Научная статья на тему 'Лексико-стилистические особенности информационных жанров медиатекстов интернет-СМИ региона'

Лексико-стилистические особенности информационных жанров медиатекстов интернет-СМИ региона Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6057
636
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАТЕКСТ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ / ИНТЕРНЕТ-СМИ РЕГИОНА / JOURNALISM / MEDIA TEXTS / LEXICAL STYLE / INFORMATIONAL GENRE / REGIONAL ONLINE MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лободенко Лидия Камиловна

Анализируются лексико-стилистические особенности информационных жанров медиатекстов, размещенных в интернет-СМИ региона. Автор подчеркивает, что в региональных интернет-СМИ представлены различные группы жанров (аналитические, художественно-публицистические), однако, основную часть медиаконтента составляют информационные жанры. Это связано со спецификой интернет-коммуникации и с необходимостью оперативного представления информации на сайте массмедиа. В качестве материала исследования определены заметка, интервью и репортаж, как наиболее часто публикуемые на сайтах различных типов интернет-СМИ (телеканалов, радиостанций, газет и информационных агентств). Анализ лексико-стилистических особенностей информационных жанров медиатекстов позволил соотнести лексические средства языка и дать оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации. В рамках статьи представлен лексический пласт основных информационных жанров, реализуемый в условиях современной интернет-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL AND STYLISTIC FEATURES OF INFORMATIONAL GENRES OF REGIONAL ONLINE MEDIA TEXTS

The article analyzes lexical and stylistic features of informational genres of media texts published in regional online media. The author emphasizes that regional online media are represented by different groups of genres (analytical, belles-lettres and publicistic ones); however, the core of the media content is made by informational genres. It is related to the specific features of Internet communication and the need to promptly provide information via online media. The data for the research are news stories, interviews and reports chosen as the most frequently published on the websites of different online media (television stations, radio stations, newspapers and news agencies). The analysis of lexical and stylistic features of informational genres of media texts allows to identify language and lexical means and to evaluate the use of the word in a particular speech context. The article represents the lexical layer of basic informational genres implemented in modern Internet communications.

Текст научной работы на тему «Лексико-стилистические особенности информационных жанров медиатекстов интернет-СМИ региона»

УДК 070:004.738(470.5) Ч600.036+Ч600.036(2Р36)

DOI: 10.14529/ling160106

ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРОВ МЕДИАТЕКСТОВ ИНТЕРНЕТ-СМИ РЕГИОНА

Л.К. Лободенко

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Анализируются лексико-стилистические особенности информационных жанров медиатек-стов, размещенных в интернет-СМИ региона. Автор подчеркивает, что в региональных интернет-СМИ представлены различные группы жанров (аналитические, художественно-публицистические), однако, основную часть медиаконтента составляют информационные жанры. Это связано со спецификой интернет-коммуникации и с необходимостью оперативного представления информации на сайте массмедиа. В качестве материала исследования определены заметка, интервью и репортаж, как наиболее часто публикуемые на сайтах различных типов интернет-СМИ (телеканалов, радиостанций, газет и информационных агентств). Анализ лексико-стилистических особенностей информационных жанров медиатекстов позволил соотнести лексические средства языка и дать оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации. В рамках статьи представлен лексический пласт основных информационных жанров, реализуемый в условиях современной интернет-коммуникации.

Ключевые слова: журналистика, медиатекст, лексическая стилистика, информационные жанры, интернет-СМИ региона.

Язык средств массовой информации достаточно отчетливо и быстро отражает изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности. Это связано с тем, что средства массовой информации высоко популярны и востребованы в обществе, они оказывают влияние на повседневную жизнь, в тоже время отражают ее особенности. При этом интернет-коммуникация как особая виртуальная информационно-коммуникативная среда создает новые условия для реализации языка и стиля медиатекстов. Многообразие медиа-текстов, функционирующих в региональных интернет-СМИ, настойчиво требует исследования не только специфики их тематики, жанрового разнообразия, но и анализа лексико-стилисти-ческих особенностей.

