Научная статья на тему '«Господа Обмановы» Александра Амфитеатрова: история и последствия публикации'

«Господа Обмановы» Александра Амфитеатрова: история и последствия публикации Текст научной статьи по специальности «Журналистика»

813
55
Поделиться
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ АМФИТЕАТРОВ / ГАЗЕТА "РОССИЯ" / ГЕОРГИЙ САЗОНОВ / ВЛАС ДОРОШЕВИЧ / МАКСИМ ГОРЬКИЙ / "ГОСПОДА ОБМАНОВЫ" / ФЕЛЬЕТОН / ЖАНР / САТИРА / ПУБЛИЦИСТИКА / ССЫЛКА / МИНУСИНСК / THE NEWSPAPER «RUSSIA» / «MISTERS OBMANOVY»

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Рудакова Ольга Евгеньевна

Восстанавливается история и анализируются последствия публикации фельетона А. Амфитеатрова» «Господа Обмановы» (арест писателя и закрытие газеты), напечатанного в 1902 году в газете «Россия». На основе документальных и мемуарных источников выявляется приоритетное значение жанра фельетона в публицистике журналиста. Основной исследовательский интерес вызывает шумный резонанс в обществе и средствах массовой информации, вызванный политической направленностью фельетона.

The paper restores the history and analyzes consequences of the publication of A.Amfiteatrov`s feuilleton «Misters Obmanovy» (arrest of the writer and newspaper closing), printed in 1902 in the newspaper «Russia». On the basis of documentary sources and memoirs the author reveals the priority value of a genre of the feuilleton in publicism of the journalist. A great resonance in a society and mass media, produced by a political orientation of the feuilleton, causes the basic research interest.

Текст научной работы на тему ««Господа Обмановы» Александра Амфитеатрова: история и последствия публикации»

УДК 070(091)

ББК 76.120.4 Р 83

Рудакова О. Е.

«Господа Обмановы» Александра Амфитеатрова: история и последствия публикации

Аннотация:

Восстанавливается история и анализируются последствия публикации фельетона А. Амфитеатрова» «Господа Обмановы» (арест писателя и закрытие газеты), напечатанного в 1902 году в газете «Россия». На основе документальных и мемуарных источников выявляется приоритетное значение жанра фельетона в публицистике журналиста. Основной исследовательский интерес вызывает шумный резонанс в обществе и средствах массовой информации, вызванный политической направленностью фельетона.

Ключевые слова:

Александр Валентинович Амфитеатров, газета «Россия», Георгий Сазонов, Влас Дорошевич, Максим Горький, «Господа Обмановы», фельетон, жанр, сатира, публицистика, ссылка, Минусинск.

Александр Валентинович Амфитеатров - российский писатель, публицист, фельетонист, один из самых популярных русских журналистов рубежа девятнадцатого -двадцатого веков. Его появление в мире журналистики, и, прежде всего, фельетонистики, вызвало настоящую сенсацию, а издатели стремились иметь его или в составе своих редакций, или - в числе постоянных авторов.

Александр Амфитеатров пришел в газетную фельетонистику в момент ее подъема. По определению «Литературной энциклопедии», фельетон - это малая художественнопублицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.

Амфитеатров не пытался реформировать жанр фельетона, как синтез трех начал -публицистического, сатирического и художественного, а воспроизводил уже сложившиеся образцы. Однако личные качества Амфитеатрова и «культурный капитал» позволили ему добиться успеха и довольно быстро войти в число ведущих представителей своего цеха.

Публицист А. Измайлов отмечал, что «фельетон - призвание Амфитеатрова. Способность мгновенно загораться от каждой искры действительности, богатство полемического темперамента, умение сцеплять в интересную нить виденное, слышанное, читанное - все эти качества должны неизменно устремить обладателя их в область фельетона» [4; 54].

В 1899 году Александр Амфитеатров вместе с Власом Дорошевичем и Георгием Сазоновым стал издавать в Санкт-Петербурге ежедневную политическую и литературную газету «Россия» [7: 103], получившую большую популярность как в силу своей оппозиционности, так благодаря качеству журналистских материалов. Именно в этом издании в воскресенье 13 января 1902 года появилась первая глава дерзкого романа -фельетона «Господ Обмановы» за подписью «Old Gentleman» (один из многочисленных псевдонимов Амфитеатрова), а ранним утром в понедельник 14-го числа Александр Валентинович был уже арестован и, под охраной жандармов, отправлен в Восточную Сибирь в Минусинск, «в распоряжение иркутского генерал-губернатора». Газета «Россия» выпустила еще один номер и, по словам Амфитеатрова, «... выжидательно замерла в обморочном состоянии, пока, несколько недель спустя, не последовало обычное постановление четырех министров об ее окончательном закрытии.

