Научная статья на тему 'Жанровое своеобразие интернет-коммуникации'

Жанровое своеобразие интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2027
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / MEDIA TEXT / ГИПЕРТЕКСТ / HYPERTEXT / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET-COMMUNICATION / ПРЕСС-РЕЛИЗ / PRESS RELEASE / ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИИ / ONLINE COMMENTS / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барышева Светлана Фридриховна, Касперова Лариса Тазретовна, Клушина Наталья Ивановна, Селезнева Лариса Васильевна, Смирнова Надежда Владимировна

В статье рассмотрены особенности функционирования отдельных жанров (пресс-релиз, комментарий, новость) в интернет-коммуникации. Исследование базируется на теориях М.М. Бахтина о диалогической природе жанров, Р.О. Якобсона о речевых жанрах, С. Гайды о жанрах современной речи. Авторы представили следующий алгоритм исследования интернет-текстов: определение специфики жанра интернет-текста; выявление жанровых параметров (тема, стиль, композиция, жанровая интенция); анализ роли адресанта и адресата в формировании нового жанра или в трансформации старого. В новостном онлайн-дискурсе гипертекстовые ссылки представлены не только заголовками, но и ссылками, как внешними (источник сообщения), так и внутренними (переход к более ранним сообщениям по теме). Связанные внутренними гиперссылками новостные сообщения, посвященные одной теме, одному макрособытию, формируют Сюжет. Если в линейном тексте ретроспекция реализуется преимущественно имплицитно, то в условиях гипертекста она эксплицируется с помощью гиперссылок. Это обеспечивает большую объективность восприятия событий по сравнению с традиционными СМИ. Адресатом пресс-релизов является не массовый читатель, а читатель коллективный. В этом плане пресс-релиз близок, с одной стороны, текстам официально-делового стиля, а с другой публицистическим текстам. На корпоративных сайтах российских компаний сформировались разновидности пресс-релиза, в названиях которых обозначена целевая аудитория этих текстов. К ним относятся IR-релиз, Сообщение о существенном факте и новости IPO, или IPO-релизы. В статье рассматриваются особенности данных разновидностей и специфика их функционирования. С развитием Интернета, в частности с появлением художественного интернет-стиля, методы исследования рефлексии в словесном творчестве изменились. С одной стороны, в текстах собственно интернет-литературы (сгенерированные тексты) нельзя увидеть результаты авторской рефлексии, так как данный процесс при получении таких текстов просто отсутствует. С другой стороны, расширение возможностей исследования рефлексии творческого процесса связано, в частности, с жанром интернет-комментариев. Комментарии к произведениям открывают для нас новую сферу исследования рефлексию читателя, которая ранее могла изучаться только методом опроса. В интернет-коммуникации можно выделить следующие типы интернет-комментариев: аналитический комментарий, комментарий-эмоциональный отклик, комментарий-сотворчество и смешанный комментарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Барышева Светлана Фридриховна, Касперова Лариса Тазретовна, Клушина Наталья Ивановна, Селезнева Лариса Васильевна, Смирнова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the features of functioning of certain genres (press release, comment, news) in Internet communication. The study is based on the theories of M.M. Bakhtin on the Dialogic nature of genres, and R.O. Jakobson on verbal genres, and S. Gajda on modern speech genres. The authors developed the following algorithm of the Internet texts study: a definition of the specific nature of the genre of Internet text; revealing of the genre characteristics (theme, style, composition, genre and intention); the analysis of the role of the addresser and the addressee in the formation of a new genre or in the transformation of the old one. In online news discourse the hypertext links are presented not only by titles, but also by links, both external (source of the message) and internal (transition to earlier messages on the topic). The news items connected by internal hyperlinks and devoted to the same topic and the same macro event form the Plot. The flashback is realized mainly implicitly in the linear text while in hypertext it is explicated by hyperlinks. This provides a more objective perception of events compared to traditional media. A recipient of press releases is not a mass reader, but the reader collective. In this regard a press release is close to the official style texts, on the one hand, and to publicist texts, on the other. The corporate websites of Russian companies have formed varieties of press releases, the names of which indicate the target audience of these texts. These include IR-release, statement of a material event and IPO news, or IPO releases. The article discusses the features of these varieties and specifics of their functioning. With the development of the Internet, particularly with the appearance of the Internet fiction style, methods to research reflection in written word have changed. On the one hand, in the texts of online literature (generated texts) one cannot see the results of the author's reflection, since there is no such a process while producing these texts. On the other hand, the possibilities to research into the creative process of reflection are enhanced with the genre of the Internet comments. The comments on literary works open a new field of study the reader's reflection, which previously could be studied only by means of the survey. In Internet communication it is possible to outline the following types of the Internet comments: analytical review, comment as an emotional response, comment co-creation and mixed comment.

