Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОК-ТЕКСТОВ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ГРУПП «TRACKTOR BOWLING» И «AMATORY»)'

СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОК-ТЕКСТОВ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ГРУПП «TRACKTOR BOWLING» И «AMATORY») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-ПОЭЗИЯ / РУССКИЙ РОК / РОК-ТЕКСТЫ / РОК-МУЗЫКА / РОК-ГРУППЫ / СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РОК-МУЗЫКАНТЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Солнцева Арина Юрьевна

В данной статье рассматривается рок-поэзия молодого поколения музыкантов XXI века. На основе анализа субъектной структуры композиций двух российских рок-групп «Tracktor Bowling» и «Amatory» делается вывод о важности роли исполнителя для построения текстов современных исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE SUBJECTIVE ORGANIZATION OF ROCK TEXTS OF THE XXI CENTURE (ON THE EXAMPLE OF THE CREATIVITY OF THE GROUPS “TRACKTOR BOWLING” AND “AMATORY”)

This article examines the rock poetry of the young generation of musicians of the XXI century. Based on the analysis of the subject structure of the compositions of two Russian rock bands “Tracktor Bowling” and “Amatory”, the author concludes that the role of the performer is important for the construction of the texts of modern performers.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОК-ТЕКСТОВ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ГРУПП «TRACKTOR BOWLING» И «AMATORY»)»

УДК 821.161.1-192:785 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45+Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

А. Ю. СОЛНЦЕВА

Ярославль

СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОК-ТЕКСТОВ XXI ВЕКА

(НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ГРУПП «TRACKTOR BOWLING» И «AMATORY»)

Аннотация. В данной статье рассматривается рок-поэзия молодого поколения музыкантов XXI века. На основе анализа субъектной структуры композиций двух российских рок-групп «Tracktor Bowling» и «Amatory» делается вывод о важности роли исполнителя для построения текстов современных исполнителей.

Ключевые слова: рок-поэзия; русский рок; рок-тексты; рок-музыка; рок-группы; субъектная организация; рок-музыканты; музыкальное творчество; поэтическое творчество.

Сведения об авторе: Солнцева Арина Юрьевна, магистрант факультета филологии и коммуникации, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

Контакты: 150065, Ярославль, ул. Хуторская, 13; arisha-gilts@mail.ru.

A. Y. SOLNTSEVA

Yaroslavl

THE SPECIFICS OF THE SUBJECTIVE ORGANIZATION

OF ROCK TEXTS OF THE XXI CENTURE

(ON THE EXAMPLE OF THE CREATIVITY

OF THE GROUPS "TRACKTOR BOWLING" AND "AMATORY")

Abstract. This article examines the rock poetry of the young generation of musicians of the XXI century. Based on the analysis of the subject structure of the compositions of two Russian rock bands "Tracktor Bowling" and "Amatory", the author concludes that the role of the performer is important for the construction of the texts of modern performers.

Keywords: rock poetry; Russian rock; rock texts; rock music; rock groups; subject organization; rock musicians; musical creativity; poetry.

About the author: Solntseva Arina Yurievna, Master's Student of the Faculty of Philology and Communication, Yaroslavl State University named after P. G. Demidov.

Рок-поэзия как явление изучается современными литературоведами с конца 1990-х годов, при этом стоит отметить, что исследователи уделяют мало внимания современным рок-группам 2000 - 2010-х гг. «прозападного» направления. Под «прозападным» нами понимаются те группы, которые кардинально изменили стиль русского рока в начале 2000-х с приходом в Россию эмо и других субкультур. Из-за этого изменились не только музыкальный стиль и внешность исполнителей, но и отношение к текстам.

© Солнцева А. Ю., 2021

Определение «прозападность» достаточно неоформленное, и по своей сути является объяснением того факта, почему группы нового поколения получили такую популярность. Во-первых, музыканты обратились к американскому звучанию - metalcore. Во-вторых, изменился имидж групп, который стал их визитной карточкой.

