Научная статья на тему 'ТВ в нордическом блоке: обзор общих тенденций развития'

ТВ в нордическом блоке: обзор общих тенденций развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
208
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТВ в нордическом блоке: обзор общих тенденций развития»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 6

М. Павликова

ТВ В НОРДИЧЕСКОМ БЛОКЕ:

ОБЗОР ОБЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ

Снижение роли государства в медиасистемах в целом и коммерциализация телевизионного сектора (сегодня каналы меняют названия, владельцев, способы передачи данных, адреса, могут поменять статус, программную политику, акционеров или просто исчезнуть), а также появление огромного количества цифровых телеканалов реально усугубили положение дел в такой отрасли, как статистика по СМИ. Так, крупнейший в области мировой телевизионной статистики провайдер Европейская аудиовизуальная лаборатория (European Audiovisual Observatory) в 2002 г. приостановила публикацию своих ежегодных отчетов по странам. Но еще ранее специалисты были озабочены тем, что на аудиовизуальном рынке именно телевизионный сектор является наиболее запутанным в плане дефиниций и стандартов, что не может не сказаться на точности статистических анализов. К примеру, то, что в одной стране называется местным телеканалом, в другой может вполне носить статус регионального.

Сложности возникают также с определениями каналов и станций, различиями между вещательными компаниями и каналами, наполнением (упаковкой) каналов и программными услугами. "Много написано про телевидение и телевизионную деятельность. Общественные и частные организации за рубежом (OBS, OECD, EPRA, European Comission) предоставляют различные сведения о собственности телекомпаний, подсчитывают время просмотра и даже пишут о телевизионных современных жанрах. Но и на таком фоне, а это кажется странным, практически невозможно найти точную информацию о наполнении телеканалов или программной политике (программной сетке) телеканалов в странах Евросоюза. И страны Северной Европы здесь не составляют исключение1" — так писали медиаисследователи в 2001 г. Это при том, что Скандинавские страны и Финляндия в начале XXI в. в совокупности не только относились к самым развитым экономикам и чис-

1 Barkho L. Nordic television at the turn of the century: an overview of broadcasters and audiences // Jonkoping international business school: MMTC. 2005. P. 9.

лу информационно богатых рынков в мире (лидеры которых крупнейшие медиапредприятия, такие, как финский концерн "Санома", шведский "Бонньер", норвежский "Шибстед"), являлись собственниками различных видов СМИ в разных европейских странах), но и бережно хранили культуру языка и общественные идеалы. Попытки этих стран сохранить на должном уровне паблик сервис в вещании, поддержать национальное кинопроизводство и, что самое главное, остаться толерантными к процессу концентрации СМИ, который к началу XXI в. охватил практически все европейские страны, в целом увенчались успехом.

Различия северных государств в экономическом устройстве и их отношения с ЕС (Норвегия и Исландия не входят в ЕС, Швеция и Дания, будучи членами Евросоюза, сохранили свою национальную валюту, Финляндия хотя и перешла на евро, назвать ее полностью интегрированной в европейское сообщество было бы ошибочным), различия в потреблении СМИ (табл. 1) и присущие каждой стране региона особенности в развитии своего медиарынка не мешают исследователям рассматривать эти страны как единый нордический блок (географически этот блок растянулся на 1 257 309 км2, где Швеция занимает наибольшую площадь — 450 285 км2, а Дания — наименьшую — 43 094 км2)2.

Таблица 1

Потребление СМИ в странах Северной Европы в 2004 г. (мин/день/чел.)*

Газеты Журналы Радио ТВ Интернет

Дания 19 2 188 162 18

Норвегия 49 16 147 166 5

Финляндия 48 33 169 167 33

Швеция 29 14 124 151 25

* Не имеется данных по Исландии.

Составлено по: Weezel A. van. Financial and strategic position of Nordic media companies. Jonkoping, 2006.

Как видно из табл. 1, в Норвегии и Финляндии жители не только в два раза больше тратят времени на чтение газет, чем, скажем, в Дании, но и уделяю т много внимания телевидению. Зато в Дании, несмотря на то что практически не читают

2 Ibid. P. 7.

журналов, очень много слушают радио: страна в этой области несомненный лидер. А Швеция, которая имеет наибольшее количество из крупнейших коммерческих и частных телеканалов3, имеющихся во всем северном регионе, проигрывает своим соседям по теле- и радиопоказателям.