Текст научной работы на тему «Жанровое своеобразие интернет-коммуникации»

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

С.Ф. Барышева, Л.Т. Касперова, Н.И. Клушина, Л.В. Селезнева, Н.В. Смирнова

Ключевые слова: медиатекст, гипертекст, интернет-коммуникация, пресс-релиз, интернет-комментарии, рефлексия. Keywords: media text, hypertext, Internet-communication, press release, online comments, reflection.

Развитие информационных технологий и становление Интернета коренным образом повлияли на традиционную массовую коммуникацию. Интернет как особое коммуникативное пространство находится под пристальным вниманием лингвистов, социологов, психологов, философов и многих других специалистов. Формируются отдельные направления исследований, среди которых выделяют жанроведческое, дискурсивное, лингвистическое, дидактическое и др.

Журналистский текст, помещенный в интернет-пространство, получает иное бытование и наполнение. В современных исследованиях журналистский текст обозначается термином «медиатекст», что подчеркивает его неразрывную связь с различными типами массмедиа, а не только с печатными СМИ. Медиатекст передается по различным медийным каналам. Каждый из медиаканалов добавляет свои особенности к распространяемым по ним текстам, дифференцирующие их от текстов других медийных носителей (например, для радиотекста - это звук, для телетекста -звук и картинка и т.п.). Интернет-текст - это особого типа медиатекст, который отличается от других типов медиатекстов гипертекстуальностью, интерактивностью, нелинейностью и незавершенностью. Особенности интернет-коммуникации также отражаются на системе медиажанров, трансформируя ее под свои законы или расширяя ее за счет формирования новых интернет-жанров (форумов, блогов, комментариев, чатов и т.п.).

Мы рассматриваем интернет-коммуникацию в рамках теории М.М. Бахтина о диалогической природе жанров и диалоге как форме бытования любого текста [Бахтин, 1979]. Текст существует как реплика в глобальной коммуникации. Мы полагаем, что интернет-текст является диалогом особого рода. Интернет-текст диалогичен как ответ на запрос адресата в поисковых системах (прагматическая диалогичность), как сти-

мул для ответной реакции адресата (интерактивная диалогичность) и как рефлексия адресата, оставляющего свои комментарии после прочтения авторского текста (рефлексирующая диалогичность). Таким образом, теория диалогичности М.М. Бахтина позволяет анализировать интернет-тексты и дифференцировать интернет-жанры.

Важным методом для нашего исследования является построение коммуникативной цепочки на основе теории речевой коммуникации Р.О. Якобсона [Якобсон, 1975]. В коммуникативную цепочку входят категории: адресант - текст + контекст - адресат. Этот метод позволяет обозначить коммуникативные роли адресанта и адресата текста, которые в интернет-коммуникации имеют особый характер: адресат интернет-текста является активным участником коммуникации, а не пассивным реципиентом. Массовый адресат в интернет-коммуникации стратифицируется по интересам и становится не массовым, а коллективным адресатом. То есть массовый адресат в интернет-коммуникации является совокупностью коллективных адресатов, объединенных по темам, по блогерам, чьими подписчиками они являются, по корпоративным сайтам и т.п.

