care living in children's home:program, AzovPrint, Azov.
2. Balsevich, V.K. and Lubysheva, L.I. (2003), "The Concept of information and educational competence in the deployment of the national system of sports-oriented physical education", Physical culture: upbringing, education, training, No. 1, pp. 11-17.
3. Ismiyanov, V.V. (2004), "Analysis of contributions of students-orphans in the context of studying the problems of adaptation to the educational environment", Vestnik of Buryat state University. Series Pedagogy, No. 1 (2), pp. 59-62.
Контактная информация: ismiyanov@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 07.11.2018
УДК 796.853.23
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ 15-16 ЛЕТ РАЗЛИЧНЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ
Екатерина Александровна Кабанова, старший преподаватель, Галина Анатольевна Кузьменко, кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет
Аннотация
На этапе спортивного совершенствования тренировка юных дзюдоистов приобретает узкую специализацию и индивидуализацию, обусловлена отбором средств специальной физической подготовки, обеспечивающих воспитание соревновательно значимых качеств. Цель исследования -выявить педагогические особенности проектирования средств специальной физической подготовки юных дзюдоистов 15-16 лет в различных весовых категориях с учетом сопряженного задействования физических качеств и двигательно-координационных способностей. На основе методов исследования (педагогического наблюдения, тестирования показателей общей и специальной физической подготовленности, взвешивания, экспертной оценки эффективности соревновательной деятельности, корреляционного анализа) выявлены статистически достоверные связи, характеризующие особенности проектирования средств специальной физической подготовки юных дзюдоистов 15-16 лет в различных весовых категориях. Разработаны и реализованы практические рекомендации по содержанию специальных физических упражнений, обоснованы особенности их комплексирования, получены достоверные приросты результативности соревновательной деятельности.
Ключевые слова: юные дзюдоисты, весовые категории, специальная физическая подготовка, средства, проектирование содержания.
DESIGN OF TOOLS FOR THE SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF YOUNG JUDOKAS AGED 15-16 IN THE DIFFERENT WEIGHT CATEGORIES
Ekaterina Aleksandrovna Kabanova, the senior teacher, Galina Anatolyevna Kuzmenko, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Pedagogical State University
Annotation
At the stage of sports improvement, the training of young judo players acquires a narrow specialization and individualization, due to the selection of special physical training tools that ensure the education of competitively significant qualities. The purpose of the study is to identify the pedagogical features of designing tools for special physical training of young judokas aged 15-16 in various weight categories, taking into account the associated use of physical qualities and motor-coordination abilities. Based on the research methods (pedagogical observation, testing of indicators of general and special physical fitness, weighing, expert evaluation of the effectiveness of competitive activity, correlation analysis), statistically reliable links were found characterizing the design features of special physical training tools of young judokas in various weight categories. Practical recommendations on the content of special physical exercises were developed and implemented, the peculiarities of their integration were substantiated, leading to reliable performance gains of competitive activity.
Keywords: young judokas, weight categories, special physical training, means, content design.
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование содержания специальной физической подготовки юных дзюдоистов 15-16 лет различных весовых категорий связано с отработкой технико-тактических приемов и комбинаций, обеспечивающих успешное противоборство спарринг-партнерам и соперникам в соревновательной деятельности. Существуют различные подходы к сочетанию технических действий в структуре тренировочных упражнений и комбинаций. Проблематика индивидуализации учебно-тренировочного процесса юных дзюдоистов и разработка его содержания раскрыта Т.К. Ким [3, С. 98], психофизиологические особенности оптимизации двигательной активности рассмотрены Л.Г. Уляевой [5, С. 89]. По П.Н. Агееву, повышение показателей общей и специальной скоростно-силовой подготовленности единоборцев осуществляется за счет самой борьбы при большом разнообразии тренировочных задач технико-тактической подготовки [1, С. 119]. Большие объёмы специализированных упражнений и недостаточное внимание другим средствам подготовки, согласно представлениям Д.Ю. Аккуина, ведет к сужению спектра средств подготовки, обусловливающих развитие интереса к занятиям [2, С. 10]. По мнению М.Н. Шепетюк, развитие силовых способностей проводит к результативным действиям в атаке и защите [6, С. 87], что актуализирует предметное рассмотрение тематики проектирования средств специальной физической подготовки. Проблема исследования характеризуется недостаточным научным обоснованием фактов, объясняющих особенности комплексирования специальных физических упражнений в спортивной тренировке юных дзюдоистов 15-16 лет различных весовых категорий. На наш взгляд учет особенностей сопряженного проявления кондиционных и координационных способностей обеспечивает совершенствование соревновательно значимых качеств.