Так, специалисты из Центра медиаменеджмента шведской Международной школы бизнеса (г. Йончопинг) провели в 2005 г. собственный анализ телевидения северных стран и пришли к интересным (в некоторых случаях ожидаемым) выводам. Общественные вещатели при жесткой конкуренции с коммерческим ТВ во всех пяти странах удерживают лидирующие позиции. Развлекательные программы в регионе в целом смотрят меньше, чем в других европейских странах (для сравнения в Италии процент развлекательных программ на РАИ составил 18%, на четвертом канале (Channel 4) и Би-би-си в Великобритании — 23 и 17%, в секторе общественного вещания в Норвегии — 13, Швеции — 7, Финляндии — 4%)4.

Местное телевещание является важной составляющей всего аудиовизуального рынка (важной прежде всего потому, что местные телеканалы являются ретрансляторами общенациональных и региональных, а также платных европейских каналов), по количеству местных телеканалов (129)5 традиционно "читающий" северный регион (за исключением Исландии, самой маленькой страны нордического блока, в которой нет местных телеканалов и местного телевидения) занимает 5-ю позицию после традиционно "смотрящих" России (843), Испании (897), Италии (250) и Нидерландов (200). Но было бы неправильным сказать, что в северных странах развито местное телевидение. Местным телеоператорам крайне редко удается производить собственный контент. Даже в Финляндии, где к началу XXI в. количество местных телестанций намного превышало число таких же станций в других странах блока (в Финляндии — 200, Норвегии — 98, Швеции — 50, Дании — 50)6, производством местных программ совместно занимались (с 1993 г.) лишь Krs-tv и Nar-tv (в маленьких городах Кристиинакаупунки и Нярпио); позднее к производству про-

3 Большинство крупнейших частных телевизионных компаний (включая общенациональные коммерческие каналы) в регионе принадлежит шведским холдингам (TV 4 в Швеции, MTV в Финляндии, Viasat, Viasat Sport) или иностранным предприятиям, базирующимся на шведской земле (C More, Canal Digital Swerige, Kanal 5).

4 Barkho L. Op. cit. P. 28

5 Указанное количество (как и статистические данные, представленные ниже) включает в себя совокупность местных каналов и станций.

6 Barkho L. Op. cit. P. 10.

грамм для так называемого "ближнего телевидения" — по-фински lahitelevisio) стал заниматься местный телеканал в третьем по величине городе Финляндии Тампере TV-Tampere7. В 2002 г. во всех странах блока количество местных телеканалов сократилось вдвое (а кое-где и более): в Финляндии — до 56, Норвегии — до 29, Швеции — 27, Дании — 178, что напрямую связано с реструктуризацией рынка кабельных телевизионных операторов (компаний), которые в итоге оказались убыточными и вынуждены были закрыться.

Во всех странах по сравнению с серединой 1990-х увеличилось количество общенациональных телеканалов (см. табл. 2).

Таблица 2

Количество общенациональных каналов в Северных странах*

1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Финляндия 5 5 5 9 10 10 8 13 11 11

Дания 2 5 6 8 9 8 9 11 10 10

Норвегия 5 5 6 8 9 9 9 7 9 9

Швеция 12 15 15 13 13 24 25 22 29 29

Исландия 2 3 3 3 4 4 4 5 5 5

Всего 26 33 35 41 45 55 55 58 64 64

* В таблице приводится количество всех доступных (на указанный период) в национальном масштабе каналов, общественных, коммерческих, частных, платных и бесплатных, аналоговых и цифровых.

Составлено по: Вагкко Ь. Ор. ей. Р. 11.

