Научная статья на тему 'Многоуровневая система организации физического воспитания молодежи в контексте реализации здоровьесберегающих технологий'

Многоуровневая система организации физического воспитания молодежи в контексте реализации здоровьесберегающих технологий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УРОВНИ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОЛОДЕЖЬ / PHYSICAL EDUCATION / SPORTS / FITNESS WORK / PHYSICAL EDUCATION ORGANIZATION SYSTEM LEVELS / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / FITNESS AND FITNESS TECHNOLOGIES / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Тютюнников Виктор Иванович

Данная статья посвящена проблеме организации физического воспитания молодежи в контексте реализации здоровьесберегающих технологий. Авторы статьи считают, что физическое воспитание это одна из тех социально-культурных сфер, в рамках которой существует возможность решения множества социальных задач, в особенности, задачи здоровьесбережения молодежи. В работе особый акцент делается на трех уровнях организации физического воспитания молодежи: макросоциальном (государственном), мезосоциальном (региональном), а также микросоциальном (когнитивно-ценностном и поведенческом).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пономарев Игорь Евгеньевич, Тютюнников Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTILEVEL SYSTEM FOR ORGANIZING THE PHYSICAL EDUCATION OF YOUTH IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

This article is devoted to the problem of organizing a healthy lifestyle. The authors of the article believe that physical education is an opportunity to solve various social problems. The authors of the article believe that physical education is one of those socio-cultural spheres, within the framework of which it is possible to solve many social problems, in particular, the tasks of youth health. In the work, special emphasis is placed on three levels of the organization of physical education of youth: macro-social (state), mesosocial (regional), and micro-social (cognitive-value and behavioral).

Текст научной работы на тему «Многоуровневая система организации физического воспитания молодежи в контексте реализации здоровьесберегающих технологий»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 20 20. № 1 УДК 316.796 DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-1-246-250

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Пономарев кандидат социологических наук, профессор,

Игорь Ростовский государственный экономический университет (РИНХ]

Евгеньевич (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69]. E-mail: ponomarev.igor54@gmail.com

Тютюнников старший преподаватель, Институт физической культуры и спорта, Виктор кафедра физического воспитания и спорта, Донской государственный

Иванович технический университет (344000, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1]. E-mail: viktorivanovich@gmail.com

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме организации физического воспитания молодежи в контексте реализации здоровьесберегающих технологий. Авторы статьи считают, что физическое воспитание - это одна из тех социально-культурных сфер, в рамках которой существует возможность решения множества социальных задач, в особенности, задачи здоровьесбережения молодежи. В работе особый акцент делается на трех уровнях организации физического воспитания молодежи: макросоциальном (государственном), мезосоциальном (региональном), а также микросоциальном (когнитивно-ценностном и поведенческом).

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, спорт, физкультурно-оздоровительная работа, уровни системы организации физического воспитания, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физкультурно-оздоровительные технологии, молодежь.

Здоровье выступает в качестве одной из основных ценностей в иерархии ценностных ориен-таций человека [1, с. 11]. Несмотря на данный неоспоримый факт, нельзя не заметить, что в настоящее время зафиксировано критическое состояние данного показателя в российском обществе, также отмечен низкий уровень культуры здоровья [2]. Статистические данные и результаты многих эмпирических исследований о состоянии здоровья российского общества указывают на необходимость поиска причин данной негативной тенденции и стратегий, направленных на повышение уровня здоровья населения России.

Нельзя переоценить актуальность данной проблемы для развития благополучного общества - об этом свидетельствует широкий спектр направлений социогуманитарного знания, в рамках которых работают ученые в области здоровья. Активно исследуется феномен «культура здоровья» как одна из главных составных частей культуры общества, которая необходима для преодоления факторов риска и поиска механизмов воспроизводства здоровья как ресурса социального развития [3]. Особое внимание уделяется здоровью молодежи, в частности студенческой молодежи, выступающей носителем большого интеллектуального потенциала. В рамках данного направления исследования особый интерес вызывают работы, в которых обосновывается важность социального здоровья в студенческой молодежной среде как одного из основных факторов, способствующих успешному процессу социализации [4,5].

