Научная статья на тему 'Искусство в информационном поле подростков'

Искусство в информационном поле подростков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
180
16
Поделиться
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИЯ К ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ / PERSONALIZATION TENDENCY / ИСКУССТВО / ART / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ / IDENTITY CONSTRUCTION / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полева Наталья

Тенденция к персонализации, усиление роли личностного выбора и личной активности выделяется как общность тенденций в изменениях процессов социализации и формирования идентичности и особенностей функционирования искусства в культуре эпохи транзитивности. Параметры взаимодействия с искусством задаются выбором самой личности, что определяет возможности влияния искусства на конструирование идентичности. Личностные параметры и характеристики являются главными детерминантами, определяющими выбор произведений искусства, разные уровни восприятия и влияния. Возможность влияния искусства на личность и ее развитие, формирование идентичности, формирование/изменение ценностей, идеалов, новых смыслов и т. д. связывается с «эталонным» процессом художественного восприятия переживания, предполагающего понимание содержания и смыслов. Влияние искусства на социализацию и формирование идентичности связывается с отсутствием внутренней принудительности и директивных предписаний в искусстве, в возможности расширения, повышения гибкости и усложнения уже сложившихся структур, вариативности выборов ценностей, смыслов, картин мира и т. д. Выбор подростками произведений искусства рассматривается как способ индивидуализации, построения внутреннего пространства личности как пространства сохранения собственной идентичности и самореализации.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Полева Наталья

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Art in the information field of teenagers

A personalization tendency, an increased role of personal choice and personal activity, stands out as a community of trends in changing the processes of socialization and the formation of the identity and specifics of art functioning in the transitivity epoch culture. The parameters of interaction with art are determined by the choice of the individual that determines the scope for art influence on the construction of identity. Personal parameters and characteristics are the main determinants defining the choice of works of art, different levels of perception and influence. The possibility of the influence of art on the personality and its development, the formation of identity, the formation / change of values, ideals, new meanings, etc. are associated with the “standard”process of artistic perception an experience that involves understanding the content and meanings. The influence of art on socialization and formation of identity is associated with the lack of internal coercion and directives in art,in the possibility of expanding, increasing the flexibility and complexity of already established structures, the variability in the choice of values, meanings,pictures of the world, etc. The choice of works of art by teenagers is viewed as away of individualization, the construction of the inner space of personality, as a space for the preservation of own identity and self-realization.

Текст научной работы на тему «Искусство в информационном поле подростков»

Тематические сообщения

УДК 159.923

БО1: 10.28995/2073-6398-2018-1-11-26

Искусство в информационном поле подростков Наталья С. Полева

Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, npoleva@mail.ru

Аннотация. Тенденция к персонализации, усиление роли личностного выбора и личной активности выделяется как общность тенденций в изменениях процессов социализации и формирования идентичности и особенностей функционирования искусства в культуре эпохи транзитивности. Параметры взаимодействия с искусством задаются выбором самой личности, что определяет возможности влияния искусства на конструирование идентичности. Личностные параметры и характеристики являются главными детерминантами, определяющими выбор произведений искусства, разные уровни восприятия и влияния. Возможность влияния искусства на личность и ее развитие, формирование идентичности, формирование/изменение ценностей, идеалов, новых смыслов и т. д. связывается с «эталонным» процессом художественного восприятия - переживания, предполагающего понимание содержания и смыслов. Влияние искусства на социализацию и формирование идентичности связывается с отсутствием внутренней принудительности и директивных предписаний в искусстве, в возможности расширения, повышения гибкости и усложнения уже сложившихся структур, вариативности выборов ценностей, смыслов, картин мира и т. д. Выбор подростками произведений искусства рассматривается как способ индивидуализации, построения внутреннего пространства личности как пространства сохранения собственной идентичности и самореализации.