Методологически важной для нас является и гипотеза об адресате, влияющая на выбор жанра. Жанр понимается нами как горизонт ожиданий читателя [Гайда, 2015], поэтому жанровые ожидания адресата оказывают сильное воздействие на трансформацию жанров в интернет-пространстве и на формирование новых жанровых моделей.

С учетом выбранных методик мы выработали следующий алгоритм исследования: (1) определить жанр интернет-текста; (2) выявить жанровые параметры (тема, стиль, композиция, жанровая интенция) (подробнее об интенциональном методе см.: [Клушина, 2012]); (3) проанализировать роль адресанта и адресата в формировании нового жанра или в трансформации старого.

Мы предполагаем, что интернет-коммуникация как особый тип коммуникации формирует собственные жанры (например, интернет-комментарии) и трансформирует уже известные (например, новость или пресс-релиз).

Материалом исследования послужили 3 массива текстов различной жанровой принадлежности и прагматической направленности: новостные тексты, пиар-тексты и комментарии. Выборка ограничена временным периодом: интернет-тексты за 2015 год. Изучались тексты корпоративных сайтов, новостных агентств и тематических сайтов, посвященных художественной литературе, в русском сегменте глобальной компьютерной сети.

Гипертекстовое представление события (на материале российских онлайн-изданий)

Развитие интернет-коммуникации предоставляет принципиально новые возможности для вербализации событий, поскольку важнейшим интегральным признаком события и гипертекста является нелинейность. Адресат получает возможность развертки и детализации события и вписывания его в общий событийный континуум окружающей действительности. Выстраиваемые посредством гиперссылок событийные цепи способствуют формированию медийной картины мира, наиболее полно отражающей представления о реальности.

Ключевым понятием для описания события является изменение. Согласно модели А. Данто, событием может считаться состояние t-2, если состояния t-1 и t—3 неотождествимы [Danto, 1965, с. 236]. Таким образом, событие - это изменение состояния, изменение положения дел в окружающей действительности.

Важным параметром в характеристике события служит пространственно-временная локализация. При этом событие антропоцентрично: «События не только происходят в жизни людей, но в них должны принимать участие люди. События личностны и социальны» [Арутюнова, 1988, с. 171]. Следовательно, в описании события большое значение имеют ролевые функции его участников. Такие приемы, как изменение перспективы, устранение агенса, дают возможность вариативного представления референтного события в тексте.

События существуют не изолированно, они выстраиваются в причинно-следственные цепи, что обусловливает включение каузативности в число основополагающих характеристик события.

Событие многомерно и нелинейно, поэтому его языковое представление в линейном тексте основано на вычленении значимых компонентов события и расположении их в последовательности, соответствующей развертыванию текста слева направо. Специфика преставления событий в СМИ отражена в концепции Т. ван Дейка, согласно которой селекция и структурирование событий в новостных СМИ подчиняются двум ведущим принципам: принципу релевантности (важности, значимости) и принципу новизны. Эти принципы обусловливают структуру новостного сообщения, главными компонентами которой являются Краткое Содержание, Главное Событие и Фон (события). Краткое Содержание выражается в Заголовке и Вводке (лиде), Текст начинается с Главного События, затем следуют фоновые категории: Предшествующие события или История, Контекст. В конце сообщения располагаются, как правило, Вербальные Реакции (цитаты) и Комментарии (выводы, размышления, прогнозы). При этом категории могут отсутствовать или проявляться дискретно, поставляться «частями» [ван Дейк, 2000, с. 244-267].

Разработанная ван Дейком структура базировалась на анализе обширного корпуса новостных газетных сообщений, в которых существенное влияние на структурирование события оказывала линейность текста. Новый формат СМИ - онлайн-издания - существует в режиме гипертекста и требует анализа специфики представления новостей-событий в этом новом информационном пространстве.

Структура гипертекста формируется узлами и гиперссылками. Узлы - традиционные тексты или их фрагменты, изображения, таблицы, видеоролики и т.д. Их также называют текстовыми блоками, текстовыми единицами, текстовыми элементами, гипотекстами. Узлы характеризуются относительной автономностью, могут существовать вне гипертекста, могут включаться в разные последовательности при чтении, в разные смысловые ряды. Гиперссылки (линки) - средства связи узлов, задающие потенциальные возможности передвижения по гипертексту (навигации).

