УДК 316.034
DOI 10.23672/SAE.2019.10.39003
Воробьёв Геннадий Александрович
доктор философских наук,
доцент,
директор
Института дистанционного обучения и развития информационно-коммуникационных технологий, Пятигорский
государственный университет [email protected]
Гафиатулина Наталья Халиловна
кандидат социологических наук, доцент,
докторант кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет [email protected]
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор,
профессор кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Gennady A. Vorobiev
Doctor of Philosophy, Associate Professor,
Director of the Institute for Distance Learning and Development of Information and Communication Technologies, Pyatigorsk State University [email protected]
Natalya Kh. Gafiatulina
Candidate of Sociological Science,
Associate Professor,
Doctoral student of the Department
of Regional Sociology
and Modelling Social Processes,
Institute of Sociology and Regional Studies,
Southern Federal University
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor,
Professor of chair of Human Resource Management and Sociology Rostov State Economic University (RINH) [email protected]
Формирование установки
на здоровый образ жизни как мера профилактики девиантного поведения среди молодежи
Аннотация. Статья посвящена проблеме профилактики девиантного поведения в молодежной среде. В качестве профилактической меры авторы рассматривают формирование у молодежи установки на здоровый образ жизни. В статье анализируются детерминанты, обуславливающие появление девиаций в молодежной среде, а также утверждается, что здоровый образ жизни обеспечивает всестороннее раскрытие творческих способностей, рациональное использование физических, психологических, интеллектуальных и социальных ресурсов молодежи.
Ключевые слова: молодежь, здоровье, здоровый образ жизни, девиантное поведение, девиация, профилактика, социализация.
В
последние годы все больше активизируется внимание исследователей к проблемам
Forming a plant
for a healthy lifestyle as a measure of prevention of deviant behavior among youth
Annotation. The article is devoted to the problem of prevention of deviant behavior in the youth environment. As such a preventive measure, the authors consider the formation of a healthy lifestyle for young people, article analyzes the determinants that cause the appearance of deviations in the youth environment.A healthy lifestyle provides a comprehensive disclosure of creative abilities, the rational use of physical, psychological, intellectual and social resources of youth.
Keywords: youth, health, healthy lifestyle, deviant behavior, deviation, prevention, socialization.
современной молодежи и возрастает научный интерес к изучению молодежной проблематики в
контексте формирования установки на здоровый образ жизни и профилактики социальных девиаций.
В условиях функционирования современного рискогенного социального пространства особую важность представляет эффективное использование методов и средств сохранения и укрепления здоровья молодежи в целях максимально полной реализации ее потенциальных возможностей в личной и профессиональной сферах деятельности.
В то же время, современные исследователи (Л.В. Буянова, Э.Н. Вайнер, Г.С. Никифоров, Т.И. Прокопенко, A.M.Столяренко и др.) отмечают, что на данном этапе общественного развития отсутствует приоритет здорового образа жизни (ЗОЖ), не разработан механизм ответственности молодого человека за выбор способов жизнедеятельности, слабо поставлена пропагандистская установка на здоровый образ жизни [1].
В рамках социологической теории молодежь в широком смысле трактуется как обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В узком смысле, молодежь представляется социально-демографической группой, выделяемой на основе обусловленной возрастом специфике социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, ценностей и образа жизни [2, с. 267].
Как правило, в силу несовпадения интересов, ценностей, требований социальной нормы и требований жизни (определенного образа жизни) этой особой социально-демографической группы, формируется девиантное поведение молодежи [3].
Как же интерпретируется категория «девиантное поведение »?
Понятие «девиантное поведение» в российскую социальную науку ввел криминолог-правовед и социолог Я.И. Гилинский. Основой данного поведения, ведущей к смене жизненных ориентиров, изменения здорового образа жизнина нездоровый, и отклонений в поведении индивидов и групп, является возникающее разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии молодых людей, а такое поведение является условием или попыткой совершенствования социума, улучшения социального развития [4].
С точки зрения социологии под девиантным (отклоняющимся) поведением молодежи понимается поведение, нарушающее социальные нормы и общепринятые ценности определенного общества. Девиантное поведение молодежи выражается в поступках, «отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, традиций» [5, с. 736].
