Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ В ЯПОНИИ (ОТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ ДО 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА)'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ В ЯПОНИИ (ОТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ ДО 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
764
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ИСТОРИЯ СМИ / ИСТОРИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЯПОНИИ / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ ВЕЩАНИЕ / JAPAN / MEDIA HISTORY / TELEVISION HISTORY / TELEVISION IN JAPAN / NATIONWIDE BROADCASTING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горячева Елена Александровна

В статье рассматривается и анализируется ранний период становления общенационального телевизионного вещания в Японии (с середины 20-х до конца 60-х гг XX в.). Прежде эта проблема не рассматривалась в российском востоковедении, и в условиях функционирования в современной Японии сложившейся системы телевещания представляется необходимым с использованием историко-генетического и проблемно-хронологического методов выявить особенности генезиса и эволюции общенационального телевизионного вещания Японии на самом раннем его этапе. На основании впервые вводимых в российский научный оборот обзорных трудов, преимущественно японских историков СМИ, последовательно выявляются этапы зарождения и распространения телевещания по всей территории Японии: довоенный период экспериментального вещания, реформы медиасферы во время и после оккупации Японии Генеральным командованием оккупационных сил США, зарождение комплексной системы японского общественного и коммерческого телевещания Японии - нигэн тайсэй. Кроме того, делается вывод о важной роли телевидения в процессе распространения западных ценностей демократии, а также обновлённых ценностей института нуклеарной семьи в Японии, декларированной оккупационными властями США. По итогам исследования автор приходит к выводу, что фундаментальные основы современной многогранной и оригинальной культуры японского телевидения, а также модели взаимодействия конкуренции и сосуществования общественного и коммерческого телевещания были заложены именно в ключевой для истории телевидения Японии период - 1950-1960-е гг. Выводы исследования могут служить базой для изучения следующих этапов эволюции телевещания Японии вплоть до современности. Статья ориентирована на востоковедов, студентов схожих специальностей, а также широкий круг лиц, интересующихся историей японских СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF TELEVISION BROADCASTING DEVELOPMENT IN JAPAN (FROM EXPERIMENTAL BROADCASTING TO NATIONWIDE BROADCASTING IN THE 1960S)

The article views and analyzes the early period of the nationwide television broadcasting in Japan (from the mid 1920s to the end of the 1960s). Previously, this problem has not been a subject of research in Russian oriental studies, and taking into account the operation of established television broadcasting system in modern Japan, it seems necessary to identify the features of the genesis and evolution of the nationwide television broadcasting in Japan at its earliest stage, using both historical-genetic and problem-chronological methods. Based mainly on the media history research of Japanese media historians, which are introduced into the Russian scientific community for the first time, the stages of the genesis and nationwide spread of television broadcasting in Japan are consistently identified: the pre-war period of experimental broadcasting, the reform of the media sphere during and after the occupation of Japan by the GHQ, the origins of the integrated system of Japanese public and commercial television broadcasting nigen taisei. In addition, the author concludes that television played an important role in the process of spreading Western values of democracy, as well as the renewed values of the nuclear family institution in Japan, which were declared by the GHQ, US occupation authorities. Based on the results of the study, the author comes to the conclusion that the fundamental foundations of the modern multifaceted and original culture of Japanese television, as well as the model of broadcasting companies’ interaction: competition and coexistence of public and commercial television broadcasting, were laid precisely in the key period for the history of Japanese television - the 1950-1960s. The findings of this research can serve as a basis for studying the next stages in the evolution of television broadcasting in Japan up to the present period. This paper is aimed at orientalists, students of similar specialties, as well as a wide range of people interested in the history of Japanese media.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ В ЯПОНИИ (ОТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ ДО 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА)»

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

УДК: 94(520).033

DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-6-151-161

Елена Александровна Горячева,

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

(г. Владивосток, Россия), e-mail: solo888@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9357-5425

Становление и распространение общенационального телевизионного вещания в Японии (от экспериментального вещания до 60-х годов XX века)

В статье рассматривается и анализируется ранний период становления общенационального телевизионного вещания в Японии (с середины 20-х до конца 60-х гг. XX в.). Прежде эта проблема не рассматривалась в российском востоковедении, и в условиях функционирования в современной Японии сложившейся системы телевещания представляется необходимым с использованием историко-генетического и проблемно-хронологического методов выявить особенности генезиса и эволюции общенационального телевизионного вещания Японии на самом раннем его этапе. На основании впервые вводимых в российский научный оборот обзорных трудов, преимущественно японских историков СМИ, последовательно выявляются этапы зарождения и распространения телевещания по всей территории Японии: довоенный период экспериментального вещания, реформы медиасферы во время и после оккупации Японии Генеральным командованием оккупационных сил США, зарождение комплексной системы японского общественного и коммерческого телевещания Японии - нигэн тайсэй. Кроме того, делается вывод о важной роли телевидения в процессе распространения западных ценностей демократии, а также обновлённых ценностей института нуклеарной семьи в Японии, декларированной оккупационными властями США. По итогам исследования автор приходит к выводу, что фундаментальные основы современной многогранной и оригинальной культуры японского телевидения, а также модели взаимодействия конкуренции и сосуществования общественного и коммерческого телевещания были заложены именно в ключевой для истории телевидения Японии период - 1950-1960-е гг. Выводы исследования могут служить базой для изучения следующих этапов эволюции телевещания Японии вплоть до современности. Статья ориентирована на востоковедов, студентов схожих специальностей, а также широкий круг лиц, интересующихся историей японских СМИ.

