Научная статья на тему '"НЕКУЛЬТОВЫЙ" СТАТУС АВТОРА В ТВОРЧЕСТВЕ РОК-ГРУПП "TRACKTOR BOWLING" И "LOUNA"'

"НЕКУЛЬТОВЫЙ" СТАТУС АВТОРА В ТВОРЧЕСТВЕ РОК-ГРУПП "TRACKTOR BOWLING" И "LOUNA" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК - ПОЭЗИЯ / РУССКИЙ РОК / АВТОР / ГЕРОЙ / ОБРАЗ АВТОРА / "TRACKTOR BOWLING" / "LOUNA" / ROCK POETRY / RUSSIAN ROCK / AUTHOR / HERO / IMAGE OF THE AUTHOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карпов Денис Львович, Солнцева Арина Юрьевна

В данной статье рассматривается рок - поэзия молодого поколения музыкантов 2000-х годов. На основе сравнительного анализа композиций двух российских рок - групп «Tracktor Bowling» и «Louna», написанных Виталием Демиденко для одного исполнителя, делается вывод о трансформации соотношения категорий автор - исполнитель - герой в творчестве современных рок - групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-CULT STATUS OF THE AUTHOR IN THE CREATIVITY ROCK BANDS “TRACKTOR BOWLING” AND “LOUNA”

This article examines the rock poetry of the young generation of musicians of the 2000s. Based on a comparative analysis of the compositions of two Russian rock groups “Tracktor Bowling” and “Louna”, written by Vitaly Demidenko for one artist, it is concluded that the ratio of author - performer - hero categories is transformed in the work of modern rock groups.

Текст научной работы на тему «"НЕКУЛЬТОВЫЙ" СТАТУС АВТОРА В ТВОРЧЕСТВЕ РОК-ГРУПП "TRACKTOR BOWLING" И "LOUNA"»

УДК 82.0 ББК Ш301.12 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

Д. Л. КАРПОВ, А. Ю. СОЛНЦЕВА

Ярославль

«НЕКУЛЬТОВЫЙ» СТАТУС АВТОРА

В ТВОРЧЕСТВЕ РОК-ГРУПП «TRACKTOR BOWLING» и «LOUNA»

Аннотация. В данной статье рассматривается рок-поэзия молодого поколения музыкантов 2000-х годов. На основе сравнительного анализа композиций двух российских рок-групп «Tracktor Bowling» и «Louna», написанных Виталием Демиденко для одного исполнителя, делается вывод о трансформации соотношения категорий автор - исполнитель - герой в творчестве современных рок-групп.

Ключевые слова: рок-поэзия; русский рок; автор; герой; образ автора; «Tracktor Bowling»; «Louna».

Сведения об авторах: Карпов Денис Львович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной филологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.

Солнцева Арина Юрьевна, магистрант факультета филологии и коммуникации, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.

Контакты: 150001, Ярославль, ул. Златоустинская, 14, корп. 2; kar-povdl@yandex. ru.

150065, Ярославль, ул. Хуторская, 13; arisha-gilts@mail.ru.

D. L. KARPOV, A. Y. SOLNTSEVA

Yaroslavl

NON-CULT STATUS OF THE AUTHOR IN THE CREATIVITY ROCK BANDS "TRACKTOR BOWLING" AND "LOUNA"

Abstract. This article examines the rock poetry of the young generation of musicians of the 2000s. Based on a comparative analysis of the compositions of two Russian rock groups "Tracktor Bowling" and "Louna", written by Vitaly Demidenko for one artist, it is concluded that the ratio of author - performer -hero categories is transformed in the work of modern rock groups.

Keywords: rock-poetry; Russian rock; author; hero; image of the author; "Tracktor Bowling", "Louna".

About the authors: Karpov Denis L'vovich, Candidate of Philology, Asociate Professor, Asociate Professor of the Department of General and Applied Philology, Yaroslavl State University named after P.G. Demidov.

Solntseva Anna Yur'evna, Master's Degree Student of the Faculty of Philology and Communication, Yaroslavl State University named after P.G. Demidov.

