Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
146
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ребрина Татьяна Геннадьевна, Малеева Анастасия Андреевна, Соловьева Анна Михайловна

В статье описывается внедрение в деятельность таможенных органов информационных технологий, а также дается анализ нормативно-правовой стратегии развития Таможенной службы до 2030 года в России. Авторами выделены основные трудности в осуществлении деятельности таможенных органов с использованием цифровых технологий и предложено несколько путей их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ребрина Татьяна Геннадьевна, Малеева Анастасия Андреевна, Соловьева Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF CUSTOMS BODIES

This article describes the introduction of information technology into the activities of customs authorities, as well as an analysis of the regulatory and legal strategy for the development of the Customs Service until 2030 in Russia. The authors highlighted the main difficulties in the implementation of activities using digital technologies and proposed several ways to solve them.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_4_369 УДК 330.342.3/4

Ребрина Татьяна Геннадьевна,

Брянский государственный университет имени академика И. Г Петровского, г. Брянск, Россия, е-mail: t.nasonova@bk.ru

Малеева Анастасия Андреевна,

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, г. Брянск, Россия,

Соловьева Анна Михайловна,

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, г. Брянск, Россия

В статье описывается внедрение в деятельность таможенных органов информационных технологий, а также дается анализ нормативно-правовой стратегии развития Таможенной службы до 2030 года в России. Авторами выделены основные трудности в осуществлении деятельности таможенных органов с использованием цифровых технологий и предложено несколько путей их решения.

Ключевые слова: таможенные органы; информационные технологии; цифровизация.

UDC 330.342.3/4

Rebrina Tatyana Gennadievna,

Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, Bryansk, Russia, e-mail: t.nasonova@bk.ru

Maleeva Anastasia Andreevna,

Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, Bryansk, Russia

Solovieva Anna Mikhailovna,

Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, Bryansk, Russia

This article describes the introduction of information technology into the activities of customs authorities, as well as an analysis of the regulatory and legal strategy for the development of the Customs Service until 2030 in Russia. The authors highlighted the main difficulties in the implementation of activities using digital technologies and proposed several ways to solve them.

Keywords: customs authorities; Information Technology; digitalization.

СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

SPECIFIC TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF CUSTOMS BODIES

Глобальные изменения в современном мире определяют и значительно усиливают роль таможенных органов в обеспечении национальной безопасности страны. В связи с этим сегодня постепенно меняется таможенное законодательство. И изменения касаются как таможенной информации, так и понимания, передачи и хранения цифровых технологий.

Одним из наиболее важных изменений такого рода на законодательном уровне является разработка Стратегии таможенной службы России до 2030 года для подтверждения новейшего состояния таможенных операций с точки зрения оптимизации, оцифровки и отчетности таможенного контроля и других процессов, в которых таможенные органы задействованы [4].

Процесс очень разносторонний, основная проблема - создание, внедрение и развитие цифровых процессов, что требует соответствующего регулирования всех видов деятельности, а также интеграции и внедрения многих других государственных институтов, связанных с деятельностью таможенной службы России.

Ожидается, что Рекомендация № 33 ЕЭК ООН принесет наиболее важный эффект упрощения таможенных операций. Этот механизм позволяет торговцам и судоходным компаниям предоставлять информацию и документировать соответствие импортным или экспортным требованиям по одному агенту за раз.

Единое окно улучшит интеграцию между существующими государственными учреждениями и укрепит отношения между ними. Одна из задач внедрения механизма - сокращение сроков изготовления и количества представляемых документов. Таким образом, создание механизма одного окна позволит таможне контролировать услуги и вопросы, связанные с таможенными процедурами, установленными Таможенным кодексом ЕАЭС, который не включает запросы на получение разрешения от внешнеэкономической деятельности и прилагаемые документы, подтверждающие информацию самого участника.

Представляется, что следующие участники должны взаимодействовать в рамках механизма единого окна:

- таможенные службы государств-членов ЕАЭС напрямую;

- лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и внешней торговли;

- государственные органы, уполномоченные осуществлять внешнеэкономическую деятельность и выдавать разрешения.

В рамках механизма также необходимо активно развивать систему электронного межведомственного взаимодействия с информацией о получении разрешения непосредственно от надзорного органа, а также от участников внешнеэкономической деятельности.