Медиатексты интернет-СМИ совмещают в себе черты коллегиальной и кооперативной языковой личности. Поэтому создатели массовой информации являются коллегиально-кооперативными рече-деятелями [11, а 249]. Они занимаются сжатием, переработкой так называемых первичных, исходных текстов и созданием на этой основе так называемых вторичных текстов. Для этого необходимо сложное разделение труда по анализу первичного текста и синтезу вторичного. Это может быть реализовано лишь в результате глубокого разделения труда над структурой текста. Дискурс в современных средствах массовой коммуникации соответствует цивилизованной информационной норме, основными чертами которой являются идеологический индетерминизм, тематическая открытость, свобода поиска и распространения информации с ориентацией на информационные потребности.

Анализ особенностей материалов интернет-

СМИ региона осуществлялся на основе исследования лексического состава медиатекстов, так как именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними. Прикрепленность языковых единиц (приставок и суффиксов, слов, фразеологизмов, морфологических форм, синтаксических конструкций) к определенной стилевой системе создает их стилистическую окраску (книжную, разговорную, нейтральную).

Лексико-стилистические особенности текста теоретически обоснованы в работах И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталя, Г.Я. Солганика [6, 12, 13] и включают следующие направления:

1. Анализ лексической стилистики, которая изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словообразования в различных функциональных стилях [6, с. 4]. Она включает следующие направления: стилистическая окраска слов; стилистическая оценка диалектизмов и жаргонизмов; стилистическое использование историзмов и архаизмов; стилистическая оценка неологизмов; стилистическая оценка заимствованных слов; анализ стилистики словообразования основывается на исследовании богатства словообразовательных суффиксов.

2. Синтаксическая стилистика включает следующие направления: порядок слов в предложении; предложения с однородными членами предложения; глаголы-сказуемые; однородные согласованные определения.

Таким образом, теоретический анализ лексики функциональных стилей позволяет обратиться к медиатекстам интернет-СМИ.

В ходе исследования анализировались медиа-тексты (735 источников) за период 2010-2015 гг. следующих интернет-СМИ: информационных агентств («ИТАР-ТАСС-Урал», «Доступ»); радиостанций («Эхо Москвы - Челябинск», «Южный Урал»); телеканалы (ГПЧО «ОТВ», ГТРК «Южный Урал»), газеты («Челябинский рабочий», «Южноуральская панорама»). При этом было установлено, в соответствии с классификацией А.А. Тертычного [14], что среди жанров в представленной выборке преобладают: 1) информационные (64,6 %) - заметка, интервью, репортаж, отчет, вопрос-ответ и др.; 2) аналитические (33,3 %) - корреспонденция, статья, обзор, обозрение, рейтинг и др.; 3) художественно-публицистические (2,1 %) - очерк, житейская история и др. Основную часть медиаконтента составляют информационные жанры. Это связано с необходимостью оперативного представления информации на сайте и со спецификой коммуникации. Остановимся подробнее на анализе лексико-стилисти-ческих особенностей информационных жанров региональных интеренет-СМИ.

Как показал анализ жанров интернет-СМИ Челябинской области, разновидностей исследованных медиатекстов немало, однако достаточно активно массмедиа в своей практике используют информационное сообщение (заметку), интервью и репортаж.

Наиболее актуальным в информационных жанрах является информационное сообщение (заметка), «отличающееся небольшим (с точки зрения устоявшихся в журналистике соответствующих представлений об объеме публикаций) размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления» [14, с. 53]. Заметка как жанр новостной информации представляет собой текст оперативного сообщения, составленный с использованием реальных фактов и содержащий новую, актуальную информацию. Заметка небольшого объема требует лаконизма и четкости в изложении материала. Данный жанр представлен на следующих сайтах:

1) информационное агентство «ИТАР-ТАСС-Урал», раздел «Все новости»: «Южно-Уральская ГРЭС подключена к энергосети» [16]. Центральная тема заметки - это первый объект тепловой энергетики, который построен в современной России атомщиками;

