Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

СПЕЦИФИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Ольга Владимировна, Кузьминова Алеся Вадимовна

Статья раскрывает общий абрис феноменологии развития смысложизненных ориентаций личности. Описаны основные подходы, в которых отражено изучение смысложизненных и ценностных ориентаций человека в процессе возрастного профессионального развития. Представлены ход, содержание и результаты экспериментального исследования по изучению специфики смысложизненных и ценностных ориентаций студентов педагогического вуза разных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соловьева Ольга Владимировна, Кузьминова Алеся Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF MEANINGFUL ORIENTATIONS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article reveals the general outline of the phenomenology of the development of life-meaning orientations of the individual. The main approaches are described, which reflect the study of life-meaning and value orientations of a person in the process of age-related professional development. The course, content and results of an experimental study on the study of the specifics of life-meaning and value orientations of students of a pedagogical university of different specialties are presented.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, профессор Соловьева Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирант 3 курса Кузьминова Алеся Вадимовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

СПЕЦИФИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Статья раскрывает общий абрис феноменологии развития смысложизненных ориентаций личности. Описаны основные подходы, в которых отражено изучение смысложизненных и ценностных ориентаций человека в процессе возрастного профессионального развития. Представлены ход, содержание и результаты экспериментального исследования по изучению специфики смысложизненных и ценностных ориентаций студентов педагогического вуза разных специальностей.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, студенты педагогического

вуза.

Annotation. The article reveals the general outline of the phenomenology of the development of life-meaning orientations of the individual. The main approaches are described, which reflect the study of life-meaning and value orientations of a person in the process of age-related professional development. The course, content and results of an experimental study on the study of the specifics of life-meaning and value orientations of students of a pedagogical university of different specialties are presented.

Keywords: life-meaning orientations, value orientations, students of a pedagogical university.

Введение. В условиях острых социальных и духовных изменений в жизни общества, на данном этапе, перед вузами стоит задача увеличения результативности в подготовке будущих специалистов. Имеющиеся данные показывают, что больше трети выпускников после окончания вуза не работают по выбранной профессии, при этом ни престиж специальности, ни ее материальная сторона не имеют особого влияния. Подобная ситуация сложилась и в педагогических вузах. Одной из причин этого явления выступает односторонность в профессиональной подготовке будущих педагогов, которая заключается в вооружении студентов профессиональными знаниями, умениями и компетенциями в преподавании определенных дисциплин. В данном подходе очевидно прослеживается недостаточность личностной подготовки к профессиональной деятельности: формирование личностных качеств, понимание и осмысление ценностных и смысложизненных ориентаций будущего педагога, отношение к будущей профессии как к жизнедеятельности [6].

Изложение основного материала статьи. Вопрос формирования смысложизненных ориентаций является одним из актуальных в психолого-педагогических науках. Он связан с поиском ответов на вопросы о сущности смысла жизни, ценностях и смыслобразовании. Смысложизненные ориентации (СЖО) обычно понимаются как способ построения собственной жизни человека с присущей ему системой ценностей, смыслов и целей. Поэтому следует отметить важность развития смысложизненных ориентаций у студентов педагогического вуза [5].

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых накоплен достаточно большой теоретический и эмпирический материал по изучению СЖО. Так, в отечественной психологии данная проблема раскрывается в трудах многих классиков и современников (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.Г. Алексеева, Н.И. Аркаева, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеева, В. Брушлинский, Ф.В. Бассин, Л.И. Божович, С.И. Григорьев, Е.И. Головаха, В.И. Долгова, И.С. Кон, Н.Л. Карпова, А.А. Козлов, Д.А. Леонтьев,

A.Н. Леонтьев, В.Т. Лисовской, С.Л. Рубинштейн, В.С. Трипольский, К. Обуховский, В.Э. Чудновский и др.). Развитию СЖО в возрастном онтогенезе посвящены труды Е.А. Климова, И.В. Кузнецовой,

Е.М. Павлютенкова, А.И. Ростунова, С.Н. Никифорова, И.В. Ульяновой, А.Б. Тищенко, А.П. Огурцова, Э.Г. Юдина.

Анализ особенностей развития смысложизненной сферы личности студентов представлен в работах Г.М. Андреевой, Б.С. Братуся, В.Е. Гаврилова, Э.Ф. Зеера, О.В. Зиневич, И.Ф. Клименко, Б.Ф. Ломова,

B.C. Мухиной, Н.Д. Никандрова, A.A. Реана, И.А. Сапоговой, Д.Б. Эльконина, и др.

