Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 124-127.
УДК 8142+004.738.5
Е.Н. Пескова Челябинск, Россия
ТРАНСФОРМАЦИЯ НОВОСТИ В СИСТЕМЕ ВЕБ-САЙТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Представлены основные характеристики интернет-продвижения. Особое внимание сосредоточено на веб-сайте как инструменте взаимодействия с потребителем через систему Интернет. Рассмотрена структура новости на сайте высшего учебного заведения и ее трансформация под воздействием рекламных и PR-текстов.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, новость, пресс-релиз, рекламный текст, веб-сайт.
Интернет занимает в настоящее время ведущее место в сознании современного потребителя, особенно в момент необходимости поиска достоверной информации о компании, товаре, услуге и т. д. Так, благодаря возможностям, которые имеет Глобальная сеть, целевая аудитория может получить сведения различного характера, например: наглядная демонстрация товара (услуги], его (ее) применение, полный перечень (ассортимент) продукции, основные характеристики товара (услуги), отзывы пользователей и многое другое. Такая многоаспектная система знакомства с товаром или услугой и открытое, свободное информирование формируют положительное отношение со стороны потенциального потребителя и вызывают у него доверие.
К тому же интернет-коммуникация определяет следующие характеристики продвижения:
- оперативность (регулярное обновление информации в соответствии с изменениями времени, стратегии и др.);
- гипертекстуальность (получение более полной, объемной информации с помощью перехода по гиперссылке, поиск всех необходимых сведений для полноты картины);
- мультимедийность (применение всех видов информации - визуальной, аудиальной, вербальной - с помощью видео-, аудиозаписей, фотографий, рисунков, текстов, инфографики и т. д.);
- интерактивность (способность целевой аудитории самостоятельно регулировать процесс знакомства с компанией, товаром, услугой, а также самостоятельно выбирать момент, удобный для этого, оставлять
© Е.Н. Пескова, 2014
Е.Н. Пескова
125
свои комментарии, вопросы и получать на них ответы, невзирая на пространство и время].
Многие исследователи (например, В.В. Ученова, М. Хейг и др.) считают сайт основным видом интернет-продвижения, «виртуальной витриной магазина, визитной карточкой компании, справочником с условиями покупки и расценками» [Ученова 2004: 215].
Преимущества веб-сайтов, по сравнению с другими интернет-сервисами, по мнению М. Хейга, в следующем:
- возможность разместить любое количество материалов без временных и пространственных ограничений;
- прямое обращение к целевой аудитории;
- экономия при доставке информации во все концы света;
- легкое обновление информации;
- доступность 24 часа в сутки (по: [Интернет-технологии в связях с общественностью 2010: 84]].
Существует достаточное количество подходов к выявлению разновидностей сайтов. Остановимся на двух из них. По мнению В.В. Ученовой, Т.Э. Гринберг, К.В. Конаныхина, М.В. Петрушко и С.А. Шомова, существует два типа - рекламно-информационный и промосайт. Последний существует до того времени, пока работает акция, рекламная или PR-кампания и т. д., так как создается он именно в целях их информационной поддержки. Первый же является корпоративным сайтом компании, содержит всю необходимую для потребителя информацию, размывая границы между жанрами журналистских, рекламных и PR-текстов.
По мнению И.А. Быкова, Д.А. Мажорова, П.А. Слуцкого и О.Г. Филатовой, список видов сайтов гораздо шире: помимо корпоративного и промосайта, они также выделяют сайт-визитку, интернет-магазин, продающий сайт, интернет-портал и интернет-СМИ [Интернет-технологии в связях с общественностью 2010: 87].
Высшие учебные заведения Российской Федерации в условиях демографического спада и заинтересованности в инвестициях государства вынуждены вести активную конкурентную политику, используя подходящий набор коммуникативных технологий: от организации олимпиад и образовательных выставок до участия в грантах и других конкурсах проектов. Неизменным ресурсом взаимодействия с аудиторией в данном случае является Интернет, а основным инструментом интернет-коммуникации выступает корпоративный сайт, который позволяет формировать имидж организации в глазах целевых аудиторий, а именно: родителей, абитуриентов, сотрудников и преподавателей, студентов, СМИ. Помимо понятной навигации, доступной контактной информации, наличия наглядности, регулярного обновления, разнообразия применяемых технологий, важным и ценным качеством сайта (особенно вуза] считается такая характеристика, как хорошая информационная насыщенность. Она реализуется прежде всего благодаря новостному блоку.
126
Раздел II. Интернет-СМИ и новые медиа...
