Научная статья на тему 'Специфика сетевой ориентации менеджмента'

Специфика сетевой ориентации менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / КОНВЕНЦИЯ / CONVENTION / КОНГРУЭНТНОСТЬ КОДА / CODE CONGRUENCY / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЙНЫЕ СЕТИ / SEMANTIC CONCEPTUAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бусалов Дмитрий Юрьевич

Рассматривается многообразие позиций о сущности менеджмента начала XXI в. в условиях ускоренного развития сетевой экономики и самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author describes various positions concerning the essence of management in the early 21st century in conditions of fast development of network economy and self-organization.

Текст научной работы на тему «Специфика сетевой ориентации менеджмента»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Канд. экон. наук Д. Ю. Бусалов

СПЕЦИФИКА СЕТЕВОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Рассматривается многообразие позиций о сущности менеджмента начала XXI в. в условиях ускоренного развития сетевой экономики и самоорганизации.

Ключевые слова и словосочетания: глобализация, конвенция, конгруэнтность кода, самоорганизация, семантические понятийные сети.

В настоящее время все чаще в теории и практике используются такие понятия, как сетевая организация, сетецентричность, самоорганизация и менеджмент. Глобализация ускорила процессы реализации соответствующих структур.

Фактически на стыке ХХ-ХХ1 вв. сложилось несколько направлений концептуально-методического противостояния так называемых парадигм управления, т. е. образцов постановки и решения проблем в социально-экономических системах. Противопоставляются две парадигмы: эволюции и так называемого историзма (мыслительные конструкции, схемы) строгому эмпиризму линейно-функционального развития и управления, т. е. диффузно-вирусному развитию бизнес-процессов. Одновременно утверждается появление нового качества, например, в координации. Констатируется двойственность понимания эволюции - либо последовательность простого обновления оргформ во времени, либо процесс их изменения, как во времени, так и в пространстве, т. е. схематически.

Приведем несколько примеров, характеризующих начало XXI в.:

1. В США 80% товаров выбрасывается сразу после использования, при этом до 99% исходных материалов, применяемых для их производства, превращаются в отходы через шесть недель после продажи.

2. На Западе цех или предприятия микроэлектроники считаются рентабельными, если в сутки выпускают один квадратный метр плат на каждого работающего (Россия отстает в 30 раз).

3. В США в 2008 г. было объявлено, что практически уже создан суперкомпьютер с производительностью одна тысяча триллионов операций в секунду. Это позволит США читать шифрограммы как «открытую книгу».

4. Согласно закону Мура, системы могут стать интегрированными, компактными, и более интеллектуальными.

Глобализацию как единый процесс определяют несколько направлений, в том числе актуальных для менеджмента, обоснованных ООН (Научно-исследовательский институт социального развития ООН -ЮНРИДС)1.

1. Преобладание рыночных сил в экономике, что усилило международные финансовые организации (МВФ и МБ).

2. Трансформация систем производства и рынка рабочей силы (промышленность все более основывается на небольших и гибких системах производства, а работники предпочитают перемещаться в обслуживающий сектор, в сферу услуг).

3. Быстрота технологического обновления в условиях компьютеризации управления и систем коммуникации оказывает определенное влияние на отношения внутри корпораций и фирм.

4. Революционные изменения в СМИ.

5. Распространение идеологии потребительства и т. д.

Базируясь на практике в менеджменте, результат отображается

следующим образом:

1. Сама парадигма.

2. Научная гипотеза (хотя имеются отдельные суждения о возможности концептуализации без выдвижения гипотез).

3. Системы методов реализации некоторой реальности и т. д.

По мнению О. Тоффлера2 и др., современное постиндустриальное общество есть в основном информационное общество, к основополагающим идеям которого наиболее приближаются «пучки контрактов» школы Коуза3. Здесь гипотезой современного (постиндустриального информационного) общества считают равносторонний треугольник интересов: одна вершина отождествляет будущее гражданское общество, другая - так называемый жизненный мир, третья - системный мир. Кроме того, существуют гипотезы о возможности моделирования предметной области менеджмента в виде равностороннего треугольника интересов госструктур, предпринимателей и наемных работников, а также «ромбом Пенроуза»4 при координации интересов и отношений с помощью менеджмента. Следовательно, второй основой научной гипотезы может стать модель предметной области постиндустриального ме-

1 См.: Тревоги мира. Социальные последствия глобализации мировых процессов : доклад ЮНРИДС. - М. : Ин-т энтологии и антрологии РАН, 1997.

2 См.: Тоффлер О. Футурошок. - СПб., 1997.

