Научная статья на тему 'Переориентация российского политического PR-менеджмента на бизнес-клиентов'

Переориентация российского политического PR-менеджмента на бизнес-клиентов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
559
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / POLITICAL CONSULTING / PR-МЕНЕДЖМЕНТ / PR-MANAGEMENT / БИЗНЕС-КЛИЕНТЫ / BUSINESS CUSTOMERS / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНСЬЮМЕРИЗАЦИЯ / POLITICAL CONSUMERIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федорченко Л.В., Федорченко С.Н.

В статье рассмотрены причины переориентации российского политического PR-менеджмента на бизнес-клиентов. PR-менеджмент проанализирован исходя из авторской гипотезы о консьюмеризации института отечественных политических консультантов, подразумевающей коммерциализацию деятельности менеджеров. Проведённое исследование позволяет выявить основные тренды развития российского политического консалтинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reorientation of the Russian political PR management for business customers

The article examines the causes of the Russian PR-management political reorientation at business customers. PR-management is analyzed on the basis of the author''s hypothesis about the consumerization of domestic policy advisers Institute, implying commercialization of managers activities. The study enables us to identify the main trends of the Russian political consulting.

Текст научной работы на тему «Переориентация российского политического PR-менеджмента на бизнес-клиентов»

людьми, их играми), именно в этом ракурсе соотносятся с современными проблемами исторической науки, обогащая методологический арсенал и ценностный компонент гуманитарного знания.

Литература

1. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

2. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992.

3. Семенов Ю.И. Философии истории. М., 2003.

4. Фукуяма Ф. Конец истории? // Кимелов Ю.А. Философия истории: Антология. М., 1994.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М., 2004.

6. Мидоуз Д., Мидоуз Д., Рандерс И. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее // Новая индустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

Переориентация российского политического PR-менеджмента

на бизнес-клиентов

Федорченко Л.В., к.полит.н. доц. Федорченко С.Н.

Университет машиностроения s.n.fedorchenko@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены причины переориентации российского политического PR-менеджмента на бизнес-клиентов. PR-менеджмент проанализирован исходя из авторской гипотезы о консьюмеризации института отечественных политических консультантов, подразумевающей коммерциализацию деятельности менеджеров. Проведённое исследование позволяет выявить основные тренды развития российского политического консалтинга.

Ключевые слова: политический консалтинг, PR-менеджмент, бизнес-клиенты, политическая консьюмеризация

Введение

Известным частным рынком политико-консультационных услуг, помимо GR, является политический PR-менеджмент. Политический PR (от англ. Public Relations - связи с общественностью) - это совокупность технологий, способствующих созданию стереотипов и распространению их путём рекламы и масс-медиа в сознании целевых групп людей с целью формирования доверия к политику и увеличения его рейтинга [3]. В отличие от GR-специалистов, сосредоточенных на взаимодействии бизнеса и власти, PR-менеджеры больше уделяют внимания проведению избирательных кампаний. PR-компании также нацелены на создание имиджа политиков [9], бренда государств, политических партий, общественных организаций, движений и ведомств.

Процесс консьюмеризации частного сегмента российского PR-менеджмента проявляется во многих результатах - происходит дальнейшая институционализация, профессиональная дифференциация, технологизация политконсалтинговой деятельности. Между тем, частный российский PR-менеджмент ощутимей испытывает коммерциализацию своей сферы, сосредотачиваясь не на политических, а на бизнес-клиентах.

Современные российские PR-кампании, предлагающие различные услуги в сфере политического консультирования, больше переориентируются на клиентов из сферы бизнеса, что способствует консьюмеризации отрасли. Этому явлению есть несколько причин.

Анализ развития отечественного PR-менеджмента Свой расцвет PR-сегмент рынка политического консультирования в России уже пережил. Это связано, прежде всего, с общим цикличным развитием российского института политического консультирования. Первая крупная активизация российских политико-консалтинговых фирм, в том числе, специализирующихся на политическом PR, была в 1993 г. Тогда работали такие политико-консалтинговые организации, как «Никколо М», Ассоциа-

ция политического консалтинга Нике, Ассоциация политических наук и др.

