Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ И СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЗЮДОИСТОВ 17-18 ЛЕТ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ 90, 100 КГ И ВЫШЕ С УЧЕТОМ СТРУКТУРНОСОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ И СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЗЮДОИСТОВ 17-18 ЛЕТ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ 90, 100 КГ И ВЫШЕ С УЧЕТОМ СТРУКТУРНОСОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ДЗЮДОИСТЫ / ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ 90 / 100 КГ И ВЫШЕ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ / ТЕМП ДВИЖЕНИЙ / СКОРОСТНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / YOUNG JUDOKA / WEIGHT CATEGORIES 90 / 100 KG AND MORE / TRAINING PROCESS / EDUCATION / MOTION TEMPO / SPEED ENDURANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кабанова Е.А.

Цель исследования состоит в характеристике специфики воспитания темпа движений и скоростной выносливости у дзюдоистов 17-18 лет весовых категорий 90, 100 кг и выше с учетом структурно-содержательных компонентов соревновательной активности. На основе методов исследования (самоанализа и педагогического анализа трудностей реализации темпа техникотактических приемов и их комбинаций, хронологического анализа структурно-содержательных компонентов соревновательного противоборства, оценочных суждений судей; корреляционного анализа) выявлен ряд фактов. Охарактеризованы существенные различия в содержании учебнотренировочных занятий и объемов нагрузки, направленных на воспитание темпа движений и скоростной выносливости у дзюдоистов разных весовых категорий. Актуализирована значимость полноценной реализации скоростных способностей у представителей весовых категорий 90, 100 кг и выше на фоне принципиального сокращения тренировочного времени на воспитание темпа движений и скоростной выносливости. Определено, что основная трудность соревновательного противоборства дзюдоистов данных весовых категорий состоит в необходимом разрешении противоречия -осуществлении тактической задачи на фоне соревновательно значимого возрастания темпа ее реализации. Темп реализации технических элементов и их комбинаций в наступательной, оборонительной, разведывательной, выжидательной тактиках отражает степень задействования в них скоростного компонента тренировочной и соревновательной деятельности. Показана динамика возрастания компонента нагрузки с проявлением скоростной выносливости в ходе соревновательного противоборства. Определена направленность методических рекомендаций при организации содержания учебной деятельности данных спортсменов с ориентацией на воспитание темпа движений и скоростной выносливости при различных тактиках ведения соревновательного поединка. Выявлено, что недостаточная эффективность технико-тактического приема при высокой скорости его исполнения связана с неготовностью спортсмена к реализации точности движения. Неуспех при низкой скорости исполнения технического элемента обусловлен уменьшением скорости нарастания силы - градиента силы, «растягиванием» момента усилия во времени, и, как следствие - меньшим противоборствующим потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кабанова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE UPBRINGING OF THE PACE OF MOVEMENTS AND SPEED ENDURANCE AMONG JUDO PLAYERS 17-18 YEARS OLD, WEIGHT CATEGORIES 90, 100 KG AND HIGHER, TAKING INTO ACCOUNT THE STRUCTURAL AND CONTENT COMPONENTS OF COMPETITIVE ACTIVITY

