Научная статья на тему 'Социологическая диагностика как метод измерения cоциального здоровья молодежи'

Социологическая диагностика как метод измерения cоциального здоровья молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
233
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБЩЕСТВО / ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ / УПРАВЛЕНИЕ / SOCIAL HEALTH / YOUTH / SOCIOLOGICAL DIAGNOSTICS / SOCIAL DIAGNOSIS / HEALTHY LIFESTYLE / SOCIETY / INTERNAL PICTURE OF HEALTH / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич, Гафиатулина Наталья Халиловна, Пономарев Игорь Евгеньевич

Внимание к современной молодежи в контексте измерения ее социального здоровья в условиях антропогенных и социокультурных рисков является одной из актуальных проблем современной социологии здоровья. Авторы данной публикации обращаются к социологической диагностике как методу (специфическому процессу деятельности) измерения социального здоровья молодежи. По мнению авторов, социологическая диагностика социального здоровья молодежи является одним из наиболее эффективных инструментов социального управления при решении индивидуальных и общественных проблем в области здоровья и выработке адекватных мер по его улучшению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич, Гафиатулина Наталья Халиловна, Пономарев Игорь Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL DIAGNOSTICS AS A METHOD OF MEASURING THE SOCIAL HEALTH OF YOUTH

Attention to today's youth in the context of measuring their social health in the face of man-made and sociocultural risks is one of the pressing problems of modern health sociology. The authors of this publication turn to sociological diagnostics as a method (specific process of activity) for measuring the social health of youth. According to the authors, the sociological diagnosis of social health of youth is one of the most effective tools of social management in solving individual and social problems in the field of health and in developing adequate measures to improve it.

Текст научной работы на тему «Социологическая диагностика как метод измерения cоциального здоровья молодежи»

УДК 316

Касьянов Валерий Васильевич

доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, Кубанский государственный университет culture@kubsu.ru

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент, докторант кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов,

Институт социологии и регионоведения; Южный федеральный университет

gafiatulina@yandex.ru

Пономарев Игорь Евгеньевич

кандидат социологических наук, профессор,

Ростовский государственный экономический университет

ponomarev.igor54@gmail.com

Valery V. Kasyanov

Doctor of Social Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor, head of chair of history of Russia Kuban state University culture@kubsu.ru Natalya Kh. Gafiatulina

Candidate of sociological science, associate professor

of chair of region sociology and modeling of social processes

Institute of sociology and regional studies; Southern federal university

gafiatulina@yandex.ru

Igor E. Ponomarev

candidate of sociology, professor Rostov State University of Economics ponomarev.igor54@gmail.com

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ШЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ

SOCIOLOGICAL DIAGNOSTICS AS A METHOD OF MEASURING THE

SOCIAL HEALTH OF YOUTH

Аннотация. Авторы данной публикации обращаются к социологической диагностике как методу (специфическому процессу деятельности) измерения социального здоровья молодежи. По мнению авторов, социологическая диагностика социального здоровья молодежи является одним из наиболее эффективных инструментов социального управления при решении индивидуальных и общественных проблем в области здоровья и выработке адекватных мер по его улучшению.

Ключевые слова: социальное здоровье, молодежь, социологическая диагностика, социальный диагноз, здоровый образ жизни, общество, внутренняя картина здоровья, управление.

Abstract. The authors of this publication turn to sociological diagnostics as a method (specific process of activity) for measuring the social health of youth. According to the authors, the sociological diagnosis of social health of youth is one of the most effective tools of social management in solving individual and social problems in the field of health and in developing adequate measures to improve it.

Keywords: social health, youth, sociological diagnostics, social diagnosis, healthy lifestyle, society, internal picture of health, management.

Внимание к современной молодежи в контексте измерения ее социального здоровья в условиях антропогенных и социокультурных рисков [1] является одной из актуальных проблем современной социологии здоровья, поскольку все чаще в науках о человеке и обществе здоровье личности, группы и общества в целом интерпретируется как социальная проблема [2].

