Научная статья на тему 'Особенности российского электорального консалтинга на современном этапе'

Особенности российского электорального консалтинга на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
549
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПАРТИЙНОЙ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ УСЛУГ / ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРИПАРТИЙНОГО КОНСАЛТИНГА / СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КАЧЕСТВО КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ / PARTY AND ELECTORAL SYSTEM REFORMING / ELECTORAL SERVICES MARKET TRANSFORMATION / INTRA-PARTY CONSULTING FORMATION / SUBJECTS OF ELECTORAL PROCESS / PERIODIZATION / POLITICAL SYSTEM MODERNIZATION / PROFESSIONALISM AND QUALITY OF PROVIDED SERVICES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Файрушина М. З.

В статье анализируются особенности развития российского электорального консалтинга на современном этапе, проводиться периодизация, исследуется и анализируется степень влияния реформ партийного и избирательного законодательства на этапе трансформации российского рынка электоральных услуг, заключающаяся в сокращении числа участников избирательного процесса, изменении вектора профессиональной деятельности, переходе от внешнего к внутреннему консультированию, становлении внутрипартийного консалтинга. Ключевая идея статьи посвящена исследованию тенденций рынка электоральных услуг, анализу дальнейших путей его функционирования. Отмечается, что в современных условиях рынок электоральных услуг от начала 90-х годов отличает цивилизованность, профессионализм, качество предоставления услуг, селективность подхода заказчика при подборе специалистов-консультантов консалтинговых агентств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT-DAY FEATURES OF RUSSIAN ELECTORAL CONSULTING

In the article there were analyzed present-day features of Russian consulting as well as the periodization of its development. There was researched the degree of party reforms and electoral legislation influence on the transformation of the Russian electoral services market which consists in reducing the number of electoral process participants, changing professional activity, switching from external to internal consulting and formation of intra-party consulting. The key idea of the article was to research the tendency of electoral services market and the analysis of the ways for its further development. It was noted that at present conditions the market for electoral services is distinguished from the beginning of the 90-s by civility, professionalism, quality of provided services and possibility for customers in selecting consultant-experts and consulting agencies.

Текст научной работы на тему «Особенности российского электорального консалтинга на современном этапе»

УДК 324

ОСОБЕННОСТИ российского электорального консалтинга НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© М. З. Файрушина

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, 450008 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 40.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 02 33.

E-mail: pressa08bagsu@mail.ru

В статье анализируются особенности развития российского электорального консалтинга на современном этапе, проводиться периодизация, исследуется и анализируется степень влияния реформ партийного и избирательного законодательства на этапе трансформации российского рынка электоральных услуг, заключающаяся в сокращении числа участников избирательного процесса, изменении вектора профессиональной деятельности, переходе от внешнего к внутреннему консультированию, становлении внутрипартийного консалтинга. Ключевая идея статьи посвящена исследованию тенденций рынка электоральных услуг, анализу дальнейших путей его функционирования. Отмечается, что в современных условиях рынок электоральных услуг от начала 90-х годов отличает цивилизованность, профессионализм, качество предоставления услуг, селективность подхода заказчика при подборе специалистов-консультантов консалтинговых агентств.

Ключевые слова: реформирование партийной и избирательных систем, трансформация рынка электоральных услуг, формирование внутрипартийного консалтинга, субъекты избирательного процесса, периодизация, модернизация политической системы, профессионализм и качество консалтинговых услуг.

На современном этапе российский рынок электоральных услуг существенно трансформировался. В отличие от электорального консалтинга на этапе развития политического рынка (1995-1999 гг.), характеризуемого ростом числа субъектов избирательного процесса, новых консалтинговых агентств и политических консультантов, видоизменении и активном использовании политических и избирательных технологий [1], на современном этапе особенность его заключается в реформировании партийного и избирательного законодательства, изменении количественного и качественного состава участников как политического рынка, так и рынка консалтинговых услуг, усилении роли политических партий, в становлении внутрипартийного консалтинга. Предпосылки закладывались начиная с конца 1990-х - начала 2000 гг., в период смены исполнительной власти, формирования новой политической линии, укрепления властной вертикали. Нововведения и изменения коснулись всей политической системы, системы партийного и избирательного законодательства, был взят курс на строительство управляемой демократии, политический рынок трансформировался в сторону сокращения числа участников избирательного процесса, сужения рынка электоральных услуг.

