О.В. Гребенникова
Психологический институт РАО
O.V. Grebennikova
Russian Academy of Education Psychological Institute
Социальная идентификация современных подростков и юношей
Social identification of modern teenagers and young men
Освещается проблема социальной идентификации в подростковом и юношеском возрасте. Представленные результаты позволили сделать выводы о том, что большинство подростков и юношей имеют высокие социометрические статусы в группе сверстников, что обеспечивает им успешную социализацию. Групповая принадлежность у современных подростков 13-14 лет связана с дружескими, избирательными привязанностями, а в качестве своей референтной группы подростки выделяют друзей, с которыми их связывают единство ценностей, особенности эмоционального реагирования, личностные мотивы общения. Современные подростки не идентифицируют себя с интернет-сообществами и друзьями-одноклассниками. У юношей социальная идентификация обусловлена с группой однокурсников, где деловые мотивы общения превалируют над личностными и эмоциональное реагирование направлено на внутреннюю жизнь студенческой группы, опосредованное совместной деятельностью -учебно-профессиональной.
Ключевые слова: идентичность, социальная идентификация, групповая принадлежность, социализация, подросток, юноша.
The article highlights a problem of social identification in adolescence and youth. Presented results allow to conclude that most adolescents and youths have high sociometric status in the peer group, providing them with successful socialization. Group affiliation among modern teenagers 13-14 years is asso-
© Гребенникова О.В., 2017
Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ, проект 17-0600077 «Проблема лингвистической идентичности в мультикультурном пространстве».
ciated with a friendly, selective affection, and as their reference group adolescents allot the friends with whom they share a unity of values, peculiarities of emotional response, personal motives of communication. Modern teenagers do not identify themselves with online communities and among their friends the classmates are a minority.
In young men the social identification is contingent on a group of classmates, where business motives of communication takes precedence over personal ones and the emotional reaction is directed to the inner life of the student group, mediated by joint activity - educational and professional.
Keywords: identity, social identification, group affiliation, socialization, teenager, youngster.
Глобальные перемены в жизни российского общества создали уникальные механизмы формирования новых социогрупповых идентификаций общества, возросла потребность в отнесении себя к чему-либо, что и привело к идентификационному синдрому, благодаря которому возросла способность формирования новых механизмов социогрупповых идентификаций, а именно активизировался процесс социальной идентификации личности.
Социокультурная идентификация (как принадлежность, отождествление, соотнесение индивида с тем или иным объектом, человеком, социальной группой, образом, архетипом и т. д.) может рассматриваться в качестве стержневого элемента социализации и индивидуализации личности.
Поэтому проблема самоидентификации как процесса отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом, происходящего в ходе социализации, посредством которого приобретаются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид, весьма актуальна.
Сущность феномена социальной идентификации заключается в том, что он обеспечивает индивидам чувство принадлежности к определенной социальной группе. Социальная идентичность проявляется в деятельности индивида и выполняет функцию связующего элемента между личностью и субъектом. Именно механизм социальной идентичности позволяет определить социальное значение своего «Я» (самоидентификация личности) и других деятелей (внешняя идентификация).
Социальная идентификация особую актуальность приобретает в обществе модерна, которую также называют эпохой «современно-
сти», эпохой «индустриального общества» и т. д. Если сравнивать идентификационные процессы традиционного общества и общества модерна, то следует отметить, что в традиционных обществах социальный статус индивида жестко регламентирован рядом факторов, среди которых принадлежность к общине, сословию и т. п.
В эпоху модерна очень резко изменяются макросоциальные условия жизнедеятельности людей, в результате чего происходит параллелизация процессов социальной дифференциации и индивидуализации, а также расширяется спектр потенциальных идентификационных признаков: профессиональных, политических, стилевых, мировоззренческих и т. д. Кроме того, возрастает личностная потребность в самоопределении относительно различных общностей.
Для культуры постмодерна характерна рефлексивность и мозаичность, когда происходит тесное переплетение и взаимовлияние институциональных изменений и внутриличностных трансформаций (Гидденс, 1994). Социологи констатируют, что в данный временной период социальные модели все более усложняются и становятся менее четкими; размываются границы между социальными нормами и социальными отклонениями, позволяющими каждому индивиду самоопределиться методом противопоставления. Выделяются традиционные субъекты девиации: умалишенные, преступники, проститутки, сексуальные меньшинства, получают легитимацию и повышение социального статуса и, как следствие, в современном идентификационном пространстве оказываются на равных позициях с образом «нормального человека» (Рассолова, 2005). Личность эпохи постмодерна пребывает в растерянности от частых трансформаций идентификационных моделей. Феномен релятивизации культурных моделей и ценностей является одновременно и результатом, и причиной постоянных социальных изменений, характерных для современных и постсовременных обществ. Индивиды обретают право самостоятельного выбора в отношении потребительских благ, личного жизненного пути, референтной системы ценностей и т. п. Средства массовой информации участвуют при этом в процессе расширения поля ценностей и моделей референции, отражая все, что происходит в мировом сообществе.
