УДК 070:654.197(470.40/43)
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ В МАРИЙСКОЙ, МОРДОВСКОЙ И ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКАХ В 1990-Е - 2000-Е ГГ.
© 2009 А.А. Данилов
Чувашский государственный университет
Поступила в редакцию 20.11.2008
В статье изучаются процессы формирования системы телевещания в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках в постсоветский период, характеризующиеся возникновением коммерческого негосударственного телевидения, объединением телеканалов в единые медиа-компании, возникновением новых способов трансляции телевизионного сигнала. Ключевые слова: телевидение, региональная история, Марий Эл, Мордовия, Чувашия.
Становление информационного общества -главная современная тенденция, которая преобладает в России. Телевидение (далее - ТВ) как один из видов ретрансляции информации играет одну из ключевых ролей в современном обществе. Вместо единой, централизованной системы телевещания, характерной для советского периода, в настоящее время формируется комплекс государственных и частных федеральных и региональных телекомпаний. Кроме того, определяющим фактором в развитии современного ТВ стала регионализация, поскольку региональное, местное, муниципальное вещание позволяет более адекватно учитывать особенности конкретного региона, запросы и интересы его населения. В условиях, когда изменился характер влияния федерального ТВ на субъекты Российской Федерации, региональное ТВ позволяет более активно привлекать аудиторию к управлению и усилению статуса регионов.
Марийская, Мордовская и Чувашская республики являются составной частью обширного региона Среднего Поволжья. Возникновение ТВ в рассматриваемых республиках стало большим шагом в их дальнейшем культурном и национально-государственном развитии. Рассматриваемые республики характеризуются общностью исторического прошлого, естественно-географических признаков, экономического развития, многонациональным составом населения, тесными связями в культурной жизни, традициях. Общие черты позволили выявить взаимосвязь и целостность указанных территориальных единиц. ТВ Марийской, Мордовской и Чувашской республик как национальных субъектов Российской Федерации имеет специфические национальные особенности и функции. В современных условиях в рассматриваемых республиках широко обсуждается вопрос о создании национального телевещания, происходит активное внедрение
Данилов Андрей Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры архивоведения и до-кументоведения историко-географического факультета. Е-mail: [email protected]
информационно-коммуникационных технологий. В этой связи анализ развития ТВ в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках в постсоветский период дает возможность использовать исторический опыт деятельности регионального ТВ в осмыслении его дальнейшего развития в современных условиях.
В 90-е гг. XX в. в стране особенно усилились экономические проблемы. На региональных государственных телестудиях создалась сложная ситуация с финансированием, что привело к общему застою - не обновлялось оборудование, своевременно не выплачивались налоги и заработная плата сотрудникам, постоянные кадровые и организационные изменения на федеральных телеканалах также отрицательно сказывались на состоянии региональных государственных телерадиокомпаний (далее - ГТРК). Местные радиотелецентры работали на оборудовании, введенном в эксплуатацию еще в 1970-х гг. Российский бюджет расходы на содержание и обновление техники не возмещал. Региональные ГТРК оказались в тяжелом положении, в результате своей деятельности накапливая большие задолженности. Если раньше благодаря системе государственного планирования ТВ финансировалось из бюджета, то в 1990-х гг. электронные средства массовой информации (далее - СМИ) вынуждены были выживать практически самостоятельно. На содержание одной местной телекомпании ежегодно требовалось около 4 млрд р. Федеральное правительство было не способно полностью финансировать затраты и рекомендовало получать недостающие деньги у регионального правительства.
Фактически ГТРК Марийской, Мордовской и Чувашской республик получали финансирование только из федерального госбюджета, хотя принадлежали как федеральному, так и региональному правительствам. Например, ГТРК "Чувашия" за историю своего существования получала субсидии от местного руководства лишь дважды: в 1979 г. - 79 тыс. р. и в 1995 г. - 350 млн р. на приобретение оборудования, тогда как газе-
ты имели ежегодную дотацию. С 1996 г. Госсовет Чувашской Республики впервые отдельной строкой прописал в бюджете 200 млн р. для ГТРК "Чувашия". Износ основных фондов ГТРК Марийской, Мордовской и Чувашской республик приближался к критической отметке. Телекомпании вынуждены были за счет собственной коммерческой деятельности покрывать расходы на выполнение госзаказа. В таком же положении находились и другие республиканские телецентры. Из бюджета выделялось немногим более 5060% финансов, остальное приходилось зарабатывать силами коллектива. Существовала угроза прекращения работы местных телестудий.
