Научная статья на тему 'Правовое регулирование перемещения через таможенную границу подакцизных товаров'

Правовое регулирование перемещения через таможенную границу подакцизных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование перемещения через таможенную границу подакцизных товаров»

^. В- Захарова

Правовое регулирование перемещения через таможенную границу подакцизных товаров

Многочисленные факты истории позволяют сделать утверждение о тысячелетнем периоде существования в России таможенного дела. Во всяком случае, еще в Древней Руси взимали мыт — пошлины за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за аренду торговых площадей, за покровительство торговым людям и т.п.

Пошлины, взимавшиеся в удельные времена, можно условно подразделить на 4 группы: торговля, проездные, за обслуживание, штрафные. Современный акциз относится к разряду торговых пошлин. В удельные времена акциз назывался замыт-сбор. Данный акциз взыскивался с цены товара. Анализируя внешнюю торговлю России конца XVI — начала XVII веков, следует особо подчеркнуть значение города Архангельска. В тот период в Россию в больших объемах ввозились сукно, каменья, специи, вина. Следует полагать, что многие из них облагались акцизом. В России на тот момент существовала категория "заповедных товаров". К ним относились дорогие меха, драгоценности и т.п. После принятия Новоторгового устава в 1667 г. при ввозе товаров из-за границы корабельщик был обязан подать начальнику шанца подписанную роспись товаров, которая задерживалась на шанце (современная таможенная декларация).

При Петре I было принято решение о взимании 5% таможенной по -шлины с продажной стоимости привозных товаров. На серебро и парчу была установлена высокая правительственная пошлина в размере 50% с цены.

Сообразно с ситуацией в XX в., акциз представлял собой косвенный налог на предметы массового потребления или услуги, включался в цену товара или тарифа на услуги. Цитируя советский энциклопедический словарь, "акциз является источником государственного бюджета капиталистических стран, в СССР и других социалистических странах не существует". Так продолжалось до 6 декабря 1991 г. — даты введения в действие Закона Российской Федерации "Об акцизах".

Что касается СССР, то акциз применялся вплоть до 1930 года (налоговая реформа).

Термин "акциз" происходит от латинского слова "ассеёеге" (обрезать). Акциз, будучи косвенным налогом, имеет определенное сходство с налогом на добавленную стоимость, но отличается от него своей индивидуали-зированностью, привязкой к конкретным товарам. Например, в Германии подакцизными товарами являются сигареты, пиво, соль, чай, игральные карты. В странах Запада под акцизы попадают обычно товары массового внутреннего потребления.

По российскому законодательству акцизы — это косвенные налоги,

включенные в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателями, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары.

На сегодняшний день Закон РФ "Об акцизах" уже не является правовой базой, ныне действует Налоговый Кодекс РФ (ч. 2). Если говорить более конкретно, то регулирует понятие акциза и подакцизных товаров глава 22 Кодекса. А именно: ст. 179, 183, 185, 187, 193 и др.

Итак, согласно Налоговому законодательству, а именно ст. 179, налогоплательщиками акциза признаются:

1. Организации;

2. Индивидуальные предприниматели;

3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определенные в соответствии с Таможенным Кодексом Российской Федерации.

Товары, облагаемые акцизом, называются подакцизными товарами. Акциз взимается как с отечественных, так и с импортных товаров. Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами.

В то же время акцизы на ввозимые товары служат одним из источников пополнения доходной части Федерального бюджета. Доля акцизов в объеме таможенных платежей составляет хотя и небольшую долю, но имеет постоянную тенденцию к увеличению. Основной причиной резкого увеличения акцизов является то, что с 1996 года таможенной службе поручено взимать акциз не только с импортируемых товаров, но и с экспортируемых, таких как нефть, газовый конденсат, природный газ. Номенклатура отечественных и импортируемых подакцизных товаров одинакова и определяется в законодательном порядке.

Подакцизными товарами признаются:

1. Спирт этиловый, за исключением спирта коньячного;

2. Спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и т.п.) с объемной долей этилового спирта более 9%;

3. Алкогольная продукция (также пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);

4. Пиво;

5. Табачная продукция;

6. Ювелирные изделия (изделия с использованием драгоценных металлов и их сплавов и/или драгоценных камней и/или культивированного жемчуга).

