5. Распоряжение Правительства РФ от 10.04.2014 № 570-р (ред. от 26.12.2015) «Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 330 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Ежегодные сборники «Таможенная служба Российской Федерации» за 2014 г., 2015 г., 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru.
8. Статистические сведения о ходе реализации плана деятельности ФТС России на период 2014-2018 годов [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru.
Н. А. Тарасов
таможенный контроль Алкогольной продукции, перемещаемой через таможенную границу евразийского экономического союза
В статье рассматриваются особенности таможенного контроля алкогольной продукции, перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза. Основное внимание уделяется исследованию таможенного контроля за неиспользованными и (или) поврежденными акцизными марками, а также вопросам идентификации перемещаемой алкогольной продукции.
Ключевые слова: алкогольная продукция; таможенный контроль; Евразийский экономический союз; акцизные марки; Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
N. A. Tarasov
customs control of alcoholic beverages moved through the customs border of the Eurasian economic union
Special features of customs control of alcoholic beverages moved through the customs border of the Eurasian Economic Union are considered in the article. Major attention is paid to the study of unused and/or damaged excise stamps and to the issues of identification of transported alcoholic beverages.
Keywords: alcoholic beverages; customs control; the Eurasian Economic Union; excise stamps; Commodity nomenclature of foreign economic activity of the Eurasian Economic Union.
Алкогольная продукция всегда была объектом особого внимания со стороны государства, в том числе и таможенных органов. В отношении данного вида продукции установлены жесткие требования к безопасности и применяется широкий спектр мер государственного регулирования, включая высокий уровень налогообложения.
Отношения, складывающиеся в сфере производства и оборота алкогольной продукции, имеют особую значимость, поскольку употребление некачественной
продукции наносит большой вред здоровью населения России. В связи с этим регулирование рынка алкогольной продукции требует взвешенного подхода. Указанная сфера играет значительную роль в экономическом развитии современного Российского государства, что также обусловливает необходимость совершенствования методов государственного регулирования оборота алкогольной продукции [1].
Чтобы на территорию Российской Федерации (РФ) не могли попасть товары сомнительного качества и непонятного происхождения, необходим эффективный таможенный контроль. Совершенствование таможенного контроля поможет пресечь частичную или полную неуплату таможенных платежей, в том числе акцизов, что, в свою очередь, повлияет на пополнение бюджета РФ.
Порядок организации и проведения таможенного контроля регулируется разд. 6 (гл. 44-46) Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [2]. Помимо этого, организации таможенного контроля посвящен ряд нормативных правовых актов, среди которых особое место занимает Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [3].
В отношении алкогольной продукции приказом Федеральной таможенной службы (ФТС России) от 09.02.2015 № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров» [4] установлен «Перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию подакцизных товаров, оборот которых подлежит лицензированию и (или) которые подлежат маркировке акцизными марками, неподакцизной спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции, оборот которой подлежит лицензированию, пива (в том числе безалкогольного), сидра, пуаре (грушевого сидра) и медовухи (медового напитка)».
На сегодняшний день имеются серьезные проблемы, касающиеся таможенного контроля алкогольной продукции. Уровень незаконного оборота в данной отрасли достаточно велик. В начале 2017 г. министр промышленности и торговли РФ Д. В. Мантуров определил объем теневого рынка алкоголя в 50% - по существу, действует «серый дублер» отрасли. Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям АО «САН ИнБев» О. Дурдыев считает повышение акцизов одной из главных причин сокращения рынка легального алкоголя и переключения на контрафакт и суррогаты.
Формой таможенного контроля, наиболее часто применяемой должностными лицами таможенных органов при ввозе алкогольной продукции на таможенную территорию ЕАЭС, является проверка документов и сведений.
В случае срабатывания профиля рисков в отношении алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию ЕАЭС, таможенные органы могут применить такие формы таможенного контроля, как таможенный осмотр, таможенный досмотр. Решение о необходимости проведения таможенного досмотра на этапе приема и регистрации сообщения о прибытии должно быть принято уполномоченным должностным лицом в течение 10 мин.