В 1990-х гг. бурное развитие получил рынок телевизионной рекламы. Бюджетное финансирование перестало обеспечивать потребности СМИ, что неизбежно вело к экспансии рекламы. В 1993 г. была создана рекламно-информационная сеть "Единая Россия", занимавшаяся предоставлением информационных услуг на региональном уровне. Входившие в сеть ГТРК "Марий Эл", "Мордовия" и "Чувашия", таким образом, размещали рекламно-информационный материал заказчика в своем телеэфире. Однако низкие расценки рекламного времени не позволяли быть финансово независимыми, существовать самостоятельно. Например, в отличие от федеральных телеканалов, где рекламное время стоит больших денег, на ГТРК "Мордовия" минута рекламного времени в прайм-тайм стоила 1,5 тыс. р., что негативно сказывалось на финансовом положении компании и ее развитии, поскольку основная сумма денежных поступлений исходит от всероссийской государственной телерадиокомпании (далее - ВГТРК), тем самым ставя региональную ГТРК в прямую зависимость от федеральной. Такая ситуация наблюдалась и в Марийской, и в Чувашской республиках. Отчасти финансовые проблемы решались за счет трансляции коммерческих программ, но доходы из этих источников не покрывали и десятой части затрат. На заработанные деньги приобреталось новое оборудование. Если раньше на покупку мебели, канцтоваров и т.п. выделялись целевые средства бюджета, то в новой ситуации эти вопросы компании решали самостоятельно. Среди положительных моментов исследуемого периода можно отметить то, что региональные ГТРК самостоятельно определяли свою структуру, штаты, информационную политику. Главным критерием оценки работы становилось мнение зрителя.
Несмотря на неоднозначность и противоречивость общественно-политического развития в республиках, продолжалось наращивание материально-технической базы ТВ. В этот период наблюдаются изменения материальных, организационных и содержательных основ деятельности регионального ТВ. В регионах экономический кризис государственных телеканалов и радиотелецентров сопровождался бурным распространением частных вещательных компаний, как официально зарегис-
трированных, так и незарегистрированных, работающих далеко не систематически. Телекоммуникационная сеть Марийской, Мордовской и Чувашской республик получила бурное развитие в связи с появлением негосударственного коммерческого ТВ. Возникновение негосударственных частных телеканалов стало возможным в результате создания хотя и несовершенной, но тем не менее официальной законодательной базы, начала подготовки журналистских кадров в республиках на профессиональной основе, а также приобретение современных технических средств, появившихся в эти годы.
В начале 1990-х гг. в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках началось создание сети телевизионных каналов. К этому моменту в республиках по-прежнему отсутствовала возможность выбора передач - работало всего 34 телеканала. Любая создаваемая телекомпания в своем становлении проходила несколько ключевых этапов: первоначально приобреталось приемно-передающее оборудование для ретрансляции телеканала, затем создавались условия для производства собственной рекламной продукции. При успешной реализации первых двух этапов оборудовалась студия со съемочным павильоном для выпуска новостийных, развлекательных, авторских передач, в зависимости от тематической направленности телеканала.
В рассматриваемых республиках стихийно возникали и столь же неожиданно закрывались местные телестудии. В их числе телекомпании Республики Мордовия "ТВ-САР" (директор -А. Шаинов), существовавший за счет городского бюджета Саранска, "Саранская телерадиовещательная компания" (директор - И. В. Кучканов)1. В середине 1990 х гг. в Республике Марий Эл начала вещание Волжская телестудия (г. Волжск). Радиус вещания новой телестудии составил 40 км и распространялся на часть территорий Марий Эл, Татарстана и Чувашии. В качестве ретранслирующего был выбран канал "ТВ 6", вещание которого проводилось по утреннему (с 8 до 15 часов) и вечернему (с 21 до 01 часа) блокам. Ставилась задача выпуска собственных передач2. В Чувашской Республике в начале 1990-х гг. помимо двух общесоюзных и одной республиканской действовали еще две негосударственные телекомпании - "Пятый канал" и "УТУ" (два раза в неделю выпускали информационную программу "Обо всем понемногу"). В 1992 г. была введена практика лицензирования вещания, что позволило узаконить негосударственное ТВ, существовавшее до этого времени без правовой базы. Это повлекло закрытие "УТУ". "Пятый канал" был переименован в "Канал 5 плюс" и начал лицензионное вещание. 1 декабря 1993 г. в г. Канаш Чувашской Республики была открыта государственная телестудия. В качестве сетевых партнеров нового программопроизводящего телеканала в разные годы выступали "Рен-ТВ",
"ТНТ" и "Культура". 15 октября 1996 г. в эфир вышел первый выпуск "Городских вестей" нового телеканала Чувашской Республики "Город ТВ" (сетевой партнер "Рен-ТВ")3. Городское телевидение было создано как подразделение ГТРК "Чувашия". В июле 1997 г. телеканал получил современное название "Чебоксары-ТВ". В 2003 г. телеканал перешел на цифровой стандарт вещания. В 1997 г. в г. Ковылкино Республики Мордовия была открыта собственная телестудия "Контакт-ТВ" (в 1998 г. количество абонентов составило 1500 телезрителей).
