УДК 159.923:316.613
СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
О.В. Кобзева
Аннотация. В статье представлена специфика психического развития в подростковом возрасте; определены условия, способствующие успешной социализации подростков в транзитивном обществе. Указано, что социальное пространство определяет отношение индивида к самому себе. Выделены модели идентичности (достигнутая, предрешение, диффузии, мораторий), оптимальные для подросткового возраста. Проанализированы компоненты социокультурной идентичности: когнитивный (этническая осведомленность и этническая самоидентификация) и аффективный. Результаты эмпирического исследования социокультурной идентичности показали, что у подростков не сформированы позитивные установки к собственному этносу, собственная культура помогает им развиваться и лучше понимать себя, кровнородственные связи у них являются доминирующими в системе социальных взаимоотношений, в будущем они планируют достигать целей с помощью собственных усилий. Полученные данные позволяют проанализировать возможности социокультурной идентичности в подростковом возрасте.
Ключевые слова: социализация, социокультурная идентичность, социальное пространство, мультикультурная среда, транзитивное общество, подростковый возраст.
PECULIARITY OF SOCIO-CULTURAL IDENTITY DURING THE ADOLESCENCE PERIOD
O. Kobzeva
Abstract. The article presents the peculiarity of mental development during the adolescence period, the conditions that contribute to the successful socialization of adolescents in a transitive society. It is stated that the social environment determines the attitude of an individual to themselves. There are four models for optimal identity for adolescents. They are: achieved (realized), the prejudice, the diffusion, the moratorium. The components of socio-cultural identity are analyzed: cognitive (ethnic awareness and ethnic self-identification) and affective. The results of the empirical study of socio-cultural identity have shown that adolescents don't have positive attitudes to their own ethnic group, their own culture helps them to develop and understand themselves better, their family interconnections are dominant in the system of social relations, in the future they plan to achieve their goals through with own efforts. The data presented allows to analyze the possibilities of socio-cultural identity formation during the adolescence period.
Keywords: socialization, socio-cultural identity, social environment, multicultural space, transitive society, the adolescence period.
Подростковый возраст - это период, в котором переплетаются не только противоположные тенденции развития, но и закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. Отличительными особенностями этого периода развития выступают повышенная утомляемость (в начале возрастного периода), относительно высокая эмоциональная возбудимость, чувствительность, неуравновешенность, потребность в
неформальном общении. Однако степень выраженности выделенных личностных переменных, в первую очередь, определяется системой взаимоотношений складывающейся у подростка с социумом. Кроме этого необходимо отметить, что это сензитивный период для формирования ценностных ориентаций как детерминант, способствующих становлению
мировоззрения и отношения к окружающим [5]. Поэтому индивидуальный образ, который начинают демонстрировать подростки - это отражение декларируемой обществом системы ценностей.
Социализация подростков происходит в условиях постоянной транзитивности общества, которая позволяет взаимопроникнуть личности и культуре [1]. Социальное пространство определяет отношение индивида к семье, месту проживания, времени и, что особенно важно, к самому себе (Т.Д. Марцинковская). Оно развивает не только социальные системы и отношения, но и является значимым явлением психической жизни личности, а также определяет её психическое благополучие. Именно идентичность выступает механизмом, формирующим собственную уникальность
личности и стимулирующим ассимиляцию её личностного и социального опыта [4].
Социальная идентичность не только указывает на осознание личностью своей принадлежности к определенной социальной группе, но и эмоциональную значимость этой принадлежности. В подростковом возрасте возможны следующие модели идентичности (Дж. Марсия): достигнутая, предрешение, диффузии и мораторий [11]. Несмотря на то, что социальная идентичность множественна, для конкретной ситуации будет важна только единичная идентичность [12].
Преобразования XXI века (ускоренное развитие науки и техники, перенаселение, изменения климата, космополитизм) расширили понимание феномена «идентичность», поэтому восприятие собственной идентичности невозможно без ощущения себя в историческом (прошлое, настоящее, будущее) и культурном контексте.
Социокультурная идентичность как вид социальной идентичности отражает социальный опыт личности: осознанное принятие или непринятие культурных норм общества, образцов поведения, ценностных ориентаций, понимание своего «Я» с учетом норм конкретного общества, самоотождествление себя с культурными образцами конкретного общества. Формирование социокультурной идентичности происходит в постоянном сравнении личностных
характеристик с существующими культурными традициями и мультикультурной средой [10].
Структуру социокультурной идентичности составляют когнитивный и аффективный компоненты. Когнитивный компонент включает в себя этническую осведомленность и этническую самоидентификацию (Т.Г. Стефаненко); аффективный - сформированность установок по отношению к значимости членства в социокультурной общности. Позитивная установка показывает желание принадлежать к собственной этнической группе; негативная -предпочтение других этнических групп [2]. В своем формировании социокультурная идентичность проходит следующие стадии: самоопределение индивида как члена некоторой социальной категории, затем усвоение норм, ценностей, стереотипов поведения свойственных социальной группе и, как результат, усвоенные категории становятся внутренними регуляторами социального поведения человека [12].
