Научная статья на тему 'Интернет-жанрология как направление изучения журналистского текста'

Интернет-жанрология как направление изучения журналистского текста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2301
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ / ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТ / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА / ЖАНР / MEDIA TEXTS / JOURNALISTIC TEXT / ONLINE TEXT / DIGITALIZATION OF INFORMATION SPACE / GENRE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киуру Константин Валерьевич

Рассматриваются новые тенденции в изучении журналистского текста. Анализируются подходы к изучению жанров журналистского текста, определяются особенности журналистского текста в Интернете. Представлена попытка типологизации жанров современного журналистского интернет-текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Genres as a Branch of Journalistic Text Study

The article is devoted to the examination of new trends in the study of journalistic text. Various approaches to genre interpretation in the theory of journalism are compared. Hypertextuality and multimedia as the main features of an online text are defined. There are three main types of modern media content: original professional content, user-generated content and content generated by robots. The article gives a typology of contemporary online text journalism genres: information notes, reporting, author blog, photos, podcasts, infographics.

Текст научной работы на тему «Интернет-жанрология как направление изучения журналистского текста»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 26 (355). Филология. Искусствоведение. Вып. 93. С. 51-55.

К. В. Киуру

ИНТЕРНЕТ-ЖАНРОЛОГИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА

Рассматриваются новые тенденции в изучении журналистского текста. Анализируются подходы к изучению жанров журналистского текста, определяются особенности журналистского текста в Интернете. Представлена попытка типологизации жанров современного журналистского интернет-текста.

Ключевые слова: медиатекст, журналистский текст, интернет-текст, дигитализация информационного пространства, жанр.

Интерес к понятию жанра вызван тем, что оно в полной мере соответствует современным междисциплинарным исследованиям в филологической науке. Это обусловливает его активное использование при исследовании самых разных сфер и видов коммуникации, в том числе интернет-коммуникации.

В журналистике существуют свои исторически сложившиеся способы отражения действительности. А. А. Тертычный под журналистскими жанрами подразумевает устойчивые типы публикаций, объединенных содержательно-формальными признаками, называемыми жанрообразующими факторами. К ним относятся предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения [5].

Как считает М. Н. Ким, проблема жанрового определения этим не исчерпывается, потому что «в жанре скрещиваются и находят выражение важнейшие закономерности журналистского творчества: взаимодействие жанра и метода, соотношение содержания и формы, понятийного и образного в жанре, пространства и времени в жанре, авторского замысла и жанрового воплощения, целевой установки жанра и ожиданий читателей и мн. др.» [1. С. 7].

Сегодня современные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Особенностью данной системы является то, что, с одной стороны, она отличается определенной стабильностью, а с другой - подвижностью.

По мнению М. Н. Кима, современная система жанров журналистики - это динамично развивающаяся структура, внутри которой существуют свои внутренние и внешние связи. «Внутренняя связь между различными жанрами журналистики обусловлена единым типом творчества - публицистическим, а внешняя -тем, что каждый жанр журналистики, в отли-

чие, например от жанра литературного, всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение. Это то, что и по сей день остается в качестве системообразующих характеристик журналистских жанров» [1. С. 9].

Научная теория жанров журналистики складывается из различных типологических подходов, в каждом из которых предлагается свое видение классификации жанров. В традиционной классификации жанров выделяют информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. Позже стали появляться новые походы к жанровой классификации, авторы которых не выделили единого основания деления и вычленения жанров журналистики. В результате один и тот же жанр в зависимости от положенного в типологию основания мог быть отнесен к различным жанровым группам.

Е. И. Пронин использовал при построении своей типологии принцип перекрестной классификации. Все жанры журналистики он разделил по двум основаниям:

- по предмету отображения: реалии, позиции, идеалы, абсурды, шедевры, мнения, контакты, решения, эффекты;

- по уровню осмысления: оповещение, ориентирование, коррекция, символизация [4. С. 51].

Л. Е. Кройчик в построении своей классификации жанров исходил из тезиса, что публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: 1) сообщение о новости или возникшей проблеме; 2) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; 3) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне). Поэтому все тексты, появляющиеся в прессе, он разбил на пять групп:

- оперативно-новостные - заметка во всех ее разновидностях;

- оперативно-исследовательские - интервью, репортажи, отчеты;

- исследовательско-новостные - корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

- исследовательские - статья, письмо, обозрение;

- исследовательско-образные (художественно-публицистические) - очерк, эссе, фельетон, памфлет [2. С. 138-139].

В основе классификации М. Н. Кима лежит функциональное деление жанров на информационные, аналитические и художественно-публицистические, а в качестве сопоставительных параметров используются следующие категории: предмет отображения, целевая функция и методы работы с информацией [1. С. 18].