Однако после окончания выборной кампании этого года российский рынок политического РЯ пережил первый свой кризис из-за падения спроса на политтехнологические услуги. Когда каждый кандидат, всерьёз претендующий на победу, стал обращаться к услугам консультантов, их эффективность закономерно сократилась. В итоге количество проигранных политическими консультантами кампаний значительно превысило число выигранных. Причина проста - какими бы изощрёнными политическими технологиями консультанты не пользовались, победить на выборах мог лишь один из кандидатов. С этого периода политический консалтинг начал превращаться в необходимый, но недостаточный для полноценного успеха элемент избирательной кампании. Схожие процессы были и в странах западных демократий [2].

Большому количеству политических консультантов пришлось искать новые места работы. Так, часть политтехнологов перешли в аналитические центры Государственной Думы и Совета Федерации, другие, например, М. Урнов (работал в Центре политических технологий), Л. Смирнов, Э. Паин и др., ушли на государственную службу, став чиновниками.

С 1995 г. начался временный бум российского политического консалтинга. Но здесь появившаяся политическая консьюмеризация стала проявляться в том, что политико-консалтинговые фирмы стремились взять под свой контроль представители крупного бизнеса. Например, Центр стратегического анализа и прогноза попал под влияние ОАО «Газпром» и Тверьуниверсалбанка. Ассоциацию политического консалтинга Нике финансировали нефтегазовые компании. Других политических консультантов субсидировали Онексимбанк, Мост-банк и концерн Гермес и т.п. [11]

Тем не менее, после президентских выборов 1999 г. российский рынок политико-консалтинговых услуг больше структурировался. Заказчики стали более разборчивыми в выборе политико-консалтинговых услуг [5].

Другая причина начавшейся консьюмеризации сегмента отечественного политического РЯ кроется в увеличении роли внутрипартийных консультантов [8]. Дело в том, что нанять частного политического консультанта - довольно затратная процедура. Поэтому руководство российских политических партий стало всё больше отдавать предпочтение внутрикорпоративным политическим консультантам.

Российский политический рынок консалтинга к началу 2000-х гг. окончательно структурировался. Консьюмеризация российского политического консалтинга усилилась не только из-за того, что были отменены выборы губернаторов, но и по той причине, что сложившаяся комбинация государственного и партийного финансирования избирательных кампаний способствовала усилению роли внутрикорпоративного политического консалтинга в ущерб частному.

Переориентация заказчиков на внутрикорпоративный консалтинг произошла и из-за того, что, в отличие от 1990-х гг., в 2000-х гг. из сферы публичной интриги постепенно ушла актуальная политика. При этом решение политических вопросов переместилось в область аппаратных процедур. Частные политические консультанты потеряли прежний простор для политтехнологических манёвров.

Итогом вышеназванных причин стал серьёзный кризис частного российского политического консалтинга. Поэтому частные российские политико-консалтинговые кампании, работающие в сфере политического РЯ, стали переориентироваться на дополнительные источники доходов, создавая новую клиентскую базу в сфере бизнес-услуг. В настоящее время этот процесс является отличительным маркером консьюмеризации института российских политических консультантов. Проанализируем это на примере переориентации российских РЯ-компаний с политических на бизнес-клиентов.

Агентство стратегических коммуникаций «Никколо М» является наглядным примером консьюмеризации российской политико-консалтинговой отрасли в современной России. Крупнейшими политическими компаниями в России, где участвовали РЯ-консультанты из

этой фирмы, были парламентские выборы 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007 гг. В период президентской предвыборной кампании 1996 г. руководители «Никколо М» И. Минтусов и Е. Егорова были личными консультантами по имиджу Б.Н. Ельцина. Позже, в 1997-1998 гг. фирма проводила ряд кампаний по поддержке мероприятий ЦБ РФ по деноминации рубля и консультировала его по созданию и продвижению имиджа. В 2000 и 2004 гг. во время президентской кампании консультанты работали в штабе В.В. Путина.

Между тем, сужение спроса на российском рынке политического консультирования заставило компанию больше консьюмеризировать свою профессиональную деятельность, проникая на политические рынки других стран. Так, уже в 1994 г. «Никколо М» принимал участие в президентской кампании в Белоруссии. В 1996 г. консультанты фирмы работали на парламентской кампании в Польше. Знаковым является тот факт, что в 1997 г. фирма создала своё Балтийское отделение в Латвии под руководством Е. Екатериничевой. Сотрудники фирмы в этом же году принимали участие в президентской компании в Республике Корея, а в 1998 г. работали в качестве консультантов в предвыборном штабе кандидата в президенты Венесуэлы У. Чавеса [4].