© Карпов Д. Л., Солнцева А. Ю., 2020

С самого начала активного научного изучения рок-культуры в конце прошлого века перед исследователями возникает проблема авторства в рок-поэзии, которая в литературоведении оказывается одной из основополагающих и может считаться до сих пор дискуссионной, но в случае с исследованием синтетического текста появляются и новые её аспекты, которые значительно изменяют привычную для литературоведа парадигму «автор - образ автора - повествователь - герой».

Исследования субъектной структуры рок-поэзии можно разделить на три магистральные направления: это собственно изучение субъектной организации литературного субтекста, представленное, например, работами Е. В. Павловой [11], Е. Б. Толок [15]; описание образа рок-героя и его включения в рок-действо, чему посвящены работы О. Э. Никитиной [9; 10]. А также изучение субъектной организации синтетического текста, чему посвящена и настоящая работа.

Последнее направление представлено целым рядом исследований, начало которым положила работа Д. М. Давыдова «Статус автора в русской рок-культуре» [5]. В статье автор в рок-культуре рассматривается как сложная система, включающая различные «ипостаси»: автор, исполнитель, музыкант и пр. Кроме того, исследователь задаёт конкретный ареал исследования, что объясняется годом издания статьи, речь в ней идёт прежде всего о русском роке «героического» периода. Более подробно о роке как коллективном творчестве пишет Е. А. Козицая, выделяя виды авторов и авторства, отмечая, что в творчестве создаётся особое напряжение «между изначальной коллективностью этого вида творчества и, с другой стороны, личностным характером самовыражения рокеров» [8, с 21-26]. Продолжая эти размышления, «культовый» статус автора в рок-тексте постулирует и Е. Р. Авилова [1], также прежде всего опираясь на материал героического периода русского рока, констатируя принципиальную неделимость коллективного автора, а также его особый статус в рок-коммуникации. Отношения автора и лирического героя изучает в своих статьях Ю. Э. Пилюте, подчёркивающая примат исполнительского субтекста в рок-творчестве [12], важность которого, в совокупности с музыкальным и литературным субтекстами эксплицируется в статье Ю. В. Доманского [6]. Последнее реализовалось также в монографии В. А. Гаврикова, вернувшегося к представлению об авторстве в рок-поэзии как синкретичности, подобной фольклорной, что обсуждалось в упоминаемой статей Д. М. Давыдова. При этом, определяя статус автора в рок-тексте, исследователь опирается на представления о русском роке героического периода, одновременно подчёркивая сакрализацию и архаичность авторства [4, с. 45-46] и выражая мнение о тотальности авторства, прежде всего вызванное убеждением в текстоцентричности русской рок-поэзии [4, с. 291].

В то же время, обращаясь к изучению русского рока негероического периода, необходимо провести существенную ревизию методологии исследователей, так как в этом случае мы имеем дело со специфическим творческим феноменом, на что указывает С. В. Свиридов [13].

255

Новое поколение русских рок-музыкантов явно уходит от «культового» статуса автора, который растворяется в коллективном творчестве, не только являющемся результатом совместного творчества каждого из участников группы, как считает Е. Р. Авилова [1], но и предзаданных представлений об образе рок-героя, заданных музыкальным стилем / направлением, выбираемым для реализации своего творческого замысла, которые, по нашему мнению, формируются как общее представление об имплицитном авторе, задающим определённый код для прочтения рок-текста, которые начинают подменять и авторскую интенцию, нивелируя «культовый» статус. Таким образом, основная для рок-исследований субъектная модель текста «автор - исполнитель - лирический герой» (см.: Е. А. Селезова [14]), осложняется образом автора, которая является одним из конструктивных принципов рок-текста, и, таким образом, исследователь должен опираться не только на представление о творческом процессе коллективного автора, но и на социальную и культурную составляющие, непосредственно влияющие на создание образа героя, на что обращал внимание Д. М. Давыдов [5].

Несмотря на то, что рок является сильно персонифицированным творчеством, что отражает культовый статус автора в рок-поэзии, феномен современной рок-культуры позволяет говорить про утерю собственно прагматической функции автором, который традиционно определял содержание рок-текста. На место автора приходит внешняя по отношению творческому процессу категория имплицитного автора, образ которого предзадан культурной ситуацией и хорошо известен как аудитории, так и самим музыкантам.

