Научная статья на тему 'Сетевые жанры: новость и комментарий в пространстве Интернета'

Сетевые жанры: новость и комментарий в пространстве Интернета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2857
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-коммуникация / стиль / стилистика / медиатекст / гипертекст / жанр / динамика нормы. / Internet-communication / style / stylistics / media text / hypertext / genre / dynamics of norms.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клушина Наталия Ивановна, Смирнова Надежда Владимировна, Касперова Лариса Тазретовна, Иванова Мария Валерьевна, Барышева Светлана Фридриховна

Основу интернет-стилистики составляют медиатексты особого типа (их можно назвать интернет-текстами), которые отличаются как от классических текстов книжной культуры, так и от медиатекстов, функционирующих в традиционных медиа (печать, радио, телевидение). Интернет как новая коммуникационная среда приспосабливает под свои условия традиционные медийные жанры и создает новые интернет-жанры. Был прослежен генезис новости (от кратких газетных сообщений до современной новости в Интернете), построена прототипическая модель жанра и прослежена ее трансформация в новых медиа: композиционная («перевернутая пирамида»), структурная (гипертекстовость, кликабельность, мультимедийность, незавершенность), выявлены новые, по сравнению с традиционной новостью, стилистические особенности (интенционально-нарративная организация, подчеркнуто нейтральная стилистическая тональность, выбор речевых средств в зависимости от типологии СМИ – качественных, массовых и желтых). Если новость – это трансформированный жанр, то сетевой комментарий – это новый интернет-жанр. Были выявлены стилистические особенности комментариев, построена их типология, намечены пути дальнейшего изучения интернеткомментария: пользовательский и редакционный комментарий, структурная роль комментария в медиатексте и в форумах, презентационная, рекламная, интенциональная функции комментариев и др. Новость и комментарий– это компрессированные жанры интернет-коммуникации, максимально удовлетворяющие информационные запросы современного общества, погруженного в новую медиакультуру, созданную современной цифровой эпохой. В то же время в Интернете набирает популярность жанр лонгрида, который опровергает гипотезу об экономии мыслительных и речевых усилий в современной коммуникации, но подтверждает конструктивный стилистический принцип В. Г. Костомарова – чередование экспрессии и стандарта. Изучение динамики норм в СМИ привело к формулированию новой научной концепции медийных норм и медийного варианта современного литературного языка. Эта концепция представляется важной не только с позиций ортологии и интернет-стилистики, но и с точки зрения когнитивной лингвистики, а также лингвобезопасности, поскольку они могут способствовать познанию новых эффектов интернет-коммуникации, влияющей на массовое сознание, и не всегда положительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Клушина Наталия Ивановна, Смирнова Надежда Владимировна, Касперова Лариса Тазретовна, Иванова Мария Валерьевна, Барышева Светлана Фридриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Genres: News and Commentary in the World Wide Web

The basis of Internet stylistics consists of media texts of special types (they can be named ‘Internet texts’), which differ both from classical book culture texts, as well as from media texts existing in traditional media (press, radio, television). The Internet being a new communication platform determines and shapes traditional text genres and triggers evolvement of new Internet genres. The researchers traced the genesis of the news (from short news reports to contemporary news in the Internet). The prototypical model of the genre has been constructed, its transformation has been traced in new media: compositional (inverted pyramid), structural (hypertext, clickability, multimedia, incompleteness). As compared to traditional news materials the study also revealed new stylistic features of the genre, such as intentional narrative organization, emphatically neutral stylistic tonality, choice of linguistic features depending on a media type (quality, mass and yellow). The news is a transformed genre, but the online commentary is a new Internet genre. They revealed the stylistic features of commentaries, built their typology, and outlined the direction of further study on the Internet commentary: user and editorial commentary, the structural role of commentary in the media text and on forums; presentational, advertising, intentional commentary functions, etc. The news and the commentary are compressed Internet communication genres very relevant to information requests of the modern society, which is obsessed with a new media culture evolved during the digital era. In the same time a new genre called «long read» is becoming more and more popular on the Internet. This fact refutes the thesis that contemporary communication is characterized by limited users’ intellectual and speech effort. At the same time, it confirms the hypothesis proposed by V. G. Kostomarov about the alternation of an expression and a standard. The study of norms dynamics in mass media resulted into a new scientific theory of media norms and a media variation of the Russian literary language. This concept is of high importance not only for the orthology and Internet-stylistics, but also for the linguistic security, as it contributes to the study of new Internet-communication effects impacting public opinion not only positively, but sometimes in a negative way.