Ключевые слова: Япония, история СМИ, история телевидения, телевидение Японии, общенациональное вещание

Elena A. Goryacheva,

Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch, Russian

Academy of Sciences (Vladivostok, Russia), e-mail: solo888@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9357-5425

History of Television Broadcasting Development in Japan (From Experimental Broadcasting to Nationwide Broadcasting in the 1960s)

The article views and analyzes the early period of the nationwide television broadcasting in Japan (from the mid 1920s to the end of the 1960s). Previously, this problem has not been a subject of research in Russian oriental studies, and taking into account the operation of established television broadcasting system in modern Japan, it seems necessary to identify the features of the genesis and evolution of the nationwide television broadcasting in Japan at its earliest stage, using both historical-genetic and problem-chronological methods. Based mainly on the media history research of Japanese media historians, which are introduced into the Russian scientific community for the first time, the stages of the genesis and nationwide spread of television broadcasting in Japan are consistently identified: the pre-war period of experimental broadcasting, the reform of the media sphere during and after the occupation of Japan by the GHQ, the origins of the integrated system of Japanese public and commercial television broadcasting nigen taisei. In addition, the author concludes that television played an important role in the process of spreading Western values of democracy, as well as the renewed values of the nuclear family institution in Japan, which were declared by the GHQ, US occupation authorities. Based on the results of the study, the author comes to the conclusion that the fundamental foundations of the modern multifaceted and original culture of Japanese television, as well as the model of broadcasting companies' interaction: competition and coexistence of public and commercial television broadcasting, were laid precisely in the key period for the history of Japanese television - the 1950-1960s. The findings of this research can serve as a basis for studying

© Горячева Е. А., 2020

the next stages in the evolution of television broadcasting in Japan up to the present period. This paper is aimed at orientalists, students of similar specialties, as well as a wide range of people interested in the history of Japanese media.

Keywords: Japan, media history, television history, television in Japan, nationwide broadcasting

Введение. В современной Японии телевидение остаётся одним из самых популярных СМИ Японии с наибольшим охватом зрительской аудитории. Примечательно, что распространение телевизионного вещания в общенациональном масштабе в Японии произошло в крайне короткий срок -буквально за одно десятилетие, с начала 50-х до 60-х гг. XX в., чему предшествовал период экспериментального вещания 2040 гг. ХХ в., и глобальной реформы системы СМИ Японии оккупационными властями США в 1945-1952 гг.

В 50-60-х гг. ХХ в. были заложены основы существующей и по сей день в Японии системы сосуществования двух типов вещания: нигэнтэки хэйдзон хосо тайсэй —

или нигэн тайсэй Эта система подразумевает существование комплекса «общественное телевещание (одна корпорация) - коммерческое телевещание (пять ключевых телевещателей)» практически в неизменном виде и доныне. Общественная телерадиовещательная корпорация в Японии одна - NHK Nippon Hoso Kyokai, Japan Broadcasting Corporation). Помимо NHK, в Японии существуют пять основных коммерческих телевизионных компаний: ANN (TV Asahi), FNN/FNS (TV Fuji), JNN (TBS), NNN/NNS (NTV), TXN (TV Tokyo).

Помимо этого представляется интересным проанализировать роль телевидения в жизни японского общества, в деле распространения новых ценностей демократического общества по образу и подобию США, а также в вопросах изменения паттерна семейного общения.

Методология и методы исследования. Основными методами при проведении исследования являлись историко-генетиче-ский и проблемно-хронологический. В частности для выявления факторов, влиявших на становление и распространение общенационального телевизионного вещания в Японии, а также формирования современной системы сосуществования двух типов вещания - нигэн тайсэй - данный феномен был проанализирован в контексте меняющейся внутри- и внешнеполитической ситуации в Японии, а также развития японского общества. Проблемно-хронологический метод был использован, во-первых, для после-

довательного рассмотрения особенностей заимствованных из-за рубежа, преимущественно из США, а также оригинальных, сформированных в Японии характеристик и особенностей развития и организации телевизионного вещания; во-вторых, для определения особенностей становления и осуществления деятельности общественного вещания (на примере NHK) и коммерческого вещания (на примере Nippon TV) в динамике; в-третьих, для выявления трансформаций во влиянии транслируемых телевидением ценностей и идеалов для японского общества.

Стоит отметить, что в российском востоковедении обзорные работы по становлению системы СМИ Японии, и в том числе телевидения, немногочисленны. К ним относятся исследования Д. В. Стрельцова [4], В. Э. Молодякова [3] и А. Г. Фесюна [5], анализирующих преимущественно аспекты современной системы СМИ Японии с отсылками к более ранним периодам истории. Непосредственно вопросам зарождения телевидения в Японии посвящён раздел в коллективной монографии A. M. Лазарева, Н. А. Поляковой, Б. В. Смирнова «Печать, радио и телевидение Японии», вышедшей в 1974 г., но в данном труде временные рамки ограничены 1974 г. [2]. Среди работ англоязычных историков СМИ, исследующий данный период (50-60-е гг. XX в.), прежде всего, стоит отметить работы, подробно рассматривающие взаимодействие государства и СМИ в Японии в эти годы (Г. Касза) [8], а также влияние и роль телевидения на жизнь японского общества (Дж. М. Чун) [6].

В связи с этим в качестве эмпирической базы исследования представляется целесообразным проанализировать, в том числе и новые, не введённые в научные оборот в российской науке новые труды японских исследователей истории СМИ. Так, труд С. Это «Расширенная хронология СМИ XX-XXI вв.» посвящён хронологии истории телевидения как одного из японских СМИ, и рассматривается параллельно с эволюцией сфер культуры и искусства Японии в период с 1953 по 2019 г. Т. Сато в 2018 г. опубликовал исследование истории японского телевидения в контексте общей истории СМИ Японии, рассмотрев этот процесс параллельно с развитием СМИ США, Германии

и Великобритании [20]. Коллективный труд исследователей МНК «Развитие телевидения: краткая история технического развития вещания в Японии» описывает становление и развитие телевещания с точки зрения внедрения и использования технологических новшеств [19]. В обобщающей работе М. Ида «Телевидение и семья: 50 лет вместе: смена паттерна семейного общения» история развития телевидения анализируется с точки зрения смены культурных ценностей японской семьи и норм и традиций общения в семье с 50-х гг. XX в. до начала XXI в. [11].