8 мая 2002 г. в Республике Мордовия была создана телекомпания "Телесеть Мордовии" (10 канал). Это единственная телекомпания, в современных условиях составляющая конкуренцию государственному телевидению в республике. Зона покрытия программ охватывает практически всю территорию Республики Мордовия (98% с учетом цифрового ТВ). Руководителем телекомпании с момента возникновения является Ю. А. Понетайкин. Данный канал осуществляет свою деятельность, используя метод сетевого партнерства с федеральным дециметровым каналом Рен-ТВ, выпуская также программы собственного производства. "Мы вещаем 24 часа в сутки", - такой слоган был выбран в первом имиджевом ролике "Телесети Мордовии" в 2002 г.4 13 мая 2005 г. в г. Новочебоксарск Чувашской Республики была открыта собственная программопроизводя-щая телестудия - информационный канал "Новочебоксарское кабельное ТВ". Данный телеканал работает в городской сети кабельного ТВ. В сентябре 2005 г. в Республике Марий Эл начал вещание новый негосударственный развлекательный канал "СТС-Ола ТВ" (владелец - ООО "Новый Век", Генеральный директор - М. Митьшева). С помощью мощного передатчика, расположенного на республиканском радиотелевизионном передающем центре (далее - РТПЦ) на высоте 150 м программы телеканала "СТС-Ола ТВ" получили возможность принимать жители Йошкар-Олы и прилегающей территории в радиусе 30-40 км, в том числе в Оршанске и Яранске5. Председатель ГТРК "Марий Эл" В. Оленев оценил возникновение на телевизионном рынке республики нового канала как положительное явление. По его словам, у государственного ТВ и нового канала разные форматы и цели.
В 1990-х гг. в качестве альтернативы государственному в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках начало выступать кабельное ТВ. В сравнительно короткие сроки данное коммерческое ТВ получило бурное распространение как в пределах республик, так и на территории всей страны. Причем этот процесс носил достаточно стихийный характер. Ослабление государственного диктата привело к возникновению множества небольших полулегальных студий кабельного ТВ, живущих за счет взимания абонентской платы за показ нелегальных видеоза-
писей. Стремительное развитие сети кабельного ТВ можно проследить на примере Республики Марий Эл. В 1993 г. в Йошкар-Оле вещало уже 5 кабельных коммерческих видеоканалов: "Видеофакс", "Квота", "Экс ТВ", "Бумеранг" и телестудия в Дубках. Кроме того, на территории Республики Марий Эл было зарегистрировано еще 9 студий кабельного ТВ - в Козьмодемьян-ске, Параньге, Звенигове, Медведеве и др. В 1991 г. была создана молодежная телестудия "Бумеранг" (директор - М. В. Тараненко), аудитория которой составляла около тыс. человек. На студии, в основном, транслировались зарубежные фильмы, рекламные материалы собственного производства, иногда показывались телепередачи, созданные в рамках телестудии (например, 8-минутный кукольный спектакль), видеосюжеты на местную тематику6. По схожему принципу развитие сети кабельного ТВ происходило в Мордовской и Чувашской республиках. Например, в 1996 г. в Республике Мордовия была запущена первая сеть кабельного ТВ в г. Ковыл-кино, предусматривающего возможность трансляции до 26 телеканалов. В 1999 г. кабельное ТВ появилось в г. Саранск. К 2001 г. в Мордовии к кабельному ТВ были подключены 6 тыс. абонентов. При формировании пакета программ кабельного ТВ в первую очередь обращалось внимание на продукцию лучших отечественных каналов, самых популярных, рейтинговых спутниковых каналов. Учитывались также пожелания телезрителей. В 2000-х гг. кабельное ТВ по существовавшей технологии было способно транслировать около 60 телеканалов. В 2008 г. в г. Шумерля Чувашской Республики в эфире сети кабельного ТВ впервые вышел новостной проект "События недели". С этого момента передача, посвященная городским событиям, выходит каждое воскресенье с повтором в утреннем и вечернем эфире в понедельник. Первые выпуски информационной передачи были посвящены церемонии открытия в городе "Года семьи", приезду в город делегации Краснодарского края, детскому фестивалю "Шумерлинские росточки"7.