Таким образом, первая глава романа осталась и последнею. Написана она была в

субботу 12 января, на скорую руку, к очередному воскресному фельетону. Конечно, тема давно зрела у меня в голове, но взялся за нее именно в этот день, а не субботою раньше или субботою позже, я исключительно потому, что страдал мигренью и, не желая мучить себя разработкою какой-либо серьезной публицистической темы, решил на сей раз отделаться от обязанности фельетониста легкою беллетристикою» [1: 95].

Так получилось, что на написание этой «легкой беллетристики» у Амфитеатрова ушло два часа, а расплачиваться пришлось очень долго.

Константин Петрович Пятницкий, директор-распорядитель книгоиздательского товарищества «Знание», писал по этому поводу Максиму Горькому в письме от 16 января 1902 года, то есть почти сразу после публикации: «Последняя новость. В январе в «России» помещен очерк Амфитеатрова «Господа Обмановы». 15 янв. «Россия» не вышла. Говорят, что ее закрыли навсегда. Но сегодня в «Правительственном вестнике» еще не было соответственного сообщения. Редактор Сазонов был немедленно выслан из Петербурга, с запрещением селиться ближе, как на расстоянии 200 верст от столицы <...> Когда Сазонов спросил Шаховского, что же будет с Амфитеатровым, тот ответил: «Он уже в дороге в Иркутск»» [3: 15].

Другой свидетель этих событий, Александр Чехов, писал своему брату Антону о неоднозначной реакции на фельетон Амфитеатрова: «Интересно, что в обществе и в редакциях никто не жалеет ОЫ'а и все единодушно именуют его подлецом. Единодушие поразительное <...> Далее, говорят, будто ОЫ написал сей фельетон с целью напакостить Сазонову и Дорошевичу, но более прозорливые утверждают, будто он сделал это, подкупленный Сувориным. Во всяком случае, психология поступка, повлекшего за собою знакомство с Иркутском и оставление без куска хлеба сотни работников, остается для всех мыслящих и немыслящих глубокою загадкою» [5: 402].

В меньшей степени от этой истории пострадал Влас Дорошевич, который переехал в Москву и стал редактором другой популярной газеты - сытинского «Русского слова». Причем оставался на этом посту, вплоть до закрытия данного издания в 1918 году.

Сама же публикация «Господ Обмановых» произвела на широкую публику эффект разорвавшейся бомбы. «Глупость министра Сипягина, - как писал Амфитеатров, - моею суровою ссылкою и закрытием «России», объяснившего и подчеркнувшего всей Европе задний смысл фельетона, окружила «Обмановых» шумом неслыханного скандала. Номер газеты с первою главою «Обмановых» в несколько дней сделался библиографическою редкостью, продавался по 25 руб., а некоторые москвичи впоследствии уверяли меня, будто платили даже сто рублей. Один московский же владелец газетного киоска, сметливый более других своих коллег, прочитав фельетон, едва газета пришла из Петербурга, догадался, что завтра этот номер будет в огромном ходу, и поторопился скупить все экземпляры роковой «России», сколько мог достать. Настолько бескорыстный и добросовестный, что брал с покупателей всего по 10 рублей за экземпляр, он нажил в один день десять тысяч рублей»

[1: 95].

Максим Горький посчитал необходимым послать опальному фельетонисту письмо, в котором выражал сочувствие и высказывал слова поддержки: «Не падайте духом, голубчик! Невозможно, чтобы вас держали долго в этом Минусинске, уверен, что невозможно это! <...> Работайте, пока что главное - чтобы человек был занят. Соберите в кучу ваш талант и опыт и хорошим усилием воли пустите себя в дело» [3: 15].

Действительно, вскоре Александр Амфитеатров был переведен в Вологду, а в 1903 году освобожден из ссылки. Тем временем текст фельетона «Господа Обмановы» получил широкое распространение в нелегальной печати.

Примечания:

1. Амфитеатров А.В. Жизнь человека, неудобного для себя и для многих: в 2 т. М.:

Новое литературное обозрение, 2004.

2. Ворошилов В.В. Журналистика. 3-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. 447 с.

3. Горький и русская журналистика начала ХХ века. Неизданная переписка // Литературное наследство. М.: Наука, 1988. Т. 95. 246 с.

4. Измайлов А. Бегом через жизнь (Александр Амфитеатров) // Измайлов А. Пестрые знамёна. М., 1913. 166 с.

5. Письма А.П. Чехову его брата Чехова. М., 1939.

6. Рейтблат А.И. Фельетонист в роли мемуариста // Амфитеатров А.В. Жизнь человека, неудобного для себя и для многих: в 2 т. Т. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 5-18.

7. Рудакова О.Е. Специфика трансформации фельетонного творчества Александра Амфитеатрова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология искусствоведение. Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. Вып. 3. С. 102-105.