© 2012 г.
Г.М. Гусейнова
косвенные налоги при экспортноимпортных операциях
Гусейнова Гузель Мухтаровна - доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, профессор кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента «Высшей школы экономики», к.э.н.
(E-mail: oslan.67@mail.ru)
Аннотация. Особенности применения налога на добавленную стоимость и акцизов при осуществлении внешнеэкономической деятельности связаны со спецификой экспортноимпортных операций. В связи с созданием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана с середины 2010 г. произошли существенные изменения в международном косвенном налогообложении. В статье рассматривается порядок применения косвенных налогов при торговле с хозяйствующими субъектами стран дальнего зарубежья, особое внимание уделяется основным изменениям при взаимной торговле в рамках Таможенного союза, приоритетным направлениям государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: косвенные налоги, налог на добавленную стоимость, нулевая ставка, акцизы, Таможенный союз.
Осуществление экспортно-импортных операций связано со специфическими особенностями применения налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Налоговое регулирование экспорта направлено на поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, а также обеспечение условий для интеграции национальной экономики в мировую. Налоговое регулирование импорта преследует протекционистские цели, т.е. защиты национальных производителей от иностранных конкурентов на внутреннем рынке, а также служит регулированию потребления продукции, которая не производится или производится в недостаточном количестве и обеспечивает поступления в федеральный бюджет.
В рыночных условиях участники ВЭД стремятся к наиболее выгодному распоряжению свободными денежными ресурсами, не допустить иммобилизации денежных средств, вызванной переплатой по налогам, и дополнительных расходов в виде штрафов и пеней, что требует знаний по исчислению и уплате таможенных налогов.
Налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию РФ стал взиматься с 1 февраля 1993 г. Согласно ст. 146 НК РФ одним из объектов НДС является ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Размеры ставок НДС совпадают со ставками, применяемыми на территории РФ. Основная ставка составляет 18 % , льготная - 10 %. Ставки НДС не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов.
При ввозе товаров на территорию РФ предусмотрен ряд льгот, которые условно можно разделить на две группы. Так, льготы предоставляются в следующих случаях:
1) если товары помещены под таможенные процедуры, исключающие возможность их реализации на территории РФ до выпуска для внутреннего потребления;
2) если операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ освобождены от обложения НДС. В частности, освобождению от уплаты НДС согласно ст.150 НК подлежит ввоз:
• технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
• товаров (за исключением подакцизных, ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) РФ (согласно порядку, устанавливаемому Правительством РФ);
• важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий; технических средств для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков, линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
• материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и(или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
• художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ;
• всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
• продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования РФ на основании международного договора;
• необработанных природных алмазов;
• товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования персонала этих представительств, включая членов их семей;
• валюты РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг;
• продукции морского промысла, выловленной и(или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) РФ, и др.
НДС по ввозимым товарам исчисляется по следующей формуле:
НДС = (ТС + Пим + А) х Сндс,
где НДС— сумма налога на добавленную стоимость; ТС— таможенная стоимость ввозимого товара; Пим — ввозная таможенная пошлина; А — акциз; Сндс — ставка НДС, %.
Для организаций важным моментом является возможность получения налогового вычета по НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Налоговый вычет предоставляется по товарам, ввозимым как для продажи, так и для собственных производственных нужд. Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, подлежат вычету в полном объеме по мере принятия к учету этих товаров вне зависимости от оплаты их стоимости иностранным поставщикам.
Суммы НДС, уплаченные при ввозе, не подлежат вычету, а учитываются в стоимости ввозимых товаров (работ, услуг) в следующих случаях ввоза товаров (работ, услуг):
• используемых для операций по производству и(или) реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения;
• используемых для операций по производству и реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;
• лицами, не являющимися налогоплательщиками;
• для производства товаров (работ, услуг), операции по передаче которых не признаются реализацией1 .
Если налогоплательщик принял к вычету суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе
товаров (работ, услуг), затем использовал эти товары (работы, услуги) на вышеперечисленные операции, то соответствующие суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
1 Перечень операций, не признаваемых реализацией, регламентирован п.3 ст.39 НК РФ.