Исследуемый этап следует разделить на два периода:

1) первый - с 2000 по 2008 год - период правления Президента РФ В. В. Путина отмечался усилением роли властной вертикали, изменениями в системе избирательного и партийного законодательства, отменой выборности глав субъектов РФ (губернаторов). Реформирование партийного и из-

бирательного законодательства привело к введению пропорциональной избирательной системы, усилению значения политических партий на электоральном рынке, сокращению числа участников (кандидатов) политического рынка, следовательно, сужению рынка электоральных услуг, получило развитие явление внутрипартийного консалтинга -деятельности по позиционированию политических партий;

2) второй - с 2008 г. по настоящее время - период правления Президента РФ Д. А. Медведева заключается в изменении политического поля, модернизации российской политической системы, усилении роли и значения участников политического рынка в виде политических партий и развития внутрипартийного консалтинга.

Так, к законам, трансформировавшим рынок электоральных услуг, относятся: ФЗ -№ 67 от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ФЗ-№ 159 от 11 декабря

2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», отменившие выборы глав субъектов Российской Федерации, ФЗ-№ 51 от 18 мая

2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (введение пропорциональной системы), ФЗ -№ 95 от 1 января 2006 г. «О политических партиях» (увеличение численности членов партии, отмена голосования «против всех»), ФЗ-№ 107 от 12 июня 2006 г. «О внесении изменений в отдель-

ные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов» (отмена графы против всех списков кандидатов, отмена порога явки) и многих других.

Существенное законодательное нововведение -принятие Федерального Закона №159 от 11 декабря 2004 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», отменившее выборность глав субъектов РФ (губернаторов). Согласно принятому Федеральному Закону, прямые выборы глав регионов отменялись и заменялись на особый порядок наделения полномочиями. Решение о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ принимается законодательным (представительным) органом государственной власти данного субъекта РФ по представлению Президента РФ. При этом по смыслу закона и сложившейся практике Президент РФ предлагает только одну кандидатуру, так что у законодательного органа нет возможности реального выбора. Более того, в случае двукратного отклонения предложенной кандидатуры Президент РФ вправе распустить законодательный орган и назначить исполняющего обязанности высшего должностного лица. Так, «за период с января 2005 по июнь 2007 года процедуру наделения полномочиями прошли 66 руководителей субъектов РФ, из них 46 действовавших на момент процедуры руководителей» [2].

Федеральный Закон №51 от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов РФ» ввел пропорциональную избирательную систему, согласно которой в выборах могли участвовать только кандидаты, выдвигаемые от политических партий. Закон утвердил введение пропорциональной избирательной системы, усилил роль партий в политическом процессе, усложнил условия прохождения их в представительные органы власти. Задача политических партий в новых условиях заключалась в повышении политического статуса, позиционировании и формировании благоприятного имиджа, на работу стали приглашаться высококвалифицированные спе-циалисты-партологи. Согласно отечественному политическому консультанту Олегу Матвейчеву, консультанты, участвующие в выборных кампаниях, сегодня, как правило, не отпускаются сразу же после выборов. Они приглашаются на работу пресс-секретарями, помощниками по связям с общественностью и т.п. Консалтинговые фирмы берут своих клиентов на «абонентское обслуживание» в течение всего срока от выборов до выборов [3]. В то же время исследователи подчеркивали, что переход к полностью пропорциональной системе представляет собой особую опасность в совокупности с теми условиями, при которых он происходит. Неразвитая партийная система и слишком жесткий Федеральный Закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», отсутствие равноправия

партий-участников избирательного процесса уничтожают политическую конкуренцию [4].

На взаимовлияние реформирования политикоправовой системы и трансформацию рынка избирательных технологий указывал Советник аппарата Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Денис Журавский, отмечая: «Изменения, которым руководство страны подвергло партийно-политическую систему в последние годы, неизбежно влекут за собой смену приоритетов на рынке избирательных технологий и политического РЯ в целом» [5].

Таким образом, экспертами отмечались следующие преимущества введения пропорциональной системы:

- партии станут реальными и влиятельными. Из сборищ маргиналов (что очень часто имеет место) они превратятся в действительно состоятельные, в том числе в профессиональном и кадровом отношении, структуры. У тех, кто имеет реальные интересы в политике, появится реальный мотив выражать свои интересы именно через партийные структуры;

- партии должны будут сделать акцент на стратегические интересы страны, разработку серьезных программ [6];

- повышается ответственность политических партий перед избирателями [7].

