Научная статья на тему 'Специфика ценообразования на продукцию фармацевтической отрасли Российской Федерации'

Специфика ценообразования на продукцию фармацевтической отрасли Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1306
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / PRICE FORMATION / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / PRICE POLICY / ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА / ELASTICITY OF DEMAND / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахова Анастасия Викторовна

Статья посвящена проблематике ценообразования на российском фармацевтическом рынке. Обозначена специфика рынка фармацевтической продукции. Выделены факторы, влияющие на формирование цены. Рассчитаны и проанализированы коэффициенты эластичности спроса на лекарственные препараты. Обоснована важность государственного регулирования цен на продукцию фармацевтической отрасли, также представлен механизм государственного регулирования и выделены его недостатки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF PRICING FOR PRODUCTS OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY IN RUSSIA

The article is devoted to the problems of pricing in the Russian pharmaceutical market. The specificity of the market of pharmaceutical products is indicated, factors affecting the formation of prices are selected. The coefficients of elasticity of demand for pharmaceuticals are calculated and analyzed. The author stresses the importance of state regulation of prices in the pharmaceutical industry and also presents a mechanism of state regulation, its shortcomings being highlighted

Текст научной работы на тему «Специфика ценообразования на продукцию фармацевтической отрасли Российской Федерации»

УДК 338.51

СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шахова Анастасия Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, магистрант экономического факультета, e-mail: ana281215@yandex.ru

Статья посвящена проблематике ценообразования на российском фармацевтическом рынке. Обозначена специфика рынка фармацевтической продукции. Выделены факторы, влияющие на формирование цены. Рассчитаны и проанализированы коэффициенты эластичности спроса на лекарственные препараты. Обоснована важность государственного регулирования цен на продукцию фармацевтической отрасли, также представлен механизм государственного регулирования и выделены его недостатки

Ключевые слова: фармацевтическая отрасль; ценообразование; ценовая политика; эластичность спроса; государственное регулирование

THE SPECIFICS OF PRICING FOR PRODUCTS OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY IN RUSSIA

Shakhova Anastasiya V.

Russian Customs Academy, St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, the Faculty of Economics, Master student, e-mail: ana281215@yandex.ru

The article is devoted to the problems of pricing in the Russian pharmaceutical market. The specificity of the market of pharmaceutical products is indicated. factors affecting the formation of prices are selected. The coefficients of elasticity of demand for pharmaceuticals are calculated and analyzed. The author stresses the importance of state regulation of prices in the pharmaceutical industry and also presents a mechanism of state regulation, its shortcomings being highlighted

Keywords: pharmaceutical industry; price formation; price policy; elasticity of demand; government regulation

СЛ У

О ь о

3=1 çr Х

У Л

сг Х

Для цитирования: Шахова А.В. Специфика ценообразования на продукцию фармацевтической отрасли Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской

таможенной академии. 2016. № 3 (59). С. 123-128.

Фармацевтическая отрасль занимает особое место в экономике любой страны, поскольку является одним из важнейших регуляторов качества жизни населения и осуществляет взаимосвязь экономической и социальной сфер общества. Уникальная особенность фармацевтического рынка состоит в привязанности к естественным потребностям человека, сохранении его жизненных функций и увеличения продолжительности жизни.

В течение долгих лет фармацевтическая промышленность являлась одной из самых прибыльных отраслей, но в настоящее время она находится на пороге кризиса. Структура заложенных в цене расходов показывает, что отечественные компании не столько решают производственные задачи, сколько пытаются удержать свою долю рынка в буквальном смысле слова любой ценой [1, с. 50].

В этих условиях ценовая адаптация стала приобретать ключевую роль в операционной

деятельности фармацевтической компании. Однако формирование цены за счет себестоимости и маржи производителя становится лишь отправной точкой для эффективной ценовой политики на фармацевтическом рынке.

Различные составляющие всех уровней формирования цены представлены на рис. 1.

Помимо указанных составляющих, в том числе и себестоимости, на формирование цен фармацевтической продукции оказывают большее влияние иные факторы, так, например, Б.Э. Чарчян и В.В. Уваров [1] выделяют такие факторы:

- стоимость лечения;

- наличие конкурентов - производителей оригинальных препаратов;

- государственное регулирование цен на лекарственные средства;

- наличие конкурентов - производителей дженериковых препаратов;

- особые требования к уровню качества препаратов его производства (СМР) и хранения.

