Научная статья на тему 'Специфика содержания раздела "новости" на официальных интернет-сайтах российских бизнес-субъектов'

Специфика содержания раздела "новости" на официальных интернет-сайтах российских бизнес-субъектов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
210
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ / CORPORATE WEBSITE / PR-ДИСКУРС / PR-DISCOURSE / ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ / GENRES OF JOURNALISM / НОВОСТНОЙ АНОНС / NEWS ANNOUNCEMENT / ИМИДЖ / IMAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анисимова Татьяна Валентиновна

В статье анализируются особенности интернет-жанра новостной анонс, который помещается на стартовой странице раздела Новости корпоративного сайта и сообщает о событии перед изложением основного материала. Выделяются две группы особенностей, присущих этому жанру. Первая группа отражает общую специфику PR-новостей (любых субъектов) по сравнению с новостями в СМИ. Вторая группа отражает специфику новостей на сайтах предприятий одного профиля по сравнению с тем стандартом, который рекомендуется в пиарологии. Эти особенности рассматриваются в статье на примере сайтов российских издательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE CONTENT OF THE “NEWS” SECTION ON THE OFFICIAL WEBSITES OF RUSSIAN BUSINESS ENTITIES

The article analyzes the characteristics of Internet genre of the news announcement, which is placed on the homepage in the news section of the corporate website and reports about the event in front of the main material. There are two groups of features specific to this genre. The first group reflects the overall specificity PR news (all subjects) in comparison with the news media. The second group reflects the specifics of the news on the websites of enterprises of the same profile compared with the standard, which is recommended in paralowie. These features are discussed in the article on the example websites of Russian publishing houses.

Текст научной работы на тему «Специфика содержания раздела "новости" на официальных интернет-сайтах российских бизнес-субъектов»

ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА «НОВОСТИ» НА ОФИЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-САЙТАХ РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-СУБЪЕКТОВ

Татьяна Валентиновна АНИСИМОВА,

доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики Волгоградского государственного университета, г. Волгоград, е-mail: atvritor@yandex.ru

В статье анализируются особенности Интернет-жанра новостной анонс, который помещается на стартовой странице раздела Новости корпоративного сайта и сообщает о событии перед изложением основного материала. Выделяются две группы особенностей, присущих этому жанру. Первая группа отражает общую специфику PR-но-востей (любых субъектов) по сравнению с новостями в СМИ. Вторая группа отражает специфику новостей на сайтах предприятий одного профиля по сравнению с тем стандартом, который рекомендуется в пиарологии. Эти особенности рассматриваются в статье на примере сайтов российских издательств.

Ключевые слова: корпоративный сайт, PR-дискурс, жанры журналистики, новостной анонс, имидж.

THE SPECIFICS OF THE CONTENT OF THE "NEWS" SECTION ON THE OFFICIAL WEBSITES OF RUSSIAN BUSINESS ENTITIES

Tatyana Valentinovna ANISIMOVA,

Doctor of Philology Professor of the Department of Literature and Journalism of Volgograd State University,

е-mail: atvritor@yandex.ru

The article analyzes the characteristics of Internet genre of the news announcement, which is placed on the homepage in the news section of the corporate website and reports about the event in front of the main material. There are two groups of features specific to this genre. The first group reflects the overall specificity PR news (all subjects) in comparison with the news media. The second group reflects the specifics of the news on the websites of enterprises of the same profile compared with the standard, which is recommended in paralowie. These features are discussed in the article on the example websites of Russian publishing houses.

Keywords: Corporate website, PR-discourse, genres of journalism, news announcement, image.