Актуальность рассмотрения проблемы социологической диагностики как метода измерения социального здоровья молодежи обусловлена, во-первых, потребностями дальнейшего развития научного обеспечения исследования условий и факторов, обуславливающих социальное здоровье молодежи; во-вторых, индикативным характером его показателей для оценки качества жизни современной молодежи и разработки механизмов социального управления [3].

Понятие социальное здоровье все чаще включается в инструментарий современных социологических и социально-психологических исследований, что связано как с его инструментальными возможностями, так и значимостью изучения социальных настроений и социального самочувствия, а также выработки системы корректирующих воздействий.

В рамках данной публикации, прежде чем вести речь о диагностике социального здоровья молодежи, зададимся вопросом: что же представляет собой здоровье вообще и социальное здоровье, в частности?

Обратимся к Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в которой говорится, что здоровье представляет собой триединую модель благополучия, обусловленную совокупностью трех сторон здоровья: физического, психического и социального, характеризующую состояние индивида, группы [4].

Здоровье выступает в качестве состояния, которое детерминируется факторами социальной среды. То есть на здоровье могут оказывать влияние различные социальные группы, отдельные индивиды, а также факторы на макро-, мезо- и микроуровнях общества. Также стоит отметить, что состояние социального здоровья в свою очередь воздействует на процессы, происходящие в социуме, что подчеркивает особую значимость социального здоровья для общественного развития [5, С. 92].

Как отмечает А.М. Старостин, применительно к понятию социального здоровья «могут быть предприняты шаги по инструментализации и параметризации. Например, конкретизация через индикаторы социального тонуса, социальных оценок и отношений к наиболее важным сферам жизни общества» [6, С. 211].

А.С. Москвич в рамках социальной диагностики социального здоровья такой социально-демографической группы, как молодежь, определила главные факторы, детерминирующие социальное здоровье в условиях регионального измерения. К таким факторам относятся: образ жизни, а также такой рискогенный фактор, как низкий уровень самосохранности в отношении здоровья как такового со стороны молодежи [7].

Таким образом, актуализируется очень важная задача в рамках выбранного исследовательского поля - поиск средств, которые стабилизируют уровень социального здоровья молодежи, а также позволят его улучшить, что в свою очередь благоприятно повлияет на общественное развитие.

На наш взгляд, социологическая диагностика - это одно из самых эффективных средств, позволяющих найти механизмы для улучшения социального здоровья молодежи. Достичь желаемого результата можно в том случае, если получаемая информация будет точной и достоверной, также много зависит и от работы системы здравоохранения, и управления в рамках социальной молодежной политики. Отметим, что об этом факте также говорил в своих работах П.Г. Зинченко [8].

Сегодня мы все чаще можем наблюдать за тем, что понятия «социальная диагностика и «социологический диагноз» используются в рамках исследований социально-гуманитарного направления. Конечно, в каждой из наук эти термины имеют свое определение, что связано с объектами диагностики, постановкой цели в рамках социологической диагностики. Именно об этом пишет в своих работах Ю.Г. Волков. Ученый отмечает, что определить социальный диагноз можно только при понимании целей и пределов реализации социальной диагностики [9, С. 30]. При этом вводимые методы в постановку социологического диагноза (нормативный, системный, рефлексивный, ситуативный) базируются на принципах классической социологии, ибо «содержат описание и анализ структурных и институциональных параметров деятельности изучаемого объекта» [9, С. 30].

Обращаясь к социологии здоровья, отметим, что при социологической диагностике используются количественные методы в виде социологического опроса и качественные методы сбора информации - интервью, наблюдение, беседа, анализ документов и статистических данных.

Социологическая диагностика социального здоровья молодежи представлена в виде исследования социального здоровья путем получения методических данных для построения общей картины здоровья молодежи в контексте социальных, экономических и профессиональных групп.