The purpose of the study is to characterize the education specifics of motion tempo and speed endurance in judokas of 17-18 years old of weight categories 90, 100 kg and more taking into account the structural-content components of competitive activity. Based on research methods (self-analysis and pedagogical analysis of the tempo implementing difficulties of technical-tactical techniques and their combinations, chronological analysis of the structural-content components of competitive confrontation, judges' evaluative mentioning; correlation analysis) a number of facts have been revealed. Substantial differences in the training sessions content and in the amount of training load aimed at developing the motion tempo and speed endurance in judokas of different weight categories are characterized. The importance of speed abilities full-fledged realization in representatives of 90, 100 kg and more weight categories has been updated against the background of a fundamental reduction in training time to educate motion tempo and speed endurance. It has been determined that the main difficulty of the competitive contest between judokas of these weight categories is the contradiction necessary resolution - the tactical task implementation against the background of the competitive and significant increase in the tempo of its realization. The implementation tempo of technical elements and their combinations in offensive, defensive, reconnaissance, waiting tactics reflects the involvement degree of training and competitive activity speed component in them. Dynamics of load component increase with speed endurance manifestation during competitive confrontation is shown. Methodical recommendations have been defined in the course of organizing the training activities content of these athletes with the aim of motion tempo and speed endurance education under different tactics of competitive combat. It is revealed that insufficient efficiency of technical and tactical technique at high speed of its execution is associated with the athlete's unreadiness to implement the movement accuracy. The technical element failure at a low speed execution is due to the speed reduction of force increase - force gradient, by «stretching» the effort moment in time, and, as a consequence, to the less opposing potential.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ И СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЗЮДОИСТОВ 17-18 ЛЕТ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ 90, 100 КГ И ВЫШЕ С УЧЕТОМ СТРУКТУРНОСОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Демьяненко, Ю.К. Теоретическое обоснование рационального построения учебного процесса по физической подготовке на начальном этапе обучения курсантов / Ю.К. Демьяненко, Л.Ф. Евсеева // Сборник статей Военного института физической культуры. -1982. - Вып. 2. - С. 66-70.

2. Ивахненко, Г.А. Научно-методические аспекты физической культуры начального этапа обучения вузах / Г.А. Ивахненко ; Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2017. - 167 с.

3. Кашин, Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения (на примере вузов МВД) : дис. ... канд. пед. наук / Кашин Николай Игоревич. - Санкт-Петербург, 2005. - 219 с.

4. Гнездилов, М.А. Целесообразность применения метода сопряженного воздействия в процессе подготовки баскетболистов в условиях вуза / М.А. Гнездилов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. -С. 4441-4445. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55153.htm.

REFERENCES

1. Demyanenko, Yu.K. (1982), "Theoretical basis for the rational construction of the educational process in physical training at the initial stage of training of cadets", Collection of articles of Military institute of physical culture, Issue 2, pp. 66-70.

2. Ivahnenko, G.A. (2018), Scientific and methodological aspects of physical culture of the initial stage of training in universities, S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg.

3. Kashin, N.I. (2005), The content and methodology ofprofessional-applied physical training of cadets of universities of security agencies at the initial stage of training (on the example of universities of the Ministry of Internal Affairs, dissertation, St. Petersburg.

4. Gnezdilov, MA. (2014), "The expediency of applying the method of conjugate influence in the process of preparing basketball players in a university setting", Scientific-methodical electronic journal Concept, Vol. 20, available at: http://e-koncept.ru/2014/55153.htm.

Контактная информация: ivakhnenko@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 21.09.2020

УДК 796.853.23

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ И СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЗЮДОИСТОВ 17-18 ЛЕТ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ 90, 100 КГ И ВЫШЕ С УЧЕТОМ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Екатерина Александровна Кабанова, аспирант, Московский педагогический государственный университет

Аннотация

Цель исследования состоит в характеристике специфики воспитания темпа движений и скоростной выносливости у дзюдоистов 17-18 лет весовых категорий 90, 100 кг и выше с учетом структурно-содержательных компонентов соревновательной активности. На основе методов исследования (самоанализа и педагогического анализа трудностей реализации темпа технико-тактических приемов и их комбинаций, хронологического анализа структурно-содержательных компонентов соревновательного противоборства, оценочных суждений судей; корреляционного анализа) выявлен ряд фактов. Охарактеризованы существенные различия в содержании учебно-тренировочных занятий и объемов нагрузки, направленных на воспитание темпа движений и скоростной выносливости у дзюдоистов разных весовых категорий. Актуализирована значимость полноценной реализации скоростных способностей у представителей весовых категорий 90, 100 кг и выше на фоне принципиального сокращения тренировочного времени на воспитание темпа движений и скоростной выносливости. Определено, что основная трудность соревновательного противоборства дзюдоистов данных весовых категорий состоит в необходимом разрешении противоречия -