Текст научной работы на тему «Сетевые жанры: новость и комментарий в пространстве Интернета»

Журналистика

DOI 10.24411/2499-9679-2018-10134

УДК 81'38

Н. И. Клушина

https://orcid.org/0000-0002-4666-5433 Н. В. Смирнова

https://orcid.org/0000-0002-8590-8928 Л. Т. Касперова

https://orcid.org/0000-0003-2133-7991 М. В. Иванова

https://orcid.org/0000-0002-6389-0827 С. Ф. Барышева

https://orcid.org/0000-0002-1782-0158

Сетевые жанры: новость и комментарий в пространстве Интернета

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-04-00032 «Влияние интернета на жанровые и стилистические параметры медиатекстов» Основу интернет-стилистики составляют медиатексты особого типа (их можно назвать интернет-текстами), которые отличаются как от классических текстов книжной культуры, так и от медиатекстов, функционирующих в традиционных медиа (печать, радио, телевидение).

Интернет как новая коммуникационная среда приспосабливает под свои условия традиционные медийные жанры и создает новые интернет-жанры. Был прослежен генезис новости (от кратких газетных сообщений до современной новости в Интернете), построена прототипическая модель жанра и прослежена ее трансформация в новых медиа: композиционная («перевернутая пирамида»), структурная (гипертекстовость, кликабельность, мультимедийность, незавершенность), выявлены новые, по сравнению с традиционной новостью, стилистические особенности (интенционально-нарративная организация, подчеркнуто нейтральная стилистическая тональность, выбор речевых средств в зависимости от типологии СМИ - качественных, массовых и желтых).

Если новость - это трансформированный жанр, то сетевой комментарий - это новый интернет-жанр. Были выявлены стилистические особенности комментариев, построена их типология, намечены пути дальнейшего изучения интернет-комментария: пользовательский и редакционный комментарий, структурная роль комментария в медиатексте и в форумах, презентационная, рекламная, интенциональная функции комментариев и др.

Новость и комментарий - это компрессированные жанры интернет-коммуникации, максимально удовлетворяющие информационные запросы современного общества, погруженного в новую медиакультуру, созданную современной цифровой эпохой. В то же время в Интернете набирает популярность жанр лонгрида, который опровергает гипотезу об экономии мыслительных и речевых усилий в современной коммуникации, но подтверждает конструктивный стилистический принцип В. Г. Костомарова - чередование экспрессии и стандарта.

Изучение динамики норм в СМИ привело к формулированию новой научной концепции медийных норм и медийного варианта современного литературного языка. Эта концепция представляется важной не только с позиций ортологии и интернет-стилистики, но и с точки зрения когнитивной лингвистики, а также лингвобезопасности, поскольку они могут способствовать познанию новых эффектов интернет-коммуникации, влияющей на массовое сознание, и не всегда положительно.

Ключевые слова: интернет-коммуникация, стиль, стилистика, медиатекст, гипертекст, жанр, динамика нормы.

© Клушина Н. И., Смирнова Н. В., Касперова Л. Т., Иванова М. В., Барышева С. Ф., 2018

Journalism

N. I. Klushina, N. V. Smirnova, L. T. Kasperova, M. V. Ivanova, S. F. Barysheva

Internet Genres: News and Commentary in the World Wide Web

The basis of Internet stylistics consists of media texts of special types (they can be named 'Internet texts'), which differ both from classical book culture texts, as well as from media texts existing in traditional media (press, radio, television).