Представленные на главной странице фрагменты новостной структуры являются заголовками новостных сообщений, при этом они демонстрируют существенное отличие от традиционных газетных заголовков. В газетах советского периода наиболее типичным заголовком являлась номинативная конструкция, например: Тоннель под Каспием; Подводная шахта; Диспетчер молочных рек; Веселые именины; Хорошая инициатива (Комсомольская правда). С 90-х годов ХХ века, по наблюдению исследователей, заголовки начинают тяготеть к глагольности (Правительство устояло; Протест нарастает; Ведутся переговоры; «Былина» начала разбег). Вербоцентрическая модель в отличие от номиноцентрической ориентирована на действие, динамична. В онлайн-изданиях большинство новостных заголовков соответствует структуре повествовательных предложений с обязательным присутствием глагола-сказуемого.

Все заголовки новостей на главной странице онлайн-изданий представляют собой гиперссылки, ведущие к соответствующим новостным сообщениям, которые предваряются заголовком, дублирующим гиперссылку. Графически гиперссылки выделяются по-разному: при наведении курсора (иначе они не проявляют гипертекстовую природу) заголовки Газета^и подчеркиваются, а заголовки Lenta.ru меняют цвет (с черного на красный).

Специфика заголовков новостных онлайн-сообщений заключается в их автосемантичности: они могут функционировать как самостоятельные сообщения в новостном пространстве Интернета, поскольку в их содержании представлены ведущие семантические категории события. Структура новостей, разработанная Т. ван Дейком, существенно трансформируется: категория Краткого Содержания (включающая Заглавие и Лид) фактически устраняется, а в заголовок новостного онлайн-сообщения выно-

сится Главное событие. Подобное структурирование информации можно объяснить спецификой потребления новостного контента в Интернете: многие читатели ограничиваются прочтением заголовков и не пользуются переходом по гиперссылкам к развернутому сообщению (по данным опроса, опубликованного в 2010 году корпорацией Outsell, 44% посетителей новостного агрегатора Google News читают только заголовки и не кликают по теме).

Гипертекстовые ссылки в новостном онлайн-дискурсе представлены не только заголовками. Внутри текста новостных сообщений присутствуют как внешние, так и внутренние ссылки. Они выделяются цветом (красным на сайте Lenta.ru, синим и подчеркиванием на сайте Газетами). Внешние ссылки представлены указаниями на источник сообщения, типичными для вторичных новостных СМИ, получающих новости не от очевидцев событий, а от новостных агентств. Внутренние ссылки в подавляющем большинстве представляют собой переход к более ранним сообщениям по той же теме, расположенным на сайте того же онлайн-издания.

Связанные внутренними гиперссылками новостные сообщения, посвященные одной теме, одному макрособытию, формируют Сюжет. Lenta.ru использует слово сюжет на главной странице, размещая его в красной рамке под фотографией и заголовком - названием темы сюжета. Гиперссылками являются фотография и название сюжета, при их активации открывается перечень заголовков сообщений по теме, расположенных в обратном хронологическом порядке.

В рамках новостного сюжета находит своеобразное выражение присущая линейному тексту категория ретроспекции. Если в линейном тексте ретроспекция реализуется преимущественно имплицитно, то в условиях гипертекста она эксплицируется с помощью гиперссылок. Читателю новостных сообщений уже нет необходимости удерживать в памяти все подробности развития сюжета, достаточно перейти по гиперссылке к более ранним новостным сообщениям, в которых эти подробности зафиксированы. Это обеспечивает большую объективность восприятия событий по сравнению с традиционными СМИ, поскольку на воспроизведение в памяти текстов новостей оказывают существенное влияние индивидуальные убеждения, мнения, опыт, в результате чего информация воспроизводится в предвзятой форме.