Рис. 1. Формирование цены на рынке [1, с. 51]

Цена производителя

Полная себестоимость

Прибыль производителя

Косвенные налоги

Оптовая цена

Цена производителя

Издержки посредника

Прибыль посредника

НДС на цену посредника

Оптовая цена

Розничная цена

Издержки розничного предприятия Прибыль розничного предприятия НДС на цену розничного предприятия

Специфика проблемы ценообразования на лекарственные средства, по мнению автора, заключается в следующем:

- высокая социальная значимость товара;

- сложная структура товаропроизводящей цепочки;

- особенности хранения и транспортирования лекарственных препаратов;

- государственный контроль цен на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты (ЖНВЛП).

Исходя из вышеуказанного, выделим цено-образующие факторы лекарственных средств (ЛС) [2-7]:

1. Себестоимость массового производства.

2. Непроизводственные расходы фармацевтической компании (на исследования и разработки, обучение персонала, рекламу, обеспечение взаимодействия с регулирующими органами и так далее).

3. Объем предложения на рынке с учетом конкуренции со стороны препаратов-дженериков.

4. Клиническая эффективность применения ЛС (как самостоятельно, так и в составе комплексной терапии), структура и стоимость полного курса лечения.

5. Инновационность препарата (ценообразование на новые ЛС является достаточно сложным, так как они не имеют аналогов и их трудно сравнивать с препаратами предыдущих поколений данной фармакологической группы).

6. Качество фармацевтической продукции.

7. Социальная востребованность и доступность - цена ЛС должна учитывать платежеспособность населения и распространенность информации о его применении.

8. Патентная защита - стоимость дженериков гораздо ниже, чем оригинальных препаратов, что определяется правовой защитой рецептуры и наименований последних.

9. Политика государства (речь идет о стратегиях, концепциях и инструментарии регулирования развития потребительского рынка, сферы предпринимательства, социальной сферы, здравоохранения и так далее).

10. Региональная распространенность и особенность территориальной и демографической структуры заболеваемости, что подтверждают различные версии списков ЖНВЛП.

11. Бюджетное субсидирование (из средств федерального, регионального, местных бюджетов) производства и потребления отдельных ЛС и их групп. Отметим, что во многих странах цены лекарственных препаратов, стоимость которых возмещается системой социального страхования, регулируются государством, а безрецептурные препараты обычно не подлежат контролю.

И хотя при разработке ценовой политики фармпроизводитель должен руководствоваться вышеуказанными факторами ценообразования, определение и дальнейшее использование ценовой эластичности спроса является не менее важным, поскольку фактор эластичности имеет стратегическое значение для определения выручки за счет увеличения или снижения цены.

Эластичность препарата по цене определяется отношением изменения цены к изменению объема спроса (продаж). Тем не менее, на взгляд автора, такая трактовка понятия ценовой эластичности спроса лекарственных препаратов (ЛП) неоднозначна, поскольку цена может определяться на различных уровнях: производителя,

дистрибьютора, розничной аптеки. При этом цена как характеристика определенного конкретного товара может иметь несколько значений (цена прайс-листа; цена прайс-листа с учетом регулярных скидок; цена прайс-листа с учетом регулярных скидок и различных бонусов за определенный период времени).

Таким образом, рассматриваются несколько уровней контроля цены и ее форм, в зависимости от решаемых задач, цены тоже будут разными. Определение объема продаж также может осуществляться на разных уровнях, а именно:

- товар, проданный дистрибьюторам или аптекам по товаропроводящей сети;

- товар, поступивший на склад.

В целом объем товара, принятый дистрибьюторами от производителя, совпадает при его расчете на различных уровнях, однако соотношение проданного и находящегося на складе препарата является величиной вариабельной во времени и пространстве.

Учитывая вышеизложенное, уточним, что в данной статье для расчета коэффициентов эластичности автором были использованы средние величины показателей цены и объема всего фармацевтического рынка России.

В табл. 1 представлены необходимые данные для расчета коэффициента эластичности по различным группам товаров за 2014-2015 год.

