Научная статья на тему 'Специфика шведского телевещания'

Специфика шведского телевещания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
220
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шведское телевидение / СМИ / информация

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фёдорова Анна Станиславовна

В данной статье рассматривается история создания телевещания в мире. Автор углубляется в историю становления одной из самых развитых и прогрессивных стран Европы – Швеции. В статье представлены форматы телевещания в Швеции, абонентская плата, перечень телекомпаний, их доход, а также телевизионные каналы и приведена статистика просмотров. В статье делается вывод о том, что шведское телевидение имеет огромный потенциал выхода на мировую арену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика шведского телевещания»

Word in science

No. 5, 2022

Фёдорова Анна Станиславовна

Студент

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия)

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается история создания телевещания в мире. Автор углубляется в историю становления одной из самых развитых и прогрессивных стран Европы - Швеции. В статье представлены форматы телевещания в Швеции, абонентская плата, перечень телекомпаний, их доход, а также телевизионные каналы и приведена статистика просмотров. В статье делается вывод о том, что шведское телевидение имеет огромный потенциал выхода на мировую арену.

Ключевые слова: шведское телевидение, СМИ, информация.

Переход к постиндустриальному обществу заставил искать новые формы получения, хранения и распространения информации. Так, в конце 19 века появилась необходимость создания телевидения.

В 1880 году Порфирий Иванович Бахметьев предложил передавать на расстояние цветное изображение. После, его идея ляжет в основу создания телевидения во всём мире. Некоторое время спустя, в 1900 году, Александр Апполонович Полумордвинов изобретёт систему передачи цветного изображения, которую когда-то предложил создать Бахметьев. Система, созданная Полумордвиновым, используется и по сей день. Наибольший вклад с создание телевидения в мире внёс немецкий учёный Пауль Нипков, который создал, так называемый, «диск Нипкова» - аппарат для разделения изображения на множество сюжетов. На момент создания своего изобретения Нипков был студентом, а практическое применение своего изобретения он увидел на выставке достижений радиотехники через 40 лет [1].

Говоря о современном положении телевидения в мире, невозможно не упомянуть страны Северной Европы. Они являются примером социально и технологически развитого региона, в котором, используя информационно-коммуникационные технологии и информационные услуги политические партии, социальные защитники, группы по интересам, СМИ и др., отлично взаимодействуют и ведут продуктивный диалог.

Если говорить о телевидении в Швеции, то изучая работу Е.Л. Вартановой, являющейся автором работ, посвященных анализу североевропейского рынка СМИ, «Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран северной Европы между государственным и рыночным регулированием», мы можем понять, что телевидение Швеции является достоверным источником и пользуется популярностью и авторитетом у жителей Швеции, а также является ценным ресурсом при поиске новостей и информации в целом. Также, система телевизионного вещания в Швеции обладает культурно-просветительской деятельностью и в ней даже можно наблюдать пасторальные настроения

[2].

Скандинавия открыта для любых экспериментов в сфере массовой информации, а журналисты и ученые, занимающиеся проблемой СМИ, откликаются на любые изменения в сфере их профессиональной деятельности. Эти обстоятельства указывают на актуальность темы исследования. Степень научной разработанности проблемы. Особенности становления и развития скандинавской журналистики, как традиционной, так и ее переход в интернет-пространство остаются объектом изучения российских и зарубежных ученых. Отдельные аспекты этой темы находят свое отражение в материалах отечественных и иностранных теоретиков журналистики.

Можно также заметить, что система СМИ Северной Европы, в данном случае система телевизионного вещания Швеции, неразрывно связана с системой СМИ в других развитых странах Европы и США. Несмотря на различия этих двух систем, всё равно прослеживается прочная связь между ними.

Развитие телевидения в Швеции началось в 1950-х годах. Официальной датой запуска телевидения в Швеции можно считать 4 сентября 1956 года, когда радиостанция Radiotjanst запустила первый в Швеции телевизионный канал Radiotjanst TV . Появившаяся организация управлялась радиостанцией Radiotjanst, которая на тот момент контролировала ещё две сети радиовещания в стране. Спустя год, в 1957 году, телеканал Radiotjanst TV стал запускать свои трансляции ежедневно, а его название изменили на Sveriges Radio. 2 сентября 1958 года на телеканале Sveriges Radio появилась новостная программа Aktuellt, которая до сих пор транслируется на одном из медиахолдингов SVT (Sveriges Television) SVT2 [3].