В зарубежной литературе проблема смысла жизни и СЖО исследовалась в аналитической психологии (К. Юнг), в психоанализе (З. Фрейд), в гуманистической психологии (А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс,). Ученые в своих трудах подчеркивают значимость успешного формирования смысложизненных ориентаций для гармоничного развития личности, указывая возможность воздействия на смысловую сферу через развивающую работу.

На основе анализа исследований по данной проблеме можно сделать краткий абрис, раскрывающий сущность данной феноменологии. СЖО человека представляют собой сложное и динамическое образование, которое имеет многоуровневую иерархическую, внутренне неоднородную структуру. Система СЖО является важнейшим компонентом структуры личности и находится на стыке мотивационно-потребностной сферы и личностных смыслов [7]. СЖО - это понятие, которое учитывает целенаправленную деятельность и жизненную активность человека во всех сферах его жизни. Цель жизни и ее значение зависят от самого человека, от того, какие усилия он приложит для реализации своих жизненных планов. Смысл жизни человека определяют уровень его ответственности как перед собой, так и перед обществом и природой. Важнейшими аспектами проблемы смысла жизни является стремление человека к самореализации и к актуализации своих способностей для осуществления жизненного предназначения [1]. В этом контексте смысл жизни во многом определяется способностью человека к творчеству, как одному из способов не только осмысления жизни, но и ее преобразования. Поскольку стремление к смыслу присуще человеческой природе, то неспособность удовлетворить эту потребность приводит к нервным и психическим расстройствам, травмам, задержкам и отставанию в развитии личности [4]. Это в свою очередь подчеркивает высокую значимость целенаправленного формирования и развития смысложизненных ориентаций личности в процессе ее онтогенетического развития.

Ценностные и СЖО современных студентов характеризуются противоречивым соперничеством материальных и духовно-нравственных ценностей. Это оказывает негативное влияние на развитие личности современного студента, проявляясь в когнитивных, поведенческих и эмоциональных тенденциях, существенно сужающих сферу профессиональной самореализации [11.

Теоретический анализ выявил высокую важность и значимость проведения экспериментальных исследований, направленных на выявление специфики СЖО студентов педагогического вуза. В основу нашего исследования была положена гипотеза: целенаправленное развитие смысложизненных ориентаций студентов педагогического вуза в условиях образовательного процесса будет способствовать актуализации духовно-нравственных и культурных ценностей, а также гармонизации личности, повышая субъективную значимость будущей профессиональной педагогической деятельности.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». В исследовании принимали участие студенты вторых курсов по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование, направленность - Дошкольное образование (19 человек), направленность - Изобразительное искусство (19 человек); 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование (20 человек). Общее количество испытуемых - 58 человек.

В качестве диагностического инструментария было выделено две методики: тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев) [2] и методика изучения ценностных ориентаций личности (М. Рокич) [3].

Результаты теста смысложизненных ориентаций (СЖО), разработанного Д.А. Леонтьевым представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели СЖО (по тесту Д.А. Леонтьева) студентов педагогического вуза на констатирующем

этапе исследования

Стены Специальное Дошколь- Изобрази- Средний Средние

(дефектологи- ное тельное балл нормы

Шкалы ческое) образова- искусство

образование ние

1. Общий показатель 89,5 81,6 87,5 86,2 95.76±16.54

осмысленности жизни

2. Цели жизни 29,9 26,8 29,1 28,6 29.38 ± 6.24

3. Процесс жизни 29,9 28,8 28,6 29,1 28.80 ± 6.14

4. Результативность жизни 25,5 24,5 24,2 24,7 23.30 ± 4.95

5. Локус контроля Я 21,1 20,0 19,9 20,3 18.58 ± 4.30

6. Локус контроля жизнь 28,5 24,5 25,1 26,0 28.70 ± 6.10

Анализируя полученные данные в ходе тестирования, которые представлены в таблице 1, следует отметить, что общая осмысленность жизни характеризуется наиболее низким уровнем в группе педагогов группы направления «Дошкольное образование». Баллы по шкале «цели в жизни» характеризуют значение, которое студент придает осмысленности жизни, данные результаты свидетельствуют о наименьшей заинтересованности учащихся этой группы целями в своей жизни, скорее характеризуя их как заинтересованных жизнью в сегодняшнем дне.

Студенты группы направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и педагогов профиля «Изобразительное искусство» придают жизни большую осмысленность, также они проявляют направленность во временную перспективу. Баллы групповых показателей по шкале «процесс жизни» также различаются в полученных результатах. Разница заметна во всех представленных группах. Для студентов направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» характерен более высокий показатель, что свидетельствует о восприятии испытуемыми своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом.