Важным при обложении НДС ввозимых товаров является то, что данный налог исчисляется и уплачивается в соответствии с условиями избранной таможенной процедуры.
Обложение НДС производится по ставке 0 %2 при реализации:
• товаров, вывезенных в режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров. К этим работам (услугам) относятся работы (услуги) по транспортировке и обслуживанию, включая услуги по сопровождению, погрузке, разгрузке и перегрузке, экспортируемых за пределы территории РФ и импортируемых в РФ товаров, выполняемые российскими перевозчиками;
• работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
• услуг по перевозке пассажиров и багажа, в том числе и по территории РФ, при оформлении перевозок едиными международными перевозочными документами, при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ;
• работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса связанных с ними подготовительных наземных работ (услуг);
• припасов в таможенном режиме перемещения припасов;
• построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.
Применение нулевой ставки означает «двойную льготу» для организаций. Во-первых, происходит
освобождение от НДС операций по реализации товаров (работ, услуг). Во-вторых, предоставляются налоговые вычеты по суммам НДС, уплаченным за приобретенные материальные ресурсы (работы, услуги), использованные при производстве товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 %. При этом возмещение НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов при экспорте товаров (работ, услуг), производится только после поступления выручки на счет налогоплательщика в российском банке.
• Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в налоговый орган представляется пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ. Конкретный перечень документов зависит от вида товаров (работ, услуг), видов сделок и транспортных средств.
Предельный срок, в течение которого налогоплательщик должен документально подтвердить законность применения нулевой ставки, составляет 180 дней со дня помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. При этом в течение этого срока экспортер не может воспользоваться правом на налоговый вычет по НДС, которые уплачены поставщикам товарно-материальных ценностей производственного назначения, использованных при производстве экспортируемых товаров. В связи с этим необходимо вести раздельный учет затрат по производству и реализации облагаемой и необлагаемой продукции.
Моментом определения налоговой базы при применении нулевой ставки является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Если полный пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, НДС начисляется в общеустановленном порядке. В этом случае моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из двух дат: день отгрузки или день оплаты (частичной оплаты). При этом начисляются пени за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего дня за установленным законодательством сроком уплаты налога. Кроме того, за несвоевременную уплату НДС предприятие несет ответственность в виде штрафных санкций.
Также суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, не облагаются НДС. В случае, если налогоплательщик своевременно и в полном объеме не представил в налоговые органы необходимые для обоснования нулевой ставки документы, с авансовых платежей начисляется НДС. При представлении соответствующего пакета документов, подтверждающих факт экспорта товаров (работ, услуг) в более поздние сроки, уплаченные суммы НДС подлежат возврату (зачету) из бюджета, уплаченные штрафы и пени возврату (зачету) не подлежат.
Следует отметить, что в условиях финансового кризиса одной из антикризисных мер, направленных на поддержку российских экспортеров, явилось увеличение срока подтверждения нулевой ставки НДС до 270 дней на период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.
Акцизы - один из важнейших видов таможенных платежей. Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым на таможенную территорию РФ товарам имеет особенности по сравнению с порядком
2 Ст.164 НК РФ.
в отношении внутренних акцизов. Эти особенности связаны с различием ввоза на таможенную территорию и производства внутри страны как финансово-хозяйственных операций.
Перечень и ставки подакцизных товаров едины как при реализации подакцизных товаров на внутреннем рынке, так и при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. С 1 января 2004 года акцизами облагаются следующие товары, ввозимые на территорию РФ: этиловый спирт из всех видов сырья, спиртосодержащая и алкогольная продукция, табачные изделия, пиво, легковые автомобили, мотоциклы, дизельное топливо, бензин автомобильный, прямогонный бензин, масла для дизельных и карбюраторных двигателей.