Цель исследования - выявить педагогические особенности проектирования средств специальной физической подготовки юных дзюдоистов 15-16 лет в различных весовых категориях с учетом сопряженного задействования физических качеств и двигательно-коор-динационных способностей.
Задачи исследования: 1) выявить особенности проектирования средств специальной физической подготовки юных дзюдоистов 15-16 лет различных весовых категорий; 2) на основе выявленных корреляционных плеяд физических качеств и двигательно-координа-ционных способностей разработать практические рекомендации по содержанию специальных физических упражнений и особенностям их комплексирования в учебно-тренировочном процессе юных дзюдоистов 15-16 лет различных весовых категорий. Методы исследования: педагогическое наблюдение, тестирование общей и специальной физической подготовленности, экспертная оценка эффективности соревновательной деятельности, корреляционный анализ. Выборка юных дзюдоистов 15-16 лет - n = 159, количество испытуемых по весовым категориям: «50-55 кг» - 38; «60-66 кг» - 39; «73-81-90 кг» - 50; «свыше 90 кг» - 32.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основе корреляционного анализа выявлены информативные взаимосвязи изучаемых проявлений учебно-тренировочной и соревновательной успешности. На рис. 1-4 представлены информативные связи исследуемых показателей. В рисунках приняты следующие обозначения: сплошные линии - коэффициент корреляции r = 0,95-0,51; пунктирные линии - коэффициент корреляции r = 0,50-0,32. Черные линии отражают положительные взаимосвязи, серые - отрицательные взаимосвязи, p <0,05.
Так, в первой группе спортсменов (50-55 кг) выявлен высокий уровень взаимосвязи между факторами - специальная выносливость, темп движений, ловкость, количество побед в партере, относительная сила, проявляемая в приседаниях, рывке, тяге к груди,
Рисунок 1. Коррелограмма весомых связей между показателями специальной физической подготовленности и выступлениями на соревнованиях у старших подростков весовых категорий 50-55 кг, п=38
абсолютная сила.
Средний уровень взаимосвязи между факторами - относительная сила, проявляемая в приседаниях, ловкость, количество побед в партере, темп движений, вес, количество побед в стойке. Отрицательные взаимосвязи: вес - относительная сила, специальная выносливость, темп движений, ловкость. С учетом выявленных фактов важен комплексный подход к сопряженному воспитанию специальной выносливости, темпа движений, ловкости, относительной и абсолютной силы. По данным педагогического наблюдения взаимосвязь специальной выносливости и темпа движений прослеживается в финале схватки, когда необходимо выполнить бросок или другое техническое действие при проигрыше, либо удержать преимущество, если спортсмен «ведет» в соревновательном поединке. Высокий уровень взаимосвязи прослеживается между ловкостью и темпом движений, а также - специальной выносливостью.
У второй группы спортсменов (60-66 кг) выявлен ряд значимых связей. Высокий уровень взаимосвязи между факторами - относительная сила - абсолютная сила, количество призовых мест - выигранные схватки, количество выступлений на соревнованиях.
Средний уровень взаимосвязи между факторами: количество побед в партере - количество побед в стоке, проигранные схватки - количество побед в партере, относительная сила, взрывная сила, быстрота. Отрицательные взаимосвязи: относительная сила - ловкость, проигранные схватки - выносливость, выигранные схватки -количество выступлений на соревнованиях.
Таким образом, важен комплексный подход в тренировке абсолютной силы и относительной силы в жиме лежа, а также - специальной выносливости. Наиболее сложны финальные секунды поединка, где «перманентно повышающаяся динамика пульса отрицательно сказывается на эффективности соревновательной активности, темпе, реализации потенциала и маневренности юного дзюдоиста» [3, С. 96]. В
Рисунок 2 - Коррелограмма весомых связей между показателями специальной физической подготовленности и выступлениями на соревнованиях у старших подростков весовых категорий 60-66 кг, п=39.
Рисунок 3 - Коррелограмма весомых связей между показателями специальной физической подготовленности и выступлениями на соревнованиях у старших подростков весовых категорий 73-81-90 кг., п=50
{ 0| И<*СН I - СН-'|£1-
тренировочный процесс важно включать комплекс упражнении на сопряженное развитие перечисленных качеств, что приведет к повышению побед в стойке и партере.
Результаты третьей группы спортсменов (73-8190 кг) характеризуются следующими проявлениями. Высокий уровень взаимосвязи между факторами: относительная сила (жим лежа) - абсолютная сила, количество побед в партере, ловкость, темп движений, относительная сила (приседания). Средний уровень взаимосвязи между факторами: взрывная сила - относительная сила (жим лежа), темп движений, относительная сила (рывок). Отрицательные взаимосвязи: относительная сила - приседания, выигранные схватки, проигранные схватки. В соревновательном поединке эти качества проявляются в момент взятия захвата, выполнения броска, технических действий в партере.