Доступность общенационального телевидения в первую очередь связывают с распространением кабельных сетей (в частности в Швеции) и возможностью телепередач в цифровом формате. Переход к цифровому вещанию аудиториями был воспринят неоднозначно, в телекомпаниях тоже не все проходило гладко: практически каждый общественный вещатель столкнулся с проблемой поиска дополнительных средств финансирования, поскольку качество программ напрямую зависит именно от этого. А качество программ для малых наций вещь особая: цифровые технологии реально увеличивают возможность вещания на национальных языках в целях поддержки своей куль-

7 Sauri T. Joukkoviestinnan rakenne ja talous. Helsinki, 2001. P. 58.

8 Barkho L. Op. cit. P. 20.

туры и традиций в противовес постоянно увеличивающемуся числу принимаемых в регионе зарубежных коммерческих каналов. Шведские телевещатели (как общественные, так и частные) первыми в нордическом блоке приступили к цифровым передачам (1999 г.).

В 1999 г. частный телевизионный сектор Швеции уже включал в себя 3 мультиплекса с 14 каналами, в то время как у соседей не было ни одного (ни мультиплекса, ни канала). К концу этого же года цифровое телевидение как удел общественных вещателей начинает развиваться в Норвегии и Дании. В Финляндии же общественное телевидение начало успешные опыты с цифровым вещанием в 2000 г., хотя выдачу лицензий на цифровое вещание правительство обсуждало еще в июне 1999 г., а в итоге получилось, что цифровые программы общенациональных общественных и коммерческих вещателей Юле и МТВ финны смогли увидеть летом 2001 г.9 В целом в конце XX в. северный регион по уровню готовности аудитории принимать цифровые программы намного уступал "цифровым монстрам" — США, Великобритании, Франции и Канаде (например, к концу 1999 г. 14% домовладений США могли принимать программы цифрового ТВ, в Финляндии — всего лишь 0,4%, Швеции — 2,9, Норвегии — 3,2 и Дании — 4%). Несмотря на то что в деле перехода на цифру у стран региона за короткий период (1999—2001 гг.) наметился сильный рывок (в Швеции — с 2,9 до 14%, в Финляндии — с 0,4 до 10,5%), они в отличие, скажем, от печатного сектора (Норвегия в тройке лидеров по количеству ежедневных газет) и распространения ИКТ (финское государство благоденствия) не заняли лидирующие позиции10. Хотя в опубликованном в 2004 г. отчете EPRA (the European Platform of Regulatory Authorities) по цифровому эфирному вещанию DTT (digital terrestrial television), в котором 39 европейских стран в соответствии с их достижениями в этой области были поделены на три группы, Финляндия и Швеция были помещены в лидирующую категорию А как наиболее продвинутые страны (уровень проникновения цифрового ТВ превышает 15%). Дания и Норвегия оказались в категории B, куда входили, например, страны с так называемой переходной экономикой (или, по-другому, страны постсо-

9 Sauri T. Op. cit. P. 81.

10 Несомненным лидером в цифровом вещании в начале XXI в. была признана Великобритания. В отчете Би-би-си за 2004 год 12,36 млн человек, или 50,2% телезрителей, пользовались цифровым ТВ. В соответствии с этим отчетом аналоговое вещание в Великобритании должно полностью прекратиться к 2010 г.

циалистического пространства) — Венгрия и Словакия. Однако по поводу Норвегии здесь стоит оговориться: 32,5% был ее показатель по уровню распространения цифрового ТВ в 2003 г., но страна не взяла на себя обязательство по дате, т.е. официально не указала, к какому конкретно периоду осуществится переход на цифровое вещание11 (в то же время интересно отметить, что норвежский радиоканал "Altltid Klassik" — "Классика круглый день" — стал первым в мире, полностью перешедшим на цифровое вещание — 1995 г.)12.