Результаты исследования и их обсуждение. В трудах японских историков даже вопрос стартовой точки зарождения и распространения телевещания в Японии вызывает дискуссии. Ряд исследователей говорит о том, что история телевещания восходит к эпохе до Второй мировой войны, когда в Японии были совершены первые попытки организовать систему общенационального вещания, но большинство исследователей истории СМИ днём рождения телевидения в Японии считают 1 февраля 1953 г., когда в эфир вышла первая регулярная телевизионная передача МНК.

Экспериментальное телевещание в Японии до конца Второй мировой войны (1926-1945). Первые эксперименты в области телевещания прошли задолго до 50-х гг. XX в. В декабре 1926 г. Кэндзи-ро Такаянаги из Высшей технологической школы Хамамацу провёл эксперимент по передаче видеосигнала и первым в мире при помощи электронно-лучевого прибора успешно спроецировал букву «и» катаканы

на экран [23, с. 54]. В Японии результаты эксперимента К. Такаянаги были высоко оценены императором Сёва, 31 мая 1930 г. посетившим эксперимент по передаче данных, и уже в июне 1930 г. на общем собрании руководства вещательной корпорации МНК было принято решение реализовать регулярное телевизионное вещание на территории Японии.

Однако претворение этого плана в жизнь началось только после 1940 г., когда в г. Токио было запланировано проведение XII Летних Олимпийских игр, следующих по порядку за Олимпиадой 1936 г. в г. Берлин. Трансляция берлинской Олимпиады велась в прямом эфире, имела огромный успех, и Япония, где в 1940 г. проходили торжества по случаю 2600-летия основания страны, стремилась повысить национальный престиж, проведя подобную трансляцию. Но из-за обострения обстановки на фронте во вре-

мя Японско-китайской войны 1937-1945 гг. игры в Токио были отменены, и планы начать прямое эфирное вещание также были приостановлены [20, с. 219].

Однако попытки развивать эфирное вещание продолжались. Так, 1940 г. был ознаменован выходом в эфир первого японского телевизионного фильма «Перед ужином» (^Шш югэмаэ) по произведению Харубэ Има. Всего с 13 апреля 1940 г. зрителям Японии были показаны три 12-минутных эпизода данного фильма1.

Во время Второй мировой войны реализация дальнейших планов по развитию телевизионного вещания столкнулась с трудностями: все силы были брошены на ведение и обеспечение военных действий. В Японии, как и в США, во время Второй мировой войны телевизионное вещание не велось, технические исследования также были приостановлены. Результаты технических разработок японских инженеров: более компактные и лёгкие видеокамеры, а также более мобильные устройства для их перемещения, стали основой для бурного послевоенного развития телевидения в Японии2.

Стоит отметить, что уже на этапе зарождения телевидения властями Японии был высоко оценён его потенциал не только как средства развлечения, но и инструмента пропаганды: изначально в этом ключе был рассмотрен и взят в качестве ориентира опыт телевещания в нацистской Германии. Однако этот вектор развития системы телевещания не получил своего развития в силу последовавшей за поражением Японии во Второй мировой войне оккупации США.

Реформирование медиасферы во время оккупации Японии Гэнеральным командованием оккупационных сил США. 15 августа 1945 г. проигравшая во Второй мировой войне Япония подписала Потсдамскую декларацию. Генеральное командование оккупационных сил США (GHQ), получившее власть над оккупированной Японией, выпустило ряд директив, регламентирующих деятельность вещательных и печатных СМИ Японии. Основной задачей США было по-

= Начало распространения телевизионных сериалов: 12-минутный фильм «Перед ужином» - Текст: электронный // The Evolution of TV. - URL: https://www. nhk.or.jp/strl/aboutstrl/evolution-of-tv/p09col_2.html (дата обращения: 10.04.2020) (на яп. яз.).

2 = Несо-

стоявшаяся трансляция Олимпиады 1940 года становится прорывом вещания. - Текст: электронный // The Evolution of TV. - URL: https://www.nhk.or.jp/strl/aboutstrl/ evolution-of-tv/p09.html (дата обращения: 10.04.2020) (на яп. яз.).

строение в Японии демократического общества в соответствии с базовыми ценностями стран Запада, но, как известно, создание настоящей демократии невозможно без наличия в стране независимых средств массовой информации. В рамках реформ прежде существовавшей медиасферы имперской Японии сначала, 19 сентября 1945 г., был принят «Кодекс прессы Японии» (Press Code For Japan)1, где отмечалось, что информация, содержащаяся в японских СМИ, должна быть достоверной, свободной от пропаганды в любой её форме и полностью лишённой комментариев выпускающей редакции, представлять собой изложение фактов, соответствующих истинному положению дел, без каких-либо сокращений или умолчаний. Аналогичные положения, регламентирующие радиовещание, устанавливал принятый 22 сентября 1945 г. «Кодекс радио Японии» (Radio Code for Japan)2. Под «пропагандой» в данном контексте подразумевалась трансляция новостных и информационных сюжетов в духе прежнего милитаристского правительства Японии [1, с. 99].

Становление системы телевещания Японии происходило в эпоху интенсивных социальных потрясений и зарождения новой культуры. Ряд исследователей считают, что поскольку в 50-х гг. XX в. Япония находилась в поиске новых ценностей и своего места в мире, зарождающееся телевидение внесло свой вклад в дело объединения японской нации и распространения новых культурных ценностей [6, с. 389; 9, с. 216].

В 1950 г. были приняты три закона о вещании: «Закон о радио» 0Щ;ЙШ, «Закон об учреждении Комитета по радиочастотному контролю» а также действующий и в настоящее время в постоянно обновляемой редакции «Закон о вещании» (ШШ;£), регламентирующий деятельность вещательных корпораций.

«Американская модель» вещания и «гонка вооружений» между общественным и коммерческим вещанием в Японии. «Закон о вещании» 1950 г. разграничил статус и основные принципы деятельности веща-

1 SCAPIN-33: PRESS CODE FOR JAPAN 1945/09/19 - SCAPIN-33. Кодекс прессы для Японии (19 сентября 1945 г.). - Текст: электронный // Цифровой архив библиотеки Парламента Японии. - URL: http:// www.dl.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/9885095 (дата обращения: 10.04.2020) (на англ. яз.).