Ещё в 1923 году шведское правительство Риксдаг приняло решение сделать единую форму работы для государственных служащих, среди них журналисты и работники СМИ в целом. Шведский Риксдаг считал, что в демократическом обществе обязана существовать специальная система, по которой работали бы все, и которая не доставляла бы дискомфорта для шведского народа, но в то же время привела бы систему шведской работы в упорядоченный вид. Так, шведское правительство Риксдаг проголосовало за систему Public Service. Если говорить именно о телевидении, то система Public Service телевидения не подчиняется ни одной из систем и даже не является государственной. Данная система является общественной, на основании чего шведское телевидение может не зависеть от политики, а также финансовых целей кого- либо или чего-либо. Система Public Service телевидения позволяет шведам формировать собственное мнение и существует в Швеции по сей день [4, с. 40].

Проанализировав статистику на сегодняшний день, можно понять, что благодаря созданной в 1923 году системе Public Service радио и телевидения, больше всего жители Швеции доверяют радио, оно на первом месте по доверию гражданами, шведы обращаются к нему в первую очередь. На втором месте в рейтинге доверия находится шведское телевидение, ему шведы доверяют также сильно. Такая сильная степень доверия шведами теле и радиовещанию обусловлена рядом причин. Во первых, граждане Швеции не беспокоятся о том что правительство будет каким-либо образом вмешиваться в СМИ, так как, если такое произойдёт, государственный служащий или государственное учреждение мгновенно потеряет доверие к себе и испортит свою репутацию. Во вторых, в новых СМИ (СМИ в интернет-пространстве) очень много недостоверной информации. Это заставляет правильных и рациональных шведов задуматься, прежде чем тратить время на просмотр новостей в Интернете и выбрать для этой цели радио и телевидение [5].

Закон о свободе слова и печати появился и был принят Риксдагом в Швеции в 1766 году. По настоящее время это самый древний в Европе и первейший на земле кодекс о доступности информации и свободы слова. Данный закон позволяет СМИ распространять информацию беспрепятственно, а гражданам Швеции вовремя получать достоверные данные в открытом доступе [6, c. 40].

Возвращаясь к преимуществам системы Public Service телевидения, закон о котором был принят в 1923 году, нельзя не отметить что такая система полностью освобождает Шведское телевидение от зависимости от рекламы товаров и услуг, как это делается в других странах Европы, так что рекламодатели знают что высоких рейтингов им не набрать ни на шведском радио (SR), ни на шведском телевидении (SVT) - реклама на них запрещена. Но, тем не менее, коммерческие радио и телевещательные службы есть. Это говорит о том, что шведы могут выбирать что им посмотреть [7, c. 41].

В 1907 году, когда в Швеции появилось радио, каждый, кто имел в собственности радиоприёмник, был обязан за него платить (плата за год составляла 3,50 кроны). Позже, в 1956 году, когда в Швеции появилось телевидение, правительство начало взимать плату и с каждого телевизора в доме. На данный момент каждому шведу, имеющему телевизор, нужно платить 1920 крон в год [8, с. 41].

Все средства от абонентской платы поступают в Банк Швеции, после чего данной суммой распоряжается шведское правительство. В процентном соотношении больше всего денег поступает от медиахолдинга SVT (около 60%), после, от SR (Sveriges Radio) - 35%, и в последнюю очередь от UR (Учебное радио) [9, с. 418].

Все деньги поступают на счёт радиотелевизионного фонда (Rundradiokonto). Каждый год правительство принимает решение что делать с деньгами, так как накопившаяся сумма - деньги всех граждан Швеции и распоряжаться ими никто не имеет права. Обычно часть денег уходит на поддержку радио, а часть на телевидение (всего каждый год собирается приблизительно 5 миллиардов крон) [10, с. 41].

На всех шведских телеканалах существует защита от давления. Примером защиты от давления является лицензия на вещание. В ней прописан ряд правил, которые должны соблюдаться деятелями СМИ, работающими на телевидении. Во первых, никто из работников телевидения не должен стоять ни на чьей стороне или придерживаться позиции кого-то из приглашённых гостей или высказывать своё мнение относительно какой-то новости. Во вторых, телевидение обязано предоставить аудитории множество различных мнений и точек зрения чтобы каждый зритель мог самостоятельно выбрать какое из мнений ему ближе или чтобы у зрителя было достаточно информации и аргументов чтобы сформировать своё собственное мнение. Поэтому шведские журналисты стараются делать всё возможное чтобы выполнить указанные требования и снабдить шведских граждан всей необходимой и актуальной информацией, при этом не становясь ни на чью сторону [11, с. 41].