Так как в подростковом возрасте индивидуалистический стандарт жизни доминирует над коллективистическим, то структура их социокультурной идентичности
включает не только осознание собственной индивидуальности и уникальности, но и значимость включения в группу сверстников, то есть групповую принадлежность по интересам, субкультуре [9]. Поэтому необходимо изучать особенности позиционирования подростков в объективном и субъективном личностном пространствах.
Исследование социокультурной
идентичности проводилось в 2017/2018 учебном году. В нем приняли участие 488 подростков (234 мальчика и 254 девочки), обучающихся в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях г. Мурманска. Средний возраст испытуемых - 14 лет. Исследование проходило с помощью анкеты «Социокультурная
идентичность», которая позволяет определить отношение к своему этносу через отношение к месту проживания, языку, культуре, семье сверстникам [8] и методики «Социальное пространство» [3].
Результаты, полученные по методике «Социокультурная идентичность», позволяют утверждать, что 35% подростков мечтают жить в другой стране, 30% выбрали свою страну как будущее место своего проживания. Необходимо отметить, что 35% респондентов не указывают конкретное место своего будущего проживания, а дают ему только качественную характеристику: дом (спокойный, чистый, роскошный); современный город; мир, где нет войн; интересный, чистый мир. Только 1% подростков идентифицируют себя через принадлежность к своему текущему месту проживания, что свидетельствует о несформированности позитивных установок к собственной этнической общности. Желание изменить страну указывает на предпочтение других этнических групп, а также неудовлетворенность окружающим социумом.
При анализе ответов о будущей профессии было установлено, что наиболее популярными являются профессии врача, спасателя, юриста, военного, полицейского, фотографа. Одна треть подростков не имеет четких представлений о будущей профессии (не знаю, работать на хорошей работе, дома работать). Обращает на себя внимание тот факт, что 25% подростков указали не профессию, которой хотели бы овладеть, а социальные роли (хороший человек, папа, верный друг).
Абсолютное большинство подростков при ответе на вопрос «Моя культура помогает мне ...» указали: лучше понять свое место в обществе, развиваться, узнавать новое, лучше понять себя и других. Однако 20% респондентов не знают, в
чем им помогает культура. В то же время культура мешает подросткам отказаться от стереотипов, понимать людей другой национальности, объективно смотреть на мир. Поэтому культура у подростков отождествляется с языком и рассматривается как препятствие в процессе коммуникации с представителями других этнических групп [6].
Природа родного края является неотъемлемой частью культуры. Несмотря на то, что климатические условия Мурманской области имеют свою специфику (полярная ночь, холодная и продолжительная зима, неблагоприятные метеорологические условия), большинство подростков (90%) дали ей позитивные оценки: красива сама по себе, крутая, замечательная,
Таблица 1. -
Данные, представленные в таблице, позволяют утверждать, что большинство подростков положительно относятся ко всем составляющим социального пространства. Однако необходимо заметить, что наибольшее доверие подростки демонстрируют к своему социальному окружению, себе и своей деятельности. Можно предположить, что кровнородственные связи являются самыми значимыми в системе социального взаимодействия для современных подростков, поэтому, выстраивая отношения с родителями, прародителями, учителями, друзьями, они принимают их ценности и модели поведения. Кроме этого, подростки стремятся поддерживать конструктивные взаимоотношения с младшим поколением. Поэтому их стратегии поведения в социуме, создание собственного образа мира и себя в мире будут определяться спецификой взаимоотношений внутри референтных групп, конкурирующими тенденциями, стремлениями наиболее значимых для подростков членов групп.
Подростки положительно относятся к необходимости всего добиваться своим трудом, взаимопомощи между людьми, собственной ответственности и своему образованию. Необходимо отметить важность для развития личности, формирования её сознательной активности позитивного отношения к миру, результатом которого станут отношение к себе и сознательная мотивация к деятельности [7].
незабываема. Все ответы подростков носят эмоциональный характер.
Семья играет значительную роль в формировании социокультурной идентичности на протяжении всей жизни индивида. При создании семьи для подростков важно, чтобы партнер был добрым (40%), честным, преданным (25%), ответственным (15%) и здоровым (10%). Такой подход к категории межличностных отношений показывает не только ориентацию на социальные нормы принятые в обществе, но и идентификацию с ними.
Теперь проанализируем структуру социального пространства в подростковом возрасте, см. таблицу 1.
Важным моментом в анализе структуры социального пространства в подростковом возрасте является отношение к культуре, стране, народу. Подростки демонстрируют
положительное отношение к этому компоненту социального пространства, что проявляется в принятии различных форм и способов самовыражения и самопознания собственной этнической группы, их навыков и умений. Однако 30% респондентов индифферентно относится к образу жизни, который ведет его социальное окружение, а также их материальным и социальным ценностям. Они не хотят приспосабливаться к окружающему миру для решения различных проблем на психологическом уровне.
