УДК 316.796
РО! 10.23672/8ДЕ.2020.2.56058
Пономарев Игорь Евгеньевич
кандидат социологических наук, профессор,
Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Нагорных Виктория Николаевна
старший преподаватель,
Донской государственный
технический университет;
Институт физической культуры,
кафедра физического воспитания и спорта
Igor E. Ponomarev
Candidate of Sociological Sciences, Professor,
Rostov State University of Economics [email protected]
Victoria N. Nagornyh
Senior teacher,
Donskoy State Technical University (DHTU);
Institute of Physical Culture,
Department of Physical Education and Sports
Роль физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта в формировании жизненных стратегий российской молодежи
The role of sports
and recreational activities and sports in shaping the life strategies of russian youth
Аннотация. Здоровая молодежь - это мощный ресурс для развития общества. Среди актуальных вопросов, связанных с молодежью, важным является вопрос о жизненном планировании. Авторы статьи в работе указывают на то, что физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт способствуют выстраиванию успешных жизненных стратегий молодежи. Повышение значимости физической культуры в массовом сознании и социальных практиках молодежи позволяет воспитать активных, здоровых, талантливых молодых людей, нацеленных на саморазвитие и самосовершенствование.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, физкультурно-оздоровительная деятельность, спорт, здоровье, здоровый образ жизни, молодежь, ценностные установки, жизненное ориентирование, жизненные стратегии.
Annotation. Healthy youth is a powerful resource for the development of society. Among topical issues related to youth, the issue of life planning is important. The authors of the article believe that sports and fitness activities and sports contribute to building the life strategies of youth. Increasing the importance of physical culture in the mass consciousness and social practices of young people makes it possible to raise active, healthy, talented young people aimed at self-development and self-improvement.
Keywords: physical education, physical culture, physical-health-improving work, sport, health, healthy lifestyle, youth, value attitudes, life orientation, life strategies.
Современная молодежь является особой социально-демографической и социокультурной группой, которая одновременно выступает и субъектом социального воспроизводства, и активным носителем социальных инноваций. Молодежь - это мощный ресурс для развития России, будущая элита страны, высококвалифицированные специалисты и эксперты в разных областях жизни.
Исследования многих ученых направлены на изучение специфики молодежи как социально-демографической группы, особенностей их социального положения, взаимоотношений с другими общественными группами. Активным образом рассматриваются ценностные ориентации и установки молодежи, а также - саморегуляция
смысложизненных ценностей в культурном пространстве [1; 2]. Интерес вызывают проблемы жизненного самоопределения молодежи [3]. Особое внимание уделяется социальному здоровью российской молодежи, их установкам на здоровый образ жизни [4; 5]. Важное место в изучении молодежных проблем занимают работы, касающиеся физического воспитания молодежи: спорт рассматривается как базовый ресурс здоровой нации, а также важным является популяризация физической культуры и спорта в массовом сознании молодежи [6; 7].
Стоит отметить, что очень актуальной на сегодняшний день темой исследований в гуманитарных и социальных науках является тема жизненного проектирования: исследуются жизненные
планы, жизненные ориентиры, жизненные притязания, жизненные перспективы и жизненные стратегии [8; 9]. Среди множества проблем, связанных с молодежью, ставятся, в то же время, и вопросы о представлениях молодых людей о своем будущем: исследуется жизненный мир молодежи, структура жизненных стратегий российского студенчества [10].
Анализ научной литературы данного предметного поля свидетельствует о том, что вопросы жизненного проектирования молодежи активно отражаются в рамках различных концептуальных исследований. Также, на наш взгляд, не менее важным и актуальным в вопросе жизненного проектирования молодежи является фактор физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта. Этим обстоятельством обусловлен выбор цели данного исследования.
В рамках данной статьи мы определим роль физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта в формировании жизненных стратегий российской молодежи.
Сегодня в связи с активными трансформационными процессами в обществе молодые люди находятся в условиях неопределенности и вынуждены конструировать свою реальность, выбирая новые модели поведения, выстраивая жизненные стратегии, направленные на относительно благополучную жизнь.