2 SCAPIN-43: RADIO CODE FOR JAPAN

1945/09/22 - SCAPIN-43. Кодекс радио для Японии

(22 сентября 1945 г.). - Текст: электронный // Цифровой архив библиотеки Парламента Японии. - URL: http:// www.dl.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/9885105 (дата обращения:

12.04.2020) (на англ. яз.).

тельной корпорации NHK как общественного вещателя, и аналогичные принципы осуществления деятельности коммерческими вещателями. Так, в 1951 г. были открыты первые две частные вещательные станции. Японская телерадиовещательная отрасль вступила в новую эру, в которой сосуществовали общественное вещание в лице NHK, имеющей статус особого юридического лица, и финансируемой абонентской платой за приём телепередач, и коммерческое вещание, финансируемое за счёт прибыли от трансляции рекламы. 1 сентября 1951 г. начала деятельность первая коммерческая Центрально-Японская радиовещательная корпорация «JOAR», а к 1952 г. в стране насчитывалось уже 18 частных вещателей3. Эти изменения привели к росту дискуссии в японском обществе: каким должно быть японское телевидение - общественным, в русле политики NHK, или коммерческим?

Идеологом дальнейшего развития телевещания в Японии принято считать члена конгресса США Карла Эрла Мундта, который предложил концепцию «Видение США» (Vision of America, VOA), для распространения на территории Японии. Мацутаро Сёрики, один из крупнейших медиамагнатов Японии того времени, ранее возглавлявший газету «Ёмиури Симбун», опираясь на ресурсы и политическую поддержку К. Э. Мундта, создал первое в Японии коммерческое телевидение - The Japan National Network Company (atxU^liattÄEti), получившее первую лицензию на телевещание в Японии4 [6, с. 45-48]. В настоящее время корпорация известна как Nippon TV (Nippon Television Network Corporation, NTV, BxU).

Вслед за начавшими конкуренцию за зрительское внимание NHK и NTV, в Японии одна за другой появляются новые коммерческие телекомпании. В апреле 1955 г. была зарегистрирована «Телерадиовещательная компания Токио» "у^^Шжт^ £\в настоящее время известная как TBS5, и уже к 1957 г. в Японии временную лицензию на общенациональное телевещание получили 43 корреспондентских пункта (NHK

3 ШШйчЛ^ГО^сШс = Вещание для народа. -Текст: электронный // The Evolution of TV. - URL: https:// www.nhk.or.jp/strl/aboutstrl/evolution-of-tv/p10.html (дата обращения: 10.04.2020) (на яп. яз.).

4 Bi^Uf^i = Краткая история NTV. - Текст: электронный // NTV: [офиц. сайт]. - URL: http://www. ntv.co.jp/info/history/ryakushi.html (дата обращения: 10.04.2020) (на яп. яз.).

5 The History of TBS // TBS: [офиц. сайт]. - URL: http://www.tbs.co.jp/eng/about/cd_ht.html (дата обращения: 10.04.2020) (на англ. яз).

принадлежали 7 из них, и ещё 34 коммерческих телекомпании владели 36 представительствами) [21]. Этот процесс растущей популярности телевидения был настолько глобален, что был назван известным журналистом того времени Соитиро Ооя «идиотизацией ста миллионов японцев» (—"ШИЁТШк): «Телевидение каждый день транслирует множество идиотских передач уровня театра камисибаи1, или даже ниже этого уровня. Можно сказать, что наиболее развивающиеся сейчас СМИ, радио и телевидение, активно начали продвигать кампанию по идиотизации ста миллионов населения (Японии)» [18].

Вследза TBS в1959 г. вЯпониичислоком-мерческих телекомпаний, так называемых «ключевых станций телевещания» +—Щ кикёку увеличилось: в феврале начало работу Японское образовательное телевидение (в настоящее время - «ТВ Асахи», в марте - «ТВ Фудзи» (yv'xUtl, существующее под тем же названием и в настоящее время). Последней из ныне действующих пяти крупнейших коммерческих телекомпаний в апреле 1964 г. начала вещание телекомпания «Японское научно-популярное телевидение» ИхН^ШЖ^п^ч сокращённое название - «12-й Токийский канал», в настоящее время - ШжхИ^ TV Tokyo. Условием выдачи лицензии на телевизионное вещание для Японского образовательного телевидения была трансляция свыше 53 % общеобразовательных и свыше 30 % программ о культуре, для «Японского научно-популярного телевидения» свыше 60 % эфирного времени должны были занимать научно-популярные программы и свыше 20 % - образовательные программы и программы о культуре. Телекомпании подходили к трактовке понятия «образовательных программ» достаточно гибко: к ним относили и спортивные программы, например, соревнования по бейсболу в средней школе, а к программам о культуре причисляли западные вестерны и зарубежные фильмы. Однако становление японского телевещания проходило под лозунгом: «Телевидение - для образования». В 1973 г. в связи с обновлением формата вещательной лицен-

1 Камисибаи (Щ2Ш) - вид театрального представления с использованием плоских бумажных кукол, разновидность театра ёсэ, возникшая в середине эпохи Мэйдзи. Представления камисибаи проводились на городских ярмарках и фестивалях. См.: Щ2Ш = Камисибаи. - Текст: электронный // Weblio.jp. - URL: https:// www.weblio.jp/content/%E7%B4%99%E8%8A%9D%E5 %B1%85 (дата обращения: 12.04.2020) (на яп. яз.).

зии образовательные телеканалы получили статус стандартных телеканалов, но до сих пор в рамках принципа «телевидение - для образования» все коммерческие телекомпании поддерживают процент образовательных программа на уровне 10 %, а программ о культуре 20 % в своей сетке вещания [20, c. 220].