Особенностью развития ТВ России во второй половине 90-х гг. XX в. стало то, что на рынке СМИ начала происходить концентрация собственности: открывались крупные медиа-компании, способные на солидные инвестиции в новую технику, на создание программ. Следует отметить, что в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках первыми стали объединяться не частные, а государственные редакции. В СССР все СМИ принадлежали государству, а в постсоветской России система СМИ стала меняться, но редакции еще не воспринимали друг друга как конкурентов, они привыкли сотрудничать, и это во многом способствовало их объединению. Кроме того, государство, выступавшее в СССР учредителем всех СМИ, субсидировало издания. Подобная система субсидирования сохранилась
и в постсоветский период. Если редакции объединялись, они получали возможность перераспределять эти средства, как и иную прибыль. Многим это позволило выжить в условиях экономического кризиса 1998 г. Процесс объединения ТВ в единые медиа-компании, включающие печать, радио, телевидение, активно шедший во всем мире и в стране, не обошел стороной Марийскую и Чувашскую республики.
Сегодня в Чувашской Республике функционируют несколько медиа-компаний. Первая из них - Федеральное государственное унитарное предприятие "ГТРК "Чувашия"", включающее в себя два телевизионных канала - "Чувашское телевидение" (дочернее предприятие ВГТРК) и "Чебоксары-ТВ" (сетевой партнер "Рен-ТВ"). Учредителем данной компании является Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики. В качестве председателя с 1 января 2008 г. работает Е. А. Ижендеева, до этого два года являвшаяся заместителем председателя ГТРК "Чувашия" по радиовещанию. Программы всех входящих в компанию редакций СМИ полностью охватывают территорию республики, а также приграничные районы соседних субъектов РФ. С 2001 г. ГТРК "Чувашия" работает по программе цифровой вещательной технологии; запись, монтаж, выдача в эфир производятся на компьютерах.
В 2001 г. в Чувашской Республике официально была зарегистрирована негосударственная медиа-компания "Местный Медиа-холдинг" ("ММХ"), которая поначалу включала одну редакцию ТВ - "Местное телевидение" (сетевой партнер - "СТС"), через полтора года в ее состав вошла первая в Чувашии частная телекомпания "Канал 5 плюс" (сетевой партнер - "ТНТ"). Днем открытия "Местного телевидения" можно считать 29 октября 2000 г., когда в эфире телеканала вышла первая молодежная передача "Правайдер". На сегодняшний день "Местное телевидение" вещает на 27 канале дециметрового диапазона и в кабельной сети в городах Чебоксары, Новочебок-сарск и близлежащих сельских районах республики. Информационно-развлекательный "Канал 5 плюс" вещал от 90 минут в выходные до 145 в будни. Возглавляла холдинг М. Г. Федорова, в качестве заместителя работала М. А. Зубкова (с 2005 г. - руководитель). Сейчас программы холдинга вещают только на Чебоксары и ближайшие районы республики, но в будущем "Канал 5 плюс" планирует расширить территорию вещания на всю республику. В 2004 г. в Чувашской Республике была зарегистрирована "Чувашия Медиа Плюс" (в журналистской среде называлась "Отличной компанией"). Включала, в том числе, телеканал "Отличное телевидение" (вещал на телеканале "Дарьял-ТВ"). В качестве Генерального директора работала С. Левицкая. "Чувашская Медиа Плюс" поначалу включала в себя телеканал
"MTV-Чебоксары", но он просуществовал всего несколько месяцев. В 2007 г. данная компания прекратила свое существование.