Именно по этой причине считаем необходимым включение в субъектную структуру рок-текста имплицитной категории авторства. Как пишет В. В. Прозоров, «в процессе творчества, по мере рождения и сотворения текста, самым различным образом во внутренней структуре произведения, в его текстовой плоти начинают властно и внятно обнаруживать себя авторские интонации, проявляются авторские лики, проступает авторская позиция» [16, с. 72-73]. В. В. Виноградов, определяя образ автора как стилевую характеристику произведения [3], дал возможность исследовать авторство как определённую совокупность выработанных автором-творцом индивидуальных черт. В то же время, если учитывать известную дискуссионную точку зрения Р. Барта [2], можно предположить, что черты авторского стиля могут им заимствоваться из предшествующей традиции. Это становится наиболее актуальным для современной массовой культуры, которая нацелена не только на трансляцию индивидуальной точки зрения, но и на узнавание реципиентом определённых творческих структур, позволяющих приблизится к слушателю, завоевать его доверие, стать желаемым собеседником, что подчёркивает и Е. Р. Авилова: «Поэтическая практика рок-исполнителей мыслится деятельностью, направленной на чужое сознание, на сознание слушателя; истинный предмет такой деятельности - её адресат» [1, с. 43]. В практике подобной коммуникации важное

256

место занимает не приоритетное место «нового» слова о мире, а узнавание знакомой концепции, что связано ещё и с тем, что поклонник ждёт от автора повторения уже «заученной» модели, которая не только высказывается литературным субтекстом, но подтверждается музыкальным сопровождением, ради которого слушатель стремится на встречу с автором. Так проявляется уже отмеченная ранее несамостоятельность рок-поэзии: «Рок-текст не самодостаточен и не самостоятелен; он является составной частью рок-композиции, включающей музыку и шоу, хэппенинг» [7, с. 22]. Этому предзаданному образу начинает подчиняться и образ лирического героя в тексте, а в итоге и сам автор, старающийся сделать свой текст узнаваемым, создавать его по имеющимся лекалам.

Это наиболее явно отражается в творчестве некоторых (особо подчеркнём - не всех!) рок-групп поколения 2000-х годов.

В творчестве музыкальных групп нового поколения, где авторское «Я» зачастую размыто, текст можно и нужно рассматривать как производное «коллективного творчества», которое подчинено не только творческой индивидуальности. Если для поколения «героического» периода, где важнее была именно авторская подача песни, слияние автора и героя являлось само собой разумеющимся, то для молодых исполнителей это становится не столь актуальным. «Ветераны» рока зачастую сами делали аранжировку песни, продумывали свой собственный стиль поведения и свой имидж. Именно поэтому в творчестве рок-групп первых поколений важно, что в одном лице выступает автор музыки, текста и исполнитель, а основное музыкальное гитарное сопровождение могло быть сведено к моноинструментализму. Приоритет отдавался тексту, что и позволяет говорить нам о текстоцентризме русского рока раннего периода. Для молодого поколения характерно обращение к аудитории от имени коллектива. На первый план выходит не сам автор, а рок-группа, являющаяся стилистическим целым, монолитным субъектом. Часто автор и исполнитель являются разными субъектами.

Для иллюстрации такой ситуации обратимся к творчеству групп «Tracktor Bowling» и «Louna», которые являются представителями различных музыкальных стилей, но тексты для них написаны одним автором, В. Демиденко, а исполнителем является один и тот же человек -Л. Геворкян.

Несмотря на такую близость состава групп, каждая из них имеет собственную творческую концепцию и обращена к разным слушателям. Разница групп прежде всего отражается в различии содержания литературного и музыкального субтекстов.

Виталий Демиденко в период творчества группы «Tracktor Bowling» обращается прежде всего к вечным темам, воплощённым в достаточно абстрактных, архетипических образах. Отсюда и основная тематика: жизнь и смерть, добро и зло, свобода выбора и подобные. Например, в текстах он использует достаточно традиционно сравнение жизни с пламенем свечи, а смерти с продуктами горения - пепел и дым:

257

Наша жизнь - это пламя свечи. Наша смерть - это пепел и дым. И любой, кто родился на свет, Не уходит отсюда живым.

