Научная статья на тему 'Специфика социально-экономического развития региона на современном этапе'

Специфика социально-экономического развития региона на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1263
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ / САМОРАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS / CLASSIFICATION OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS / SELF-DEVELOPMENT OF REGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коломникова Анастасия Александровна

В данной статье приводится классификация регионов по уровню развития, в соответствии с которой предложена концепция саморазвития регионов, имеющих низкий социально-экономический уровень развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF SOCIAL AND ECONOMICAL REGION DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE

The article offers classification of regions by level of development according to which the concept of self-development of the regions having low social and economic level of development is stated.

Текст научной работы на тему «Специфика социально-экономического развития региона на современном этапе»

ЭКОНОМИКА

УДК 332.1

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© Анастасия Александровна Коломникова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры мировой и национальной экономики, e-mail: dissovet@tsu.tmb.ru

В данной статье приводится классификация регионов по уровню развития, в соответствии с которой предложена концепция саморазвития регионов, имеющих низкий социально-экономический уровень развития.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие регионов; классификация социальноэкономического развития регионов; саморазвитие регионов.

Исторически сложившиеся различия в социально-экономическом развитии регионов России оказывают важное влияние на структуру и эффективность экономики страны в целом, стратегию институциональных преобразований и социально-экономической политики.

С началом рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионов стали увеличиваться, что можно объяснить отличиями в структуре экономики каждого региона, сопровождающимися значительным ослаблением регулирующей роли государства.

Регионы можно классифицировать по уровню развития:

- кризисные;

- отсталые (слаборазвитые);

- депрессивные;

- регионы-доноры.

Кризисные регионы - регионы, подвергшиеся воздействию глобальных природных или техногенных катастроф, регионы военных конфликтов, разрушающих накопленный экономический потенциал, приводящих к массовой миграции населения, а также регионы, в которых экономический кризис может привести к необратимым социальным и политическим последствиям. К ним может быть отнесен не весь регион, а только его часть, несколько регионов или смежные части нескольких регионов. В настоящее время

в РФ выделены четыре крупных кризисных района: Центральный, включающий 17 регионов Северо-Западного, Центрального, ВолгоВятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов; Южный, состоящий из соседних регионов Северного Кавказа и южных регионов Поволжья; Уральский, в который входят 4 субъекта Федерации с глубоким спадом производства; Южно-Сибирско-Дальневосточный, состоящий из республик Алтай, Тыва, Бурятия; Алтайского края, Читинской и Амурской областей.

Как отмечает академик А.Г. Гранберг [1], понятие отсталости региона имеет смысл только в контексте общей социальноэкономической ситуации в стране. К таким регионам можно отнести регионы, которые имеют низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны. Для того чтобы регион был отнесен к отсталым, используются следующие критерии: величина валового регионального продукта на душу населения, величина денежного дохода на душу населения, соотношение величины денежного дохода и прожиточного минимума и т. д. Но окончательное решение о придании региону статуса «отсталого» должно быть политическим. В настоящее время Совет по исследованию производительных сил (СОПС) к отсталым регионам отнес 11 регионов РФ: Марий Эл, Мордовия, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Северная Осетия, Ка-

бардино-Балкария, Алтай, Тыва, Ингушетия и Чечня.

Регион называется депрессивным, если у него более низкие, чем в целом по стране показатели социально-экономического развития, хотя в прошлом это были развитые регионы, а по отдельным показателям занимали ведущие места. Другое определение депрессивного региона дали Л.В. Смирнягин и Г.В. Былов: «депрессивные регионы - территории, которые сильно и устойчиво отстают от других по главным социально-экономическим показателям, в том числе по темпам развития» [2].

Следует зафиксировать, что когда депрессия становится общерегиональной и общехозяйственной, традиционное толкование лишается смысла: ее пришлось бы распространить на все производственно-хозяйственные структуры и все регионы и, следовательно, выхолостить ее характерное содержание. В этих условиях депрессивными следует считать территории, в пределах которых негативные явления (спад производства. снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии и т. п.) более высокие, чем общероссийские. Степень же такого превышения является показателем актуальности проблемы и определяет одновременно приоритетность ее решения. Зачастую такие регионы обладают высоким уровнем производственно-технического потенциала, высококвалифицированными кадрами. Но в силу ряда причин (например, из-за трансформации конъюнктуры рынка) эти регионы утратили свою былую роль.