В начале 2006 г. в Республике Марий Эл появился новый программопроизводящий общефедеральный медиахолдинг "Телекомпания 12 регион", объединяющий группу СМИ. Все продукты, входящие в медиахолдинг, осуществляли деятельность по распространению единого информационного продукта и рекламы, охватывая большинство целевых групп населения. В меди-ахолдинг вошел негосударственный телеканал общефедерального распространения "Рен-ТВ-регион 12", включающий местные информационные, тематические программы и рекламу. Телеканал распространял свое вещание на 11-м канале в г. Йошкар-Ола и близлежащих районах. С июня 2006 г. в эфире канала начал выходить местный информационный продукт - телевизионная программа "12" (время выхода в эфир -ежедневно в 19 часов). Программа содержала новости, обзоры социальной и культурной жизни, репортажи, интервью, корреспонденции о событиях, явлениях и людях республики, событийный отчет на марийском языке.
В 2006 г. процесс слияния СМИ в медиа-холдинги в Поволжье получил новое развитие. Группой компаний "Савва" путем слияния региональных медиахолдингов было создано ЗАО "Волжская Медиакомпания" с филиалами в городах Киров, Чебоксары, Ульяновск. Компания получила статус правопреемника ООО "Местный Медиа Холдинг" и приняла в собственность ряд медиаресурсов, работающих на территории Чувашской Республики. Компания получила также контракты на распространение рекламной продукции в Чувашской Республике на "Первом канале", каналах "Россия", "Евроньюс", "Муз ТВ", "Радио России", "Радио Маяк" и в Ульяновске на "Радио 7". В феврале 2007 г. Генеральным директором медиакомпании был назначен В. А. Горбовский. В состав холдинга вошли, в том числе, телекомпании Чувашской Республики "Местное телевидение" (сетевой партнер "СТС") и "Канал 5 Плюс" (сетевой партнер "ТНТ"), телекомпании Ульяновской области "2x2 на Волге" (сетевой партнер СТС) и "Русский Проект" (сетевой партнер "MTV"), телекомпания Кировской области "ТНТ-Киров", телекомпания г. Иваново "Сервис-ТВ" (сетевой партнер "СТС")8.
Наиболее вероятно, что в дальнейшем число СМИ в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках возрастет, поскольку здесь рынок СМИ относительно других регионов оценивается как средненасыщенный. Это, в свою очередь, может послужить толчком к появлению новых медиа-объединений. Скорее всего, в рассматриваемых республиках, как и во всем мире, центральным звеном новых компаний станут электронные СМИ, в первую очередь, ТВ.
В 2000-х гг. на базе утвержденных ВГТРК "Ре-
комендаций по реконструкции и развитию телерадиокомплексов региональных ГТРК" радиотелецентрами Марийской, Мордовской и Чувашской республик были разработаны программы технического переоснащения, предполагающие переход на новое профессиональное технологическое телевизионное оборудование студийных и монтажных аппаратных - внедрение безленточной технологии производства телепрограмм, развитие компьютерной сети. Технический прогресс расширил возможности ТВ. Используемые ранее традиционные технологии внестудийного телевещания, использовавшие передвижные телевизионные видеозаписывающие станции (далее -ПТВС) в постсоветский период оказались неспособными обеспечивать требования, предъявляемые современным ТВ. Для организации трансляции посредством традиционных ПТВС необходим был длительный и трудоемкий объем работы, включавший распространение радиорелейных линий (далее - РРЛ), длительную установку громоздкой телекамеры на месте съемки. Основной предпосылкой создания ПТВС было расширение тематики телевизионных программ, создание более привлекательных и интересных передач, обеспечение возможности прямых трансляций, особенно спортивных. Таким образом, на недостаточности оперативности и мобильности сказалось отсутствие необходимой техники. С целью преодоления этой ситуации были разработаны и начали производиться однокамерные и двухкамерные малогабаритные передвижные телевизионные радиорелейные станции. В 2000 г. подобные станции впервые были внедрены в ВГТРК и ее региональные компании, в том числе и на радиотелецентрах Марийской, Мордовской и Чувашской республик. На сегодняшний день ПТВС представляют из себя современные мобильные вещательные системы, способные решать все задачи внестудийного телевещания: многокамерные съемки и монтаж готовой программы, прямые трансляции спортивных соревнований, развлекательных и политических шоу, общественных мероприятий, театральных спектаклей и концертных программ.