(«Сердце»)

В песнях Демиденко этого периода формируется и соответствующий образ героя-философа, размышляющего над общими законами человеческого существования. Он - часть коллектива единомышленников, который осмысляет общие вопросы бытия, его оппонентом зачастую является весь мир или он сам. Его путь - бой с ветряными мельницами. Если в первых альбомах герой призывает бороться за свою жизнь, менять себя, развиваться, избавиться от оков обыденности, то уже в последнем альбоме в текстах можно заметить некоторое примирение с текущим положением дел. Герой из бродяги-бунтаря, что вполне соответствовало общей установке контркультуры 1990-х гг., вырос в героя-философа, стоика, принимающего законы жизни и её цикличность:

Всё идёт с конца, в мир летит пыльца, Продолжая путь своего Отца. Всё идёт с нуля. В моём сыне, Я постигаю суть смысла Бытия.

(«Бесконечность»)

Это отражается и в имидже группы: Лусинэ, выступая в составе «Tracktor Bowling», чаще предпочитает чёрный цвет в одежде: чёрные джинсы, берцы или сапоги, рубашки также чёрного цвета или футболки.

Образ исполнителя поддерживает общее впечатление, производимое текстами: строгий «готический» стиль, интроверт исполнитель, который примеряет на себя роль лирического героя, являясь его воплощением на сцене. Собственно исполнитель, озвучивая, присваивает текст автора, как бы в сознании зрителя сливается с его образом, говорит от его имени, в то же время реализуя общую концепцию избранного группой музыкального направления альтернативный металл. При подобной коллективной реализации творческого проекта места автору на сцене уже не остаётся, он всегда в тени исполнителя, который отвечает за репрезентацию смыслов, трансляцию текста, создание образа говорящего.

И как только меняется общая стилистика, трансформируется вся система, что демонстрирует определённую дистанцию в рок-поэзии между автором - героем - исполнителем. При этом мы не можем говорить, что изменился биографический автор, по свидетельству самих музыкантов, они решили попробовать играть в новом стиле, так как стилистика «Tracktor Bowling» показалась им неактуальной, и группа завершила свою карьеру в 2017 году, хотя второй проект был основан ещё в 2008 году, но популярности добился не сразу.

В текстах группы «Louna» рассматриваются иные темы, Демиденко переключается на социальную проблематику, и, как следствие, меняются темы, написанных для новой группы текстов: свобода личности, борьба против общественного строя, пропаганды, тоталитарного государства и ложной религиозности. Герой теперь борется уже не с абстрактными законами бытия, а с актуальной социальной реальностью, в которую оказывается помещён.

Дивный новый мир в одноимённой песне выступает как символ социальной реальности, в которой человек, под воздействием СМИ и пропаганды теряет истинную свободу и не замечает разрушительной войны вокруг себя.

В затяжной петле нефтяной иглы, В непроглядной мгле кроличьей норы В оголённых льдах, на крутых понтах, В звонкой вышине и на самом дне.

(«Дивный новый мир»)

Или, например, герой выступает против прагматики современной церкви, забывшей о своих духовных основах:

Бесовской вертеп мы загоним в склеп. Пусть накроет запах серы сталь духовных скреп. Против их клыков - наш святой Fuck off -Средний палец нашей веры в сорок сороков!

(«Больше ада»)

Вместе с изменением проблематики песен, можно наблюдать и трансформацию исполнителя группы - хотя им остаётся та же Лусинэ Геворкян: певица окрашивает волосы в яркие цвета, её сценический гардероб пополнился рубашками, чаще красного цвета, джинсы иногда сменяются на шорты, то есть стиль исполнителя становится более вызывающим, соответствующим стилю панк-рока.

В сознании слушателей «Louna» создаётся героический образ автора, теперь он - борец с системой. Исполнитель вновь в этом случае присваивает себе инициативу в репрезентации текста, авторского слова, соединяя в себе собственно автора, образ автора, диктующий заданную выбранным музыкальным стилем специфику, и героя.

