Научная статья на тему 'Вербализация эмоциональной напряженности в интернет-комментариях читателей «Новой газеты»'

Вербализация эмоциональной напряженности в интернет-комментариях читателей «Новой газеты» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
279
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЙ / ЖАНР / КОММУНИКАЦИЯ / НЕНОРМАТИВНЫЙ / ОЦЕНКА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / AGGRESSION / INFLUENCE / INTERNET COMMENT / GENRE / COMMUNICATION / SUBSTANDARD / ASSESSMENT / EMOTIONAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ляпун Светлана Владимировна, Соколова Галина Викторовна

С целью лингвокоммуникативного исследования интернет-комментария описываются языковые единицы, обращение к которым вызвано эмоциональной напряженностью, возникающей в процессе обсуждения критической статьи журналиста. Анализ интернет-комментариев к материалам «Новой газеты», осуществленный с помощью интенционального метода, позволил выявить лингвостилистические свойства текстов, имеющих двойственную природу. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что язык и стиль интернет-комментария, выполняющего воздействующую функцию, свидетельствуют о повышенной эмоциональности и речевой агрессии. Стилистически сниженные языковые единицы, отражающие индивидуальные особенности речи, употребляются с целью создания отрицательной оценки фактов или событий и/ или демонстрации резко негативного отношения к той или иной публичной личности, деятельность которой является предметом критики в журналистском материале. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для развития коммуникативной стилистики, а также других актуальных направлений дискурсивной парадигмы отечественного и зарубежного языкознания интернет-стилистики и виртуального жанроведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Verbalization of emotional tension in Internet comments by Novaya Gazeta readers

To carry out the lingual communicative research of the Internet comments we describe language units, the use of which is caused by the emotional tension arising in the course of discussion of the journalist’s critique. The analysis of Internet comments to Novaya Gazeta materials carried out by means of an intentional method allowed identification of lingual stylistic properties of the texts having the dual nature. As a result of the conducted research the conclusion is drawn that language and style of the Internet comments performing the influencing function testify to the increased emotionality and speech aggression. Stylistically lowered language units reflecting specific features of the speech are used to create negative assessment of the facts or events and / or to demonstrate sharply negative attitude to this or that public personality whose activity is a criticism subject in journalistic material. The practical importance of this research lies in a possibility of using its results to develop communicative stylistics, as well as other topical directions of a discourse paradigm of national and foreign linguistics Internet stylistics and a virtual genre study.

Текст научной работы на тему «Вербализация эмоциональной напряженности в интернет-комментариях читателей «Новой газеты»»

Журналистика

УДК 070 : 81'373

ББК 76.0

Л 97

Ляпун C.B.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Соколова Г. В.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета e-mail: [email protected]

Вербализация эмоциональной напряженности в интернет-комментариях читателей «Новой газеты»

(Рецензирована)

Аннотация:

С целью лингвокоммуникативного исследования интернет-комментария описываются языковые единицы, обращение к которым вызвано эмоциональной напряженностью, возникающей в процессе обсуждения критической статьи журналиста. Анализ интернет-комментариев к материалам «Новой газеты», осуществленный с помощью интенционального метода, позволил выявить лингвостилистические свойства текстов, имеющих двойственную природу. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что язык и стиль интернет-комментария, выполняющего воздействующую функцию, свидетельствуют о повышенной эмоциональности и речевой агрессии. Стилистически сниженные языковые единицы, отражающие индивидуальные особенности речи, употребляются с целью создания отрицательной оценки фактов или событий и/ или демонстрации резко негативного отношения к той или иной публичной личности, деятельность которой является предметом критики в журналистском материале. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для развития коммуникативной стилистики, а также других актуальных направлений дискурсивной парадигмы отечественного и зарубежного языкознания - интернет-стилистики и виртуального жанроведения.

Ключевые слова:

Агрессия, воздействие, интернет-комментарий, жанр, коммуникация, ненормативный, оценка, эмоциональный.

Lyapun S.V.

Candidate of Philology, Associate Professor of Russian Language Department, the Adyghe State University, e-mail: [email protected] Sokolova G.V.