осуществлении тактической задачи на фоне соревновательно значимого возрастания темпа ее реализации. Темп реализации технических элементов и их комбинаций в наступательной, оборонительной, разведывательной, выжидательной тактиках отражает степень задействования в них скоростного компонента тренировочной и соревновательной деятельности. Показана динамика возрастания компонента нагрузки с проявлением скоростной выносливости в ходе соревновательного противоборства. Определена направленность методических рекомендаций при организации содержания учебной деятельности данных спортсменов с ориентацией на воспитание темпа движений и скоростной выносливости при различных тактиках ведения соревновательного поединка. Выявлено, что недостаточная эффективность технико-тактического приема при высокой скорости его исполнения связана с неготовностью спортсмена к реализации точности движения. Неуспех при низкой скорости исполнения технического элемента обусловлен уменьшением скорости нарастания силы - градиента силы, «растягиванием» момента усилия во времени, и, как следствие - меньшим противоборствующим потенциалом.

Ключевые слова: юные дзюдоисты; весовые категории 90, 100 кг и выше; учебно-тренировочный процесс; воспитание; темп движений; скоростная выносливость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p124-132

SPECIFICS OF THE UPBRINGING OF THE PACE OF MOVEMENTS AND SPEED ENDURANCE AMONG JUDO PLAYERS 17-18 YEARS OLD, WEIGHT CATEGORIES 90, 100 KG AND HIGHER, TAKING INTO ACCOUNT THE STRUCTURAL AND CONTENT COMPONENTS OF COMPETITIVE ACTIVITY

Ekaterina Alexandrovna Kabanova, the post-graduate student, Moscow Pedagogical State

University

Abstract

The purpose of the study is to characterize the education specifics of motion tempo and speed endurance in judokas of 17-18 years old of weight categories 90, 100 kg and more taking into account the structural-content components of competitive activity. Based on research methods (self-analysis and pedagogical analysis of the tempo implementing difficulties of technical-tactical techniques and their combinations, chronological analysis of the structural-content components of competitive confrontation, judges' evaluative mentioning; correlation analysis) a number of facts have been revealed. Substantial differences in the training sessions content and in the amount of training load aimed at developing the motion tempo and speed endurance in judokas of different weight categories are characterized. The importance of speed abilities full-fledged realization in representatives of 90, 100 kg and more weight categories has been updated against the background of a fundamental reduction in training time to educate motion tempo and speed endurance. It has been determined that the main difficulty of the competitive contest between judokas of these weight categories is the contradiction necessary resolution - the tactical task implementation against the background of the competitive and significant increase in the tempo of its realization. The implementation tempo of technical elements and their combinations in offensive, defensive, reconnaissance, waiting tactics reflects the involvement degree of training and competitive activity speed component in them. Dynamics of load component increase with speed endurance manifestation during competitive confrontation is shown. Methodical recommendations have been defined in the course of organizing the training activities content of these athletes with the aim of motion tempo and speed endurance education under different tactics of competitive combat. It is revealed that insufficient efficiency of technical and tactical technique at high speed of its execution is associated with the athlete's unreadiness to implement the movement accuracy. The technical element failure at a low speed execution is due to the speed reduction of force increase - force gradient, by «stretching» the effort moment in time, and, as a consequence, to the less opposing potential.

Keywords: young judoka; weight categories 90, 100 kg and more; training process; education; motion tempo; speed endurance.

ВВЕДЕНИЕ

Успешность спортивной тренировки дзюдоистов 17-18 лет весовых категорий 90 кг, 100 кг и выше связана со своевременным выявлением проблемных зон замедления

технико-тактических действий, потери их эффективности, которая определяется в ряду факторов избранной тактикой с позиции проявления взрывной силы, скорости одиночного движения, темпа движений, скоростной выносливости. Вопросы воспитания темпа движений и скоростной выносливости у дзюдоистов рассматриваются рядом авторов [1, 2, 5, 6]. Вместе с тем, не в полной мере раскрыта специфика организации тренировочного процесса и реализации в нем скоростных способностей у представителей весовых категорий 90 кг, 100 кг и выше. Рассматривая направленность и содержание учебно-тренировочного процесса юных дзюдоистов, в основе физической и функциональной подготовленности спортсменов лежит «совершенствование реализации основных технико-тактических задач спортивной подготовки с использованием разнообразных средств и методов обучения, режима занятий, параметров нагрузки» [4].