В науке существует три подхода к анализу деви-антного поведения: биологический (Ч. Ломброзо,
У. Шелдон), психологический (З. Фрейд, А. Адлер), социологический (Р.Мертон, Э. Дюркгейм). В зависимости от подхода, девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетаться с иными клиническими формами или быть единичным феноменом, являться устойчивым или неустойчивым, наконец, иметь различную направленность и социальную значимость [6, с. 27].
Как показывает анализ современного социологического дискурса в области социальной девиа-ц и и , можно обозначить две группы объективных и субъективных основных детерминант, обуславливающих появление девиаций в молодежной среде. К группе объективных детерминант относится:
- аномийное состояние современного общества, условия социальной дезорганизации и некоторое ослабление нормативного контроля;
- в группу субъективных детерминант, безусловно, входят проблемы социализации в микросоциальной среде молодого человека, и, в первую очередь, в семье, а также трудности социальной адаптации молодых людей [7].
В основе оценки девиантного поведения моло-дежилежит анализ ее взаимодействий с социальной реальностью, поскольку доминирующий «принцип нормы - адаптивность - исходит из приспособления (адаптивности) по отношению кчем-то или кому-то», т.е., к реальному социальному окружению молодого человека [6, с. 31].
Как подчеркивают Т.Г. Дергоусова и И.А. Семе-нец, выбор девиантной стратегии поведения молодежи детерминирован не только результатом неудачной социализации, но и трудностями-социальной адаптации к сложным жизненным ситуациям, таким, например, как: сложные психоэмоциональные и социальные условия, конфликтные взаимоотношения в семье или учебно-образовательной (трудовой) среде, резкая смена привычных жизненных стереотипов, социальная фрустрацияи пр. [8].
Обобщая социальные условия социализации молодежи, П.С. Самыгин выделил следующие причины девиантного поведения молодежи:
- увеличение количества молодежи, относящейся по своему социальному статусу к маргинальным и социально исключенным отторгнутым группам;
- увеличение социальной неопределенности и рискогенности в интеграционном процессе; разрыв между традиционными общечеловеческими ценностями и ценностями массовой культуры;
- снижение уровня жизни основной массы российских семей; кризис молодежной идентичности [9, с. 180].
К сожалению, естественная адаптация аддикта (молодого субъекта, практикующего аддиктивное
поведение)нарушена на психофизиологическом и социально-психологическом уровнях, и явным признаком этого является субъективное ощущение дискомфорта на психофизиологическом и социально-психологическом уровнях [10].
С целью восстановления комфорта на социально-психологическом и психофизиологическом уровнях молодой индивид прибегает к девиант-ному поведению как определенному способу получения благоприятного социального самочувствия, создается иллюзорное восприятие решения той или иной личностной проблемы. Такого рода способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Поэтому главной задачей и важнейшей мерой профилактики девиантного поведения среди молодежи является формирование у нее установки на формирование здорового образа жизни (далее, ЗОЖ), а также формирование активной жизненной позиции по отношению к собственному физическому, психическому и социальному здоровью [11]. Несомненно, что ЗОЖ является главной составляющей существования современного индивида иобеспечивает всестороннее раскрытие творческих способностей, рациональное использование физических, психологических, интеллектуальных и социальных ресурсов всякого молодого человека. Образ жизни индивида в значительной степени определяется и формируется культурой личности и социума. Важнейшими факторами ЗОЖ являются физическая культура и спорт. Регулярные и систематические занятия физическими упражнениями и спортом, укрепляют здоровье, развивают физические способности и способствуют психосоциальному становлению молодежи [12]. При этом физическая культура и спорт выступают как важное средство профилактики аддиктивного поведения молодежи.
ЗОЖ предполагает соблюдение условий повседневной жизни и является:
- во-первых, способом активизации неспецифических защитных сил организма, средством, повышающим иммунные силы;
- во-вторых, инструментом адаптации личности к всевозможным перегрузкам (психоэмоциональным, социально-коммуникативным, информационным);
- в-третьих, теоретическим обоснованием принципа профилактики [13].
