Научная статья на тему 'Характеристика этнической идентичности подростков -ненцев, представителей коренных народов Крайнего Севера России'

Характеристика этнической идентичности подростков -ненцев, представителей коренных народов Крайнего Севера России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNIC IDENTITY / ADOLESCENCE / NENETS TEENAGERS / RUSSIAN TEENAGERS / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКИ НЕНЕЦКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ / ПОДРОСТКИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Флотская Н.Ю., Буланова С.Ю., Пономарева М.А., Флотский Н.С.

Статья посвящена проблеме этнической идентичности подростков ненцев, представителей коренных народов Крайнего Севера России. Целью статьи является характеристика этнической идентичности подростков ненцев, представителей коренных народов Крайнего Севера России. Представлена динамика развития этнонигилизма, этнической индифферентности, позитивной этнической идентичности, этноэгоизма, этноизоляционизма и этнофанатизма у мальчиков и девочек ненецкой национальности на протяжении подросткового возраста (от 12 до 15 лет). Выявлены особенности этнической идентичности подростков-ненцев в сравнении с этнической идентичностью подростков того же возраста русской национальности, проживающих на территории Архангельской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Флотская Н.Ю., Буланова С.Ю., Пономарева М.А., Флотский Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC IDENTITY CHARACTERISTICS OF NENETS TEENAGERS - REPRESENTATIVES OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE FAR NORTH OF RUSSIA

The article describes ethnic identity of Nenets teenagers representatives of the indigenous peoples of the far north of Russia. The aim of the article is to characterize ethnic identity of Nenets teenagers representatives of the indigenous people of the far north of Russia. The development dynamic of ethnic nihilism, ethnic indifference, positive ethnic identity, ethnic selfishness, ethnic isolationism and ethnic fanaticism with Nenets boys and girls in adolescence period (12-15 years old) is described. There are special features of the ethnic identity revealed in Nenets teenagers, they are compared with the ethnic identity in Russian teenagers of the same age, who live in Arkhangelsk Region.

Текст научной работы на тему «Характеристика этнической идентичности подростков -ненцев, представителей коренных народов Крайнего Севера России»

вание перерастает в особую форму аддиктивного поведения, разновидность Интернет-зависимости, описанной К. Янг еще в 1994 году практически со всеми симптомами, характерными для других, в том числе и химических зависимостей.. Во-вторых, социальные сети провоцируют агрессию и способствуют повышению ее уровня в обществе. На сегодняшний момент выделяются несколько видов подобного насилия, такие, как например, трол-линг и кибер-буллинг.

Под троллингом (в переводе с английского trolling означает «ловлю рыбы на блесну») обычно понимают процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтной обстановки путём нарушения правил этического кодекса интернет-взаимодействия. Троллинг, зародившийся в 90-х гг. ХХ столетия в интернет-пространстве, приобрел статус значимого социально-психологического феномена, оказывающего деструктивное влияние, как на индивидов - объектов воздействия, так и на атмосферу коммуникативного взаимодействия виртуального сообщества в целом. Будучи средством агрессивного воздействия, порождающим ответную агрессию, троллинг является одним из самых действенных и практически ненаказуемых механизмов жесткой манипуляции, как уже было сказано, межличностной, внутри-групповой и межгрупповой.

Кибербуллинг, хотя по контенту и схож с троллингом, представляет собой уже более жесткую форму манипуляции и воздействия на человека. Это уже намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных обычно с социальных сетей, как правило, в течение продолжительного периода времени. При этом речь идет о преследовании одного или нескольких членов коллектива при неравном соотношении сил между преследователями и жертвой. На сегодняшний момент исследователи выделяют множество форм буллинга: оскорбление, домогательство, очернение и распространение слухов, использование фиктивного имени, публичное разглашение личной информации, социальная изоляция, продолжительное домогательство и преследование, открытая угроза физической расправы (Н. Виллард). Исследования показывают, что травля часто приводит детей и подростков к депрессии и другим расстройствам, у них снижается самооценка, они оказываются в изоляции. Они чаще думают о суициде, и даже совершают суицидальные действия. Россия - в лидерах по уровню кибербуллинга среди школьников. По данным исследования Microsoft (2012), почти половина опрошенных российских детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет заявила, что они становились объектами травли. По этому показателю Россия заняла пятое место среди 25 государств. При этом исследования показывают, что учителя в российских школах

Библиографический список

уделяют гораздо меньше внимания проблеме кибербуллинга, чем в других странах.