2) радио «Эхо Москвы - Челябинск», раздел «Новости»: «В Челябинской области откроют еще один «Ашан» [5]. Центральная тема заметки -магазин станет главным арендатором в новом тор-гово-развлекательном комплексе «Родник»;

3) www.1obl.ru, раздел «Происшествия»: «В Миассе найдена фальшивая купюра, не распознаваемая сканерами в магазинах фальшивые купюры» [2]. Центральная тема - на купюре выполнена микроперфорация и водяные знаки, из-за чего она прошла проверку в ультрафиолетовых лучах;

4) агентство новостей «Доступ»: «В Челябинске могут уволить майора полиции, запросившего в школах сведения об учащихся-кавказцах - МВД РФ» [4]. Центральная тема - автора некорректно составленного запроса о национальном составе учащихся школ в Челябинске, скорее всего, уволят.

Особыми экстралингвистическими, стилеоб-разующими признаками жанра заметки обнаруживаются следующие: наличие факта (некорректно составленный запрос о национальном составе учащихся школ Челябинска); новизна информации (запрос о предоставлении информации об учащихся кавказской национальности, имеющих или не имеющих российское гражданство); социальная значимость сообщаемого (сведения о детях, воспитывающихся в семьях уроженцев или граждан стран ближнего зарубежья, собирались для проведения мероприятий по профилактике преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними или в отношении них); оперативность (в пресс-службе МВД РФ сегодня, 24 мая, уточнили, что формулировки, использованные в письме, недопустимы).

Основными особенностями данного жанра являются: использование нейтральной лексики (класс, родители, дети, ученики); наличие стандартных высокоинформативных элементов (официальное заявление, аналогичные обращения, руководители школ); имена собственные (к директору лицея № 31 Александру Попову, запрос Юлии Пен-зиной); специальные слова, термины (назначена служебная проверка, привлечен к строгой дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 26 Конституции РФ); использование синтаксически сложных предложений (по данному факту назначена служебная проверка, по предварительным результатам которой сотрудник, подготовивший указанный запрос, будет уволен из органов внутренних дел, а его непосредственный руководитель привлечен к строгой дисциплинарной ответственности за отсутствие надлежащего контроля).

В целом, для жанра заметки свойственна нейтральная лексика, которая воспринимается читателем, а также и терминологическая лексика, обеспечивающая разъяснение сферы коммуникации, так как именно термины придают заметке необходимую точность и ясность изложения, сохраняя строгость, выдержанность и лаконизм письменной речи.

Наиболее интересным в блоке информационных жанров является интервью. Жанр «интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервьюирования» [14, с. 107]. Интервью как диалогический жанр публицистики имеет общее назначение и специфический предмет отображения: сообщить не только о событии, но и о мнении человека об этом событии. На

Дискурсология и структурно-семантическая организация текста

использованных для анализа сайтах данный диалогический жанр представлен следующими материалами:

1) газета «Челябинский рабочий» (областная ежедневная общественно-политическая газета), раздел «Политика»: «Из кризиса «УралАЗ» выходит обновленным» [7];

2) газета «Южноуральская панорама», раздел «Культура и искусство»: «Музей в отпуск не уходит» [10];

3) ГТРК «Южный Урал», раздел «Политика»: «Владимир Мякуш: в Челябинской области самое гуманное законодательство» [1].

В качестве примера лексико-стилистического анализа представлено следующее интервью «Франсис Паре: в Челябинске я показываю лучший хоккей в моей жизни» (агентство новостей «Доступ») [15].

Данный материал, согласно классификации Н.В. Кодола [8, с. 7], необходимо отнести к категории портретного интервью. В отличие от информационного интервью, портретное интервью сосредоточено на одном герое, обращено на раскрытие его внутреннего мира, чем и привлекает интерес читателей.

Одним из жанрообразующих признаков данного материала является коммуникативная цель: получить и передать информационное сообщение о необычном, выдающемся, интересном человеке, который тоже будет любопытен для читателей. И начало интервью это подтверждает:

- Ты в Челябинске уже месяц. Как тебе у

нас?