Показатели результативности жизни, или удовлетворенности процессом самореализации отображают то, насколько была проанализирована прожитая жизнь. Прослеживается связь показателей группы направления подготовки «Дошкольное образование» с неудовлетворенностью жизнью по предыдущему показателю, жизнь на сегодняшний день не соответствует заявленным ожиданиям.

Полученные результаты по шкале «локус контроля» соответствуют представлениям о себе как о сильной личности, способной выстроить свою жизнь по своему желаемому сценарию. По данной шкале баллы в группе по направлению подготовки «Дошкольное образование» значительно меньше, чем в других группах, как и показатели по шкале «локус контроля - жизнь».

Анализ данных, полученных в результате применения методики «Смысложизненные ориентации по Д.А. Леонтьеву», позволяет сделать вывод о том, что для студентов педагогического вуза характерно: присутствие целей на будущее в жизни, которые придают жизни осознанность, устремленность и временную перспективу. Студенты воспринимают свою жизнь как представляющую интерес. У них ярко выражены представления о себе как о сильной, интересной и компетентной личности. Наблюдается положительная оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, что ее прожитая часть была производительна и осознанна, в сочетании со средней удовлетворенностью самореализацией.

Важно, что для студентов, участвующих в исследовании характерна идеологическая установка на возможность быть хозяином собственной жизни, вера в свои силы и потенциал, при этом отмечается адекватная оценка своих возможностей; свойственна высокая осознанность жизни.

Также в результате проведенного исследования выяснилось, что у студентов выбранных направлений подготовки имеются существенные отличия в уровнях выраженности СЖО. Так, студенты группы направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» имеют высокие средние значения по шкалам теста «СЖО по Д.А. Леонтьеву». В то время как испытуемые групп направлений подготовки «Дошкольное образование» и «Изобразительное образование» имеют минимальные средние значения по всем шкалам той же методики. Дальнейшие исследования могут быть направлены на более подробное изучение смысложизненных ориентаций студентов групп с минимальными показателями по всем шкалам данного теста.

Далее экспериментальный план нашего исследования был направлен на выявление уровня сформированности ценностных ориентаций по методике М. Рокича [4]. Данный тест был использован для изучения особенностей интегральной иерархии терминальных и инструментальных ценностей студентов педагогического вуза, в которой они упорядочены на основе субъективного ранга их значимости.

Таблица 2

Шкала терминальных ценностей (по тесту М. Рокича) студентов на констатирующем этапе

эксперимента

Значение ЦО на шкале (Ранг) Ценностные ориентации Специальное (дефектологическое) образование Дошкольное образование Изобразительное искусство

Т11 Продуктивная жизнь 4,5 4 5

Т14 ■ Свобода 5 5 6

Т2 Жизненная мудрость 6 6 6

Т8 Наличие хороших и верных друзей 7 6 7

Т6 ■ Любовь 6,5 6 7

Т5 Красота природы и искусства 8 7 8

T1 Активная деятельная жизнь 8 7 8

Т10 ■ Познание 8 7 9

Т16 ■ Счастье других 8 7 9

Т4 Интересная работа 9 8 9

Т12 ■ Развитие 9 8 10

Т13 ■ Развлечения 9 8 9

Т7 Материально обеспеченная жизнь 10 9 10

Т17 ■ Творчество 10 10 11

Т9 Общественное признание 11 11 12

Т18 Уверенность в себе 11 10 11

Т15 Счастливая семейная жизнь 11,5 10,5 11

Т3 ■ Здоровье 13 12 12

Исходя из представленных выше результатов исследования в таблице 2, следует отметить то, что в системе терминальных ценностей студентов группы направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» наблюдается наиболее высокий ранг значимости следующие шкалы: свобода, любовь, продуктивная жизнь, наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость, красота природы и искусства.

Далее выделяется следующая группа терминальных ценностей: познание, интересная работа, развитие, счастье других, активная деятельная жизнь, развлечения. В группу терминальных ценностей, получивших более низкие предпочтения, у студентов педагогического вуза включены: творчество, общественное признание, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, здоровье, уверенность в себе.

Таким образом, можно отметить, что среди более предпочитаемых ценностей в выбранных группах студентов указаны ценности более абстрактного содержания - жизненная мудрость, любовь, свобода. Как ни странно, такие ценности как счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, здоровье оказались менее предпочтительными.