На основе анализа сформулируем важный тезис - дистанцирован-ность «автора» и читателя разрушается, рок-поэзия фактически подменяет автора как творческого субъекта образом исполнителя, что создаёт иллюзию непосредственного общения с создателем текста. А вместе они подчиняются предзаданным конвенциям выбираемого стиля.

Таким образом, можно сделать вывод, что для современной рок-поэзии, безусловно, только в некоторых её образцах, не столь важной является категория авторства, тем более и она подчинена, собственно, экс-

259

тратекстовым факторам, таким как музыкальный стиль, например. Место автора занимает его имплицитный образ, от которого слушатель требует выполнения некоторой конвенции. Если традиционно в литературе эпохи творческой модальности всё подчинено воле автора, то в массовой культуре, к которой, безусловно, относится и рок-культура, важную роль играют предзаданные (например, модой) стратегии, заимствующиеся автором для воплощения собственной творческой интенции. Конвенция между автором и слушателем воплощена прежде всего в исполнителе, который должен подтвердить своим сценическим имиджем принадлежность к той или иной модели авторства, тому или иному стилю исполнения. В итоге роль исполнителя начинает сводится к тому, чтобы подсказать зрителю, какую именно модель «прочтения» послания он должен избрать.

Литература

1. Авилова Е.Р. «Культовый» статус автора в русской рок-поэзии [Текст] / Е. Р. Авилова // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Екатеринбург ; Тверь, 2008. - Вып. 10. - С. 42-47.

2. Барт Р. Смерть автора [Текст] / Р. Барт // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М. : Прогресс, 1989. - С. 232-235.

3. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей [Текст] / В. В. Виноградов. - М. : Гослитиздат, 1961. - 614 с.

4. Гавриков В. А. Русская песенная поэзия XX века как текст [Текст] / В. А. Гавриков. - Брянск : Брянское СРП ВОК, 2011. - 634 с.

5. Давыдов Д. М.Статус автора в русской рок-культуре [Текст] / Д. М. Давыдов // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. -Тверь : Твер. гос. ун-т, 1999. - Вып. 2. - С. 17-23.

6. Доманский Ю. В. Ролевые песни в русском роке 1980-х годов [Текст] / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Екатеринбург ; Тверь, 2016. - Вып. 16. - С. 49-66.

7. Козицкая Е. А. Академическое литературоведение и проблемы исследования русской рок-поэзии [Текст] / Е. А. Козицкая // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 1999. -Вып. 2. - С. 21-26.

8. Козицкая Е. А. Статус автора в русском роке [Текст] / Е. А. Козицкая // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2004. - Вып. 6. - С. 139-145.

9. Никитина О. Э. Доминанты образа рок-героя в русской рок-культуре [Текст] / О. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2005. - Вып. 8. - С. 142-157.

10. Никитина О. Э. Рок-концерт как ритуальное действо [Текст] / О. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. -Екатеринбург ; Тверь, 2008. - Вып. 10. - С. 42-48.

11. Павлова Е. В. Субъектно-объектные отношения в альбоме Майка Науменко LV [Текст] / Е. В. Павлова // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2001. - Вып. 5. - С. 45-49.

12. Пилюте Ю. Э. Статус автора в русском роке: постановка проблемы и пути решения [Текст] / Ю. Э. Пилюте // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Екатеринбург ; Тверь, 2017. - Вып. 17. - С. 7-11.

13. Свиридов С. В. Все ушли - остались двое: о русской рок-поэзии 2000-х годов [Текст] / С. В. Свиридов // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Екатеринбург ; Тверь, 2019. - Вып. 19. - С. 6-26.

14. Селезова Е. А. Альбом «Разлука» (1986) «№иШш-РотрШш: лирический субъект и образ исполнителя [Текст] / Е. А. Селезова // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Екатеринбург ; Тверь, 2011. -Вып. 12. - С. 155-161.

15. Толок Е. Б. Лирический субъект и мир в текстах группы «Аукцы-он» «Бомбы» и «Новогодняя песня» («Так я стал предателем») [Текст] / Е. Б. Толок // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Екатеринбург ; Тверь, 2013. - Вып. 14. - С. 195-202.

16. Чернец Л. В. Введение в литературоведение [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек [и др.] ; под ред. Л. В. Чернец. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.