Зависимости результатов четвертой группы спортсменов (свыше 90 кг) представлены высоким уровнем взаимосвязи между факторами: абсолютная сила - относительная сила (жим лежа), темп движений, относительная сила (тяга к груди; приседания; рывок), ловкость. Средний уровень взаимосвязи между факторами: выносливость - ловкость, темп движений абсолютная сила. Отрицательные взаимосвязи выявлены между позициями: выносливость - относительная сила (рывок; тяга к груди); количество побед в партере; абсолютная сила; взрывная сила; проигранные схватки. Тренировка способностей с высоким уровнем взаимосвязей обеспечит спортсменам более полную реализацию собственного потенциала. В данной весовой категории высокий уровень взаимосвязей свидетельствует о необходимости отслеживать весь соревновательный поединок - моменты взятия и срыва захвата, подворота и выполнения броска, проведения технических действий в партере и контратак.
Базовые основания к разработке содержания упражнений, и на их базе разработки методических указаний представлены в таблицах 1-3. Таблицы содержат ряд аббревиатур: ФК - физические качества; СорД - соревновательная деятельность; ТТД - технико-
Рисунок 4 - Коррелограмма весомых связей между показателями специальной физической подготовленности и выступлениями на соревнованиях у старших подростков весовых категорий свыше 90 кг, п=32
тактические действия; УТЗ - учебно-тренировочное занятие.
Таблица 1 - Дифференциация содержания учебно-тренировочной деятельности юных дзюдоистов 15-16 лет в весовой категории 50-55 кг_
Локализация ФК в СорД Педагогическая задача Описание средств спортивной подготовки Методические указания к реализации средств спортивной подготовки
Одномоментная реализация ловкости при наращивании темпа движений и проявлений специальной выносливости Совершенствование исполнения: контратакующих действий; действий в смене стойки и в партере; срывов захватов и атаки Комплекс упражнений № 1 с партнером: 1) бег на месте; 2) «пила» правой (левой) рукой; 3) отжимания; 4) учикоми с партнером; 5) подтягивание коленей к груди в прыжке; 6) борьба за захват; 7) подъем туловища из положения лежа; 8) борьба пуш-пуш; 9) прыжки «бабочка»; 11) броски на скорость; Одновременный контроль реализации ловкости, темпа движений и специальной выносливости, обеспечивающих точность ТТД при стабильном сохранении высокого их темпа (повышении темпа). 10 серий. Режим выполнения: работа - 7 секунд; отдых - 7 секунд.
Одномоментная реализация относительной силы и специальной выносливости Повышение качества исполнения технических элементов на фоне утомления. Совершенствование техники исполнения срывов захватов. Совершенствование исполнения техники в финале соревновательного про-тивоборства(со 140 -й с) Комплекс упражнений №2: 1) отжимания; 2) подтягивания в наклоне; 3) прыжки на месте, с одно-временным разведением рук и ног в стороны; 4)приседания;5) упражнения на пресс; 6) гиперэкстензия (прогиб спины); 7)бурпи (согласованные отжимания и выпрыгивания); 8) выпады назад; комплекс упражнений №3 с партнером: 1) отжимания; 2) подтягивание на поясе партнера (аналог низкой перекладины - совершенствование техники захвата); комплекс упражнений №4 в тройках: 1) задняя подножка; 2) бросок через спину; 3) «зацеп»; 4) «подхват»; Контроль одномоментного проявления относительной силы и специальной выносливости при реализации ТТД в соревновательном поединке; комплекс упражнений 2: темп средний; 8 упражнений х 5 минут каждое; темп: 15 секунд - работа и 15 секунд - отдых; комплекс упражнений 3: 1-е упражнение - 30 с., отдых 30 с., 3 повтора; 2-е упражнение - 30 с. работа и 30 с., отдых. 3 повтора. 3-7 серий с учетом задач УТЗ; работа в четверть амплитуды. комплекс упражнений 4: 1) в тройках -спортсмен №3 держит спортсмена №2 сзади, усиливая сопротивление спортсмену №1; 2) 20 подворотов (имитация) на бросок «подхват»/ «бросок через плечо» / «бросок через бедро»; 3) задача - вывести соперника из равновесия без бросков на фоне максимального усилия;
Таблица 2 - Дифференциация содержания учебно-тренировочной деятельности юных дзюдоистов 15-16 лет весовых категорий 60-66 и 73-81-90 кг_
Локализация ФК в элементах СорД Педагогическая задача Описание средств спортивной подготовки Методические указания к реализации средств спортивной подготовки
Весовая категория: 60-66 кг.
