Научная статья на тему 'Специфика социальной адаптации молодежи как механизм профилактики поведенческих аддикций'

Специфика социальной адаптации молодежи как механизм профилактики поведенческих аддикций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
271
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUTH / SOCIAL ADAPTATION / ADAPTATION MECHANISMS / PREVENTION / BEHAVIORAL ADDICTION / GADGET ADDICTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич, Шкуропий Ольга Ивановна, Гафиатулина Наталья Халиловна

Статья посвящена рассмотрению социальной адаптации молодежи в качестве одного из механизмов профилактики поведенческих аддикций в молодежной среде. Описаны три группы механизмов процесса социальной адаптации молодежи: психические, социально-психологические, социальные. Авторы полагают, что исходным механизмом социальной адаптации молодежи с аддиктивным поведением является социальный контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич, Шкуропий Ольга Ивановна, Гафиатулина Наталья Халиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF SOCIAL ADAPTATION OF YOUTH AS A MECHANISM FOR PREVENTION OF BEHAVIORAL ADDICTIONS

The article is devoted to the consideration of the social adaptation of youth as one of the mechanisms for preventing behavioral addictions in the youth environment. Three groups of mechanisms of the process of social adaptation of youth are described: mental, socio-psychological, social. The authors believe that social control is the initial mechanism for the social adaptation of youth with addictive behavior.

Текст научной работы на тему «Специфика социальной адаптации молодежи как механизм профилактики поведенческих аддикций»

УДК 316.346

РО! 10.23672/8ДЕ.2019.2019.44462

Касьянов Валерий Васильевич

доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор,

заведующий кафедрой истории России, Кубанский государственный университет culture@kubsu.ru

Шкуропий Ольга Ивановна

старший преподаватель

кафедры гуманитарных дисциплин,

Армавирский

механи ко-технологически й институт (филиал)

Кубанского государственного технологического университета olgaskr17@yandex.ru

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент,

докторант кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения; Южный федеральный университет gafiatulina@yandex.ru

Valery V. Kasyanov

Doctor of Social Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor,

Head of Chair of History of Russia, Kuban State University culture@kubsu.ru

Olga I. Shkuropy

Senior Lecturer

of the Department

of Humanitarian Disciplines,

Armavir Institute of Mechanics

and Technology (branch),

Kuban State Technological University

olgaskrl 7@yandex.ru

Natalya Kh. Gafiatulina

Candidate of Sociological Science,

Associate Professor,

Doctoral Candidate of Department

Regional Sociology

and Modelling Social Processes,

Institute of Sociology and Regional Studies;

Southern Federal University

gafiatulina@yandex.ru

Специфика социальной

адаптации молодежи как механизм профилактики поведенческих аддикций

Specificity of social

adaptation of youth

as a mechanism for prevention

of behavioral addictions

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению социальной адаптации молодежи в качестве одного из механизмов профилактики поведенческих аддик-ций в молодежной среде. Описаны три группы механизмов процесса социальной адаптации молодежи: психические, социально-психологические, социальные. Авторы полагают, что исходным механизмом социальной адаптации молодежи с аддик-тивным поведением является социальный контроль.

Ключевые слова: молодежь, социальная адаптация, механизмы адаптации, профилактика, поведенческая аддикция, гаджет-аддикции.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the social adaptation of youth as one of the mechanisms for preventing behavioral addictions in the youth environment. Three groups of mechanisms of the process of social adaptation of youth are described: mental, socio-psychological, social. The authors believe that social control is the initial mechanism for the social adaptation of youth with addictive behavior.

Keywords: youth, social adaptation, adaptation mechanisms, prevention, behavioral addiction, gadget addiction.

Современная молодежь - это такая категория населения, которая, с одной стороны, характеризуется наибольшей активностью, энергичностью, креативностью, стремлением к познанию нового, а с другой, - по известным причинам, связанным с маргинальным и неопределенным положением, подвержена риску влияния различных негативных явлений [1]. При этом череда непрекращающихся реформ всех соци-

альных сфер жизнедеятельности, стремительные изменения в экономическом пространстве общества, в системе социального здравоохранения и образования, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, значительно осложняют не только условия жизни, но и условия социального становления молодых людей [2].

В силу того, что молодежный возрастной период связан с такими важнейшими социально-демографическими «событиями» в жизнедеятельности молодых людей, как:

- формирование устойчивой системы ценностей и мотивационно-потребностной сферы личности;

- самоопределение в личной жизни и образовательно-профессиональной деятельности;

- начало самостоятельной трудовой деятельности и становление социального статуса - все это в совокупности оказывает влияние на выбор молодежью той или иной формы поведения, в т.ч. и деструктивного характера.