The Internet being a new communication platform determines and shapes traditional text genres and triggers evolvement of new Internet genres. The researchers traced the genesis of the news (from short news reports to contemporary news in the Internet). The prototypical model of the genre has been constructed, its transformation has been traced in new media: compositional (inverted pyramid), structural (hypertext, clickability, multimedia, incompleteness). As compared to traditional news materials the study also revealed new stylistic features of the genre, such as intentional narrative organization, emphatically neutral stylistic tonality, choice of linguistic features depending on a media type (quality, mass and yellow).

The news is a transformed genre, but the online commentary is a new Internet genre. They revealed the stylistic features of commentaries, built their typology, and outlined the direction of further study on the Internet commentary: user and editorial commentary, the structural role of commentary in the media text and on forums; presentational, advertising, intentional commentary functions, etc.

The news and the commentary are compressed Internet communication genres very relevant to information requests of the modern society, which is obsessed with a new media culture evolved during the digital era. In the same time a new genre called «long read» is becoming more and more popular on the Internet. This fact refutes the thesis that contemporary communication is characterized by limited users' intellectual and speech effort. At the same time, it confirms the hypothesis proposed by V. G. Kostomarov about the alternation of an expression and a standard.

The study of norms dynamics in mass media resulted into a new scientific theory of media norms and a media variation of the Russian literary language. This concept is of high importance not only for the orthology and Internet-stylistics, but also for the linguistic security, as it contributes to the study of new Internet-communication effects impacting public opinion not only positively, but sometimes in a negative way.

Keywords: Internet-communication, style, stylistics, media text, hypertext, genre, dynamics of norms.

Развитие информационных технологий и становление Интернета как особого коммуникативного пространства коренным образом повлияло на традиционную массовую коммуникацию. Классический текст, понимаемый как законченное, завершенное смысловое единство, в пространстве Интернета претерпевает серьезные изменения. Он становится гипертекстом, для которого характерны нелинейность, мультимедийность, интерактивность, незавершенность. Журналистский текст, помещенный в интернет-пространство, получает иное бытование и наполнение. В современных исследованиях журналистский текст принято обозначать термином «медиатекст», подчеркивая его неразрывную связь с различными типами массме-диа, а не только с печатными СМИ, поскольку медиатекст передается по различным медийным каналам. К медиатекстам относятся телетексты, радиотексты, печатные тексты, рекламные тексты и, в том числе, интернет-тексты. Каждый из каналов добавляет свои форматные особенности к транслируемым текстам: для радиотекста это звук, для телетекста - звук и изображение и т. п. Поэтому интернет-текст можно выделить в отдельную разновидность медиатекстов по принципу видо-родовой принадлежности. Интернет-текст - это медиатекст особого типа, отличающийся от других типов медиатекстов гипертекстуальностью, интерактивностью, нелинейностью и незавер-

шенностью. Особенности интернет-

коммуникации также отражаются на системе ме-диажанров, трансформируя ее в соответствии со своими законами или расширяя ее за счет формирования новых интернет-жанров (форумов, бло-гов, комментариев, чатов и т. п.).

Для стилистики русского языка (и ее новой области - медиастилистики) исследование Интернета и его влияния на жанровую и стилистическую структуру медиатекстов - одна из приоритетных и актуальных научных задач, поскольку, во-первых, Интернет сегодня является наиболее влиятельной сферой социальной коммуникации, во-вторых, именно он оказывает наиболее значительное воздействие на изменение норм русского литературного языка [7].

В нашем исследовании поставлена задача рассмотрения самого значимого жанра современного медиатекста - новости, структуры ее прототипи-ческой модели и трансформации под влиянием Интернета, а также жанровой структуры интернет-комментария как сетевого жанра, порожденного феноменом Интернета.