Таблица 1

Изменение цены и объема продаж ЛС за 20142015 год [8]

Таким образом, если все коэффициенты эластичности меньше 1, то спрос по цене на ЛС является неэластичным, что и подтверждают А.А. Лин и С.В. Соколова, аргументируя тем, что «это связано с жизненной важностью лекарства для больного и невозможностью отсрочить его прием в связи с ростом цен» [9, с. 322], причем коэффициент эластичности ЖНВЛП меньше коэффициента эластичности не ЖНВЛП, что свидетельствует о более неэластичном спросе у ЖНВЛП.

Рассмотрим коэффициент эластичности ЛС в зависимости от ценового сегмента рынка ЛС. В табл.2 представлены необходимые данные для расчета коэффициента эластичности по различным ценовым сегментам ЛС за 2014-2015 год.

Таблица 2

Изменение цены и объема продаж по различным ценовым сегментам ЛС за 2014-2015 год. [8]

Ценовые сегменты продажи ЛС, руб. Изменение цены, % Изменение объема продаж, %

ДР ДО

менее 50 20,12 -0,04

от 50 до 150 -2,66 -0,89

от 150 до 300 1,89 -0,60

от 300 до 500 -1,88 -0,09

более 500 -2,71 0,65

Исходя из данных табл. 2, рассчитаем коэффициент эластичности для каждого ценового сегмента ЛС:

Наименование Изменение цены, % Изменение объема продаж, %

ДР ДО

Лекарственные средства, в т.ч.: 6,4 -5,37

не ЖНВЛП 14,2 -7,89

ЖНВЛП 2,8 -1,29

Пользуясь данными табл. 1, рассчитаем коэффициент эластичности для ЛС в целом, а также ЖНВЛП и не ЖНВЛП:

„ AQ 5,37 ... _ .

Элс = — % = — = 0,84;

ДР 6,4 '

ЭНе жнвлп — ^ % — — 0,56;

AQ 1,29 Эжнвлп = ^ % = ^ = 0,46.

Э<50 = Î2 % = «ü = 0;

-^su др 20,12

Э50<Х<150 = % = = 0,33; ^150<х<300 = до % = = 0'32;

n _ AQ о/ _ 0,09 _ _

^300<х<500 др — 188 — и<иэ,

Э>500 = ^ % = — = 0,24

>ьии др 2,71 .

Таким образом, рассчитанные коэффициенты эластичности показывают, что ЛС, находящиеся в ценовой категории менее 50 руб., имеют абсолютно неэластичный спрос по цене, то есть покупатели на рынке подобных товаров не реагируют на повышение цены и сохраняют объемы потребления. Так средневзвешенная цена на ЛС менее 50 руб. за год выросла на 20 %, а объем продаж уменьшился всего лишь на 0,04 %. Аналогичную ситуацию можно наблюдать относительно ценового сегмента от 300

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

до 500 руб. - абсолютно неэластичный спрос. Причем ситуация сегмента менее 50 руб. достаточно объяснима - дешевые ЛС, следовательно изменение объема продаж наблюдаться практически не будет, в отличие от сегмента от 300 до 500 руб. - ЛС достаточно высокой цены. Такую ситуацию, на взгляд автора, можно объяснить большим количеством в этой ценовой категории ЖВНЛП, следствием чего является абсолютная неэластичность по цене. Что касается остальных ценовых категорий, то спрос по ним также можно определить как неэластичный по цене.

Итак, расчет коэффициента эластичности ЛС, в том числе ЖНВЛП и не ЖНВЛП, свидетельствует о неэластичном спросе на ЛС, иначе говоря, на рынке лекарственных средств изменение цены препарата не несет значимого изменения объемов его продаж. Проанализированные коэффициенты эластичности ЛС различных ценовых сегментов показывают, что ЛС ценовых сегментов менее 50 руб., а также от 300 до 500 руб. имеют абсолютную неэластичность по цене, следовательно, при изменении цены на данную категорию ЛС спрос не изменяется вообще или изменяется незначительно.

Тогда в чем же причины критического положения фармпроизводителей на российском рынке, если производитель может изменять цену ЛС и при этом рассчитывать на неизменный спрос, тем самым увеличивая свою выручку?

И здесь возникает еще один значимый фактор ценообразования фармпродукции - влияние законодательной и нормативно-правовой базы.

Одной из главных особенностей фармацевтического рынка, вследствие его социальной направленности, является государственное регулирование [10, с. 130] с целью создания условий, при которых лекарственные средства будут доступны для населения и выгодны для производства и продажи.