ЗОЖ по Ю.П. Лисицыну - это не только отсутствие вредных привычек и наличие полезных, но и активная деятельность субъекта по формированию физически, психологически, духовно и социально развитой и гармоничной личности, способной к сохранению здоровья и активному долголетию. Согласно социальной модели все стороны, составляющие целостную модель здоровья (физическое, психическое, духовное, социальное) - более чем на 50 % зависит от образа жизни личности [14].
В целом, ЗОЖ является понятием весьма емким, содержащим в себе не только проблемы медицинского характера (сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, рациональное чередование туда и отдыха, профилактика вредных привычек и пр.), но и общественного, в частности: качество жизни, характеризуемое уровнем материального благополучия, жилищные условия, рациональное использование досу-гового времени, качество межличностных отношений.
Формирование в молодежной среде установки на здоровый образ жизни - длительный и многоаспектный процесс, успешность которого определяется рядом условий, в числе которых мы выделяем:
- охват в процессе формирования установки важнейших параметров жизнедеятельности личности ;
- освоение норм поведения, соответствующих здоровому образу жизни; ориентация при организации процесса формирования установки на здоровый образ жизни на особенности возрастных этапов развития личности.
Весь комплекс мероприятий по формированию установки на здоровый образ жизни в молодежной сред, должен быть подчинен единым целям и соответствующим образом перестраиваться под влиянием различных факторов объективного (проведение цикла мероприятий) и субъективного характера (изменения в сознании и поведении молодого человека). Целостное воздействие проявляется в том, что основные сферы личности (познавательная, ценностно-мотивационная, деятельностная) влияют на изменение отношения молодого индивида к себе как к личности и как полноценному члену общества [15].
Согласно результатам проведенного нами социологического экспертного опроса о мерах по повышению эффективности формирования установок на ЗОЖ и профилактики девиантного поведения среди молодежи, были сделаны следующие выводы [16]:
- во-первых, необходима организация молодежного досуга (85,3 %);
- во-вторых, решение проблемы трудоустройства молодежи и приобретения ею устойчивого социального положения (70,6 %);
- в-третьих, укрепление законодательной базы в рамках социальной работы с молодежью, а также обеспечение скоординированной работы всех субъектов профилактики (58,8 %);
- в-четвертых, усовершенствование воспитательной работы в рамках формирования здо-ровьесберегающих образовательных технологий (55,9 %);
- в-пятых, формирование мировоззрения молодежи с опорой на общечеловеческие, духовно-нравственные и патриотические ценности (52,9 %).
На наш взгляд, формирование установки на ЗОЖ должно включать в себя несколько мероприятий:
- во-первых, пропаганда социальной ценности и значимости ЗОЖ;
- во-вторых, комплексная обучающая и воспитательная деятельность, направленная повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, формирование у молодежи мотивации на ведение ЗОЖ;
Литература:
1. Буянова Л.В. Формирование здорового образа жизни учащихся как профилактика девиант-ного поведения // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 9. С. 243-248.
2. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М., 2008.
3. Байрамов В.Д. Проблемы социальной работы с молодежью в современной России / В.Д. Байрамов, А.В. Лубский, М.О. Пухкалова, О.В. Степанов. Ростов н/Д., М., 2009. 520 с.
4. Гилинский Я.И. Глобализация и девиант-ность. СПб, 2006.
5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Гри-цанов, В.Л. Абушенко и др. Мн., 2003. 1312 с.
6. Руководство по аддиктологии / Под ред. В.Д. Менделевича. СПб., 2007. 768 с.
7. Верещагина А.В. Парадоксы толерантности и девиантное поведение молодежи / А.В. Верещагина, Н.Х.Гафиатулина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 4.
8. Дергоусова Т.Г. Профилактика аддикций в молодежной среде на основе формирования представлений о здоровом образе жизни / Т. Г. Дергоусова, И. А. Семенец // Интегрированные подходы в профилактике зависимостей в молодежной среде: материалы первого Международного форума. Ростов н/Д., 2015. С. 203206.
9. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи. Ростов н/Д., 2006.
10. Gafiatulina N.Kh. Social security and social health of Russian society : monograph / N.Kh. Gafiatulina, S.I. Imgrunt, S.I. Samygin. Saarbucken : Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124 p.