В 1998 г. И. Минтусов консультировал депутатов Конгресса США от штатов Коннектикут и Флорида по приглашению Демократической партии. Представительство «Никколо М - Грузия» было создано в 2001 г., в этом же году работники фирмы консультировали штаб кандидата в президенты Никарагуа. В 2002 г. консалтинг проводился во время президентской кампании в Литве. Специалисты «Николо М» гордятся своим участием в президентской избирательной гонке 2001 г. в Монголии, где кампанию основного соперника их кандидата вели американские политические консультанты из Международного республиканского института. В 2005 г. сотрудники фирмы также принимали участие в монгольской президентской кампании в Монголии, а в 2004 и 2008 гг. работали в этой же стране во время парламентских кампаний.

В 2004 г. Е. Егорова становится личным консультантом В. Ющенко во время президентской кампании на Украине. В то же самое время в кампании кандидата на пост президента Украины В. Ющенко участвовала американская PR-компания «Rock Creek Creative», отвечавшая за освещение выборов в благоприятном для Ющенко ключе в западных СМИ [1]. Иными словами, политическая консьюмеризация предполагает и конкуренцию среди полит-консультантов. При этом в 2002, 2003 и 2007 г. «Никколо М» работал во время украинских парламентских кампаний. В 1998 и 2010 гг. консультанты этой компании участвовали на выборах в Сейм Латвии.

Наиболее активная консьюмеризация «Никколо М» началась в 1996 г., когда фирма стала оказывать PR-услуги клиентам из бизнеса на российском и зарубежном рынках. Так, в 1999 г. в качестве дочерней фирмы открылось рекламное агентство «Никколо Медиа» во главе с Г. Гамбашидзе. В 2001 г. компанией создаётся «Никколо Финанс». Центр предлагает услуги в вопросах финансирования предвыборных кампаний и социально-экономических проектах по развитию регионов и предприятий. В 2003 г. консультанты фирмы провели информационное обеспечение урегулирования конфликта французского банка «Credit Agricole» и российского «Национального резервного банка».

Затем, в 2005-2007 гг. «Никколо М» осуществляла ряд проектов по информационному сопровождению деятельности Российского союза автостраховщиков. Параллельно, в этот же период, фирма вела аналитическую, информационную, консультативную работу для ОАО «Газпром» свыше 15 российских регионов. В 2007-2008 гг. сотрудники фирмы организовали PR-кампанию «Тольятти, вперед!».

Стремительная консьюмеризация старейшей российской PR-кампании обусловлена фактором конкуренции и выживания на политико-консалтинговом рынке. Российский политолог Д. Орешкин считает, что «Никколо М» потеряло значительное количество своих по-литтехнологических заказов в России после того, как выпустило книгу «Преступления без наказания» о махинациях российской власти на выборах [10].

Другой пример консьюмеризации политико-консалтингового сегмента российского рынка виден в профессиональной деятельности Консалтинговой группы «Имидж-Контакт». Эта фирма специализируется в области психологического, политического и организационного консалтинга, лоббизма, интегрированных маркетинговых коммуникаций и исследований. Основателем и президентом является А.П. Ситников, пришедший в бизнес из прикладной социальной психологии. Генеральный директор - В.И. Гафт, директор - М.И. Омский. Компания была основана в 1989 г. За этот период специалистами КГ «Имидж-Контакт» успешно проведено более 300 избирательных кампаний федерального и регионального уровней в 70 регионах России, в странах СНГ и за рубежом; избрано более 250 президентов, губернаторов, мэров, депутатов; реализовано 350 проектов в области корпоративного и кризисного РЯ [15]. В 2006 г. «Имидж-Контакт» сотрудничал с В. Ющенко, в 2007 г. - с Ю. Тимошенко.

Примерами политико-консалтинговой деятельности фирмы является работа её специалистов во время парламентских выборов в 1995 г. на партию «Наш дом - Россия», во время парламентских выборов в 1999 г. - поддержка партии «Единство».

«Имидж-Контакт», как в своё время и «Никколо М», стал больше консьюмеризировать свою деятельность, выйдя на иностранные политические рынки. К примеру, в 1999 г. компания приняла участие в парламентских выборах в Грузии, а в 2000, 2003 и 2008 гг. работала на грузинских президентских выборах. В 2004 г. фирма занималась консалтингом в период муниципальных выборов в Молдавии, в этом же году работники организации принимали участие в президентской кампании в Македонии.