В свете произошедших изменений в самом рок-творчестве есть необходимость вернуться к одному из центральных представлений в исследованиях рок-текста - термину «субъектный синкретизм». Ю. В. Доманский в работе «Русская рок-поэзия: текст и контекст» говорит, что «залог субъектного синкретизма в рок-поэзии - звучащая природа, а под субъектным синкретизмом современная наука понимает "нерасчленённость автора и героя"» [3]. У рок-групп как нового «прозападного» поколения, так и классического периода подобное слияние автора и героя возможно не во всех случаях, так как автор может даже не быть участником коллектива.

В своей работе «Статус автора в рок-поэзии: постановка проблемы и пути решения» Ю. Э. Пилюте пишет, что «иногда исполнитель может вносить дополнительные смыслы в произведение, что даёт начало характерной черте песенной поэзии - её вариативности» [6, с. 8]. По этой причине следует учитывать ещё одно важнейшее звено - это исполнитель, который присваивает себе инициативу в репрезентации текста, соединяя в себе собственно автора, образ автора и героя. Поэтому нельзя исключать исполнителя при изучении современной рок-поэзии, так как именно он является связующим звеном между музыкальным коллективом и аудиторией. Кроме того, мы должны понимать сложность субъектной системы современного рок-текста, которая зависит не в последнюю очередь от «эпохи». Так, в период расцвета субкультуры эмо (2003-2008 гг.) основным действующим лицом является герой-философ, размышляющий о вечных темах: любовь, добро, смерть, дружба. С изменением политической ситуации в стране меняется и лирический субъект, многие группы, которые в 2000-х имели успех, уже к 2014 году теряют свою актуальность за неимением возможности подстроиться под новую аудиторию. Это всё демонстрирует и «ритуальный характер» рок-действа и рок-культуры в целом - принадлежность чему-то большему - Звезде. Об этом пишет исследователь Д. Л. Карпов: «На место зрителя встаёт потребитель, желающий в первую очередь удовлетворения своих потребностей: быть в сакральном центре, стать частью общего ритуала, приобрести значение за счёт близости к сакрализованному Другому, звезде» [4, с. 4]. Е. Р. Авилова в работе «"Культовый" статус автора как определяющее свойство авангардного текста (на примере русской рок-поэзии)» пишет: «Поэтическая практика рок-исполнителей мыслится деятельностью, направленной на чужое сознание, на сознание слушателя; истинный предмет такой деятельности - её адресат» [1, с. 44].

Можно думать, что это следующая ступень размышления о читателе, вслед за Л. Я. Гинзбург: «Поэзия устойчивых стилей давала заранее смысловой ключ к своему словесному материалу. "Новая поэзия" возложила

эти функции на читателя» [2, с. 328]. Таким образом, можно говорить о том, что сейчас рок-музыка - это продукт, который варьируется и изменяется в зависимости от потребителя (аудитории). Причём с учётом появления интернета и постоянной смены тенденций в музыкальной сфере, рок-музыкантам приходится увеличивать количество альбомов, изучать, какого героя аудитория ждёт. Такая быстрая смена векторов характерна почти для всех исполнителей 2000 - 2010-х гг.

Но вопрос об авторстве в рок-поэзии остаётся открытым. Если ранее для классического периода характерным является тот факт, что автор и исполнитель зачастую одно и тоже лицо, то у современных исполнителей определить автора композиции становится проблематичным, так как сама группа на обложках дисков этого в большинстве случаев не указывает. Об этом в работе «Статус автора в русском роке» пишет Е. А. Козицкая, что «рок-поэзия зачастую является плодом коллективного творчества музыкантов» [5, с. 141].