Вполне вероятно, что такая картина имеет место быть исходя из того, что высокий уровень ценностно-смысловой системы самоактуализирующейся личности составляют именно ценностные ориентации, которые могут рассматриваться в качестве возможной цели индивидуального развития. А. Маслоу отмечал, что ценностные ориентации самоактуализирующейся личности представляют собой своего рода эталон, «научную», не имеющую ничего общего с предубеждениями исследователя, «естественную систему ценностей».

Поэтому будущие педагоги, осознавая для себя личностную потребность в удовлетворении именно этой системы ценностей, при ранжировании указывают не столько на иерархию личностных ценностей в целом, сколько на отношение их к реальным потребностям.

Групповая иерархия терминальных ценностей групп направлений подготовки «Дошкольное образование» и «Изобразительное образование» охарактеризовалась большей значимостью таких ценностей, как активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, красота природы и искусства, общественное признание, материально обеспеченная жизнь, познание. В следующую группу отнесены такие ценности как: развлечения, развитие, интересная работа, свобода, здоровье, счастливая семейная жизнь. К низшему рангу ценностей относятся: наличие хороших и верных друзей, творчество, любовь, уверенность в себе, счастье других, жизненная мудрость.

Таким образом, следует отметить, что в группе направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» ценностные ориентации иерархизированы в общем достаточно схоже с группами направлений подготовки «Дошкольное образование» и «Изобразительное образование». Исключение составляют такие ценности, как материально обеспеченная жизнь и знания. А также то, что система ценностей, получившая меньшее предпочтение, включала в себя: наличие хороших и верных друзей, любовь, счастье других и некоторые другие. Возможно, это свидетельствует о высоком уровне экстраверсии

и эгоцентризма членов данной группы. Потому что, отвергая ценность любви и дружбы и игнорируя счастье других, личность с большей вероятностью сосредотачивается на себе. Им нужно общественное признание, деятельная, активная, финансово обеспеченная жизнь, когда можно сказать, что мудрость жизни, счастье других и любовь напротив остаются на втором плане.

Таблица 3

Шкалы инструментальных ценностей (по тесту М. Рокича) в группах испытуемых на констатирующем этапе эксперимента

Значение ЦО на шкале (Ранг) Ценностные ориентации Специальное (дефектологическое) образование Дошкольное образование Изобразительное искусство

И15 ■ Честность 8 5 6

И1 Аккуратность, чистоплотность 7 6 7

И2 Воспитанность 7 7 8

И17 ■ Широта взглядов 8 6 8

И18 Эффективность в делах 8 7 8

И6 ■ Независимость 9 7 8

И8 Образованность 9 7 9

И9 Ответственность 10 9 10

И5 Исполнительность 10 9 9

И11 Самоконтроль 10 8 10

И14 ■ Терпимость 11,5 11 10,5

ИЗ ■ Высокие запросы 11 11 11

И7 Непримимость к недостаткам 12 11 11

И12 ■ Смелость в отстаивании своего мнения 12 11 11

И13 ■ Твердая воля 13 11 12

И4 Жизнерадостность 14 13 12

И10 ■ Рационализм 14 13 14

И16 Чуткость 15 13 14

Проанализировав полученные данные, представленные в таблице 3, отметим, что в системе инструментальных ценностей студенты группы направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» характеризуются большей ориентацией на инструментальные ценности аккуратности и чистоплотности, честности, эффективности в делах, воспитанности, широты взглядов, независимости.

Далее выделяется следующая группа инструментальных ценностей: образованность, ответственность, исполнительность, самоконтроль, высокие запросы, терпимость. Последние места в иерархии ценностных ориентаций занимают такие ценности как: смелости в отстаивании своего мнения, непримиримости к недостаткам, жизнерадостности, твердой воли, рационализма, чуткости.

Система инструментальных ценностей в группах направлений подготовки «Дошкольное образование» и «Изобразительное образование» связана со значимостью таких ценностей как эффективность в делах, образованность, исполнительность, жизнерадостность, широта взглядов, воспитанность. За данной группой инструментальных ценностей следуют ценности непримиримости к недостаткам, терпимости, самоконтроля, аккуратности и чистоплотности, чуткости, высоких запросов. В группу менее значимых инструментальных ценностей вошли ответственность, честность, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля, независимость, рационализм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим также, что инструментальные ценности в экспериментальных группах приобрели своеобразную специфическую иерархию, и является странным и не рациональным явлением того, что в группу менее значимых инструментальных ценностей входят такие общенравственные и общечеловеческие предпочтения как независимость, честность, смелость и др.

Данные результаты делают особенно актуальным проведение систематической работы по целенаправленному формированию ценностных и СЖО личности будущих педагогов представленных специальностей.