Жанровые и стилистические особенности пресс-релиза, размещенного на сайте компании

Широкое использование интернет-коммуникации в связях с общественностью оказывает влияние на структурные и жанрообразующие параметры пресс-релиза. 27 февраля 2006 года T. Foremski на сайте Silicon Valley Watcher в статье «Умри, пресс-релиз! Умри! Умри! Умри!» провоз-

гласил смерть пресс-релиза и появление нового медиа коммуникационного релиза (new media communications releases). С его точки зрения, традиционные пресс-релизы являются бесполезными: «Press releases are created by committees, edited by lawyers, and then sent out at great expense through Businesswire or PRnewswire to reach the digital and physical trash bins of tens of thousands of journalists» [Foremski, URL]. Он предложил деконструиро-вать текст, то есть разделить его на части, или специальные разделы, пометить информацию, что позволит издателю самому подобрать информацию в рамках пресс-релиза и составить свой сюжет. Для эффективного использования информации и увеличения количества новостей T. Foremski предлагает включать много ссылок в пресс-релиз, а также предоставлять соответствующие ссылки на другие новости. Если при работе с традиционным пресс-релизом журналисты могли просто использовать какие-то части текста, копировать, дублировать материал, то использование пресс-релиза в интернет-пространстве позволяет собрать больше новостей.

Это меняет представление о возможностях пресс-релиза, что связано с особенностями Интернета. Для интернет-коммуникации характерна гипертекстуальность, интерактивность, конвергентность, возможность участия аудитории, виртуальность, доступность, оперативность.

Интернет позволяет расширить аудиторию пресс-релизов и сделать доступным их содержание не только представителям СМИ, но и массовой аудитории. С одной стороны, данные тексты доступны всем, кто имеет выход в Интернет, но с другой стороны, написаны они с расчетом на аудиторию, которая проявляет интерес к данной компании. Эта аудитория так же, как и массовая аудитория, разнородна, ее трудно определить по количеству, она рассредоточена. Но в отличие от массовой аудитории у нее есть один объединяющий признак - интерес к данному сайту. Поэтому, на наш взгляд, адресатом пресс-релизов является не массовый читатель, а читатель коллективный [Богданов, 1993, с. 8]. В этом плане пресс-релиз близок, с одной стороны, текстам официально-делового стиля, а с другой -публицистическим текстам [Селезнева, 2014].

Признаками аудитории пресс-релизов является исчисляемость, наличие общих интересов и интенций. Например, пресс-релизы на сайтах спортивных команд имеют аудиторию, состоящую из представителей данного клуба, болельщиков и людей, интересующихся спортом.

Массовая аудитория PR-текстов, или общественность - это потенциально возможная аудитория, что обусловлено техническими каналами передачи информации: тексты корпорации, размещенные на сайте или опубликованные в СМИ, доступны широкой общественности. Массовую аудиторию мы рассматриваем как вторичную аудиторию, которая высту-

пает в качестве потенциального адресата любого текста, распространяемого при помощи интернет-коммуникаций.

В связи с изменением адресата, для которого пресс-релиз стал не вторичным, а первичным текстом, постепенно меняется и название жанра: все чаще стали использовать наименование «релиз», которое употребляется как самостоятельное существительное в значении «сообщение», News Releases - информационные сообщения, которые могут быть разделены по тематическому признаку. Например, на сайте корпорации Google информационные сообщения разделены на финансовые релизы (Financial Releases) и пресс-релизы (размещаются в разделе «News and Events»), что позволяет целенаправленно предоставлять разным категориям пользователей подготовленную специально для них информацию.

Все это оказывает влияние на функциональные особенности пресс-релиза, появляются новые виды данного жанра, изменяются жанрообра-зующие признаки.

Организации стали активно использовать пресс-релизы в интернет-пространстве: на сайтах, в корпоративных изданиях. Если основной функцией традиционного пресс-релиза является информирование представителей СМИ, то пресс-релиз, составленный самой организацией или от имени данной организации, предназначен для широкой общественности.