Необходимость государственного регулирования цен определяют [11, с. 91] следующие факторы:

- высокая социальная значимость ЛС;

- решение о приобретении ЛС зачастую не зависит от самого потребителя, так как ЛС назначается врачом или предлагается фармацевтом непосредственно в аптеке. Медицинские работники склонны вступать в коммерческие взаимоотношения с представителями фармацевтических компаний, назначая при этом пациентам конкретные, не самые дешевые препараты. Вследствие этого возникла необходимость регулирования деятельности медицинских и фармацевтических представителей ФЗ от 13.03.2006 № 38 «О рекламе» [12] и Кодексом надлежащей

практики А1РМ. Предложение потребителю препарата фармацевтическим работником зачастую диктуется заинтересованностью в получении премиальной части оклада от процента продаж аптеки согласно внутренней системе стимулирования работников;

- потребитель, как правило, не располагает достаточной информацией о характеристике товара;

- характер заболевания и желание скорее выздороветь побуждает потребителя покупать более дорогостоящие препараты, вследствие чего неизбежно происходит наполнение сегмента фармацевтического рынка новыми дорогостоящими патентованными препаратами;

- малая эластичность спроса фармацевтической продукции;

- часть расходов на ЛС оплачивается за счет государственных средств.

Рассмотрим основные элементы государственного регулирования цен на препараты в Российской Федерации [1, с. 52]:

1. Регистрация цен государством на лекарственные средства, входящие в перечень ЖНВЛП.

2. Перечень ЖНВЛП утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1938-Р [13].

3. Установление государством цен на ЛС, закупаемые за счёт бюджетных средств по итогам аукционов, например, программы «Семь нозоло-гий» и обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС).

Цель государственного регулирования ценовой политики фармацевтических производителей - снижение роста цен и повышение доступности лекарств для населения и учреждений здравоохранения.

Регулирование субъектами РФ предельных оптовых и розничных надбавок к ценам ЖН-ВЛП и в оптовом, и в розничном звене проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» [14].

Действующий механизм ценового регулирования допускает возможность перерегистрации предельных отпускных цен производителей ЖНВЛП, которая может осуществляться не чаще одного раза в год, причем величина возможного увеличения цены не должна превышать ожидаемый годовой уровень инфляции, получаемый в результате прогнозирования социально-экономического положения Российской Федерации, проводимого

Правительством России. Предельные размеры оптовых и розничных надбавок устанавливаются к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных препаратов, что способствует устранению образования длинных схем продвижения лекарств, имевших место в прошлом и приводивших к существенному увеличению цен. При этом размеры средневзвешенных оптовых и розничных надбавок дифференцированы по трем ценовым группам -до 50 руб., от 50 до 500 и свыше 500 руб. [15, с. 124].

Таким образом, механизм государственного регулирования ценовой политики фармацевтических компаний включает в себя перечень следующих мероприятий:

1. Утверждение правил регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты.

2. Введение обязательной регистрации цен производителями на препараты списка ЖНВЛП.

3. Пересмотр и совершенствование ассортимента ЖНВЛП.

4. Введение дифференцированных ценовых надбавок на препараты списка ЖНВЛП.

5. Ответственность за несоблюдение уровня предельно допустимых ценовых надбавок.

6. Утверждение методики установления уровня предельно допустимых оптовых и розничных ценовых надбавок на лекарственные препараты.

7. Разработка методики мониторинга за уровнем цен на ЛП в рамках данной методики, утверждение перечня препаратов для мониторинга за ценами на ЛП.

Государственное регулирование цен на ЛП, безусловно, является оправданной и необходимой мерой, но механизм его применения не совершенен и можно, в частности, отметить следующее:

1. Не находят отражения фармакоэкономиче-ские аспекты развития фармацевтического рынка России, имеет место:

- превалирование препаратов импортного производства в стоимостном выражении, препараты же отечественного производства требуют дополнительной ценовой защиты в соответствии со стратегией импортозамещения на фармацевтическом рынке;

- почти абсолютная сырьевая зависимость отечественных производителей ЛП, в связи с этим затратная часть стоимости ЛС может быть довольно высока, что отражается на конечной стоимости для потребителя;

2. Слабая дифференцированность ценовых надбавок. Дифференцирование предельного уровня надбавок не отражает настоящей динамики цен на фармацевтическом рынке. Не