Принято различать старопромышленные и новые депрессивные регионы. Большинство старопромышленных депрессивных регионов находятся в европейской части России и на юге Сибири и Дальнего Востока.

Главная причина формирования такого рода регионов в общих источниках и последствиях общероссийского кризиса. Сюда следует отнести накопленные десятилетиями структурные диспропорции народного хозяйства и «усталости» производственного аппарата и населения, отсутствие достаточно продуманной и регламентированной политики реформирования экономики и, как следствие, инфляцию, нарастающий по прошедшим годам реформирования спад производства,

утрату продовольственной независимости страны, структурные перекосы в затратах на производство продукции и уменьшение в них доли фонда оплаты труда, ослабление трудовой дисциплины и преобладание интереса к финансово-банковской и торговой сфере, разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализацию экономики, паразитирование на дележе методом приватизации скудеющего национального богатства, значительное увеличение внешнего долга при одновременном оттоке капитала за пределы России, криминализацию экономики. Все это определенным образом проецируется на хозяйство депрессивного региона, для которого рыночная специфика с вышеуказанными характеристиками обернулась неэквивалентным товарообменом и безвозвратным оборотом колоссальных денежных средств, созданием искусственных условий для необходимости дотаций из федерального бюджета.

Еще одна из причин появления таких регионов лежит в истории страны. В годы первых пятилеток Правительством СССР было принято решение образовать производственную базу на Урале, развивать отсталые регионы Закавказья и Средней Азии. Это привело к тому, что наиболее развитые в то время районы центральной и западной части СССР выступали в качестве доноров. То же самое замечалось и в 1960-е гг., когда происходило усиленное развитие Сибири.

С переходом к рыночной экономике в начале 1990-х гг. возникли новые депрессивные регионы, которые в наибольшей степени пострадали от разрыва экономических связей, сокращения государственных заказов на продукцию высокотехнологических отраслей. Для большинства старопромышленных депрессивных регионов эти процессы еще более увеличили кризисные явления.

В результате экономического кризиса начала 1990-х гг. наиболее пострадавшими оказались регионы, в которых сосредоточились предприятия военно-промышленного комплекса, сельскохозяйственного машиностроения, технологического оборудования, легкой промышленности и приборостроения [1]. На практике встречается прямая зависимость доходности регионов от наличия на их территории природных ресурсов. Чем больше добывается на территории того или иного региона нефти, газа, руды и других природ-

ных ресурсов, тем выше у него доходы, в сравнении с регионами, где промышленная добыча полезных ископаемых отсутствует. Регионы, обладающие высоким удельным весом добывающих отраслей, находятся в более выигрышном положении.

В существующей классификации особое место принадлежит регионам-донорам. Фактически деление регионов на доноры и дотационные определяется через отношение доходов региона к его издержкам. Если в социально-экономической сфере издержки выше, чем доходы, то регион дотационный, если издержки равны доходам - не дотационный. Если же доходы выше, чем сумма издержек, то этот регион донор.

Следует отметить, что не всякий дотационный регион депрессивный, как и не всякий депрессивный регион дотационный. Тоже можно сказать и о соотношении кризисных и дотационных регионов. Но на практике достаточно часто среди дотационных регионов встречаются депрессивные.

В условиях неравномерного роста производства по территории важным требованием является выравнивание региональных уровней социально-экономического развития. Разница между богатейшими и беднейшими регионами Российской Федерации по важнейшим макроэкономическим показателям составляет несколько десятков раз. Процесс дифференциации социально-экономических параметров контролируется во всех развитых странах. Социально ориентированная рыночная экономика не допускает чрезмерных различий региональных социальных и экономических уровней, хотя в отличие от планового хозяйства их значительный разрыв здесь неизбежен. Даже в объединенной Европе дифференциация между различными регионами меньше, чем у нас в стране. Большая дифференциация наблюдается только при сравнении стран «золотого» миллиарда с беднейшими странами Африки.

Решение проблемы требует обеспечения условий активизации экономических рычагов в депрессивных и отсталых регионах путем интенсификации, специализации производства, его диверсификации, межрегиональной интеграции и кооперации.