Региональное телевидение в отличие от местного телевещания в нордическом блоке развито лучше: на протяжении 10-летнего периода в трех странах (за исключением Финляндии и Исландии) наблюдалась положительная динамика, и число региональных каналов практически удвоилось (для сравнения 1995 г.: Дания — 9, Норвегия — 6, Швеция — 11; 2004: Дания — 20, Норвегия — 15, Швеция — 27)13. В связи с развитием регионального телевидения и доступностью иностранных телеканалов на территории северных стран (об этом ниже) в начале XXI в. оставался открытым вопрос, почему в регионе практически отсутствует телевидение для национальных меньшинств (хотя в Финляндии, где шведы представляют "большинство из других национальных меньшинств", есть шведское телевидение); вопрос по сути касается эмигрантов из восточных и южных стран и беженцев. Действительно, известные своим либеральным отношением к иммигрантам и беженцам северные страны не спешили увеличивать количество телевизионных передач (разговоры об этом ведутся в прессе сегодня14), предназначенных для нацменьшинств, таких программ в регионе очень мало. К 2005 г. только в Дании (процент соотношения иностранных коммьюнити с общим количеством населения наивысший — 2,48% на 1000 человек) существовал специальный (коммерческий спутниковый) канал для курдов, в то время как в Норвегии, Швеции (в обеих странах процент иммигрантов тоже очень высок — 1,74 и 1,67% на 1000 человек) и Финляндии (0,95%) в традиционной визуальной сфере ничего подобного не готовилось. В Финляндии и Норвегии есть телевидение для саамов. Но доступ к программам на саамском языке в Финляндии (в отличие, например, от Норвегии, где телепередачи на саамском, особенно для детей, выходят регулярно)

11 Barkho L. Op. cit. P. 31.

12 См.: Теплякова С.А. Телевидение и радио Норвегии: от государственного к общественно-правовому: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2008. С. 21.

13 Там же. С. 13.

14 City lehti, 2007. Marraskuu; Ilta lehti, 2008. Huhtikuu.

ограничен: во-первых, их очень мало, а во-вторых, их можно принимать только в районе Тенойоки на Крайнем Севере15.

Возвращаясь к приему иностранных телеканалов на территории стран Северной Европы, скажем, что по существу за последние десять лет наблюдается экспансия зарубежных коммерческих вещателей, для которых нордический блок является очень привлекательным: телеаудитория северных стран (за исключением Исландии) имеет возможность насладиться (или, наоборот, в зависимости от вкуса) 63 зарубежными каналами (в Дании — 25, Норвегии — 17, Финляндии — 11, Швеции — 10). "На северном медиарынке хотя и доминирует общественное вещание [в плане предпочтения аудиторий], многие иностранные каналы со своими программами и услугами всерьез собрались завоевать внимание северных зрителей: фактически в этих странах иностранных каналов больше, чем своих национальных..."16. Все программы зарубежных каналов дублируются или выходят с субтитрами на языке страны, в которой они вещают, и доставляются посредством спутника и/или кабеля (по данным на 2002 г. среди всех европейских государств процент подключений домовладений к кабельным сетям в северном регионе самый высокий в Европе17). В целом в блоке по сравнению с другими европейскими странами оперирует наибольшее количество зарубежных вещателей. Нужно отметить, что и реклама на зарубежных каналах специальным образом адаптируется под нужды аудитории северных стран. Приемлемая для северян плата за доступ к иностранным программам (~20 долл. в месяц) частично объясняет, почему в регионе так много иностранных каналов.

В отличие от "иностранцев-вещателей" северяне не балуют зарубежную аудиторию своей продукцией и мало что предлагают для просмотра за пределами региона, но (что очень логично) принимают и смотрят программы своих соседей по блоку. Так, например, в Дании в конце XX — начале XXI в. ощущалось сильное "присутствие шведов": датчане смотрели целых три бесплатных коммерческих канала, находящихся в собст-

15 Suomen mediamaisema/toim. Kaarle Nordenstreng ja Osmo A. Wiio. Vantaa,

2003.

16 Ibid. P. 12.

17 Так, в Финляндии, по данным 2004 г., услуги кабельного телевидения были очень популярны: КТВ принимали 42% домовладений, и гораздо меньший процент населения использовали спутниковое ТВ для своих информационно-развлекательных нужд — всего 15%. По кабельным сетям в Северной Европе в общем транслировались (начиная со второй половины 1980-х) программы общественного ТВ, платные европейские каналы, местные бесплатные каналы.

3 ВМУ, журналистика, № 6

венности известной медиагруппы "Чинневик" Стенбека: ТВ 3 (базирующийся в Лондоне спутниковый канал), Зет-ТВ (музыкальный канал, шведский прототип MTV) и ТВ 6 (так называемый канал для мужчин — спорт, юмор, боевики), хотя, конечно, и не в такой полноте, как в Швеции. В то же время финны предпочитают трансляции на своем, финском, языке, и наиболее любимыми программами являются программы, представляющие собой именно национальный продукт. Такое отношение к наполнению ТВ программ вызывает некоторые споры: существует, к примеру, мнение, что "в ментальном климате Финляндии наблюдается подъем национализма и возвращение к прошлому (в содержании некоторых программ)"18.