Особый резонанс тема деструктивного влияния социальных сетей в России получила после публикации 16 мая 2016 года в «Новой газете» одноименной статьи «Группы смерти» обозревателя Галины Мурсалиевой, опубликованная, в которой рассказывается о существующей в социальной сети «ВКонтакте» группе, причастной к самоубийствам подростков.

По нашему мнению, решение проблемы нейтрализации или минимизации негативного влияния виртуальных социальных сетей должно основываться на организации комплексной работы с представителями подрастающего поколения, направленной на нейтрализацию деструктивного информационно-психологического воздействия поступающей из социальных сетей медиаинформации, способной разрушить сознание, психическое здоровье и личность молодого человека. Нейтрализация деструктивного влияния социальных сетей должна включать в себя комплекс направлений, способов, средств, методов и приемов работы с представителями подрастающего поколения, обеспечивающий состояние защищенности от негативного информационного воздействия социальных сетей.

Поэтому в настоящее время приобретает актуальность комплексная психолого-педагогическая работа, направленная на нейтрализацию различного рода сетевых деструктивных влияний, профилактику вовлечения молодежи в экстремистские организации, развитие у них умений и навыков медиа-безопасного поведения, позволяющих избирательно и критично подходить к сведениям, поступающим из социальных медиа, отбирая из всего потока информацию, необходимую для личностного роста и развития [6].

В целях нейтрализации деструктивного влияния виртуальных сетей в процессе комплексной развивающей психолого-педагогической работы у молодых людей, по нашему мнении, необходимо сформировать следующие компетенции в области медиа-безопасного поведения:

• устойчивую критичность к негативному влиянию со стороны деструктивных сегментов современных социальных сетей через осознанное отношение к ценностно-смысловому содержанию исходящей от них информации;

• способность к эффективной когнитивной обработке сложной информации, получаемой в процессе участия в социальных интеракциях в современном сетевом пространстве;

• способность к реализации базовых процедур анализа основных каналов и источников социально значимой информации;

• способность к критической оценке и коррекции собственного поведения в социальных сетях и глобальном медиа-пространстве в целом.

1. Смирнов В.М., Малюченко Г.Н. Психологическая диагностика и коррекция медипотребления. Саратов, 2011.

2. Смирнов В.М. Коповой А.С. Психология медиа-безопасности. Саратов, 2012.

3. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов-на-Дону, 2011.

4. Винник В.Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу. Философия науки. 2012; 4 (55): 110 - 126.

5. Мурсалиева Г. Группы смерти. Новая газета. Available at: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18

6. Шумилова А.А. Деструктивные воздействия в информационно-коммуникативном пространстве социальных медиа. Гуманитарные научные исследования. 2016; 8. Available at: http://human.snauka.ru/2016/08/16122

References

1. Smirnov V.M., Malyuchenko G.N. Psihologicheskaya diagnostika ikorrekciya medipotrebleniya. Saratov, 2011.

2. Smirnov V.M. Kopovoj A.S. Psihologiya media-bezopasnosti. Saratov, 2012.

3. Bl'ek S. Vvedenie vpablik rilejshnz. Rostov-na-Donu, 2011.

4. Vinnik V.D. Social'nye seti kak fenomen organizacii obschestva: suschnost' i podhody k ispol'zovaniyu i monitoringu. Filosofiya nauki. 2012; 4 (55): 110 - 126.