Порядок исчисления акцизов зависит от вида установленных ставок акцизов. Различают следующие виды ставок акцизов:
• процентные (адвалорные) - установлены в процентах к налоговой базе;
• твердые (специфические) - установлены в фиксированном размере за единицу измерения облагаемых товаров;
• комбинированные - установлены в процентах к налоговой базе в стоимостном измерении и в фиксированном размере за единицу измерения облагаемых товаров.
С 2006 г. в России применяются только специфические и комбинированные (по сигаретам) ставки. Ставки акцизов являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов. Ставки акцизов подлежат ежегодной индексации и установлены ст.193 НК РФ.
При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база акцизов определяется как:
1) объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки;
2) объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.
Правила определения расчетной стоимости сигарет и папирос определены ст. 187.1 НК РФ. Налогоплательщик должен самостоятельно установить максимальную розничную цену в отношении пачки сигарет каждой марки. Табачную продукцию нельзя продавать потребителям по цене выше установленной розничной цены. Максимальная розничная цена при ввозе табачной продукции декларируется налогоплательщиком путем подачи уведомления в таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров. Заявленные цены должны действовать не менее одного календарного месяца.
Исчисление суммы акциза по ввозимым на территорию РФ товарам производится по следующим формулам:
1) если установлены специфические (твердые) ставки:
А = В х Ки х Ст,
где А - сумма акциза; В - количество товара, Ки - коэффициент, учитывающий особенности единицы измерения, Ст - твердая ставка акциза.
При этом сумма акциза в отношении подакцизных товаров определенной емкости или расфасовки, рассчитывается по формуле:
А = В х Ке х Ст х Кв,
где А - сумма акциза; В - количество товаров (для табачных изделий - количество пачек, для алкогольной продукции - количество бутылок или иных емкостей); Ке - коэффициент, учитывающий количество (для табачных изделий - количество изделий в пачке) или объем (для алкогольной продукции - объем бутылок или иных емкостей); Ст - ставка акциза в рублях и коп. за единицу измерения; Кв - коэффициент, учитывающий объемное содержание безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в алкогольной продукции, т.е. крепость винно-водочных изделий; используется в расчете, если ставка акциза установлена за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в алкогольной продукции.
2) если установлены комбинированные ставки:
А = Вт х Ке х Ст + (Рс х Са)/100 %,
где Вт - количество товара (количество пачек или иных упаковок); Ке - коэффициент, учитывающий количество (для сигарет и папирос) либо массу (для табака) подакцизных товаров в соответствующих единичных упаковках, маркированных акцизными марками согласно установленному порядку; Ст - размер специфической налоговой ставки за единицу измерения подакцизного товара; Са - размер адвалорной налоговой ставки в процентах; Рс - расчетная стоимость для сигарет и папирос одной марки (наименования), исчисляемая исходя из максимальной розничной цены.
Суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, учитываются в стоимости подакцизных товаров. Если подакцизные товары в дальнейшем были использованы в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, то суммы акциза, уплаченные при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ в режиме выпуска для внутреннего потребления, подлежат налоговому вычету.
Порядок применения акцизов, как и налога на добавленную стоимость, зависит от выбранной таможенной процедуры.
Важным способом обеспечения полноты сбора акцизов является обязательная маркировка ввозимых табачных изделий и алкогольной продукции (кроме пива). Покупка марок и сама маркировка производятся до фактического ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а по алкогольной продукции -также и после получения подтверждения о фиксации сведений об указанной продукции, наносимых на акцизную марку, в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Следует иметь в виду, что акцизный таможенный пост продает импортеру марки только при обеспечении уплаты всех таможенных платежей. Таким обеспечением выступают суммы, внесенные на депозит таможенного органа, либо гарантия банка. Размер обеспечения определяется таможенными органами, исходя из суммы таможенных платежей, уплачиваемых по подакцизным товарам, выпускаемым для внутреннего потребления. Ставка для расчета суммы обеспечения выполнения обязательства импортера по подакцизному товару устанавливается ФТС3 по согласованию с Минэкономразвития России. Эту особенность должны учитывать финансисты предприятий при налоговом планировании, так как из оборота изымается значительная часть денежных средств, необходимых для покупки марок и внесения таможенных платежей за ввозимые подакцизные товары.