7. Автомобили легковые и мотоциклы с двигателем мощностью свыше 112,5 КВт (150 л.с.);

8. Автомобильный бензин;

9. Дизельное топливо;

1 Налоговый Кодекс РФ. 2001 г.

10. Моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей.

Подакцизным минеральным сырьем признаются:

1. Нефть и стабильный газовый конденсат;

2. Природный газ.

В соответствии с Налоговым Кодексом объектами налогообложения признаются следующие операции:

1. Реализация лицами на территории Российской Федерации произведенных или подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о представлении отступного или новации;

2. Реализация организациями с акцизных складов алкогольной про -дукции, приобретенной от налогоплательщиков-производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций;

3. Продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства, и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность;

4. Передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства не подакцизных товаров;

5. Передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

6. Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, что является наиболее существенным для нас.

Существует ряд положений, которые представляют собой особенности освобождения от налогообложения операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации (ст. 184 НК РФ).

Освобождение от налогообложения производится только при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы Российской Федерации непосредственно налогоплательщиком-производителем этих товаров, а также собственником нефтепродуктов, выработанных из собственного сырья. При этом освобождение происходит только при представлении поручительства уполномоченного банка (т.е. обязанность банка — уплатить сумму акциза и соответствующего пени в случаях нарушения обязательств).2

В соответствии со ст. 185 Налогового Кодекса Российской Федерации:

I. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:

1. При перемещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения акциз уплачивается в полном объеме;

2. При перемещении товаров под таможенный режим реимпорта упла-

2 Приказ ГТК РФ от 22.12.1993 г. N 549 "Об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров".

чивается сумма акциза, от уплаты которой плательщик был освобожден, либо которая ему была возвращена в связи с экспортом товаров;

3. При таможенном режиме транзита, таможенного склада, реэкспорта, переработки под таможенным контролем, свободной экономической (таможенной) зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается;

4. При таможенном режиме переработки на таможенной территории акциз уплачивается при ввозе указанных товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм акциза при вывозе продуктов их переработки с таможенной территории Российской Федерации;

5. При таможенном режиме временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в соответствии с законодательством.

II. При вывозе подакцизных товаров:

1. В режиме экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации акциз не уплачивается или уплаченные суммы возвращаются;

2. В режиме реэкспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации, уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы акциза возвращаются в соответствие с законодательством;

3. При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации освобождение или возврат уплаченных сумм акциза не совершается;

4. При перемещении физически ми лицами подакцизных товаров, не предназначенных для производственной или иной деятельности, может применяться упрощенный, либо льготный порядок уплаты акциза в соответствии с таможенным законодательством.

При расчете суммы акциза по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации и вывозимым из нее, применяются специфические и адвалорные ставки.3

Специфическими ставками акциза признаются ставки, устанавливаемые в рублях за единицу измерения подакцизного товара.

При исчислении суммы акциза по адвалорным ставкам в качестве налогооблагаемой базы берется величина, включающая таможенную стоимость подакцизного товара, таможенную пошлину и таможенные сборы за таможен ное оформление.

Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными по всей стране. Исключение составляют подакцизные виды минерального сырья, ставки акциза, на которые дифференцируются по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-географических и экономико-географических условий.

Порядок исчисления акциза по товарам, в отношении которых установлены специфические ставки, определяется как произведение соответ-

3 Налоговый Кодекс РФ. Ч. II. 2001 г.

ствующей ставки и налоговой базы; порядок исчисления акциза по товарам, в отношении которых установлены адвалорные (процентные) ставки, исчисляется как соответствующая ставке процентная доля налоговой базы, определенной в законодательстве, а при раздельном учете — как сумма, полученная в результате сложения сумм акцизов, исчисленных отдельно, как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

В случае ввоза на территорию Российской Федерации нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых акцизом по различным налоговым ставкам, налог представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров.