В музыкальных группах нового поколения, где авторское «Я» зачастую размыто, текст нужно рассматривать как производное «коллективного творчества», при этом соотносить с социальной ситуацией в стране. Так, группа «Tracktor Bowling» появляется на сцене в период зарождения субкультуры эмо в России. Мы будем рассматривать творчество группы с приходом вокалистки Лусинэ Геворкян, так как именно с момента её появления группа набрала популярность. «Tracktor Bowling» пробыли на сцене вплоть до 2017 года. За время своего творческого пути группа выпустила 7 альбомов [7]. Лирический герой в текстах этой группы поднимает философские темы о добре и зле, любви и смерти, что, в общем-то, характерно для «эпохи» эмо начала 2000-х гг. В 2005 году вышел первый альбом «Tracktor Bowling» с участием Л. Геворкян. Исполнительница не только принесла новую манеру исполнения, но и изменила концепцию группы. В 2005 году, в альбоме «Черта» сформировывается лирический герой нового типа, он зачастую не отделяет себя от коллектива, то есть, от своей группы, что также можно считать характерным для данного периода. Чёткое лирическое «Я» стирается, переход от единого к коллективному весьма резкий, что можно отметить на примере текста «Черта»:

Часто слышу во сне шум прошлых дней, Пьяный хохот ночей бессонных. Мы играли в любовь, слёзы, боль И вновь каждый вечер бегом из дома.

«Черта»

Подобную композицию перехода от «Я» к «Мы» можно наблюдать в тексте «Умирать», причём именно эта песня становится интересной, так как чётко выраженного «Я» (а на это указывают глаголы или местоимения) здесь нет.

Иную картину встречаем в текстах «Холодней», «О тебе», «Завтра», где коллективное «Мы» обращается к внешнему миру.

Стоит отметить, что в текстах этого альбома появляется лирическая героиня, которая также выступает ретранслятором коллективного «Мы»: «Метро», «Устала». Это единственные тексты в альбоме, где мы можем определить пол лирического героя, в первую очередь благодаря глаголам. При этом общий фон повествования не выбивается из общей картины альбома, типично женские мотивы («любовь», «расставание») не поднимаются. Присущая рок-группе и вокалистке маскулинность отражается даже здесь:

Останься со мной Вернёмся назад Развей мою боль Смотри мне в глаза И там глубоко у самого дна Увидишь, что я сгорела дотла...

«Метро»

В 2010 году выходит очередной альбом «Tracktor Bowling», в котором коллективная общность и личностное-Я продолжают переплетаться в каждом тексте. Сочетание «Мы-Я-Ты» как неразрывная цепочка не отделяющего себя от коллектива лирического субъекта, обращающегося к своим единомышленникам, появляется сразу в двух песнях: «Мы», текст которой полностью основан на призыве верить в рок-группу, и «Сердце», в тексте которой поднимаются скорее философские идеи о бытии.

Также в альбоме встречаются вариации «Мы / Ты» или «Мы» и отдельно «Ты». Все это является лишь частью сцепки «Мы-Я-Ты», которая является основной для творчества коллектива. Лирический субъект находится между Мы-коллективом и Ты-коллективом, который может как быть частью единомышленников, так и являться представителем внешнего мира, к которому обращается герой. К таким текстам относятся «Время», «Шрамы» - также философские размышления о вечном, где лирический герой мыслит масштабными категориями. Также эту сцепку можно наблюдать в текстах «Правда», «Ни шагу назад», «Ради чего», где ярким акцентом появляется обращение к «Ты». В этих же текстах мы видим призыв не отступать от своих идей, привлечение возможного Ты-из-внешнего мира в свою культуру единомышленников:

Ты можешь жить, веря в Бога (правда одна!) Ты можешь жить без креста (правда одна!) У лжи есть много разных имен (правда одна!) Но только правда одна! Правда одна!

«Правда»

Отсутствие чёткого «Я» в тексте даёт возможность рассмотреть его под углом обращения коллективного-Мы к «Ты». Немного иную ситуацию

мы видим в песне «Я помню», которая является обращением лирической героини к умершему брату, который и принимает на себя роль «Ты».

Всего две песни в этом альбоме имеют чёткое лирическое «Я», которое не сливается с «Мы» и не является его частью - «Ничья», где появляется лирическая героиня, и «Рок», где пол героя определить не представляется возможным.