В настоящее время имеется сеть радиорелейных станций, устойчиво и качественно доводящих ТВ-сигналы общероссийских и местных телеканалов до 100 % населения республик. Кроме того, средствами местных РТПЦ на территории республик распространяются ТВ-сигналы негосударственных коммерческих телекомпаний. Сигналы поступающих из различных источников (станции спутникового приема и РРЛ) федеральных и местных телеканалов распределяются на территории республик и ретранслируются в эфир с помощью местных РТС и ретрансляторов. Сегодня республиканские РТПЦ, в ведении которых находится вся материально-техническая база ТВ, состоит из разветвленной сети РРЛ, маломощных ТВ-ретрансляторов, мощных РТС с комплексом
современного оборудования.
Таким образом, на сегодняшний день ТВ Марийской, Мордовской и Чувашской республик представлено как государственными, так и негосударственными программопроизводящими телеканалами, вещающими на частотах федеральных каналов на русском, марийском, мокшанском, эрзянском и чувашском языках. В общей сложности на территории республик функционируют государственные телеканалы: ГТРК "Марий Эл", ГТРК "Мордовия", ГТРК "Чувашия (филиалы ВГТРК ГТРК "Россия"), Канашская телестудия (кабельное ТВ), "Чебоксары-ТВ" (сетевой партнер "Рен-ТВ"); негосударственные "Местное телевидение" и "СТС-Ола ТВ" (сетевые партнеры "СТС"), "Канал 5 Плюс" (сетевой партнер "ТНТ"), "Регион 12" (сетевой партнер "Рен-ТВ"), "Новочебоксарское кабельное ТВ" (кабельное ТВ), "Телесеть Мордовии" (кабельное ТВ). Также в республиках существуют каналы кабельного ТВ. Кроме центральных общероссийских программ "Первый канал" и "Россия", на территории республик производится вещание программ "НТВ", "Культура", "ТВ Центр", "Рен-ТВ", "Спорт", "ДТВ", "СТС", "Муз-ТВ", MTV" и др.
Ведущее место среди телевизионных каналов Марийской, Мордовской и Чувашской республик занимают ГТРК "Марий Эл", "Мордовия" и "Чувашия", вещающие на государственных каналах "Россия" (в будни) и "Культура" (в выходные). ГТРК "Марий Эл", "Мордовия" и "Чувашия" по форме организации представляет из себя Федеральное государственное унитарное предприятие. Данные телерадиокомпании отражают точку зрения официальных органов власти. Из бюджета республик дополнительно к основному эфирному времени телекомпаний выделяются деньги на производство тематических телепрограмм на русском и национальных языках в региональных блоках телеканалов "Россия", "Телеканал Вести - 24", "Культура", "Рен-ТВ", "Спорт". Например, 1 октября 2005 г. на канале "Спорт" впервые появилась передача "Вести-спорт", подготовленная коллективом ГТРК "Чувашия". В Марийской, Мордовской и Чувашской республиках (особенно в отдаленных от столиц районах) продолжает существовать монополия государственных электронных СМИ. ГТРК "Марий Эл", "Мордовия" и "Чувашия" - единственные телекомпании, распространяющие свой вещательный продукт на всей территории республик. Учредителями редакций, входящих в телерадиокомпании, являются государственные (в том числе муниципальные) органы власти, стремящиеся всячески поддерживать подвластные им редакции. Помимо субсидий из российского и местного бюджетов существуют дополнительные формы финансовой поддержки. Ближе к столицам республик монополия государственных электронных СМИ ощутимо нарушена. Например, программы "Местного Медиа-холдинга" по кабельным каналам прини-
мают жители Чебоксарского, Мариинско-Посад-ского, Цивильского и некоторых других районов. В ближайшие годы территория вещания негосударственных телеканалов будет расширяться.
Исследуемый регион Поволжья - Марийская, Мордовская и Чувашская республики - включает в себя целый ряд специфических субцивилизаций: укладов жизни, традиций, обычаев, обрядов, духовно-нравственных ценностей народов финно-угорского и тюркского происхождения. Процессы урбанизации, экономические отношения, характерные для периода становления и развития ТВ в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках существенно повлияли на структуру их национального состава. В республиках возникли новые диаспоры, образовавшие собственные национально-культурные объединения. Все это ГТРК "Марий Эл", "Мордовия" и "Чувашия" старались учитывать при организации телевещания, являлись инициаторами мероприятий, призванных сохранять и развивать национальную культуру, традиции и обычаи посредством создания телевизионных произведений о представителях народов, проживающих на их территории.