При определении сроков и порядка уплаты акцизов, в случае ввоза подакцизных товаров на таможенную территорию, следует руководствоваться таможенным законодательством Российской Федерации, так, в соответствии с положениями ст. 119 Таможенного Кодекса, акцизы, которые в соответствии со ст. 118 являются таможенными платежами, уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Таким образом, уплата акцизов является одним из условий подачи декларантом таможенной декларации таможенному органу. Конкретный срок

4

уплаты определяется плательщиком самостоятельно.

Правовой базой таможенного оформления и таможенного контроля подакцизных товаров в Северо-Западном регионе служат различные приказы, должностные инструкции и технологические схемы.

Таможенное оформление и таможенный контроль подакцизных товаров в отличие от иных товаров имеет особую специфику, а именно:

— высокий уровень налогообложения товаров;

— большинство акцизных товаров относятся к товарам "группы риска";

— наличие маркированных подакцизных товаров;

— необходимость проведения 100% досмотра товаров.

Удельный вес акциза, взимаемого при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, в общем объеме поступления доходов от таможенных платежей в Федеральный бюджет составляет менее 1%. В то же время сумма таможенных платежей, уплаченных при ввозе подакцизных товаров, составляет около 8% от общей суммы таможенных платежей при ввозе.

Именно в целях совершенствования управления таможенным делом, повышения взыскания таможенных платежей и усиления контроля за ввозом и оборотом подакцизных товаров в Северо-Западном регионе России в соответствии с Приказом ГТК РФ от 13.08.98 N 567 была создана Северо-Западная Акцизная таможня (СЗАТ).

Соответственно, одной из многочисленных функций СЗАТ является осуществление таможенного оформления товаров и таможенный контроль за подакцизными товарами, перемещаемыми через таможенную гра-

4 Таможенный кодекс РФ. Ст. 110, 119.

□ Пиво солодовое

4.53%

П Нефтепродукты

42.99%

9.13%

15.02%

СД С пиртосодерка ица я продукция

□ Пегковые эетомобипи

в Табачная Продукция

□ Алкогольная продукции

Распределение акциза, уплаченного при ввозе товаров в Российскую Федерацию по основным группам подакцизных товаров (за период 2000-2001 гг.)

ницу Российской Федерации, в том числе принятие заявлений от импортеров на покупку марок акцизного сбора и специальных марок в регионе своей деятельности; контроль поступления на счета таможни денежных средств на покупку марок и перечисление их на счет ГТК РФ.

Следует отметить, что все товары, проходящие таможенное оформление и контроль, подразделяются на товары, подлежащие маркировке и все остальные. Основными видами оформляемых в таможне акцизных товаров, подлежащих маркировке, являются сигареты и алкоголь. В настоящее время производством табачной продукции занимаются пять крупнейших фабрик Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Все эти производители ввозят табачное сырье из ближнего или дальнего зарубежья, и, с точки зрения объемов ввоза, занимают лидирующее положение в России. Значительная часть сырья доставляется через порт Санкт-Петербурга. Учитывая тот факт, что конечным продуктом ввозимого сырья являются акцизные товары, а также то, что данная категория товара требует усиленного таможенного контроля (большинство отправок делаются из стран, являющихся производителями наркотических веществ), возникает необходимость в организации специализированных пунктов для оформления и терминалов для хранения табачного сырья.

Вторым видом товаров, подлежащих маркировке, является алкоголь. Объемы ввоза алкогольных маркированных изделий сохраняют достаточно стабильный уровень. Более того, имеет место тенденция по увеличению количественных и стоимостных показателей по импорту алкогольных маркированных изделий. В большей степени это касается вина в связи с тем, что объемы его производства в России не удовлетворяют спрос населения. С каждым годом, начиная с 1996 г., в общем объеме импорта

алкогольных изделий доля крепких спиртных напитков становится меньше (ФЗ "О запрете ввоза на территорию Российской Федерации водки с российскими наименованиями"). Небольшой удельный вес ввозимых крепких алкогольных напитков связан с усилением контроля за ввозом и оборотом спирта и спиртосодержащей продукции со стороны государства.

В связи с этим активно развивается собственное российское производство по разливу слабоалкогольных напитков, баночных коктейлей и пива.