Технология производства новости зависит от таких параметров, как тема, событие, контекст и аудитория. Именно они определяют форму, содержание и лексико-прагматические особенности данного жанра. Структура новости традиционно представляет собой ответы на вопросы «что произошло? где? когда? почему? как?» и обладает характерными для нее признаками - оперативностью (своевременность, актуальность], краткостью, точностью (фактологичность) и компактностью (лаконичность].
Исследователь рекламных текстов Ю.С. Бернадская считает, что все текстовое наполнение сайта делится на два типа: рекламные и информационные тексты. Цель первых - «реклама товара или услуги», а вторые представляют собой «бесплатные статьи, которые имеют отношение к товару или услуге» [Бернадская 2008: 177]. Однако электронный текст позволяет объединить возможности данных типов в рамках одного информационного сообщения.
Новость, размещенная на сайте вуза, во многом напоминает такой жанр PR-текста, как пресс-релиз, который в данном случае представлен двумя разновидностями - релиз-анонс и ньюс-релиз (пост-релиз). Данному жанру также свойственны следующие признаки: своевременность, соответствие интересам целевой аудитории, точность и достоверность фактов, лаконизм, краткость и одновременно емкость информации, что неизбежно указывает на соотнесенность его с новостным жанром журналистики. По структуре новость, размещенная на сайте высшего учебного заведения, схожа со структурой пресс-релиза: можно отметить наличие логотипа инициатора новости, заголовка, ЛИД-абзаца, основной информации (построенной по принципу «перевернутой пирамиды», как и любой другой информационный жанр журналистского текста], контактной информации, цитаты. Если говорить о лексико-прагматических особенностях такого текста, то следует отметить черты PR-текста со свойственными ему особенностями: отсутствие эмоционально окрашенной лексики, узкопрофессиональной терминологии, личного отношения к событию со стороны инициатора информации и наличие общеупотребительной лексики, фактов, позитивной смысловой окраски слов.
Рекламные тексты могут носить информационный характер. В этом случае им также свойственны уже упомянутые ранее характеристики -краткость и лаконичность, но лексико-прагматические особенности более тесно пересекаются в данном случае с журналистскими свойствами новостного жанра, так как предполагают эмоциональную окрашенность, красоту и яркость слова. Новости, размещенные на сайтах вузов, безусловно, носят рекламный характер, особенно в случае предложения принять участие в каком-либо мероприятии, конкурсе и т. д. Если же в тексте данного информационного блока речь идет о прошедших или настоящих событиях, то можно говорить об имиджевой рекламе.
Таким образом, следует отметить интегрированный характер такого жанра, как «новость», применяемого для информирования целевой
Е.Н. Пескова
127
аудитории о деятельности высшего учебного заведения при помощи корпоративного сайта. Так обозначенный жанр содержит свойства не только журналистского, но и рекламного, а также PR-текста, что позволяет говорить о широте возможностей интернет-продвижения в целом.
Список литературы
1. Бернадская Ю.С. Текст в рекламе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032401 (360700) «Реклама». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 288 с.
2. Интернет-технологии в связях с общественностью: учебное пособие / отв. ред. И.А. Быков, О.Г. Филатова. СПб.: Роза мира, 2010. 275 с.
3. Ученова В.В. Реклама: палитра жанров. М.: Гелла-принт, 2004. 248 с.
References
1. Bernadskaya Yu.S. Tekst v reklame [Text in advertising], teaching aids for University students studying “Advertising” (specialty 032401 (360700)). Moscow, YUNITI-DANA, 2008. 288 p.
2. Bykov I.A., Filatova O.G. (Eds.) Internet-tekhnologii v svyazyakh s ob-shchestvennostyu [Internet technology in PR], teaching aids. Saint Petersburg, Roza mira, 2010. 275 p.
3. Uchenova V.V. Reklama: palitra zhanrov [Advertising: different genres]. Moscow, Gella-print, 2004. 248 p.
E.N. Peskova Chelyabinsk, Russia
THE NEWS TRANSFORMATION IN THE SYSTEM OF WEBSITE OF THE HIGHER EDUCATIONAL ISTITUTION
The article presents the main characteristics of Internet promotion. Special attention is focused on the web site as a tool of interaction with the consumer via Internet. The author has reviewed the structure of the news on the website of higher educational institution and its transformation under the influence of advertising and PR texts.
Key words: internet-communication, news, press-release, advertising text, website.
Сведения об авторе:
Пескова Екатерина Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 76
E-mail: [email protected]
About the author:
Peskova Ekaterina Nikolaevna, candidate of philological sciences, аssociate рrofessor
South Ural State University (National Research University)
76 Lenina pr., Chelyabinsk, 454080, Russia
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи 18.09.2014