Также исследователи отмечают тот факт, что одним из эффективных средств развития здоровья молодежи выступает физическое воспитание и спорт, так как в настоящее время идет массовое привлечение молодежи к формам активного образа жизни, физкультурной и спортивной деятельности [6,7]. Важное место в исследованиях здоровья молодежи занимает рассмотрение здоро-вьесберегающих технологий в образовательном процессе, где важно соблюдать гармоничное и слаженное взаимодействие образовательной среды и студентов как основного субъекта образования [8, 9].

Как мы видим, в научной литературе широко изучается проблема здоровья и здоровьесбережения населения России: активно исследуются вопросы, затрагивающие культуру здоровья, подчеркивается значимость для российского общества социального здоровья молодежи, рассматривается роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе [10]. Несмотря на многоплановость научных исследований интересующего нас предметного поля, возникает мысль о том, что в социологической литературе недостаточно раскрыт вопрос об уровнях системы физического воспитания молодежи в контексте реализации здоровьесберегающих технологий.

Цель данной статьи - рассмотреть уровни организации системы физического воспитания молодежи в контексте реализации здоровьесберегающих технологий.

На наш взгляд, система физического воспитания молодежи должна проходить на трех уровнях: на уровне макросоциальной среды (государственном, федеральном], на уровне мезосоциаль-ной среды (региональном], а также на уровне микросоциальной среды. Важную роль в этом направлении играет использование современных здоровьесберегающих технологий, а также просветительская работа в молодежной среде в целях повышения ее информированности о необходимости ответственного отношения к собственному здоровью.

Прежде чем вести речь о многоуровневой системе организации физического воспитания молодежи, необходимо остановить взор на категории физического воспитания и понятии «здоро-вьесберегающие технологии».

Физическое воспитание - это одна из тех социально-культурных сфер, в рамках которой существует возможность решения разных социальных задач. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указана значимая роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России, стабилизации демографической обстановки и снижении смертности граждан в трудоспособном возрасте1. В связи с этим, перед государством стоит важная задача, которая заключается в создании комфортных условий для занятия спортом, популяризации спорта в молодежной среде, повышении конкурентоспособности российского спорта на мировом уровне. В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года обозначены основные целевые ориентиры, которые поспособствуют повышению здоровья нации: увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, активное развитие спортивно-зрелищной индустрии и спортивной промышленности, обеспечение доступности спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг2. Для реализации задач, обозначенных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, необходимо внедрение здоровьесберега-ющих технологий в жизнь населения России, особенно в жизнь молодежи.

Под здоровьесберегающими технологиями в данной работе мы понимаем комплекс мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов социальной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека на всех этапах его развития [8]. Данный комплекс мер включает в себя оздоровительные, образовательные, педагогические и прочие методы физического воспитания, с помощью которых возможно достижение поставленных целей [11, с. 110].

Для того чтобы понять, каким образом реализуется в российском обществе комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья молодежи на всех этапах ее развития, мы остановимся на рассмотрении многоуровневой системы организации физического воспитания.

Первым уровнем является уровень макросоциальной среды, позволяющий раскрыть роль государства в плане разработки качественной нормативно-правовой базы, направленной на развитие физической культуры и спорта и популяризацию здоровьесбережения среди молодежи.

Опираясь на цели и задачи, обозначенные в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, в России реализуется федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы»3. В рамках данной целевой программы в 2019 году была произведена реконструкция двух объектов: ФГБУ «Южный федеральный центр спортивной подготовки», г. Сочи, Краснодарский край и объектов спортивной базы в г. Кисловодске. Помимо этого, были произведены работы в ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», с. Чурапча, Республика Саха (Якутия] - строительство общежития студентов ЧГИФКиС на 200 мест со столовой на 100 посадочных мест.