Ключевые слова: тенденция к персонализации, искусство, социализация, конструирование идентичности, индивидуализация

Для цитирования: Полева Н.С. Искусство в информационном поле подростков // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 1(11). С. 11-26. БОТ: 10.28995/2073-6398-2018-1-11-26

© Полева Н.С., 2018

Art in the information field of teenagers

Natal'ya S. Poleva

Russian academy of Education Psychological Institute, Moscow, Russia, npoleva@mail.ru

Abstract. A personalization tendency, an increased role of personal choice and personal activity, stands out as a community of trends in changing the processes of socialization and the formation of the identity and specifics of art functioning in the transitivity epoch culture. The parameters of interaction with art are determined by the choice of the individual that determines the scope for art influence on the construction of identity. Personal parameters and characteristics are the main determinants defining the choice of works of art, different levels of perception and influence. The possibility of the influence of art on the personality and its development, the formation of identity, the formation / change of values, ideals, new meanings, etc. are associated with the "standard" process of artistic perception - an experience that involves understanding the content and meanings. The influence of art on socialization and formation of identity is associated with the lack of internal coercion and directives in art, in the possibility of expanding, increasing the flexibility and complexity of already established structures, the variability in the choice of values, meanings, pictures of the world, etc. The choice of works of art by teenagers is viewed as a way of individualization, the construction of the inner space of personality, as a space for the preservation of own identity and self-realization.

Keywords: personalization tendency, art, socialization, identity construction, individualization

For citation: Poleva NS. Art in the information field of teenagers. RSUH/ RGGU Bulletin. Series "Psychology. Pedagogics. Education". 2018;1(11):11-26. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-1-11-26

Влияние искусства на социализацию и формирование идентичности обусловлено полифункциональностью искусства. Важные характеристики современного общества, как и культуры постмодерна (глобализация, транзитивность, информатизация, мультикультурализм, множественность, изменчивость, неопределенность), оказывают влияние как на особенности самого искусства, способов его существования и функционирования в культуре, так и на изменения процесса и механизмов социализации.

Искусство в современном информационном обществе

В условиях информационного общества сам способ существования искусства становится массовым. Искусство доходит сегодня до потребителя через средства массовой коммуникации, и, учитывая предпочитаемые каналы информации, для подростков и молодежи, это прежде всего Интернет. Поэтому когда мы говорим об информационном поле подростков как конкретном источнике (или группе источников) информации, прежде всего мы подразумеваем Интернет. В отличие от информационного поля понятие «информационное пространство» предполагает понимание общего социокультурного пространства, в котором живут, действуют и общаются люди [1].

В эстетике и искусстве постмодерна главным становится не само художественное произведение, а способ его подачи и способ воздействия на зрителя. Эстетическое и художественное значение произведения искусства связывается с его рыночной успешностью, которая определяется силой воздействия произведения искусства на потребителя, его способности произвести эффект, вызвать «шок». Эстетизация современной жизни идет не столько от искусства, сколько от самих средств массовой коммуникации, которые не только распространяют информацию, но и способствуют установлению общего языка и согласия, общего чувства и вкуса, которые считаются эстетическими. Согласно идее И. Канта об общественном характере интереса к прекрасному, эстетическое удовольствие может возникать не только из отношения к эстетическому предмету, но и из того обстоятельства, что оно испытывается вместе с другими, свидетельствуя о принадлежности воспринимающего к обществу и человечеству. Именно этот кантовский смысл эстетического находит полное свое воплощение в современном обществе массовой культуры и массовой коммуникации.

Средства массовой информации лишают произведение искусства его ауры, исключительности, все больше сближая его с китчем и обычными вещами повседневности. Массовое общество рождает подобающий ему «массовый эстетический опыт». В эпоху всеобщей информатизации и коммуникации искусство перестает быть «воскресным днем жизни», общение с художественным произведением теряет свою событийность, переходя в практику повседневности [2].

Некоторые аспекты влияния искусства на социализацию и формирование идентичности подростков и молодежи

Исследования особенностей социализации и формирования идентичности в условиях транзитивности фиксируют тенденцию к персонализации, усиление роли личностного выбора и личной активности [1]. Сходные тенденции отмечаются и в искусстве -возрастание активности и значимости роли самого потребителя-реципиента. Кроме этого, изменения в искусстве связаны и с такими тенденциями современной культуры, как усиление роли визуальности, интерактивности, значимости «виртуального» компонента действительности и перфоматизма, зарождение и популярность которого была визитной карточкой искусства авангарда рубежа Х1Х-ХХ вв. [3].

Одним из результатов информационной социализации подростков и молодежи является изменение ситуации потребления искусства, особенно это касается музыки, кино (включая сериалы) и литературы. Общение с искусством становится, как уже отмечалось, практикой повседневной жизни, своеобразной «средой обитания». Особый интерес в этой связи представляет обусловленность выбора художественных произведений подростками и молодежью.