- Уже месяц?! Время летит так быстро! Челябинск - очень приятный город. Мне нравится пешеходная улица в центре. Это просто восхитительно! Мы постоянно ходим туда, чтобы выпить кофе. Там отличные рестораны с классной едой.

Продвижение в диалоге затрагивает злободневную тему экологии, и вот как реагирует спортсмен:

- Ты знаешь, что Магнитогорск и Челябинск не самые благополучные в плане экологии города. Ты не боялся ехать сюда?

- Нет. Я здесь, чтобы играть в хоккей. Конечно, всем хочется жить в хорошем городе. И Челябинск - это замечательный город. А экология - это то, на что я не способен повлиять... Я играю в хоккей, мне нравится город, и я просто получаю удовольствие здесь.

Еще один жанрообразующий признак, выделяемый в данном интервью, - это образ журналиста, автора материала, который проявляется в заинтересованности и информированности:

- Прошлый сезон в Магнитогорске получился для тебя очень успешным. Ты много играл, набирал очки и вместе с командой выиграл Кубок Гагарина. В начале нынешнего сезона твоя результативность упала, и ты стал получать меньше

игрового времени, а потом и вовсе покинул «Металлург». Почему?

- Я думаю, у нас возникло небольшое недопонимание с главным тренером там. Если в прошлом сезоне я проводил 15-20 минут на льду, то в нынешнем я девять матчей просидел на лавке, играя по две-три минуты. Конечно, моя продуктивность снизилась. Но я многому научился благодаря этому. Я старался оставаться позитивным и выкладываться на полную. Сейчас я здесь, в «Тракторе», и показываю лучший хоккей в моей жизни.

Проводя дальнейший анализ жанровой принадлежности материала к интервью, необходимо выделить и фактор будущего, что вызывает живой интерес у заинтересованных читателей сайта:

- Что думаешь о перспективах «Трактора» в нынешнем сезоне? Мы будем в плей-офф?

- Разумеется. Для нас было очень важно хорошо провести домашнюю серию, и нам это удалось. Но просто на выходе в плей-офф мы не хотим останавливаться. У нас один из лучших голкиперов в лиге - Майкл Гарнетт. Есть как опытные, так и молодые игроки. Мы движемся в правильном направлении и с каждым днем набираем обороты.

Лингвистическое наполнение проявляется в комплексе стандартных вопросов, которые могут быть направлены любому другому человеку:

- Расскажи немного о своем родном городе.

- Ты в Челябинске всего месяц. Понятно, что свободного времени не так уж и много, но все же, как отдыхаешь здесь?.

Необходимо заметить, что интервьюер не определяет своего собеседника на второй план, задавая стандартные вопросы, а предоставляет герою в интервью проявить потенциал, собственную индивидуальность в раскрытии внутреннего мира.

Лексические особенности интервью: литературный язык с использованием фразеологических оборотов (прожужжал все уши мой сосед по комнате; принесло свои плоды; с каждым днем набираем обороты); молодежной лексики (хороший мотиватор, мне повезло с партнерами, девчачий).

Однако необходимо уточнение: беседа велась на английском языке, а на сайте был отредактированный вариант интервью, который отразил все лексико-синтаксические возможности в лучших традициях журналистской практики.

Еще одним актуальным информационным жанром интернет-СМИ является репортаж (от лат. reportare означает 'передавать'). Специфика «публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает прежде всего в результате развернутого применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов» [14, с. 86]. Жанровое своеобразие репортажа, которое используют журналисты, стремясь оперативно сообщить о происходящем событии, соединяет в себе элементы многих информационных жанров: повествование о собы-

тии и героях, использование прямой речи для убедительности реальности событий, всевозможные отступления, подчеркивающие важность происходящего, яркая и своеобразная характеристика персонажей, участвующих в событии, а иногда и историческое отступление, возвращающее читателей к истокам, и т. д.). Специфика этого жанра заключается в применении метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Видовое разнообразие репортажа сегодня можно представить в виде: событийного, тематического, постановочного.