Так как все эти товары требуют маркировки, то разработана специальная технологическая схема, разбитая на этапы, в соответствии с которой приобретаются марки акцизного сбора.5 Для покупки марок акцизного сбора импортер предоставляет в структурное подразделение таможни по работе с марками следующие документы:

— заявление на покупку марок, составленное в двух экземплярах;

— оригинал и копию внешнеторгового договора купли-продажи, в соответствии с которым ввозится товар;

— платежный документ, подтверждающий внесение на счет таможни денежных средств на покупку марок с отметкой инспектора о фактическом поступлении денежных средств на счет таможни — "Денежные средства поступили" с указанием даты.

Размер денежных средств определяется стоимостью одной марки и их заявленным количеством. После чего, заявка регистрируется в электронном журнале заявлений на покупку марок, формируется электронная копия заявления на изготовление марки. Затем отделом таможенных платежей таможни производится перечисление денежных средств в бюджет Российской Федерации и осуществляется доставка марок, а затем их выдача.

При ввозе подакцизных товаров, не подлежащих маркировке и товаров, доставка которых разрешается при обеспечении уплаты таможенных пошлин и налогов, необходимо обеспечение уплаты таможенных платежей. Сумма денежных средств, необходимых для обеспечения уплаты таможенных платежей, определяется ставкой обеспечения, размер которой доводится ГТК РФ. Сумма рассчитывается по определенной формуле. Средства вносятся на депозит таможни, они могут уплачиваться в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, котируемой ЦБ России, по выбору плательщика. Плательщиком представляется платежное поручение за каждую товарную партию отдельно. Доставленные товары подлежат предварительному декларированию путем заявления точных сведений о получателе товаров, о таможенном органе отправления, о наименовании и количестве ввозимых товаров, сумме обеспечения во временной декларации. На бланках ГТД оформляются формы ТД1, ТД2 в четырех экземплярах. В графе "Д" временной декларации необходима запись "До -ставка разрешена".

Рассмотрим основные виды товаров.

5 Технологическая схема ТО и ТК товаров в регионе деятельности СЗАТ. СПб., 2000.

Бензин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что порядка 48% от всего автомобильного бензина, ввозимого в Северо-западный регион, оформляется Псковской таможней и импортируется из Эстонии. В то же время, 100 % экспортных операций по Санкт-Петербургу и по региону в целом приходится на данное производство, а 95% от всего товарооборота автомобильного бензина в регионе приходится на Санкт-Петербург. При этом доля экспорта значительно превышает импорт.

Аффинированное золото, бриллианты и т.п.

На основании Приказа ГТК РФ от 10.03.1999 г. N 158 "О временном порядке таможенного оформления необработанных природных металлов и бриллиантов, аффинированных драгоценных металлов" СЗТУ России было принято решение об оформлении данных товаров в режиме экспорта СЗАТ. Например, в I квартале 2000 г. было оформлено товаров данной группы (бриллианты и часы) на общую стоимость 8,1 млн. долл. США.

Создание специализированного пункта таможенного оформления данного вида товаров подтвердило важность и необходимость оформления и контроля одним таможенным органом.

Оформление автотранспортных средств.

Оформление автотранспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации физическими лицами для некоммерческого использования, осуществляется с 01.01.1999 г. Основные показатели работы СЗАТ в данной области достаточно высоки. В I квартале 2000 г. резко изменилась ситуация в части оформления автотранспортных средств физических лиц. Прежде всего, в количественном выражении — в 2,8 раза уменьшилось общее количество оформленных автомобилей.

Основные причины, оказавшие значительное влияние на снижение объема ввоза следующие: постоянная работа по обжалованию и опротестованию решений Федеральных судов города и области по предоставлению льгот по уплате таможенных платежей участниками ликвидации аварии на ЧАЭС, это значительно усложняло процесс таможенного оформления, вплоть до отмены этих льгот соответствующим законодательным актом.

Начиная со II квартала 1999 г., на СЗАТ стали оформляться автомобили юридических лиц. Основными странами-контрагентами по ввозу автомобилей юридическими лицами являются Германия и Узбекистан. Уровень импорта автомобилей, также как и других товаров, зависит от стабильности экономической ситуации в стране и уровня инфляции, т.к. ва -лютная стоимость товара растет вместе с ростом курса доллара по отношению к рублю. Помимо таможенного оформления автотранспортных средств ААТП производит выдачу паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств на а/м и другую авто-технику, происходящую с таможенной территории Белоруссии.