Также был разработан сводов правил по строительству спортивных сооружений и государственные стандарты на спортивное оборудование и инвентарь. Была произведена закупка

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Официальный портал Правительства России. URL: http://government.ru/info/6217 (Дата обращения: 25.01.2020 г.)

2 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Официальный портал Министерства спорта РФ URL: https://www.mmsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (Дата обращения: 25.01.2020 г.)

3 О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 18 июня 2019 года). Постановление Правительства от 21 января 2015 года № 30. URL: http://docs.cntd.ru/document/420248844

искусственных покрытий для футбольных полей для спортивных детско-юношеских школ и закупка спортивного оборудования для спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва.

Наряду с ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 -2020 годы», которая, как мы видим закончит свою деятельность в нынешнем году, начал свою реализацию проект «Спорт - норма жизни» - это часть национального проекта «Демография»1. Целью данного проекта является увеличение доли населения, по большей части молодого, регулярно занимающихся физической культурой и спортом путем мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях и в корпоративной среде, в том числе вовлечения в подготовку и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Программы социального здоровьесбережения, реализуемые на федеральном (государственном] макроуровне, активно поддерживаются регионами (на мезосоциальном уровне]. В частности, стоит отметить, что сейчас стало очень популярно принимать участие в забегах или марафонах: зимний марафон «Дорога жизни» (г. Санкт-Петербург], пробег «Ростовское кольцо» (г. Ростов-на-Дону], Донской марафон (г. Ростов-на-Дону], Гонка Героев (проходит во многих городах России].

При этом Ростовская область активно начала осуществлять региональный проект «Спорт -норма жизни». Для молодых людей особой значимостью обладает то, что Ростовская область в 2020 году примет Спартакиаду учащихся России 2020 г. Проведение соревнований по 23 дисциплинам, а также официальные церемонии открытия и закрытия Спартакиады назначены на лето 2020 года. Финалы соревнований пройдут в Ростове-на-Дону, Таганроге и Азовском районе. В Ростове-на-Дону пройдут финальные соревнования по акробатическому рок-н-роллу, брейкингу, баскетболу (юноши и девушки], велосипедному спорту на шоссе, треке и маунтинбайку, гандболу (девушки], гребле на байдарках и каноэ, академической гребле, настольному теннису, пляжному волейболу, синхронному плаванию, современному пятиборью, греко-римской борьбе, стендовой стрельбе и триатлону. В Таганроге состоятся финалы по гандболу (юноши], парусному спорту, тхэквондо (ВТФ] и стрельбе из лука. В селе Кулешовка Азовского района пройдут финалы Спартакиады по хоккею на траве (юноши, девушки].

В целом, на основе проведенного анализа на макро- и мезосоциальном уровнях, очевидно, что система организации физического воспитания российской молодежи в контексте реализации здо-ровьесберегающих технологий является весьма эффективной. Об этом свидетельствуют и данные эмпирических исследований: так, в настоящее время доля россиян, занимающихся спортом с той или иной периодичностью, выросла с 38% в 2006г. до 60% в 2018г. Наиболее активно занимаются спортом (ежедневно/почти ежедневно] 18-24-летние респонденты (23%]. Самый популярный вид спорта среди молодых россиян - легкая атлетика, в том числе бег и спортивная ходьба: чаще других на беговую дорожку выходят молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (59%]2.

А каким же образом, может строиться система организации физического воспитания молодежи на микросоциальном уровне?

Микросредовой уровень предусматривает «особые жизненные обстоятельства», определяющие сознание и поведение молодежи [12, с. 31]. В этой связи, на наш взгляд, микросоциальный уровень организации системы физического воспитания молодых людей в контексте здоровьесберега-ющих технологий должен реализовываться на двух основных подуровнях: когнитивно-ценностном и поведенческом. На когнитивно-ценностном уровне молодежь должна получить знания о физкультурно-оздоровительных технологиях, здоровье как терминальной ценности человека, а также понять, что представляет собой здоровый образ жизни. А уже на поведенческом уровне будет происходить непосредственное применение полученных знаний в рамках социальных практик молодежи. На когнитивно-ценностном и поведенческом уровнях непосредственными акторами процесса формирования системы физического воспитания для молодых людей является также государство, образование, семья, СМИ и сами молодые люди.