Основными признаками событийного репортажа являются оперативность и актуальность, тем самым создается «эффект присутствия». Тематический репортаж по своему функциональному назначению направлен на раскрытие и познание новых, иногда неизвестных сторон жизни социума. Постановочный репортаж предполагает «включенное наблюдение», «эксперименты жизненных ситуаций» в самом процессе познания ситуации для журналиста.

Примерами информационного жанра «репортаж» могут быть следующие:

1) информационное агентство «ИТАР-ТАСС-Урал», раздел «Все новости»: «В Челябинской области детские дома преобразуют в многопрофильные центры» [3];

2) газета «Челябинский рабочий», раздел «Отдых»: «На Южном Урале завершился XIX Ба-жовский фестиваль» [9].

Использованный для лексико-стилисти-ческого анализа репортаж относится к событийному виду репортажа. Доказательством тому будут следующие положения. Цель репортажа - показать читателю картину события (от начала до логического завершения), эффективно и быстро воссоздать, используя собственное присутствие в качестве очевидца события.

Повествование в репортаже начинается с прекрасного стилистического приема синекдоха: «Большой праздник культуры, искусства и народного творчества расположился на живописной территории санатория «Дальняя дача» на берегу Деханова пруда». Благодаря такому приему, автор репортажа вводит читателей в ход события.

Согласно хронологическому следованию за событием, автор определяет точное указание места проведения (перенесли фестиваль с традиционной площадки на озере Большой Сунукуль сюда, под Кыштым); время проведения (увидеть в минувшие выходные на Бажовском фестивале, который прошел на Южном Урале уже в 19-й раз) - именно так создается эффект присутствия.

Точность изображения и его документальность завоевываются, благодаря «эффекту наглядности». Далее повествование находит наглядное подтверждение в тексте наблюдений «изнутри»: «здесь прямо под вековыми соснами участники фестиваля раскинули свой разноцветный лагерь;

Многоголосый, разноязыкий лагерь пестрел национальными нарядами, пел и плясал, угощал варениками и галушками, бешбармаком и пловом».

Использование ярких деталей и подробностей: аппетитные арбузы, связанные крючком, кепки из бересты, гигантские кованые драконы -позволяют обрисовать внешнюю обстановку происходящего события.

Использование речевых стратегий (мини-диалоги, мини-интервью, некоторые реплики): «по словам Фарида Тимергазина; он рассказывает: «Яэлектриком...». Это дает возможность охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события, а также вносит в материал событийного репортажа живые голоса реальных героев.

Лексико-стилистическое своеобразие событийного репортажа прослеживается в использовании некоторых стилистических приемов, например:

- «он и художник, и кузнец, и менеджер в своей фирме под названием «Тимер» - многосоюзие (полисийдетон) - стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания, для усиления выразительности речи;

- «разместились татарские, башкирские, казахские юрты, казачий стан, украинская хата, мордовское поселение и русская изба» - бессоюзие (асийдетон) - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложений, отсутствие союзов придает высказыванию стремительность;

- «Ветер дует, колеса крутятся - красота!» - эллипсис - намеренный пропуск слов, не влияющих на смысл высказывания;

- «огненных мастеров; оперение сказочных драконов и нежные лепестки роз» - метафора -перенос названия и свойств одного объекта на другой по принципу их сходства;

- примером метонимической замены, которая дает возможность более кратко сформулировать мысль, служит реплика одного из героев репортажа: «Я электриком кормлюсь и всю семью кормлю».

Таким образом, можно отметить, что в основе данного событийного репортажа, с одной стороны лежат события, требующие оперативного/сиюминутного освещения (Бажовский фестиваль), а с другой - те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть (наглядное описание проведения события). Читатель материала сайта должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место событийного репортажного действия.

Резюмируя вышесказанное, необходимо констатировать, что лексико-стилистические особенности медиатекстов интернет-СМИ региона определяются жанровой принадлежностью, тематической доминантой, а также выполнением определенной задачи. Лексико-стилистические

Дискурсология и структурно-семантическая организация текста

особенности информационных жанров медиатек-стов обусловлены стремлением делать «качественные» сообщения, что проявляется в высоком уровне грамотности, во внимании к фактам и цифрам, мнениям экспертов, умении воссоздавать динамику события, умеренном использовании разговорной лексики. Также для медиатекстов характерно использование публицистического стиля, лексика которого сочетает функциональность и эмоциональность, доступность и лаконичность изложения.