Candidate ofPhilology, Associate Professor ofLiterature and Journalism Department, the Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Verbalization of emotional tension in Internet comments by Novaya

Gazeta readers

Abstract:

To carry out the lingual communicative research of the Internet comments we describe language units, the use of which is caused by the emotional tension arising in the course of discussion of the journalist's critique. The analysis of Internet comments to Novaya Gazeta materials carried out by means of an intentional method allowed identification of lingual stylistic properties of the texts having the dual nature. As a result of the conducted research the conclusion is drawn that language and style of the Internet comments performing the influencing function testify to the increased emotionality and speech aggression. Stylistically lowered language units reflecting specific features of the speech are used to create negative assessment of the facts or events and / or to demonstrate sharply negative attitude to this or that public personality whose activity is a criticism subject in journalistic material. The practical importance of this research lies in a possibility of using its results to develop communicative stylistics, as well as other topical directions of a discourse paradigm of national and foreign linguistics - Internet stylistics and a virtual genre study.

Keywords:

Aggression, influence, Internet comment, genre, communication, substandard, the assessment, emotional.

По мнению ученых, исследующих проблему коммуникативного взаимодействия в Сети, Интернет представляет собой коммуникационную среду, «способную порождать принципиально новые жанры» [1: 169], а также гибридные жанровые формы, которые по структуре и способу отображения действительности имеют много общего с текстами реального общения. Среди наиболее востребованных и популярных речевых жанров современной коммуникации особое внимание вызывает интернет-комментарий, который имеет двойственную природу. С одной стороны, комментарий к текстам СМИ может быть отнесен к группе жанров, предназначенных для межличностного общения в Сети, а с другой стороны, он по многим параметрам связан с публицистическим жанром комментария.

Однако если журналистский комментарий, принадлежащий медиадискур-су, является «разновидностью оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т.п.» [2], то интернет - комментарий считается

результатом коммуникативно-речевой деятельности частной личности. При этом комментарий к материалу периодического издания, размещенный в онлайн-версии, также соотносится с определенным явлением действительности и представляет собой открытое выражение читательского мнения, иначе обратную реакцию, отклик на статью или корреспонденцию автора-публициста, который выступает как человек социальный - от имени периодического издания или социальной группы. Поэтому интернет-комментарий к текстам СМИ, относящийся как к персональному интернет-дискурсу, так и медиадискурсу, отличается от «чистого» речевого жанра виртуальной коммуникации - коммента.

Основным свойством комментария, размещенного в онлайн-версии печатного издания, считается высокая интерактивность. Распространение Интернета и появление новой, стремительно растущей аудитории значительно повлияли на коммуникативную парадигму, которая опирается на модель «ри11», двигающей массовую коммуникацию не столько к своему адресату, сколько в другом, противо-

положном направлении. «На практике эта модель воплощается в возможности самостоятельного поиска публикаций, причем на сайтах разных периодических изданий, в возможности оперативной обратной связи, благодаря которой возрастает интерес не только к размещенным в Сети материалам, но и комментариям к ним со стороны пользователей» [3: 42].

Опираясь на работы по интернет-лингвистике [4] и виртуальному жанро-ведению [5-6], мы выделяем те особенности интернет-комментария, которые имеют большое прагматическое значение для медиадискурса: оперативность, лаконичность (небольшой или средний объем) текста, аналитичность, оценочность, экспрессивность, эмоциональность. Существенную роль здесь играет не только оценочная функция, но и презентационная, направленная на самовыражение личности.

Актуальность работы обусловлена тем, что лингвокоммуникативное исследование жанра интернет-комментария позволяет описывать медиакоммуникацию с учетом ее важнейшего субъекта - получателя информации. Пользователь Сети, выступающий в качестве автора комментария, одновременно становится соавтором материала СМИ и тем самым также оказывает определенное влияние на общественное мнение. Вербальная сторона интернет-комментария характеризуется субъективной модальностью, поскольку этот жанр предполагает высокую степень проявления авторского «я», которое концентрируется в оценочных высказываниях. При этом комментирование прочитанного материала нередко дается в соответствии с позицией автора-журналиста, текст которого инициирует выражение мнения читателей, отклик, зачастую переходящий в острую дискуссию. Лингвостилистические свойства интернет-комментария, как и любого текста СМИ, отражают языковой вкус общества, свойственный «текущему моменту», а также индивидуально-авторские особенности.