Происходило активное проникновение на украинский политический рынок. Так, в 1999 и 2004 гг. фирма проводила консалтинговую деятельность во время президентских кампаний, а в 2007 г. - работала здесь же во время парламентских выборов. Как и «Никколо М», сотрудники «Имидж-контакта» проникают на политический рынок Монголии и в 2008 г. участвуют в парламентских выборах.

Однако, современный «Имидж-Контакт» начинает создавать альтернативную клиентскую базу в сфере предоставления сопутствующих коммерческих услуг, не связанных с политико-консалтинговой деятельностью. К примеру, фирма предлагает разработку и продвижение интернет-сайтов, занимается издательской деятельностью, социально-психологическими тренингами и семинарами, а также маркетинговыми исследованиями [6].

Знаковым проявлением консьюмеризации деятельности фирмы стало создание в 2008 г. в рамках организации самостоятельного подразделения «Имидж-Контакт Аудит», которое стало заниматься правовой и аудиторской организацией деятельности российских предприятий малого и среднего бизнеса, предлагая услуги бухгалтерского, налогового, правого и кадрового аудита. Кроме того, это подразделение кампании осуществляет судебную и арбитражную работу, судебную экспертизу, учётную политику предприятий, налоговое планирование, реинжиниринг бизнес-процессов.

Консалтинговая группа «Старая Площадь» изначально специализировалась на политической РЯ-поддержке избирательных компаний. Президент консалтинговой группы - С. Колосова, Председатель Совета Директоров «Старой Площади» - В. Павлов.

Данная организация в 1993-1996 гг. участвовала во время выборов в Государственную Думу РФ, консультировала партии «Демократический выбор России» и «Наш дом - Россия», а также работала в избирательном штабе Б.Н. Ельцина во время президентской гонки. За период 1999-2000 гг. специалисты «Старой Площади» участвовали в партстроительстве «Единства», работали во время президентской кампании в штабе В.В. Путина, в период 2003-2011 гг. во время парламентских кампаний консультировали партию «Единая Россия», поддерживали президентскую кампанию Д.А. Медведева. В 2012 г. политические консультанты «Старой Площади» оказывали профессиональную помощь избирательному штабу В.В. Путина во время президентских выборов.

Тем не менее, в последнее время компания усиленно консьюмеризирует свою деятельность, предлагая не только политико-консалтинговые, но и другие коммерческие услуги.

Так, среди предлагаемых услуг фирмы значится аналитический мониторинг PR-активности частных компаний и их конкурентов, управление информацией фирм, формирование общественного мнения, организация и реализация информационных поводов, событийный менеджмент. Есть отдельный пакет услуг бизнес-консалтинга, где предлагается помощь в осуществлении роста продаж, увеличении прибыли, повышении качества обслуживания, разработки ключевых показателей эффективности (KPI), формировании стандартов бизнеса, управлении бизнес-проектами, выявлении «проблемных зон», разработки и внедрении программы оптимизации бизнеса. Кроме того, сотрудники «Старой Площади» осуществляют продвижение позитивного образа регионов, разрабатывают и внедряют брендинг организаций и многое другое [14].

«Консалтинговая группа Егоров, Ерофеев, Кашицын» (E.E.K. Consulting group) с конца 1990-х гг. начала активно завоёвывать региональные политические рынки России. Так, в опыте её деятельности было участие в выборах в Государственную Думу РФ 1999, 2003 и 2005 гг. и в выборах губернатора Московской области 1999 г. В 2000 г. проводились выборы главы администрации Архангельской области, главы администрации МО «г. Нарьян-Мар», мэра города Орск. В 2001 г. данной организацией были проведены избирательные кампании главы администрации Ненецкого АО, главы города Сочи, губернатора Тюменской области, главы Республики Коми, губернатора Тульской области и выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края. В 2002 г. - участие в выборах президента РСО-Алания, главы администрации Липецкой области. 2003 г. - это выборы губернатора Магаданской области и губернатора Омской области. В 2004 г. - выборы мэра города Магадан, в 2005 г. -работники фирмы принимают участие во время выборов депутатов Собрания депутатов Ненецкого АО, главы администрации Ненецкого АО, депутатов Эл-Курултай Республики Алтай, глав муниципальных образований и депутатов Советов муниципальных образований в Московской области. В 2006 г. - выборы главы г. Бийска Алтайского края, главы г. Щёлково Московской области.