Сегодня особую актуальность приобретает вопрос осмысления развития журналистских текстов в процессе дигитализации (перевода информации в цифровую форму) и интернетизации информационного пространства. Появились исследования по цифровой журналистике, например, Б. Франклина [6] и К. Кавамото [7].

С возникновением глобального интернет-пространства возросла скорость работы журналистов, изменились сроки и частота сдачи материалов. Важно, что такой канал массовой информации, как интернет, влияет не только на форму, скорость передачи информации, но и на ее содержание и жанровую форму.

Специфика интернет-текста, помимо канала распространения, заключается также в практически безграничных возможностях расширения информации с помощью гиперссылок. Гипертекстуальность электронного текста предполагает интерактивное взаимодействие между адресантом и адресатом коммуникации. При этом адресат сам решает, по скольким ссылкам он пройдет. Чем интереснее будет представлен дополнительный материал в ссылках и чем актуальнее он будет для пользователя, тем длительнее будет его контакт с текстом и тем больше информации он получит.

Следует также отметить тяготение интернет-текстов к мультимедийности (ссылки на видео- и аудиоматериалы) или хотя бы к визуализации (использование в самом тексте фотографий, «картинок», анимированных сцен и т. п.). Наличие в электронном тексте ключевых слов помогает пользователю оптимизировать поиск нужной информации. Четкая структурированность, разбивка на блоки, графические

выделения способствуют более быстрому и адекватному восприятию содержания текста, размещенного в Интернете.

В докладе «Новая информационно-коммуникационная среда. Состояние, проблемы, вызовы. Попытка осмысления» сделан акцент на трех основных типах современного медиакон-тента [3]:

1. Оригинальный профессиональный контент. Данный тип контента создается СМИ и другими профессиональными производителями контента (продакшн-студии и т. п.). К такому контенту относятся информационные сообщения СМИ, профессиональные фото-, аудио- и теле(кино-) материалы, готовые статьи, программы, передачи, фильмы, информационные и развлекательные интернет-ресурсы.

2. Любительский контент, производимый потребителями или User Generated Content. К данному типу контента относятся записи в блогах (различного масштаба и ориентации) интернет-пользователей, записи в форумах, комментарии к сообщениям СМИ на сайтах СМИ, записи на персональных страницах в социальных сетях, созданные потребителем фото-, видео- и аудиоконтент, интернет-ресурсы, созданные частными пользователями.

3. Третьим типом контента является продукт, создаваемый искусственным интеллектом, то есть роботами. Наиболее популярным типом такого контента являются новостные агрегаторы и поисковые системы, которые фактически структурируют новостные потоки автоматически, то есть выполняют фундаментальную функцию СМИ в установлении приоритетности новостей. Также сюда относятся автоматизированные системы создания корпоративных новостей и переписки.

Кроме того, по мнению экспертов, существуют периодические пересечения между первым, вторым и третьим видами контента. Когда пользователи социальных сетей или блоге-ры ссылаются на информацию традиционных СМИ или когда СМИ используют в качестве источников информацию от самих пользователей, происходят подобные взаимодействия.

Рассмотрим типологию дигитальных жанров журналистского текста.

Информационная заметка является классическим жанром в любом виде СМИ, в котором используется принцип «перевернутой пирамиды». Чаще всего заметка на новостном сайте сопровождается тематической фотоиллюстрацией и реже - видео или инфографикой.

Главным отличием новостной заметки, размещенной в интернет-СМИ и, например, в газете, если не учитывать временной фактор (в первом случае важная новость размещается сразу после поступления в редакцию, во втором, если речь идет о ежедневных газетах - только в утреннем выпуске), возможности просмотра новости «вглубь» (свойство гипертекста), комментирования со стороны читателя (интерактивность) и получения быстрого отклика.

Репортаж благодаря мультимедийным технологиям стал вновь актуальным. Репортажи в классическом понимании (текст + фотоиллюстрации) хотя и публикуются в онлайн-СМИ, в последнее время журналисты часто экспериментируют, используя различные элементы для построения материала. Так, в интернет-СМИ основной текст кроме фото может сопровождаться и вложенными отрывками видео с места событий, аудио с комментарием ньюсмейкера или участника события и динамичной инфографикой. Но самым главным отличием данного жанра, которое может быть реализовано только на платформе Интернет, является возможность ведения онлайн-репортажа посредством социальных сетей. По-другому это называют твиттер-репортажем, в котором корреспондент посредством написания коротких текстовых сообщений (до 140 символов) в корпоративной учетной записи СМИ в социальной сети Твиттер ведет его с места событий в режиме реального времени. В этом случае социальная сеть интегрируется в интерфейс страницы СМИ в виде небольшого блока с помощью специального приложения либо обеспечивается функция экспорта сообщений из аккаунта в социальной сети на страницу в СМИ.