Специфика деятельности СЗАТ, связанная с оформлением подакциз-

ных товаров, определяет перечень нарушений таможенного законодательства и круг лиц, совершающих эти правонарушения. Самой распространенной категорией правонарушений в обороте подакцизных товаров как были, так и остаются нарушения таможенных правил, имеющие отношения к перемещению и оформлению автотранспортных средств, ввозимых физическими лицами на территорию Российской Федерации. Значительный размер таможенных платежей, подлежащих уплате при таможенном оформлении этих транспортных средств и существование определенной категории лиц, пользующихся льготами при ввозе автомобилей, толкает некоторых из них на нарушение действующего законодательства в целях получения прибыли. Эти нарушения выражаются в подделке каких-либо документов, которые дают право на льготы, в представлении недействительных документов и т.д.

Например, за 9 месяцев 2001 г. сотрудниками СЗАТ было заведено 210 дел о нарушении таможенных правил, из них на юридические лица — 55, на физические лица и неустановленные лица — 155. Кроме того, особое внимание уделяется вопросам борьбы с недостоверным декларированием, особенно в части, касающейся занижения таможенной стоимости. За 11 месяцев 2001 г. сотрудниками СЗАТ было проведено 1074 корректировки таможенной стоимости товаров и транспортных средств, при этом было доначислено и довзыскано 31422 тыс. руб. (порядка 30 тыс. руб. за одну корректировку). По результатам контроля таможенной стоимости транспортных средств, ввозимыми физическими лицами с совокупным таможенным платежом, заявленная таможенная стоимость увеличивается в среднем на 20-25%.

Значительные изменения произошли после принятия Верховным Судом Российской Федерации решения по отмене льгот гражданам, удостоенным званий Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, касающиеся освобождения данной категории граждан от уплаты таможенных платежей при оформлении автомобилей. СЗАТ в лице ГТК РФ информировали своим письмом от 04.02.2000 г. о ситуации, связанной с таможенным оформлением автомобилей данной группой лиц. Генеральная прокуратура поддержала позицию ГТК РФ и предложила обращаться в соответствующие прокуратуры субъектов Российской Федерации или судебные органы с ходатайствами о принесении протестов в порядке надзора на судебные постановления по делам, в которых требования об освобождении граждан от уплаты таможенных платежей удовлетворены. Однако, не во всех регионах России органы прокуратуры поддерживали позицию таможенных органов. Так, прокуратурой Санкт-Петербурга письмом от 17.03.2000 г. отказано СЗАТ в принесении протеста в порядке надзора на решение Кронштадтского Федерального суда. Таким образом, данный вопрос был, наконец, рас -смотрен Верховным Судом и сущность вынесенного решения такова:

Статьей 3 Федерального Закона "О статусе Героев СССР, Героев РФ и

полных кавалеров Ордена Славы" предусмотрено освобождение от уплаты налоговых платежей в бюджет в размерах, установленных налоговым законодательством и другими нормативными актами Российской Федерации данной категории лиц, но эта норма закона не имеет прямого действия, а является отсылочной, в силу чего, указанные лица могут быть освобождены от уплаты таможенных платежей, если льгота для них предусмотрена в соответствующих нормах налогового законодательства.

Однако до настоящего времени ни законами, ни правовыми актами для данной категории граждан льготы по уплате таможенных платежей не установлены. В этой связи суды ошибочно применяли ст.3 вышеуказанного Закона и неправильно удовлетворяли требования заявителей.