При таможенном досмотре должностные лица таможенных органов могут осуществлять фото- и видеосъемку. Фотоаппаратура (видеоаппаратура) применяется должностными лицами при условии наличия в поручении на таможенный
досмотр отметки о необходимости применения данных технических средств таможенного контроля. Также должностные лица таможенного органа с помощью специальных сканеров могут осуществлять проверку подлинности акцизных марок, а также считывать сведения, нанесенные на акцизную марку в виде двухмерного штрихового кода, и сверять их со сведениями, зафиксированными в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
Таможенные органы также проводят таможенный контроль за неиспользованными и (или) поврежденными акцизными марками. Порядок возврата организацией неиспользованных и (или) поврежденных акцизных марок представлен на рис. 1.
Рис. 1. Порядок возврата организацией неиспользованных и (или) поврежденных акцизных марок
Таможенные органы в зоне таможенного контроля сопоставляют сведения об алкогольной продукции, нанесенные на акцизные марки, которыми указанная алкогольная продукция маркирована, со сведениями об алкогольной продукции, зафиксированными в ЕГАИС и заявляемыми при таможенном декларировании маркированной алкогольной продукции. В случае отсутствия информации об импортируемой маркированной алкогольной продукции в ЕГАИС либо несоответствия сведений об алкогольной продукции, нанесенных на акцизные марки, сведениям, содержащимся в ЕГАИС, в отношении такой алкогольной продукции
применяются меры, предусмотренные законодательством о таможенном деле в РФ, в том числе направленные на анализ рисков и их минимизацию. Порядок таможенного контроля акцизных марок, которыми маркирована ввозимая алкогольная продукция, представлен на рис. 2.
Рис. 2. Таможенный контроль акцизных марок
При помещении маркированной акцизными марками алкогольной продукции под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, уничтожения, переработки на таможенной территории акцизные марки должны быть повреждены под наблюдением должностных лиц уполномоченного таможенного органа способом, исключающим их повторное использование. При этом должно быть повреждено не менее 50% поверхности марки (включая голограмму), информация об алкогольной продукции, зафиксированная в ЕГАИС, не должна считываться, а номер, серия акцизной марки, надписи о виде и наименовании алкогольной продукции и объеме алкогольной продукции в потребительской таре на ней должны четко просматриваться. Уполномоченным таможенным органом составляется акт о повреждении акцизных марок [5].
Исходя из особенностей таможенного декларирования и таможенного контроля алкогольной продукции, можно выявить ряд проблемных вопросов, касающихся данной сферы.
Одним из проблемных вопросов таможенного регулирования алкогольной продукции является идентификация, от результатов которой зависит однозначное определение кода товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) [6], обоснованное начисление и взимание таможенных платежей.
Большинство судебных разбирательств между участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенными органами по вопросам классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС разрешается не в пользу таможенных органов из-за неоднозначного толкования терминов в ТН ВЭД ЕАЭС, в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС, в международных и национальных стандартах.
Анализ терминов, встречающихся в ТН ВЭД ЕАЭС, на предмет соответствия их содержания терминам, используемым в технических регламентах, международных и национальных стандартах, позволил выявить следующие проблемы применения терминологии товарной группы 22 «Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус»:
- отсутствие определений ряда терминов в примечаниях и Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС, что способствует различию в подходах к классификации алкогольной продукции в таможенных органах стран ЕАЭС (например, «вино виноградное натуральное», «вино крепленое», «вино сортовое», «вино с защищенным географическим указанием», «вино с защищенным наименованием по происхождению»);
- отсутствие термина «виноматериалы» в ТН ВЭД ЕАЭС и наличие его в национальной нормативной правовой документации;
- несоответствие определений терминов в ТН ВЭД ЕАЭС и национальных нормативных правовых документах (например, несоответствие объемной доли этилового спирта для некоторых видов алкогольной продукции);
- отсутствие или недостаточность идентификационных признаков в ТН ВЭД ЕАЭС, Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС и национальных нормативных документах для таких видов продукции, как граппа, узо и др.;
- использование разных терминов для обозначения одного и того же понятия [7].