Согласно исследованию Евразийской экономической комиссии по развитию стран ЕАЭС с единым фискальным аппаратом, в России со временем был внедрен единый фискальный аппарат, что позволяет региону учитывать опыт, накопленный государствами-членами ЕАЭС при использовании единой кассы в странах ЕАЭС. Для успешной реализации механизма единого окна и других цифровых проектов, определенных разработкой стратегии таможенной службы в России до 2030 года, необходимо создание новой формы совершенствования законодательства, ориентированной на таможенное дело в контексте реализации цифровых проектов.

Взаимодействие с Евразийским экономическим союзом на уровне цифровых проектов для реализации процедур, необходимых для развития, государства-члены ЕАЭС могут использовать эти технологии при условии, что в дальнейшем есть возможность перенять результаты наиболее эффективного внедрения цифровых технологий.

Важным фактором, который следует учитывать, является взвешивание интересов и ролей для оптимизации современных цифровых технологий для определения требований и интересов.

Следует отметить, что таможенные органы для упрощения процедуры не обязаны платить таможенные пошлины за сбор, они не могут в полной мере осуществлять таможенный контроль. Все задачи, отвечающие за этот процесс, - это баланс торговли национальных интересов, участников ВЭД и правоохранительных органов, а также развитие всей частной внешнеэкономической деятельности, соблюдение и защита прав таможенных органов страны.

Рисунок 1 - Компоненты программ цифровой трансформации государств-членов ЕАЭС

Следует отметить, что в стратегии развития таможенной службы России до 2030 года таможенные органы должны обеспечить эффективное реагирование национальной безопасности на угрозы и угрозы национальной безопасности, возлагаемые на таможню во всех платежах.

К сожалению, у таможни есть значительное количество проблем, в частности, неэффективность таможенного контроля при пересечении таможенной границы людей, товаров и транспортных средств. Эту проблему желательно решить за счет внедрения передовых инновационных технологий с использованием таможенного контроля, своевременного и эффективного использования передовых технических средств контроля для выявления и предотвращения различного рода нарушений таможенного законодательства. Следовательно, существует необходимость в создании взаимосвязи между системой автоматизации для сбора, хранения и обработки информации, которая используется для реализации соответствующего состояния службы. Кроме того, эта система позволяет минимизировать время, затрачиваемое на таможенные процедуры, такие как получение базовой информации, электронное таможенное оформление и декларирование товаров. Однако более сложное направление - управление экономическими отношениями в условиях глобализации и обработки информации не только коммерческими учреждениями, но и государственными службами, в то время как его роль возрастает, происходят положительные изменения в общей структуре и методах управления. Соблюдение этих обя-

зательств гарантирует применение самых современных методов управления рисками, стандартизацию, применение процедур таможенной унификации и передовых информационных и коммуникационных технологий [3].

Таким образом, в 2014 году электронные таможенные декларации в России стали обязательными для использования, исходя из формата документов, подписанных электронной подписью. Несмотря на то, что декларация применялась участниками внешнеэкономической деятельности уже долгое время, проблема остается, и неудобства все еще существуют. В связи с тем, что все таможенные процедуры могут выполняться только в рабочее время, утром на сервере ИТ-системы происходит значительное скопление деклараций, что приводит к снижению эффективности работы таможенных органов. К тому же в пунктах удаленного управления чаще всего есть только спутниковая связь, поэтому отсутствует информационная инфраструктура для реализации электронного декларирования [2].

Развитие электронного декларирования стало основой для внедрения технологии удаленного декларирования товаров как эффективной формы таможенного администрирования. Однако следует отметить, что, несмотря на положительный эффект от внедрения информационных технологий и наличие операций, проблема сохраняется. В частности, имеют место:

- неполное соответствие ЕАИС и других информационных ресурсов современным требованиям;

- отсутствие достаточных финансовых вложений для развития инфраструктуры. Информация используется как средство автоматизации таможенных операций в случае новых операций, контролируемых российской таможенной службой;

- небольшой показатель стандартизации программного и аппаратного обеспечения, составляющих информационную инфраструктуру таможенной службы;

- ошибки форматирования в форматах электронных документов, приводящие к искажению и неполноте информации;

- ошибки в программном обеспечении и каналах связи, связанные с неравномерным покрытием территории РФ высокоскоростными каналами связи.