Панебьянко выделил 4 основные характеристики электорально-профессиональной партии. Во-первых, профессионалы играют ключевую роль в реализации основных направлений электоральной коммуникации, заменяя любительские усилия прежних партийных волонтеров. Во-вторых, партийные лидеры, как правило, занимают те или иные посты в представительных органах власти и общаются как с членами собственной партии, так и с избирателями почти исключительно через СМИ, в особенности через телевидение. В-третьих, большая часть партийных финансовых ресурсов формируется за счет вкладов со стороны различных заинтересованных групп и государства, оставляя за членскими взносами лишь символическую роль. Наконец, в электорально-профессиональной партии почти не работают принципы вертикальной подотчетности, что ликвидирует реальную зависимость партийных лидеров от рядовых членов партии. Партийные лидеры в партиях этого типа смещаются со своих постов, как правило, в результате поражения на выборах, то есть утраты доверия не со стороны членов партии, а со стороны ее избирателей [8].

В новых условиях актуальность приобрел внутрипартийный консалтинг - деятельность по повышению социально-политического статуса политических партий, позиционирование и формирование благоприятного имиджа. Успех и победа политической партии зависит от качественной работы специалистов. В структуры политических партий на постоянную работу привлекаются квалифициро-

ванные специалисты-партологи, основная задача которых заключается в усилении роли политических партий в электоральном пространстве. Также на работу приглашаются независимые политические консультанты, способные посторонним взглядом определить перспективы политической партии и наметить пути дальнейшего развития.

Позиционирование политических партий происходит за счет проведения крупномасштабных РЯ-проектов, акций, фестивалей, привлечения благотворительных фондов, создания федеральных и региональных отделений, - всего комплекса мероприятий, повышающих имидж и репутацию.

Важную и незаменимую роль в процессе позиционирования политических партий играют СМИ -главный инструмент, позволяющий донести до избирателя основную идею участника избирательной кампании (интервью с политическими лидерами, видеоролики, выступления). Анализ информационного освещения избирательных кампаний позволяет заключить, что политические партии активнее всего освещаются в федеральных СМИ.

Реформирование избирательного законодательства изменило структуру рынка электоральных услуг, сократило как число участников избирательного процесса, так и число заказов. По мнению председателя ГК «Николло М» И. Е. Минтусова: «С отменой выборов губернаторов рынок уменьшился на 20 процентов. Рынок услуг, связанных с обслуживанием политических партий, увеличился на 10-30 процентов» [9].

Нововведения коснулись также рынка труда политических РЯ-специалистов. Так, согласно результатам исследования журнала «Советник» совместно с Порталом Sovetnik.ru, проведенного в период с октября 2004 по сентябрь 2005 года на сервере «Работа», на третьем месте (7,8%) разместилась доля желающих получить работу в сфере политического РЯ, что по сравнению с 2003 г. сократилось в два раза, вакансии составили лишь 1%.

Что касается перспектив развития рынка труда в области политического РЯ, мнения респондентов разошлись. Так, 42% считают, что политические технологии будут развиваться быстрыми темпами; 27.2% отметили, что скорее да, чем нет; 23.7% -скорее нет, а 7.1% респондентов склонились к ответу: «Практически утратит свое значение» [10].

Таким образом, несмотря на сокращение рынка труда, числа участников избирательного процесса, сужения политического рынка, рынок электоральных услуг продолжает успешно функционировать как на федеральном, так и на региональном политическом рынке, изменился формат работы политических консультантов, произошел переход от ведения кампании «под ключ» к «чистому консалтингу» («субподряду»).

Каковы же тенденции, характеризующие развитие рынка электоральных услуг в ближайшем будущем?

По мнению ряда исследователей [11], они сводятся к следующим векторам:

- электоральное политическое поле сохраняется, но физически сужается;

- расширяется пространство работы на власть (от собственной консалтерской до пропагандистской);

- открывается возможность получения заказов от неконвенциональной, радикальной оппозиции;

- на рынок «поступают» промежутки между выборами;

- востребованными становятся лоббизм и ме-жэлитные коммуникации конкурентного характера.

Говоря о тенденции развития рынка электоральных услуг, эксперты и специалисты разделились во мнении, согласно которым, одни прогнозируют стабильность развития рынка электоральных услуг, вторые указывают на цивилизованность развития рынка электоральных услуг и переход его на качественно новый уровень развития, третьи отмечают, что происходит стагнация рынка электоральных услуг.