И если в этот период в структуру личности вторгаются различные виды отклонений, то они могут вызвать формирование не только химических зависимостей (курение, пьянство, алкоголизм, наркоманию), но и поведенческих (нехимических, технологических) аддикций. Инновационные технологии и Интернет являются относительно надежными и сильными средствами изменения психоэмоционального состояния молодежи, т.е. реализации у нее разных форм аддиктивного поведения [3].

Поэтому перед любым обществом стоит важная задача: минимизировать издержки и потери, связанные с социализацией молодых людей, социальной адаптацией и интеграцией их в единое социально-экономическое, политическое и социокультурное пространство. Следовательно, учитывая вышеизложенное, проблема социальной адаптации молодежи как механизма профилактики поведенческих аддикций в молодежной среде является одной из ключевых в современной психолого-педагогической и социальной науке. На основе показателя социальной адаптации исследуются и подвергаются анализу различные злободневные общественные проблемы, включая причины, следствия, а также профилактику поведенческих аддикций в молодежной среде.

Так, по мнению Л.А. Кайгородовой, социально-экономические просчеты на фоне значительной демократизации общественной жизнедеятельности одни исследователи склонны объяснять ад-диктивными особенностями самой личности молодого человека (паразитическая, криминальная адаптация); другие видят источник проблем в низкой адаптивности организационно-институциональной структуры; третьи указывают на длительность процесса социальной адаптации молодежи в нестабильной, динамичной среде [4, с. 92]. При этом общим является признание положения о том, что социальная адаптация молодежи препятствует формированию различных социальных отклонений и тем самым является механизмом профилактики поведенческих ад-дикций.

Итак, каким же образом определяются поведенческие аддикции?

Аддиктивное поведение (поведенческая аддик-ция) представляет собой:

- одну из форм девиантного поведения, носящего деструктивный (разрушительный) характер;

- поведения с формированием стремления молодежи уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или технических активностях (видах деятельности), с целью развития и поддержания интенсивных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска [5, с. 34]. Более того, у молодежи, склонной к аддикции отмечается феномен «жажды острых ощущений», характеризующийся побуждением к риску [6; 7].

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются психоэмоциональные отношения и связи не с социальным окружением, а с неодушевленными предметами или явлениями при любых видах химических и нехимических аддикций: телевизионной аддикции, зависимости от гаджетов - мобильных телефонов, планшетов, Интернет-ресурсов, Интернет-игр, азартных игр и т.п. [8].

Однако при этом, как подчеркивает А.Ю. Егоров, важно разводить понятия аддикции и зависимости, определяя их следующим образом: в частности, аддикция характеризуется экстремальным или психопатологическим состоянием, когда утрачен контроль над собой (например, потерян контроль при употреблении психоактивных веществ или компьютерной игромании); зависимость же зачастую ассоциируется с толерантностью, синдромом отмены и отражает состояние нужды личности в чем-то с тем, чтобы функционировать адекватным образом [9, с. 105].

Р.А. А1гоэ2ко выделяются следующие социально-психологические особенности молодежи с аддиктивными формами поведения: сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социабельность при страхе перед стойкими социальными контактами; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость и тревожность; социальная дезадаптивность [10].

Отечественный исследователь А.В. Котляров указывает на существование ряда основных признаков гаджет-аддикции, отражающих поведенческие отклонения в молодежной среде:

- отч етл ивая, осознаваемая связь настроения с применением гаджета;

- прогрессивное повышение времени использования гаджета;

- увеличение материальных затрат на гаджет;

- чувство вины, связанное с использованием гаджета;

- сужение сферы интересов до уровня, связанного с применением гаджета;

- физические, социально-психологические, семейные и профессиональные проблемы, сопряженные с использованием гаджета [11].

Как правило, большинство поведенческих ад-дикций среди молодежи имеют в своей основе главную причину - социальную дезадаптацию, источником которой является дезадаптированная семья. Ранняя социальная дезадаптация влияет на формирование молодого поколения, которое не приучено к труду, а также к созданию семьи. Социальная дезадаптация, вызванная рядом факторов социальной, экономической, социокультурной, психологической и психосоматической природы, приводит к изоляции, лишению или утрате молодым человеком основной потребности - потребности в полноценном развитии и самореализации. Следовательно, группы дезадаптированной молодежи нуждаются в полноценной социальной адаптации для гармоничного личностного развития [12].