Литература

1. Владимир Мякуш: в Челябинской области самое гуманное законодательство (17.10.2014). -http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=1093283&cid =5 (дата обращения 20.12.2015).

2. В Миассе найдена фальшивая купюра, не распознаваемая сканерами в магазинах фальшивые купюры (20.01.2011). - http://www.1obl.ru/news/ proisshestviya/v-miasse-najdena-falshivaja-kupura-ne-raspoznavajemaja-skanerami-v-magazinah-204712012012 (дата обращения 23.12.2015)

3. В Челябинской области детские дома преобразуют в многопрофильные центры (12.11.2013). - http://www.tass-ural.ru/lentanews/ v_chelyabinskoy_ oblasti_detskie_doma_preobrazuyut_v_mnogoprofilnye _tsentry.html (дата обращения 20.12.2015).

4. В Челябинске могут уволить майора полиции, запросившего в школах сведения об учащихся-кавказцах. МВД РФ (24.05.2012). -http://dostup1.ru/central/central_40486.html (дата обращения 25.12.2015).

5. В Челябинской области откроют еще один «Ашан» (13.11.2014). - http://echo.msk.ru/about. (дата обращения 15.11.2015).

6. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. -М, 2010. - 447с.

7. Из кризиса «УралАЗ» выходит обновленным (26.11.2010). -http://mediazavod.ru/articles/97619 (дата обращения 25.11.2015).

8. Кодола, Н.В. Интервью: Методика обучения. Практические советы / Н.В. Кодола. - М.: Аспект Пресс, 2011. - С. 7.

9. На Южном Урале завершился XIX Ба-жовский фестиваль (20.06.2011). - http:// mediazavod.ru/articles/105036 (дата обращения 24.12.2015).

10. Музей в отпуск не уходит (28.07.2012). - http://www. up 74. ru/rubricks/kultura-i-iskusstvo/ 2012/07-ijul/muzej-v-otpusk-ne-ukhodit (дата обращения 26.12.2015).

11. Рождественский, Ю.В. Общая филология / Ю.В. Рождественский. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. - С. 249.

12. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика /Д.Э. Розенталь. - М, 2011. - 381 с.

13. Солганик, Г.Я. Стилистика текста / Г.Я. Солганик. -М.: Флинта, Наука, 1997. - 256 с.

14. Тертычный, АА. Жанры периодической печати / АА. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2008.

15. Франсис Паре: В Челябинске я показываю лучший хоккей в моей жизни» (23.01.2015). -http://dostup1. ru/interview/Fransis-Pare- V-Chelyabinske-ya-pokazyvayu-luchshiy-hokkey-v-moey-zhizni_72290.html (дата обращения 27.12.2015)

16. Южно-Уральская ГРЭС подключена к энергосети (15.11.2013). - http://www.tass-ural.ru/ lentanews/yuzhno_uralskaya_gres_podklyuchena_k_e nergoseti.html (дата обращения 27.12.2015).

Лободенко Лидия Камиловна, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой «Массовая коммуникация», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected]

Поступила в редакцию 25 декабря 2015 г.

DOI: 10.14529/ling160106

LEXICAL AND STYLISTIC FEATURES OF INFORMATIONAL GENRES OF REGIONAL ONLINE MEDIA TEXTS

L.K. Lobodenko, [email protected]

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article analyzes lexical and stylistic features of informational genres of media texts published in regional online media. The author emphasizes that regional online media are represented by different groups of genres (analytical, belles-lettres and publicistic ones); however, the core of the media content

is made by informational genres. It is related to the specific features of Internet communication and the need to promptly provide information via online media. The data for the research are news stories, interviews and reports chosen as the most frequently published on the websites of different online media (television stations, radio stations, newspapers and news agencies). The analysis of lexical and stylistic features of informational genres of media texts allows to identify language and lexical means and to evaluate the use of the word in a particular speech context. The article represents the lexical layer of basic informational genres implemented in modern Internet communications.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: journalism, media texts, lexical style, informational genre, regional online media.