3 См.: Нуреев Р. М. Курс микроэкономики : учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М. : НОРМА, 2002.

4 См.: Никулин Л. Ф., Бусалов Д. Ю. Менеджмент : рабочая тетрадь. - Самара : Учебная литература, 2007.

неджмента в виде приведенного треугольника или ромба интересов клиентуры, отношения которой менеджмент призван координировать.

Если рассматривать внутренние отношения вне сетевого менеджмента, то этот факт можно назвать состоянием систем (в условиях коэволюции менеджмента и его клиентов в части обеспечения равных прав на существование)1. При том, что четкие границы систем невозможны, имеет место непрекращающаяся борьба за самые малые участки, в первую очередь с интервентами (из-за рубежа и торговых сетей). Именно в этих пограничных участках границы чаще всего проявляются в виде «изолированных точек» (что противоречит их реальной ресурсной самоорганизованной полупрозрачности). При этом угрозу представляют данные, изначально предназначенные для активизации алгоритмов, ответственных за нарушение привычного режима функционирования (из-за ультиматума агрессора). Здесь актуальной становится рефлексия.

Управляемый объект (клиент) не лишается воли, но принимает основания, предопределенные управляющей стороной (топ-менеджментом), т. е. имеет место попытка регламентировать эффект самоорганизации. Так, В. Лефевр2 ввел такие понятия, как «плацдарм», «стороны конфликта», «табло сознания», «операторы осознания», «социальная коммуникация». Налицо - явная сетецентричность взгляда, т. е. имеет место диалог, но лишь в рамках замкнутого пространства. Поэтому можно считать, что только семантические сети отношений позволяют решать конфликты, которые возникают в процессе внедрения инноваций (хотя мнения неоднозначны в условиях рефлексии):

а) конфликт имеет одно стабильное механистически устраняемое решение, т. е. неразрешимости нет;

б) конфликт есть (либо антагонизм с клиентами, либо системный самоорганизованный синергизм);

в) отсутствие конфликтов (синергетических или антагонистических) ведет к разрушению системы.

По Г. Бейтсону подразумевается, что наиболее эффективными являются те модели (образы), в которых взаимосвязи между элементами соответствуют взаимосвязям внутри системы элементов моделируемого явления (СЭС)3.

1 См.: Карташов В. А. Система систем. Очерки общей теории и морфологии. - М. : Прогресс-Актив, 1995. - С. 313-315.

2 См.: Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. - 3-е изд. - М. : Институт психологии РАН, 2000.

3 См.: Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. - СПб. : Питер, 2001. - С. 125, 127, 130, 131, 132.

Несмотря на то, что модели (образы), неконгруэнтные коду, могут быть полезными в отдельных ситуациях, сфера их применения и долговечность весьма ограничены.

Научная основа конвенционально-административного менеджмента может быть представлена в следующей интерпретации:

1. Многообразие видов проявления, в том числе в любых системах и структурах, на любых рабочих местах как естественный самоорганизованный процесс; внутрипонятийный процесс; межпонятийный процесс; системный процесс сетецентричности, а также:

- в новом качестве системо-сетецентричности (как синергетиче-ский эффект); феномена самоорганизации; непредсказуемого (с позиций прогноза и плана) явления; однонаправленного (воздействующего) целевого управления (регулирования); взаимодействия по интересам; легитимной сети по числу векторов саморазвития и системы в целом; теневой ресурсонесущей сети на основе постоянной самоорганизации;

- проявление в иерархиях: по должности (легитимно как линейно-функциональное руководящее управление); по доступу к теневому манипулированию ресурсами;

- в локальных сетях отношений: в узлах паутины и сети Пенро-уза как первичное линейно-функциональное руководство; в центре паутины (при учете сетецентричности системообразования как действия хозяина бизнес-процеса); во взаимодействии узлов между собой, в том числе теневом; при взаимодействии узлов с центром паутины (межпонятийное управление-менеджмент как носитель конвенциональности);

- на глобальном, национальном, корпоративном и других уровнях системообразования в узлах паутины и сети Пенроуза; в центре паутины глобального, национального и прочих масштабов; при взаимодействии узлов локальных фрагментов сети.

2. Понятийное многообразие: родовое понятие (Р) есть хозяева бизнес-процессов, линейно-функциональные руководители-администраторы и менеджеры; первичное понятие (П) есть линейно-функциональное (административное) руководство и его носители линейно-функциональные управленцы; видовое понятие (В) есть менеджмент и его институциональные (конвенциональные) носители.

3. Возможность векторной классификации (кластеризации) менеджмента (по тейлористскому, институциональному и виртуальному векторам с учетом ускоренно-инновационного дополнительного развития геномно-молекулярного порядка вещей).