Информационное пространство - это совокупность знаний и информации, формирующихся и постоянно изменяющихся в обществе, отражающих мировоззрение людей. Необходимо отметить, что оно имеет ярко выраженный социальный контекст и не привязано к конкретной территории. Только половина подростков демонстрирует доверие к информации, которую получают из интернета, средств массовой информации, окружающих. В равной степени подростки амбивалентно или отрицательно относятся к получаемой из социума информации. Возможно, такие результаты обусловлены уровнем образования, отсутствием желания и возможностями овладения
Проявление структуры социального пространства в подростковом возрасте (%)
Моё отношение к ... положительное амбивалентное отрицательное
месту проживания и обучения 66 25 9
культуре, стране, народу 61 30 9
информационному пространству 56 23 21
социальному окружению 79 16 5
себе и своей деятельности 78 16 6
современными информационно-
коммуникативными технологиями,
несформированной потребностью в получении новых знаний.
Таким образом, традиционные институты социализации относительно контролируемы и целенаправленно влияют на развитие социокультурной идентичности в подростковом возрасте. Культуре собственного этноса принадлежит особая роль в формировании позитивной социокультурной идентичности, так как, по мнению подростков, она помогает им быть самим собой, понять окружающих, общаться. Вместе с тем, подростки не в полной мере удовлетворены своим текущим местом проживания и, по возможности, хотят его изменить. Однако при выборе места жительства определяющим для них фактором будут окружающие люди. В будущем подростки хотят
рядом с собой видеть доброго, понимающего, трудолюбивого, умного, здорового партнера. Социальное окружение выступает для них образцом и формирует социокультурную идентичность в транзитивном обществе.
Большинство подростков позитивно оценивает свое социальное пространство. Они положительно относятся к окружающему социуму, себе, своей деятельности, своему обучению, к необходимости взаимопомощи. Необходимо отметить, что информационное пространство в подростковом возрасте не всегда является инструментом включения индивида в общество и его адаптации в окружающем мире. Поэтому желание сохранить позитивное, стабильное восприятие и отношение к социуму, развить себя и социальное окружение выступают детерминантами развития социокультурной идентичности в подростковом возрасте.
Литература:
1. Гусельцева М.С. Социальное пространство как основание для полипарадигмального синтеза [Электронный ресурс] / М.С. Гусельцева // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6. - № 30. -С. 1. - Режим доступа: http://psystudy.ru
2. Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире - социально-психологическая перспектива / Е.П. Белинская. - М.: Прометей, 2005. - 319 с.
3. Идентичность и социализация в современном мире: сборник методик; под ред. Т.Д. Марцинковской.
- М.: МПГУ, 2015. - 112 с.
4. Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: дис. ... докт. психол. наук / В.А. Ильин. - М.: МГППУ, 2009. - 392 с.
5. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и её взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах: дис. ... канд. психол. наук / О.В. Кобзева. - М., 2006. - 235 с.
6. Марцинковская Т.Д. Социализация в мультикультурном пространстве [Электронный ресурс] / Т.Д. Марцинковская, Е.А. Киселева // Психологические исследования. - 2017. - Т. 10. - № 53.
- С. 2. - Режим доступа: http://psystudy.ru
7. Марцинковская Т.Д. Социальное пространство: теоретико-эмпирический анализ
[Электронный ресурс] / Т.Д. Марцинковская // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6. - № 30. -С. 12. - Режим доступа: http://psystudy.ru
8. Социализация в мультикультурном пространстве: методическое пособие / Т.Д. Марцинковская, Е.М. Дубовская и др. - М.: Mill У, 2016. - 108 с.
9. Хузеева Г.Р. Социальная идентичность подростков и юношей в условиях транзитивности [Электронный ресурс] / Г.Р. Хузеева // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9. - № 46. -С. 9. - Режим доступа: http://psystudy.ru
10. Шакурова М.В. История становления понятия «социальная идентичность» в зарубежной социологии и социальной психологии / М.В. Шакурова // Современные исследования социальных проблем. -2012. - № 2. - С. 48-54.
11. Marcia J.E. Identity in adolescence / J.E. Marcia // Handbook of Adolescents Psychology // Jn. Adelson J. (ed.). - N.Y., 1980. - P. 159-189.
12. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behavior // S. Worchel, W. Austin. (Eds). Psychology of inter group relations. - Chicago: NelsonHall, 1986. - P. 7-24.
Сведения об авторе:
Кобзева Ольга Владимировна (г. Мурманск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и специальной психологии, Мурманский арктический государственный университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
O. Kobzeva (Murmansk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Special Pedagogic and Special Psychology Department, Murmansk Arctic State University, e-mail: [email protected]