На корпоративных сайтах российских компаний сформировались разновидности пресс-релиза, в названиях которых обозначена целевая аудитория этих текстов. К ним относятся IR-релиз, Сообщение о существенном факте и новости IPO, или IPO-релизы.

IR-релиз - это релиз для инвестора, т. е. адресатом является заинтересованное лицо, имеющее представление о событии. IR-релиз составляется на основе таких документов, как отчет, бухгалтерский баланс, основные финансовые показатели. В основе IR-релизов может лежать информация о финансовой отчетности корпорации, о созыве годового собрания акционеров, который является высшим органом управления корпорацией, о повестке дня Общего собрания и др. Заголовок IR-релиза построен таким образом, что актуализируется субъект и его действие, выраженное глаголом настоящего времени: ОАО «ФСК ЕЭС» объявляет, публикует и т.д., то есть важен субъект и его действия, которые составляют основу события. В основе IR-релизов лежит важное для инвесторов событие, которое произошло, получены результаты, и еще одним событием является объявление субъектом действия результатов этого события.

Другой разновидностью пресс-релизов является Сообщение о существенном факте. Существенным фактом является выплата доходов акционерам, решение о проведении Совета директоров и повестка дня, размещение годового отчета в Интернете и т.п. Данная информация представля-

ет собой пропозицию, которая актуализируется в высказываниях (текстах) и получает значение истинности.

Сообщение о существенном факте имеет структуру, состоящую из трех разделов: 1. Общие сведения, 2. Содержание сообщения, 3. Подпись. Разделы 1 и 3 содержат реквизиты компании, что сближает данный текст с документом. Факты, которые приводятся в разделе 2, выражены простыми предложениями, они не дескриптивны, а лишь перечислены. Данные сообщения в отличие от IR-релизов построены именно на фактах, которые, по мнению Н.Д. Арутюновой, «призваны устранить все частные характеристики события и сохранить только его бытие» [Арутюнова, 1988, с. 156].

Другим типом пресс-релиза являются Новости IPO, которые представляют собой пресс-релизы о первичном публичном приобретении ценных бумаг. Заголовки данных текстов показывают, что предметно -тематическое содержание составляют события как прошедшие, так и будущие. IPO-релизы размещаются на сайте не регулярно, а в соответствии с появлением предложений на приобретение ценных бумаг. Основу текстов составляют события, описанные с использованием профессиональной лексики. Первичной аудиторией данных текстов являются инвесторы и акционеры, для широкой аудитории имеются ограничения к этой информации, обусловленные законодательством.

Изменяется и функциональная направленность пресс-релиза: если для журналистского пресс-релиза основной целью является информирование общественности и формирование общественного мнения, то для пресс-релиза связей с общественностью важным становится формирование и поддержание имиджа субъекта, в роли которого выступает организация или человек, то есть помимо информативной функции пресс-релиз выполняет имиджевую функцию.

Художественная рефлексия в интернет-комментариях

Одним из процессов самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний является рефлексия (лат. reflexio - обращение назад, самоанализ). В связи с развитием психологии в начале ХХ века в литературе, особенно в поэзии, актуальной стала тема «самопознания творчества», «психологии творчества» или «рефлексии творческого процесса». Лексико-семантический анализ таких произведений позволяет читателю приблизиться к пониманию психологической сущности творческого процесса (что такое творчество, как зарождается замысел, каковы этапы творческого процесса и пр.). В данном направлении научной мысли художественная рефлексия - это отражение самопознания в текстах художественного стиля, а образная рефлексия - это отражение самопознания

образными средствами в текстах различных стилей (массмедийном, разговорном и пр.).