Одномоментная реализация относительной и абсолютной силы Совершенствование исполнения технических элементов: в стойке; в партере; при контратаке; при срывах захватов и организации атаки; Комплекс упражнений № 1: 70-80% от максимума, 1012 повторений. 1) рывок и приседания; 2) жим лежа и тяга к груди; Первое и второе упражнение выполняются в разные дни; темп выполнения упражнений средний;
Одномоментная реализация ловкости на фоне максимального проявления относительной силы Совершенствование техники исполнения: срывов захватов; технических элементов в партере; контратак; Комплекс упражнений №2: 40-50% от максимума, 5-10 повторений; 1) рывок и приседания; 2) жим лежа и тяга к груди; стремиться к сопряженному проявлению ловкости на фоне реализации относительной силы; первое и второе упражнение выполняются в разные дни: на проявление максимальных усилий в кратчайшее время; на скорость;
Весовая категория: 73-81-90 кг.
Одномоментная реализация ловкости при сохранении (наращивании) темпа движений и проявлений относительной силы Совершенствование техники исполнения контратакующих действий; технических действий в стойке/партере; срывов Комплекс упражнений №1 с партнерами (в тройках): 1) борьба за захват; 2) броски по заданию; 3) забегание партнеру за спину; 4) обхватывание партнера за туловище Одновременный контроль проявления ловкости, темпа движений и относительной силы, обеспечивающих выполнение технических действий в ходе соревновательной встречи; комплекс упражнений №1 выполняется в тройках; спортсмен в цент-ре работает, два партнера
Локализация ФК в элементах СорД Педагогическая задача Описание средств спортивной подготовки Методические указания к реализации средств спортивной подготовки
захватов; организации атаки; удержания захвата помогают, затем место в центре занимает другой спортсмен из тройки; суммарная длительность работы в центре - 5 минут; смена - через 30 с.;
Одномоментная реализация относительной и абсолютной силы Совершенствование техники исполнения срывов захватов и контратак Комплекс упражнений №2: 70-80% от максимума усилий, 10-12 повторений. 1) рывок и приседания; 2) жим лежа, тяга к груди; Первое и второе упражнение выполняются в разные дни; темп исполнения упражнения - средний;
Таблица 3 - Дифференциация содержания учебно-тренировочной деятельности юных дзюдоистов 15-16 лет в весовой категории свыше 90 кг
Локализация ФК* в элементах СорД** Педагогическая задача Описание средств спортивной подготовки Методические указания к реализации средств спортивной подготовки
Одномоментная реализация ловкости на фоне проявления относительной силы Совершенствование контратакующих действий, смены стойки и партера, срывов захватов, организации атаки Комплекс упражнений №1 с партнером («Ромашка»): 1) борьба за захват; 2) броски по заданию; 3) забегание партнеру за спину; 4) обхват партнера за туловище; Одновременно контролировать проявление ловкости, темпа движений и относительной силы, обеспечивающих выполнение технических действий в ходе соревновательной встречи; Комплекс упражнений № 1 выполняется в тройках; спортсмен в центре работает, два партнера помогают, затем место в центре занимает другой спортсмен из тройки; суммарная длительность работы в центре - 5 минут; смена - через 30 с.;
Проявление относительной силы на фоне повышения темпа движений Совершенствование техники исполнения срывов захватов, контратак Комплекс упражнений №2 с грифом: 1) рывок; 2) жим грифа стоя; 3) сгибание рук в локтевых суставах (фиксация локтей, плотно прижатых к корпусу) с грифом в И.П. стоя; 4) тяга в наклоне; 5) приседания с грифом на плечах. Одновременный контроль проявления относительной силы и темпа движений, обеспечивающих реализацию потенциала в ходе соревновательного времени. Суммарное время выполнения - 5 минут; время одного подхода - 10 секунд, темп максимальный.
Разработанная нами методика воспитания специальных физических качеств юных дзюдоистов 15-16 лет в опоре на достоверные связи между показателями специальной физической подготовленности с учетом индивидуальных трудностей реализации соревновательной деятельности оказывает положительное влияние на показатели соревновательной успешности юных дзюдоистов 15-16 лет. В результате проектирования средств специальной физической подготовки и их реализации результативность соревновательной деятельности юных дзюдоистов 15-16 лет достоверно повысилась. В декабре 2016 года нами было начато наблюдение за пятью группами спортсменов 2002-2003 г.р., 25 человек в каждой группе. На первом этапе эксперимента в одной из пяти исследуемых групп до внедрения методики тренировок было проведено 10 соревнований различной квалификации: от самых простых - до первенства Москвы. За период с декабря 2016 года по сентябрь 2017 года спортсмены завоевали 16 призовых мест, из них на высшую ступень пьедестала поднялись 2 спортсмена, 4 спортсмена завоевали серебряные и 10 спортсменов - бронзовые медали, представители спортивной группы заняли 15 пятых мест.