Вступление России во Всемирную торговую организацию сделало внутренний рынок более доступным и открытым для зарубежных партнеров, что, в свою очередь, значительно увеличило конкуренцию на рынке алкогольной продукции. Вследствие этого отечественные производители могут быть постепенно вытеснены из данной сферы. Детализация ТН ВЭД ЕАЭС будет способствовать защите национального рынка алкогольной продукции посредством гибкого предоставления тарифных льгот и уступок.
На данный момент в номенклатуре отсутствуют вина, контролируемые по наименованию. В эту категорию входят самые дорогие вина, которые стоят несколько десятков, а иногда и сотен тысяч долларов. Детализация ТН ВЭД ЕАЭС позволит определять коллекционные товары, предотвращать их оборот по стоимости ординарной алкогольной продукции, что прекратит недополучение таможенных платежей в государственный бюджет.
В настоящее время в ТН ВЭД ЕАЭС выделены товарные позиции, включающие алкогольную продукцию из стран дальнего зарубежья, которая по качеству ничем не уступает продукции из стран СНГ, но в ТН ВЭД ЕАЭС данная товарная позиция обозначена как «прочие», поэтому таможенная стоимость и ставки занижены.
С учетом вышеизложенного для решения проблем идентификации алкогольной продукции в таможенных целях необходимо внести ряд дополнений в примечания и (или) Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, касающихся определений терминов и выделения идентификационных признаков различных видов алкогольной продукции [7].
Также существует проблема фальсификации акцизных марок, наносимых на алкогольную продукцию, а это соответственно уменьшает поступление денежных средств в федеральный бюджет.
Федеральным законом от 31.12.2014 № 530-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» [8] были установлены нормы проверки подлинности акцизных марок. После принятия этого закона проверку подлинности могут
осуществлять как таможенные органы, так и организации оптовой и розничной торговли алкогольной продукции. Такая проверка может производиться визуально, с помощью технических средств и с применением информационных ресурсов.
В целях ускорения процедуры таможенного контроля после выпуска товаров необходимо ввести жесткие ограничения по срокам проведения таможенной экспертизы взятых проб и образцов алкогольной продукции.
Еще одной важной проблемой при регулировании перемещения алкогольной продукции является упущение таможенных поступлений в виде акциза из бюджета государства. Возникновение данной проблемы обусловлено тем, что поставщики, которые ввозят алкогольную продукцию, зачастую занижают количество данных товаров либо при декларировании выдают одни товары за другие. В результате изменяется классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС и таможенная стоимость данного товара. В таможенной практике часто бывали случаи, когда вина и коньяки, относящиеся к коллекционным, декларировались как ординарный товар.
Решению этой проблемы может способствовать создание единой электронной базы, которая будет содержать реестр недобросовестных импортеров. При этом должностные лица, уполномоченные совершать таможенные операции с подакцизными товарами, должны пополнять данный реестр с каждым выявленным нарушением, связанным с декларированием и перемещением через таможенную границу подакцизного товара, который подлежит маркировке. Опираясь на данные реестра, должностные лица таможенных органов должны более детально проверять подозрительных поставщиков.
Постоянный рост внешней торговли и увеличение нагрузки на таможенные органы актуализируют задачу внедрения новых технологий и информационных систем.
На проблеме устаревших технологий, применяемых при таможенном контроле, необходимо остановиться более подробно. Согласно приказу ФТС России от 29.01.2007 № 106 «Об утверждении формата нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [9] на акцизную марку на русском языке должны быть нанесены сведения об импортируемой алкогольной продукции с использованием технических средств ЕГАИС. Также в ЕГАИС должны быть внесены сведения о ввозе маркированной алкогольной продукции.