Изучение языка Интернета является сравнительно молодым направлением в отечественной и зарубежной лингвистике. При этом основное внимание исследователей сосредоточено на описании специфики использования языка в чатах и блогах, на форумах и т. п. - новой и весьма специфической сфере функционирования русского языка. Между тем для понимания общих тенденций использования языка в Интернете необходимо исследование всех его областей, в частности, корпоративных Интернет-сайтов, которые весьма редко привлекают внимание лингвистов. Относительная новизна отечественных корпоративных сетевых ресурсов как явления, история которого насчитывает всего около 15 лет, объясняет отсутствие значимых работ по данной тематике. В данной статье мы остановимся только на одном жанре, характерном для корпоративного сайта: новостном анонсе, который помещается на стартовой

странице раздела Новости и сообщает о событии перед изложением основного материала. Интерес к этому малому жанру обусловлен общим стремлением новостной журналистики к лаконичности и концентрации внимания на факте. В связи с этим малые жанровые формы, которые позволяют воспринимать максимальное количество информации за минимальное количество времени, становятся особенно популярными.

Новостной анонс как составляющая дискурса СМИ выполняет те же функции (информативную и воздействующую), что и другие публицистические тексты, однако их реализация в указанном жанре осуществляется специфически. Информативная функция выполняется опосредованно, поскольку здесь предъявляется информация об информации. Воздействующая функция трансформируется в рекламную, поскольку основная цель жанра состоит в возбуждении у потенциального читателя желания открыть соответствующую страницу и прочитать новость целиком.

Сопоставление новостных анонсов, помещаемых различными субъектами на своих сайтах, позволяет выявить существенную специфику этого жанра у субъектов разных типов.

Первая группа особенностей отражает общую специфику PR-новостей (любых субъектов) по сравнению с новостями в СМИ:

- Состав новостей в СМИ во многом зависит от реальных событий, происходящих в мире, более или менее объективно отражает событийную картину дня. Новости, в которых преобладает информационная функция, и новости, целиком ориентированные на воздействующую функцию, представлены обычно примерно поровну. В то же время состав новостей на корпоративных сайтах зависит от той стратегии формирования имиджа, которая была разработана самим субъектом. Компания сначала инициирует некоторые события, а затем их описание представляется как новость. Таким образом, здесь почти все новости ориентированы на функцию воздействия.

- В новостных анонсах в СМИ преобладает конфликтная информация, поскольку негативное событие воспринимается адресатом острее и вызывает больший интерес, чем положительное. Напротив, назначение PR-информации состоит в уравновешивании негатива, который сообщается в СМИ, положительной информацией о жизни субъекта, что в целом должно привести к формированию объективной картины работы компании.

- Новостные анонсы СМИ, как правило, более короткие и представляют минимум необходимой информации о материале. В то же время анонсы на сайтах компаний довольно объемны и включают весь лид-абзац Новости.

Рассмотрим в качестве примера анонсов медийных новостей страницу с сайта «Комсомольской правды»:

11:29

Поджоги на Южном берегу крыма продолжаются: в Алупке сгорели еще три иномарки

В пресс-службе МВД информацию не комментируют

11:23

турция надеется, что ей не придется вторгаться в сирию самостоятельно

Вице-премьер заявил, что это был бы «неправильный сценарий»

11:14

на сахалине произошла крупная утечка нефти

По предварительным данным, вылилось более 300 тонн «черного золота»

10:44

рубль в начале торгов в четверг снижался на 38 копеек и к доллару, и к евро

По состоянию на 10:00 мск, «зеленый» стоил 73,45 рубля, а «европеец» - 79,78

10:29

Юрий чернов: наталья крачковская была всенародной любимицей и настоящей звездой

Заслуженная артистка России скончалась в Москве на 78-м году жизни

10:27

лавров: россия не хочет конфронтации ни с сША, ни с Ес, ни с нАто

Министр заявил о необходимости формирования общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана

10:08

Минобороны РФ: Порядка 20 тонн гумпомощи доставили в сирийские населенные пункты Марзаф и Аль-Купаир

Почти треть местных жителей была убита террористами

10:04

Трамп пообещал заставить Apple производить iPhone в США

Так он рассчитывает создать новые рабочие места [видео]