5. Mursalieva G. Gruppy smerti. Novaya gazeta. Available at: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18

6. Shumilova A.A. Destruktivnye vozdejstviya v informacionno-kommunikativnom prostranstve social'nyh media. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2016; 8. Available at: http://human.snauka.ru/2016/08/16122

Статья поступила в редакцию 24.09.18

УДК 159.922.7(=511.2)(045)

Flotskaya N. Yu., Doctor of Sciences (Psychology), Director of Higher School of Psychology, Pedagogy and Physical Education, Northern Arctic Federal University n.a. M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia), E-mail: n.flotskaya@narfu.ru Bulanova S.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Vice-Director of Higher School of Psychology, Pedagogy and Physical Education, Northern Arctic Federal University n.a. M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia), E-mail: s.bulanova@narfu.ru Ponomareva M.A., Cand. of Sciences (Psychology), Vice-Director of Higher School of Psychology, Pedagogy and Physical Education, Northern Arctic Federal University n.a. M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia), E-mail: m.ponomareva@narfu.ru Flotsky N.S., postgraduate, Higher School of Psychology, Pedagogy and Physical Education, Northern Arctic Federal University n.a. M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia), E-mail: nikolay.flotskiy@gmail.com

ETHNIC IDENTITY CHARACTERISTICS OF NENETS TEENAGERS - REPRESENTATIVES OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE FAR NORTH OF RUSSIA. The article describes ethnic identity of Nenets teenagers - representatives of the indigenous peoples of the far north of Russia. The aim of the article is to characterize ethnic identity of Nenets teenagers - representatives of the indigenous people of the far north of Russia. The development dynamic of ethnic nihilism, ethnic indifference, positive ethnic identity, ethnic selfishness, ethnic isolationism and ethnic fanaticism with Nenets boys and girls in adolescence period (12-15 years old) is described. There are special features of the ethnic identity revealed in Nenets teenagers, they are compared with the ethnic identity in Russian teenagers of the same age, who live in Arkhangelsk Region.

Key words: Ethnic identity, adolescence, Nenets teenagers, Russian teenagers.

Н.Ю. Флотская, д-р психол. наук, директор высшей школы психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Е-mail: n.flotskaya@narfu.ru

С.Ю. Буланова, канд. пед. наук, зам. директора высшей школы психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Е-mail: s.bulanova@narfu.ru

М.А. Пономарева, канд. психол. наук, зам. директора высшей школы психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Е-mail: m.ponomareva@narfu.ru

Н.С. Флотский, аспирант высшей школы психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Е-mail: nikolay.flotskiy@gmail.com

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ -НЕНЦЕВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА РОССИИ

Исследование выполнено при поддержке проекта № 07-2018-02а «Изучение личности и этнической идентичности у подростков - ненце, проживающих на территории Архангельской области».

Статья посвящена проблеме этнической идентичности подростков - ненцев, представителей коренных народов Крайнего Севера России. Целью статьи является характеристика этнической идентичности подростков - ненцев, представителей коренных народов Крайнего Севера России. Представлена динамика развития этнонигилизма, этнической индифферентности, позитивной этнической идентичности, этноэгоизма, этноизоляционизма и этнофанатизма у мальчиков и девочек ненецкой национальности на протяжении подросткового возраста (от 12 до 15 лет). Выявлены особенности этнической идентичности подростков-ненцев в сравнении с этнической идентичностью подростков того же возраста русской национальности, проживающих на территории Архангельской области.

Ключевые слова: этническая идентичность, подростковый возраст, подростки ненецкой национальности, подростки русской национальности.

Введение

В современном мире отмечается интенсификация межэтнических контактов, возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство. В условиях все более интенсивного межкультурного сотрудничества, взаимодействия и взаимопроникновения культур особую актуальность приобретают проблемы, связанные с образованием и воспитанием личности в полиэтнической среде. Данные проблемы ярко выражены на территориях России, населенных как коренными малочисленными народами, так и представителями русской национальности. В их числе приарктические территории Европейского Севера России, где проживают представители коренного малочисленного народа - ненцы, отличающиеся самобытной культурой и своеобразным жизненным укладом. Процесс развития личности субъекта-представителя коренных малочисленных народов во многом определяется особенностями становления его этнической идентичности.

Само понятие этнической идентичности по-разному трактуется в современной отечественной психологии. С одной стороны, этническая идентичность рассматривается как составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [1]. С другой стороны, исследователи включают в данное понятие и другие характеристики, определяя его как осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности; оценка значимости членства в этнической общности, разделяемые в ней этнические чувства [2]. Таким образом, этническую идентичность можно трактовать как многомерный комплексный феномен, включающий в себя самоидентификацию, осознание принадлежности к особой этнокультурной группе, лояльность по отношению к своей этнической общности [3].