Растущая популярность телевидения. Телевидение в жизни японской семьи. В начале 1950-х гг. промышленность Японии, преодолевшая трудности оккупации, получила новый импульс развития благодаря росту производства в связи с Корейской войной. Резкий экономический подъём и улучшение благосостояния населения сопровождалось столь же бурным развитием и распространением телевидения, что было бы невозможно без массового производства телевизионных приёмников. В середине 50-х гг. ХХ столетия в министерстве международной торговли и промышленности Японии было зарегистрировано 34 компании-производителя телевизионной техники, которые запустили производство недорогих телевизоров в соответствии с единым стандартом - патентным договором, разработанным вещательной компанией Radio Corporation of America (RCA) [Там же, c. 221].

С середины 1955 г. на волне роста популярности современной бытовой техники в Японии стиральная машина, холодильник и чёрно-белый телевизор стали иронически называться «тремя священными сокровищами» сансю-но дзинги, по аналогии с одноимённой концепцией синтоизма, где этими сокровищами являлись регалии императора Японии: меч, зеркало и яшма (рис. 1)2.

Телевидение в Японии 50-60-х гг. ХХ в. изменило повседневную рутину японской семьи, являясь объединяющим фактором для сбора семьи вместе за совместным просмотром и обсуждением телевизионных программ. Это было также связано со сменой культурного паттерна приёма пищи в Японии. В эпоху Мэйдзи (1868-1912) в Японии было принято принимать пищу каждому члену семьи, сидя за низким, до 20 см высотой, индивидуальным миниатюрным столиком Ш^Ш мэймэйдзэн. Подобного рода трапеза не способствовала чувству единения семьи: даже если все её

2 = Три священных сокровища. - Текст:

электронный // Kotobank.jp. - URL: https://kotobank.jp/ word/Hg©#^-70816 (дата обращения: 10.04.2020) (на яп. яз.).

члены собирались вместе во время приёма пищи, каждый ел молча за отдельным столом, фактически уткнувшись в него. Затем, начиная со второй половины эпохи Мэйдзи, в эпоху Тайсё (1912-1926) и в первой половине эпохи Сёва до конца Второй мировой войны (1926-1945) распространение получила традиция принятия пищи за общим низким столом высотой примерно 30 см тябудай. Однако подобная трапеза тоже отличалась от объединяющей семью, на что указывали в своих исследованиях японские культурологи Н. Исигэ [13, с. 27] и

Т. Иноуэ [12]: разговоры за столом были запрещены для детей, и не приветствовались для взрослых. Время общения наступало после окончания трапезы. После окончания Второй мировой войны в планировке японских домов появляется кухня-гостиная, обязательным элементом которой являлись стандартный обеденный стол и стулья, и с конца 1950-х гг. - телевизор. Именно тогда в Японии появился и распространился западный паттерн приёма пищи - семья за столом обсуждает общие темы, и при этом все смотрят телевизор (рис. 2) [12].

Рис. 1. «Три священных сокровища» для японца 1950-х годов в экспозиции Токийского национального музея1

Fig. 1. "Three Sacred Treasures" for a Japanese in the 1950s on display at the Tokyo National Museum

Рис. 2. Японская семья за просмотром телевизора (конец 1950-х - начало 1960-х гг.)2 Fig. 2. A Japanese family watching TV (late 1950s - early 1960s)

1 Фото автора статьи.

2 Источник: Архив Публичной библиотеки Итабаси г. Токио = Itabashi Public Library Archives Tokyo. - URL: https:// www.itabashi.keizai.biz/headline/403/ (дата обращения: 10.04.2020). - Текст: электронный.

Благодаря упомянутой ранее политике удешевления производства телевизионных приёмников, на заре телевещания в 1953 г. телевизор с 14-дюймовым экраном стоил 175 000-180 000 иен, более чем в 10 раз превышая по стоимости среднюю заработную плату японского служащего тех лет (15 000-16 000 иен в месяц после вычета налогов). Вместе с тем уже в 1958 г. подобный телевизор стоил 60 000-69 000 иен, и в 1962 г. его стоимость снизилась до 45 00060 000 иен. Всё это в совокупности с ростом доходов населения в три раза в 1962 г., по сравнению с 1953 г., привело к резкому росту числа телевизионных приёмников в до-мохозяйствах Японии (см. рис. 3) [11, с. 113].

Рис. 3. Одна из первых моделей японских чёрно-белых телевизоров "National" 17K-531 производства компании "Matsushita Electric" (современный "Panasonic") в 1952 году1

Fig. 3. One of the first models of Japanese black-and-white TVsets "National" 17K-531 manufactured by "Matsushita Electric" (modern "Panasonic") in 1952

Общенациональное вещание в цветном формате начало осуществляться в Японии с 10 сентября 1960 г. в том же формате NTSC, что и в США, вслед за США и Кубой. Общий и образовательный каналы NHK

1 Источник: Panasonic. - URL: https://www. panasonic.jp/viera/history/1950.html (дата обращения: 10.04.2020). - Текст: электронный (на яп. яз.).

Tokyo / Osaka, Nippon Television (NTV), Radio Tokyo (в настоящее время телекомпания TBS), Asahi Broadcasting и Yomiuri Television Broadcasting все начали транслировать свои программы в цвете.

В первые дни эпохи цветного вещания возможности вещательных станций были ограничены вследствие дороговизны оборудования, которое в этот период в основном было импортным. Вещание осуществлялось за счёт трансляции в эфире иностранных цветных фильмов, спортивных мероприятий и кратких образовательных программ. Даже через семь месяцев после начала цветного вещания программа в цвете на основном телеканале NHK продолжалась один час в день, на NTV - 2 часа 42 минуты, и на TBS -около шести минут. В то время цветной телевизор с экраном диагональю в 21 дюйм стоил около 500 000 иен2, поэтому рядовые японцы не могли их себе позволить. В начале эпохи цветного вещания в Японии существовало всего 1 200 цветных телевизоров, но уже в марте 1966 г. общенациональная телекоммуникационная компания Японии Nippon Telegraph and Telephone (NTT), существующая и в наши дни, завершила создание национальной сети цветного вещания, и охват населения Японии общенациональным цветным вещанием составил 93 % (рис. 4)3.

