Научная статья на тему 'Повышение интереса к информационным технологиям'

Повышение интереса к информационным технологиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АСУВ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Сергей Иванович

В статье рассматривается проблема формирования способности будущих офицеров использовать знания, полученные при изучении информатики в профессиональной деятельности. Проблема является актуальной в условиях модернизации российской системы военного образования. Использование разработанных практикума и учебного пособия по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» показало важность применения практико-ориентированных задний военной направленности при обучении курсантов, так как выявлено значительное повышение мотивации к изучению информатики, возросла успеваемость курсантов не только на информатике, но и на специальных дисциплинах, где обучаемые применяли полученные знания, процесс формирования знаний по информатике у будущих офицеров показал также их высокую готовность к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение интереса к информационным технологиям»

Повышение интереса к информационным технологиям

Новиков С. И.

Новиков Сергей Иванович /Novikov Sergej Ivanovich - студент, факультет психологии,

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования способности будущих офицеров использовать знания, полученные при изучении информатики в профессиональной деятельности. Проблема является актуальной в условиях модернизации российской системы военного образования. Использование разработанных практикума и учебного пособия по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» показало важность применения практико-ориентированных задний военной направленности при обучении курсантов, так как выявлено значительное повышение мотивации к изучению информатики, возросла успеваемость курсантов не только на информатике, но и на специальных дисциплинах, где обучаемые применяли полученные знания, процесс формирования знаний по информатике у будущих офицеров показал также их высокую готовность к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, АСУВ, геоинформационные технологии.

Современные педагогические технологии акцентируют преподавателя на умении конструировать не только занятие, но и создавать особую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Являясь одними из наиболее эффективных методов группового взаимодействия, активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения студентами своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды [1, с. 118]. При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана [27, с. 105]. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года дает установку образовательным профессиональным организациям на подготовку высококвалифицированных специалистов современного уровня. Это предполагает не только разностороннее развитие личности, способной к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, самообразованию и самореализации, но и целый комплекс организационно-педагогических мероприятий. В частности, значительное внимание уделяется электронному обучению [23, с. 89].

В современных условиях развитая личность, владеющая знаниями и умениями использования средств информационных технологий в профессиональной деятельности, становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Это особенно актуально для военнослужащих, чья деятельность связана с выполнением различных задач, решение которых зачастую наиболее продуктивно осуществимо с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Постоянные изменения, происходящие в обществе, требуют от военнослужащих качеств, позволяющих творческ и продуктивно подходить к решению любых проблем. В связи с этим главной ценностью при обучении военнослужащих становятся развитие их способностей творчески использовать знания, полученные при изучении информатики, решать профессиональные задачи, возникающие в повседневной служебной деятельности. Государству сегодня нужен не только сильный военный, способный выполнить приказ, но и грамотный специалист, человек, готовый к разработке, принятию и созданию нового, способный не только воспроизводить готовые решения, но и привносить в решение разнообразных профессиональных задач что-то новое, решающий специальные задачи с использование прогрессивных методов. Это может быть, если военнослужащие должны иметь не только уровень подготовки студентов в гражданских высших учебных заведениях, но и быть ориентированными на использование полученных знаний в военной службе [9].

В Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище (военном институте) было принято решение разработать систему практических задач военной направленности по информатике и информационным технологиям, направленную на формирование готовности будущих офицеров спецназа к использованию знаний по информатике в профессиональной деятельности. Задания должны охватывать весь курс практических и лабораторных занятий по учебной дисциплине, а также к каждому занятию должна быть вариативная часть, чтобы преподаватель мог использовать задания в соответствии с подготовкой подразделения, каждого курсанта.

Разработанное учебное пособие по информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельности [10] содержит теоретические сведения по изучаемым вопросам; практикум - краткие теоретические сведения, которые потребуются к конкретному занятию, ссылки на ранее приведённую информацию и примеры выполнения заданий, а также большой перечень специальных заданий военной направленности (к каждому занятию около 30 % дополнительных заданий и заданий повышенной сложности) [11].

После апробации использования практикума и пособия будет разработан электронный учебно-методический ресурс по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», основанный на использовании системы практических заданий по информатике, которые необходимо уметь решать офицеру подразделений специального назначения и знать курсанту при обучении в вузе.

Имеющаяся в вузе методика обучения информатике основана на использовании системы профессионально ориентированных задач, которые можно решить средствами информатики, это позволяет готовить выпускников вуза к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Курсанты изучают прикладное программное обеспечение в профессиональной деятельности: переводчики -системы автоматизированного перевода, сервисы on-line перевода, интеллектуальные информационные

технологии, информационные технологии поддержки принятия решений, информационные технологии экспертных систем в армии, автоматизированные системы управления войсками (АСУВ) и другие вопросы. Изучаются различные виды и примеры АСУ, подробно знакомятся с автоматизированной системой управления войсками «Андромеда-Д», основами работы АСУВ, концепцией автоматизированной системы управления боевыми действиями Сухопутных войск АСУВ, способами выбора цели АСУВ, постановкой задач АСУВ, технологией, протоколами и форматами передачи информации, функциональным составом АСУВ. Кроме того изучают цифровое поле боя, работу коммуникатора пехотинца АСУВ, аппаратно-программное обеспечение АСУВ. Также изучают основы работы в геоинформационных системах, их основные возможности, решают тактические задачи с использованием карт местности: создание тактических знаков и нанесение их на карту, получение справочной информации об объекте электронной карты, работа со слоями и отдельными объектами, выполнение расчётов по карте. Курсанты, используя электронную карту, создают опорный пункт подразделения, располагая необходимые объекты. Выполнение этих операций вплотную связано с профессиональной деятельностью курсантов, умение работать с картами в бумажном виде (топография) и в электронном (информатика) позволяют повысить уровень знаний сразу по нескольким специальным дисциплинам [9].