Поскольку наиболее значимым периодом развития идентичности человека в целом является подростковый возраст, то в аспекте исследовании процесса становления этнической идентичности также будет целесообразным обращение именно к этому периоду жизни человека. В подростковом возрасте про-

исходит формирование системы представлений и оценок этнокультурных особенностей своей общности по сравнению с иноэт-ническим окружением [4]. В это время формируется осознанное отношение к своему этносу, система представлений и оценок этнокультурных и этнопсихологических особенностей своей общности в сравнении с иноэтническим окружением [5].

В исследованиях отмечается, что младшие подростки характеризуются этноцентричностью, предпочтением своей этнической группы при негативном отношении к другим, тогда как старший подростковый возраст характеризуется гармонизацией структурных компонентов этнической идентичности [3].

Исследователи обращают внимание на то, что существует определенная специфика в становлении этнической идентичности у индивидов, принадлежащих к этническому меньшинству. У них этническая идентичность формируется быстрее, при этом представления об этнических особенностях своей и окружающих этнических групп более точны [6]. В отечественной психологии существуют отдельные исследования этнической идентичности представителей малочисленных народов. Однако их мало, поэтому представления о процессе становления этнической идентичности индивидов, принадлежащих к этническому меньшинству, весьма фрагментарны. В связи с этим было проведено эмпирическое исследование этнической идентичности подростков - ненцев, представителей коренных народов Крайнего Севера России.

Предмет

Предметом исследования является этническая идентичность подростков - ненцев, представителей коренных народов Крайнего Севера России.

Тема

Тема исследования - характеристика этнической идентичности подростков - ненцев, представителей коренных народов Крайнего Севера России.

Цель работы

Цель работы - охарактеризовать этническую идентичность подростков - ненцев, представителей коренных народов Крайнего Севера России.

Задачи: выяснение динамики развития этнической идентичности у мальчиков и девочек ненецкой национальности на

протяжении подросткового возраста; выявление особенностей этнической идентичности подростков-ненцев в сравнении с этнической идентичностью подростков того же возраста русской национальности.

Методы исследования

Для решения задач исследования в качестве респондентов были определены подростки - ненцы 12-15 лет, проживающие на территории Ненецкого автономного округа Архангельской области, и их сверстники русской национальности. Экспериментальный этап исследования осуществлялся с марта по май 2018 года. В исследовании приняло участие 216 респондентов, из них 97 подростков ненецкой национальности (52 мальчика и 45 девочек) и 121 подросток русской национальности (63 мальчика и 58 девочек). При этом мальчиков-ненцев 12-13 лет было 19 человек, мальчиков-ненцев 14-15 лет - 33 человека. Девочек-ненок 12-13 лет было 22 человека, девочек-ненок 14-15 лет - 23 человека. Мальчиков русской национальности 12-13 лет было 31 человек, мальчиков русской национальности 14-15 лет - 32 человека. Девочек русской национальности 12-13 лет было 28 человек, девочек русской национальности 14-15 лет - 30 человек. В исследовании была использована психодиагностическая методика Г.У. Солдато-вой, С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности» [7]. Методика

включает 6 шкал: этнонигилизм (отрицание собственной этнической идентичности), этническая индифферентность (неопределенность собственной этнической идентичности и безразличие к этнической принадлежности других), позитивная этническая идентичность (уважительное отношение к любой этнической принадлежности), этноэгоизм (подчеркивание преимущества своей этнической группы), этноизоляционизм (убежденность в превосходстве своей этнической группы), этнофанатизм (готовность к агрессивным действиям в интересах своей этнической группы).

Результаты

Анализ полученных результатов показал наличие динамики в развитии этнической идентичности подростков-ненцев мужского и женского пола.