Ранее нами раскрыты подходы к совершенствованию подготовки юных дзюдоистов тяжелых весовых категорий к скоростной стратегии ведения противоборства [3]. Анализ проявлений скоростных способностей юными дзюдоистами в контрольном или соревновательном поединке позволят понять методические особенности организации тренировочного процесса. В связи с этим цель исследования: охарактеризовать специфику воспитания темпа движений и скоростной выносливости у дзюдоистов 17-18 лет весовых категорий 90, 100 кг и выше с учетом структурно-содержательных компонентов соревновательной активности.

Методы и организация исследования: самоанализ и педагогический анализ трудностей темпа реализации технико-тактических приемов и их комбинаций, педагогический (хронологический) анализ структурно-содержательных компонентов соревновательного противоборства, оценочных суждений судей, корреляционный анализ (непараметрическая статистика, коэффициент Spearman). Контингент испытуемых: 50 дзюдоистов 17-18 лет, 30 тренеров по дзюдо.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический анализ профессиональных суждений тренеров о распределении объемов нагрузки на преимущественную реализацию скоростных способностей позволяет констатировать недостаточное внимание к представителям весовых категорий 90, 100 кг и выше (таблица 1).

Таблица 1 - Специфика содержания учебно-тренировочных занятий и объемов нагрузки, направленных на воспитание темпа движений и скоростной выносливости у дзюдоистов разных весовых категорий (по данным тренеров, п=50)_

Содержание учебно-тренировочных занятий Объем тренировочного времени (%) в отечественных традициях спортивной тренировки

60 кг, 66 кг, 73 кг, 81 кг 90 кг, 100 кг, свыше 100 кг

с направленностью на развитие темпа движений (выполнение бросков на скорость после дня борьбы) 15±2,4 3±1,2

с направленностью на развитие скоростной выносливости 45±3,7 7±1,3

Анализ соревновательного противоборства 50 спортсменов (его примеры приводятся в таблицах 2 и 3) в полной мере отражает результаты потери темпа исполнения технических действий и комбинаций, что снижает эффективность их успешной реализации. В ходе 25 соревновательных поединков выявлена тенденция к снижению темпа соревновательной активности на второй минуте соревновательного противоборства. Кроме того, анализ 25 поединков показал, что в 10% темп снижается на временном соревновательном отрезке - Г50"; в 17% - 1'30''; в 25% - 2'10''. Хронологический анализ выполнения технических приемов в соревновательном противоборстве с соперником при реализации различных тактик (наступательной (Н), оборонительной (О), разведывательной (Р), выжидательной (В)) отразил специфику задействования (или не задействования) скоростных

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). способностей.

Таблица 2- Анализ соревновательной нагрузки на предмет проявления скоростной выносливости (СВ), Первенство России г. Назрань 22.11.2018, участники: спортсмен 1

Хронометраж соревновательной деятельности по элементам Темп выполнения, балл: 33,66,99 Тактическая задача ТП Эффект технического приема Самооценка проявления СВ, %

3'52'' взятие захвата средний, 66 Р Положительный 80

3'45'' корейская спина с колен, Reverse Kata Guruma высокий, 99 Н положительный, без оценки 95

3'36'' переход удержание сбоку, Hon-kesa-gatame высокий, 99 Н положительный, без фиксации 80

3'16''взятие захвата средний, 66 В Неэффективно 65

3'00''перемещение средний, 66 В связь с последующим ТП 50

2'48'' бросок через спину с колен, Seoi-otoshi высокий, 99 Н Неэффективно 75

2'40'' борьба в партере, Ne-wasa высокий, 99 О Положительный 80

2'25''взятие захвата средний, 66 О Неэффективно 55

1'57'' бросок через спину с колен, Seoi-otoshi средний, 66 Н соперник выполнил скоростной контрприем, оценка Waza-Ari 40

1'40'' взятие захвата средний, 66 Н Неэффективно 45

1'30'' падение на колени низкий, 33 О связь с последующей борьбой в партере 40

1'20'' защита от рычага локтя захватом руки между ног, Ude-hishigi-juji-gatame средний, 66 О Эффективно 45