Успех общенационального вещания во многом был обусловлен желанием населения Японии быть в курсе мировых событий и наслаждаться «эффектом присутствия» на крупнейших спортивных мероприятиях того времени. Подобным мероприятием стали Летние Олимпийские игры 1964 г. в Токио, первая Олимпиада, состоявшаяся в Японии. Для освещения этого события промышленностью Японии были разработаны все составляющие системы трансляции: от передающих телевизионных трубок до спутниковых ретрансляторов.

Трансформация телевизионных программ. Первые японские новостные программы того времени по стилистике напо-

2 В пересчёте на современный курс иены - около 2,1 млн иен, или около 19 000 долл. США. См.: ЩЙ40

Сколько в пересчёте на современные деньги в 1965 г. стоили 10 000 иен. - Текст: электронный // B üfiij = Банк Японии: [офиц. сайт]. - URL: https://www.boj.or.jp/ announcements/education/oshiete/history/j12.htm/ (дата обращения: 10.04.2020) (на яп. яз.).

3 Л^—^И^ЖШШчЖжЖ^! = Настоящий телевизионный эфир, Токийская Олимпиада. - Текст: электронный // Evolution of TV. - URL: https://www.nhk. or.jp/strl/aboutstrl/evolution-of-tv/p12.html (дата обращения: 10.04.2020) (на яп. яз).

минали одновременно и кинохронику, транслировавшуюся перед началом киносеанса, и по манере, и по структуре были похожи на газетную передовицу. Выглядело это следующим образом: на экране домашнего телевизора демонстрировалось изображение, и за кадром диктор начитывал сопровождающий текст. Однако со второй половины 50-х гг. XX в. подобная подача информации изменилась: помимо трансляции видеоряда, в кадре периодически начал появляться диктор, который для иллюстрации наррати-ва использовал карты и прочие иллюстрирующие материалы. Таким образом, у японского телевидения выработалась свойственная ему визуализированная подача новостной информации [16].

Рис. 4. Одна из первых моделей японских цветных телевизоров "National" K 21-10 производства компании "Matsushita Electric" (современный "Panasonic") в 1960 году1

Fig. 4. One of the first models of Japanese color TVsets "National" K 21-10 manufactured by "Matsushita Electric" (modern "Panasonic") in 1960

В 50-е гг. ХХ в. телевизионные программы, как правило, транслировались в прямом эфире. Затем, в 1960-х гг., с развитием технологий стало возможно использование видеоряда, росло режиссёрское и продюсер-ское мастерство, что привело к возникновению жанрового многообразия программ: сериалы, программы-варьете, популярные и в XXI в. песенные конкурсы, аниме, а также разнообразные развлекательные программы. Самыми известными среди них стали жанр продолжающейся теленовеллы

1 Источник: Panasonic. - URL: https://www. panasonic.jp/viera/history/1960.html (дата обращения: 10.04.2020). - Текст: электронный (на яп. яз.).

ЖШх U tf К^Т рэндзоку тэрэби дорама, а также ежегодные многомесячные исторические сериалы - ^^JK ^Т тайга дорама. В 1963 г. вышел первый чёрно-белый телевизионный аниме-сериал «Могучий атом», после которого слово «аниме» стало известно всему миру как эстетика японского мультипликационного искусства [7].

В 1953-1974 гг. на фоне роста экономического благосостояния в японской семье, ставшей в тот период нуклеарной, телевидение становится фактором, объединяющим семью: оно предоставляет темы для общего обсуждения и транслирует образ «идеальной японской семьи», какой она должна была бы быть, в духе новых ценностей послевоенной Японии. Этот образ транслировался через сериалы производства США [10]. В стремлении повторить успех этих постановок, в Японии в начале 1960-х гг. активизируется производство собственных телесериалов ДК^Т хо:му дорама), благодаря чему эпоха развития японского телевидения середины 60-70-х гг. ХХ в. получила название «золотой век мыльной оперы» [11, c. 118]. Наряду с «мыльными операми» в этот период в японском обществе впервые получили распространение телевикторины (Я^ХШШ куидзу бангуми). Японские исследователи истории телевидения Ц. Судзуки и К. Мурасэ сходятся во мнении о том, что просмотр подобных программ носил не только образовательный характер, но также способствовал трансляции новых ценностей демократического общества и объединял разные поколения японской семьи [15; 22, c. 42].

В эпоху начала и распространения вещания (1953-1959) телевидение не подвергалось жёсткой регуляции со стороны правительства Японии. Ситуация изменилась в 1960-е гг., когда в обществе Японии обострились дискуссии по ряду политических проблем. В этот период, с 1 апреля 1964 г. утром по будням в прямом эфире телеканала «Японское образовательное телевидение» (с 1977 - ТВ «Асахи») в Японии начала выходить первая информационно-аналитическая программа «Утреннее шоу Кидзима Норио», созданная по аналогии с аналогичной программой "Today" канала NBC (США). За ней последовали сходные по жанру программы на других телеканалах [17]. Со стороны правительства Японии в этот период растёт число инцидентов с запретом выхода программ в эфир. Так, Х. Мацуда в своём труде подсчитал количество программ, не выпущенных в эфир с 1959 по 1993 г., и вы-

яснил, что из 145 программ, подвергшихся такого рода мерам со стороны правительства Японии, 63 были сняты с эфира именно в 1960-1970-е гг. [14, с. 3].

Заключение. Становление и распространение телевизионного вещания по всей территории Японии произошло в 5060-е гг. XX в. Образцом для технических стандартов японского телевидения изначально были США. Оккупационные власти США создали также новую законодательную базу для функционирования телевидения на основе новых демократических ценностей. В этот период под влиянием телевидения претерпели трансформации бытовые и ценностные установки японской семьи: закрепился новый паттерн общесемейного приёма пищи и обсуждения актуальных тем, предоставляемых телевидением, транслировавшим преимущества жизни западного демократического общества в противовес прежним идеалам имперской милитаристской Японии. Большую роль в распространении телевидения по всей территории Японии сыграли Олимпийские игры 1964 г. в Токио, благодаря которым состоялся технический прорыв в развитии телевизионных технологий, который изначально мог бы произойти и ранее, в 1940 г., если бы Олимпиада в Токио в тот год состоялась. В 50-60-е гг. ХХ в. в Японии зародилась система нигэн тайсэй, сбалансиро-

ванного сосуществования коммерческого и общественного вещания, но стоит отметить, что несмотря на конкурентную борьбу за внимание зрителя в тот период, и коммерческие телекомпании, и единственный общественный вещатель NHK транслировали похожую по жанру продукцию со сходными ценностными ориентировками.