Концепт «жизненные стратегии» стал использоваться отечественными учеными в 80-х годах XX века. Отметим, что понятие «жизненные стратегии» применяется в работах психологов, социологов, философов, педагогов. Одним из самых распространенных и признанных в отечественной науке определений данного термина является определение К. А. Абульхановой-Славской. В ее понимании «стратегия жизни» - это стратегия поиска , обоснования и реализации своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований с личностной активностью, ее ценностя ми и способом самоутверждения [8, с. 67]. Любая стратегия воз никает сначала как замысел жизни, а в дальнейшем требует реализации на практике. А на практике люди сталкиваются и с тем, что открывает дорогу для реализации их замысла, и с тем, что ему противоречит, что может увести в сторону. Жизненная стратегия соотносится с настоящим повседневным и ориентирована на долговременную перспективу. Жизненные стратегии молодежи предполагают активность, ответственную деятельность, в результате которой личность преобразует свое жизненное пространство в лучшую сторону, в том числе и в сторону оздоровления.
В данной работе под жизненной стратегией молодежи мы подразумеваем динамическую систему перспективного ориентирования молодых людей, которая направлена на позитивное конструирование своей будущей жизни. Социологический подход к пониманию роли физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта в формировании жизненных стратегий российской молодежи заключается в рассмотрении типичных для нее
притязаний в контексте жизненной ситуации. Основными характеристиками жизненных стратегий молодежи является принятие ответственности за свою жизнь и здоровье, осмысленность физкультурно-оздоровительной жизнедеятельности, наличие выстроенной системы ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ).
В этой связи, уместным будет вспомнить, что на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, который проходил в октябре 2019 года, Президент В.В. Путин отметил, что здоровый образ жизни является синонимом успеха. Трудно переоценить социальную роль физического воспитания, в связи с чем, перед государством стоит очень важная задача вовлечения граждан России, в особенности молодых людей, в систематические занятия физической культурой и спортом.
Ценностные ориентации молодежи, вовлеченной в спортивную субкультуру, отличаются от ценностных установок тех молодых людей, которые не занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью и спортом [11]. Выстраивая свои жизненные стратегии, молодые люди ориентируются на успешность, саморазвитие, активную жизненную позицию, а занятия спортом способствуют поддержанию дисциплины, организованности, концентрации внимания, социальной активности, коммуникабельности, работоспособности, интеллектуального развития, стрессоустой-чивости и в целом жизненного самочувствия человека.
Физической культуре и спорту присущи общекультурные функции:
- общеобразовательная (полноценное формирование жизненного фонда двигательных знаний, умений и навыков, общефизического развития и создания основы ЗОЖ);
- жизненно-преобразовательная (преодоление стереотипов наследственного детерминизма психофизического состояния, формирования стратегии ЗОЖ на поведенческом уровне);
- коммуникативно-трансляционная (обеспечение трансляции опыта ведения ЗОЖ, преемственности ценностных ориентаций, формирующих стратегии физкультурно-оздоровительной жизнедеятельности).
Понимание специфической сущности этих функций позволяет тактически верно определить роль и значение физической культуры и спорта в жизни молодежи; сформулировать цели физкультурно-оздоровительной деятельности; систему задач, средства, методы обучения и развития российской молодежи в целях формирования у нее устойчивой стратегии здоровьесбережения, в частности, и жизненных стратегий, в целом [12].
Современная социальная реальность представлена таким образом, что молодежь, чтобы быть успешной и востребованной, должна быть здоровой, заниматься спортом, что помогает развивать различные навыки и способности, позволяющие стать более организованными, коммуникабельными,
работоспособными и стрессоустойчивыми. В связи с этим, физическое воспитание помогает молодым людям сконструировать реальность вокруг себя и избежать деструктивного влияния рискогенных факторов социальной среды [13].
По данным опроса Всероссийского центра общественного мнения каждый второй россиянин (62 %) считает, что занятие спортом - это важный элемент воспитания детей. По мнению граждан России, физкультурно-оздоровительная деятельность и занятия спортом улучшают здоровье их детей (87 %), содействуют их гармоничному развитию (29 %), формируют характер (26 %) и дисциплинируют (17 %) [14].