В качестве примера можно привести сведения еще одного судебного разбирательства. Так, в ноябре 2001 г. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску ЧП Давыдова С. А. о взыскании 2105,61 долл. США (59778,27 руб.), эта сумма составляет уплаченную им за возвращенные акцизные марки. Истец, полагал, что возвратив таможенным органам марки по акту приема-передачи от 22.09.1999 г., он должен получить стоимость 18000 марок из расчета 0,1 экю (евро) за одну марку, т.е. 1800 экю (евро). ГТК РФ возражает, т.к. возврат данных средств за неиспользованные марки предусмотрен только в том случае, если соблюдается срок возврата (1 год со дня получения марок). Таким образом, было принято решение в иске отказать и взыскать с ЧП Давыдова в доход Федерального бюджета 2026 руб. — госпошлину по иску. На судебное решение Давыдов С. А. подал апелляционную жалобу, в которой он просит отменить данное решение и взыскать с ответчика излишние, уплаченные за акцизные марки, денежные средства. Рассмотрев дело в порядке апелляции, суд принял решение вновь отказать в иске Давыдова к ГТК РФ. При повторном рассмотрении дела было установлено, что заявление предпринимателя подано по истечении годичного срока, однако, как следует из материалов дела, марки были приобретены по контракту между Давыдовым и винным заводом (Грузия). Завод обязался поставить истцу 18000 бутылок вина, но принятых на себя обязательств не выполнил, и переданные акцизные марки возвратил истцу только 05.09.1999 г., что подтверждено актом приема-передачи. Таким образом, срок подачи заявления на возврат марок был нарушен истцом из-за неправомерности действий винного завода, и причины его пропуска следует признать уважительными. В итоге, решение суда I инстанции не может быть признано обоснованным. В соответствии с п. 8.5 Временной Инструкции "О порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" возврат де -нежных средств осуществляется с удержанием 50% от уплаченной суммы. Платежным поручением было оплачено 12920 руб., следовательно, воз -врату подлежит 6460 руб. В отсылочной части исковые требования по размеру завышены. Суд постановил: взыскать с ГТК РФ 6460 руб.; с ЧП Да-

выдова С. А. в доход Федерального бюджета 2554 руб. 50 коп. расходов госпошлины по иску и жалобе. В иске к СЗАТ отказано.

По итогам работы СЗАТ в общем и целом:

• прекращено дел о нарушении таможенных правил до рассмотрения — 48;

• рассмотрено дел — 141;

• вынесено и передано в суд — 41;

• в переданных в судебные инстанции делах необходимо решить во -прос о конфискации а/м на сумму 36 млн. руб.

За 10 месяцев 2001 г. сотрудниками СЗАТ было составлено 1365 актов о наложении взыскания на сумму 820 тыс. руб. (в сравнении с 2000 г. — 830 актов на сумму 535,9 тыс. руб.).

За 9 месяцев 2001 г. в СЗАТ дела о нарушении таможенных правил в отношении юридических лиц заводились в основном по признакам ч. 1 ст. 279 (по "Чернобыльцам"; ч. 1, ст. 254, 282 Таможенного Кодекса РФ), т.е. нарушение таможенных правил выражалось в нарушении порядка производства таможенного оформления, в недекларировании или недостоверном декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, в не доставлении в таможенный орган товаров, в неправомерном освобождении от таможенных платежей или их занижении.

В заключение необходимо отметить, что за годы введения акциза сложилась правовая система обеспечения гарантии уплаты акциза в Российской Федерации. В качестве примера подобных мер можно привести: авансовые платежи, которые поступают за счет того, что маркированные товары ввозят только при покупке акцизных. Данная практика действует уже достаточно давно во всем мире (Германия, Англия, США). Следует также отметить, что акциз — это налог, который государство взимает не с товаров первой необходимости; по мнению законодателя те, кто использует товар, платит не за жизненно необходимый продукт. Если в первое время, когда было принято решение о взимании акциза, перечень товаров был узкий, то сегодня он значительно расширился. Акцизными товарами стали автомобили, машинные масла. Для обеспечения должного контроля за взиманием платежей были созданы специализированные таможенные органы, первоначально — акцизные посты, которые переросли в таможни. С учетом специфики оформления сотрудники прошли соответствующее обучение и имеют определенный опыт в работе с подакцизными товарами, что в настоящее время обеспечивает полноту взимания платежей. Более того, за счет инициативы таможенных органов (1999-2000 гг.) были приняты ряд законодательных актов, которые пресекли незаконное уклонение от уплаты таможенных платежей с таких видов товаров как автомобили. Благодаря таможенным органам и ГТК РФ в настоящее время пресечены попытки ввоза на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты платежей автомобилей такими категориями граждан, которые имели льготы в соответствии с законом "О статусе Героев СССР,

Героев РФ и полных кавалеров Ордена Славы" от 15.01.1993 г., "О статусе граждан, ликвидирующих аварию на ЧАЭС".