Выстраивая социальную политику в молодежной среде, необходимо проводить социологическую диагностику социального здоровья молодежи.

Диагностика здоровья молодежи позволит принимать наиболее эффективные решения. Ведь главным условием эффективности социального управления -является постановка точного социологического диагноза. Получив диагноз в результате социологической диагностики, можно будет выбрать наиболее оптимальные средства для более эффективных преобразований в сфере социального здоровья молодежи. Таким образом, социологическая диагностика существует для социологического анализа объекта и обеспечивает направленность управленческих решений [8].

Характер социологической диагностики является разносторонним, но в любом случае, социологическая диагностика представлена в виде различных социальных технологий, которые необходимо использовать для принятия управленческих решений. Сущность социологической диагностики - это оценка исследуемого объекта и обеспечение для данного объекта наиболее оптимального функционирования.

Касаясь целей социологической диагностики, отметим, что прежде всего, сюда можно отнести определение факторов, оказывающих влияние на состояние исследуемого объекта. Данная цель позволит осуществлять контроль над происходящими тенденциями и давать обратную связь в виде управленческих решений [8].

В.В. Щербина предлагает рассматривать социологическую диагностику с точки зрения одного из трех предложенных им оснований, а именно:

1) как определенный процесс деятельности, который находится на стыке науки и практики;

2) как специфическое средство, создаваемое в рамках той или другой научной дисциплины, для реализации указанного процесса;

3) как дисциплина, деятельность которой обеспечивает создание средств и предусматривает теоретико-методологическое осмысление и обеспечение этого процесса [10].

Исходя из данных подходов, мы полагаем, что социологическую диагностику в области социального здоровья можно рассматривать как специфический процесс деятельности, который связан с определением состояния объекта. В нашем случае речь идет об исследовании состояния социального здоровья молодежи, социальных последствий и выработки необходимых мер повышения уровня здоровья молодежи с целью реализации последующего корректирующего воздействия с возможным изменения его состояния.

Проведенный нами анализ дает нам возможность рассматривать диагностику в качестве процесса распознавания и изучения как объекта (молодежи) или явления (социального здоровья) через определенные методы, средства и формы для выявления реального физического, психического или социального состояния данного объекта или явления, что в свою очередь, позволяет выявлять причинно-следственные связи.

В процессе диагностического исследования социального здоровья молодежи могут ставиться различные цели в зависимости от диапазона поставленных перед исследователем задач. Так, диагностике социального

здоровья молодежи и прогнозированию социальных последствий тех или иных поведенческих девиаций [11] может помочь такая методика, как исследование внутренней картины здоровья (ВКЗ), которая является своеобразным эталоном здоровья, с которым будут сравниваться полученные переменные с целью выявления степени отклонения. Вопрос определения нормативного образца вообще представляет собой дискуссионное явление в социологической науке при разработке программ и методов социального исследования.

Динамичный характер такого феномена, как социальное здоровье молодежи, связанного с социокультурной обусловленностью формирования отношения к здоровью, позволяет с более или менее достоверной точностью вырабатывать нормативные показатели в области диагностики социального здоровья; при этом важно учитывать, что социальные нормы в отношении картины здоровья могут варьировать в соответствии с конкретной исторической страной, культурой и т.д. Поэтому методика исследования внутренней картины здоровья в определенной степени позволяет выработать нормативный потенциал социального здоровья, на который можно будет ориентироваться при осуществлении диагностического исследования [12].

Рассматривая внутреннюю картину здоровья (ВКЗ), необходимо прибегнуть к системному подходу. Данный подход позволяет исследовать любой объект в качестве сложной системы, где все звенья очень тесно связаны между собой. При таком подходе внутренняя картина здоровья представлена в виде уровней и подсистем, на которые воздействуют определенные факторы, детерминирующие ВКЗ молодежи.