Если обратиться к молодым предпринимателям, которые успешно выстраивают свои жизненные стратегии и добиваются высоких результатов во многих сферах жизни, то мы увидим, что спорт помогает реализовывать поставленные задачи. Успешные предприниматели-практики утверждают, что спорт и физические нагрузки - это хорошие помощники в решении бизнес-задач. По мнению Алексея Иркова, технического директора проекта Altair Digital, именно спорт развивает навык достижений. По его мнению, «любая нагрузка влечёт за собой выброс гормона эндор-фина, что способствует снижению стресса, повышению настроения. Так что, регулярные занятия спортом помогают мне расслабиться и восстановить энергию. Во время тренировок отключаешься от забот, переключаешься только на физическую нагрузку» [15].
Безусловно, необходимо отметить, что физкультурно-оздоровительная деятельность способствует реализации не только карьерных стратегий, также - спорт помогает развитию гармоничных взаимоотношений в семье. Совместные занятия спортом сближают членов семьи, у них
Литература:
1. Сердюченко Я.В. Ценность семьи в иерархии ценностей молодёжи на Юге России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 103-107.
2. Зубок Ю.А. Самоорганизация в механизме саморегуляции жизнедеятельности молодежи практики / Зубок Ю.А., Чупров В.И., Любутов А.С. Под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской. // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и М., 2019. С. 15-35.
3. Ральникова И.А. Жизненные перспективы молодежи в условиях социальных изменений / И.А. Ральникова, О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова. Барнаул, 2018.
4. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье и социализация российской студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 11. С. 175-180.
5. Воробьёв Г.А. Формирование установки на здоровый образ жизни как мера профилактики де-виантного поведения среди молодежи / Г.А. Воробьёв, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин //
появляются совместные цели и общие темы для разговоров.
Также, физкультурно-спортивные занятия выступают в качестве хорошего хобби и проведения досуга молодежи. Рекреационная среда городского пространства предлагает нам прокатиться по зе-л е н ому парку на специально оборудованных велодорожках, попрыгать на батутах в центрах развлечений, в торговых центрах оборудованы катки, помещения для боулинга, работают студии танцев, йоги, фитнес залы с тренажерами [16].
Таким образом, на основе проведенного нами анализа видно, что спорт и физическая культура развивают физические, психические и социальные качества личности, дают молодому человеку веру в собственные силы и возможности, способствуют борьбе со стрессом, стимулируют к достижению результата, успех которого зависит от силы воли, целеустремленности и трудолюбия молодого человека. Физкультурно-оздоровительная деятельность помогает выстраивать систему установок, формировать собственные жизненные стратегии, основываясь на своих ценностных ориентациях.
В связи с этим, необходимо регулярно делать акцент на позитивной роли физической культуры и спорта в жизни молодежи. Физически активный образ жизни должен быть доступным, необходимым, интересным, а самое главное человек должен осознавать, что такой образ жизни неразрывно связан с моделью социально-успешного человека. Для популяризации спорта в сознании и социальных практиках молодежи важно реализовывать целый комплекс научно-методических, организационных, правовых, финансово-экономических мер на государственном, региональном и муниципальном уровнях.
Literature:
1. Serdyuchenko Ya.V. Family value in the hierarchy of youth values in the South of Russia // Humanitarian, Social, Economic and Social Sciences. 2014. № 1. P. 103—107.
2. Zubok Yu.A. Self-organization in the mechanism of self-regulation of youth's life / Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov, A.S. Lyubutov; ed. S.V. Ryazantseva, T.K. Rostov // Youth and youth policy: new meanings and practices M., 2019. P. 15-35.
3. Ralnikova I.A. Life prospects of youth in the conditions of social change / I.A. Ralnikova, O.S. Gurova, E.A. Ippolitova. Barnaul, 2018. 336 p.
4. Gafiatulinа N.Kh. Social health and socialization of Russian student youth // Social and humanitarian knowledge. 2014. № 11. P. 175-180.