Из всех стран за рубежом активнее всех вещает Швеция: 38 шведских каналов смотрят телезрители разных стран, среди которых помимо телеудитории стран нордического блока, россияне и поляки. Большинство из этих каналов частные. Норвегия, по данным 2005 г., не была представлена на телевизионном рынке других стран; Финляндия, Дания, Исландия имели по одному каналу, который был доступен зарубежной аудитории.

Заканчивая обзор общих тенденций развития ТВ в северных странах, вернемся к тому, с чего начинали: наполнению телеканалов. Как уже было сказано выше, северяне "потребляют" меньшее количество развлекательных программ, чем другие европейцы. В то же время, если посмотреть на сетку вещания основных телеканалов в 2000—2003 гг. (в нашем случае общественных, так как именно о выживаемости общественного ТВ и его конкуренции с успешными общенациональными коммерческими каналами19 сегодня идет речь в различных медиаиссле-дованиях), то можно без труда увидеть, что так называемый жанр fiction — художественные фильмы и сериалы, ситкомы, телепостановки — является очень крупным компонентом всей общественной сетки вещания. Финский общественный телеве-

18 http://www.museum.tv/archives/etv/N/htmlN/nordictelevi/nordictelevi.htm; http://www.mtg.se

19 За последние годы в северных медиаисследованиях появился ряд крупных работ, посвященных стратегиям общенациональных коммерческих телеканалов, ведущим к их успешности и твердым позициям на аудиовизуальном рынке, а также связанной с их деятельностью медиаполитике, регулированием в области электронных СМИ и их концентрацией (см., например, статьи о деятельности ТВ 4 в Швеции и ТВ 2 в Норвегии: Tjernstrom S. Ownership concentration in the TV industry: a case-study on the limitations of media policy // Nordicom review, 2007. N 28; Hoyer R. Strategic responses to changing media regulations — the case of Norwegian TV 2 // Strategic responses to media market changes. Jonko-ping, 2004.

щатель (Юлейсрадио) обеспечивает своих граждан наибольшим по сравнению с соседями количеством художественных программ (26,4%), в то время как шведские коллеги (СВТ) делают упор на новостные программы (25,7%), обходя в этом жанре всех20. В информационном жанре лидируют Дания (ДР телевижн) и Финляндия (Юлейсрадио) — 34,2% и 34,6% соответственно, норвежцы (НРК) — в развлекательном (13,3%) (табл. 3).

Таблица 3

Классификация программ общественного ТВ северных стран по жанрам (2002 г., %)*

Художественные программы Новости Информационные программы Развлекательные программы

Дания 23,8 9,8 34,2 4,7

Норвегия 21,4 18,1 13,9 13,3

Финляндия 26,4 7,7 34,6 4,1

Швеция 21,3 25,7 16,9 7,1

* Нет данных по Исландии. Составлено по: Barkho L. Op. cit. P. 29.

В целом время, проводимое северянами у экрана телевизора, постепенно сокращается. И "виной" тому не только сетевое окружение и мобильная телефония, предпочтение которым отдают жители северных стран разных возрастов уже достаточно длительное время (с момента так называемого периода интернетизации)21. Потребители аудиовизуальных СМИ планомерно атакуются видеоиграми и DVD. В большинстве случаев именно игровая индустрия (в частности, блокбастерские видеоигры) претендует на то, чтобы в прямом смысле забрать экран телевизора у зрителя, так как довольно часто специальные приставки подключаются именно к нему (к экрану). Тако-

20 В Швеции недавно проводилось исследование телеаудитории с целью выяснить, кто, что и как смотрит. Оказалось, что среди разных возрастных групп в потреблении новостной информации наблюдается сильнейший разрыв. Так, только 5% молодежи и 68% пожилых людей смотрят новости. Зато нет гендерных различий: мужчины и женщины смотрят новости в одинаковом процентном соотношении. В целом в среднем в день 39% населения обращаются к новостным передачам; следующие по популярности — сериалы и постановки (26%), музыкальные программы (22%), спорт (20%), факты, культура, общество (18%), художественные фильмы (16%) (MedieNotiser. Göteborg. 2008. N 1).