Эффективная и сбалансированная система нигэн тайсэй в практически неизменном виде существует в Японии с момента своего зарождения до нынешнего времени. Поэтому изучение исторических обстоятельств её формирования играет важную роль при исследовании эволюции телевещания в Японии в контексте современной проблематики: вопросов независимости вещания, потенциальной возможности вмешательства государства и крупнейшего бизнеса в вещательный процесс, формирование общественного мнения и базовых ценностей путём селективного подбора информационного контента для влияния на общество Японии в целом. Представленные в статье результаты ставят следующую исследовательскую задачу: необходимость проследить процесс эволюции телевещания Японии вплоть до современности сквозь призму выявления роли телевидения в жизни японского общества и использования телевидения как инструмента трансляции важных приоритетов.

Список литературы

1. Горячева Е. А. Исторические предпосылки формирования современной системы СМИ Японии // Проблемы Дальнего Востока. 2018. № 5. С. 95-103.

2. Лазарев A. M., Полякова Н. А., Смирнов Б. В. Печать, радио и телевидение Японии. М.: Наука, 1974. 128 с.

3. Молодяков В. Э. Япония в меняющемся мире. Идеология. История. Имидж. М.: Моногатари, 2011. 304 с.

4. Стрельцов Д. В. Японская теле- и радиовещательная корпорация NHK на перепутье // Япо-ния-2009: ежегодник. М.: ИДВ РАН, 2009. С. 176-188.

5. Фесюн А. Г. Язык японских СМИ. М.: ИД ВШЭ, 2013. 215 с.

6. Chun J. M. A Nation of a Hundred Million Idiots? A Social History of Japanese Television, 1953-1973 / Jayson Makoto Chun. East Asia: History, Politics, Sociology and Culture. Routledge, 2006. 369 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Clements J. Tezuka's Anime Revolution in Context. Mechademia Second Arc. Johns Hopkins University Press, 2013. P. 214-226.

8. Kacza G. J. The State and the Mass Media in Japan, 1918-1945. University of California Press, 1993. 356 p.

9. Kelly W. W. Finding a Place in Metropolitan Japan: Ideologies, Institutions, and Everyday Life, in Postwar Japan as History, ed. Andrew Gordon. Berkeley: University of California Press, 1993. 563 p.

10. ёИШй?. x U t К ^ ТГОУ у t — ^ . = Ивао Сумико. Месседж телевизионного сериала: социопсихологический анализ. ШЙчЙЦ*Мч2000. = Токио: Кэйсо Сёбо, 2000.

11. "XHtW—SEb^^^S = Ида Миэко. Телевидение и семья: 50 лет вместе: смена паттерна семейного общения // В^ЙЖЖШЙ^ = Ежегодный бюллетень НИИ Культуры NHK. 2004. № 48. С. 111-144.

12. #± ЖФР^Ьш = Иноуэ Тадаси. О культуре тя-но ма // Щ—В^^Ы^Ч^Ё^^в 1 ЭЬЬФЙЙШ. КУХЖ® = Традиция и трансформация в современной японской культуре. Токио: Изд-во Домэсу, 1984. 410 с.

13. KtÄ^fkim = Исигэ Наомити. О культуре приёма пищи // HicSS^If tlUW^Efß^SÜfffl = Бюллетень Национального музея этнологии. 1991. № 16. С. 3-51.

14. föffl >р. = Мацуда Хироси. Инциденты с запретом выхода телевизионных передач в эфир после Второй мировой войны. ^Sn = Токио: Иванами сётэн, 1994. 62 c.

15. ЯШ?. ¿^©^¿l^^ = Мурасэ Кэйко. Пространство гостиной «тянома». Викторины и общение в семье // Ш^Щ^Ж^Й = Социология викторины. Токио: Сэкай сисо:ся, 2003.

16. Шй = Мэндзё Сатоси. Новая теория новостных СМИ. ^Sn^TVXU XR&D = Токио: Инпресс Эр энд Ди, 2019.169 с.

17. = Народная передача?! Wide show. Текст: электронный // GALAC. 1999. Vol. 11. URL: https://www.weblio.jp/ (дата обращения: 10.04.2020).

18. ^itt—. "fflfdftffl = Ооя Соитиро. Хочу высказаться до конца // ®TÖ^S= Сюкан Токио, 1957. № 2. С. 23.

19. xUfti^ffc^^: В^ЙШЙШЙШ^Ф = Развитие телевидения: краткая история технического развития вещания в Японии. ^Sn NHKft^SffiW^F^, 2002. = Токио: Изд-во техн. исследований вещания NHK, 2002. 21 с.

20. = Сато Такуми. Современная история СМИ. = Токио: Иванами сётэн, 2018. 272 с.

21. ШШШ В^©УхУЛ ЖЁМУхУЛ^У bT^^fo^fr = СМИ Японии в таблицах (обновлённая редакция). Как изменятся традиционные СМИ из-за распространения интернета? ^SnNHK Ж^ = Токио: Изд-во NHK, 2018. 312 c

22. = Судзуки Цунэясу. Введение в исследование телевидения // Бюллетень искусствознания Университета Сёби Гакуин. 2007. Т. 12. С. 37-55.

23. >1ШШ®о±1Ш0"ШЕУХУЛ^Ш+21-®Ео = Это Сигэхиро. Расширенная хронология СМИ XX-XXI вв. ^Sn = Токио: Гэнсися, 2019. 248 c.