Современное российское общество находится в высокоактивной стадии социальных трансформаций, когда ключевыми характеристиками становятся неопределенность и нелинейность, то есть непредопределенность, что отличает его от стабильно трансформирующегося общества западных стран с прогрессирую-
щей экономикой и устойчивой социально-политической системой (Костюк, 1994). Данные характеристики распространяются на всю социальную систему. На микроуровне социальная нестабильность проявляется усилением аморфности и непредсказуемости социальной ситуации, в которой живут и действуют индивиды. Если рассматривать процесс личностной адаптации в стабильных системах, то он заключается, прежде всего, в приспособлении индивида к относительно стабильным внешним условиям. В условиях трансформирующегося российского общества процесс личностной адаптации перерастает в сложные субъект-объектные отношения, при которых изменения касаются не только объектов трансформации -социальных институтов, социальных общностей, ценностей и т. п., но и самих субъектов трансформации. Таким образом социальная идентификация принимает на себя и выполняет для индивида адаптивно-защитную функцию.
Социальная и коммуникативная успешность - важнейшие условия и механизмы самоидентификации. Чем выше успешность, тем более приемлемой (присваиваемой, референтной) становится та или иная картина мира, те или иные культурные (субкультурные) стереотипы. Поиск коммуникативной успешности осуществляется, в том числе, через «поиск своих», который в современном обществе осуществляется как в реальном, так и в виртуальном пространстве. Причем в первом его осуществить несколько сложнее. Это связано:
а) с ограниченностью территориальных и временных возможностей реального пространства (в реальном пространстве выбор «своей» группы, как правило, ограничен - в лучшем случае доступны не более двух-трех возможных сообществ, условно отвечающих соответствующим требованиям);
б) с факторами проявления большого набора идентичностей (или ценностей), которые характерны для близкого реального взаимодействия.
Интернет-коммуникация на современном этапе развития общества позволяет найти «своих» легче, так как:
а) пространство не имеет значения, а фактор времени в значительной мере снижает свое влияние, что расширяет количество вариантов для выбора;
б) опосредованность взаимодействия (через компьютер) ограничивает набор проявленных ценностей, что также упрощает выбор (в виртуальном сообществе становятся незначимыми многие ценности, важные в пространстве реального взаимодействия);
в) возможность «маскировки» - использование «маски», некоего выдуманного образа, который позволяет участвовать во взаимодействии, не раскрывая своей истинной сущности. Это дает возможность не просто «отстраниться» от своих внутренних комплексов, но и апробировать для себя иные субъективно идеализированные социальные роли, в том числе и асоциальные.
Процесс формирования идентичности в подростковом и юношеском возрасте является двухсторонним: с одной стороны, референтные группы влияют на самоидентичность личности; с другой - самоидентичность личности является критерием выбора группы с определенной субкультурой. При этом важными (критериальными) характеристиками групповой субкультуры являются не все, а только те, которые соответствуют значимым ценностям.
Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте обусловлено несколькими линиями развития ребенка. С одной стороны, изменения, связанные с периодом полового созревания и бурным физическим ростом организма, приводят к трансформации образа «Я» и необходимости установления новых критериев оценки своей внешности и личности. С другой стороны, когнитивное развитие подростка позволяет ему выйти за рамки конкретных переживаний, элементы «образа Я» становятся всё более дифференцированными, что приводит к формированию целостного «образа Я» (Ж. Пиаже, И.С. Кон). Развитие абстрактного мышления зависит от социокультурных особенностей среды. Благодаря переходу мышления на уровень формальных операций у подростков появляется способность анализировать собственные мысли и чувства, что приводит к развитию рефлексии. Отношения подростка к миру и к самому себе претерпевают значительные изменения (А. Валлон, Л.И. Бо-жович, А.М. Прихожан). Возникает несоответствие между потребностью подростков добиться признания своей взрослости со стороны взрослых и реальной возможностью «быть взрослым». Поэтому «местом», где подросток может примерить на себя различные паттерны «взрослого поведения», является общество сверстников. Именно в общении со сверстниками устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу, осваиваются нормы социального поведения и морали (Д.Б. Эльконин). Межличностное общение является ведущей деятельностью подросткового возраста (А.Н. Леонтьев), так как под его влиянием происходят все значимые изменения в структуре личности.