Конечно, нельзя упустить роль образования в процессе формирования системы физического воспитания для молодых людей. В образовательном процессе, будь то система среднего общего образования или высшего образования, необходимо наличие в учебных планах дисциплин по физическому воспитанию. Включая данные дисциплины в учебный процесс в контексте реализации здо-ровьесберегающих технологий, требуется соблюдать такие правила, как: учитывать особенности

1 Федеральный проект «Спорт - норма жизни» [Электронный ресурс] // https://norma.sport/about/ (Дата обращения: 26.01.2020)

2 Спортивная Россия: быстрее, выше, сильнее. Опрос ВЦИОМ от 28 августа 2018 г. URL: https: / / wciom.ru/index.php?id=236&uid=9272

обучающихся; преподавателю необходимо ознакомиться с результатами медицинских осмотров; осваивая учебный материал, обучающиеся не должны испытывать сильную физическую и эмоциональную нагрузку; необходимо поддерживать в учебных группах благоприятный социально-психологический климат.

Конечно, перечисленные нами акторы, участвующие в процессе формирования системы физического воспитания молодежи в контексте реализации здоровьесберегающих технологий, обладают высокой значимостью, но без активного участия самих молодых людей в организации данной системы, она не будет являться эффективной. Молодым людям необходимо целенаправленно пополнять знания о здоровье, здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительные технологиях, понимать, какие факторы могут нанести вред здоровью, быть активными участниками программ, которые реализуются на всех макросоциальном и мезосоциальном уровнях среды.

Итак, для решения задач по улучшению показателей здоровья молодежи, внедрения здоро-вьесберегающих технологий необходимо создание многоуровневой системы организации физического воспитания с учетом макро-, мезо- и микросоциального уровней среды. Активная работа, проводимая на уровне государства и регионов, работа с семьей и самими молодыми людьми на микросоциальном уровне (с учетом когнитивно-ценностного и поведенческого подуровней] позволит обеспечить наиболее благоприятный режим физического воспитания российской молодежи в реализации здоровьесбережения нации.

Литература

1. О чем мечтают россияне (размышления социологов]. Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2012. 181 с.

2. Жук С.С., Стуканова И.П. Здоровье россиян как показатель качества человеческих ресурсов // Стандарты и качество. 2018. № 8. С. 86 - 88.

3. Переверзева Э.В., Филиппова С.Н., Белых С.И. Здоровый образ жизни как проявление культуры здоровья человека // Вестник Российской международной академии туризма. 2016. № 3. С. 129.

4. Гафиатулина Н.Х. Здоровье как ценность в среде учащейся молодежи. Ростов-на-Дону: РАС ЮРГУЭС, 2009. 166 с.

5. Ponomarev I.E., Gafiatulina N.K., Zritineva EI., Kasyanov V.V., Bahutashyili T.V., Ponomarev P.A. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia]. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 250 - 257.

6. Пономарев И.Е., Ляшко Г.И. Спорт в среде студенческой молодежи как компонент физической культуры и фактор подготовки спортсменов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №4. С. 50 - 53.

7. Куликова Н.А., Плетцер С.В., Якуткина И.В. Физическая культура в жизни студенческой молодежи // Наука-2020. 2019. № 4 (29]. С. 11 - 19.

8. Ивахненко Г.А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах // Вестник института социологии. 2013. № 6. С. 100 - 111.

9. Формирование заинтересованности у студентов технического вуза к занятиям физической культурой / Е.А. Мальгинова [и др.] // Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С. 101 - 102.

10. Gafiatulina N.K., Makadey L.I., Gluzman I.V., Lozhechkina A.D., Volkova L.A., Bandurin A.P. The role of health-saving technologies in the process of students educational and professional socialization. EurAsian Journal of BioSciences. 2019. Т. 13. № 2. С. 1557 - 1563.