Интернет-коммуникация рассматривается в рамках теории М. М. Бахтина [1] о диалогической природе жанров и диалоге как форме бытования любого текста. Кроме того, важным для нашего исследования является метод построения коммуникативной цепочки на основе теории речевой

коммуникации Р. О. Якобсона [6]. В коммуникативную цепочку входят категории: адресант -текст + контекст - адресат. Этот метод позволяет обозначить коммуникативные роли адресанта и адресата текста, которые в интернет-коммуникации имеют особый характер. Методологически важным является и гипотеза об адресате, влияющая на выбор жанра [1]. Жанр понимается нами не только как наиболее устойчивая категория процесса коммуникации, но и как «горизонт ожиданий читателя» [2], поэтому именно жанровые ожидания адресата оказывают наиболее существенное воздействие на трансформацию жанров в интернет-пространстве и на формирование новых жанровых моделей.

Базовыми для исследования являются традиционный функционально-стилистический и новый интенционально-стилистический метод, разрабатываемый нами как особый интегративный метод изучения коммуникации.

Принципиально важными для создания теории интернет-стилистики считаем монографию Б. Тошовича «Структура интернет-стилистики» [5] и коллективную монографию «Дискурс и стиль» [3]. В этих монографиях изложены методологические принципы и подходы для формирования этой относительно новой, но уже вполне самостоятельной области знаний.

Для описания трансформации уже существовавших в традиционных медиа и становления новых жанров в современной интернет-коммуникации мы опираемся на эмпирический материал, взятый с сайтов новостных агентств (Лента.ру, ИТАР-ТАСС, РИА Новости и др.), сетевых версий печатных изданий («Комсомольская правда», «Вечерний Санкт-Петербург», «Ведомости» и др.) и медиапорталов ( «Москва Медиа», «Русский мир» и др.).

Предметом исследования являются медиажан-ры новость и сетевой комментарий, функционирующие в интернет-коммуникации.

Мы ставили перед собой следующие задачи:

— сравнить новость в Интернете с прототипи-ческой новостью в традиционных медиа;

— выявить и описать особенности структуры сетевой новости;

— выявить и описать структуру интернет-комментария;

— проследить влияние жанра сетевого комментария на современную медиакоммуникацию;

— обозначить основные проблемы современной интернет-коммуникации.

Гипотеза исследования состоит в том, что интернет-коммуникация как особый тип коммуникации формирует собственные жанры (например, сетевые комментарии) и трансформирует уже известные (например, новость). Интернет-коммуникация оказывает значительное влияние на жанровую и стилистическую структуру современного медиатекста в сторону ее усложнения, тем самым интернет-коммуникация кардинально меняет современный медиадискурс, который подчиняется уникальным закономерностям Сети.

Новость можно считать одним из самых ранних и самых важных базовых медиажанров. Сама журналистика формировалась как сфера деятельности по информированию социума о важнейших событиях внешней и внутренней политики. Этот жанр имеет строгую прототипическую структуру, в основе которой лежит информационное сообщение с указанием хронотопа события, действующих лиц и произошедшего или предстоящего факта / фактов. Стилистическое оформление новости строится по законам официально-делового стиля, хотя сам жанр включен в таксономию жанров публицистического функционального стиля информационного подстиля. Важной структурной особенностью новости является краткость / лаконичность.

С развитием Интернета новость стала важнейшим сетевым жанром. В Сети новость трансформируется, подчиняясь законам Интернета. Она сохраняет композиционную структуру перевернутой пирамиды, хотя в отличие от жестко заданных размеров газетной полосы в Интернете место не ограничено. Но безграничное пространство Интернета форматируется по особым законам. Новость на сайтах новостных агентств, газет и порталов представлена в виде заголовка-анонса, построенного как двусоставное (часто сложное) предложение, содержащее главный факт информационного сообщения. После заголовка дается первый абзац медиатекста и опция для разворачивания полной версии сообщения, например, «читать дальше», «читать полностью» и т. п. В любой момент, кликая заголовок или данную опцию, читатель разворачивает новость, тем самым раздвигая границы жанра, которые, в отличие от традиционных медиа, становятся подвижными.