Существенную роль в детерминации выбора произведений искусства играет выбор подростком группы идентичности. Принадлежность к определенной субкультуре с ее предпочитаемыми видами и жанрами искусства способствует социализации подростка, формированию его социокультурной и личностной идентичности. Важно отметить, что выбор художественного произведения, как и выбор группы идентификации в условиях высокой вариативности, часто обусловлен именно личностной составляющей, отражающей личностные интересы, ценности и представления, а не социальным компонентом идентичности. Такой выбор можно рассматривать как способ индивидуализации и построения своего личностного пространства.

Общность выбора и интерес к одним и тем же исполнителям, музыкальным группам, фильмам, зарубежным и отечественным сериалам подростками и молодежью облегчает коммуникацию со сверстниками, становится своеобразным маркером принадлежности и «социальным клеем», объединяющим их как в ситуации реального общения, так и в виртуальном общении в сетевых сообществах поклонников той или иной группы, исполнителя или книги.

Выбор произведения искусства может быть связан и с повседневной жизнью подростка, с ситуативными моментами переживаемых эмоциональных состояний и настроения, в конце концов, просто усталостью и желанием отдохнуть, расслабиться, снять физическое или эмоциональное напряжение. В таких ситуациях искусство выполняет свои адаптационные функции, способствуя канализации энергии, релаксации и восстановлению эмоционального равновесия.

Наряду с компьютерными играми, виртуальной реальностью Интернета, произведения искусства с их вымышленным, виртуальным миром событий, героев, отношений становятся для многих, особенно неадаптивных, подростков стратегией ухода, бегства от реальной жизни с ее проблемами и от себя, когда погружение в виртуальный мир Интернета или художественного произведения обеспечивает их чувство эмоционального комфорта и защищенности, становится способом конструирования персонального пространства личности. О компенсаторной функции искусства как способа ухода от реальных проблем социальной жизни, способствующего гармонизации эмоционального состояния человека, говорят и такие факты, как популярность фильмов-сказок с обязательным счастливым концом у миллионов американцев времен Великой депрессии 1930-х годов, которые находили спасение в вымышленном мире, не имеющем никакого отношения к действительности за стенами кинотеатров. Нельзя не обратить внимание и на светлый оптимистический настрой советских фильмов времен сталинских репрессий и Великой Отечественной войны.

Компенсаторная функция искусства проявляется и в конструировании виртуальной (желаемой, возможной) идентичности, когда вымышленный мир художественного произведения и идентификация с его героями (как и мир компьютерных игр), обеспечивает подростку удовлетворение потребности в реализации своего индивидуального Я, собственной активности, стремления «быть субъектом свободного выбора», «причиной себя», что особенно характерно для подросткового возраста. Исследования поклонников книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере показали, что их привлекательность для подростков связана с противопоставлением реального и волшебного миров, при котором реальный мир характеризуется подростками как серый, рутинный и однообразный, а наиболее важными характеристиками волшебного мира являются возможность самореализации, наличие осмысленной цели, ощущения свободы, отсутствие рамок и ограничений. Именно этот виртуальный, волшебный мир предоставляет подростку через идентификацию

с героем возможность действовать (хотя и только в воображении), компенсируя ее отсутствие в реальном мире, сером, унылом, лишенном цели и возможности реализации собственной активности [4].

Искусство не только отражает действительность, но и конструирует ее. Вначале появился роман И.Ф. Гете «Страдания юного Вертера», а потом прошла волна самоубийств среди молодежи в России и странах Запада, Н.Г. Чернышевский публикует роман «Что делать?», затем разночинная молодежь России укладывается спать на гвозди. Модель мира, жизненных ситуаций, созданных в художественном произведении, часто воспроизводится подростками в их реальной жизни и взаимодействиях с окружающим миром. Задавая модели и образцы поведения, варианты выстраивания отношений с окружающим миром, другими людьми, с самим собой, эмоциональные эталоны реагирования и проживания разных жизненных ситуаций, произведения искусства могут способствовать или, наоборот, затруднять процесс позитивной социализации подростков и молодежи.