57'' взятие захвата низкий, 33 О связь с после-дующим ТП 30

50'' падение на колени низкий, 33 О соперник переходит в борьбу в партере, №-wasa, удушение сзади отворотом, выключая руку, Kata-ha-jime 25

Примечание: темп выполнения - низкий (33,3 балла); средний (66,6); высокий (99,9); ТП* - технический прием; СС** - скоростные способности

Недостаточная эффективность технико-тактического приема при высокой скорости его исполнения связана с неготовностью спортсмена к реализации точности движения. Тогда как неуспех при низкой скорости исполнения технического элемента связан с уменьшением скорости нарастания силы - градиента силы, «растягиванием» момента усилия во времени, и соответственно, меньшим противоборствующим потенциалом.

Таблица 3 - Анализ соревновательной нагрузки дзюдоистов на предмет реализации скоростной выносливости, Первенство России г. Назрань 22.11.2018, Спортсмен 1 КМС -Спортсмен 2 КМС, весовая категория 100 кг___

Хронометраж соревновательной деятельности по элементам Темп выполнения, балл: Тактическая задача ТП* Соревновательный эффект ТП Самооценка СС**, % проявления

3'52'' взятие захвата средний, 66 Р положительный 30

3'44'' перемещение средний, 66 Р связь с последующим ТП 35

3'30'' спортсмену С.И. объявлено «шидо» (Shido)

3'13''срыв захвата, перехват высокий, 99 Н положительный 60

2'54''контрприем выведение из равновесия туловищем, бодок средний, 66 О неэффективно 45

2'41'' взятие захвата средний, 66 В связь с последующим ТП 40

2'40'' спортсменам объявлено «шидо» (Shido)

2' 21''бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри (Uti-maki-komi), средний, 66 Н неэффективно 50

Хронометраж соревновательной деятельности по элементам Темп выполнения, балл: Тактическая задача ТП* Соревновательный эффект ТП Самооценка СС**, % проявления

2'0''бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на-бок после захвата руки под плечо изнутри (ий-так1-кош1) низкий, 33 Н неэффективно 35

1'31'' взятие захвата высокий, 99 Н связь с последующ. ТП 60

1' 20''серия: Бросок с «наматыванием» противника на себя, падением набок после захвата руки под плечо изнутри (Шь так1-кот1), передняя подножка (Та1^овЫ), боковая подсечка, Окип-а8Ы-Ьат высокий, 99 Н связь с последующим ТП 75

1'14'' бросок через спину с колен (8ео1^овЫ) высокий, 99 Н положительный, (Waza-Лп) 80

1'12'' переход на рычаг локтя захватом руки между ног (Ше-Ыshigi-juji-gatame) высокий, 99 Н неэффективно 85

56'' взятие захвата высокий, 99 О связь с последующим ТП 70

50'' контрприем выведение из равновесия руками, ИЫ^овЫ высокий, 99 О неэффективно 65

32'' взятие захвата высокий, 99 О связь с последующим ТП 60

24'' переход на удержание верхом (Tate-shiho-gatame) высокий, 99 О неэффективно 75

7'' выведение из равновесия туловищем (бодок) высокий, 99 О неэффективно 85

Педагогический анализ темпа реализации технических элементов и их комбинаций в тактиках: наступательной, оборонительной, разведывательной, выжидательной - по данным суждений 20 тренеров позволили выстроить иерархию скоростных проявлений тактик. Наступательная тактика по проявлению скоростных характеристик была условно оценена подавляющим большинством тренеров на 4 балла, оборонительная - 3 балла, разведывательная - 2 балла, выжидательная - 1 балл. Характеризуя сравнение темпа выполнения технического приема и комбинации с реализуемой тактической задачей технического приема (или комбинации) г= 0,366719. Анализ корреляционных связей позволил построить плеяду взаимосвязи показателей, характеризующих скоростных стратегий реализации тактической задачи (рисунок 1).

