Научная статья на тему 'Специфика трансформации фельетонного творчества Александра Амфитеатрова'

Специфика трансформации фельетонного творчества Александра Амфитеатрова Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
563
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР АМФИТЕАТРОВ / ГАЗЕТА "НОВОЕ ВРЕМЯ" / "ГОСПОДА ОБМАНОВЫ" / ФЕЛЬЕТОН / ПУБЛИЦИСТ / ГАЗЕТА "ЗАРУБЕЖНАЯ РОССИЯ" / ГАЗЕТА "РОССИЯ" / ГАЗЕТА "РУСЬ" / ЖУРНАЛ "БУДИЛЬНИК" / СТИХИРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рудакова Ольга Евгеньевна

В статье была поставлена цель проанализировать этапы становления фельетонного мастерства Александра Амфитеатрова от сатирического «Будильника» до оппозиционного парижского «Красного знамени». Для этого необходимо было решить ряд задач: исследовать тифлисский период творчества Амфитеатрова время его работы корреспондентом в суворинском «Новом времени», а также взлет, связанный с публикацией прославившего его фельетона «Господа Обмановы», опубликованного в газете «Россия» в 1902 году. В результате проделанной работы удалось проследить специфику творческой деятельности Александра Амфитеатрова, а также трансформацию его политических взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика трансформации фельетонного творчества Александра Амфитеатрова»

УДК 070

ББК 76.120.8

Р 83

Рудакова О. Е. Специфика трансформации фельетонного творчества Александра Амфитеатрова Аннотация.

В статье была поставлена цель проанализировать этапы становления фельетонного мастерства Александра Амфитеатрова - от сатирического «Будильника» до оппозиционного парижского «Красного знамени». Для этого необходимо было решить ряд задач: исследовать тифлисский период творчества Амфитеатрова время его работы корреспондентом в суворинском «Новом времени», а также взлет, связанный с публикацией прославившего его фельетона «Господа Обмановы», опубликованного в газете «Россия» в 1902 году. В результате проделанной работы удалось проследить специфику творческой деятельности Александра Амфитеатрова, а также трансформацию его политических взглядов.

Ключевые слова:

Александр Амфитеатров, газета «Новое время», «Господа Обмановы», фельетон, публицист, газета «Зарубежная Россия», газета «Россия», газета «Русь», журнал «Будильник», стихиры.

Rudakova O.E. Specificity of transformation of satirical creativity of Alexander Amfiteatrov

Abstract:

The purpose of this work is to analyze stages of formation of satirical skill of Alexander Amfiteatrov - from the satirical magazine “Alarm clock” to the Parisian oppositional magazine “The Red Banner”. For this goal it was necessary to solve a number of problems: to investigate the Tiflis period of creativity of Amfiteatrov and his work as a correspondent of Suvorin’s” “New time”, as well as his flying up related to the publication of the feuilleton “Mr. and Mrs. Obmanov” published in the newspaper “Russia” in 1902, which has glorified him. As a result, in the paper, the author shows specificity of creative activity of Alexander Amfiteatrov and transformation of his political views.

Keywords:

Alexander Amfiteatrov, the newspaper “New time”, “Mr. and Mrs. Obmanov”, the feuilleton, a publicist, the newspaper “Foreign Russia”, the newspaper “Russia”, the newspaper “Rus”, magazine “Alarm Clock”, verse.

«Мгновениями он яркий художник, а через две строки срывается в публицистику, и срывается очень грубо <...> он все-таки более публицист, чем художник! [4: 253-254], - так писала Зинаида Гиппиус о творчестве выдающегося русского писателя, журналиста и фельетониста Александра Валентиновича Амфитеатрова.

В 1880-е годы он впервые появился на публике, но не на обложке книги, а на афишах оперных театров, мечтая о карьере профессионального певца. Параллельно начал писать. И очень неплохо. Его печатали лучшие газеты и журналы Москвы, Тифлиса, Петербурга -«Будильник», «Новое обозрение», «Русские ведомости», «Новое время».