Особое значение для формирования социологических взглядов на специфику социальной адаптации как механизма профилактики поведенческих аддикций в молодежной среде имели труды классиков социологии: Э. Дюркгейма, показавшего, каким образом в процессе адаптации происходит интериоризация индивидом социальных норм; М. Вебера, обосновавшего целерацио-нальность процесса адаптации; Т. Парсонса, рассматривавшего адаптацию как взаимный компромисс между личностью и обществом; Р. Мертона, описавшего адаптационные механизмы молодежи в условиях социальной дезорганизации.

Социальная адаптация - это интегративный показатель состояния молодежи, отражающий ее «возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

- адекватная система отношений и общения с окружающими» [13, с. 6].

Адаптация как результат является подтверждением того, в какой степени молодежь приспособлена к жизнедеятельности, насколько ее поведение, взаимоотношения и эффективность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом обществе.

Социальная адаптация молодежи предполагает оптимальное функционирование личности во взаимодействии со средой, оптимальную самореализацию в условиях социальной среды, степень личностной интеграции, при взаимодействии индивида с социальной средой.

Важным моментом социальной адаптации считается принятие каждым молодым человеком социальной роли, что позволяет рассмотреть социальную адаптацию как социально-психологический механизм социализации личности.

В зависимости от используемых в процессе адаптации средств можно выделить группу механизмов процесса социальной адаптации молодежи:

- психические механизмы, которые направлены на формирование и развитие психики и сознания молодого индивида, воздействие на него различных факторов социальной среды и приспособления психического склада личности под требования социальной среды;

- социально-психологические механизмы, рассчитанные на приспособление личности молодого человека к социальной среде путем ее освоения разными способами;

- социальные механизмы, к которым относится механизм социальной деятельности, который можно рассматривать как многофункциональный механизм социальной адаптации. Именно в данном процессе социальной деятельности реализуется непосредственное вовлечение молодежи, склонной к аддикциям, в новую систему отношений, общепринятых норм и ценностей.

В условиях социальной деятельности аддиктив-ная личность приобретает новые социальные статусы и роли, открывающие ей путь к вступлению в новую социальную среду.

Процесс адаптации молодежи к новой среде жизнедеятельности предполагает акцентирован и е тех ее сторон, характеристик и свойств, к которым следует адаптироваться в первую очередь, т.е. объекта социальной адаптации. В зависимости от того, что именно выступает в таком качестве, Н.В. Майсак предлагает выделить три вида социальной адаптации [14]:

функциональную адаптацию, представляющую собой приспособление субъекта к новой социальной среде через выполнение и освоение новых социальных функций. (К примеру, адаптация молодого человека к учебно-образовательной деятельности посредством освоения им своих функциональных обязанностей обучающегося);

организационную, связанную с овладением и приспособлением молодого человека к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации. (Например, освоение человеком иерархических отношений в новом для него военном коллективе);

ситуативную, представляющую собой внешнее приспособление молодого человека к новым условиям жизнедеятельности. Этот вид социальной адаптации наблюдается в случае, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через исполнение ее требований, норм и правил.

Исходным механизмом социальной адаптации молодежи с поведенческими аддикциями, на наш взгляд, является социальный контроль, предполагающий совокупность методов воздействия социума и социальных институтов на нежелательные формы девиаций с целью их устранения или минимизации и приведение в

соответствие с социальными нормами. Важнейшей стратегией социального контроля является реализация государственной молодежной политики, призванной снизить аддиктивное поведение путем социальной адаптации и интеграции молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в общественную жизнь [15].

Таким образом, профилактическая работа с молодежью, подверженной аддикциям, должна вестись с учетом группы механизмов процесса со-

Литература:

1. Shakhbanova M.M. The role of trust in the formation of ethnic tolerance and social health in the modern Russian society / M.M. Shakhbanova, V.V. Kasyanov, et al. // Revista Inclusiones. 2019. Т. 6. № 2. С. 296-305.

2. Егорова Т.В. Профилактика социальных отклонений студентов / Т.В. Егорова, Н.А. Козлов // Организация профилактики зависимого поведения молодежи в условиях модернизации системы образования: проблемы, перспективы, решения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Владимир, 2014. С. 18-21.

3. Ponomarev I.E. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia) / I.E. Ponomarev, N.K. Gafiatulina, E.I. Zritineva, V.V. Kasyanov, et al. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 250-257.

4. Кайгородова Л.А. Социальная адаптация студенческой молодежи как механизм профилактики зависимостей // Межведомственный подход в профилактике зависимостей в молодежной среде: материалы I межрегионального форума. Ростов-н/Д., 2013. С. 91-98.

5. Руководство по аддиктологии / Под ред. В.Д. Менделевича. СПб., 2007. 768 с.