Консьюмеризация деятельности компании проявилась и в её проникновении на иностранные политические рынки. Так, в 2002 г. консультанты фирмы участвовали во время избирательной кампании в Верховную Раду Украины по одномандатным округам, выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым. В 2004 г. компания проводила юридическую оценку ситуации в связи с предстоящими выборами парламента и президента Киргизии.

«Консалтинговая группа Егоров, Ерофеев, Кашицын» осуществляет политтехнологиче-ское консультирование с расценкой 5000 руб./час. Стоимость одного отчёта по мониторингу и аудиту работы избирательных штабов начинается с 300000 руб.

Характер консьюмеризации фирмы проявляется и в том, что она расширяет предложение юридического спектра услуг. Так, правовое сопровождение избирательной кампании при цене от 260000 руб./месяц, проводит обучение наблюдателей и членов комиссии от 90000 руб./месяц, осуществляет юридический мониторинг деятельности политических конкурентов за 90000 руб./месяц за один одномандатный избирательный округ. Фирма также предлагает услуги рассмотрения судебного дела в двух инстанциях от 150000 руб. Правовая экспертиза одного массового партийного мероприятия стоит от 90000 руб.

Кроме того, консьюмеризация компании видна и на примере других её коммерческих услуг. К примеру, сотрудники фирмы оказывают разовую юридическую консультацию частным компаниям, защищают интересы частных заказчиков в суде, осуществляют консалтинг в уголовном судопроизводстве. Защищают интересы клиентов при осуществлении государственными или муниципальными органами своих полномочий, помогают в государственной регистрации организаций. Также фирма проводит социологические и маркетинговые исследования [12].

ЗАО «Компания Развития Общественных Связей» («КРОС») работает на российском политическом рынке PR с 1997 г. Её основатель и руководитель - С. Зверев был участником

реформаторской экономической программы «500 дней», стоял у истоков создания телеканала НТВ [7].

Например, с апреля 2006 г. по декабрь 2008 г. по заказу Федерального агентства по физической культуре и спорту «КРОС» участвовала в информационно-пропагандистской поддержке Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Были проведены конкурсы, выставка и велоэстафе-та. В 2008 г. компания осуществляла информационное обеспечение деятельности Фонда социального страхования РФ. Тогда фирма стимулировала масс-медиа всех уровней и видов к деятельному участию в процессе общественного и экспертного контроля реализации программ Фонда, а также за выбором целевых групп подобных программ.

В настоящее время организация проникла на иностранные политические рынки, активно консьюмеризируя спектр своих услуг. К примеру, «КРОС» долгое время консультировала Министерство культуры и туризма Турции во время реализации РЯ-кампании по формированию и поддержанию благоприятного имиджа Турции в российском туристическом сегменте и интеграции турецких традиций в российскую культуру. Кроме того, фирма осуществляла РЯ-проект «Имидж Республики Казахстан в странах СНГ», в ходе которого было организовано 9 пресс-туров журналистов из России и других стран СНГ в страну-заказчицу. Проводились съёмки фильмов, издание серии книг о Казахстане и т.п.

В настоящее время российская РЯ-компания расширяет свою деятельность. Важнейшим доказательством консьюмеризации фирмы является её сотрудничество с бизнес-клиентами. Так, в 2007-2008 гг. компания проводила РЯ-сопровождение деятельности ОАО «Россельхозбанк», в результате чего отмечался рост информированности целевых аудиторий о ключевом участии банка в государственных программах, нацеленных на поддержку российского сельского хозяйства.

Также компания проводила РЯ-сопровождение для сети турецких отелей ЬуЫаОгоир с целью укрепления её имиджа на российском рынке. В итоге с мая 2008 г. по февраль 2009 г. число упоминаний о турецкой сети отелей в масс-медиа дошло до 95 материалов. В 2003 г. «КРОС» проводил коммерческую акцию-праздник «День рождения "Агуши"» для компании '^тт-БШ-Бапп.

