Научная статья на тему 'ОБРАЗ КИНЧЕВА В РУССКОМ РЭПЕ'

ОБРАЗ КИНЧЕВА В РУССКОМ РЭПЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
157
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ РЭП / МЕЛОМАНЫ / РОК-ПОЭЗИЯ / РОК-МУЗЫКА / РОК-ГРУППЫ / ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / RUSSIAN RAP / MUSIC LOVERS / ROCK POETRY / ROCK MUSIC / ROCK GROUPS / POETIC TEXTS / POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гидревич Евгений Андрианович

В данной работе исследуется процесс объединения рок - и рэп - культуры на примере конкретного образа К. Е. Кинчева в текстах русского рэпа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KINCHEV'S IMAGE IN RUSSIAN RAP

In this work, the process of fusion of rock and rap culture is studied on the example of a specific image of K. E. Kinchev in the texts of Russian rap.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ КИНЧЕВА В РУССКОМ РЭПЕ»

УДК 821.161.1-192 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45+Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

Е. А. ГИДРЕВИЧ

Санкт-Петербург

ОБРАЗ КИНЧЕВА В РУССКОМ РЭПЕ

Аннотация. В данной работе исследуется процесс объединения роки рэп-культуры на примере конкретного образа К. Е. Кинчева в текстах русского рэпа.

Ключевые слова: русский рэп; меломаны; рок-поэзия; рок-музыка; рок-группы; поэтические тексты; поэтическое творчество.

Сведения об авторе: Гидревич Евгений Андрианович, аспирант кафедры литературы и русского языка ЛГУ им. А. С. Пушкина, преподаватель ГБПОУ «Некрасовский педколледж № 1».

Контакты: 196247, г. Санкт-Петербург, ул. Кубинская, д. 32; master19872008@yandex.ru.

E. A. GIDREVICH

Saint-Petersburg

KINCHEV'S IMAGE IN RUSSIAN RAP

Abstract. In this work, the process of fusion of rock and rap culture is studied on the example of a specific image of K. E. Kinchev in the texts of Russian rap.

Keywords: Russian rap; music lovers; rock poetry; rock music; rock groups; poetic texts; poetry.

About the author: Gidrevich Yevgeny Andrianovich, Post-Graduate Student, Department of Literature and Russian Language, Leningrad State University A. S. Pushkin, teacher of Pedagogical College №. 1 named after N. A. Nekrasov.

Константин Евгеньевич Кинчев хорошо известен за пределами русской рок-культуры. Записав в 1985 году песню «Меломан» [1], а в 1989 году - «Тоталитарный рэп» [1], автор вышел за рамки одного жанра. Оба примера несут в себе элементы рэп-культуры: речитатив, длина строк, сведённый до минимума припев «Я - меломан» или его полное отсутствие (во втором примере). В то же время авторы рэпа используют не только творчество К. Е. Кинчева в качестве реминисценций (по В. В. Васину, лидеру и автору группы «Кирпичи», «"Кино", "Алиса", "Алиса" и "Кино" - мы любим эту музыку и слушаем давно»), но и сам образ поэта.

В данной работе мы ограничились тремя текстами авторства группы «25/17», где встречается образ Кинчева. Один текст: «Тринити» является исключением, поскольку текст включён в альбом Guf a, но представляет собой совместную работу с музыкантами группы «25/17». Для исследова-

© Гидревич Е. А., 2020

ния мы взяли следующие примеры: «Тринити», «Телёнок» и «Меломан» (перечисление в хронологическом порядке в соответствии с датами выходов альбомов с этими работами).

В интервью телеканалу «ВОТ!» от 01.05.2011 в защиту студии Андрея Тропилло, К. Е. Кинчев говорил, что «25/17» является его любимым коллективом. Потому музыканты не просто знакомы, но и автор помогает Андрею Позднухову и Антону Завьялову в записи совместных песен (пример: «Девятибально»). Использование образа тесно связано с творчеством рок-музыканта. Поэтому рассмотрим и факты реминисценций, чтобы взгляд на образ в художественных текстах был полнее.