Авторский блог также является одним из немногих жанров, который возник благодаря развитию интернет-технологий. Появился он на стыке классической колонки и блог-постинга. К основным отличиям журналистского авторского блога можно отнести использование «живого» языка, отсутствие жесткой периодичности и открытость автора к обсуждению. Запись может быть незаконченным информационным сообщением или даже опубликована в виде одной реплики, вопроса или картинки.

Статичная иллюстрация является одной из наиболее часто используемых «инфомолекул» в мультимедийном материале. Ее функции остались такими же, какими были и в традиционных СМИ: раскрытие истории, выстраивание визуального ряда.

Фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи являются визуальными производными истории с помощью фотографии. Они могут быть построены по классическим правилам, как в традиционных СМИ, где каждая фотография последовательно «раскрывает» событие, или в виде смешанного набора фотографий, связанных какой-либо одной тематикой. Навигация может быть построена в виде последовательной смены иллюстраций или предложена в виде превью, где пользователь выбирает фотографию для просмотра произвольным образом. Также как и остальные «инфомолекулы», фотографии могут быть самодостаточным материалом со стандартными подписями (Что? Где? Когда?) или размещаться в «теле» мультимедийного материала. Во втором случае они могут быть представлены в единственном числе или представлены с функцией листания непосредственно в «теле» статьи.

Слайд-шоу похоже на фотоленту. Главным образом отличается тем, что фотоподборка здесь «перелистывается» сама.

Карикатура в классическом понимании остается также распространенным видом иллюстрирования материала, как и в традиционных видах СМИ. Но, как и остальные элементы мультимедиа, обретает дополнительные свойства, такие как анимированность. В нее можно вложить действие, движение и звук.

Подкаст (Pod - производное от iPod и Cast -от Broadcast - радио- или телевещание) - цифровая запись, радио- или телепрограмма, которую можно скачать из интернета.

Аудиоиллюстрация к материалу призвана передать часть сообщения, которая может нести в себе смысловую или эмоциональную нагрузку, в случаях, когда тон и экспрессия сказанного ньюсмейкером имеет не меньшее значение, чем сами слова.

Аудиоверсия текста, как следует из названия, воспроизводит текст статьи. Как правило, текст читается диктором и потому не может быть альтернативой радиопотоку, так как отсутствуют «живые голоса», «синхроны» и так далее. Стоит отметить, что некогда популярный мультимедийный элемент сейчас используется уже реже.

Аудиосюжет можно назвать производным от классического радиосюжета, так как помимо голоса диктора содержит «живые» голоса, интершумы и пр.

Видеоиллюстрация выполняет аналогичные классической фотоиллюстрации функции

и редко имеет законченный сюжет. Фрагмент видео традиционно имеет отношение к определенной части текста или мультимедийного материала.

Видеосюжет в свою очередь уже является законченным сообщением с завязкой, кульминацией и развязкой и может быть самодостаточным материалом или размещен в «составе» мультимедийного материала.

Потоковое видео с места событий является, в сущности, привычным прямым эфиром с места событий. Только, в отличие от телевидения, интернет-СМИ может предложить сразу несколько потоков одновременно с места события.

Видеоколонка, видеоочерк, видеокомментарий - все перечисленные жанры пришли в сеть из телевидения. Чаще других в составе мультимедийного материала встречается видеокомментарий, в котором эксперт или ньюсмейкер высказываются на тему материала.

Аудиослайдшоу является одним из самых простых способов синтеза звука и картинки. Основой ему служит история, которая может быть начитана автором или диктором, музыка или интершум. Визуальный ряд может состоять из фотографий, инфографики, карикатур, карт и так далее.

Интерактивная видеоколонка и интерактивный видеосюжет являются развитием интернет-версии видеоколонки, описанной выше. Мультимедийной «лептой» интернет является наличие многочисленных ссылок, которые появляются по ходу просмотра видео, и отсылающих (в виде баннера или гиперссылки) пользователя к дополнительной информации по теме - это может быть видеосюжет, инфографика, справка, фотолента и пр. Данную концепцию эксперты считают незаконченной и предрекают ей дальнейшее развитие со временем появления новых технологических возможностей [8].

Интерактивный видеомост является продолжением телевизионного жанра с добавлением, помимо режима видеоконференции, возможности участия в нем и другими доступными средствами, например, написанием комментариев.

