УДК 324
СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО КОНСАЛТИНГА НА ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЫНКА
© М. З. Файрушина
Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, 450008 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 40.
Тел./факс: +7 (34 7) 273 02 33.
E-mail: [email protected]
В статье с научной точки зрения исследуются особенности формирования и функционирования электорального консалтинга на этапе развития политического рынка, характеризующиеся институциональными преобразованиями, увеличением числа политических акторов, изменениями избирательных технологий, говорится о формировании профессионального сообщества, профессионализации и глобализации рынка электоральных услуг. Также обоснованы причины роста мелких консалтинговых PR-агентств на отечественном политическом рынке, связанные с появлением черных PR-технологий, проанализированы особенности интернациональной работы отечественных специалистов в зарубежных избирательных кампаниях.
Ключевые слова: электоральный консалтинг, политический рынок, субъекты избирательного процесса, профессиональные сообщества, избирательная кампания, профессионализация и интернационализация рынка электоральных услуг.
Электоральный консалтинг как вид деятельности по оказанию профессиональной помощи субъектам избирательного процесса с середины 90-х гг. XX в. вступил в новую фазу развития. Период с 1995 по 1999 год, именуется как «непродолжительный золотой век» отечественного электорального консалтинга. Специфика периода заключалась в изменении числа субъектов избирательных кампаний: увеличение числа субъектов избирательного процесса, рост новых консалтинговых агентств и политических консультантов, оказывающих услуги в период избирательных кампаний, видоизменении и активном использовании политических и избирательных технологий, заметно влияющих на электоральное сознание и поведение. Данные тенденции -это, прежде всего, результат институциональных нововведений (введение института выборности глав субъектов РФ, представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, принятие Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» [1] и т.д.). Таким образом, происходило расширение масштаба консалтинговой деятельности: услуги предоставлялись не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.
Особенность политического рынка на этапе развития заключается в росте числа участников избирательного процесса, насыщении рынка политическими товарами, следовательно, в увеличении спроса на консалтинговые услуги - обращения участников избирательных гонок к электоральным услугам.
На этапе развития политического рынка широкое распространение получили «черные РЯ-технологии», что связано, в первую очередь, с образованием мелких консалтинговых агентств. Активное внедрение «грязных избирательных технологий» на отечественном политическом рынке объ-
ясняется, с одной стороны, низким уровнем правовой культуры, с другой - отсутствием законодательной базы, регулирующей данный процесс как среди РЯ-агентств, так и среди политических консультантов. Как отмечает отечественный специалист О. П. Кудинов, «кандидаты и политические консультанты, применяющие подобные методы, уверены в своей безнаказанности, поскольку знают, что избирательные комиссии и суды не берут на себя смелость предпринимать какие-либо действия против лиц, применяющих подобные методы» [2, с 403]. К. В. Киселев, председатель Совета Уральской гильдии политических консультантов, ввел новое понятие «деструктивные избирательные технологии» - это технологии манипуляции как сознанием избирателя, так и результатами выборов. Смысл подобного деструктивного манипулирования заключается в его разрушительном воздействии на общество, порождающим политическую апатию, правовой нигилизм, разрушение имиджа избираемых лиц, институтов власти в целом» [3, с 121]. Наиболее точная трактовка политической манипуляции дана отечественным исследователем М. М. Кононовым, который определил политическое манипулирование как инструментарий латентного социального управления политическим сознанием и поведением граждан в целях принуждения их к выгодным для субъекта манипулирования действиям даже вопреки их собственным интересам [4, с 76]. Более подробно феномен абсентеизма и электоральной активности в современной России исследованы в работе А. В. Постригановой «Выборы как механизм легитимации государственной власти в современной России» [5, с 173]. Специалисты предлагают два способа эффективной борьбы с «черными избирательными технологиями». Первый метод состоит в придании им статуса «нелегальных», т.е. не соответствующих законодатель-
ству. Выполнение этой задачи потребует достаточно серьезных временных, интеллектуальных, финансовых и других затрат, большая часть которых будет потрачена на разработку практически «с нуля» законодательной базы абсолютно новой для России сферы общественных отношений. Второй способ заключается в «придании «грязным технологиям» статуса «нелегитимных», т. е. в отличие от «нелегальных», не соответствующих нормам и установкам более высокого морально-этического порядка» [6, с 42].