Большую значимость приобретают отношения со «значимыми другими», подросток активно ищет модели для подражания. Активно развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие к формированию ценностных ориентаций (И.В. Дубровина), жизненной позиции и жизненных планов юношей (Л.И. Божович). Таким образом, в подростковом возрасте складываются условия для развития рефлексии, определения своей групповой принадлежности, осознания своей уникальности, формирования временной перспективы и формирующаяся идентичность приводит личные склонности и таланты в соответствие с идентификациями и ролями, данными подростку ранее родителями, сверстниками и обществом (Гринфельд, 2004).
Приоритетным в межличностном взаимодействии подростков и юношей является группа и групповое пространство. Группа в целом может быть охарактеризована как ближайшая социальная среда, обеспечивающая условия проявления личности, развертывания ее поведения и формирования ее социально значимых качеств. Важнейшим параметром, характеристикой группы в этом случае оказывается нормативная обусловленность протекающих в ней процессов. Группа, обладающая нормативно заданной структурной функцией, ролями и статусами, является нормативно организованной социальной средой, включающей нормативно оформленные условия поведения, деятельности, проявления личности. Существование и деятельность личности в нормативно оформленной группе и отображение в сфере личности норм организации группы являются основными, базовыми процессами при формировании личности и ее социального поведения.
Разрабатывая категорию «социальная норма» применительно к области изучения процессов образования и функционирования групп, М. Шериф и К. Шериф выделяют ряд атрибутивных свойств групповых норм. Во-первых, социальные нормы отличаются от норм статистических или «типичных». В связи с этим, по данным Шерифов, групповые нормы не соответствуют буквальным образом так называемому среднему поведению членов группы, или их «типичному» поведению. Во-вторых, социальные нормы являются определенным видом обобщения, категоризации, они представляют ситуации и поведение. В-третьих, социальная норма является оценивающей категорией, используется для обозначения ценного, ожидаемого, должного, приемлемого. И наконец, в-четвертых, будучи генерализованы, выступая как обобщения, социальные нормы определяют границы, объемы разрешенного, дозволенного, приемлемого ряда действий (Бобнева, 1978).
Групповые процессы способствуют становлению групповой идентичности субъектов взаимодействия. Б. Шефер и Б. Шледер считают, что, говоря о групповой идентичности, мы имеем в виду основные правила ориентации и поведения людей, управляющие их взаимоотношениями и общением членов группы. Авторы рассматривают групповую идентичность в двух аспектах: объективном - наличие оценочных репрезентаций и субъективном -наличие группового сознания (Шефер, Шледер, 1993).
Ценным при описании групповой идентичности является понятие «коллективная репрезентация», используемое французскими социологами и социальными психологами Э. Дюркгеймом и С. Мо-сковичи. Социальные репрезентации - это общие представления членов группы и такие представления должны анализироваться на социальном - в противопоставлении индивидуальному - уровне. Групповую идентичность определяют и ценности, выступающие в качестве социальных представлений.
Групповое сознание - это представления людей об основных особенностях группы, к которой они принадлежат. Познание характерных групповых свойств опосредовано знанием фактов, касающихся группы, и вынесением соответствующих оценок. При описании группового сознания необходимо принимать во внимание те знания и суждения, которые член группы считает верными относительно своей группы и которые, с его точки зрения, отличают ее от других групп.
Изучение особенностей групповой принадлежности подростков и юношей имеет большое значение для современного общества в психологическом, педагогическом и социальном отношении, так как именно через группу (сверстников, друзей, родных и т. д.) подросток и юноша познает себя, а также учится выделять в себе те качества, которые присущи только ему. Правильное становление идентичности в подростковом и юношеском возрасте является неотъемлемой составной частью для дальнейшей социализации личности.
Целью нашего эмпирического исследования стало изучение особенностей социальной идентификации современных подростков 13-14 лет и юношей в возрасте 17-19 лет.
Выборка: в исследовании приняли участие 60 человек в возрасте 13-19 лет, обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы.
Методики исследования: социометрия, методика «Я в группе» (Марцинковская, 2015).
В ходе эмпирического исследования мы получили следующие результаты.