Информационная перенасыщенность и постоянные изменения, ведущие к высокой вариативности, как и огромный диапазон предлагаемых культурой и искусством современного мультикуль-турного общества эталонов и образцов, оборачиваются для человека, с точки зрения Э. Тоффлера, небывалыми ранее трудностями выбора, своего рода «гнетом сверхвыбора» [5]. Сравнительный анализ динамики идентификационных моделей молодежи, проведенный Е.П. Белинской в исследовании «герои нашего времени», показал существенные изменения в идентификационных моделях подростков и молодежи за прошедшие пятнадцать лет. Единственным сходством для двух выборок стало полное отсутствие среди «героев нашего времени» персонажей любых литературных или художественных произведений и доминирование мужских фигур вне зависимости от половой принадлежности респондентов. Возможную интерпретацию полученных результатов Е.П. Белинская связывает с обращением к идее Тоффлера об особенностях стратегий личности в ситуации «сверхвыбора», которые сводятся к двум основным компенсаторным вариантам социального поведения. Первые стратегии основываются на определенных когнитивных усилиях субъекта, в основе вторых лежит актуализация уже усвоенного. В случае первого замера можно наблюдать преимущественно первый вариант компенсаторики (в максимальной степени это выразилось в отрицании респондентами самого наличия моделей героического), а на втором этапе исследования доминировал второй вариант, объясняющий определенную формализацию и снижение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конкретики при описании «героев». Такой ракурс подтверждает предвидение Тоффлера, который видел грядущую гуманитарную опасность изменяющегося мира в усиливающемся тяготении большинства к поиску простого и единственного решения в отношении любой проблемы, благодаря чему «нарастающая интеллектуальная придурковатость угрожает опередить темп изменений» [6].

Интересны результаты интернет-опроса «Памятник литературному герою», который был проведен в начале 2015 г. секцией по чтению Российской библиотечной ассоциации среди активно читающих респондентов. Центральный вопрос анкеты: памятник какому литературному герою респонденты хотели бы поставить в своем городе, поселке, селе? Лидером рейтинга оказался Остап Бендер [7]. По мнению М. Липовецкого, Бендер, как и некоторые другие персонажи, репрезентирует архетип трикстера - человека, не подчиняющегося общим правилам, плута, ловкача, надевающего различные маски и играющего различные роли. О. Бендер оказался значимым образом как для советской, так и для постсоветской культуры [8]. Д. Быков в своих лекциях также отмечает, что советская литература послереволюционного периода выводит нового героя - не революционера, победившего пролетария, а жулика, ловкача, индивидуалиста и плута [9]. Быть личностью, сохранить свою индивидуальность в новом обществе можно, только став интеллектуальным жуликом, который постоянно ловчит, все время ускользая от всех определений и стандартизаций.

Одна из причин изменения моделей и механизмов социализации подростков и молодежи в условиях неопределенности и нестабильности, по мнению исследователей, связана с отсутствием идеалов, норм и ценностей, образцов и героев для подражания и идентификации [10, 6]. Большинство представителей разных возрастных групп хотят быть похожими на себя, не находя эталонов в образах как реальных людей, так и героев художественных произведений. Возможное объяснение выявленных изменений исследователи видят в усилении процессов индивидуализации в социализации. Вместе с тем отсутствие идеалов и образцов идентификации служит тревожным сигналом духовного кризиса общества.

Степень влияния разных видов искусства на подростков и молодежь, их социализацию и построение идентичности связана с их значимостью для подрастающего поколения, его художественными предпочтениями, определяющими выбор видов и жанров произведений искусства. Эта проблема требует проведения специальных исследований, но данные исследований информационной социализации позволяют говорить о значимости временных и простран-

ственно-временных видов искусства в современной молодежной и подростковой культуре, среди которых доминирующее положение занимают музыка и киноискусство [1, 11]. Литература предположительно находится на третьем месте по значимости. Доминирование музыки в информационном пространстве подростков и молодежи, ее фоновое присутствие в их повседневной жизни, оказывает значительное влияние на весь стиль и ритм жизни подрастающего поколения, их поведение, одежду и т. д. Для современных подростков музыка не только развлечение, но и источник информации об окружающем мире и о себе, поэтому для подростков важны не только ритм и мелодия, но и смысловая нагрузка текста. Музыкальные предпочтения подростковых субкультур, пронизанных музыкальными стилями, ритмами, исполнителями, могут быть источником информации о ценностных ориентациях, нормах и эталонах конкретной субкультуры. Так, тексты популярных среди подростков 12-15 лет рэперов PHARAOH (Фараон, Глеб Голубин) и FACE (Иван Дрёмин), пронизанные отчаянием, сарказмом, трэшем, чувством безысходности, неустроенностью (как во внутреннем, так и в окружающем пространстве личности), дают возможность подросткам не только «проговаривать» свои чувства, но и являются чутким индикатором эмоционального состояния подрастающего поколения:

Ничего в этой жизни хорошего нет!