«Тринити» была записана в альбоме «Черепашьи бега» группы «Отрицательное Влияние» и носила название «Несвятая троица» [2]. В основу текста легла история о трёх друзьях. Автор, являясь сам частью этой троицы, описывает двух лирических героев, их быт и жизнь (это следует из того, что текст исполняется тремя исполнителями, текст Гуфа читается от первого лица, в исполнении Анта и Бледного часто встречается местоимение «он» - речь идёт о лирическом герое Гуфа):

А я им даже немного завидовал, хоть мы и были ровесники

Всегда был рядом с ними, но не был с ними вместе

Да и не хотелось даже, если честно

Было страшно как-то лезть мне во всю эту кашу

Но не могли не вызывать восхищения

Движения этих двух пацанов в то время

Всегда на ступень выше, на шаг впереди

В их семнадцать люди им давали до двадцати пяти.

Есть мнение о строке: «Всегда был рядом с ними, но не был с ними вместе»: «Игра слов, Алексей говорит, что всегда был рядом (в прямом смысле, он находился с ними рядом) "но не был с ними вместе" значит, что когда его друзья начали употреблять - Гуф в то же время не употреблял, но всё же находился рядом с ними» [2].

В бытописание героев входит и музыкальная составляющая их жизни (во фрагменте Анта):

Шелковые рубашки, замшевые туфли Шансончик, Кучин, Круг, Шуфик Клубы - тогда ещё были дискотеки -Бандосы, кидосы, лавандосы, рэкет.

В этом фрагменте Анта можно обратить внимание и на отношение «тех двоих» к герою Анта: «Даже сопливый подражал героям "Чтива"», где подразумевается фильм Квентина Тарантино - классика 90-х годов, когда происходит действие текста.

В исполняемом Бледным фрагменте видим следующее:

Корефанам рисовал татуировки, писал стихи Пел в подъезде под гитару песни «Кино», «ДДТ», «Наутилус», «Алиса», Бутусов Мы вместе! Кто мы? Пи...сы, наркоманы Э-э! Стоять! Стоп!

То ли он чего-то попутал, то ли я чего-то не понял С тех пор Константин Кинчев покинул наши Кассетные магнитофоны, то ли дело наш земляк Егор Летов из группы «Гражданская оборона» Или вот из молодых некто Дельфин «Мальчишник», конечно, чушь собачья Так, под.ить для малолеток А вот «Дубовый гай» - ништяк: «На моих ладонях пылью остаётся шмаль.».

Из вышесказанного можно отметить следующее: противопоставление на бытовом уровне жизни «тех двух» и лирического героя Гуфа является рефлексией на происходящие события прошедших лет, и погружение героев в ту обстановку с помощью лингвистических средств (употребления арго: «ништяк», «корефаны») позволяет максимально приблизить реципиента к сути происходящего в 90-х годах. Помимо противопоставления героев на уровне жизни, можно сказать, что три героя коррелируют лишь в одной компании, являясь фактические разноплановыми. Это объясняет и противопоставление на музыкальном уровне: если опытные друзья разбирались в жизни, то герой Гуфа разбирался в музыке («пел под гитару песни»), литературе («писал стихи»). Намечается и конфликт интересов на почве музыкальных предпочтений: парадигма жанров представлена в виде шансон - рок - рэп, причём в последнем решена сама лирика, да и упоминание с реминисценцией творчества Дельфина.

Эта парадигма представлена перечислением во второй и третьей части. Образ Кинчева виден во фрагменте с цитированием строки из текста «Всё это rock'n'roll»:

Корефанам рисовал татуировки, писал стихи Пел в подъезде под гитару песни «Кино», «ДДТ», «Наутилус», «Алиса», Бутусов «Мы вместе! Кто мы? Пи.. .сы, наркоманы» Э-э! Стоять! Стоп!

То ли он чего-то попутал, то ли я чего-то не понял С тех пор Константин Кинчев покинул наши Кассетные магнитофоны, то ли дело наш земляк Егор Летов из группы «Гражданская оборона».

Но лирический герой Позднухова кричит: «Э-э! Стоп! Стоять» и комментирует свой выкрик: «То ли он чего-то попутал, то ли я чего-то не понял», что показывает: в криминальном обществе не принято быть человеком с нестандартной сексуальной ориентацией, даже в художественном

контексте не допускается употребление таких лексических единиц. Далее фигура Кинчева противопоставляется фигуре фактического земляка исполнителей Егора Летова, но место реминисценции в тексте занимает Дельфин.