Мультимедийное ток-шоу, как и телевизионное ток-шоу, ведут на определенную тематику один или несколько ведущих, имеются герои. Мультимедийными отличиями данного жанра являются интерактивность и технология мультиэкрана, что невозможно на ТВ. Он также подразумевает три части или этапа -доэфирный, прямой эфир, послеэфирный. На

первом этапе заявляется тема для «разогрева» аудитории и предоставления возможности задать вопрос. На этапе прямого эфира транслируется непосредственно само ток-шоу. На заключительном этапе материал конвертируется в наиболее подходящий формат (мульти-скрипт, мультимедийная статья и пр.) и публикуется на сайте.

Мультискрипт (англ. Interactive Video - интерактивное видео) можно сравнить с «Картой сайта», которая имеется у большинства онлайн-ресурсов, главным предназначением которого является упрощение навигации в рамках одного большого видеоматериала. Как правило, он состоит из трех блоков - проигрывателя, стенограммы и содержания. С помощью блоков стенограммы и содержания пользователь может быстро и с высокой точностью найти интересующий его фрагмент видео. После выбора и начала проигрывания фрагмента в плеере в других блоках отражаются соответствующие фрагменты заголовка тематического блока и стенограммы.

Инфографика объединяет слова и иллюстрации с целью представления идей и информации в тех случаях, когда это невозможно сделать с помощью только текста или иллюстрации в отдельности. Идеальная инфогра-фика помогает читателю понять и («представить») информацию. Она дает проникнуть в суть темы. Так объясняет суть графической журналистики (как еще ее называют в Европе), которая на сегодня является одним из наиболее перспективных мультимедийных форматов подачи информации.

Список литературы

1. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики : учеб. пособие. СПб., 2004. 336 с.

2. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / под ред. С. Г. Кор-коносенко. СПб., 2000. С. 125-168.

3. Новая информационно-коммуникационная среда. Состояние, проблемы, вызовы. Попытка осмысления : доклад экспертов медий-но-коммуникационной сферы при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]. URL: http://img. rg.ru/pril/article/48/38/20/Doklad-svyaz.pdf.

4. Социальная практика и журналистский текст : сб. ст. / под ред. Я. Н. Засурского, Е. Н. Пронина. М., 1990. 267 с.

5. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие. М., 2000. 162 с.

6. Franklin, Bob. Digital Journalism [Электронный ресурс]. URL: http://www.tandfonline. com/doi/full/10.1080/21670811.2012.740264#. UvhjORYhzzI.

7. Kawamoto, Kevin. Digital Journalism: Emerging Media and the Changing Horizons of Journalism. [Электронный ресурс]. URL: http:// books.google.ca/books/about/Digital_Journalism. html?id=dG9vHwHyDFUC.

8. Online Journalism: Research methods. A multidisciplinary approach in comparative perspective / Marcos Palacios, Javier Diaz Noci (eds.). Bilbao, 2009. P. 36.

References

1. Kim, M. N. (2004) Zhanry sovremennoj zhurnalistiki [=Genres of modern journalism], St. Petersburg, 336 p. (in Russ).

2. Krojchik, L. E. (2000) "Sistema zhurnalist-skih zhanrov" [=System of journalistic genres], in: Osnovy tvorcheskoj dejatel'nosti zhurnalista [=Bases of creative activity of the journalist], St. Petersburg, pp. 125-168. (in Russ).

3. Novaja informacionno-kommunikacionna-ja sreda. Sostojanie, problemy, vyzovy. Popytka

osmyslenija [=New information and communication environment. State, problems, calls. Attempt of judgment], available at: http://img.rg.ru/ pril/article/48/38/20/Doklad-svyaz.pdf, accessed 02.11.2014 (in Russ.).

4. Social'naja praktika i zhurnalistskij tekst (1990) [=Social practice and journalistic text], Moscow, 267 p. (in Russ).

5. Tertychnyj, A. A. (2000) Zhanry period-icheskoj pechati [=Periodicals genres], Moscow, 162 p. (in Russ).

6. Franklin, Bob. Digital Journalism [=Digital Journalism], available at: http://www.tandfonline. com/do i/full/10.1080/21670811.2012.740264#. UvhjORYhzzI, accessed 02.11.2004.

7. Kawamoto, Kevin. Digital Journalism: Emerging Media and the Changing Horizons of Journalism [=Digital Journalism: Emerging Media and the Changing Horizons of Journalism], available at: http://books.google.ca/books/about/ Digital_Journalism.html?id=dG9vHwHyDFUC, accessed 02.11.2014.

8. Online Journalism: Research methods. A multidisciplinary approach in comparative perspective [=Research methods. A multidisciplinary approach in comparative perspective], Bilbao, 2009. p. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.