Значительную роль в развитии современного ТВ играют факторы, сопровождающие становление информационного общества, среди которых -расширение цифрового телевещания, внедрение онлайновых технологий в традиционные виды СМИ. Необходимость замены аналогового телевещания цифровым оправдана и связана с общей тенденцией слияния средств вещания, связи, информационных служб и компьютерных систем. Следует отметить, что Республика Мордовия является одним из первых регионов России, в котором началось внедрение и расширение технологии цифрового ТВ в столь масштабном объеме. Тем не менее, всеобщая тенденция применения цифрового вещания в стране может негативным образом отразиться на развитии регионального ТВ, ввиду дороговизны организации инфраструктуры цифрового вещания. В 2007 г., встречаясь с членами правления Национальной ассоциации телевещателей, нынешний Президент Российской Федерации Д. А. Медведев говорил о понимании этой проблемы и о задаче сохранения регионального ТВ. В конце 2008 г. министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации И. О. Щеголев подвел итоги года. По его словам, несмотря на финансовый и экономический кризис и на фоне спада инвестиций в остальные отрасли, рынок информационно-коммуникационных технологий в стране получил существенное развитие и в целом вырос на 22 % по сравнению с предыдущим годом, что говорит о перспективности их внедрения в телекоммуникационную структуру в будущем. По последним данным, в первый пакет каналов, которые бесплатно будут транслироваться в цифровом формате, войдут только федеральные каналы. В дальнейшем этот пакет будет расширен региональными теле-
каналами. До того как цифровым телевидением будет охвачено 95% населения, параллельно с цифровым будет сохраняться аналоговое вещание. Таким образом, в условиях регионального информационного пространства существует необходимость активнее расширять информационно-коммуникационные технологии, разработать четкие механизмы перевода аналогового телевещания в цифровое.
В настоящее время филиалы "Российской телевизионной и радиовещательной сети" Марийской, Мордовской и Чувашской республик распространяют сигналы девяти телеканалов, что является максимумом для аналогового телевещания. Кроме того, кабельные телекомпании предоставляют возможность смотреть до 40 телеканалов, преимущественно в столицах республик. Кабельные технологии позволяют аккумулировать все возможные телесигналы с антенн и спутников. Всю территорию рассматриваемых республик охватывают вещанием только "Первый канал" и "Россия". На территории республик активно продвигается телеканал "Спорт". В различных районах устанавливаются ТВ-ретрансляторы данного телеканала. Например, в 2008 г. подобные ретрансляторы были установлены в гг. Шумерля и Алатырь Чувашской Республики. Также предполагается установка данного оборудования в семи точках республики: Батыревском, Красночетайском, Порецком, Яль-чикском, Янтиковском районах и в г. Козловка.
В настоящее время в Среднем Поволжье активно развивается интернет-журналистика. В первую очередь это связано с повсеместным внедрением новых информационных технологий. В рассматриваемых республиках активно реализуются различные программы в этой области. На сегодняшний день в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках получили развитие все виды печатной интернет-журналистики: газеты, журналы, книжные издания, продукты информационных и рекламных агентств. Тем не менее, предстоит еще проделать определенную работу по организации радио- и телепередач в сетевом эфире. Пока же на сайтах этих каналов имеется, в основном, только информация рекламного характера. Исключение составляет ГТРК "Чувашия", которая 26 октября 2006 г. впервые в стране среди представителей регионального телевидения начала прямое интернет-вещание теле- и радиопередач, предоставив свои информационные выпуски "Вести Чувашии" и ряд других проектов в режиме он-лайн в открытом доступе всему миру. Таким образом, Интернет позволил медиаканалам Чувашской Республики организовать доступ в мировое информационное пространство, а представители чувашской диаспоры в других регионах страны и во всем мире получили доступ к новостям и передачам о жизни республики в режиме он-лайн. Кроме того, сервер телерадиокомпании поддерживает возможность просмотра обширного архива передач как на русском, так и на чувашском языках9.
В Марийской, Мордовской и Чувашской республиках широко обсуждается вопрос о создании национального вещания. С одной стороны, существует радикальная позиция круглосуточного вещания на национальных языках, что не учитывает интересов большинства русскоязычного населения республик. Другая позиция - в создании национального вещания нет необходимости. В статье В. Оленева (председателя Гостелерадио Марийской АССР), датированной 1990 г., ставился вопрос об открытии отдельного национального телеканала10. В архивных материалах, датированных 1993 г., содержатся сведения о попытке Верховного Совета Чувашской Республики разработать концепцию развития чувашского ТВ и РВ, включавшую открытие отдельного национального телеканала11. Для реализации подобного проекта требовалось около 6 млн р., что являлось большим препятствием в осуществлении этой идеи. В этой связи надежды возлагались на спутниковое телевидение, которое по предположению должно было получить в России широкое распространение в середине 1990-х гг. Однако в рассматриваемых республиках этот вопрос до сих пор остается открытым.