Цель работы - описание свойств интернет-комментария, формирующихся в результате эмоциональной напряженности, которая нередко свойственна обсуждению статьи автора-публициста, негативно оценивающего события или факты в той или иной сфере российского общества. Однако в отличие от автора меди-атекста, автор интернет-комментария, выступая от своего имени, ведет диалог на актуальные темы, будучи в неофициальных, непринужденных условиях коммуникации. Свобода и раскрепощенность являются одной из причин общей сниженной, разговорной тональности, которая контрастирует со стилистическим обликом медиатекста, поскольку печатные издания, в частности «Новая газета», ориентированы на книжно-письменную речь.

Среди языковых средств, выражающих напряженное эмоциональное состояние, прежде всего, выделяется нелитературная, просторечная лексика, хотя, как уже отмечалось, читателей «Новой газеты» вряд ли можно причислить к носителям фамильярно-разговорной или просторечно-жаргонной речевой культуры, которые отличаются нежеланием и неспособностью следить за своей речью. Аудитория этого издания преднамеренно выбирает сниженные средства выражения, поскольку стратегия разговорности является своего рода провокационным фактором, привлекающим к участию в коммуникации более широкий круг читателей. С другой стороны, сниженные языковые единицы, используемые для выражения оценки, - результат тенденции к речевой агрессии, которая проявляется в несколько завуалированной форме:

Но вот и кончилась эпопея. И опять все пойдет по кругу: нас усе бояц-ца! Наша страна встает с колен! (http:// www.no vayagazeta. ru/sport s/73998. html).

Нелитературная лексика употребляется как прием выражения неприязни, враждебности и очень часто - усиления негативной оценки:

По команде и форма... ))) Сначала нарядили в официантов... Было весело.... тяперича вырядили в известный персонаж из «Неуловимых мстителей». «Из Одессы», здрасте...;

Неплохая такая акция - «Россия, впирет», привороченная кривыми ручонками к проводам спортсменов.

Вместо лимпиады в Сочи надо было спортшколы развивать. Тогда бы жрать химию не пришлось (http://www. no vay agazeta. ru/sport s/73998. html).

Стилистический облик многих читательских комментариев характеризуется фамильярной тональностью. Так, в рассматриваемых текстах нередко можно встретить ненормативные этнонимы, получившие широкое распространение в неофициальном общении. В стилистическом значении этнонимов, употребление которых противоречит не только литературной, но и коммуникативной норме, содержатся уничижительные, презрительно-иронические оценочные коннотации, которые соответствуют резко критическому настрою авторов. Будучи частью так называемого «языка вражды», ненормативные этнонимы используются для того, чтобы задеть оппонента, приуменьшить его заслуги, достижения и т.п.:

Россиянам надо не Дарью ругать (легкоатлетку Д.Клишину, которая согласилась выступать на Олимпиаде под белым флагом - C.JL), а всевозможных му-ток, которые довели наш спорт до идиотской ситуации. Сочи выиграли с помощью южнокорейца и америкоса (5 золотых они принесли России), а тут еще с допингом вляпались (http://www. novayagazeta.ru/columns/73 816.html).

Оппозиция «мы - они», типичная для речевой ситуации конфликта, подчеркивается употреблением ярлыков, уничижительных прозвищ, в том числе окказиональных, дающих оценочную характеристику личности:

Таков интеллектуальный уровень этого политического киндер-доцента, выскочки и айфонного сноба... Таков уровень

нашей правящей «элиты» (http://www. novayagazeta.ru/columns/73 816.html).