Рисунок 1 - Корреляционная плеяда весомых связей, отражающая особенности скоростной стратегии реализации технического приема. Statistica: Spearman Rank Order Correlations (Spreadsheet1) MD pairwise deleted. Marked correlations are significant at p <0,05000

Расчетное значение коэффициента корреляции между педагогической оценкой и самооценкой о степени значимости проявления темпа движений и скоростной выносливости в ходе соревновательного поединка составляет r= 0,861052 (Spearman Rank Order

Correlations (Spreadsheet3) MD pairwise deleted Marked correlations are significant at p <,05000). Между тактической задачей и темпом ее выполнения (по данным двух соревновательных схваток) - значение коэффициента корреляции достоверно при p>0,05, (0,427364).

Значимость воспитания скоростной выносливости (рисунок 2) усиливается при анализе восприятия субъективных ощущений о динамике проявления скоростной выносливости и самоощущений ее сложности.

Динамика возрастания компонента нагрузки с проявлением скоростной выносливости

Порядковый номер технического приема в соревновательном поединке

Рисунок 2 - Динамика возрастания скоростного компонента соревновательной нагрузки в ее восприятии квалифицированными дзюдоистами в поединке «спортсмен 1 - спортсмен 2», Первенство России г. Назрань

22.11.2018

Когда объективно темп действий не увеличивается (по данным педагогической оценки) - их количество в единицу времени, темпо-ритмовые характеристики не изменяются, а субъективная степень сложности возрастает. Данный факт обусловлен утомлением спортсмена, что создает необходимость целенаправленного изучения вопросов воспитания скоростной выносливости на разных отрезках соревновательного поединка у представителей весовых категорий 90 кг,100 кг и более.

С учетом ситуационной активности противоборствующего соперника в процессе спортивной тренировки мы реализовывали темповое исполнение упражнений на более слабом сопернике, что позволяло ведущему спортсмену ощутить темп движений и удерживать его. Это было возможно при смене спарринг-партнера, который менялся на соперника более сильного, как только ведущим спортсменом было освоено удержание темпа.

Методика воспитания темпа движений и скоростной выносливости у дзюдоистов 17-18 лет весовых категорий 90 кг, 100 кг и выше с учетом структурно-содержательных компонентов соревновательной активности базировалась на реализации представленных в таблицах 4, 5 методических рекомендаций, отражающих особенности исполнения связок из 2-х, 3-х, 4-х технических элементов.

В процессе отрезка соревновательного поединка длительностью до 5-6 с. проявляется темп движений, скоростная выносливость - при исполнении связки технических элементов от 10 сек, с включением серии атакующих, контратакующих, защитных, разведывательных, выжидательных приемов, а на фоне утомления - от 6 сек.

В исследовании выявлено высокое значение коэффициента корреляции (Spearman) между педагогической оценкой и самооценкой r= 0,712085, что позволяет ценностно относиться к суждениям юных спортсменов.

Таблица 4 - Методические рекомендации организации содержания учебной деятельности спортсменов весовых категорий 90 кг, 100 кг и выше с ориентацией на воспитание темпа движений и скоростной выносливости при различных тактиках ведения соревновательного поединка

Направление Количественная характеристика Содержание и направленность

Темп движений Связка из 2 технических элементов: подсечка + задняя подножка; подсеч-ка+ подхват; зацеп+ подхват; др. 1. Выбрать соперника слабее, как только темп движений высокий необходимо сменить соперника на более сильного. 2. В каждом тренировочном поединке реализовывать связку каждые 30 секунд. 3. Интервалы отдыха - до полного восстановления.

3 технических элемента: Подсечка + Задняя подножка + вставка+ передняя подножка, Подсечка+ подхват+ подсечка изнутри+ задняя подножка, за-цеп+ подхват+ подсечка изнутри. 1. Выбрать соперника слабее, как только темп движений высокий необходимо сменить соперника на более сильного. 2. В каждом тренировочном поединке реализовывать связку каждые 30 секунд. 3. Интервалы отдыха - до полного восстановления.

4 технических элемента: Подсечка + Задняя подножка + передняя подножка, Подсечка+ подхват+ подсечка изнутри, зацеп+ подхват+ подсечка изнутри+ боковая подсечка. 1. Выбрать соперника слабее, как только темп движений высокий необходимо сменить соперника на более сильного. 2. В каждом тренировочном поединке реализовывать связку каждые 30 секунд. 3. Интервалы отдыха - до полного восстановления.