Например:

19:07 Американские эксперты рассказали о будущем антироссийских санкций за Крым

Крым нельзя вернуть в состав Украины военным путем, однако санкции за его присоединение не будут сняты до возвращения полуострова под

контроль Киева. Об этом заявили эксперты Атлантического совета, добавив, что даже в случае урегулирования конфликта в Донбассе ограничения останутся. Читать полностью

https://lenta.ru/

Материалы по теме

Текучесть границ интернет-текста обеспечивает и гиперссылка на электронный адрес новостного агентства, и опция «Материалы по теме».

Таким образом, ведущая прототипическая жанровая черта новости - краткость - претерпевает серьезную трансформацию, а законы Интернета позволяют адресанту самостоятельно управлять размерами текста, форматируя его в соответствии со своими информационными запросами.

Сетевой комментарий - ведущий жанр современной журналистики. В отличие от новости сетевой комментарий порожден Интернетом. Этот жанр развивает сюжет главного материала, подчиняясь законам Интернета, раздвигая границы ме-диатекста и усложняя сюжет с помощью вплетения в него мыслей читателя. В этом случае комментарий входит в структуру медиатекста, причудливо форматируя ее уже без авторского участия. Сетевой комментарий можно рассматривать и как самостоятельный сетевой жанр, выражающий авторскую точку зрения на проблему, и как субжанр в составе, например, жанра новости, усложняющий ее структуру.

Типология комментариев включает: 1. Аналитический комментарий, который содержит наблюдения читателя над текстом, его вопросы к автору, анализ семантических удач и неудач в тексте. 2. Комментарий-эмоциональный отклик, который не содержит элементов анализа, а представляет собой лишь выражение эмоции по отношению к автору, к произведению; может содержать оценку без обоснований. 3. Комментарий-сотворчество, содержащий реакцию читателя на авторский текст и желание ответить автору в образной, а нередко и в художественной форме.

Существует и другая типология комментариев на основании реализации коммуникативной интенции: «комментарии-троллинги» и «коммента-рии-эльфинги» [4].

Сетевой комментарий оказал большое влияние на развитие жанров традиционных медиа. В современной журналистике серьезную роль стало играть экспертное мнение. В отличие от комментариев интернет-пользователей неспециалистов, комментарии экспертов зачастую включаются в

авторские журналистские материалы для подтверждения мнения самого автора.

Обозначим особенности интернет-

коммуникации, которые оказывают значительное воздействие на современный медиадискурс и его жанровую репрезентацию.

— Интернет-текст диалогичен как ответ на запрос адресата в поисковых системах (прагматическая диалогичность), как стимул для ответной реакции адресата (интерактивная диалогичность) и как рефлексия адресата, оставляющего свои комментарии после прочтения авторского текста (рефлексирующая диалогичность).

— Интернет является особым медиаканалом, отличающимся от традиционных медиа. Поскольку он не только транслирует информацию, но и преобразует ее согласно своим законам, постольку интернет-текст отличается от других типов медиатекстов.

— Медиатекст в пространстве Интернета приспосабливается к феноменологическим особенностям глобальной Сети и получает особые медийные «добавки» (интерактивность, нелинейность, незавершенность и др.), что, в свою очередь, оказывает сильное влияние на его жанровую и стилистическую структуру.

— Интернет-коммуникация как особый тип коммуникации формирует собственные жанры (например, интернет-комментарии) и трансформирует уже известные (например, новость).

— Особый характер в интернет-коммуникации приобретают коммуникативные роли адресанта и адресата: адресант интернет-текста не является единственным автором произведения, а адресат является активным участником (а не пассивным реципиентом) коммуникации, дописывает, моделирует, трансформирует исходный авторский ме-диатекст в соответствии со своими информационными запросами. Массовый адресат в интернет-коммуникации стратифицируется по интересам и становится не массовым, а коллективным адресатом. То есть массовый адресат в интернет-коммуникации является совокупностью коллективных адресатов, объединенных по темам, по блогерам, чьими подписчиками они являются, по корпоративным сайтам или лентам новостей.