Об институционализации рынка электоральных услуг свидетельствовало образование профессиональных сообществ, объединяющих сеть консалтинговых агентств. В середине 1995 г. сформировалась «Ассоциация центров политического консультирования» (АЦПК) число членов которых росло из года в год. Так, в конце 2001 г. в неё входило 15 специализированных РЯ-агентств по предоставлению консалтинговых услуг как в бизнесе, так и в политике. Вслед за АЦПК спустя четыре года, в 1999 г., была образована Ассоциация ком-паний-консультантов в области связей с общественностью, к основным целям [7, с 148] которой относятся:
1) создание эффективного РЯ в России;
2) установление связей с международными и зарубежными сообществами в области связей с общественностью;
3) способствование подъему профессионального уровня российского рынка связей с общественностью.
Таким образом, постепенно «в политическом сообществе формируется мнение, что выборы - это высокоинтеллектуальная сфера деятельности, и работать здесь должны профессионалы» [2, с. 209].
В период с 1994 по 1999 год были внесены изменения, дополнения и приняты ряд новых нормативно-правовых актов, регулирующих выборы представителей в законодательные и исполнительные органы власти на всех уровнях: ФЗ от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ФЗ от 21 апреля 1995 г. «О выборах Президента РФ», ФЗ от 21 июня 1995 г. «О выборах депутата РФ», ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и другие.
Так, ФЗ-№56 от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» наделял избирательным правом граждан, возможностью их голосования, свободой выбора. Отечественные специалисты в области избирательного законодательства придавали огромное значение этому нормативному документу. Они отмечали, что этот закон стал первым звеном в системе
нового избирательного законодательства и во многом определил вектор его развития на последующие годы. Закон имел прямое действие и в дальнейшем активно использовался для судебной защиты избирательных прав в случае их нарушения в региональном законодательстве [8, с. 86].
С середины 1995 г. рынок электорального консалтинга в силу институциональных преобразований смещается на региональный уровень. Существенное нововведение - это выборность глав субъектов Российской Федерации, первые выборы которых состоялись в 1991 г. Выборы глав субъектов Российской Федерации проводились ежегодно и к середине 90-х гг. достигли своего апогея. Так, «основная избирательная кампания проходила в 19951997 г. г., когда были избраны руководители органов исполнительной власти 77 субъектов Российской Федерации» [9, с. 113].
Начиная с 1997 г. рынок электоральных услуг трансформируется в особую сферу бизнеса, отделившись от научной и академической среды.
Профессионализации деятельности, обмену опытом, решению сложных информационных и технологических проблем в ходе проведения избирательной кампании и поиску новых путей, методов и технологий работы на рынке электоральных услуг способствовали ежегодные конференции. Так, начиная с 1999 г. стала традиционной международная научно-практическая конференция «Избирательные технологии: теория и практика». Участниками мероприятия (руководители и специалисты ведущих отечественных консалтинговых агентств, РЯ-фирм, аналитики по вопросам избирательного права, эксперты в области политических коммуникаций и избирательных технологий) обсуждались вопросы функционирования электорального консалтинга на политическом рынке: использования новых специализированных технологий ведения предвыборной борьбы, особенностей и тенденций развития рынка электоральных услуг, управления политическим имиджем и политическим брендом, ресурсами избирательных кампаний, специфики использования экспорта российских выборных технологий, методов и инструмента гармонизации социально-политической обстановки на территории страны, анализа и прогнозирования будущих избирательных кампаний, новых тенденций в развитии рынка электоральных услуг в условиях глобального экономического кризиса и многих других. С позитивной точки зрения оценил развитие рынка электоральных услуг кремлевский политтехнолог С. А. Марков: «Россия прошла огромный путь выборных кампаний, что сделало российских специалистов по выборам одними из самых опытных в мире. На президентских выборах на Украине в 1999 г. мы могли воочию наблюдать мощь мифа о российских имиджмейкерах как о людях, конечно абсолютно беспринципных, морально полностью раскованных. Но высокопрофессиональных и поэтому абсолютно незаменимых. Во время визита
нашей делегации... на президентскую кампанию в Южную Корею я мог воочию убедиться, насколько высок уровень наших специалистов по выборам по сравнению с другими. Этому способствует и серия перманентных выборов, и высокий уровень общего гуманитарного образования» [10].
