УДК 338.48
Белянина А.С.
студент 5 курса факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
Шаповалова М.А.
к.т.н., доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии
СПЕЦИФИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ МАРКИРОВКЕ
Аннотация: в настоящей статье рассматриваются особенности таможенного декларирования и таможенного контроля ввозимых на территорию Российской Федерации подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными и специальными марками, а также правила заполнения декларации на товары в данном случае.
Ключевые слова: таможня, подакцизные товары, заполнение декларации, маркировка, акцизная марка, декларирование.
В связи с тем, что подакцизные товары довольно широко используются
населением, их товарооборот является немаловажной частью всего потребительского
рынка. В вопросах ввоза и вывоза подакцизных товаров таможенные органы играют
одну из главных ролей, являются основной государственной структурой по контролю
за их перемещением и оборотом. Именно поэтому, с увеличением распространения
подакцизных товаров, необходимо исследовать особенности процесса таможенного
декларирования и таможенного контроля таких товаров, а также выявить проблемы в
данной сфере деятельности таможенных органов и пути их возможного решения.
Если подакцизные товары (в том числе подлежащие маркировке) ввозятся для
личных, семейных домашних и других некоммерческих целях физическими лицами,
акциз не уплачивается и акцизными марками товары не маркируются [1]. Однако в этом
случае устанавливается ограничение на количество (объем) перевозимого товара: не
83
более 3 л. алкогольных напитков беспошлинно (задекларированных - до 5 л.), не более 50 сигар или сигарилл, 200 сигарет или 250 г. табака.
Также не подлежат маркировке акцизными марками подакцизные товары для официального пользования дипломатическими и приравненными к ним представительствами, спирт пищевой и винно-водочные изделия, расфасованные в тару емкостью до 0,05 литра включительно (а также свыше 100 литров), подакцизные товары, ввозимые в рамках процедуры таможенного транзита, временного ввоза или реэкспорта.
Также немаловажно отметить, что товары, подлежащие обязательной маркировке акцизными марками, должны быть промаркированы ими уже до их ввоза на территорию Российской Федерации и таможенного оформления.
Однако не все таможенные органы могут совершать действия с подакцизными товарами, подлежащими маркировке. Приказом ФТС России от 09.02.2015 N 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров» установлен перечень таможенных органов, которые вправе обеспечивать импортеров акцизными марками и совершать таможенные операции в отношении маркируемых и (или) лицензируемых подакцизных товаров.
Перемещение подакцизных товаров, маркируемых акцизными марками требует предоставления в уполномоченный таможенный орган дополнительных документов, без которых выпуск товара невозможен:
- подтверждение о фиксации информации в ЕГАИС (для алкогольной продукции, в соответствии с Федеральный законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ);
- лицензия на закупки, хранение и поставки (или розничную продажу) алкогольной продукции (в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ);
- квитанция о получении акцизных марок, подтверждающая законность их приобретения;
- документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (для маркируемых акцизными марками товаров это обязательно) [2].
Следовательно, данные документы должны в обязательном порядке присутствовать в графе 44 ДТ. Дополнительно к этому, серия квитанции о получении акцизных марок, их количество и диапазон номеров должны быть указаны в графе 30 ДТ.
В графах 47 и В декларации на товары обязательно должен присутствовать вид платежа - акциз. Также следует тщательно проверять графу 30 ДТ «Местонахождение товаров», ведь храниться маркируемые подакцизные товары могут только на специальных СВХ.
В графе 36 ДТ не должно быть прочерка на месте акцизов, должно стоять либо «ОО», либо код льготы в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей (например, «Ю» - освобождение от уплаты акциза в отношении подакцизных товаров, ввозимых международными организациями, их представительствами на территории РФ, персоналом этих организаций и представительств, а также членами их семей).
Кроме того, обращать внимание нужно и на заполнение графы 41, так как почти всегда для расчета таможенных пошлин или акцизов для товаров, маркируемых акцизными марками, требуется использование дополнительных единиц измерения (таких как литры или штуки).
Таможенный контроль за перемещением подакцизных товаров - это важный элемент в системе государственного контроля за оборотом табака, табачных изделий и алкогольной продукции. Однако в этой сфере возникает немалое количество проблем, рассмотрим их подробнее.
Непосредственно отнесение товаров к категории подакцизных уже является одной из существенных трудностей. Безусловно, Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает перечень товаров, относящихся к подакцизным, но при практическом применении этого перечня возникает множество спорных ситуации, связанных, например, со спиртосодержащей дезинфицирующей продукцией, товарами с алкогольной пропиткой, различными средствами для очистки стекол и т.п [3].
Кроме того, законодательство в данной сфере не очень тщательно проработано: какие-то нормативно-правовые акты не меняются несколько лет, но продолжают
действовать, а другие же давно утратили силу, но взамен не принят ни один документ. Это порождает и путаницу с четким определением товаров, подлежащим обязательной маркировке акцизными марками.
Также импортеры и декларанты зачастую занижают количество товаров или при декларировании выдают одни товары за другие. В результате этого изменяется классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС, как и таможенная стоимость. Также в таможенной практике не редки случаи, когда вина и коньяки, относящиеся к коллекционным, декларировались как одинаковый товар или вино пытались выдать за виноматериалы, чтобы избежать уплаты акциза [3].
В условиях существования ЕАЭС и все более возрастающей интеграции стран, проблемой также являются различные ставки акцизов и цены на акцизные марки в каждом государстве. Введение единых акцизных ставок на подакцизные товары в странах-участницах ЕАЭС должно стать одним из приоритетных направлении" при взаимодействии налоговых и таможенных органов. Это, безусловно, будет способствовать созданию равных условии" для участников ВЭД и поможет при формировании нормативно-правовой базы для взаимодействия государств в рамках ЕАЭС.
Список литературы:
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) // СПС «Консультант Плюс».
2. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (ред. от 27.03.2018) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // СПС «Консультант Плюс».
3. Табакаева Е.А. Особенности таможенных операции" и таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора // Национальным исследовательским Томскии политехническим университет, 2016. - 118 с.