Внутреннюю картину здоровья невозможно рассмотреть без личностного подхода, который позволяет представить личность в качестве системы отношений, формирующихся в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях. Осознавая свои потребности, анализируя свои мысли, молодежь приходит к тому, что начинает обращать внимание на свое здоровье. Представления молодежи о здоровье может быть выражено как в адекватном отношении - здоровый образ жизни, укрепление здоровья, так и в пренебрежительном отношении. Основным компонентом ВКЗ является именно отношение объекта к своему здоровью в рамках трех уровней: когнитивного (познавательного), эмоционально-аффективного и поведенческого.

Когнитивный уровень предполагает совокупность субъективных заключений о здоровье, формирующийся у личности молодого человека в процессе социализации и жизненной практики. Эмоциональный уровень связан с различными видами психоэмоционального реагирования на состояние здоровья, а поведенческий уровень связан с актуализацией деятельности индивида по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Третий уровень отношения к здоровью является наивысшим и требует социальной активности субъекта. Слагаемыми ВКЗ являются биологические, физические резервы молодого человека, его психосоциальные возможности.

Таким образом, мы полагаем, что социологическая диагностика социального здоровья молодежи является одним из наиболее эффективных инструментов социального управления при решении индивидуальных и общественных проблем в области здоровья. Но необходимо отметить тот факт, что эффективность использования подхода будет зависит от того, как государственные органы на федеральном и региональном уровнях будут воплощать на практике рекомендуемые решения [13]. Это объясняется также и тем, что социальное здоровье молодежи отражает отношение общества к здоровью в целом, и на уровне планирования и проектирования социального управления в области системы здравоохранения, формирования и поддержки здорового образа жизни в том числе [14].

Социальное здоровье молодежи выступает в качестве одного из показателей мироощущения молодого поколения. Данный показатель является общей характеристикой удовлетворенности или, наоборот, неудовлетворенности молодежи своим социальным положением в обществе.

Интегральным показателем для определения уровня социального здоровья населений может считаться индекс развития человеческого потенциала, который был введен в XX веке и активно стал использоваться социальными работниками в работе. Индекс развития человеческого потенциала включает в себя: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, индекс уровня жизни. Совокупность этих показателей отражают три главных качества: здоровую жизнь, состояние знаний, достойный человека уровень жизни. Состояние национальной безопасности измеряется именно данными показателями [15].

В заключении хотелось бы отметить то, что социологическую диагностику в области социального здоровья можно рассматривать как специфический процесс деятельности, который связан с определением состояния объекта. В нашем случае речь идет об исследовании состояния социального здоровья молодежи, социальных последствий и выработки необходимых мер повышения уровня здоровья молодежи с целью реализации последующего корректирующего воздействия с возможным изменения его состояния. Таким образом, социологическая диагностика социального здоровья молодежи будет способствовать реализации основной задачи, стоящей перед российским обществом, - оценке социального здоровья современной российской молодежи и выработке адекватных мер по его улучшению.

Литература:

1. Ponomarev I.E., Gafiatulina N.K., Zritineva E.I., Kasyanov V.V., Bahutashyili T.V., Ponomarev P.A. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia). International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 250-257.

2. Колпина Л.В. Социальное здоровье: определение и механизмы влияния на общее здоровье: обзор литературы // Синергия. 2017. №2.

3. Гафиатулина Н.Х., Косинов С.С., Любецкий Н.П. Управление процессом формирования социального здоровья российской студенческой молодежи: социальные технологии управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. №3. С. 189-194.

4. Устав ВОЗ. Женева, 1968. С.1.

5. Кулиш В.В., Матвеева Н.А. Социальное измерение здоровья молодежи: проектирование показателей комплексного социологического исследования // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. №6. С. 89102.

6. Старостин А.М. «социальное самочувствие и идентичность» / Социальное самочувствие населения в современной России. Ростов н/Д, 2010. С. 211.