— Интернет в силу своих феноменологических и технологических особенностей усложняет медиадискурс в целом и медиатекст в частности, лишая его статичности, отграниченности, оформленности, законченности и иногда ставя под вопрос уникальность авторства, поскольку динамический и диалогический характер Интер-

нета на исходный авторский текст-реплику предполагает ответный текст-реплику от адресата.

Осмысляя этот новый тип дискурса с позиций стилистики и выявляя в нем самые значимые характеристики, организующие коммуникацию, мы поддерживаем формирование и развитие отдельного научного направления современной стилистики - интернет-стилистики, которое было предложено и обосновано на заседаниях Стилистической комиссии Международного комитета славистов. Изучение жанровых и стилистических параметров Интернета имеет важное значение не только для разысканий в области интернет-стилистики, но и для понимания нового типа интернет-коммуникации, который сегодня вытесняет традиционную коммуникацию и оказывает воздействие на современную культуру в целом.

Библиографический список

1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1986. - 445 с.

2. Гайда, С. Жанры разговорных высказываний [Текст] // Жанры речи: сборник научных статей. - Саратов : Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. - Вып. 2. -С. 103-111.

3. Дискурс и стиль. Теоретические и прикладные аспекты [Текст] : коллективная монография / под ред. Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой; 3-е. изд. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2016. - 268 с.

4. Синельникова, Л. Н. Дискурс троллинга - коммуникация без табу [Текст] // Актуальные проблемы стилистики. - 2016. - № 2. - С. 139-148.

5. Тошович, Б. Структура интернет-стилистики [Текст] : монография / Б. Тошович. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2018. - 492 с.

6. Якобсон, Р. О. Лингвистика и поэтика [Текст] // Структурализм: «за» и «против»: сборник статей. -М. : Прогресс, 1975. - С. 193-230.

7. Kasperova, L. T.; Klushina, N. I.; Selezneva, L. V; Smirnova, N. V; Tortunova, I. A. The Impact of the Internet on Genre and Stylistic Features of Media Texts // Global Media Journal. - 2016. - № S3:07. - P. 10.

Reference List

1. Bahtin, M. M. Jestetika slovesnogo tvorchestva = Esthetics of verbal creativity [Tekst] / M. M. Bahtin. -M. : Iskusstvo, 1986. - 445 s.

2. Gajda, S. Zhanry razgovornyh vyskazyvanij = Genres of colloquial statements - [Tekst] // Zhanry rechi: sbornik nauchnyh statej. Speech Genres: collection of scientific articles. - Saratov : Izd-vo GosUNC «Kolledzh», 1999. - Vyp. 2. - S. 103-111.

3. Diskurs i stil'. Teoreticheskie i prikladnye aspekty = Discourse and style. Theoretical and application-oriented aspects [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. G. Ja. Solganika, N. I. Klushinoj, N. V Smirnovoj; 3-e. izd. - M. : FLINTA : Nauka, 2016. - 268 s.

4. Sinel'nikova, L. N. Diskurs trollinga - kommunikacija bez tabu = Trolling discourse - communication without taboo [Tekst] // Aktual'nye problemy stilistiki = Current problems of stylistics - 2016. - № 2. - S. 139-148.

5. Toshovich, B. Struktura internet-stilistiki = Structure of Internet stylistics [Tekst] : monografija / B. Toshovich. - M. : FLINTA : Nauka, 2018. - 492 s.

6. Jakobson, R. O. Lingvistika i pojetika = Linguistics and poetics [Tekst] // Strukturalizm: «za» i «protiv»: sbornik statej = Structuralism: pros and cons: collection of articles. - M. : Progress, 1975. - S. 193-230.

7. Kasperova, L. T.; Klushina, N. I.; Selezneva, L. V; Smirnova, N. V; Tortunova, I. A. The Impact of the Internet on Genre and Stylistic Features of Media Texts // Global Media Journal. - 2016. - № S3:07. - P. 10.

Дата поступления статьи в редакцию: 23.05.2018 Дата принятия статьи к печати: 28.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.