После начала внедрения цифрового телевидения в 1999 году, которое должно было закончиться в 2007 году, началась подготовка к отказу от аналогового формата телевещания в Швеции. Началом данного процесса принято считать дату 19 сентября 2005 года, а окончанием 29 октября 2007 года, то есть отказ от аналогового вещания занял в стране примерно два года [12].

В 2002 году внедряется телеканал SVTextra, который рассказывал аудитории о событиях, то есть являлся своего рода новостным телеканалом, а также Barnkanalen - специальный телеканал для детей и подростков. Позже, в 2003 году, данные телеканалы объединились в один цифровой телеканал. Вдохновившись этим, TV4 также запустил цифровые каналы вслед за SVT. Но, с 1999 года, цифровое вещание только развивалось, ведь прошло всего три года и поэтому цифровое телевидение было доступно лишь 20% жителей Швеции (по состоянию на 2002 год), но лишь 12% имело к данным телеканалам прямой непосредственный доступ, а лишь 3-4% населения могли принимать цифровые каналы: некоторые через наземную сеть, а некоторые через кабель. Узнав об этом, в 2003 году правительство Швеции предприняло решение расширить доступность цифровой телевизионной сети до 98-99% и закрыть аналоговую систему телевещания в стране. Это решение было принято неспроста, ведь цифровое телевещание было значительно преимущественнее, чем аналоговое телевещание. Это было понятно по нескольким причинам: цифровая сеть могла вмещать от восьми телеканалов, при этом с помощью перехода на цифровое вещание, подключаться к телевидению стало возможным как через спутник, так и через кабель [13].

В феврале 2003 года один из наикрупнейших коммерческих телеканалов Швеции TV4 запускает телеканал под названием TV4+, а также TV4 meditiv - разговорный телевизионный канал. Несмотря на расширение и создание своего рода нового медиахолдинга, у TV4 всё равно были конкуренты, это такие телеканалы как TV3, Kanal-5, Z-TV, TV6, и TV8 [14].

С самого начала, телевидение было и остаётся для жителей Швеции наилучшим сегментом для получения информации, культурного просвещения, а также проведения свободного времени. Согласно статистике, 75% человек в Швеции смотрит телевизор регулярно. В 2004 году в стране насчитывалось около 4 миллионов домов, в которых есть телевизоры, что говорит о том, что 98% страны охвачено телевизионным вещанием [15, с. 430].

Обращаясь к исследованиям, можно узнать, что жители Скандинавии не так активно пользуются

телевизором, как граждане США (на 20%) и даже менее активно, чем жители многих стран Европы (на 9%). Более того, по состоянию на 2002 год телезрители Швеции тратили примерно по 2.5 часа в день на просмотр телевизора, а жители Северной Европы в целом являлись самыми неактивными пользователями телевизора, но показатели по сравнению с 1993 годом увеличились: в 1993 году шведы смотрели телевизор 2 часа в день) [16].

Ещё в 2003-2004 годах число подключений по всей Северной Европе составило для телекомпании Canal Digital 763 тысячи подключений, а для телекомпании Viasat 629 тысяч подключений. По состоянию на 2004 год 45% жителей Швеции смотрели телевизор с помощью кабельной сети, около 32% принимали сигнал с помощью антенны и лишь 27% имели в собственности спутниковые тарелки. Уже на тот момент, за три года до окончания перехода на цифровое телевещание, 30% шведских телезрителей могли смотреть телевизор с помощью цифрового телевидения. На тот момент, как и по сей день самыми телеканалами Швеции были и остаются такие эфирные телеканалы, как SVT1, SVT2, TV4, а также кабельный и спутниковые коммерческие телеканалы TV3 и Kanal-5. Изучив телевизионный рынок Швеции, можно понять, что телеканалы общественного телевещания наиболее популярны в данной стране [17, с. 430].

По состоянию на 2003 год доходы медихолдинга SVT составили около 470,6 миллионов долларов. Такой большой доход медиахолдинга связан с тем, что в него входит большое количество телеканалов, за которые телезрители платят абонентскую плату, а также SVT получает прибыль благодаря своему коммерческому отделу продаж и спонсорству.

Ещё с начала 2003 года пять каналов общественного телевещания Швеции (четыре из которых вещают на территории Швеции, а один за пределами данной страны) транслируются в цифровом формате в незакодированном виде, что означает, что они не требуют дополнительной платы, а SVT1 и SVT2 помимо цифрового формата могут транслироваться ещё и в аналоговом формате телевещания [18, с. 430].