Товар должен быть ввезен на таможенную территорию РФ и заявлен к таможенному оформлению не позднее девяти месяцев с момента продажи импортеру марок акцизного сбора.
При осуществлении ВЭД от уплаты акцизов налогоплательщик освобождается при реализации произведенных им подакцизных товаров и(или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ либо при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону (далее - ОЭЗ).
При этом должны быть соблюдены следующие условия:
• обязательное предоставление поручительства уполномоченного банка, предусматривающее обязанность банка уплатить сумму налога и соответствующую пеню в случаях непредставления в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта или ввоза в ОЭЗ подакцизных товаров;
• предоставление в налоговый орган по месту регистрации в обязательном порядке в течение 1 80 дней со дня реализации аналогичного пакета документов, как и при обосновании нулевой ставки НДС. Конкретный перечень документов приведен в ст.198 НК РФ.
При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ. Затем после подтверждения факта реального экспорта, уплаченные суммы подлежат возмещению из бюджета.
При экспорте алкогольных товаров льгота в виде освобождения от уплаты акциза предоставляется налогоплательщикам, имеющим лицензию на производство этой продукции и квоту на получение
3 Приказ ФТС России от 21.02. 2012 № 302 «Об установлении фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров».
(или закупку) этилового спирта. Кроме того, чтобы пользоваться данной льготой, предприятия должны вести раздельный учет затрат по производству экспортируемых товаров.
Таким образом, при применении косвенных налогов во ВЭД действует принцип страны назначения товаров, согласно которому при ввозе на таможенную территорию РФ товары облагаются НДС и акцизами, при вывозе в таможенном режиме экспорта применяются нулевая ставка НДС и льгота по акцизам.
Следует отметить, что данный принцип с 1 июля 2001года применяется так же как со странами дальнего зарубежья и во взаимоотношениях со странами-участницами СНГ (с Республикой Беларусь с 2005 г.). С 2010 г. произошли существенные изменения в налоговом регулировании внешнеторговой деятельности в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Остановимся на них более подробно.
Важным политическим шагом на пути к улучшению экономических отношений между странами в постсоветском пространстве стало создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, что, в свою очередь, повлекло изменения в международном законодательстве. Таможенный кодекс Таможенного союза - новый законодательный акт, регулирующий торгово-экономические отношения между странами-участницами. Международные соглашения имеют приоритет над внутренним законодательством, что потребовало внесения соответствующих изменений в российские законы. Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза правовое регулирование особенностей таможенных отношений осуществляется на уровне национального законодательства государств-участников. Государственная Дума РФ в 2010 г. приняла Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В таможенное законодательство внесены изменения в порядок таможенного декларирования товаров, корректировки таможенных деклараций, определения и подтверждения таможенной стоимости товаров, введены новые таможенные институты и понятия, такие как уполномоченный экономический оператор, таможенный представитель и пр.
До середины 2010 г. порядок взимания косвенных налогов в экспортно-импортных отношениях между хозяйствующими субъектами трех стран - России, Беларуси и Казахстана - регулировался двусторонними международными договорами: России и Беларуси - Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 года и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23 мар-та 2007 года; России и Казахстана - Соглашением о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 года; Беларуси и Казахстана - Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ) от 2 февраля 1999 года.
С июля 2010 года косвенные налоги в рамках Таможенного союза взимаются по принципу «страны назначения» в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах. Новый порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, оказании услуг и выполнении работ в Таможенном союзе установлен Соглашением между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 25.01.2008 года. В соответствии с названным Соглашением был принят Протокол «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» от 11.12.2009, который в России ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ Согласно решению Межгосударственного совета ЕвразЭС от 21.05.2010 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза». Соглашение от 25.01.2008 и протокол от 11.12.2009 вступили в силу с июля 2010 года.