11. Должикова Х.В., Лобачев Г.А. Здоровьесберегающие технологии. Тюмень. Изд-во: «Вектор Бук». 2017. C. 110 - 113.

12. Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2009. 487 с.

Ponomarev Igor Evgenyevich, candidate of sociology, professor, Rostov State University of Economics (RINH] (69, Bolshaya Sadovaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation], E-mail: ponomarev.igor54@gmail.com

Tyutyunnikov Viktor Ivanovich, Senior Lecturer, Institute of Physical Culture and Sports, Department of Physical Education and Sports, Donskoy State Technical University (DSTU), (1, Gagarina Sq., Rostov-on-Don, 344000, Russian Federation]. E-mail: viktorivanovich@gmail.com

MULTILEVEL SYSTEM FOR ORGANIZING THE PHYSICAL EDUCATION OF YOUTH IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

Abstract

This article is devoted to the problem of organizing a healthy lifestyle. The authors of the article believe that physical education is an opportunity to solve various social problems. The authors of the article believe that physical education is one of those socio-cultural spheres, within the framework of which it is possible to solve many social problems, in particular, the tasks of youth health. In the work, special emphasis is placed on three levels of the organization of physical education of youth: macro-social (state), mesosocial (regional), and micro-social (cognitive-value and behavioral).

Keywords: physical education, physical education, sports, fitness work, physical education organization system levels, healthy lifestyle, health-saving technologies, fitness and fitness technologies, youth.

References

1. O chem mechtayut rossiyane (razmyshleniya sociologov]. Analiticheskij doklad. M.: IS RAN, 2012. 181 p.

2. ZHuk S.S., Stukanova I.P. Zdorov'e rossiyan kak pokazatel' kachestva chelovecheskih resursov // Standarty i kachestvo. 2018. № 8. P. 86 - 88.

3. Pereverzeva E.V., Filippova S.N., Belyh S.I. Zdorovyj obraz zhizni kak proyavlenie kul'tury zdorov'ya che-loveka // Vestnik Rossijskoj mezhdunarodnoj akademii turizma. 2016. № 3. P. 129.

4. Gafiatulina N.H. Zdorov'e kak cennost' v srede uchashchejsya molodezhi. Rostov-na-Donu: RAS YURGUES,

2009. 166 p.

5. Ponomarev I.E., Gafiatulina N.K., Zritineva E.I., Kasyanov V.V., Bahutashyili T.V., Ponomarev P.A. The influ-

ence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia]. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. T. 8. № 2.1. P. 250 - 257.

6. Ponomarev I.E., Lyashko G.I. Sport v srede studencheskoj molodezhi kak komponent fizicheskoj kul'tury i

faktor podgotovki sportsmenov // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2019. №4. P. 50 - 53.

7. Kulikova N.A., Pletcer S.V., YAkutkina I.V. Fizicheskaya kul'tura v zhizni studencheskoj molodezhi // Nau-ka-2020. 2019. № 4 (29]. P. 11 - 19.

8. Ivahnenko G.A. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v rossijskih vuzah // Vestnik instituta sociologii. 2013. № 6. P. 100 - 111.

9. Formirovanie zainteresovannosti u studentov tekhnicheskogo vuza k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj / E.A. Mal'ginova [i dr.] // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2012. № 5. P. 101 - 102.

10. Gafiatulina N.K., Makadey L.I., Gluzman I.V., Lozhechkina A.D., Volkova L.A., Bandurin A.P. The role of health-saving technologies in the process of students educational and professional socialization. Eur-Asian Journal of Biosciences. 2019. T. 13. № 2. P. 1557 - 1563.

11. Dolzhikova H.V., Lobachev G.A. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii. Tyumen'. Izd-vo: «Vektor Buk». 2017. P. 110 - 113.

12. Tezaurus sociologii: tematicheskij slovar'-spravochnik / pod red. ZH.T. Toshchenko. M., 2009. 487 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.