4. Эффективность обоснования семантической силы понятийной идентификации: родового - через учет внутрипонятийных и межпонятийных отношений; первичного - через учет легитимных и теневых отношений; видового - через использование синергетики самоорганиза-

ции; системного - через плоское представление взаимодействия любых структур.

5. Ресурсная зависимость реального менеджмента: по векторам траекторного саморазвития и межпонятийным отношениям, в том числе сквозная - по инфоресурсам и первично-видовая - по полному ресурсному набору; по иерархии - родовые и первичные внутрипонятийные отношения - частично, видовые - полностью; по системе (семантической сети) - самоорганизованный горизонтальный результат с учетом теневых издержек.

Так, семантическая концепция конвенционально-административного менеджмента имеет следующую классификацию:

1. Менеджер организации как социально-экономической системы. По системе в целом и отдельным векторам траекторного развития обеспечивает решение административно-функциональных и прочих задач: целевое властное регулирование по вертикали иерархии и функциональное - по горизонтали; функциональное координирование межсетевых взаимодействий; активизацию иерархических структур через передачу функций и задач бизнес-структурам; использование теневых возможностей самоорганизации по манипулированию любыми ресурсами.

2. Менеджер системы управления организации. Как организационно структурированный топ-менеджер осуществляет линейно-функциональное руководство конкретной иерархией и системой межпонятийных отношений. Как функциональный менеджер выступает в роли исполнителя в иерархической структуре; координатора межпонятийных (межсетевых) отношений; координатора госкорпоративных структур, т. е. участвует в целевом регулировании функций и задач по аутсорсингу, представленных бизнесменами.

3. Менеджер - лидер самоорганизованных мягких систем. Представляется как лицо, принимающее решение по самопроизвольному манипулированию ресурсами при проявлении феномена синергетиче-ского эффекта; как целевой функциональный регулятор возможных проявлений эффекта.

4. Виртуал в условиях глобальной или корпоративной сетецен-тричности представляется при семантической идентификации в трех аспектах: как виртуальный хозяин бизнес-процесса (по своим реальным возможностям манипулирования ресурсами и отношениями с клиентами); «ключевой клиент»; целевой функциональный регулятор влияния сингулярного или синергетического эффектов.

5. Узел семантической сети конкретной системы межпонятийных отношений, идентичность которого по каждому из векторов развития обеспечивается следующими понятиями: родовым - при системном целевом проектном планировании и регулировании через информацион-

ные ресурсы; первичным - при целевом бизнес-проектном регулировании через информационные (неполные) ресурсы; видовым (в том числе формально-должностном, теневом) при исполнении конкретных функций, задач и т. д. (в условиях актуализации полного набора ресурсов и максимизации синергетического эффекта).

6. Неформальный теневой лидер в штатном составе конкретной иерархии. Характеризуется как интриган: психофизическое лицо, реально воздействующее на ресурсообеспечение конкретного бизнес-процесса. Идентичность проявляется как по вертикали каждого понятия (в пределах своей ресурсной внутрипонятийной компетенции), так и по горизонтали (согласно межпонятийным отношениям).

7. Сетевой менеджер в формате конкретной семантической модели предметной области менеджмента: при модели в форме равностороннего «корпоративного» треугольника интересов (узлов) в форме госструктур (участвующих в рыночном процессе), предпринимателей (ресурсоносителей в масштабе конкретного бизнес-процесса) и наемных работников - как лидер семантически идентифицируется как менеджер - координатор отношений, независимый от участников; при модели в форме так называемого «ромба (паркета) Пенроуза» лидер идентифицируется как внутренний (четвертый) узел интересов и межпонятийных отношений, что заметно повышает его эффективное координирующие воздействие.

Следовательно, семантическая концепция конвенционально-административного менеджмента в условиях роста угроз, рисков, неста-бильностей и, главное, феномена самоорганизации и синергетического эффекта должна базироваться на признании любой организации «пучком» контрактов в форматах некоторых конвенций о намерениях, мно-гоаспектности и многослойности лидерства как системы систем, неоднозначности его носителей-лидеров, учете временности отношений, их изменчивости и т. д.

Список литературы

1. Мумладзе Р. Г. Менеджмент : учебное пособие. - М. : Палео-тип, 2007.

2. Никулин Л. Ф, Бусалов Д. Ю. Менеджмент : рабочая тетрадь. -Самара : Учебная литература, 2007.

3. Никулин Л. Ф, Бусалов Д. Ю, Исаева К. В. Управление изменениями. - М. : Прима-пресс; Эксмо, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.