Консалтинговый центр «Площадь круга» с 1998 г. занимается организацией избирательных компаний, выстраиванием репутации фирм, разработкой кризисного консультирования, социологическими и маркетинговыми исследованиями. Директором данной организации является М.Ю. Гнусина, креативным директором - В.Б. Пегушина. В основном компания сосредоточилась на политическом рынке Пермского края.

Так, в арсенале организации значатся выборы в Государственную Думу 1999 г., выборы губернатора Пермской области 2000 г., избирательная кампания во время выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области 2001 г., РЯ-сопровождение референдума по вопросу объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО 2003 г., президентские выборы 2004 г., выборы глав местного самоуправления Пермской области (г. Кунгур, Нытвен-ский район, Березовский район, г. Губаха, Еловский район) и депутатов Городских Дум (г. Пермь, г. Губаха, г. Березники) 2004 г., выборы депутатов Государственной Думы РФ 2007 г., выборы депутатов Пермской Городской Думы и выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края 2011 г. и др.

Между тем, «Площадь круга», как и другие российские РЯ-компании, активно консью-меризирует свою деятельность, оказывая услуги и в сфере коммерческого сегмента. Так, фирма оказывала РЯ-консультации для ЗАО «Пермский автоцентр "КАМАЗ"» в 2009 г., в следующем году ею разрабатывалась антикризисная программа для ООО «Организация строительного производства», оказывалась консультационная помощь в сфере РЯ для ЗАО «Славянский банк», создавалась РЯ-концепция для компании «Сапропель». В 2011 г. разрабатывался проект по повышению клиентской лояльности для группы компаний МТС ЗАО «Комстар-Регионы», осуществлялся консалтинг для строительной компании «Классик» и др.

ÏÏ3T

Коммуникационный Холдинг Паблисити (Publicity) начинает свою историю с 1993 г. Президент холдинга - Г.Г. Ханов, кандидат исторических наук. В российский холдинг входит Агентство Паблисити PR, Управление политического консалтинга, Студия анимации и видеопроизводства, Издательский дом Паблисити Медиа. Управление политического консалтинга в холдинге рекламирует проведение избирательных компаний «под ключ». В своё время управление консультировало такие российские политические партии, как «Единая Россия», «Российская партия пенсионеров», «Партия социальной справедливости», «Свободная Россия», «Социал-демократическая партия России».

Помимо политического консалтинга Холдинг Паблисити занимается и PR-проектами в сфере масс-медиа. Например, компания участвовала в разработке таких печатных изданий, как экспертный журнал «Publicity», мужской журнал «Наполеон», общероссийская общественно-политическая газета «Южный репортёр», общероссийская общественно-политическая газета «Барометр», сеть районных газет «Мой Ростов», «Мой Волгоград». В 2002 г. компания для подобного бизнеса создала отдельный Издательский дом Паблисити, который оказывает услуги по созданию бизнес-плана, концепции издательского проекта и первого макета для многотиражного издания.

Агентство Паблисити PR осуществляло коммуникационные услуги в интересах ГУ ГИБДД России, Московской Международной Бизнес Ассоциации (ММБА), компаний «Очаково», СК ПетроАльянс, МГТС, «Siemens», «Irwin naturals», «Shering», «Renault» и др.

Также холдинг включает Студию анимации и видеопроизводства Паблисити Production, которая разрабатывала PR-ролики для компаний «Sony», «LG», «Grunding», «Finn Flare», «Desam», сети магазинов «Олди» и др.

Среди других российских PR-компаний, совмещающих политическое консультирование и бизнес-консультирование можно назвать следующие: Центр коммуникативных технологий «Ргопаганда», Агентство «Ньютон.pr&Communications», PR-агентство «Простор: pr & Консалтинг», Коммуникационное агентство Санкт-Петербурга «BC Communications», Коммуникационное агентство «АГТ (AGT Agency)», компания «Оптима проект», «Агентство Коммуникаций Импакт», «Агентство политических и экономических коммуникаций» (АПЭК), Консалтинговая группа «АРМ», Информационно - консалтинговое агентство «СМИ и бизнес», Консалтинговая группа «Управление PR», Консалтинговая компания «Центр Социальных проектов», Центр «Enter-Полит», компания «PR-3000», Группа компаний «PR Эксперт» и др.