На данный момент SVT - это крупнейший медиахолдиг, который совмещает в себе такие телевизионные каналы как SVT1, SVT2, SVT World, SVT24, SVTB - Barnkanalen (детский канал), SVTK - Kunskapskanalen (научно-популярный канал).

Проанализировав всё многообразие и широту шведского телевидения, можно сделать вывод, что данная страна обладает большим потенциалом для того, чтобы стать самой продвинутой и модернизированной страной в мире.

Общие признаки скандинавских СМИ, как радио, так и телевидения, объединяет под собой скандинавская или демократическая корпоративистская модель. Проанализировав состояние скандинавской модели СМИ на данном этапе, выявлено, что шведское телевидение это очень многогранная медиаплатформа, на которой найдётся нужный контент для каждого человека. Многообразие шведских телевизионных программ поражает, работники шведского медиарынка изобретают всё больше новых телешоу для каждого медиапотребителя любой религии, национальности, пола и возраста. На шведском телевидении каждый человек обязательно найдёт для себя что-то интересное. Средства массовой информации стран Северной Европы находят правильный баланс между старыми и новыми тенденциями. Несомненно, все это стало возможным благодаря тому, что государство в какой-то степени сохраняет свое участие в развитии и поддержке СМИ, дает своим гражданам доступ к современным цифровым технологиям. Во время исследования также было замечено, что в ходе цифровизации СМИ Скандинавии ее отличительными чертами остаются объективность и высокий профессионализм журналистов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Официальный сайт шведской общественной телекомпании SVT. // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.svt.se

ЛИТЕРАТУРА:

1. Костоусов В. Происхождение слова и рождение телевидения. Сайт организации по осуществлению онлайн-мероприятий StreamPark. // [Электронный ресурс] // Режим доступа: Ы^:// stream-park.ru/blog/istoriya-televideniya/

2. Вартанова Е.Л. «Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран северной Европы между государственным и рыночным регулированием». Авторский проект Екатерины Алеевой "Evartist". // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text19/019.htm

3. Дягтерёва Е. Появление ТВ в Швеции. Электронный научный журнал «Медиаскоп». // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mediascope.ru/появление-тв-в-швеции

4. Макридова И.А. «Независимость СМИ: как это делается в Швеции» // Журнал «Журналист» 2008 N02 // с. 40

5. Как можно заставить полюбить государственное ТВ. Рассказываем на примере Скандинавии. Официальный сайт телеканала Настоящее время. // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// www.currenttime.tv/a/28629061.html

6. Макридова И.А. «Независимость СМИ: как это делается в Швеции» // Журнал «Журналист» 2008 N02 // с. 40

7. Макридова И.А. «Независимость СМИ: как это делается в Швеции» // Журнал «Журналист» 2008 N02 // с. 41

8. Макридова И.А. «Независимость СМИ: как это делается в Швеции» // Журнал «Журналист» 2008 N02 // с. 41

9. Кушнаренко Г.Д. // Швеция (Королевство Швеция) // Энциклопедия мировой индустрии СМИ. Аспект-пресс 2011 с. 418

10. Макридова И.А. «Независимость СМИ: как это делается в Швеции» // Журнал «Журналист» 2008 N02 // с. 41

11. Макридова И.А. «Независимость СМИ: как это делается в Швеции» // Журнал «Журналист» 2008 N02 // с. 41

12. Телевидение Швеции. O-sweden.ru - проект, рассказывающий о городах и странах. // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.0-sweden.ru/articles/ab0ut/tv

13. Дягтерёва Е. Появление ТВ в Швеции. Электронный научный журнал «Медиаскоп». // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mediascope.ru/появление-тв-в-швеции

14. Дягтерёва Е. Появление ТВ в Швеции. Электронный научный журнал «Медиаскоп». // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mediascope.ru/появление-тв-в-швеции

15. Кушнаренко Г.Д. // Швеция (Королевство Швеция) // Энциклопедия мировой индустрии СМИ. Аспект-пресс 2011 с. 430

16. Дягтерёва Е. Появление ТВ в Швеции. Электронный научный журнал «Медиаскоп». // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mediascope.ru/появление-тв-в-швеции

17. Кушнаренко Г.Д. // Швеция (Королевство Швеция) // Энциклопедия мировой индустрии СМИ. Аспект-пресс 2011 с. 430

18. Кушнаренко Г.Д. // Швеция (Королевство Швеция) // Энциклопедия мировой индустрии СМИ. Аспект-пресс 2011 с. 430

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.