В альбоме «Лукавые дни» уже сформированной группы «25/17» (на момент записи совместного творчества с Гуфом группы «25/17» не было как таковой) появляется песня «Телёнок», суть образа которого отображена в припеве с цитированием З. Н. Гиппиус во второй строке:

Чем проще, тем проще увести телёнка в рощу Если надо объяснять, то не надо объяснять.

Рассматриваемый нами фрагмент отсылает нас к событиям декабря 2012 года:

Сегодня просто за фото с Константином Кинчевым Тебя при желании могут отправить на кичу

«Сегодня, 30 декабря, Михаил Панин решением суда получил 4 суток ареста. Михаил Панин был задержан 29 декабря во время одиночного пикета <...>. Сам правозащитник в пикете не участвовал и никаким образом общественный порядок не нарушал.

Из отделения полиции Панин был отвезён в суд, однако заседание было перенесено на следующий день. Суд должен был приговорить Михаила к аресту за якобы размещённую на персональной странице в социальной сети фотографию с "экстремистской символикой". Как выяснилось на суде, Михаилу вменили изображение певца Константина Кинчева со вскинутой рукой» [3].

Этот фрагмент является частью общего концепта: у любого борца с системой есть слабое место, о котором все знают. Автор текста Андрей Позднухов описывает фотографии, где К. Е. Кинчев исполняет на сцене «Грязь» (на строчке: «А у них я являюсь фашистом») или «Тоталитарный рэп»: «Я - антифашист», что в свою очередь стало ответной реакцией на приклеивание ярлыка фашиста после статьи 1987 года «"Алиса" с косой чёлкой» (где описывается, что К. Е. Кинчев якобы вместо строки в песне спел «Хайль, Гитлер») и кампании 2000 года после выхода альбома «Солнцеворот».

В данном тексте отсылка к творчеству является лишь косвенной. Можно судить о жестах по фотографии, лишь зная в каком контексте сделан тот или иной жест. Но обратим внимание: в данном контексте жест Кинчева является ответом на мнение общественности. Как заявляет сам автор в документальном фильме «Шут Божий», жесты помогают передать смысл песни, но фотографируют его лишь в одном положении - с вытянутой правой рукой.

Текст «Меломан» из альбома «Умереть от счастья» (2017) является частью общей концепции всей работы: здесь музыканты говорят о наркотиках и тяжёлом прошлом, большинство текстов носят автобиографичный характер. Сам «Меломан» - отсылка к одноимённому тексту Кинчева, написанному в 80-х годах. Выше мы замечали, что исполнение лидером группы «Алиса» было решено в жанре рэпа.

В прочтении автора Позднухова текст представляет строки любимых песен лирического героя в пересечении с его жизненными этапами. Совместная работа с певицей Ёлкой представляет собой отсылку к песням «Depesh mode» и Мадонны. Собственно композиция песни построена на диалоге между двумя людьми - лирическим героем и его девушкой. В припеве мы видим: «Я - меломан, как Кинчев», что является прямым упоминанием автора с реминисценцией.

Подводя итог вышесказанному, отметим следующее: К. Е. Кинчев в русском рэпе является не просто иконой и учителем, а старшим товарищем. В силу того, что «Тринити» была написана с позиции участника криминального сообщества, то мы видим отторжение творчества К. Е. Кинчева: «С тех пор Константин Кинчев покинул наши кассетные магнитофоны». Вместе со взрослением автора, повзрослел и лирический герой: в «Телёнке» и «Меломане» фактическое упоминание Кинчева мы видим в парадигме его творчества, что косвенно может считаться аллюзией на его творчество. В «Меломане» реминисценция напоминает в текстовом плане оригинальный текст поэта и из всех русскоязычных авторов в тексте встречается именно К. Е. Кинчев.

В завершении отметим, что Кинчев является не только частью рок-искусства, но и всей музыкальной культуры.

Литература

1. Официальный сайт группы «Алиса». - URL: http://www.alisa.net (дата обращения: 25.11.2019).

2. Проект «Genius». - URL: https://genius.com/Guf-trinity-remix-lyrics (дата обращения: 23.11.2019).

3. Редакция Агентства политических новостей. - URL: https://www.apn.ru/news/article28065.htm (дата обращения: 24.10.2019). -Текст : электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.