7. Москвич А.С. Социальное здоровье молодежи как фактор социально-экономического развития региона / Автореф.... канд. социолог. наук. Хабаровск, 2008.

8. Технологии диагностики административной работы // Под ред. Зинченко П.Г. Ростов н/Д., 2001.

9. Волков Ю.Г. Концептуализация социологического диагноза: теоретическая рефлексия //Гуманитарий Юга России. 2014. С. 29-38.

10. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. - М., 1993.

11. Касьянов В.В., Шкуропий О.И., Гафиатулина Н.Х. Специфика социальной адаптации молодежи как механизм профилактики поведенческих аддикций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12. С. 70-74.

12. Зузуля И.В. Социальное здоровье молодежи как фактор стабильности общественного развития и национальной безопасности России /дис.... канд. социолог. наук. Ростов н/Д, 2007.

13. Shakhbanova M.M., Kasyanov V.V., Gafiatulina N.Kh., Gluzman I.V., Polivina M.A., Gnatyuk M.A., Ramazanov R.O. The role of trust in the formation of ethnic tolerance and social health in the modern Russian society // Revista Inclusiones. 2019. Т. 6. № 2. С. 296 - 305.

14. Пономарев И.Е., Стриева Л.Ю., Олонец С.Б. Массовый спорт и спорт высших достижений как современный социокультурный феномен // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. №1.С. 236-240.

15. Иванов В.Н. Социальное здоровье граждан - управляемый объект // Знак вопроса. 2005. №4.

Literature:

1. Ponomarev I.E., Gafiatulina N.K., Zritineva E.I., Kasyanov V.V., Bahutashyili T.V., Ponomarev P.A. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia). International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1.

2. Kolpina L.V. Social health: definition and mechanisms of influence on general health: literature review // Synergy. 2017. No2.

3. Gafiatulina N.Kh., Kosinov S.S., Lyubetskiy N.P. Management of the process of formation of social health of Russian students: social management technologies // State and municipal management. Scholarly notes of SKAGS. 2018. No3. S. 189-194.

4. WHO Constitution. Geneva, 1968. P. 1.

5. Kulish V.V., Matveeva N.A. The social dimension of youth health: designing indicators of a comprehensive sociological study // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. No.6. S. 89-102.

6. Starostin A.M. "Social well-being and identity " / Social well-being of the population in modern Russia. Rostov n / a, 2010.S. 211.

7. Moskvich A.S. Social health of youth as a factor in the socio-economic development of the region / Abstract .... Cand. sociologist. sciences. Khabarovsk, 2008.

8. Technologies for diagnostics of administrative work // Ed. Zinchenko P.G. Rostov n / D, 2001.

9. Volkov Yu.G. Conceptualization of a sociological diagnosis: theoretical reflection // Humanitarian of the South of Russia. 2014.S. 29-38.

10. Shcherbina V.V. Means of sociological diagnostics in the control system. - M., 1993.

11. Kasyanov V.V., Shkuropiy O.I., Gafiatulin N.Kh. The specifics of social adaptation of youth as a mechanism for the prevention of behavioral addictions // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019. No 12. P. 70-74.

12. Zuzulya I.V. Social health of youth as a factor in the stability of social development and national security of Russia / dis .... Cand. sociologist. sciences. Rostov n / a, 2007.

13. Shakhbanova M.M., Kasyanov V.V., Gafiatulina N.Kh., Gluzman I.V., Polivina M.A., Gnatyuk M.A., Ramazanov R.O. The role of trust in the formation of ethnic tolerance and social health in the modern Russian society // Revista Inclusiones. 2019.Vol. 6. No. 2. P. 296 - 305.

14. Ponomarev I.E., Strieva L.Yu., Olonets S.B. Mass sport and sports of the highest achievements as a modern sociocultural phenomenon // State and Municipal Administration. Scientists notes. 2019.No1.C. 236-240.

15. Ivanov V.N. Social health of citizens - a managed facility // Question mark. 2005. No4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.