Статья поступила в редакцию 01.06.2020; принята к публикации 21.07.2020

Сведения об авторе

Горячева Елена Александровна, научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН; 690090, Россия, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 89; e-mail: solo888@ yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-9357-5425.

Библиографическое описание статьи_

Горячева Е. А. Становление и распространение общенационального телевизионного вещания в Японии (от экспериментального вещания до 60 годов XX века) // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 6. С. 151-161. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-6-151-161.

References

1. Goryacheva, E. A. Historical background of the formation of the modern media system of Japan. Problems of the Far East, no. 5, pp. 95-103, 2018. (In Rus.)

2. Lazarev, A. M., Polyakova, N. A., Smirnov, B. V. Press, radio and television in Japan. M: Nauka, 1974. (In Rus.)

3. Molodyakov, V. Japan. Japan in a changing world. Ideology. Story. Image. M: Monogatari, 2011. (In Rus.)

4. Strel'tsov, D. V. Japanese Broadcasting Corporation NHK at the Crossroads. Japan 2009. Yearbook. M: IFS RAS, 2009: 176-188. (In Rus.)

5. Fesyun, A. G. The language of the Japanese media. M: HSE Publishing, 2013. (In Rus.)

6. Chun, J. M. A Nation of a Hundred Million Idiots? A Social History of Japanese Television, 1953-1973. East Asia: History, Politics, Sociology and Culture. Routledge, 2006. (In Eng.)

7. Clements, J. Tezuka's Anime Revolution in Context. Mechademia Second Arc. Johns Hopkins University Press, 2013: 214-226. (In Eng.)

8. Kacza, G. J. The State and the Mass Media in Japan, 1918-1945. University of California Press, 1993. (In Eng.)

9. Kelly, W. W. Finding a Place in Metropolitan Japan: Ideologies, Institutions, and Everyday Life, in Postwar Japan as History, ed. Andrew Gordon. Berkeley: University of California Press, 1993. (In Eng.)

10. g ^ m ^ U tf b ^ ^ © y y t - 'DvII^ ^ ftiff. [Iwao Sumiko. The message of the television series: sociopsychologic analysis] N fi—. *M. = Tokyo: Keisho Shobo, 2000. (In Jap.)

11. #ffl ^ Ü x U t £ Sft © 50 ^"X U t № —S 0 b L © ^ M [Ida Mieko. Television and family: 50 years together: changing the pattern of family communication] // B^ ft^ tB® ffi^ [Annual Bulletin of the NHK Culture Research Institute, no. 48, pp. 111-144, 2004. (In Jap.)

12. #± & s] .H CD Pr] Xffcii [InoueTadashi. On the culture of cha-no ma]HWt B^Xffc ^ £

<t ^ ^ 1 S b L ro M m^.^S % K y X ^^[Tradition and transformation in modern Japanese culture. Tokyo: Domesu Publishing House, 1984. (In Jap.)

13. 5 ^ M ft ^ Xffc m [Ishige Naomichi. On the culture of food] // Ha ^ M^ffi W^ ffi^ SO ffl [Bulletin of the National Museum of Ethnology, no. 16, pp. 3-51, 1991. (In Jap.)

14. ^ffl i i [c M ^ x U It Sff [Matsuda Hiroshi. Incidents banning television broadcasts after World War II].^S % g = Tokyo: Ivanami Shoten, 1994. (In Jap.)

15. ft 31 ® i.fe & ro ^ £ ^ a ^ ? Y X S ffi £ —S a » // ? < X S ffi ro Murase Keiko. The living room is a chanoma. Trivia and family communication. Sociology of quiz programs. % tt^ ft = Tokyo: Sekai Siso:sha, 2003. (In Jap.)

16. R ^ if0 " i — X y x Y T ^{fcmi [Menjo Satoshi. The new theory of news medians % > ^ U X R & D . Tokyo: Impress R&D, 201. [E-book] (In Jap.)

17. HS ^ S ffi!? 7 Y K a — [ Popular TV program?! Wide show. GALAC, vol. 11, 1999. [E-book] (In

Jap.)

18. tt —.W ^ f ^ & ffl [Ooya Soichiro. I want to speak out to the end]// ®T0 ^s = Shukan Tokyo, no. 2, pp. 23, 1957. (In Jap.)

19. x U t tt ^{fc T 0* Kffi % ^ i [Television development: a brief history of the technical development of broadcasting in Japan].^S % NHK Sffi W^F^, 2002. Tokyo: Publishing House of Technical Research Broadcasting NHK, 2002. (In Jap.)

20. feM ^ So ilf^ y x Y T i [ Sato Takumi. The modern history of the medians % g Tokyo: Ivanami Shoten, 2018. (In Jap.)

21. 0 M 0* ro y x Y T ^ fe fe M y x Y T tt Y >y h T a ^ fc ^ fr [Japanese mass media in the graphs (updated version). How will traditional media change because of widespreading Internet?] ^s % NHK ^ ® . Tokyo, NHK Publishing House, 2018. (In Jap.)

22. ^ ft X U t ^ a > S ffi W& B M // ffi M S ffi HIS W& [Suzuki Tsuneyasu. Introduction to Television Research] // Shobi Gakuin University Bulletin of Art Studies, vol. 12, pp. 37-55, 2007. (In Jap.)

23. >1 M ^ Mo ±1 ffi 20 tE y x Y T ^ +21 tE [ Eto Shigehiro. Extended media chronology of the 20th - 21st centuries]^s % W ^ # = Tokyo: Genshisha, 2019. (In Jap.)

Received: June 1, 2020; accepted for publication July 21, 2020

Information about author

Goryacheva Elena A., Researcher, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch, Russian Academy of Sciences; 89 Pushkinskaya st., Vladivostok, 690090, Russia; e-mail: solo888@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-9357-5425.

Reference to the article_

Goryacheva E. A. History of Television Broadcasting Development in Japan (From Experimental Broadcasting to Nationwide Broadcasting in the 1960s) // Humanitarian Vector. 2020. Vol. 15, No. 6. PP. 151161. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-6-151-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.