Мы видим, что альбом 2010 года - это очередная попытка выстроить диалог между группой и аудиторией, где в сцепке «Мы-Я-Ты» ещё не оформился чёткий элемент «Ты», под которым, как ранее говорилось, мы можем понимать и одного из единомышленников, и одного из внешнего мира, к которому обращается группа.

Иную картину мы можем видеть в последнем альбоме группы, альбоме 2015 года «Бесконечность». Сцепка «Мы-Я-Ты» распадается, лирический герой в тексте либо появляется как обособленная личность, либо выступает от коллективного-Мы, не отделяя себя от остальной толпы. Обращение к внешнему-миру-Ты становится осознанным и является сообщением от Я-Мы-коллектив, причём резкий переход от субъекта-Мы в субъект-Я мы можем наблюдать лишь в песне «В сетях одиночества», главной темой которой становится коллективизация в социальных сетях и отсутствие «Я-личности» в интернете:

Мы смотрим в монитор

И пропадая в нём

Как тысячи людей

Я вижу день за днём

Мир в паутине сетей одиночества

Вместо друзей - лишь сообщества

«В сетях одиночества»

Интересным в альбоме становится момент распределения «Мы-Я-Ты» по количеству песен. Коллективное-Мы без перехода в «Я» или «Ты» встречается сразу в четырёх текстах: «Смерти нет», «Наш 2006-й», «Война», «Круги руин». Причём все они содержат в себе один главный мотив, который прослеживается с самого начала творчества коллектива, - это Мы-против-всех. Либо в вариации Мы-рок-группа против остальных, либо Мы-коллектив-единомышленников против мира («Война», «Круги руин»).

Сбросив с плеч груз обид и спесь Мы выходим из тени на свет Трактора снова будут здесь Смерти нет, смерти нет Стали старше, не став взрослей Мы, играя с судьбой столько раз Умирали, чтоб стать сильней

«Смерти нет»

Песня «Смерти нет» - последняя композиция, в которой группа заявляет о себе и прощается с аудиторией. Коллектив-Мы попрощались со своей аудиторией, напомнив им ещё раз, что пока группу помнят, она существует.

Иная картина наблюдается с частью сцепки «Я». И вновь четыре текста, в которых проявляется уже чёткое и сформированное личностное-Я -«Я жива», «С кем я?», «Мир, где нет меня», «Бесконечность». В каждом из текстов появляется субъект, который размышляет о бытии, о мире, который его окружает, поднимает вопрос вечных тем.

Финальный альбом стал итоговой точкой на пути от попытки заявить о себе, как о рок-группе, до напоминания о том, что творчество не умирает с уходом коллектива. Интересным становится тот факт, что именно к последнему альбому сцепка «Мы-Я-Ты» распалась на отдельные составляющие, где «Мы» - чёткое коллективное начало, «Я» - манифест героя о бытии и «Ты» - коллектив единомышленников, а не часть внешнего мира. Причём именно Я-один в этой сцепке выступает исполнитель, который транслирует мысли коллектива и принимает на себя роль лидера, имеющего право говорить от имени толпы и обращаться к ней или во внешний мир с призывом. Исполнитель становится важным звеном не только в цепи автор-герой-исполнитель, но и в цепи коллектив-исполнитель-внешний мир. Только в первом случае исполнитель выступает уже последним звеном цепочки, а во втором варианте он является переходным этапом передачи сообщения.

Как мы видим, разделение героя и исполнителя в синтетическом (песенном) тексте не представляется возможным, так как именно манера поведения исполнителя помогает понять и выявить основные мотивы, которые группа хочет донести до зрителя. Как в своей работе «Лирический субъект рок-текста: от героя до стереотипа» пишет исследователь Д. Л. Карпов: «Мы позволяем себе называть субъекта в рок-лирике героического периода лирическим героем, т. к. весь синтетический текст строится вокруг него: музыканты уходят и приходят, но группа остаётся» [4]. У представителей нового поколения подход меняется. В пример можно привести группу «Amatory». Состав менялся более четырёх раз, но при этом образ группы и лирический герой хоть и претерпевает изменения, но всё-таки продолжают существовать в концепции группы.