Звезды Предпочитаемые Принятые Непринятые
Рис. 1. Социометрический статус подростков 13-14 лет в группе сверстников
Звезды Предпочитаемые Принятые
Рис. 2. Социометрический статус юношей в группе сверстников
Данные социометрии показали, что большинство подростков и юношей занимают благоприятные статусные категории в группе сверстников - «звезды» и «предпочитаемые». Это активные, общительные, пользующиеся авторитетом среди сверстников дети. Необходимо отметить, что многие из них занимают лидирующие позиции не только в социальном контексте, но и в познавательном. В меньшинстве оказались подростки с низким социометрическим статусом (рис. 1), а в группе юношей мы констатируем отсутствие «непринятых» и «изолированных» (рис. 2). В группе подростков -средний уровень благополучия, так как иногда возникают ссоры и конфликты. Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в группе (КУВ) - средний (40%). В целом в группе юношей отмечается высокий уровень благополучия, так как большинство
находится в благоприятных (звезды, предпочитаемые) статусных категориях - 70% от общего процентного соотношения детей. Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в группе (КУВ) - 60%, что оценивается как высокий уровень.
Анализ результатов методики «Я в группе» осуществлялся по заданным критериям, проиллюстрируем полученные данные.
I Друзья I Класс
Рис. 3. Особенности групповой принадлежности у современных подростков 13-14 лет
I Группа однокурсников I Интернет-сообщества Компания друзей
Рис. 4. Особенности групповой принадлежности у современных юношей
Социальная идентификация формируется у подростков 13-14 лет прежде всего в группе, по наличию дружбы и избирательных привязанностей («любимые друзья», «верные друзья», «мои друзья» и т. д.). Количество таких подростков составило 70%. Друзья являются для них той референтной группой, где происходит их социальная идентификация. 30% современных подростков в качестве групповой принадлежности выбрали одноклассников. У юношей приоритетное значение при групповой принадлежности отдано группе однокурсников, значимость которой определяется ведущей учебно-профессиональной деятельностью и интересами, увлечениями возрастного характера. Юношеский возраст известен
в психологической науке как период осмысления, философствования, поиска себя. В процентном соотношении равнозначными оказались интернет-сообщества (например, ВКонтакте или РаееЬоок) и компания друзей вне учебного заведения. Один из респондентов ответил, что для него группой являются друзья детства, с которыми он дружен до сих пор.
Индивидуальные особенности восприятия группы подростков и юношей характеризуются индивидуальными вариантами восприятия той группы, в которой находятся или принадлежат. Ответы по данному критерию характеризовались положительным отношением к группе («отличные товарищи», «верные друзья», «всегда помогут», «веселые и активные», «добрые», «суперские» и т. п.). Следовательно, можно говорить о достаточно дружеских и отзывчивых отношениях или о желании иметь такие отношения в группе.
Рис. 5. Содержание общения (определение ведущего мотива общения) у современных подростков 13-14 лет
Групповое восприятие члена группы характеризуется принятием и выделением данного члена группы (положительные характеристики составляют 65%).
Личностный мотив
60%
I Личностный мотив Деловой мотив
Рис. 6. Содержание общения (определение ведущего мотива общения) у современных юношей
Ведущий мотив общения у современных подростков - личностный - 100% (доверительные беседы и разговоры, совместное прослушивание музыки, рассказ интересных и смешных историй). У группы юношей деловой мотив составил 60%, а личностный -40%. Им интересна совместная учебно-профессиональная деятельность, а не просто приятная беседа.
Особенности отношений со сверстниками (эмоциональные отношения подростков и юношей со сверстниками, его эмоциональное благополучие в группе) характеризуются хорошими отношениями со сверстниками, которые при неудачах готовы ему помочь и поддержать. Хорошие отношения со сверстниками продемонстрировали 82% членов группы.
Положительное
■ Отрицательное
отношение
отношение
Рис. 7. Отношение к лидерству, к доминированию в группе сверстников у подростков 13-14 лет
Положительное отношение
■ Отрицательное отношение
Рис. 8. Отношение к лидерству, к доминированию в группе сверстников у юношей
Отношение к лидерству, к доминированию в группе сверстников определяется положительным отношением - 90%, которые с удовольствием брали бы на себя ответственность, стремились помогать и разрешать конфликты, а также испытывали большое удовлетворение от того, что они не как все (равные), а имеют лидирующие позиции. 10% современных подростков отрицательно относятся к лидерству, так как считают, что это накладывает определенные обязанности перед сверстниками.
У юношей наблюдается уменьшение процентного соотношения, поддерживающих положительное отношение к лидерству - 75% и увеличение процента юношей с отрицательным отношением - 25%. Возможно, в юношеском возрасте начинают реальнее оценивать свои возможности, и позиция доминирования смещается в системе ценностей. Наиболее ценными становятся умения конструктивного взаимодействия, долговременного сотрудничества.