5. Vorobyov G.A. The formation of the attitude towards a healthy lifestyle as a measure of the prevention of deviant behavior among young people / G.A. Vorobyov, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin //
Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С. 54-58.
6. Ponomarev I.E. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia). International Journal of Applied Exercise Physiology / I.E. Ponomarev, N.K. Gafiatulina, E.I. Zritineva, et al. 2019. Т. 8. № 2.1. P. 250-257.
7. Пономарев И.Е. Популяризация в российском обществе физической культуры и спорта как фактора формирования ценностных ориентаций молодежи / И.Е. Пономарев, О.Ю. Стриева, С.И. Са-мыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. С. 61-64.
8. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
9. Резник Ю.М. Жизненный выбор человека: сущность и стратегии реализации // Личность. Культура. Общество. 2012. Вып. 2. № 71. С. 123137.
10. Легостаева Н.И. Структура жизненных стратегий современного российского студенчества : дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2012. 186 с.
11. Кузнецов П.К. Гуманистические ценности массового спорта как средство формирования всесторонне развитой личности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 152. URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/gumanisticheskie-tsennosti-massovogo-sporta-kak-sredstvo-formirovaniya-vsestoronne-razvitoy-lichnosti
12. Gafiatulina N.Kh. Social health of students in the gender dimension // Bulletin of Perm State University. 2015. № 17. P. 146-157.
13. Давыдова С.А. Функции физической культуры в формировании стратегии здоровьесбережения // Дискуссия. 2012. № 4(22). С. 146-148.
14. Опрос ВЦИОМ «Россия - спортивная страна». URL : //https://wciom.ru/index.php?id=236&uid= 10001
15. Спорт в помощь: как физические нагрузки помогают решать бизнес-задачи. URL : //https://biz360.ru/materials/sport-v-pomoshch-kak-fizicheskie-nagruzki-pomogayut-reshat-biznes-zadachi
16. Пономарев И.Е. Организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в студенческой среде / И.Е. Пономарев, С.В. Барсуков // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2. С. 225-229.
Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019. № 10. P. 54-58.
6. Ponomarev I.E. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia). International Journal of Applied Exercise Physiology / I.E. Ponomarev, N.K. Gafiatulina, E.I. Zritineva, et al. 2019. Т. 8. № 2.1. P. 250-257.
7. Ponomarev I.E. Popularization in the Russian society of physical culture and sport as a factor in the formation of value orientations of youth / I.E. Ponomarev, O.Yu. Strieva, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. P. 61-64.
8. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life strategy. M., 1991. 299 р.
9. Reznik Yu.M. Human life choice: essence and implementation strategies // Personality. The culture. Society. 2012. Vol. 2. № 71. P. 123-137.
10. Legostaeva N.I. The structure of life strategies of modern Russian students : dis. ... cand. sociol. sciences. SPb., 2012. 186 p.
11. Kuznetsov P.K. The humanistic values of mass sport as a means of forming a comprehensively developed personality // Izvestiya RGPU im. A.I. Herzen. 2012. № 152. URL : https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/gumanisticheskie-tsennosti-massovogo-sporta-kak-sredstvo-formirovaniya-vsestoronne-razvitoy-lichnosti
12. Gafiatulina N.Kh. Social health of students in the gender dimension // Bulletin of Perm State University. 2015. № 17. P. 146-157.
13. Davydova S.A. Functions of physical culture in the formation of a health-saving strategy // Discussion. 2012. № 4(22). P. 146-148.
14. A survey by the All-Russian Public Opinion Research Center «Russia is a sports country». URL : // https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10001/
15. Sports to the rescue: how physical activities help solve business problems. URL : //https://biz360.ru/ materials/sport-v-pomoshch-kak-fizicheskie-nagruzki-pomogayut-reshat-biznes-zadachi/
16. Ponomarev I.E. Organization of mass sports and fitness work in the student environment / I.E. Ponomarev, S.V. Barsukov // State and Municipal Administration. Scientists notes. 2019. № 2. P. 225229.