Повышенная эмоциональность во многом обусловлена стремлением авторов обратить на свой комментарий внимание других читателей. Особенно показателен в этом плане экспрессивный синтаксис, который способствует выражению различных отрицательных эмоций - недовольства, негодования, возмущения:

Главное, на мой взгляд, это кто дал право кому-то приватизировать Олимпиаду? Допустят - не допустят! В комитетах есть надзорные, в том числе и допинговые надзиратели. Поймали личность - дисквалифицируй и гони с Олимпиады. Но допускать необходимо всех. Как говорится, пусть победит сильнейший! Но я лично не могу понять, зачем мы ломимся туда, где нас хотят унизить? Что, нормальна человеческая гордость перед «бабками» совсем утрачена, или «бабки» такие большие? Куда-то ломимся, где нас не желают, а куда мы желаем, надо как США: на танках, на авианосцах и с ракетами, а не с ракетками (http:// www.novayagazeta.ru/columns/73816.html).

Сниженная эмоциональная манера изложения, будучи частью коммуникативной стратегии разговорности, создает общий фон для агрессивного речевого поведения, демонстрирующего оппозиционность, тем более что авторы интернет-комментариев могут и не называть своего настоящего имени. Речевая агрессия «поддерживает социальное и психологическое неравноправие коммуникантов и <...> направлена на отрицательное эмоциональное воздействие» [7].

В рассматриваемых текстах широко используются графические средства и вполне закономерно - графические символы интернет-коммуникации, свидетельствующие об эмоциональной напряженности. Сравнения, снижающие образ, впечатление, подчеркивают насмешливую интонацию, свойственную многим читательским комментариям:

Какой ШВЕЙЦАРец сшил им форму?;

))) Резиновые кеды и неряшливая бабочка... Двухэтажные окантованные карманы. Мешковатые штаны, которые презирал Остап Бендер (брюками назвать Это не поворачивается язык....). Короче, с таким шмотьем только проигрывать)) (http:// www.novayagazeta.ru/columns/73816.html).

Таким образом, интернет-комментарий к критическим материалам СМИ, направленный не только на самовыражение, но и анализ актуальных проблем, поднятых журналистом, отличается высокой эмоциональностью, сопряженной с агрессивным речевым поведением.

Примечания:

1. Горошко Е.И. Интернет-коммуникация: проблема жанра // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсах: межвуз. сб. науч. тр. Орел, 2006. Вып. 4. С. 165-175.

2. Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий): дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2014. 249 с.

3. Дахалаева Е.Ч. Интернет-комментарий и интернет-отзыв: параметры жанрового разграничения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16222

4. Ляпун С.В., Сайфутдинов Р.А. Онлайн-версии печатных СМИ в аспекте медиа-лингвистики // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2014. Вып. 3. С. 41-45.

5. Erickson Т. Rhyme and Punishment: The Creation and Enforcement of Conventions in an On-Line Participatory Limerick Genre. 2005. URL: http://www.pliant.org/personal/ TomErickson/ limerickhtml 89

6. Herring S. Slouching toward the ordinary: current trends in computermediated communication // New Media and Society. London: Sage Publications, 2004. P. 26-36.

7. Вартанова E.JI. Язык российских СМИ как индикатор социальных перемен // Язык СМИ и политика / под ред. Г.Я. Солганика. М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 245-261.

References:

1. Goroshko E.I. Internet communication: problem of the genre // Genres and types of text in scientific and media discourse: interuniversity coll. of proceedings. Oryol, 2006. Iss. 4, P. 165-175.

2. Sidorova I.G. Communicative and pragmatic characteristics of genres of personal Internet discourse (website, blog, social network, commentary): Diss, for the Cand. of Philology degree. Volgograd, 2014. 249 pp.

3. Dahalaeva E.Ch. Internet commentary and Internet opinion: parameters of genre differentiation // Modern problems of science and education. 2014. No. 6. URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=16222

4. Lyapun S.V., Saifutdinov R.A. The online versions of the print media in terms of media-linguistics // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2014. Iss. 3. P. 41-45.

5. Erickson T. Rhyme and Punishment: The Creation and Enforcement of Conventions in an On-Line Participatory Limerick Genre. 2005. URL: http://www.pliant.org/personal/ Tom Erickson/ limerickhtml 89

6. Herring S. Slouching toward the ordinary: current trends in computermediated communication // New Media and Society. London: Sage Publications, 2004. P. 26-36.

7. Vartanova E.L. Language of the Russian mass media as an indicator of social changes // Mass media language and politics / ed. by G.Ya. Solganik. M.: MSU, 2012. P. 245-261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.