Все эти российские компании осознали, что заниматься только политическим консалтингом - довольно рискованное дело. Поэтому большинство российских PR-компаний постепенно переориентировались на бизнес-клиентов. Те же фирмы, которые были созданы относительно недавно, изначально развивают оба направления - бизнес-консалтинг и политический консалтинг, часто отдавая предпочтение первому пакету услуг.

Выводы

Современные частные российские политико-консалтинговые компании пережили период бурного роста в 1990-х гг. Фирмы, полностью занятые политической PR-деятельностью, оказались невостребованными в виду объективных причин: отмены выборов губернаторов, увеличения срока полномочий президента и депутатов. Кроме того, сильным конкурентом частного российского политического консалтинга стали службы внутрикорпоративного PR-менеджмента (особенно, пресс-службы органов власти). Это послужило благоприятными условиями для консьюмеризации российского политического консалтинга.

Частный сектор отечественного PR-менеджмента испытывает основные явления политической консьюмеризации - профессионализацию, институционализацию, технологизацию, маркетизацию. Но больше всего проявляется именно коммерциализация.

Начавшаяся на рубеже 1990-х - 2000-х гг. консьюмеризация сегмента политического PR была усилена увеличением роли внутрипартийных консультантов. Партийное руковод-

ство российских политических партий стало отдавать предпочтение внутрикорпоративным политическим консультантам в виду их большей идеологической преданности и относительной дешевизны.

Таким образом, российский политический рынок консалтинга к началу 2000-х гг. окончательно структурировался. Консьюмеризация российского политического консалтинга усилилась и по той причине, что сложившаяся комбинация государственного и партийного финансирования избирательных кампаний способствовала усилению роли внутрикорпоративного политического консалтинга в ущерб частному.

Литература

1. Аптекарь П. Есть у революции начало // Газета, 10.02.2005.

2. Гончаров В.Э. Политический консалтинг в России: конец эпохи всемогущества // Поли-тия, 1999. № 2 (12).

3. Дмитриев А.Е., Журавлёва Л.В., Федорченко С.Н. Проблема классификации политических консультантов в современной России // Известия МГТУ «МАМИ», 2011. № 2 (12).

4. Егорова Е. Заметки электорального этнографа // Советник, 2003. № 9.

5. Клиенты заметно поумнели // Власть, 1999. 19 октября.

6. Консалтинговая группа «Имидж-Контакт» [Сайт] URL.: http://www.image-contact.ru (дата обращения: 02.09.2012).

7. КРОС [Сайт] URL.: http: //www.cros.ru/analitic/ (дата обращения: 03.09.2012).

8. Нужен ли партии дизайн // Стратегия России, 2004. № 9.

9. Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. СПб.: Питер, 2005

10. Орешкин Д. Почему «Никколо М» потеряло клиентов [Электронный ресурс] // sovetnik.ru [Сайт] URL: http://www.sovetnik.ru/russia/2012/05/30/news 27226.html#/close/ (дата обращения: 26.08.2012).

11. Сезон повышенного спроса на рынке политических услуг // Известия, 1995. 22 сентября.

12. Стоимость услуг [Электронный ресурс] // ЕЕК [Сайт] URL.: http://www.eekgroup.ru/?id=2# (дата обращения: 02.09.2012).

13. Услуги [Электронный ресурс] // Площадь круга [Сайт] URL: http://www.prkvadrat.com/ (дата обращения: 04.09.2012).

14. Услуги [Электронный ресурс] // «Старая Площадь» [Сайт] URL.: http://www.pr-sp.ru/service (дата обращения: 02.09.2012).

15. Юханов Н.С. PR-технологии и политическое консультирование в российской политике. М.: РУДН, 2008.

Технологии политического менеджмента в партийном строительстве

России

к.полит.н. доц. Федорченко С.Н., к.и.н. доц. Рыбина М.В.

Университет машиностроения s.n.fedorchenko@mail .ru, rybina@mami.ru

Аннотация. В научной статье проанализированы партийные технологии современного политического менеджмента. Политические технологии рассмотрены исходя из гипотезы об их эволюции. Работа учитывает подход политической компаративистики и методологию количественного контент-анализа.

Ключевые слова: политический менеджмент, партийное строительство, политические технологии, политический маркетинг, партии

Введение

Иной раз проще создать новую партию, чем постепенно добиться главенства в уже созданной.

Люк де Клапье де Вовенарг

Партийное строительство - важнейшая сфера деятельности современного политическо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.