О стабильности развития рынка электорального консалтинга говорила председатель Совета учредителей компании «Николло М» Е. В. Егорова-Гонтман, отмечая, что рынок стабилен, а трансформации, происходящие на нем, связаны с усилением конкуренции. В последние годы появилось немало фирм и частных консультантов, занимающихся проведением выборов. Человек, участвующий в одной-двух кампаниях, уже мнит из себя большого профессионала. Как следствие, на рынок приходят откровенные шарлатаны, нередко предлагающие по демпинговым ценам услуги весьма сомнительного качества. В итоге общие цены падают, а разочарованные заказчики посылают консультантов и клянутся впредь к их услугам не прибегать.

В интервью известному журналу «Популярная психология» на вопрос журналиста о тенденциях развития рынка электоральных услуг директор Института коммуникационного менеджмента ГУ-ВШЭ, президент консал-тинговой группы «ИМИДЖ -Контакт»

А. П. Ситников [12] отмечал, что на политической арене нет рынка. Все определено, кто с кем работает. Многие консультанты ушли внутрь политических структур и прекратили быть субъектами рынка. В. Полуэктов связывал кризис профессии с тем, что рынок рухнул в результате отмены выборов глав субъектов РФ и перехода на выборы в Государственную Думу ФС РФ по пропорциональной системе [13].

Однако некоторые отечественные специалисты прогнозируют цивилизованность развития рынка электоральных услуг и выход его на качественно новый уровень. Так, С. Маркелов утверждает, что на профессиональном рынке обозначился кризис. Рынок сейчас находится в поиске новых идей и предложений. Он постепенно переходит на качест-

венно новый уровень: от сопровождения рутинной череды выборов к системному креативному политическому консультированию [14].

Аналогичную точку зрения высказывает

В. Г. Зазыкин, полагающий, что в связи с ужесточением и принятием новых законов о политических партиях, о выборах, с повышением требовательности к качеству проведения избирательных кампаний у нас в перспективе все будет более цивилизованным. Меньше станет черного РЯ, грязных денег, выборы будут проводиться более цивилизованно, что должен ограничить закон. В результате возникнет востребованность профессионалов высокого качества, тогда можно будет работать[15].

Несколько иную точку зрения отражала руководитель консалтингового агентства «Старая Площадь» С. В. Колосова, указывая на то, что сократилось общее пространство политики как сферы материально-рациональной деятельности. В данном контексте возрастание роли электорального консалтинга может быть поставлено в один ряд с такими тенденциями эволюции современных политических систем, как «конец идеологий» и «упадок партий» (при всей спорности утверждений о наличии этих тенденций в действительности). Лишь теперь в политическую практику стали активно внедряться методы политического маркетинга, радикально отличающиеся от старомодной политической пропаганды. Если методы пропаганды мало отличались от концепции расширения сбыта готового продукта (партийной идеологии), то маркетинговый подход предполагает обязательное первоначальное изучение потребностей потребителей (избирателей) и лишь затем переход к производству конкурентоспособного товара (имиджа политических лидеров и по преимуществу деидеологизиро-ванных партий). Связи с общественностью становятся основным содержанием политической деятельности профессиональных политиков. И эта деятельность уже немыслима без участия политических консультантов» [16].

С избранием нового Президента РФ Д. А. Медведева обозначены новые тенденции на рынке электоральных услуг. Модернизация политической системы России - ключевая идея Послания Президента РФ Д. А. Медведева, изменившая политический дизайн политического рынка. Основная задача направлена на строительство цивилизованного, конкурентоспособного политического рынка, формирование многопартийности. В этих условиях огромную роль играет внутрипартийный консалтинг, в структуры политических партий привлекаются сильные команды РЯ-специалистов, раз-р абатываются новые технологии воздействия на электорат, реализуются крупномасштабные РЯ-проекты.