Таким образом, исторический опыт развития ТВ Марийской, Мордовской и Чувашской республик в постсоветский период показывает, что оно классифицируется по способу трансляции на эфирное, кабельное и цифровое; по форме собственности делится на государственное и негосударственное. Полувековая история ТВ в этих регионах содержит несколько качественно отличающихся друг от друга этапов. Изучение истории становления и развития ТВ в рассматриваемых республиках позволяет выделить два важнейших периода - советский (вторая половина 1950-х гг. -1991 г.) и постсоветский (конец 1991 г. - по настоящее время). Данная периодизация прежде всего связана с изменениями в социально-экономической и общественно-политической жизни России. С другой стороны, в это время произошли существенные изменения как в технических, так и творческих составляющих наиболее влиятельного на сегодняшний день средства массовой информации - телевидения. При этом этапы развития ТВ
в рассматриваемых республиках постсоветского периода характеризуется рядом отличительных черт. 1990-е гг. отмечены экономическим кризисом государственных телеканалов и радиотелецентров, появлением первых негосударственных коммерческих программопроизводящих телестудий, распространяющих свой сигнал посредством кабельных телесетей и кабельного ТВ, осуществлявшего ретрансляцию федеральных телеканалов с антенн и спутников. В 2000-х гг., наряду с дальнейшим развитием инфраструктуры кабельного ТВ, открытием новых программопроизводящих телеканалов на рынке негосударственных СМИ начала происходить концентрация собственности - образование отдельных медиахолдингов, их слияние. С 2006 г. по настоящее время выделяется этап, характеризующийся внедрением и расширением технологии цифрового ТВ и появлением регионального интернет-телевещания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Кисляков В. "Будущее телевидения - в руках молодежи" // Столица С. - 2005. - 4 октября. - С. 23.
2 Токарева Е. Волжская телестудия: следующий этап // Волжские вести. - 1995. - 1 сентября. - С. 2.
3 БулавенкоЛ. ...Вот телерадиокомпания какая! // Чгваш ен. - 1996. - 19-26 октября. - С. 3.
4 Электронные средства массовой информации // Средства массовой информации Республики Мордовия: вчера, сегодня, завтра / Сост. Ю.А. Мишанин, А.Ф. Столяров. Саранск, 2007. - С. 156.
5 Кныш-КовешниковаГ. "Детали" "СТС-Ола ТВ", или другое телевидение // Марийская правда. - 2005. - 28 сентября. - С. 8.
6 Ларин В. Путь к зрителю // Республика. - 1993. - 18 июня. - С. 5.
7 Красотина М. У шумерлинцев собственные теленовости // Советская Чувашия. - 2008. - 22 апреля. - С. 1.
8 Волжская Медиакомпания. - URL: http://www.volga-media.ru/ (дата обращения: 30.03.2009).
9 ГТРК "Чувашия" начало теле- и радиовещание // Информационный портал Чувашской Республики "На-Связи". - URL: http://forum.na-svyazi.ru/?showtopic= 118992 (дата обращения: 30.03.2009).
10 Оленев В. ТВ: вчера, сегодня, завтра // Марийская правда. - 1990. - 16 августа. - С. 3.
11 Государственный архив современной истории Чувашской Республики. - Ф. Р-3010. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 57.
THE FORMATION OF TV BROADCASTING SYSTEM IN MARI EL, MORDOVIA AND CHUVASHIA (1990s - 2000s)
© 2009 A.A. Danilov
Chuvash State University, Cheboksary
The article covers the process of the formation of TV broadcasting system in the republics of Mari El, Mordovia and Chuvashia during the post-soviet period, characterized by the establishment of commercial private television, channel integration into single media-companies and new methods of television signal broadcast. Key words: television, regional history, Mari El, Mordovia, Chuvashia.
Andrey Danilov, Candidate of History, Associate Professor, Doctoral Candidate, Department of Archival Studies and Documentation Disciplines. E-mail: [email protected]