© 2011 г.
Г.М. Гусейнова
ОСОБЕННОСТИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ в РАЙКАХ таможенного СОЮЗА
Гусейнова Гузель Мухтаровна - доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, профессор кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента «Высшей школы экономики», к.э.н.
(E-mail:[email protected])
Аннотация. В связи с созданием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана с середины 2010 г. произошли существенные изменения в международном косвенном налогообложении. В статье рассматриваются правовая база функционирования союза; основные изменения в порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов при взаимной торговле хозяйствующих субъектов стран, документальном оформлении экспортно-импортных операций. Особое внимание уделяется предстоящим изменениям в российском таможенном праве и приоритетным направлениям государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: Таможенный союз, международные оглашения, налог на добавленную стоимость, акциз, ставка 0%, налоговая декларация, таможенное регулирование.
Договором от 6 октября 2007 г. «О создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» заложены основы образования Таможенного союза трех государств: России, Беларуси и Казахстана. С 1 января 2010 г. в целях создания единого таможенного пространства для обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли стран-участниц Союза с третьими странами вступил в силу ряд важнейших документов по таможенному регулированию на территории договаривающихся государств: единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, Единый таможенный тариф Таможенного союза, перечни стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и др.
До середины 2010 г. порядок взимания косвенных налогов в экспортно-импортных отношениях между хозяйствующими субъектами трех стран - России, Беларуси и Казахстана регулировался двусторонними международными договорами: России и Белоруссии - Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 1 5 сентября 2004 г. и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23 марта 2007 г.; России и Казахстана - Соглашением о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 г.; Белоруссии и Казахстана - Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ) от 2 февраля 1999 г.
С июля 2010 г. косвенные налоги в рамках Таможенного союза взимаются по принципу «страны назначения» в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах. Новый порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, оказании услуг и выполнении работ в Таможенном союзе установлен Соглашением между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 25.01.2008 г. В соответствии с названным Соглашением был принят Протокол «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» от 11.12.2009 г., который в России ратифицирован Федеральным законом № 98-ФЗ от 19.05.2010 г. Согласно решению Межгосударственного совета ЕвразЭС от 21.05.2010 г. № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза» Соглашение от 25.01.2008 г. и протокол от 11.12.2009 г. вступили в силу с июля 2010 г.
В силу того, что названное Соглашение разработано на основе действовавших ранее нормативных актов, кардинальных изменений в косвенном налогообложении не произошло, однако следует учитывать следующие изменения в порядке взимания налогов:
- Соглашение России и Белоруссии от 15 сентября 2004 г. относилось лишь к перемещению товаров, которые были произведены в России или Белоруссии, а действие трехстороннего Соглашения от 25 января 2008 г. распространяется на все товары, происходящие с территорий, как перечисленных выше, так и других стран;
- при импорте товаров косвенные налоги с июля 2010 г. взимаются налоговыми органами государства, на территорию которого ввозятся товары. При этом косвенные налоги не уплачиваются, если ввозимые товары не подлежат налогообложению при ввозе в соответствии с законодательством страны-импортера. Ставки налога на добавленную стоимость и акцизов на ввозимые в страну товары не должны превышать ставки косвенных налогов на внутреннем рынке, что направлено на обеспечение свободного перемещения товаров;
- обязанность по уплате косвенных налогов предусмотрена и для организаций, применяющих специальные налоговые режимы;
- установлены новые правила определения налоговой базы по импортированному товару: налоговая база по НДС при импорте товаров будет определяться на основании стоимости приобретенных товаров и акцизов по подакцизным товарам;
- при экспорте/импорте товаров в/из Казахстана в налоговый орган представляется пакет документов, аналогичный тому, который представляется при экспорте/импорте в/из Белоруссии. При этом список документов, требуемых по сделкам экспорта/импорта в/из Казахстана, дополнен Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
- определен единый для экспорта в Белоруссию и для экспорта в Казахстан срок представления в налоговые органы документов, обосновывающих применение ставки 0% по налогу на добавленную стоимость - 180 календарных дней с даты отгрузки товаров; ранее в отношении экспорта в Белоруссию был предусмотрен срок 90 дней. В случае неподтверждения факта экспорта в установленные сроки, косвенные налоги начисляются за тот налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров. При этом по налогу на добавленную стоимость датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского документа, оформленного в адрес покупателя товаров. При подтверждении ставки 0% по НДС копии транспортных и товаросопроводительных документов представляются в налоговые органы без отметок таможенного органа в силу отсутствия таможенного контроля;
- основным документом, регламентирующим перемещение товаров через таможенную границу государства, вместо грузовой таможенной декларации стало заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, основными функциями которого являются подтверждение законности сделки, уплаты косвенных налогов при ввозе товаров и совершения операций при экспорте;
- предусмотрены особенности по применению нулевой ставки при экспорте и уплате НДС при импорте по договорам лизинга, бартерным договорам, договорам товарного кредита;
- при выполнении работ, оказании услуг по договору с резидентом Казахстана вводится порядок взимания НДС, аналогичный тому, который был предусмотрен в отношениях с Белоруссией. Кроме того, перечень услуг, которые облагаются по месту нахождения покупателя, дополнен по сравнению с перечнем, который был предусмотрен Протоколом России и Белоруссии от 23 марта 2007 г.;
- налог на добавленную стоимость и акцизы уплачиваются в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров; акцизы по товарам, подлежащим маркировке, уплачиваются в сроки, установленные законодательством страны-импортера. Следовательно, в отношении российских организаций и предпринимателей, производящих ввоз товаров ежемесячно, появилась определенная налоговая несправедливость, так как они обязаны представлять налоговые декларации ежемесячно, в то время как все налогоплательщики, в том числе импортирующие товары из других стран, не входящих в Таможенный союз, представляют налоговые декларации только ежеквартально;
- налоговые вычеты по косвенным налогам производятся в порядке, предусмотренном законодательством страны-участницы Таможенного союза.
Создание Таможенного союза повлекло изменения в международном законодательстве, некоторые положения которого не стыкуются с российскими законами. В связи с тем, что международные соглашения имеют приоритет над внутренним законодательством, в российские законы планируется внесение множества изменений. Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза правовое регулирование особенностей таможенных отношений осуществляется на уровне национального законодательства государств-участников. Государственная Дума РФ в июне 2010 г. приняла проект Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который предусматривает существенные изменения в российском таможенном праве. В таможенном законодательстве планируется внесение изменений в порядок таможенного декларирования товаров, корректировки таможенных деклараций, определения и подтверждения таможенной стоимости товаров, введение новых таможенных институтов и понятий, таких как уполномоченный экономический оператор, таможенный представитель и пр.
Приоритетными направлениями в регулировании ВЭД будут: обеспечение экономической безопасности России при осуществлении внешней торговли товарами; сохранение и снижение налоговой нагрузки на бизнес по сравнению с Таможенным кодексом РФ, обеспечение таможенного регулирования, обременяющего бизнес не более чем в Белоруссии и Казахстане; упрощение таможенных процедур при экспорте товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, и импорте высокотехнологичных и инновационных товаров; и др. Выразили свое желание вступить в будущем в Таможенный союз и правительства Киргизии и Таджикистана, что предполагает также большие изменения в законодательном регулировании внешнеэкономической деятельности, что создаст временные трудности для участников ВЭД.