зрения на понимание компетентности и компетенций.

Сегодня постепенно приходит осознание неизбежности перехода от информационной к ценностной педагогике, потребности «одухотворения» образовательной практики. Понятие «духовность» прочно вошло в современный педагогический лексикон. Но, к сожалению, оно стало модным и очень часто используется не в прямом своем значении, а лишь как синоним нравственности, гуманности и т.п. По своей семантике понятие «духовность» достаточно однозначно указывает на принадлежность к области духа, идеальному как противоположности телесному, материальному. И если провозглашается приоритет духовных ценностей, то это влечет за собой кардинальные изменения всей идеологии образования [2, С. 49].

Понимая важность наличия высокого уровня информационной культуры именно у студентов, будущего потенциала и перспективы государства, проблему формирования информационной культуры, информационной компетентности изучают педагоги, философы, социологи, психологи. В психолого-педагогической литературе широко рассматриваются вопросы формирования информационной культуры С. Антоновым, А. Витухновской, В. Сухиным, Н. Гендиной. Исследованию информационной среды и роли в ней человеческого фактора посвящены работы П. Сорокина, В. Манталовой, А. Соколовой, А. Ершова.

Изменение условий современной российской действительности привело к необходимости появления педагога, сформировавшегося как постоянно развивающаяся

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.