6. Петровский А.В. Общая психология. М. Просвещение, 2012.

7. Gafiatulina N.Kh. Social health and perception of risks by students living in southern Russian regions (based on sociological questioning data obtained in Rostov-on-Don) / N.Kh.Gafiatulina, L.V. Tarasenko, S.I. Samygin, S.Yu. Eliseeva // Health Risk Analysis. 2017. № 4. С. 66-75.

8. Верещагина А.В. Парадоксы терпимости и девиантного поведения молодежи / А.В. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 4. С. 32-37.

9. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПБ, 2007. 190 с.

10. Atroszko P.A. Research on Behavioural Addictions: Work Addiction. Modern Research Trends of

циальной адаптации, поскольку последняя препятствует формированию различных поведенческих аддикций в молодежной среде и является механизмом их профилактики. При этом важно указать, что в процессе социальной адаптации молодежи необходимо объединение усилий многих специалистов (социологов, психологов, медиков, педагогов, юристов) в разработке мероприятий по профилактике аддикций в молодежной среде.

Literature:

1. Shakhbanova M.M. The role of trust in the formation of ethnic tolerance and social health in the modern Russian society / M.M. Shakhbanova, V.V. Kasyanov, et al. // Revista Inclusiones. 2019. Т. 6. № 2. С. 296-305.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Egorova T.V. Prevention of social deviations of students / T.V. Egorova, N.A. Kozlov // Organization of prevention of dependent behavior of youth in the modernization of the education system: problems, prospects, solutions: Materials of the All-Russian scientific-practical conference. Vladimir, 2014. Р. 18-21.

3. Ponomarev I.E. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia) / I.E. Ponomarev, N.K. Gafiatulina, E.I. Zritineva, V.V. Kasyanov, et al. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. T 8. № 2.1. a 250-257.

4. Kaygorodova L.A. Social adaptation of students as a mechanism for the prevention of addictions // Interdepartmental approach to the prevention of addictions in the youth environment: proceedings of the I Interregional Forum. Rostov-on/D., 2013. P. 91-98.

5. Guide to addictology / ed. V.D. Mendelevich. SPb., 2007.

6. Petrovsky A.V. General psychology. M. : Education, 2012.

7. Gafiatulina N.Kh. Social health and perception of risks by students living in southern Russian regions (based on sociological questioning data obtained in Rostov-on-Don) / N.Kh. Gafiatulina, L.V. Tarasenko, S.I. Samygin, S.Yu.Eliseeva // Health Risk Analysis. 2017. № 4. a 66-75.

8. Vereshchagina A.V. Paradoxes of tolerance and deviant behavior of youth / A.V. Vereshchagina, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 4. P. 32-37.

9. Egorov A.Yu. Non chemical dependencies. SPB, 2007.190 p.

10. Atroszko P.A. Research on Behavioural Addictions: Work Addiction. Modern Research Trends of

Young Scientists: Current Status, Problems and Prospects. 2012. Р. 11-24.

11. Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый. М. : Психотерапия, 2006. 460 с.

12. Короткое В.В. Отношения в семье как залог формирования полноценной личности / В.В. Ко-ротков, О.И. Шкуропий // В сборнике: Безопасность и противодействие терроризму: история и современность Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей. 2017. С. 105-107.

13. Краткий психологический словарь / Авт.-сост. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. Ростов-н/Д., 2010. 318 с.

14. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением : дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 213 с.

15. Касьянов В.В. Эффективность управления региональной молодежной политикой: проблема детерминации критериев / В.В. Касьянов, Л.И. Щербакова, С.И Самыгин // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 3. С. 230-234.

Young Scientists: Current Status, Problems and Prospects. 2012. Р. 11-24.

11. Kotlyarov A.V. Other drugs or Homo Addictus: Addicted. M. : Psychotherapy, 2006. 460 p.

12. Korotkov V.V. Relations in the family as a guarantee of the formation of a full-fledged personality / In the collection: Security and counter-terrorism: history and modernity Materials of the International scientific-practical conference of students, graduate students, teachers. 2017. P. 105-107.

13. Brief psychological dictionary / ed. S.Ya. Pod-prigora, A.S. Subprior. Rostov-on/D., 2010. 318 p.

14. Maysak N.V. Personal characteristics of a younger teenager with deviant behavior : dis. ... cand. psychol. sciences. M., 2001. 213 p.

15. Kasyanov V.V. The effectiveness of managing regional youth policy: the problem of determining criteria / V.V. Kasyanov, L.I. Scherbakova, S.I. Samygin // State and municipal management. Scientists notes. 2019. № 3. P. 230-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.