Все бессмысленно глупо, и сколько бы лет

Ты ни прожил, и разницы нет, когда ты

Умираешь, заброшенный в комнатах тьмы [12].

В контексте социализации подростков и молодежи можно говорить о влиянии музыки как одном из основных механизмов социальной адаптации. Катарсическое воздействие музыки, в основе которого лежат механизмы эмоционального заряжения и разрядки, способствуют канализации эмоциональной энергии, снятию напряжения и восстановлению гармонии с миром и собой [1]. Большое значение имеет и ситуация потребления искусства, в данном случае музыки. При посещении концертов современных исполнителей, которые активно используют синтез разных видов искусств, усиливающих эмоциональное воздействие, музыканты добиваются большего эмоционального резонанса. Ритм, громкость, сочетание высоких и низких тонов, мелодия, текст, визуальные эффекты (свет, меняющий окраску и интенсивность, видеоэффекты и т. д.), коллективные ритмические движения вводят воспринимающих в

состояние практически экстатического возбуждения, способствуя мощной катарсической разрядке. Все это способствует росту популярности современной музыки в подростковой и молодежной среде [13]. Как уже отмечалось, в искусстве постмодерна главным становится сила воздействия художественного произведения. В этом контексте музыка не имеет себе равных среди других видов искусств. Современная музыка способствует, с одной стороны, удовлетворению потребности подростков в аффилиации, принадлежности группе и формированию групповой идентичности, что дает ощущение уверенности и защищенности во взаимоотношениях подростков с окружающим миром, повышает адаптивные возможности подрастающего поколения, с другой - служит способом познания и самопознания.

Влияние на формирование ценностных ориентаций и эталонов, формирование содержания Я-концепции современных подростков и молодежи связано с текстами современных музыкальных композиций, многие из которых характеризуются яркой социальной, экологической и политической направленностью. В сочетании с эмоциональностью музыки и значимостью исполнителей как референтных фигур для подростков современная музыка может обладать и мощным мотивирующим фактором, способствуя социальной активности подрастающего поколения [13].

Произведения искусства разного уровня сложности выдвигают требования к уровню подготовленности зрителя для его восприятия. Разные уровни самого процесса восприятия могут быть и не связаны с художественным восприятием. Художественные произведения массового искусства, независимо от их видовой принадлежности (музыка, кино, литература, изобразительное искусство, театр и т. д.), обращаются к эмоциональной сфере личности и являются в основном определенным видом переживания [13, 14]. Массовое искусство не требует от воспринимающего специальных знаний, подготовки, компетентности и, способствуя социальной адаптации, в основном связано с рекреационными функциями искусства, ориентированными на удовлетворение базовых человеческих потребностей.

Произведения массового искусства, которые ориентированы на потребителя и подстраиваются под его потребности, консервируют личность, дают ему полную узнаваемость и стабильность сложившейся картины мира, делают ее жесткой и ригидной, тормозят способность личности к изменению, развитию, творческому конструированию ее персонального и социального пространства. Массовое искусство, выполняя свои рекреационные функции

досуга и развлечения, рассчитано на пассивное потребление, не требующее от воспринимающего интеллектуальных и эмоциональных усилий. Оно не способствует изменениям личности, так как ориентировано под уже сложившиеся психологические структуры. Искусство, направленное впечатление, доставляет человеку яркие эмоциональные переживания, не затрагивая основ его личности, и улетучивается, не оставляя следа. Эмоциональная и интеллектуальная рекреации выполняют свою психологическую и социальную функции, они важны для социальной адаптации, но не имеют никакого отношения к развитию личности. Нет ничего плохого в том, что человек смотрит зрелищные фильмы, пустые сериалы, читает детективы, сентиментальные романы или слушает легкую музыку. Но если общение с искусством ограничивается только таким искусством, его воздействие подавляет открытость миру, познавательную активность и интересы, гибкость мышления и мировосприятия, которые являются атрибутами личностного роста и развития [14].