Кроме того, в последние годы в связи с активной борьбой с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости на отдельные виды товаров, определены специализированные таможенные посты, на которых разрешено оформление только этих товаров, что также подтверждает правильность создания в таможенных органах специализированных подразделений по оформлению

В настоящее время рассматривается вопрос об усилении взаимодействия таможенных органов с другими органами, например, с налоговой полицией, по обеспечению взаимодействия для усиления контроля полноты взимания акциза внутри страны. Например, необходимо усилить таможенный контроль за ввозом сырья для производства сигарет — табака, который не является акцизным товаром на данный момент, но сигареты, производимые внутри страны, облагают ся акцизом, поступления от которых являются доходной частью Федерального бюджета .Однако, в настоящее время должным образом не контролируется количество и качество ввозимого в страну табака. Поэтому на рассмотрение ГТК РФ внесен проект документа о необходимости оформления табачного сырья в специализированных таможенных органах, которыми являются акцизные таможни. Это, тем более, актуально в связи с тем фактом, что в последние годы в Российской Федерации за счет иностранных инвестиций построено большое количество табачных фабрик, и импорт сигарет в страну фактически прекратился.

Кроме того, оформление табачного сырья в акцизных таможнях позволит должным образом обеспечить контроль с точки зрения контрабанды наркотиков, потому что табачное сырье ввозят из стран, которые постоянно являются "экспортерами" наркотиков. Создание специализированных складов дает возможность использовать кинологическую службу и другие виды специализированных средств для обнаружения наркотиков, в том числе и агентурный аппарат, который имеется на связи у сотрудников акцизных таможен.

Также необходимо отметить, что часто решения об увеличении ставок акциза приводят лишь к единовременному увеличению платежей в Федеральный бюджет. Так, например, в настоящее время из-за планируемого увеличения ставок ввозных пошлин на автомобили, ввозимые физическими лицами, количество оформляемых товаров данной категории лиц увеличится, следовательно, и поступления платежей от них по сравнению с 2000 г. увеличилось в несколько раз. Но, можно прогнозировать, что после введения увеличенных ставок, поступления платежей в бюджет сократятся в несколько раз, что, на мой взгляд, возможно, не позволит обеспечить выполнение государственного задания по перечислению средств в Федеральный бюджет таможенными органами РФ.

Благодаря созданию системы акцизные товары, которые долгое время

считались товарами " группы риска", постепенно переходят в другую категорию, когда гарантия полноты обеспечения 100% взимания платежей этих товаров фактически обеспечена.

Проблемой на сегодняшний день является контрабанда драгоценных камней. Как правило, для незаконного перемещения драгоценных кам -ней их могут маскировать под ювелирные изделия. Отличительными признаками такой маркировки могут являться:

— грубое качество оправы;

— оправа из недрагоцен ного металла;

— слабое закрепление камней в оправе.

Сложность идентификации данной группы товаров заключается в отсутствии на пограничных пунктах пропуска специалистов, имеющих знания в области изготовления ювелирных изделий, и готовых дать квалифицированную оценку стоимости данной продукции. Эту проблему можно решить, обеспечив досмотровые подразделения современными многофункциональными техническими средствами таможенного контроля и обучив их использованию сотрудников, а также обучить сотрудников, осуществляющих досмотровые операции курсу геммологии, разработав технологические схемы привлечения, по необходимости, специалистов в данных отраслях.

В связи с постоянным нарушением таможенных правил и большому количеству уголовных дел, существует ряд предложений:

— обязать сотрудников правового отдела СЗТУ принимать участие в судебных заседаниях при рассмотрении дел о нарушении таможенных правил в судах Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

— создать оперативно-следственную группу из числа сотрудников СЗАТ, оперативной таможни и сотрудников ГУВД для проведения дознания и установления виновных.

И, наконец, самым радикальным является предложение, внесенное в Федеральное управление Министерства юстиции о создании особого подразделения службы судебных приставов по контролю за исполнением постановлений о нарушении таможенных правил, вынесенных таможенными органами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, что повысит уровень исполнения постановлений о НТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.