Наряду с ЕГАИС, в таможенных органах применяется комплекс программных средств «Марка-Т» (КПС «Марка-Т»), который также ведет учет заявок и изготовления акцизных марок на федеральном уровне. Но эти системы недостаточно оснащены, что существенно тормозит процесс контроля и учета. До сих пор не налажено полное взаимодействие КПС «Марка-Т» и ЕГАИС. Их синхронизация требует времени, что сильно замедляет процесс. Также отсутствует программное обеспечение для упрощения и ускорения таможенного контроля, позволяющее считывать информацию с акцизной марки. Следовательно, необходимо доработать программное средство, которое позволит осуществлять таможенные операции в установленные сроки и обмениваться данными.
В настоящее время появилось большое количество технологий, которые коренным образом могли бы изменить сложившуюся ситуацию. Однако их внедрение
Рис. 3. RFID-метка
в практическую деятельность таможенных органов требует реорганизации существующей системы. Решить ряд существующих проблем относительно акцизной марки поможет использование RFID-метки (рис. 3). Система RFID (Radio Frequency Identification), или радиочастотная идентификация - это одна из самых современных технологий идентификации или распознавания. Данная технология имеет ряд возможностей, которые во многом превосходят другие технологии распознавания, среди которых распознавание различных видов штрих-кодов [10, с. 270].
Технология распознавания осуществляется за счет передачи радиоволнами информации об объектах идентификации, на которых находятся радиометки. RFID-метка - это небольшое устройство со встроенной памятью.
Технология RFID может, на наш взгляд, повлиять на процесс прохождения таможенного контроля. В настоящее время для того, чтобы оформить партию товаров, должностное лицо таможенного органа вынуждено сверять соответствие акцизных марок на товаре с полученными образцами. Данный процесс трудоемок и занимает много времени, так как при обнаружении в партии непромаркирован-ной позиции таможенные органы сверяют все марки.
В свою очередь, электронная акцизная марка содержит уникальный код, который крайне сложно подделать. Такая марка обладает функцией быстрого считывания, а излучаемые радиоволны позволяют считывать метку даже в скрытых местах, поэтому для сверки не потребуется вскрытие упаковочного материала. Основные прогнозируемые эффекты от внедрения радиочастотных акцизных марок представлены на рис. 4.
Снижение ввоза контрафактной продукции Возможность отслеживания товарооборота внутри государства
Прогнозируемые эффекты
Упрощение процесса таможенного контроля Увеличение объемов выпущенных товаров
Рис. 4. Прогнозируемые эффекты от внедрения радиочастотных акцизных марок
Таким образом, для совершенствования таможенного контроля алкогольной продукции, перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС, на современном этапе требуется неотложная реализация следующих мер:
- введение в ТН ВЭД ЕАЭС недостающих терминов, а также восполнение недостаточности идентификационных признаков для различных видов алкогольной продукции;
- внесение ряда дополнений в примечания и (или) Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, касающихся определений терминов и выделения идентификационных
признаков различных видов алкогольной продукции, для решения проблем идентификации алкогольной продукции в таможенных целях;
- создание единой электронной базы, содержащей реестр недобросовестных импортеров, информация о которых будет пополняться должностными лицами таможенных органов;
- синхронизация КПС «Марка-Т» и ЕГАИС, которая будет способствовать ускорению процесса контроля и учета акцизных марок;
- упрощение процесса таможенного контроля за счет применения RFID-меток.
Эти меры позволят упростить процесс таможенного контроля, а также уменьшить количество контрафактной алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию ЕАЭС.
Использованные источники
1. Грецкая А. С. Контроль в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2015. 180 с.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
4. Приказ ФТС России от 09.02.2015 № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
5. Приказ ФТС России от 07.10.2010 № 1849 «Об утверждении Правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 31.01.2018) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
7. Аникина Е. В. Проблемы идентификации алкогольной продукции при таможенном контроле // Исследование и классификация товаров в таможенных целях: теория и практика: сборник материалов II Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. С. 3-6.
8. Федеральный закон от 31.12.2014 № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
9. Приказ ФТС России от 29.01.2007 № 106 «Об утверждении формата нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Финкенцеллер К. RFID-технологии: справочное пособие. М:. Додека XXI век, 2016. 490 с.