Осуществляемые меры государственной поддержки позволяют лишь частично амортизировать нарастание в регионах негатив-

ных тенденций, избежать, за исключением отдельных мест, каких-либо серьезных социальных конфликтов. В последние годы в регионах России наблюдается значительный рост темпов социально-экономического развития. Но в целом результат неадекватен усилиям государственных и хозяйственных организаций. Можно отметить две главные причины такого положения:

- система господдержки депрессивных

регионов все еще несет на себе отпечаток административно-командных методов

управления без достаточно продуманной системы принимаемых решений и без единого экономического механизма их реализации;

- отсутствие целенаправленной нормативно-правовой работы, результатом которой была бы система экономических условий для саморазвития депрессивных регионов с учетом их места и роли в народном хозяйстве страны.

В последние годы стала привлекать пристальное внимание специалистов разных научных направлений проблема саморазви-вающихся систем [3]. Наибольшую склонность к саморазвитию проявляют региональные и территориальные системы, накопившие опыт самоорганизации и саморегуляции как относительно обособленные подсистемы более высокого уровня [4]. Подобные системы способны не только поддерживать свое внутреннее равновесие, но и изменять структуру взаимосвязей под воздействием внешних и внутренних факторов.

Под саморазвитием региона понимается настройка его экономики на достижение устойчивого состояния самосовершенствования, т. е. саморегулирование при практическом отсутствии внешнего воздействия. Цель регионального саморазвития - создать в регионе конкурентную среду, побуждающую производителей производить качественные товары, а продавцов - продавать их по доступным ценам, формируемым свободным рынком.

Естественно, экономическая самостоятельность региона не должна вступать в противоречие с целостностью экономического пространства России. Но и при соблюдении этого непременного условия открывается необозримый простор для взаимовыгодного делового сотрудничества, обеспечивающего приток в экономику субъекта Федерации ка-

питала, современных технологий на основе совместных инвестиционных проектов, осуществляемых многими регионами при одновременном налаживании хозяйственных связей с другими странами.

В близком родстве с понятием саморазвития находятся широко известные термины «самоокупаемость», «самофинансирование», «самоуправление», прочно укрепившиеся в научной экономической литературе и в управленческой практике.

Из синтеза перечисленных понятий саморазвитие вбирает в себя их наиболее важные составляющие, но приобретает при этом новое смысловое качество, не присущее каждому из составляющих его понятий, рассматриваемых в отдельности. В этом проявляется известное свойство синергичности категории «саморазвитие» по отношению к составляющим ее частям.

Каждое из исходных понятий, лежащих в основе синтезируемого понятия «саморазвитие региона», относится либо к определенным видам ресурсов (самоокупаемость, самофинансирование), либо к отдельным функциям (самоуправление). Саморазвитие региона - гораздо более широкое понятие, охватывающее экономическое использование всех ресурсов региона, включая природные, материальные, трудовые, финансовые, информационные, обмен ресурсами и продуктами экономической деятельности внутри и вне региона, оперативное и стратегическое управление экономикой региона, воздействие на социальные процессы, осуществление региональных программ и участие в целевых региональных программах, регулирование межбюджетных отношений и участие в осуществлении реформ.

Саморазвитие не означает отказа региона от федеральной бюджетной поддержки, от других видов помощи. Однако оно отражает осознанную и подкрепленную действием тенденцию движения в этом направлении. Взявший курс на саморазвитие регион делает все от него зависящее для снижения дотационной федеральной поддержки до потенциально достижимого в данных условиях уровня, который должен быть четко просчитан, а покрытие остальных расходов принимает на себя. Переход к самообеспечению - ближайшая цель саморазвития, а достижение финансовой независимости региона от бюд-

жетных и иных ассигнований со стороны Федерации - безусловный приоритет.

Региональная дифференциация проявляется в том, что возможности самообеспечения и связанная с ними экономическая зависимость регионов от федерального центра у разных регионов не совпадают. Около десяти субъектов Федерации являются крупными донорами федерального бюджета. Остальные находятся в положении реципиентов.