4 технических элемента и организация атаки в партере: Подсечка + Задняя подножка + передняя подножка и атака в партере ( рычаг локтя, удержание, удушающий). 1. Выбрать соперника слабее, как только темп движений высокий необходимо сменить соперника на более сильного. 2. В каждом тренировочном поединке реализовывать связку каждые 30 секунд 3. Интервалы отдыха - до полного восстановления.

Скоростная выносливость 1. Разбить тренировочный поединок на 4 поединка по 1 мин. 1. Соперник слабее, либо равен по силам. 2. В каждый минутный отрезок поединок необходимо выиграть как отдельный.

2. Разбить тренировочный поединок на 8 поединков по 30 секунд. 1. Соперник слабее, либо равен по силам. 2. В каждый отрезок поединок необходимо выиграть как отдельный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Разбить тренировочный поединок на 16 поединков по 15 секунд. 1. Соперник слабее, либо равен по силам. 2. В каждый отрезок поединок необходимо выиграть как отдельный.

Таблица 5 - Характеристика проявлений скоростных способностей юными дзюдоистами в контрольном поединке (по данным видеоанализа)_

Хронометраж поединка, с. Технико-тактическое действие, серия (ТТД;ТТС); темп Особенности реализации скоростных способностей:

10''- 45'' контратака с переводом в партер; высокий СкОД (скорость одиночного движения): + темп движений (ТД): прочувствование высокого темпа, демонстрация максимальной скорости при проведении контратаки;

50''- 1'10'' контратака после проигранного захвата; низкий скоростная выносливость (СВ): преодоление утомления, ТД высокий;

1'10''-1'27'' взятие захвата, падение на колени, защита в партере; средний ТД: средний, на фоне утомления, уход от борьбы в партер, защита;

1'30''- 1'55'' взятие захвата, контратака, переход в партер, потеря контроля; средний ВзрСи (взрывная сила): ТД высокий, преодолевая утомление, организация контратаки;

2'01''- 2'15'' взятие захвата; средний ВзрСи+СВ: выполнение ТТС на фоне утомления;

2'15''- 2'35'' защита в партере, успешно; средний СкОД+ТД: темп высокий, утомление нарастает;

2'55''- 3'05'' взятие захвата, падение; средний СкВ+ТД: высокий уровень сложности, СкВ на фоне утомления проявляется не в полной мере;

3'15''-3'30'' взятие захвата; средний СкВ+ТД: высокий уровень сложности, ТТС выполнена на высоком ТД;

3'30''-3'55'' проигран захват, проигран подворот, уход от броска; средний СкВ+ТД: высокий темп, на фоне утомление переход в оборонительную тактику;

3'55''-4'0'' контратака, бросок; средний. СкВ: в гонгом выполнен бросок на фоне утомления.

Так в последнем отрезке соревновательного времени степень индивидуальной значимости проявления темпа движений и скоростной выносливости существенно возраста-

ет - от 60% до 85% по сравнению с педагогической оценкой, где она стабильно высока -99 баллов, что говорит о повышающейся актуальности их проявления в финале поединка (рисунок 3).

Динамика возрастания компонента нагрузки с проявлением скоростной выносливости

Порядковый номер технического приема в соревновательном поединке

Рисунок 3. - Кумулятивный эффект возрастания скоростного компонента соревновательной нагрузки у квалифицированных дзюдоистов в соревновательном поединке Спортсмен 1 (КМС) - Спортсмен 2 (КМС) на Первенстве России г. Назрань 22.11.2018, (по данным педагогической оценки и самооценки)

ВЫВОДЫ

1. Проведенный нами педагогический анализ кумулятивного эффекта накопления утомления у квалифицированных дзюдоистов от реализуемого темпа исполнения следующих друг за другом технических элементов в ходе соревновательного поединка, а также результаты самоанализа спортсменов на предмет возрастания скоростного компонента соревновательной нагрузки - позволяют сделать вывод о высокой значимости темпа движений и скоростной выносливости, проявляющейся в соревновательных отрезках различных диапазонов, начиная со второй минуты и преимущественно в конце поединка.