Так, в 1882 году первые юмористические рассказы Александра Амфитеатрова были опубликованы в журнале «Будильник», где он познакомился с начинающими литераторами - Антоном Чеховым и Власом Дорошевичем, будущими его соратниками и

добрыми друзьями.

В 1886 - 1887 годах Александр Амфитеатров жил в Милане (там брал уроки оперного искусства у знаменитых итальянских мастеров) и одновременно писал корреспонденции для газеты «Русские ведомости». Именно с этой газеты Александр Амфитеатров «пожелал вести отсчет» [6] своего писательского пути, а именно с повести «Алимовская кровь», печатавшейся в 1884 году в трех номерах - 24, 25 и 27 октября.

Последующие два года Александр Амфитеатров провел в Тифлисе, где исполнял партии второго баритона в спектаклях местного оперного театра, но, в конце концов, увлечение журналистикой победило, и он стал фельетонистом тифлисской газеты «Новое обозрение».

В 1892 году Александр Амфитеатров вернулся в Москву, став корреспондентом одной из самых популярных ежедневных газет - «Новым временем» А.С. Суворина. Амфитеатров вел в газете рубрики фельетонов «Москва. Типы и картинки» и «Этюды», в которых описывал конкретные события и конкретных людей.

Публицист и литературный критик А.А. Измайлов отмечал, что «фельетон -призвание Амфитеатрова. Способность мгновенно загораться от каждой искры действительности, богатство полемического темперамента, умение сцеплять в интересную нить виденное, слышанное, читанное - все эти качества должны неизменно устремить обладателя их в область фельетона» [1: 166].

Проработав в «Новом времени» восемь лет, Александр Амфитеатров решил покинуть газету из-за разногласий во взглядах с руководством и решил издавать свой печатный орган.

Так, в 1899 году появилась газета «Россия», издаваемая Александром Амфитеатровым совместно с Власом Дорошевичем. Газета «Россия» была острополемичной, и поэтому быстро завоевала симпатии читателей. Публика с восторгом принимала любое критическое выступление печати, тем более, когда оно было облачено в блестящую литературную форму. Но из-за остроты и радикальности газеты «Россия» издатели и спонсоры, стали больше подвергать цензуре публикующиеся в ней материалы.

Скорее всего по этой причине Александр Амфитеатров совершил отчаянный шаг, опубликовав 13 января 1902 года в газете «Россия» дерзкий фельетон «Господа Обмановы» (с довольно прозрачными аллюзиями на царствующий дом Романовых), принесший ему огромную популярность.

Уже утром 14 января 1902 года в квартире Александра Амфитеатрова появилась полиция, и вскоре ему было предписано отправиться в ссылку в Минусинск. А еще через два дня - 16 января 1902 года газета «Россия» была закрыта.

Стараниями его отца (настоятеля Архангельского собора в Москве) минусинская ссылка через год сменилась вологодской, где он написал очерковый цикл «Сибирские этюды», замеченный и высоко оцененный читающей публикой.

В 1904 году Александр Амфитеатров вернулся в Москву, став постоянным сотрудником газеты «Русь», печатал фельетоны и сатирические стихотворения, так называемые «стихиры» - политические памфлеты, облеченные в форму духовных песнопений. Данные «стихиры» вызвали целый рад цензурных преследований, что в итоге привело к запрету на литературную деятельность и высылке в Вологду. Там он написал ходатайство на выезд из России, и неожиданно для него самого получил разрешение.

В июле 1905 года Александр Амфитеатров выехал в Париж, но во время революционных событий 1905 - 1906 годов несколько раз нелегально приезжал в Россию, хотя с мыслью о работе на родине ему пришлось расстаться на долгие одиннадцать лет.