Возможность влияния искусства на личность, формирование ее идентичности, формирование/изменение ценностных ориен-таций и установок, новых смыслов и т. д. связано с «эталонным» процессом художественного восприятия-переживания, подразумевающего понимание содержания и смыслов, заложенных автором в произведении искусства. Без понимания не может быть полноценного восприятия-переживания, и наоборот. Возможность такого воздействия на личность традиционно связывают с воспитательной функцией искусства. Каждое художественное произведение в зависимости от своего уровня сложности требует от зрителя соответствующего уровня развития когнитивных и эмоциональных компонентов его личностной сферы, определенного уровня знаний и компетентности в понимании и интерпретации языка искусства, на котором с ним говорит автор. В этой связи важно учитывать и стратификацию потребителей искусства по уровню их художественной компетентности - по различиям в способностях воспринимать и понимать смыслы различного уровня сложности и художественный язык, с помощью которого эти смыслы воплощаются в искусстве.

Говоря о возможности влияния искусства на социализацию и формирование идентичности, нельзя обойти вниманием роль культуры и искусства в формировании картины мира подростков и молодежи, поскольку ее компонентами являются и особенности восприятия окружающего мира, его интерпретация, и восприятие себя в этом мире, и способы взаимодействия, и эмоциональное отноше-

ние. Представители разных сообществ (социальных групп, разных поколений, народов и этносов, людей, живущих в разных регионах, населенных пунктах, людей разных религиозных конфессий и т. д.) внутри одной культуры воспринимают окружающее через разные координатные сетки, т. е. являются носителями разных картин мира [15].

Доминирующая в культуре картина мира находит, как в зеркале, свое отражение в искусстве и в значительной степени формируется искусством. При этом у разных субкультур, в том числе и подростковых, «свое» искусство, которое наиболее полно отражает картину мира их представителей. Влияние культуры на формирование картины мира, как и на формирование идентичности подростка, носит двойственный характер. Культура, как сетка с заданными координатами, с одной стороны, облегчает восприятие и взаимодействие подростка с окружающим миром, с другой стороны - ограничивает его, т. к. все, что не входит в систему координат, остается за пределами восприятия и смыслового поля подростка. Произведения искусства -это разные точки зрения на одно и то же событие или явление, включающие в себя разные интерпретации, отношения, смыслы и оценки. Благодаря своей субъективности и эмоциональной нагруженности искусство способно снять эти границы, сделать их более гибкими, значительно расширяя и усложняя картину мира подростка, делая возможным восприятие и понимание ценностей, смыслов, переживаний и т. д., входящих в содержание картины мира представителей разных культур и субкультур современного мультикультурного общества. Это ведет к повышению эффективности реального взаимодействия с окружающим миром и другими людьми [16].

Обращение к эстетической парадигме и культурной детерминации психической жизни человека позволяет говорить об ин-тегративной функции искусства в социализации и построении идентичности. Интегративная функция искусства как на уровне социального сообщества и субкультуры, так и на уровне личности направлена на достижение или восстановление целостности (принадлежность к группе, культуре как единому целому, сохранение социокультурной и этнической идентичности, сохранение целостности идентичности). Особую значимость это достижение/сохранение целостности приобретает для социализации личности и конструирования идентичности в условиях социальных трансформаций и неопределенности. Эстетические переживания, возникающие в процессе восприятия произведе-

ния искусства, способствуют восстановлению «связи времен», объединяя в единое целое объективное и субъективное время и пространство психологического хронотопа, что позволяет преодолеть гетерохронность его составляющих. Это важно для социализации и формирования социокультурной идентичности, т. к. общность идей, ценностей и переживаний объединяет и стабилизирует большие социальные и этнические группы. Но особая значимость эстетических переживаний связана с возможностью сохранения целостности идентичности, так как именно эстетические переживания становятся механизмом стабилизации персональных хронотопов, структурируя и объединяя отдельные фрагменты идентичности (малые хронотопы) в единый целостный жизненный путь, целостную идентичность. Возможность гармонизации социальных переживаний по отношению к другим народам, другим культурам и субкультурам связана с произведениями искусства, переживаемыми как часть общего единого культурного пространства, снимающего ограничения и амбивалентность отношений, характерных для политической, экономической и других сфер жизни [10]. Именно культура и искусство, эмоционально воспринимаемые как единое целое, как часть социальной, этнической и личностной идентичности, позволяет найти точки опоры в изменяющейся действительности и восстановить утраченную целостность восприятия мира и себя. Особенно ярко эта тенденция проявляется в периоды смены веков и общественных и социально-политических кризисов [1].