У мальчиков-ненцев в период от 12 до 15 лет происходит повышение таких показателей, как этнонигилизм и этническая индифферентность. Показатели позитивной этнической идентичности, этноэгоизма (р<0,05), этноизоляционизма (р<0,01), и этнофанатизма понижаются. Полученные данные свидетельствуют о том, что для мальчики-ненцев собственная национальная принадлежность постепенно становится менее значимой и ослабевает убеждённость в превосходстве и преимуществах своей этнической группы.

Рис. 1. Динамика этнической идентичности мальчиков-ненцев от 12 до 15 лет

1ЧПА.

□ 12-13 лет ^14-15 лет

Рис. 2. Динамика этнической идентичности девочек-ненок от 12 до 15 лет

У девочек-ненок в период от 12 до 15 лет происходит повышение таких показателей, как этническая индифферентность (р<0,05) и позитивная этническая идентичность. Показатели эт-нонигилизма (р<0,05), этноэгоизма (р<0,01), этноизоляциониз-ма (р<0,01) и этнофанатизма (р<0,01) понижаются. Результаты показывают, что для девочек-ненок собственная национальная принадлежность постепенно становится менее значимой и ослабевает убежденность в превосходстве и преимуществах своей этнической группы. Таким образом, общие тенденции динамики этнической идентичности у подростков-ненцев мужского и женского пола являются сходными, при этом динамика этнической идентичности у девочек выражена сильнее.

Однако по двум показателям у мальчиков и девочек наблюдается разная динамика. У девочек возрастает уважительное отношение к любой этнической принадлежности и принятие собственной этнической принадлежности, а у мальчиков - снижается уважительное отношение к любой этнической принад-

лежности и возрастает отрицание собственной этнической принадлежности.

У мальчиков 12-13 лет преобладают позитивная этническая идентичность и этническая индифферентность, при этом разница в данных показателях между детьми ненецкой и русской национальности несущественна. Существенные различия в этнической идентичности наблюдаются только по показателю эт-нонигилизма (р<0,05). То есть, для мальчиков 12-13 лет ненецкой национальности в большей степени важна их этническая принадлежность, чем для их сверстников русской национальности.

У девочек в этом же возрасте тоже преобладают позитивная этническая идентичность и этническая индифферентность, однако есть существенные различия по показателю позитивной этнической идентичности (р<0,05). То есть, девочки 12-13 лет ненецкой национальности в меньшей степени толерантны по отношению к собственной и другим этническим группам, чем их сверстницы русской национальности.

Ненцы Русские

Рис. 3. Этническая идентичность мальчиков 12-13 лет

18 16 14 12 10 8 6 4 2 О

■ Ненки Русские

Рис.4.Этническаяидентичностьдевочек12-13лет

■ Ненцы Русские

Рис. 5. Этническая идентичность мальчиков 14-15 лет

<1,57 4 13_4,78 4,7в

В

¡г

с

о §

ее

О х

£

6ДЗ 5,89

■ Ненки Русские

Рис. 6. Этническая идентичность девочек 14-15 лет

У мальчиков 14-15 лет (каки в12-13 лет)преобладают позитивная этническая идентичность и этническая индифферентность. Наше внимание привлекло то, что разница между мальчиками ненецкой и русской национальности по данным показателям становится статистически значимой (р<0,001). У подростков-ненцев эти показатели существенно ниже, чем у их сверстников русской национальности (р<0,001). То есть, мальчики-ненцы меньшей степени толерантны по отношению к собственной и другим этническим группам. Для них более значима со ственная этническая принадлежность и этническая принадлежность окружающих. Более того, показатель этнофанатизма у подростков-ненцев существенн о боре ев ырзжее,чюреплдеаст-ков русской национальности (р<0,05). То есть, мальчики ненецкой национальности больше проявляют готовность к агрессивным действиям в интересах своей этнической группы.

У девочек в этом же возрасте тоже преобладают позитивная этническая идентичность и этническая индифферентность, однако есть существенные различия по показателю позитивной этнической идентичности (р<0,01).

То есть, девочки 14-15 лет ненецкой национальности в меньшей степени толерантны по отношению к собственной и другим этническим группам, чем их сверстницы русской национальности.