References

1. [Vladimir Myakush: Chelyabinsk region in the most humane legislation]. Available at: http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=1093283&cid=5 (accessed 20.12.2015). (in Russ.)

2. [In Miass found counterfeit banknotes, unrecognizable scanners in stores counterfeit banknotes]. Available at: http://www.1obl.ru/news/proisshestviya/v-miasse-najdena-falshivaja-kupura-ne-raspoznavajemaja-skanerami-v-magazinah-204712012012 (accessed 23.12.2015). (in Russ.)

3. [In the Chelyabinsk region orphanages converted into multi-disciplinary centers]. Available at: http://www.tass-ural.ru/lentanews/v_chelyabinskoy_oblasti_detskie_doma_preobrazuyut_v_mnogoprofilnye_ tsentry.html (accessed 20.12.2015). (in Russ.)

4. [In Chelyabinsk can dismiss police major, requesting information on the school students with Caucasians]. Available at: http://dostup1.ru/central/central_40486.html. (accessed 25.12.2015). (in Russ.)

5. [In the Chelyabinsk region will open another "Auchan"]. Available at: http://echo.msk.ru/about (accessed 15.11.2015). (in Russ.)

6. Golub I.B. Stilistika russkogo yazyka [Stylistics of the Russian Language]. Moscow, 2010, 447 p.

7. [Because of the crisis "UralAZ" an update]. Available at: http://mediazavod.ru/articles/97619. (accessed 25.11.2015). (in Russ.)

8. Kodola N.V. Interv'yu: Metodika obucheniya. Prakticheskie sovety [Interview: Methods of Teaching. Practical Advice]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2011, 174 p.

9. [In the South Urals ended XIX Bazhov Festival]. Available at: http://mediazavod.ru/articles/105036 (accessed 24.12.2015). (in Russ.)

10. [The museum does not go on vacation]. Available at: http://www.up74.ru/rubricks/kultura-i-iskusstvo/2012/07-ijul/muzej-v-otpusk-ne-ukhodit (accessed 26.12.2015). (in Russ.)

11. Rozhdestvenskij Ju.V. Obshchaya filologiya [General Philology]. Moscow, Fond «Novoe tysyacheletie» Publ., 1996, 326 p.

12. Rozental D.Je. Spravochnik po russkomu yazyku. Prakticheskaya stilistika [Guide to the Russian Language. Practical Stylistics]. Moscow, 2011, 381 p.

13. Solganik G.Ja. Stilistika teksta [The Style of the Text]. Moscow, Flinta, Nauka, 1997, 256 p.

14. Tertychnyj A.A. Zhanryperiodicheskoypechati [Genres Periodicals]. Moscow, Aspekt Press, 2008, 310 p.

15. [Francis Pare: Chelyabinsk I show the best hockey in my life]. Available at: http://dostup1.ru/interview/ Fransis-Pare-V-Chelyabinske-ya-pokazyvayu-luchshiy-hokkey-v-moey-zhizni_72290.html (accessed 27.12.2015). (in Russ.)

16. [South Ural hydroelectric power station is connected to the grid]. Available at: http://www.tass-ural.ru/lentanews/yuzhno_uralskaya_gres_podklyuchena_k_energoseti.html (accessed 27.12.2015). (in Russ.)

Lidya K. Lobodenko, Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Mass Media Department, South Ural State University (Chelyabinsk), [email protected]

Received 25 December 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Лободенко, Л.К. Лексико-стилистические особенности информационных жанров медиатекстов интернет-СМИ региона / Л.К. Лободенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». - 2016. - Т. 13, № 1. - С. 32-37. DOI: 10.14529Л^160106

FOR CITATION

Lobodenko L.K. Lexical and Stylistic Features of Informational Genres of Regional Online Media Texts. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Linguistics. 2016, vol. 13, no. 1, pp. 32-37. (in Russ.). DOI: 10.14529/ling160106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.