Однако такое разделение отображает лишь финансовую сторону региональной дифференциации, производную от более глубоких социально-экономических особенностей, в частности от различий в структуре и состоянии экономики, в условиях ее функционирования, в наличии и полноте использования природных, материальных, трудовых ресурсов и, наконец, в уровне жизни населения. Этими различиями обусловлена классификация регионов по степени самообеспеченности и самодостаточности с выделением таких групп, как «нуждающиеся» и «особо нуждающиеся» регионы.

В практике региональной политики советских времен ведущим был принцип «выравнивания». В целях преодоления исторически сложившейся экономической отсталости некоторых национально-территориальных образований национальный доход перераспределялся в их пользу. Ту же самую цель преследовало и размещение производительных сил на территории страны. Такая политика зримо способствовала прогрессу в экономике и социальной сфере, расценивавшемуся как одно из важнейших завоеваний социализма. Время, однако, показало, что у этой медали есть и оборотная сторона. По сравнению с уровнем 1913 г. отсталые в прошлом регионы действительно уходили далеко вперед, но их отставание все равно сохранялось, в сопоставлении с другими регионами они проигрывали. Навязанное сверху размещение производительных сил не позволило экономике регионов развиваться комплексно. Идея выравнивания обернулась безынициативностью, пассивностью, способствовала укоренению привычки видеть выход из напряженной ситуации только в получении поддержки от федерального центра.

Концепция саморазвития тоже предполагает «выравнивание» в том смысле, что ее реализация в итоге позволит экономически

отсталым регионам подняться до уровня нынешних «доноров». Но подниматься они будут собственными силами, на основе самостоятельно разработанной программы действий.

Конкретными инструментами регионального саморазвития в условиях перехода к рыночным отношениям являются формирование бюджета субъекта Федерации в его взаимосвязи с федеральным и местными бюджетами, поддержка товаропроизводителей и бизнеса, меры по оживлению производства и возбуждению спроса на товары и услуги, дальнейшая приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, сопровождаемая реструктуризацией производства.

Финансовое обеспечение регионов зависит не столько от распределения и перераспределения заданного объема бюджетных финансовых ресурсов между федеральным и субфедеральным уровнями, сколько от наполнения бюджетов, поступления средств в бюджеты.

Следовательно, возможности саморазвития региона лишь в малой степени зависят от перекачки денежных средств в региональные бюджеты. На них оказывает влияние главным образом рост доходов предприятий и населения, образующих налогооблагаемую базу.

Чтобы заработал финансовый механизм саморазвития, ключевой частью должны стать финансовые рычаги, ориентированные на рост производства, внедрение новых наукоемких технологий, а не распределительные

отношениями между федеральным центром и регионами. Вводя, например, налоговые льготы для предприятий и предпринимателей, мы на какое-то время ослабляем региональный бюджет, зато способствуем подъему производства и росту доходов. В дальнейшем это окупится: возрастет объем инвестиций в производство, увеличатся денежные поступления в бюджеты всех уровней.

Конечно, очень велика роль, которую играет финансово-бюджетный механизм в обеспечении саморазвития регионов. Но очевидна и необходимость трансформации сложившихся бюджетно-финансовых отношений между Федерацией и ее субъектами, преобразования бюджетно-налоговых систем на региональном и местном уровнях.

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: о структуре методологии и содержании (авторский комментарий) // Российский экономический журнал. 2000. № 11-12. С. 44.

2. Смирнягин Л.В., Быков Г.В. О программе помощи депрессивным регионам // Регионоло-гия. 1995. № 3. С. 31-43.

3. Татаркин А.И., Татаркин Д.А. Саморазвитие регионов в контексте федеративных отношений // Пространственная Экономика. 2008. № 4. С. 60-70.

4. Российский федерализм. Экономико-правовые проблемы / под ред. С.Д. Валентея. СПб., 2008.

Поступила в редакцию 15.04.2010 г.

UDC 332.1

SPECIFICS OF SOCIAL AND ECONOMICAL REGION DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE Anastasia Aleksandrovna Kolomnikova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of World and National Economics Department, e-mail: dissovet@tsu.tmb.ru

The article offers classification of regions by level of development according to which the concept of self-development of the regions having low social and economic level of development is stated.

Key words: social and economic development of regions; classification of social and economic development of regions; self-development of regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.