Тенденция к усилению ориентации на личностный, персональный компонент идентичности и связанное с этим увеличение интенциональности обуславливает процессы конструирования внутреннего индивидуального пространства, индивидуальной траектории социализации и построения жизненного пути. Обращение к искусству и культуре становится способом индивидуализации, построения внутреннего пространства личности, как пространства возможности сохранения собственной самости, собственной идентичности и пространства свободы самореализации, сохраняя при этом баланс в континууме «индивидуализация - социализация». Это проявляется не только в выборе подростками и молодежью произведений искусства для восприятия, созвучных их внутреннему миру, о котором написано выше, но и выбор индивидуального способа творческой самореализации, в том числе занятия в системе дополнительного образования художественно-эстетической направленности или самостоятельное творчество.

Заключение

Одной из основных особенностей функционирования искусства в культуре современного общества является возрастание роли и активности персонального, личностного начала. В современном информационном обществе влияние разных видов искусства на процесс социализации подростков и молодежи зависит прежде всего от личности воспринимающего. В условиях транзитивности, с ее характеристиками множественности, изменчивости и неопределенности, именно выбором самой личности задаются параметры взаимодействия с искусством, а значит, и возможности влияния искусства на личность, процессы социализации и построения идентичности. Параметры взаимодействия с искусством, возможности/ ограничения влияния искусства на личность задаются выбором самой личности. В этой связи важно учитывать стратификацию потребителей искусства по уровню их художественной компетентности - различиям в способностях воспринимать и понимать смыслы различного уровня сложности и художественный язык, с помощью которого эти смыслы воплощаются в искусстве.

Массовое искусство современного информационного общества, его доступность благодаря развитию технологий и Интернета становится своеобразной «средой обитания» для современных подростков и молодежи. Восприятие искусства, лишаясь своей событийности, становится практикой повседневности для подрастающего поколения, фоном их ежедневной жизни. Особенно это касается таких видов искусства, как музыка и кино, которые занимают доминирующее положение в информационном поле подростков. Приоритет среди значимых видов искусства для современных подростков и молодежи принадлежит музыке, которая становится для них средством познания окружающего мира и самопознания.

Влияние массового искусства на социализацию в условиях изменяющегося мультикультурного общества определяется преимущественно рекреационными и компенсаторными функциями искусства. Доминирующее значение приобретает влияние искусства на процессы социальной адаптации, связанные с эмоциональной саморегуляцией, катарсического очищения от негативных эмоций и давления социальной среды, а также с удовлетворением потребности в аффилиации, обеспечивающей чувство определенности, защищенности, безопасности и осознание своей принадлежности к группе.

Возможность влияния произведений искусства на развитие личности, формирование идентичности, предполагающее формирование и изменение субъективной картины мира, конструирова-

ние и переконструирование структурных компонентов идентичности, повышение гибкости и вариативности картины мира, воздействие на ценностно-смысловую сферу, связаны с «эталонным» художественным восприятием - переживанием произведений искусства, без которого невозможно полноценное понимание смысла, заложенного автором. Такие произведения требуют от воспринимающего определенного уровня когнитивного и эмоционального развития, понимания языка различных видов искусства, художественной компетентности, которая формируется опытом общения с искусством. Именно такой уровень восприятия и воздействия искусства на личность связан с пониманием социализации как конструирования социального и личностного пространства, формирования социокультурной и личностной идентичности.

Литература

1. Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015. 248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М.: Логос, 2002. 128 с.

3. Тормахова А.Н. Искусство в теориях пост-постмодернизма // Studia Culturae. 2016. Т. 1. № 27. С. 18-26.

4. Поливанова К.Н., Сазонова Е.В., Шакарова М.А. Что могут рассказать о детях их чтение и игры // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 289-299.

5. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002. 557 с.

6. Белинская Е.П. Идентификационные модели подростков и молодежи: «герои нашего времени» // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 54. [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.10.2017).

7. Ялышева В.В. Любимые литературные герои наших современников: (по итогам интернет-акции «Памятник литературному герою») // Чтение на Евразийском перекрестке: Третий международный интеллектуальный форум. Челябинск, 24-25 сентября 2015 г. Челябинск: ЧГАКИ, 2015. C. 85-90.

8. Липовецкий М.Н. Трикстер и «закрытое» общество // Новое литературное обозрение. 2009. № 100. С. 224-245.

9. Быков Д.Л. Илья Эренбург «Необычайные похождения Хулио Хуренито». 1922 год // Лекции на Дожде. 100 лекций с Дмитрием Быковым. Сто лет -сто книг. Выпуск № 23. [Электронный ресурс] URL: https://tvrain.ru/lite/ teleshow/sto_lektsij_s_dmitriem_bykovym/bykov_erenburg_1922-404941/ (дата обращения: 15.11.2017).