21 См.: Павликова М.М. Сетевые технологии и журналистика: эволюция финских СМИ. М., 2001.

го рода "игровая бомбежка" касается в первую очередь молодого поколения (от 15 до 24 лет), поскольку именно в этой возрастной группе наблюдается понижение интереса к телевидению, которое благодаря появлению новых каналов и разнообразных программ (входящих в категорию безопасных для детей и молодежи) еще с начала 1990-х гг. считалось самым популярным СМИ среди подростков и молодых людей.

Но тем не менее процент населения, составляющий телеаудиторию северных стран, остается высоким. По последним данным, в Швеции, которая пусть и уступала своим соседям в количестве времени, проведенном ее жителями у голубых экранов (см. табл. 1), в среднем ежедневно смотрят ТВ 85% населения. И в каждой возрастной группе есть свои различия в потреблении телевизионного продукта. Так, дети (от 9 лет) и пенсионеры (65—79 лет) смотрят телевизор больше всех (94 и 90% соответственно). Самое меньшее число телезрителей в возрастной группе от 20—24 лет (78%). Люди с высшим образованием смотрят телевизор меньше, чем со средним и ниже. И этот показатель относительно стабилен уже долгое время. Мало смотрят ТВ топ-менеджеры и представители академической среды — 80%, а также предприниматели-собственники — 81%22. Общественное телевидение больше смотрят по выходным, а коммерческое в будни.

И последнее. В странах Северной Европы продолжает быть популярной такая информационная услуга, как телетекст. Текстовое ТВ не только сыграло позитивную роль в увеличении интерактивности телевидения и его развития в целом, но и обусловило определенное отношение северян к возможностям Интернета. Например, в Финляндии Интернет в середине 1990-х гг. воспринимался прежде всего как альтернатива уже существующей аналогичной по принципу действия системе (телетекст), а не как главное составляющее информационной революции, которая в корне поменяет жизнь людей. Существовало даже предположение, что если телеаудитория станет еще активнее использовать комплексные услуги, предоставляемые кабельными операторами (выборка новостей, покупки на дом, видео по заказу и т.п.), то количество пользователей ПК может реально сократиться в будущем23.

Активны в использовании телетекста и современные шведы: почти 1/4 часть населения ежедневно использует текстовое ТВ для удовлетворения своих информационных нужд. Как

22 МеШеЫо^ег. ОогеЪощ, 2008, № 1. Р. 48—50.

23 См.: Павликова М.М. Указ. соч. С. 62—63.

и в Финляндии, чаще этим пользуются мужчины (здесь стоит отметить, что услуга текстового ТВ все еще остается "мужской": телетекст читают больше мальчики и мужчины, чем женщины и девочки). Возраст шведских любителей телетекста составляет 25—44 года. Его (телетекста) использование, в отличие от просмотра телевизионных программ, не зависит от уровня образования. Но дети и подрастающее поколение в последнее время все реже обращаются к текстовому ТВ, хотя уровень потребления телетекста, начиная с 2000 г., остается прежним. Как и в середине 1990-х, чаще всего по телетексту читают новости (как по стране, так и международные), смотрят программу передач и обращаются за результатами спортивных состязаний. Смотрят телетекст и в Интернете, но процент таких пользователей ничтожно мал: в Швеции всего 2%.

И в Финляндии, и в Швеции пользователи телетекста отдают предпочтение страницам текстового ТВ общенациональных общественных вещателей — Юлейсрадио и СВТ. В этом плане общественные вещатели заметно обыгрывают (в процентном соотношении практически в два раза24) своих конкурентов: общенациональных коммерческих вещателей — МТВ и ТВ 4, — подтверждая тезис о том, что телетекст — это неотъемлемая часть паблик сервис в нордическом блоке.

Поступила в редакцию 02.07.2008

24 MedieNotiser. Göteborg, 2008. N 1. P. 56—58. Например, на шведском телевидении этот показатель составляет 31% у СВТ и 16% у ТВ 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.