В 1905 - 1906 годах Александр Амфитеатров, живя за границей, пропагандировал идеи русской революции в зарубежной прессе, а на страницах газеты «Русь» рассказывал о восприятии российских событий в Западной Европе.

В конце 1905 года Александр Амфитеатров разработал план издания газеты «Зарубежная Россия», в которой хотел «сражаться с монархическим конституционализмом

всех красок и проповедовать идеи федеративной республики», отстаивать «безсословность, переделы, женские права, суд над династией» [5: 68]. Александр Амфитеатров мечтал о создании единого фронта левых, под лозунгами антимонархизма и борьбы за демократические свободы, но издание газеты не состоялось.

Стоит отметить, что в 1906 году в Париже Александр Амфитеатров читал несколько курсов лекций в Высшей русской школе общественных наук по истории Древнего Рима, о женщине в общественных движениях в России.

В Париже Александру Амфитеатрову удалось создать свой независимый журнал «Красное знамя», первый номер которго вышел в апреле 1906 года. В статье «От издателя» (29/16 марта 1906 г., «Красное знамя» № 1, с. 4-5) он выразил надежду, что журнал дойдет до России, а отсутствие цензуры обеспечит ему возможность «донести свой голос до слуха русской публики».

Именно в нем он перепечатал свой дерзкий фельетон «Господа Обмановы», принесший ему огромную популярность в России, а также опубликовал воззвание Максима Горького - «Не давайте денег русскому правительству!».

Но, как ни старался Александр Амфитеатров привлечь к «Красному знамени» известных русских писателей, это ему не удалось. Леонид Андреев отказался от участия по известным только ему причинам, рукописи Александра Куприна застряли где-то в дороге или были задержаны.

Много печатался в журнале лишь Константин Бальмонт, живший тогда в Париже, а также Максимилиан Волошин. Тем не менее, журнал «Красное знамя» просуществовал менее года не только потому, что у Александра Амфитеатрова не было средств для его издания, но и потому, что он идейно исчерпал себя, а отсутствие четко выраженной программы лишало его перспектив.

Уже в феврале 1906 году Александр Амфитеатров из Парижа отправил в газету «Русь» едкую антиправительственную сатиру - «Акафист Сергию Каменноостровскому», в котором он высмеял царских чиновников и министров, Николая II и членов царской семьи. За эти «стихиры» газета «Русь» была закрыта и в письме Д.А.Лопухину Александр Амфитеатров написал: «Да, цензуры бесчисленно много... Это одна из главных причин, почему я совершенно расстался с публицистикой. Правая ли, левая одинаково жалки и тошны» [3].

Вдали от Родины Александр Амфитеатров отметил свой полувековой юбилей писательской деятельности. Вдали от всех, и одновременно вместе со своими соратниками по перу. В юбилейной статье, посвященной Александру Амфитеатрову, литературный критик И.С.Шмелев высказал свое видение творческого наследия писателя: «Он и романист, и публицист, и историк, и драматург, и лингвист, и этнограф, и историк искусства и литературы, нашей и мировой, - он энциклопедист-писатель, он русский писатель широкого размаха, большой писатель, неуемный русский талант - характер, тратящийся порой без меры» [2: 164].

Примечания:

1. Измайлов А. Бегом через жизнь (Александр Амфитеатров) // Измайлов А.

Пестрые знамена. М., 1913. С. 166.

2. Измайлов А. Пестрые знамена. М., 1913. С. 164.

3. ИРЛИ. Ф. 592. № 68.

4. Новый путь. 1903. № 7. Ср.: Измайлов А. Указ. соч. С. 166.

5. Письмо А.В. Амфитеатрова М. Горькому (декабрь 1905 г.) // Лит.

наследство. Т. 95. С. 68.

6. Прокопов Т. Какая самопожертвенная жизнь! Вехи судьбы и творчества

А.В. Амфитеатрова. URL: http://www.belousenko.com. [5 марта 2004].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.