Целью развития Союза таможенных служб Российской Федерации является создание к 2030 году качественно новой таможенной службы, насыщенной искусственным интеллектом, интеллектуальными и невидимыми законопослушными предприятиями, цель которых - дать руководящие принципы для таможенных услуг.

Достижение целей возможно при решении ряда задач:

1. Внедрение автоматизированного исполнения компьютерных технологий перемещения товаров в зоне действия должностных лиц для участия в таможенном оформлении без пересечения таможенной границы Союза.

2. Использование «умных» пунктов пропуска может служить точками для получения предварительной информации для всех органов государственного контроля, контроля движения транспортных средств (считыва-

ние и проверка регистрационного номера транспортного средства), внедрения электронных очередей и систем электронного документооборота, транспортировки товаров беспилотным транспортом и др.

3. Создать и использовать интегрированную транспортную систему, основанную на современных компьютерных технологиях, чтобы связать транспортную систему со всеми транспортными системами европейских стран и регионов Всемирной таможенной организации.

4. Создание возможных высокотехнологичных и системных устройств автоматически предотвращает и предотвращает незаконное перемещение лицензионных товаров.

Рассматривая тему цифровых технологий в целом и условных областях, а также вопрос информационной безопасности, необходимо обратить внимание на киберфизические системы. Система является основой для реализации нескольких задач, позволяющих корректно функционировать цифровым технологиям. Ответственность за это зависит от местоположения облака при обработке и хранении данных, поскольку они являются виртуальным и реальным пространством при взаимодействии определенных ссылок [1].

Киберфизические системы включают следующие основные функции:

1. Постоянный обмен информацией.

2. Работа специальных интегрированных центров обработки и распределения данных.

3. Основные компоненты, которые включают виртуальное пространство, выполняемое в этой деятельности: средства защиты и шифрования данных, серверы, антивирусное программное обеспечение и т. д.

Рисунок 2 - Компоненты информационной защиты цифровых технологий

В зависимости от характеристик цифровой системы на таможне можно выделить следующие элементы технологического развития:

1. Постоянный мониторинг безопасности системы.

2. Использование средств шифрования для защиты каналов передачи информации.

3. Адекватный анализ качества существующих сетей.

4. Обеспечение внутренней защиты от неправомерных внешних действий.

5. Создание максимально возможных условий для защиты от несчастных случаев и возможность временного автономного действия.

В заключение следует отметить, что дальнейшее развитие труда и обычаев как института такого государства невозможно без внедрения и развития цифровых технологий. В этой области должны быть реализованы таможенное администрирование, предоставление услуг и все связанные с этим дополнительные меры, должна быть обеспечена абсолютная поддержка. Создание этих условий требует значительного внимания к бюджету и соответствующей нормативной поддержке.

Список литературы

1. Назарова, О.Г Информационная безопасность в период становления информационной экономики в России / О.Г Назарова, А.Д. Клименко // Экономика. Социология. Право. - 2020. - № 2 (18). - С. 35-41.

2. Новикова, Т.Б. Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле / Т.Б. Новикова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 2-2. - С. 186-189.

3. Понаморева, А.О. Проблемы информационного обеспечения таможенных органов / А.О. Понаморева // Молодой ученый. - 2019. - № 42 (280). - С. 204-206.

4. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 24.09.2021).

References

1. Nazarova, O.G. Informacionnaya bezopasnost' v period stanovleniya informacionnoj e'konomiki v Rossii / O.G. Nazarova, A.D. Klimenko // E'konomika. Sociologiya. Pravo. 2020. № 2 (18). S. 35-41.

2. Novikova, T.B. Problemy' i perspektivy' razvitiya cifrovy'x texnologij v tamozhennom dele / T.B. Novikova // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyx i estestvennyx nauk. 2021. № 2-2. S. 186-189.

3. Ponamoreva, A.O. Problemy' informacionnogo obespecheniya tamozhenny'x organov / A.O. Ponamoreva // Molodoj ucheny'j. 2019. № 42 (280). S. 204-206.

4. Strategiya razvitiya tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23.05.2020 № 1388-r. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_353557/ (data obrashheniya: 24.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.