11. Верещагина А.В. Роль социального здоровья российской молодежи в обеспечении социальной безопасности / А.В. Верещагина, С.И. Самыгин, Н.Х. Гафиатулина // Национальное здоровье. 2015. № 3-4. С. 196-206.
- в-третьих, профилактика вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, наркомании);
- в-четвертых, побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.
В формировании ЗОЖ приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья молодежи, формирование активной мотивации в отношении самосохранительного, здоровьесбе-регающего поведения.
Literature:
1. Buyanova L.V. The formation of a healthy lifestyle of students as prevention of deviant behavior // Sustainable development of science and education. 2018. № 9. P. 243-248.
2. Sociology of youth. Encyclopedic Dictionary / Ans. ed. Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov. M., 2008.
3. Bayramov V.D. Problems of social work with youth in modern Russia / V.D. Bayramov, A.V. Lubsky, M.O. Pukhkalova, O.V. Stepanov. Rostov-on/D., M., 2009.
4. GilinskyYa.I. Globalization and deviance. SPb., 2006.
5. Sociology: Encyclopedia / Comp. A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko et al. Mn., 2003. 1312 p.
6. Guide to addictology / Ed. V.D. Mendelevich. SPb., 2007.768 p.
7. Vereshchagin A.V. Paradoxes of tolerance and deviant behavior of youth / A.V. Vereshchagin, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 4.
8. Dergousova T.G. Prevention of addictions in the youth environment based on the formation of ideas about a healthy lifestyle / T.G. Dergousova, I.A. Semenets // Integrated approaches to the prevention of addictions in the youth environment: proceedings of the first International Forum. Rostov-n/D., 2015. P. 203-206.
9. Samygin P.S. Deviant behavior of youth. Rostov-on/D., 2006.
10. Gafiatulina N.Kh. Social security and social h ealth of Russian society : monograph / N.Kh. Gafiatulina, S.I. Imgrunt, S.I. Samygin. Saarbucken : Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124 p.
11. Vereshchagina A. V. The role of social health of the Russian youth in ensuring social security / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin, N.Kh. Gafiatulina // National Health. 2015. № 3-4. P. 196-206.
12. Любецкий Н.П. Инновационные подходы к формированию физкультурно-образованной личности в современных условиях / Н.П. Любецкий, А. А. Князев, С.Н. Пожидаев // В сборнике: Инновации: спортивная наука и практика Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2016. С. 32-54.
13. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие. М., 2016. 256 с.
14. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М., 2010. 512 с.
15. Gafiatulina N.Kh. Social health of student youth in south Russia: analysis of the perception of socio-cultural risks (2018). Modern Journal of Language Teaching Methods / N.Kh. Gafiatulina, G.A. Voro-byev, S.I. Imgrunt, S.I. Samygin, A.T. Latysheva, L.I. Ermakova, L.I. Kobysheva. 2018. Т. 8. № 6. С. 32-41.
16. Макаренкова Н.Ю. Эффективность профилактики девиантного поведения и пропаганды здорового образа жизни среди несовершеннолетних: социологический анализ // Современные исследования социальных проблем. 2011.
12. Lyubetsky N.P. Innovative approaches to the formation of a fitness education person in modern conditions / N.P. Lyubetsky, A.A. Knyazev, S.N. Po-zhidaev // In the collection: Innovations: sports science and practice. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. 2016.
13. Nazarova E.N. Healthy lifestyle and its components. M., 2016.256 p.
14. Lisitsyn Yu.P. Public health and healthcare. M., 2010.512 p.
15. Gafiatulina N.Kh. Social health of student youth in south Russia: analysis of the perception of socio-cultural risks (2018). Modern Journal of Language Teaching Methods / N.Kh. Gafiatulina, G.A. Voro-byev, S.I. Imgrunt, S.I. Samygin, A.T. Latysheva, L.I. Ermakova, L.I. Kobysheva. 2018. T 8. № 6. a 32-41.
16. Makarenkova N.Yu. The effectiveness of the prevention of deviant behavior and the promotion of a healthy lifestyle among minors: a sociological analysis // Modern studies of social problems. 2011.