Анализ имеющихся исследований позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единых подходов в определении понятия «образовательная среда», в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Вместе с тем обучение, воспитание и развитие личности происходит не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуальнопсихологических особенностей личности, но и детерминированы условиями образовательной среды, ее психологическим ресурсным содержанием, а именно, использование субъектами образовательного процесса развивающих возможностей образовательной среды (ресурсы); ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия; творческий характер образовательной среды, творческий педагог [23, с. 129].

При выполнении заданий курсанты должны уметь находить объект по координатам, по названию, оценивать скорость передвижения военнослужащих в определённых условиях, задаваемых преподавателем.

Образование можно назвать основным каналом приобщения учащегося к базовым постулатам культуры, образования и профессии. Именно ценности, к которым приобщился учащийся в процессе обучения в средней школе, влияют на его отношение к семье, окружению, будущей профессии. Именно поэтому аксиологический подход становится определяющим в процессе формирования межкультурной компетенции [22, с. 117]. Изменение условий современной российской действительности привело к необходимости появления педагога, сформировавшегося как постоянно развивающаяся профессионально компетентная личность с собственной активной субъектной позицией. Именно субъектная позиция придает педагогу социальную и профессиональную устойчивость, повышает его конкурентоспособность, помогает осознанно выстраивать этапы своего профессионального пути [14, с. 98].

При подготовке к занятию по использованию геоинформационных технологий в деятельности военнослужащего курсанты готовят не только материал по информатике, но и отвечают на контрольные вопросы, связанные с профессиональной областью деятельности, ответы на которые необходимы на занятии. Таким образом, курсанты понимают необходимость изучения информатики и повторяют сведения, изученные ранее на специальных кафедрах. Разработка автоматизированного рабочего места (АРМ) военного специалиста на занятии позволяет изучить новые возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности военнослужащего. Знакомясь с АРМ специалиста профессионального отбора, курсанты выясняют возможности изучения абитуриентов и военнослужащих с использованием АРМ, что будет полезно при изучении психологии.

Литература

1. Бледных О. И. Активные методы обучения // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 118-120.

2. Вальцев С. В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52.

3. Вальцев С. В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 22-25.

4. Вальцев С. В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6 (6). С. 16-19.

5. Вальцев С. В. Компетентностный подход как компонент процесса развития социально-педагогической деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 9 (9). С. 19-21.

6. Вальцев С. В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования.

2012. № 1 (1). С. 8-12.

7. Веремеева И. Ф. Конфликты в условиях учебной деятельности // Проблемы современной науки и образования.

2013. № 3 (17). С. 166-169.

8. Грачева Ю. В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 120-125.

9. Гужвенко Е. И. Повышение интереса к информационным технологиям за счёт использования профессионально ориентированных заданий // SCI-ARTICLE.RU 2015 № 2.

10. Гужвенко Е. И. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие / Е. И. Гужвенко. - Рязань: рВвДКУ, 2014. - 246 с.

11. Гужвенко Е. И. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: практикум / Е. И. Гужвенко. - Рязань: рВвДКУ, 2015. - 287 с.

12. Дайкер А. О. Особенности исследования регионоведческого образования в России // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 86-87.

13. Игошина Н. М. Значение математического образования в формировании профессиональной компетенции курсантов военных институтов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 64-67.

14. Казак Е. Г. Компоненты субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 98-100.

15. Калиуллина С. А. Значение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 131-137.

16. Калякина И. М., Чумакова М. Н., Филатова А. И. Электронные учебники как средство улучшения образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 83-84.

17. Колкова Н. А. Применение метода кейса на занятиях по деловому общению // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2 (20). С. 114-116.

18. Лепшокова М. А. Общекультурные компетенции будущих юристов как условие формирования гражданственности // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 106-108.

19. Лимонов С. А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.

20. Лубенко В. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в методологии стержневой истины // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 108-119.

21. Лубенко В. В., Юркина Г. А., Ильина О. Я. Федеральные государственные образовательные стандарты (фгос), индивидуальность и коммуникация (средовый подход) // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 76-80.

22. Минякова И. В. К вопросу о применении аксиологического подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 117-122.

23. Морозкова Н. А. Подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности с применением e-leaming технологий // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 89-94.

24. Мыцык И. А. Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 129-130.

25. Полякова И. А. Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 88-91.

26. Савина Т. Г. Развивающий потенциал образовательной среды // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.

27. Чолак В. В. Интерактивное обучение // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 102-105.

28. Шеншина А. П. Грамматический аспект обучения языку специальности в туристическом вузе // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 69-72.

29. Мирсанова Е.А. Дифференцированная работа на уроках истории // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 112-114.

30. Здор Е.В., Шабанов А.Г. Роль профсоюзной организации в профессиональном развитии студента педагогического вуза // Наука, техника и образование. 2014. № 3 (3). С. 115-117.

31. Белякова М.А. Исследование особенностей эмоционального «выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 110-113.

32. Попкова М.А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 111-113.

33. Цедякова Ж.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 94-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.