Область применения результатов

Результаты, полученные в ходе исследования, позволят проектировать образовательную среду полиэтнического пространства школ Ненецкого автономного округа с учетом особенностей развития этнической идентичности подростков - представителей коренных народов Крайнего Севера, прогнозировать возможные нарушения процесса идентификации подростков.

Выводы

Таким образом, исследовав этническую идентичность у подростков - ненцев, представителей коренных народов Крайнего Севера России была выяснена динамика развития этнической идентичности у мальчиков и девочек на протяжении подросткового возраста и выявлены особенности этнической идентичности подростков-ненцев в сравнении с этнической идентичностью подростков того же возраста русской национальности.

У мальчиков и девочек ненецкой национальности собственная национальная принадлежность в период от 12 до 15 лет становится менее значимой, ослабевает убежденность в превосходстве и преимуществах своей этнической группы, при этом динамика этнической идентичности у девочек выражена сильнее. По двум показателям у мальчиков и девочек ненецкой национальности наблюдается разная динамика. У девочек возрастает уважительное отношение к любой этнической принадлежности и принятие собственной этнической принадлежности, а у мальчиков - снижается уважительное отношение к любой этнической принадлежности и возрастает отрицание собственной этнической принадлежности.

Библиографический список

Этническая идентичность подростков-ненцев (мальчиков и девочек) отличается от этнической идентичности подростков русской национальности тем, что подростки-ненцы в меньшей степени толерантны по отношению к собственной и другим этническим группам, чем их сверстники русской национальности. Остальные характеристики этнической идентичности девочек-ненок близки характеристикам этнической идентичности девочек-подростков русской национальности. Для мальчиков-ненцев более значима собственная этническая принадлежность и этническая принадлежность окружающих, чем для мальчиков русской национальности. Мальчики-ненцы в большей степени проявляют готовность к агрессивным действиям в интересах своей этнической группы, чем их сверстники русской национальности.

1. Зверева М.А. Психологические особенности взаимосвязи этнических автостереотипов и этнической идентичности в подростковом возрасте. Психолого-педагогические исследования. 2010; 3: 1 - 11.

2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов, 3-е изд., испр. и доп. Москва: Аспект-пресс, 2004.

3. Тихонова И.В., Куфтяк Е.В. Этническая идентичность и ее уровни как критерии психического здоровья детей и подростков. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.

4. Снежкова К.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества: по материалам Киевской и Закарпатской областей. Советская этнография. 1982; 1: 80 - 88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. Москва: НПО «МОДЭК», 2000.

6. Чеботарёва Е.Ю. Этническая идентичность молодёжи в полиэтнической среде. Москва: РУДН, 2008.

7. Солдатова Г.У. Диагностика типов этнической идентичности. Психология общения. Под общей редакцией А.А. Бодалева. Москва: Когито-центр, 2011.

References

1. Zvereva M.A. Psihologicheskie osobennosti vzaimosvyazi 'etnicheskih avtostereotipov i 'etnicheskoj identichnosti v podrostkovom vozraste. Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2010; 3: 1 - 11.

2. Stefanenko T.G. 'Etnopsihologiya: uchebnik dlya vuzov, 3-e izd., ispr. i dop. Moskva: Aspekt-press, 2004.

3. Tihonova I.V., Kuftyak E.V. 'Etnicheskaya identichnost'i ee urovnikak kriteriipsihicheskogo zdorov'ya detejipodrostkov. Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2010.

4. Snezhkova K.A. K probleme izucheniya 'etnicheskogo samosoznaniya u detej i yunoshestva: po materialam Kievskoj i Zakarpatskoj oblastej. Sovetskaya etnografiya. 1982; 1: 80 - 88.

5. Belinskaya E.P., Stefanenko T.G. 'Etnicheskaya socializaciya podrostka. Moskva: NPO «MOD'EK», 2000.

6. Chebotareva E.Yu. 'Etnicheskaya identichnost'molodezhi vpoli'etnicheskojsrede. Moskva: RUDN, 2008.

7. Soldatova G.U. Diagnostika tipov 'etnicheskoj identichnosti. Psihologiya obscheniya. Pod obschej redakciej A.A. Bodaleva. Moskva: Kogito-centr, 2011.

Статья поступила в редакцию 02.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.