2. Педагогический анализ процентного соотношения времени, затраченного на воспитание скоростной выносливости у дзюдоистов - представителей легкой и тяжелой весовых категорий (соответственно: 45% и 7 %), позволяет констатировать факт изоляции юных дзюдоистов 17-18 лет - представителей тяжелой весовой категории от нагрузок скоростного формата, что отрицательно сказывается на эффективности соревновательной деятельности. Данные спортсмены отмечают недостаточность ее развития, отражающегося в успешности доведения схватки в необходимых темпо-ритмовых характеристиках, обеспечивающих преимущество перед соперником.

3. Процесс воспитания скоростной выносливости у юных дзюдоистов 17-18 лет -представителей тяжелой весовой категории будет наиболее эффективным и оптимизировать результаты соревновательной деятельности, если в структуре учебно-тренировочной деятельности будут применяться комбинации серий технических элементов в тренировочных противоборствах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев, П.Н. Влияние скоростно-силовой подготовленности на технико-тактическую подготовленность дзюдоистов на этапе специализированной базовой подготовки / П.Н. Агеев, Д.П. Запольский // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2018. - № 3-1 (35). - С. 118-122.

2. Горская, И.Ю. Необходимость учета морфотипологических различий в процессе физической и технико-тактической подготовки самбистов / И.Ю. Горская, А.М. Кондаков // Омский

научный вестник. - 2012. - № 4 (111). - С. 229-232.

3. Кабанова, Е.А. Совершенствование подготовки юных дзюдоистов тяжелых весовых категорий к скоростной стратегии ведения противоборства / Е.А. Кабанова, Г.А. Кузьменко, Ч.Т. Иванков // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 2. - С. 63-65.

4. Подлесных, А.А. Направленность и содержание учебно-тренировочного процесса дзюдоистов 14-15 лет на общеподготовительном этапе макроцикла / А.А. Подлесных, Т.К. Ким, Р.К. Ким // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании : сборник трудов межвузовской научно-практической конференции. - Москва, 2017. - С. 306-312.

5. Шиян В.В. Сравнительный анализ эффективности совершенствования специальной работоспособности дзюдоистов различных весовых категорий в макроцикле предсоревновательной подготовки / В.В. Шиян // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). -С. 295-300.

REFERENCES

1. Ageev, P.N. and Zapolsky, D.P. (2018), "The influence of speed and strength training on the technical and tactical training of judokas at the stage of specialized basic training", Current scientific research in the modern world, No. 3-1 (35), pp. 118-122.

2. Gorskaya, I.Yu. and Kondakov, A.M. (2012), "The need to take into account morphotypologi-cal differences in the process of physical and technical-tactical training of sambo wrestlers", Omsk Scientific Bulletin, No. 4 (111), pp. 229-232.

3. Kabanova, E.A., Kuzmenko, G.A. and Ivankov, Ch.T. (2020), "Improve the training of young judokas in heavyweight categories for the high speed strategy of confrontation", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 63-65.

4. Podlesnykh, AA, Kim, T.K. and Kim R.K. (2017), "The direction and content of the educational process of judokas 14-15 years at the general preparatory stage of the macrocycle", Innovations and traditions in modern physical education: proceedings of the interuniversity scientific-practical conference, Moscow, pp. 306-312.

5. Shiyan, V.V. (2017), "Comparative analysis of the effectiveness of improving the special performance of judokas of different weight categories in the macrocycle of pre-competition training", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 11 (153), pp. 295-300.

Контактная информация: e.a.kabanova@bk.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2020

УДК 378.172

АПРОБАЦИЯ ЕДИНОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Ирина Александровна Кабанова, кандидат педагогических наук, Вадим Петрович Чичерин, кандидат педагогических наук, доцент, Нина Васильевна Терехова, старший преподаватель, Татьяна Евгеньевна Сиверкина, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация

В статье рассматривается возможность применения единого комплекса упражнений для занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы с различными видами заболеваний. В результате занятий по предложенному комплексу в течение учебного года зарегистрирована тенденция улучшения динамики показателей функционального состояния, занимающихся по результатам пробы Руфье-Диксона.

Ключевые слова: функциональная проба Руфье-Диксона, различные виды заболеваний, специальная медицинская группа, динамика показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.