Выводы. Анализ смысложизненных ориентаций студентов педагогического вуза показал, что данная проблема является высоко актуальной значимой для психолого-педагогической науки и практики. В ходе теоретического анализа нами выявлено, что СЖО человека, связывающие его внутренний мир с окружающей действительностью, представляют собой сложное и динамическое образование, которое имеет многоуровневую иерархическую, внутренне неоднородную структуру. Система СЖО является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов.

Несмотря на высокую актуальность, процесс развития и формирования СЖО студентов педагогического вуза на современном этапе изучен недостаточно, что требует проведения экспериментальных исследований в данном научном поле. В этой связи нами было проведен констатирующий этап эксперимента по выявлению специфики ценностных и СЖО будущих педагогов разных специальностей.

Анализ результатов показал наличие рассогласования их личностных ценностных ориентаций и профессиональных ценностей. Также варьирование терминальных и инструментальных ценностей студентов заставила задуматься над сферой ценностей студентов разных специальностей, что на наш взгляд, требует особого внимания и дальнейшего изучения.

Результаты, полученные в ходе констатирующего исследования, обусловили необходимость целенаправленного развития смысложизненных ориентаций студентов педагогического вуза в условиях вузовского образования. Этот процесс должен быть направлен на актуализацию духовно-нравственных и культурных ценностей, а также гармонизацию личности, повышая субъективную значимость будущей профессиональной педагогической деятельности.

Литература:

1. Дроздова Н.В. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов. - 2016. - №51. -С. 40-44.

2. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций. - 2008. - №1. - С. 150-155.

3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича // Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. -С. 637-641

4. Мощенко Л.С., Дроздова Н.В. Смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем жизнестойкости (на примере студентов-психологов) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 50. - С. 133-140.

5. Серый А.В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида. - Кемерово, 2010. - С. 354-360.

6. Соловьева О.В., Мухортов И.В. Подходы к формированию ценностно-смысловой сферы студентов в образовательной среде вуза // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной среды высшей школы. - Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2019. - С. 167-172.

7. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности. - 2004. - №6. -С. 5-11.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогический наук, доцент Федорова Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); магистрант 1 курса Гизатуллина Гульназ Ирековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ

Аннотация. Психологические особенности организации труда сотрудников вахтовым методом - один из факторов, который важно учитывать при организации труда. Психологические компоненты позволят регулировать психическое состояние специалистов и повышать продуктивность профессиональной деятельности. Как известно, вахтовый метод ассоциируется с «неправильным» режимом труда и отдыха и, следовательно, влечет за собой ряд ошибок в работе. В связи с влиянием других условий, не только в работе, наблюдается тревога, страх за себя и близких, паника. При этом стоит отметить важность и ценность такого вида труда и необходимость его профессионального сопровождения.

Ключевые слова: вахта, вахтовый метод, риск, групповая изоляция, психологические риски, экстремальная ситуация.

Annotation. The psychological characteristics of the organization of work of employees on a rotational basis is one of the factors that is important to consider when organizing work. Psychological components will allow you to regulate the mental state of specialists and increase the productivity of professional activity. As you know, the rotational method is associated with the «wrong» mode of work and rest and, therefore, entails a number of errors in work. In connection with the influence of other conditions, not only at work, there is anxiety, fear for oneself and loved ones, panic. At the same time, it is worth noting the importance and value of such a labor force and the need for its professional support.

Keywords: shift, shift method, risk, group isolation, psychological risks, extreme situations.

Введение. Исследование психологических особенностей сотрудников в «трудных» условиях организации профессиональной деятельности является актуальной задачей современной науки. При изучении данного вопроса, было отмечено, что работники, которые оказались в условиях социальной депривации, по-иному реагируют на изменение бытовых условий и психоэмоционального климата. Специалисты, работающие вахтовым методом, представляют различные специальности: инженеры, водители, руководители, технологи, монтажники, повара и др.

Изучение особенностей труда вахтовым методом нашли отражение в работах психологов: Симонова Н.Н., Корнеева Я.А., Дегтева Г.Н., Дубинина Н.И., Бойцова А.В. В их работах рассматриваются стратегии адаптации работников на Крайнем Севере.

Выполняемая работа в суровых климатических условиях при социальной депривации, нарушение привычного уклада жизни, нарушенный биоритмологический стереотип жизнедеятельности, влияние полярной ночи и дня (нарушение выработки мелатонина), психологический дискомфорт значительно влияет на организм человека [1]. Отмечается хроническая усталость, конфликтность, дискомфорт и нарастание психологической напряженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.