«Amatory» - метал-группа, образованная в 2001 году, но по факту начавшая свою карьеру ещё в 1998 году. На 2020 год выпущено уже 7 полноформатных альбомов, 2 инструментальных альбома и 7 мини-альбомов (4 из которых инструментальные) [8].

Стоит отдельно отметить, что концепция группы строится вокруг сильного личностного-Я, которое проходит мотивом через всё творчество коллектива. Весь первый альбом «Вечно прячется судьба» создан вокруг внутреннего мира героя и его переживаний и является становлением группы, как музыкального коллектива «прозападного» периода. Во втором альбоме «Неизбежность» мы можем наблюдаем появление сцепки «Мы-Я-Ты», но в данном случае она трансформируется в «Я-Ты / Мы». Личност-

ное-Я - это сам лирический герой и его переживания, «Ты» - обращение к внешнему-единичному (к одному субъекту), но не к коллективу, «Мы» выступает соединением «Я» и «Ты» в разных контекстах. Такая субъектная организация наблюдается в текстах «Километры», «Сотни раз», «Беги вслед за мной», «С.т.е.к.а.я».

Там, за тысячу сотен дней, Пойми - ты уже за чертой; В себе ненависть ты убей, Скажи - останемся мы вдвоём. Тонет в грязи Твой мёртвый мир, Что оставил тебе Заменять жизнь.

«Километры»

Ты / твой / тебе в тексте «Километры» как раз выступает тем самым субъектом извне, к которому обращается лирическое-Я на протяжении своего альбома. В ранее приведённых песнях появляется разный контекст, где «Я» и «Ты» превращаются в «Мы», в данном случае - «Мы вдвоём».

С другой стороны, из сцепки в остальных текстах этого альбома «Мы» и вовсе выпадает, оставляя лишь диалог между «Я» и «Ты», то есть, между лирическим героем и неким субъектом (в зависимости от контекста - это друг, или возлюбленная, или неопределённый человек).

Это твой последний, Твой последний крик, Разделяясь с тобой, Скользя по щекам... Ты не можешь понять -Я потерян внутри. Ты не можешь убить -Посмотри...

«Чёрно-белые дни»

Такая субъектная организация «Я / Ты» встречается во всех остальных текстах альбома: «Сильнее меня», «Другая жизнь», «Глубоко внутри» и так далее. Лирический герой переносит своё внутреннее «Я» во внешний мир, обращая на себя внимание субъекта-Ты.

В альбоме «VII» 2008 года картина повторяется. Цепочка «Я-Ты / Мы» проявляется во всех текстах альбома, причём тема остаётся та же - обращение личностного-Я к абстрактному «Ты», которое затем переходит в общность «Мы», но не как коллектива, а как пары «Я / Ты».

Ты помнишь этот день На земле под холодным дождём Остались мы вдвоём Из последних сил

Заставлял я биться сердце твоё Моя жизнь сгорала вместе с тобой

«Дыши со мной»

Такая концепция обращения есть во всех текстах: «Падая вниз», «Спарта», «Новый герой» и так далее. Причём основное содержание - душевные страдания и муки, которые личностное-Я выносит во внешнее поле, стараясь привлечь к себе «Ты» для решения внутреннего конфликта. Лишь в тексте «Спарта» появляется иного типа герой - борец с системой, который проявится в творчестве коллектива намного позже - в последнем альбоме «Doom» 2019 года, в котором концепция переживаний личностно-го-Я выходит на уровень «Я / Ты / Мы» против системы. Тот самый лирический герой, появившийся ранее лишь в зачатках, в этом альбоме берёт главенствующую роль. Субъект-Я становится ретранслятором мыслей коллективного «Мы», которые он сообщает внешнему миру - «Ты».