Профессионализация сферы деятельности породила феномен интернационализации электоральных услуг - «выход политических консультантов за пределы национальных границ» [11, с. 223], выезд политических консультантов в зарубежные страны с целью обмена и приобретения опыта и знаний, знакомства с национальными особенностями страны, спецификой ведения избирательной кампании, приобщения к профессиональному сообществу, установлению конструктивного диалога как с зарубежными коллегами, так и с потенциальными «заказчиками». Так, отечественные консалтинговые фирмы и агентства, созданные в начале 90-х г. г. XX в., провели более 300 успешных избирательных кампаний различного уровня на территории России, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Одна из старейших консалтинговых групп «Никколо М» в течение 10 лет пребывания на политическом рынке осуществила более 200 избирательных, РЯ и медиакампаний на территории России, стран ближнего и дальнего зарубежья [12]; крупнейшая российская консалтинговая кампания «ИМИДЖ-Контакт» (1ССО), основанная в 1989 г., за указанный период успешно организовала и провела «более 400 кампаний федерального и регионального уровней в 70 регионах России, в странах СНГ и за рубежом; избрано более 300 президентов, губернаторов, мэров, депутатов» [13]. Начиная с 1993 г. экспертами агентства «РК01ес1» были «проведены десятки избирательных кампаний и исследовательских проектов, связанных с экспертизой предвыборной ситуации в регионах России, странах СНГ и дальнего зарубежья» [14]; консалтинговой группой «Старая площадь» [15] за этот же период осуществлено более 300 избирательных кампаний, в том числе:
- президентские выборы (14);
- парламентские выборы (22);
- выборы губернаторов (46);
- выборы мэров городов (79);
- выборы депутатов законодательных органов регионов (57);
- выборы депутатов законодательных органов городов (84).
Центр политических технологий [16], созданный в 1991 г., принимал активное участие во всех общенациональных избирательных кампаниях: выборах Президента РФ (1996, 2000, 2005, 2008), выборах в Государственную думу (1993, 1995, 1999, 2003, 2007), в большинстве кампаний субъектов Федерации, а также в ряде кампаний ближнего зарубежья.
Говоря о феномене интернационализации политического консалтинга, сошлемся на результаты
экспертного опроса 40 российских политконсуль-тантов, имеющих опыт работы за рубежом. Опрос проводился в марте-апреле 2004 г. коллективом Международного института политической экспертизы (МИПЭ) в сотрудничестве с аналитическим агентством «Нью Имидж».
Отмечается, что география деятельности российских политических консультантов охватила 27 стран: в среднем один эксперт работал в 3-4 странах. В процентном соотношении наибольшее количество проводимых избирательных кампаний российскими политическими консультантами относятся к двум странам СНГ - Украина (80.0%) и Казахстан (63.3%), что объясняется схожими политическими системами и избирательными правилами, налаженными связями между политиками и спе-циалистами-консультантами. Согласно опросу, отечественных политических консультантов привлекают в качестве специалистов по разработке стратегий и тактики кампании - 83.3%; для решения общих вопросов - 66.7% (проведение тренингов местных консультантов, формирование списка проблем кампании (agenda), общий консалтинг; работали непосредственно с клиентом 53.3%; занимались организационными вопросами - 46.7%; участвовали в зарубежных кампаниях в качестве аналитиков при проведении опросов и исследований 40%; участвовали в создании рекламы 33.3%) [17].
Все консультанты отметили, что работа в зарубежных проектах дает огромный прикладной опыт и расширяет кругозор. Фактически каждый политический консультант стремится к тому, чтобы поучаствовать в кампаниях за рубежом если не в качестве специалиста, то наблюдателя. Согласно результатам опроса МИПЭ, российских консультантов приглашают в зарубежные избирательные кампании в связи с отсутствием достаточного количества профессионалов на местах; для привлечения и использования зарубежного технологического опыта, его расширения; наличия у зарубежных консультантов свежего (внесистемного) взгляда; в силу отсутствия привязанностей и включенности в элитные группы; пиетета перед иностранными специалистами из более развитых стран; в повышении престижности кампании; для демонстрации поддержки страны, которую они представляют, и расширения контактов с зарубежными СМИ.
К сложностям и проблемам, с которыми сталкиваются приглашенные российские политические консультанты, относятся: восприятие российских консультантов как агентов Кремля (такой точки зрения придерживаются в Украине и Грузии, Казахстане и Молдове); существование языкового барьера, проявляющееся в ходе создания агитационных текстов, слоганов, роликов и др.; законодательные ограничения; противостояние местных властей вплоть до угрозы жизни (Казахстан и Туркменистан) или изымании компьютеров (Грузия); противодействие местных консультантов.
Таким образом, интернационализация электорального консультирования открыла возможность не только для профессионального и личностного роста политических консультантов, обмена прикладным опытом, технологиями и методами ведения предвыборной борьбы, но также помогла установить и укрепить прочные связи с зарубежными консалтинговыми фирмами и партнерами.