Названное Соглашение разработано на основе действовавших ранее нормативных актов. Однако, следует учитывать следующие изменения в порядке взимания налогов:
- Соглашение России и Беларуси от 15 сентября 2004 года относилось лишь к перемещению товаров, которые были произведены в России или Беларуси, а действие трехстороннего Соглашения от 25 января 2008 года распространяется на все товары, происходящие с территорий, как перечисленных выше, так и других стран;
- при импорте товаров косвенные налоги с июля 2010 года взимаются налоговыми органами государства, на территорию которого ввозятся товары. При этом косвенные налоги не уплачиваются, если ввозимые товары не подлежат налогообложению при ввозе в соответствии с законодательством страны-импортера. Ставки налога на добавленную стоимость и акцизов на ввозимые в страну товары не должны превышать ставки косвенных налогов на внутреннем рынке, что направлено на обеспечение свободного перемещения товаров;
- обязанность по уплате косвенных налогов предусмотрена и для организаций, применяющих специальные налоговые режимы;
- установлены новые правила определения налоговой базы по импортированному товару: налоговая база по НДС при импорте товаров будет определяться на основании стоимости приобретенных товаров и акцизов по подакцизным товарам;
- при экспорте (импорте товаров в) из Казахстана в налоговый орган представляется пакет документов, аналогичный тому, что представляется при экспорте (импорте в) из Беларуси. При этом список документов, требуемых по сделкам экспорта (импорта в) из Казахстана, дополнен Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
- определен единый для экспорта в Беларусь и для экспорта в Казахстан срок представления в налоговые органы документов, обосновывающих применение ставки 0% по налогу на добавленную стоимость - 180 календарных дней с даты отгрузки товаров; ранее в отношении экспорта в Беларусь был предусмотрен срок 90 дней. В случае неподтверждения факта экспорта в установленные сроки косвенные налоги начисляются за тот налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров. При этом по налогу на добавленную стоимость датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского документа, оформленного в адрес покупателя товаров. При подтверждении ставки 0 % по НДС копии транспортных и товаросопроводительных документов представляются в налоговые органы без отметок таможенного органа в силу отсутствия таможенного контроля;
- основным документом, регламентирующим перемещение товаров через таможенную границу государства, вместо грузовой таможенной декларации стало заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, основными функциями которого являются подтверждение законности сделки, уплаты косвенных налогов при ввозе товаров и совершения операций при экспорте;
- предусмотрены особенности по применению нулевой ставки при экспорте и уплате НДС при импорте по договорам лизинга, бартерным договорам, договорам товарного кредита;
- при выполнении работ, оказании услуг по договору с резидентом Казахстана вводится порядок взимания НДС, аналогичный тому, что был предусмотрен в отношениях с Республикой Беларусь. Кроме того, перечень услуг, которые облагаются по месту нахождения покупателя, дополнен по сравнению с перечнем, который был предусмотрен Протоколом России и Беларуси от 23 марта 2007 года;
- налог на добавленную стоимость и акцизы уплачиваются в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров; акцизы по товарам, подлежащим маркировке, уплачиваются в сроки, установленные законодательством страны-импортера. Следовательно, в отношении российских организаций и предпринимателей, производящих ввоз товаров ежемесячно, появилась определенная налоговая несправедливость, так как они обязаны представлять налоговые декларации ежемесячно, в то время как все налогоплательщики, в том числе импортирующие товары из других стран, не входящих в Таможенный союз, представляют налоговые декларации только ежеквартально;
- налоговые вычеты по косвенным налогам производятся в порядке, предусмотренном законодательством страны-участницы Таможенного союза.
Таким образом, при взимании косвенных налогов в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана также применяется принцип «страны назначения» с вышеперечисленными особенностями.
При дальнейшем совершенствовании таможенного законодательства приоритетными направлениями в регулировании ВЭД остаются: обеспечение экономической безопасности России при осуществлении внешней торговли товарами; сохранение и снижение налоговой нагрузки на бизнес по сравнению с Таможенным кодексом РФ, обеспечение таможенного регулирования, обременяющего бизнес не более чем в Беларуси и Казахстане; упрощение таможенных процедур при экспорте товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, и импорте высокотехнологичных и инновационных товаров.