В этом списке поровну присутствуют новости, в которых преобладает информационная функция (о поджогах, об утечке нефти, о курсе рубля, о доставке гуманитарной помощи), и новости, в которых преобладает воздействующая функция (в них представлены не описания самих событий, а оценочные суждения известных персон). Здесь очень мало оценочной лексики, а сами описываемые события (поджоги, вторжение на чужую территорию, утечка нефти, падение рубля, кончина актрисы, конфронтация стран, убийство мирных жителей) имеют отрицательную коннотацию и являются элементом атонального дискурса [2: 124].

А вот как выглядела в тот же день страница анонсов новостей на сайте компании «МегаФон»:

25 февраля 2016

«МегаФон» снижает цены на интернет

«МегаФон» обновил линейку интернет-опций в разных регионах России. С середины февраля каждая опция адаптирована под определённое устройство: смартфон, планшет или роутер. Но самое главное - оператор значительно улучшил условия: цены на интернет в ряде регионов снижены до 20%, а объём трафика - увеличен.

17 февраля 2016

«МегаФон» стал лучшим оператором 2015 г. по мнению пользователей Рунета

«МегаФон» признан лучшим оператором 2015 года по мнению сотен тысяч жителей России, принявших участие в открытом голосовании на экспертном проекте Hi-Tech Mail.Ru. В рамках ежегодной премии «Лучший гаджет по мнению Рунета» посетители портала выбирали лучшие мобильные устройства, а также лучшие телеком-компании и компании мобильного ритейла.

17 февраля 2016

Выбор красивого номера для абонентов «МегаФона» - бесплатно

Количество заказанных «красивых» номеров абонентами «МегаФона» в декабре 2015 года снизилось примерно на 10% по сравнению с декабрем 2014 года. При этом общее число заказов необычных номеров за прошлый год в целом сопоставимо с показателями 2014-го и 2013-го.

16 февраля 2016

LTE-Advanced от «МегаФона» приходит в Тулу

«МегаФон» первым из российских операторов запустил в Туле мобильную сеть стандарта LTE-Advanced. Клиентам компании будут доступны рекордные скорости передачи данных до 225 Мбит/с. тульская область стала 10 регионом страны, в котором работает сеть «МегаФона» данного стандарта.

16 февраля 2016

Проект «МегаФон помогает» привлек 1 500 частных инвесторов в благотворительность на Planeta.ru и получил награду «Digital Communications AWARDS - 2016»

Совместная благотворительная программа «МегаФона» и краудфандинговой платформы Planeta.ru, которая позволила привлечь более 3000000 рублей от частных инвесторов на поддержку 18 социальных проектов, получила признание на церемонии «Digital Communications AWARDS - 2016» как лучшая в номинации «Digital-проекты и стратегии (КСО-коммуникации)».

Все новости, представленные на этой странице (как и новости на других страницах этого сайта), имеют сугубо имиджевый характер, инициированы самим субъектом, рассказывают только о достижениях и победах (причем в избранных субъектом направлениях). Соответственно, тексты включают положительно-оценочную лексику, характеризующую как сам субъект (лучший оператор, победитель открытого конкурса), так и его продукцию (рекордные скорости, безопасный и конфиденциальный обмен информацией).

Таким образом, PR-дискурс заимствует внешнюю форму текстов СМИ, однако это лишь имитация публицистики, поскольку новости интересны здесь не сами по себе, а только как аргумент, подтверждающий декларируемую оценку. Если медийный дискурс, как и политический, является атональным по своей природе (построенным на конфликтной основе), то PR относится к гармонизирующим технологиям коммуникации, появление которых вызвано к жизни эпохой постмодерна, характеризующейся плюральностью и толерантностью социальной реальности. При этом важно понимать, что PR-инфор-мация - это только часть всей информации, которая окружает субъект PR. В связи с этим все текущие события в жизни организации тщательно анализируются на предмет соответствия ее PR-целям. «В этом и заключается одна из важных особенностей PR - отделять информацию, которая должна быть опубликована, от информации, которую публиковать нельзя ни в коем случае» [3].