35%
I Эмоциональное реагирование на себя
Эмоциональное реагирование на внутреннюю жизнь группы
Рис. 9. Особенности эмоциональных проявлений в группе у современных подростков 13-14 лет
■ Эмоциональное реагирование на себя
Эмоциональное реагирование на внутреннюю жизнь группы
Рис. 10. Особенности эмоциональных проявлений в группе у современных юношей
Большинство современных подростков 13-14 лет констатировали эмоциональное реагирование на себя в группе сверстников, отмечая, что могут испытывать неприятные чувства, когда про них говорят за спиной или смеются. И только 35% эмоционально реагируют на внутреннюю жизнь группы.
Особенности эмоциональных проявлений в группе юношей направлены на внутреннюю жизнь группы (90%). Респонденты в большинстве случаев отвечали: «я радуюсь, когда вижу всех счастливыми», «мне хорошо, когда мы вместе обсуждаем интересные проекты», «мне весело, когда мы вместе».
Выводы
1. Социальная идентификация современных подростков и юношей опосредуется социометрическим статусом в группе сверстников и групповой принадлежностью, так как выбранная ими референтная группа является показателем норм, ценностей, мотивов, особенностей отношений со сверстниками, составляющих базисную основу личности.
2. Успешная социализация и удовлетворенность взаимоотношениями в группе сверстников обуславливается социометрическим статусом. Большинство современных подростков и юношей имеют высокие социометрические статусы, что обеспечивает им высокий уровень психологического благополучия в группе сверстников.
3. Групповая принадлежность большинства современных подростков актуализируется через категорию «друзья», с которой идентифицирует себя подросток, где присутствуют дружба и избирательные привязанности, позитивные взаимоотношения, личностный мотив общения, благоприятный психологический климат. Однако многие подростки стремятся к доминированию в группе и эмоциональному реагированию на себя. Групповая принадлежность юношей характеризуется выбором однокурсников в качестве референтной группы, деловым мотивом общения, положительным отношением к лидерству, эмоциональным реагированием на внутреннюю жизнь группы.
Литература
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. Гидденс Э. Современность и самоидентичность // Реферативный журнал. 1994. № 11(2). С. 14-20.
Гринфельд И.Л. Динамика процесса формирования социокультурной идентичности в подростковом возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
Костюк В.Н. Неравновесие, ценность, эволюция (системный подход) // Устойчивость и неустойчивость целостных структур как предмет системного исследования. 1994. Вып. 1. С. 25.
Марцинковская Т.Д. (Ред.) Идентичность и социализация в современном мире. М.: МПГУ, 2015.
Рассолова И.В. Социальная идентификация личности в условиях трансформации современного российского общества: Дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2005.
Шефер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения // Иностранная психология. 1993. N 1. С. 74-84.
References
Bobneva M.I. Sotsial'nye normy i regulyatsiya povedeniya. Moskva: Nauka, 1978.
Giddens E. Sovremennost' i samoidentichnost' // Referativnyi zhurnal. 1994. № 11 (2). S. 14-20.
Grinfeld I.L. Dinamika protsessa formirovaniya sotsiokul'turnoi identichnosti v po-drostkovom vozraste: Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moskva, 2004.
Kostyuk V.N. Neravnovesie, tsennost', evolyutsiya (sistemnyi podkhod) // Ustoichivost' i neustoichivost' tselostnykh struktur kak predmet sistemnogo issledovaniya. 1994. Vyp. 1. S. 25.
Martsinkovskaya T.D. (Red.) Identichnost' i sotsializatsiya v sovremennom mire. Moskva: Mosk. ped. gos. universitet, 2015.
Rassolova I.V. Sotsial'naya identifikatsiya lichnosti v usloviyakh transformatsii sovre-mennogo rossiiskogo obshchestva: Dis. ... kand. sotsiol. nauk. Kazan, 2005.
Shefer B., Shleder B. Sotsial'naya identichnost' i gruppovoe soznanie kak mediatory me-zhgruppovogo povedeniya // Inostrannaya psikhologiya. 1993. № 1. 74-84.
Об авторе
Гребенникова Ольга Владимировна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, grebennikova577@mail.ru
About the author
Grebennikova Olga V. - Ph.D. in Psychology, senior researcher, Laboratory of teenager's psychology, Russian Academy of Education Psychological Institute, grebennikova577@mail.ru