10. Марцинковская Т.Д. Культура и субкультура в пространстве психологического хронотопа. Москва: Смысл, 2017. 271 с.

11. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ). Опрос молодежи: досуговые и интернет-практики, 2016. [Электронный ресурс] URL: http://fom.ru/Obraz-zhizni/13103 (дата обращения: 15.11.2017).

12. FACE - биография, альбомы, тексты песен. Альбом «Hate Love», В комнатах тьмы. Текст песни. Апрель, 2017. [Электронный ресурс] URL: https://www.gl5. ru/f/face_real/v_komnatah_tmi.html (дата обращения: 15.11.2017).

13. Марцинковская Т.Д. Искусство в современном мире - новые формы и новые старые механизмы воздействия // Культурно-историческая психология. 2007. № 2. С. 56-61.

14. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Московского университета, 1998. 111 с.

15. Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. 464 с.

16. Изотова Е.И., Полева Н.С. Роль культуры и искусства в формировании картины мира современных подростков // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 158-166.

References

1. Martsinkovskaya TD. The problem of socialization in the historical-genetic paradigm. Moscow: Smysl Publ.; 2015. 248 p. (In Russ.)

2. Vattimo Dzh. Transparent society. Moscow: Logos Publ.; 2002. 128 p. (In Russ.)

3. Tormakhova AN. The art in theories of post-postmodernism. Studia Culturae. 2016;1(27):18-26. (In Russ.)

4. Polivanova KN., Sazonova EV., Shakarova MA. What can tell children reading and games tell about the children. Questions of education. 2013;4:289-99. (In Russ.)

5. Toffler E. Shock of the future. Moscow: AST Publ.; 2002. 557 p. (In Russ.)

6. Belinskaya EP. Identification models of adolescents and youth: "heroes of our time". [Internet]. Psychological researches. 2017;10(54). URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya 01.10.2017). (In Russ.)

7. Yalysheva VV. Favorite literary characters of our contemporaries: (results of the Internet campaign "a monument to the literary hero"). The Scientific Conference at the Eurasian crossroads: Third international intellectual forum. Chelyabinsk, September 24-25, 2015. Chelyabinsk: ChGAKI Publ.; 2015, p. 85-90. (In Russ.)

8. Lipovetskii MN. Trikster and "closed" society. New literary review. 2009;100:224-245.

9. Bykov DL. Ilya Ehrenburg "Unusual adventures of Julio Jurenito". 1922. [Internet]. Lectures on the "Dozhd'"(Rain). 100 lectures with Dmitry Bykov. A hundred years - a hundred books. Issue number 23. URL: https://tvrain.ru/lite/teleshow/ sto_lektsij_s_dmitriem_bykovym/bykov_erenburg_1922-404941/ (data obrashcheniya 15.11.2017). (In Russ.)

10. Martsinkovskaya TD. Culture and subculture in the space of the psychological chronotope. Moscow: Smysl Publ.; 2017. 271 p. (In Russ.)

11. Fund "Public opinion". A survey of young people: Leisure and online practice. 2016. [Internet]. URL: http://fom.ru/0braz-zhizni/13103 (data obrashcheniya 15.11.2017). (In Russ.)

12. FACE - biography, albums, lyrics. The album "Hate Love", In the rooms of darkness. Lyric. April. 2017. [Internet]. URL: https://www.gl5.ru/f/face_real/ v_komnatah_tmi.html (data obrashcheniya 15.11.2017). (In Russ.)

13. Martsinkovskaya TD. Art in the modern world - new forms and new old mechanisms of influence. Cultural-historical psychology. 2007;2:56-61. (In Russ.)

14. Leont'ev DA. Introduction to the psychology of art. Moscow: Moscow University Publ.; 1998. 111 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Zhidkov VS., Sokolov KB. Art and the picture of the world. St. Petersburg: Aleteya Publ.; 2003. 464 p.

16. Izotova EI., Poleva NS. The role of culture and art in formating a picture of the world of modern adolescents. The World of Psychology. 2017;2(90):158-166. (In Russ.)

Информация об авторе

Наталья С. Полева, кандидат психологических наук, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; npoleva@mail.ru

Information about the author

Natal'ya S. Poleva, PhD in Psychology, Russian Academy of Education Psychological Institute, Moscow, Russia; bldg. 4, bld. 9, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009; npoleva@mail.ru