совершенен механизм обратной связи «покупатель - государство - производитель». Потребитель, столкнувшись с повышением цен, не имеет возможности быстро информировать об этом соответствующие уполномоченные органы, контролирующие ценообразование. 3. Несовершенство нормативно-правовой базы, в частности:

- структура списка ЖНВЛП требует дополнительного пересмотра, с точки зрения эффективности лекарственных препаратов, инновацион-ности, производителя, стоимости курса лечения и его стратегической необходимости;

- система регистрации предельно допустимых цен производителей, предельно допустимых оптовых и розничных ценовых надбавок отражает только затратный механизм ценообразования, в который вносятся изначально завышенные данные издержек производства ЛП, что приводит к сокращению значимости механизма регулирования цен как социально значимого процесса в системе обеспечения населения ЛП.

Итак, существующий порядок и механизм государственного регулирования ценовой политики на фармпродукцию оказывает положительное влияние только для покупателей, останавливая стремительный рост цен. Для производителей же ЛП госрегулирование цен создает неблагоприятную ситуацию, тем самым государство создает замкнутый круг: поскольку отечественные производители вынуждены закупать импортное дорогое сырье для производства ЛП, то из полученной прибыли они не могут в достаточной мере финансировать разработки отечественного производства фармсырья, чтобы снизить издержки производства, следовательно и себестоимость фармацевтической продукции. Решением данного вопроса можно считать программу импортозамещения в отрасли, которая выбрана приоритетной с 2014 года. В рамках этой программы в ближайшие годы планируется увеличить финансирование в области разработок фармсырья для производства ЛП, а также обеспечить создание фармацевтических кластеров, которые могли бы снизить различного рода издержки в себестоимости фармацевтической продукции.

Библиографический список:

1. Чарчян Б.Э., Уваров В.В. Управление ценовой политикой фармацевтических компаний на российском

рынке // Российский внешнеэкономический вестник.

2011. № 12. С. 50-59.

2. Балашов А.И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и методология. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 160 с.

3. Внукова В.А. К вопросу о способах правового регулирования цен на лекарственные средства // Медицинское право. 2006. № 1. С. 17-27.

4. Лин А.А., Плотников В.А., Наркевич И.А., Трофимова Е.О. Тенденции развития розничного сектора российского фармацевтического рынка в контексте инновационного развития экономики // Экономика и управление. 2009. № 11. С. 22-26.

5. Саврасова Е.С. Логистические принципы распределения лекарственных средств // Известия СПбУЭФ. 2011. № 3. С. 71-73.

6. Славич-Приступа А.С. Ценообразование в аптеках: формирование базового уровня цен // Российские аптеки. 2006. № 10/1. С. 21-24.

7. Тимофеева С.В. Анализ научно-исследовательского и образовательного потенциала кластера фармацевтической и медицинской промышленности Санкт-Петербурга // Известия СПбУЭФ. 2012. № 5. С. 114-117.

8. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Итоги 2015 г.». : ЗАО «Группа ДСМ». URL: http:// www.dsm.ru (дата обращения: 20.09.2016).

9. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности // Проблемы современной экономики. 2012. № 3 (43). С. 322-325.

10. Мельников С.В., Плотников В.А. Специфика ценообразования на российском фармацевтическом рынке в контексте обеспечения лекарственной безопасности // Экономическое возрождение России. 2014. № 2. С. 127-132.

11. Мельников С.В. Разработка методических подходов к ценообразованию на лекарственные препараты //

Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. СПб.: СПбУУиЭ, 2014. 692 с.

12. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (в ред. от 08.03.2015, с изм. от 03.07.2016) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015). URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&b ase = LAW&n = 178004&fld = 134&dst = 1000000001,0 &rnd=0.14230771400902964#0 (дата обращения: 20.09.2016).

13. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1938-р (ред. от 03.11.2011) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 год». URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=12140 4&fld=134&dst=100001,0&rnd=0.7002008668995972#0 (дата обращения: 20.09.2016).

14. Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 (ред. от 03.02.2016) «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193508&rn d=228224.167320644&dst=100017&fld=134#0 (дата обращения: 20.09.2016).

15. Орлов А.С. Анализ уровня и динамики цен на фармацевтическом рынке России и его использование для оценки эффективности государственного регулирования цен на лекарственные препараты // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. № 3 (41). С. 123-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.