Души, как ракеты полетят в рай Сиди смирно, хуй без соли доедай Мои скрепы - кандалы среди забитых свай Земли нашей много - сука, начинай копать!

«Космокамикадзе»

При этом появляется та же сцепка, как ранее в творчестве «Tracktor Bowling», где «Мы» - коллектив, «Я» - транслятор, «Ты» - получатель сообщения из внешнего мира.

Новый альбом вывел группу «Amatory» на другой уровень. Концепция творчества в корне изменилась: если ранее в альбом «6» 2015 года всё ещё оставался лирический герой, который был сосредоточен на личных страданиях, то сейчас герой уже борется с системой и предпринимает попытку донести свою новую идеологию аудитории. Такую смену концепции можно объяснить общим настроением в стране и на российской рок-сцене в целом.

Появляется в «Doom» и изменённая субъектная организация, в текстах можно встретить новое звено - «Они», которое является враждебным коллективному-Мы, представленному группой.

Уже много прошло лет

Событий разных, двадцать раз растаял снег

По кругу крутится шар, а мы идём

Идём за шагом шаг

Своим путём, дорогой одной

Менялись стили, звёзды падали градом с

небес

Но где они все сейчас? Под ногами грязь

«Звёздная грязь»

Такая субъектная организация встречается в тексте «Звёздная грязь», отрывок которой представлен выше, она представляет собой противопо-

ставление творчества коллектива творчеству других исполнителей, которые и выступают в данном случае враждебным «Они». Подобное мы видим в текстах песен: «1 %», «Нож».

Немного иную ситуацию с проявлением чёткого личностного начала мы видим сразу в двух текстах - «Жри» и «Север», в которых помимо «Я» лишь в паре моментов появляется обращение к «Ты». Пока сложно говорить, выйдет ли на первый план личностное-Я в последующих альбомах группы или же новая концепция борца с системой останется доминирующей. Ситуация в стране обостряется, и рок-музыканты начинают на неё реагировать, в том числе, перевоплощая своих ранее обращённых внутрь себя героев-философов в Я-лидеров.

Таким образом, можно наблюдать, что в текстах поколения начала XXI века значительно, по сравнению с классическим русским роком, изменяется субъектная организация: лирический герой трансформируется в лирическое «Я», зачастую обладающее достаточно обобщёнными, надин-дивидуальными чертами, отсюда и близость вплоть до растворения этого «Я» в коллективе - «Мы»; центральное место в самом рок-действе занимает не автор-исполнитель, а исполнитель, также являющейся часто выразителем коллективных идей; важнейшее место занимает зритель не только как адресат, но и как «герой» лирического события, к которому часто обращается исполнитель.

Литература

1. Авилова, Е. Р. «Культовый» статус автора в русской рок-поэзии / Е. Р. Авилова // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Екатеринбург ; Тверь, 2008. - Вып. 10. - С. 42-47.

2. Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. - М. : Интрада 1997. -408 с.

3. Доманский, Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст / Ю. В. Доманский. - М. : Intrada, 2010. - 230 с.

4. Карпов, Д. Л. Лирический субъект рок-текста: от героя до стереотипа / Д. Л. Карпов // Рок в контексте мировой культуры. - М., 2020.

5. Козицкая, Е. А. Статус автора в русском роке / Е. А. Козицкая // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. -Тверь : Твер. гос. ун-т, 2004. - Вып. 6. - С. 139-145.

6. Пшюте, Ю. Э. Статус автора в русском роке: постановка проблемы и пути решения / Ю. Э. Пилюте // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Екатеринбург ; Тверь, 2017. - Вып. 17. - С. 7-11.

7. «Tracktor Bowling» : сайт группы. - URL: http://www. tracktorbowling. ru/group/ (дата обращения: 02.03.2021). - Текст : электронный.

8. «Amatory» : сайт группы. - URL: http://amatory.ru/ (дата обращения: 02.03.2021). - Текст : электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.