После внедрения средств специальной физической подготовки было проведено 12 стартов: спортсмены завоевали 26 медалей различного достоинства, из них 10 золотых, 6 серебряных и 10 бронзовых медалей. Отсутствие пятых мест говорит о том, что спортсмены перестали проигрывать соревновательные поединки за призовое место.
Выводы. Выявленные положительные статистические связи позволили обосновать комплексирование средств спортивной подготовки для юных дзюдоистов при последовательном и параллельном проявлении актуальных физических качеств и двигательно-коор-динационных способностей и доказать их эффективность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев, П.Н. Влияние скоростно-силовой подготовленности на технико-тактическую подготовленность дзюдоистов на этапе специализированной базовой подготовки / П.Н. Агеев, Д.П. Заполь-ский // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2018. - № 3-1 (35). - С. 118-122.
2. Аккуин, Д.Ю. Влияние соотношения средств подготовки на отсев детей из дзюдо на этапах обучения и совершенствования в ДЮСШ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1. - С. 3-11.
3. Ким, Т.К. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса на основе учета моторного профиля дзюдоистов 11-15 лет как условие повышения их конкурентоспособности / Т.К. Ким, А.А. Подлесных // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. -2016. - Т. 1. - № 1. - С. 95-99.
4. Кузьменко, Г.А. Индивидуализация спортивной подготовки юных дзюдоистов 15-16 лет на основе анализа соревновательной активности и эффективности интеллектуальных решений / Г.А. Кузьменко, Е.А. Кабанова // Преподаватель XXI века. - 2017. - № 2.- С. 199-212.
5. Уляева, Л.Г. Комплексный подход к психофизиологическому сопровождению организации двигательной активности / Л.Г. Уляева // Спортивный психолог. - 2010. - № 2 (20). - С. 88-90.
6. Развитие силовых возможностей, специализирующихся в дзюдо с применением комплекса упражнений без отягощений / М.Н. Шепетюк, С.Б. Караков, А.В. Тен, З.Р. Райфова, Н.М. Ше-петюк // Теория и методика физической культуры. - 2016. - № 1 (44). - С. 83-88.
REFERENCES
1. Ageev, P.N. and Zapolsky, D.P. (2018), "Influence of high-speed and power readiness on technical and tactical readiness of judokas at a stage of specialized basic preparation", Relevant scientific research in the modern world, No. 3-1 (35), pp. 118-122.
2. Akkuin, D.Yu. (2008), "Influence of a ratio of means of preparation on elimination of children from judo at grade levels and improvement in sports school", Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical university, No. 1, pp. 3-11.
3. Kim, T.K. and Podlesnykh, A.A. (2016), "Individualization of educational and training process on the basis of accounting of a motor profile of judokas of 11-15 years as a condition of increase in their competitiveness", Resources of competitiveness of athletes: theory and practice of realization, Vol. 1, No. 1, pp. 95-99.
4. Kuzmenko, G.A. and Kabanova, E.A. (2017), "Individualization of sports training of young judokas of 15-16 years on the basis of the analysis of competitive activity and efficiency of intelligent solutions", Teacher of the XXI century, No. 2, pp. 199-212.
5. Ulyaeva, L.G. (2010), "An integrated approach to psychophysiological support of the organization of physical activity", Sports psychologist, No. 2 (20), pp. 88-90.
6. Shepetyuk, M.N., Karakov, S.B., Teng, A.V., Rayfova, Z.R., Shepetyuk, N.M. (2016), "Development of the power opportunities specializing in judo with application of a set of exercises without bur-denings", Theory and technique of physical culture, No. 1(44), pp. 83-88.
Контактная информация: kuzmenkoga2010@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 13.11.2018
УДК 796.07
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ В ПОХОДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ
Дмитрий Андреевич Карпов, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург; Михаил Николаевич Савин,
кандидат педагогических наук, Андрей Викторович Зимоновский, старший преподаватель, Московское высшее общевойсковое командное училище
Аннотация
Результаты проведенного исследования позволили обосновать модель гидродинамической тренировки военных моряков в походе. Эта модель была разработана на основе изучения