Вместе с тем наблюдения показывают, что не все бизнес-субъекты одинаково грамотно подходят к заполнению раздела Новости. Здесь можно встретить послания, довольно существенно отличающиеся от традиционных новостей как по содержанию, так и по стилю. Поэтому вторая группа особенностей отражает специфику новостей на сайтах предприятий одного профиля по сравнению с тем стандартом, который рекомендуется в пиарологии [1: 194-200]. В некоторых случаях такие отклонения минимальны и объясняются спецификой производственной деятельности субъектов, в других весьма существенны и связаны с более глубокими причинами. В качестве примера рассмотрим особенности заполнения раздела Новости на сайтах издательств.

- На сайтах всех бизнес-субъектов Новости являются центральной страницей имиджевого блока, поскольку именно здесь субъект имеет возможность полноценно рассказать о своих успехах и достижениях (например, компания «Сады Придонья» делает упор на расширении производства: В конце прошлого года компания «Сады Придонья» приобрела 6 тыс. га в Приморске... и заботе об удобстве потребителей: Теперь все соки компании «Сады Придонья» снабжены новой современной крышкой, позволяющей открывать пачку одним движением), сформировать в глазах представителей целевых групп отношение к себе как социально ответственному субъекту (например, компания «Сады Придо-нья» активно пропагандирует свою благотворительную деятельность: Компания «Сады Придонья» и благотворительный фонд «Благословение» провели очередную акцию для маленьких пациентов онкологического диспансера; Компания «Сады Придонья» поддержала II отборочный тур Всероссийского детского творческого конкурса «Маленькие звездочки» и т. п.).

В то же время на сайтах издательств странице Новости не уделяется столь большое внимание. Соответствующая кнопка не включена в основное меню (а располагается в нижней части главной страницы) даже на сайтах крупных издательств. Кроме того, многие новости не имеют имиджевого характера (не направлены на формирование PR издательства как самостоятельного субъекта). Ср., например, на сайте издательства «Дрофа»:

в липецке состоялся межрегиональный семинар-практикум для учителей математики

02.03.2016

25-26 февраля 2016 года издательство «ДРОФА» при поддержке Департамента образования администрации г. Липецка провело межрегиональный семинар-практикум на тему «Современный урок математики в условиях реализации ФГОС ООО». Его гостями стали учителя и методисты Белгородской, Воронежской, Курской, Тамбовской и Тульской областей. Семинар обобщил опыт работы учителей математики, реализующих программы на основе учебно-методических комплектов А. Г. Мерзляка, В. Б. Полонского, М. С. Якира, входящих в систему «Алгоритм успеха».

В рамках семинара состоялись выступления соавтора УМК М. С. Якира и методиста издательства А. А. Лушникова. М. С. Якир раскрыл особенности преподавания геометрии в 7-9 классах по системе УМК «Алгоритм успеха» и роль ключевых задач в этом курсе. На практическом занятии была рассмотрена система заданий по формированию умений решения задач с параметрами при изучении учебного предмета «Математика». На выступлении А. А. Лушникова учителя познакомились с возможностью применения электронных форм учебников для организации урока.

Издательство благодарит Департамент образования администрации г. Липецка и администрацию образовательных учреждений «Гимназия № 1» и «Лицей № 44» за теплый прием и высокий уровень организации мероприятий.

Это сугубо информационное послание, характеризующее само мероприятие. Имиджевые элементы в нем отсутствуют, поскольку никак не оценивается деятельность самого издательства и не предъявляются его ценности.