С развитием Интернета, в частности с появлением художественного интернет-стиля [Тошович, 2015], возможности исследователей рефлексии в словесном творчестве, с одной стороны, сузились, а с другой - расширились. Главная потеря заключается в том, что в текстах собственно интернет-литературы нельзя увидеть результаты авторской рефлексии, так как данный процесс при получении таких текстов просто отсутствует. Этот факт ставит под сомнение отнесение сгенерированных продуктов к актам художественного творчества. Такой стиль можно было назвать формально художественным или условно художественным. Признаками такого стиля можно считать (1) приоритет формы над содержанием и (2) случайные семантические удачи. Творчество должно каждый раз порождать принципиально новое. Программа генерирования, как любая другая программа, в любом случае имеет пределы возможности. Известно, например, что поэт начала ХХ века Н. Гумилев, описывая в стихотворении «Сады души» (1907) Музу, долго искал более точное слово, которое заменит эпитет в строке У ног ее две черные пантеры / С змеиными отливами на шкурах на более соответствующий замыслу. Был найден вариант: С отливом металлическим на шкурах. Металл обладает коннотациями «оружие», «защита», «холод», «неприступность», но не содержит значения опасности, которое есть в слове змеиный. Трудно представить, что в ближайшем будущем будет создана программа, которая научит компьютер совершать такие лингвистические ходы.

Расширение же возможностей исследования рефлексии творческого процесса связано с появлением специальных интернет-конкурсов на заданную тему и с жанром интернет-комментариев. Комментарии к таким произведениям открывают для нас новую сферу исследования - рефлексию читателя при восприятии текстов, - которая ранее изучалась только методом опроса.

В интернет-коммуникации можно выделить следующие типы интернет-комментариев:

1. Аналитический комментарий, который содержит наблюдения читателя над текстом, его вопросы к автору, анализ семантических удач и неудач в тексте.

2. Комментарий-эмоциональный отклик не содержит элементов анализа, а представляет собой лишь выражение эмоции по отношению к автору, к произведению; может содержать оценку без обоснований.

3. Комментарий-сотворчество содержит реакцию читателя на авторский текст и желание ответить автору в образной, а нередко и в художественной форме. Это наиболее интересный тип комментария, так как ино-

гда читателю удается вступить в художественную полемику с автором и другими читателями.

4. Смешанный комментарий, который обнаруживает элементы как минимум двух предыдущих типов.

Наше исследование показывает, что медиатекст в пространстве Интернета приспосабливается к феноменологическим особенностям глобальной компьютерной сети и получает особые медийные добавки (интерактивность, нелинейность, незавершенность), что позволяет нам ввести в научный оборот термин «интернет-текст» как видовое понятие к родовому понятию «медиатекст». Текст обязательно оформляется с помощью жанра. Жанр в Интернете также получает особое наполнение: усиливаются компоненты обратной связи; диалогичность жанра эксплицируется в комментариях, гиперссылках, линках, то есть любой текст в Интернете расширяется и раздвигает границы жанра. Жанр новости, осложненный гиперссылками, позволяет более подробно интерпретировать события, выстраивать их в сюжеты; комментарии добавляют мнение адресата о прочитанном, дополняя авторский текст; журналистский пресс-релиз вытесняется информационным пресс-релизом корпораций, позволяющим коллективному адресату самому собирать необходимую информацию, без журналистских интерпретаций. Интернет-коммуникация сегодня является наиболее комфортной формой коммуникации, поскольку имеет не односторонний характер - от адресанта к адресату через текст, созданный журналистом, - а интерактивный характер, позволяющей другому вступить в равноправный диалог.

Литература

Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Богданов В.В. Текст и текстовое общение. СПб., 1993.

Гайда С. Актуальные задачи стилистики // Актуальные проблемы стилистики. 2015.

№ 1.

Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск, 2000.

Клушина Н.И. Интенциональный метод в современной лингвистической парадигме // Медиаскоп. 2012. № 4.

Селезнева Л.В. Трансформация жанра пресс-релиза в современном медиапространстве // Медиалингвистика. СПб., 2014. Вып. 3.

Тошович Б. Интернет как стилистическое пространство // Актуальные проблемы стилистики. 2015. № 1.

Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.

Danto АС. Analytical Philosophy of History. Cambridge, 1965.

Foremski T. Die! Press release! Die! Die! Die! [Электронный ресурс]. URL: http://www.silicmvalleywatcher.ccm/mt/archives/2006/02/die_press_relea.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.