С интернационализацией деятельности неразрывно связано явление глобализации, о чем свидетельствует факт становления электорального консалтинга как профессии «с мировым именем». В качестве примера удачной зарубежной экспансии приводится российская фирма «Николло М», прочно удерживающая свои позиции на мировом рынке политических услуг вот уже в течение 20 лет (образована в 1989 г.; основатели - И. Минтусов, Е. Егорова-Гантман), которой были проведены избирательные кампании во многих зарубежных странах, таких как Венесуэла, Грузия, Латвия, Монголия и т.п.
Как уже отмечалось, период, именуемый как «непродолжительный золотой век» отечественного электорального консалтинга, по замечанию
В. Э. Гончарова [18, с. 192], сменился серьезным откатом, вызванный несколькими обстоятельствами. С одной стороны, в связи с отменой губернаторских выборов, переходом к пропорциональной системе и в связи с реформой партийного законодательства сократился рынок электорального консультирования. С другой, произошел переход от преимущественно внешнего консультирования к внутреннему, когда крупные корпорации и политические партии предпочитают иметь постоянных специалистов в собственном штате. Кроме того, в начале тысячелетия, по мнению автора, изменилась роль политтехнологов в политическом процессе современной России. Так, «в современной России сформировался сектор политтехнологической поддержки авторитарного режима, включающий в себя как отдельных специалистов, так и особые институты (агентства политического консультирования, экспертные центры и т. п.). К настоящему моменту медиаполиттехнологи стали частью «силового аппарата власти» в самом прямом смысле слова». Таким образом, специфика электорального консалтинга на этапе развития политического рынка заключалась в увеличении числа участников избирательного процесса, образовании новых консалтинговых агентств, ориентированных на предоставление услуг в период избирательных кампаний, совершенствовании методов позиционирования политического лидера на политическом рынке, технологий воздействия на сознание и выбор изби-
рателя, профессионализации, интернационализации и глобализации рынка электоральных услуг за счет выхода политических консультантов за пределы национальных границ, образования профессиональных структур, объединяющих в себе несколько консалтинговых фирм и ориентированных на дальнейшее сплочение и профессионализацию рынка электоральных услуг, становление и развитие научной школы политического консалтинга.
ЛИТЕРАТУРА
1. ФЗ-№56 от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».
2. Кудинов О. П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. Калининград: Янтарный сказ, 2010. С. 403.
3. Выборы депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации. В вопросах и ответах / Под ред. Д. В. Нежданова, Д. А. Сударушкина. СПб.: Питер, 2003. С.121.
4. Кононов М. Современные информационно-политические технологии в российском избирательном процессе // Власть. №7. 2008. С. 76.
5. Постриганова А. В. Выборы как механизм легитимации государственной власти в современной России»: дис...канд. полит. наук. М., 2007. С. 173.
6. Тучков С. М. К вопросу о законодательном регулировании некоторых аспектов применения технологий паблик ри-лейшнз в государственном управлении и политических кампаниях // Вестник 2001. МГУ. Серия 12. №4. С. 42.
7. Доскова И. С. РиЬНс relations: теория и практика. М.: Альфа-Пресс, 2004. C. 148.
8. Иванченко А. В., Любарев А. Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / А. В. Любарев, А. Е. Иванченко. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 86.
9. Выборы в Российской Федерации. М.: ВЭЛТИ, 1998. С. 113.
10. Предисловие к книге Малкина Е., Сучкова Е. Основы избирательных технологий и партийного строительства. М.: Русская панорама, 2003.
11. Соловьев А. И. Глобальное управление: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. И. Соловьева. М.: ИНФРА-М, 2007. С.223.
12. ЦПК «Николло М»: [сайт]. Режим доступа:
http://www.nikkolom.ru/centr_0.htm (дата просмотра: 16.08.2010 г.)
13. Консалтинговая группа «Имидж-Контакт»: [сайт]. Режим
доступа: http://www.image-contact.ru/ru/about/iccg/ (дата
просмотра: 16.08.2010 г.)
14. РЯОтект consalting group: [сайт]. Режим доступа:
http://www.protektgroup.ru/service/politcons.htm (дата просмотра: 18.08.2010 г.)
15. Консалтинговая группа «Старая площадь: [сайт]. Режим доступа:http://www.pr-sp.ru/main/services/ politconsulting.html (дата просмотра: 18.08.2010 г.)
16. Центр политических технологий. Режим доступа: http://www.cpt.ru/ (дата просмотра: 21.11.10)
17. Режим доступа: http://www.stratagema.org/ search.php. Дата просмотра: 22.08.08 г.
18. Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование. СПб.: ИВЭСЭП. Знание, 2007. С. 192.
Поступила в редакцию 21.12.2010 г.