- Если другие субъекты в своих имиджевых посланиях сообщают о различных сторонах своей деятельности, то на сайтах издательств отмечены случаи, когда до 90% всех новостей посвящается только одной теме. Чаще всего такой темой является выход новой книги, что приводит к тому, что имиджевый раздел Новости дублирует рекламный раздел Новинки, и, таким образом, различия между рекламным и PR-блоками нивелируются. Ср., например, Новости на сайте издательства «ОЛМА Медиа Групп»:

13 Окт 2015

«Мне дан мандат...» новая книга Александра Звягинцева

В издательстве «ОЛМА Медиа Групп» вышла книга Александра Звягинцева «Мне дан мандат...». В сборник вошли рассказы и зарисовки, которые автор начал писать еще в 197...

9 Окт 2015

Я - Майя Плисецкая

В конце октября в издательстве «ОЛМА Медиа Групп» увидит свет автобиография «Я - Майя Плисецкая...». Эта книга должна была выйти к 90-летию Майи Плисецкой. И она выходит к е...

7 Окт 2015

Повседневная жизнь московского купечества

«ОЛМА Медиа Групп» представляет вниманию читателей увлекательные истории из повседневной жизни «Деловых людей» на рубеже Х1Х-ХХ веков в захватывающем изложении мастеров слова Влади...

5 Окт 2015

«Не моя жизнь...» Михаила Барщевского

Издательство «ОЛМА Медиа Групп» представляет наиболее полное собрание короткой прозы Михаила Барщевского. Интрига в том, что, открывая этот сборник новых и не только рассказов изве...

В некоторых случаях отождествление имиджевого и рекламного блока провозглашается самим издательством. Так, например, на сайте издательства «Розовый жираф» раздел Наши новости имеет подзаголовок «Новинки издательства «Розовый жираф»» и содержит аннотации к выпущенным издательством книгам.

Из других часто используемых издательствами тем для монопольного заполнения раздела Новости отметим:

- приглашение на мероприятия по продвижению продукции издательства. Ср., например, на сайте издательства «Азбука»: Презентация новой книги Андрея Шарого «Дунай: река империй»; Дорогие друзья! Приглашаем вас на 28 Московскую Международную Книжную Выставку-Ярмарку; Приглашаем Вас на Московский Фестиваль книги России на Красной площади 25-28 июня; «Летние чтения» в Санкт-Петербурге и т. п.;

- поздравления с различными праздниками. Ср., например, на сайте издательства «Академия»: Татьянин день - праздник студентов; «Академия» поздравляет всех с наступающими праздниками! Хорошего Нового года!; Поздравляем Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) с 85-летием!; Поздравляем с юбилеем Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова;

- сообщения о мероприятиях методического характера (на сайтах издательств учебной литературы). Ср., например, на сайте издательства «Вентана-Граф»: Семинар-практикум в Липецке «Современный урок математики в условиях реализации ФГОС ООО»; Приглашаем принять участие в мартовских вебинарах!; Завершился прием работ на конкурс по региональной истории России.

Очевидно, что такая утрированная однотемность не может быть признана оправданной.

Из этого можно сделать вывод, что издательства весьма поверхностно подходят к формированию своего имиджа. Это связано с тем, что, в отличие от других субъектов, у которых качество продукции напрямую ассоциируется с деятельностью предприятия, имидж издательства очень редко зависит от качества издаваемых книг. Книга может быть бестселлером, однако читателей не интересует, какое издательство ее издало. В результате на сайтах издательств часто отсутствуют такие компоненты формирования имиджа, которые считаются необходимыми у всех других субъектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теоретические основы PR-риторики: коллективная монография / под ред. Т. В. Анисимовой. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. 511 с.

2. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М.: ИТДГК Гнозис, 2004. 326 с.

3. Яновский А. М. Паблик рилейшнз как средство обеспечения экономического благополучия // Тюменский бизнес-портал «Компасс+» [Электронный ресурс]. URL: http://komp72.ru/articles/5/1260 (дата обращения: 24.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.