Таким образом, особенность электорального консалтинга на современном этапе заключается:

- во-первых, в том, что отечественный электоральный консалтинг сегодня - это структура с разветвленной сетью многочисленных федеральных и региональных консалтинговых агентств, отлаженным механизмом технологического инструментария, активно формирующейся научной школой политического РЯ-сообщества, действующими этическими кодексами и нормативно-правовыми документами. Одновременно, отечественный рынок электоральных услуг от западных его аналогов отличает молодость и интенсивность взросления, систематичность, быстрая адаптация к изменяющимся экономическим и социально-политическим условиям, креативность и новизна подхода отечественных политических консультантов к ведению избирательной кампании, интернациональность предоставляемых услуг;

- во-вторых, на современном этапе в связи с реформированием избирательного законодательства рынок электоральных услуг трансформировался в сторону уменьшения числа участников избирательного процесса, произошло перепрофилирование услуг, переход консультантов в смежные отрасли деятельности (лоббирование, ОЯ). За счет сокращения числа мелких консалтинговых агентств и использования «черных РЯ-технологий» рынок приобрел цивилизованный характер;

- в-третьих, «партийное реформирование»

2003-2005 гг. увеличило роль политических партий на политическом рынке, усложнило условия прохождения политических партий в представительные органы власти. Нововведения активизировали деятельность внутрипартийного консалтинга, произошел переход от внешнего консультирования к внутреннему, в работу стали привлекаться профессиональные политические консультанты, специа-листы-партологи, ключевая задача которых направлена на выстраивание грамотной стратегической линии политической партии. По четкому замечанию отечественных специалистов избирательного процесса, президента холдинга «Паблисити» Г. Г. Ханова и руководителя департамента холдинга «Паблисити» Д. В. Чижова, сущность внутрипартийного консалтинга заключается в том, что стратегия поведения политических партий в партийной системе предполагает определение основной линии в отношении электората, групп интересов, органов власти, конкурирующих политических партий, средств массовой информации и других акторов политического процесса [17].

Политические партии позиционируются через реализацию таких крупномасштабных федеральных и региональных проектов как, например, «Единая Россия» через национальные проекты, «Справедливая Россия» через проект «Спорт доступен каждому» и другими;

- в-четвертых, современный рынок электорального консалтинга от начала 90-х гг. XX в. отличает профессионализм и качество предоставляемых ус-

луг, цивилизованность, профессионализм, селективность подхода заказчика при подборе консультанта или консалтингового агентства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Файрушина М. З. Специфика российского электорального консалтинга на этапе развития политического рынка // Вестник БашГУ. 2011. №2. С. 557-560.

2. Иванченко А. В., Любарев А. Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 201.

3. Матвейчев О. Десять черт современной предвыборной кампании // Русский журнал. 1998.11.03.

4. Богданова М. Н. Российская электоральная политика: институциональные ресурсы и технологии: дисс... канд. полит. наук: 23.00.02. Ростов н/ Д, 2006. С. 68.

5. Журавский Д. РЯ сделал свое дело. РЯ может уходить? // Советник. 2004. №10 (106). С. 8.

6. Кынев А. В погоне за пропорцией. К чему может привести отказ от одномандатных избирательных округов // Независимая газета. 2004.10.08.

7. Аналитическая записка ЦИК РФ «Что даст России пропорциональная система» // Известие. 04.15.09.

8. Гончаров В., Елизаров В. Демократия мелких спонсоров, как новые технологии фандрайзинга меняют меняют элек-

торальную политику // РЭО. 2008. №1. (Panebianco A. Political Parties: Organizations and Power. Cambridge:

Cambridge University Press, 1988. P. 269).

9. Любарская Е. Российские политтехнологи ждут заказа. URL: http://lenta.ru/articles/2005/04/08/techno/. Дата просмотра: 05.08.11.

10. Пенькова М. Рынок труда PR-специалистов становится уравновешенным // Советник. 2005. №12 (120).

11. Киселев К. Нам есть что терять, кроме собственных цепей, или политический консалтинг в условиях трансформации политического режима // Советник. 2006. №1. С. 14.

12. Ситников А. П. Политический Гольфстрим // Популярная

психология. 2004. №6. URL: http://www.sitnikov.com/

sitnikov/publication/?id=215. Дата просмотра: 1.03.2011.

13. URL: http://www.izbass.ru/tgR 10-uxod.html (08/07/2005).

14. Маркелов С. Трудности политконсалтинга в России // По-литтехнолог. 2005. №3. С. 53.

15. Кузьмич В. Политический PR глазами профессионалов // Служба PR. 2007. №11. С. 31.

16. По результатам экспертного опроса, проведенного автором работы на тему: «Этапы и особенности развития рынка электорального консалтинга в постсоветской России (1989-2010 гг.)» (июнь-август 2010 г.).

17. Ханов Г. Г., Чижов Д. В. Имидж политической партии: основные составляющие и методы продвижения // О выборах. 2006. №2. С. 57.

Поступила в редакцию 14.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.