УДК 324
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ РОССИИ
© М. З. Фаііруїііііііа
Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ Россия, Республика Башкортостан, 450008 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 40.
Тел./факс: +7 (34 7) 273 02 33.
E-mail: [email protected]
В статье с научной точки зрения уточняется содержание понятия «политический консалтинг» обоснованы и проанализированы основные этапы и особенности развития полит-консалтинга в федеральных и региональных избирательных кампаниях современной России.
Ключевые слова: политический консалтинг, выборы, политические акторы, избирательная кампания, политические PR-технологии и коммуникации.
Политический консалтинг в избирательных кампаниях современной России как профессиональный вид деятельности появляется в конце 80-х -начале 90-х гг. XX века. Хронологически это совпало со становлением и развитием политикоизбирательного маркетинга, определяемого отечественными исследователями как «деятельность по управлению процессом изучения и прогнозирования спроса на политический «товар», создание его новых видов в соответствии с требованиями и ожиданиями политического рынка, повышения привлекательности и успешного продвижения востребованного политического «товара» на основе использования адекватных и эффективных политических технологий» [1].
Отметим, что становление политического консалтинга в России происходило в сложный, переходный период в условиях размытости социальных границ, нестабильности партийно-политической системы и воспроизводства практики использования административного ресурса для корректировки электорального поведения граждан. Постоянно меняющиеся «правила игры» на электоральном поле страны также были сдерживающим фактором, препятствующим стабилизации отечественного политического консалтинга и его институционализации как прикладной политической науки.
Считается, что впервые к политконсалтинго-вым услугам обратились при проведении выборов народных депутатов СССР в 1989 г. Согласно экспертам, «выборы народных депутатов СССР 1989 г. еще не были в полной мере свободными, и не везде они были альтернативными, но это был огромный шаг по сравнению с советскими «выборами без выборов» [2]. По мнению отечественных исследователей, в России годом появления института политического консалтинга как посредника между новой, непопулярной в народе политической элитой и населением считается 1993 г. [3-4]. В этот период на политическом поле заявляют о себе такие игроки, как политические партии и общественные организации.
Отметим тот факт, что профессионализация сферы политического консультирования происходила постепенно. Сначала оно было представлено
волонтерскими движениями - работа выполнялась на безвозмездной основе, потом, объединившись, группа специалистов-практиков организовывала учреждения, специализирующиеся в области политического РЯ, технологий и коммуникаций - консалтинговые агентства и фирмы.
В политологической научной литературе как зарубежными, так и отечественными авторами не дано четкого определения рассматриваемой деятельности. Попытаемся разобраться в трактовке категории понятия с точки зрения исследователей, специализирующихся на проблемах политического РЯ и коммуникаций.
Т ак, зарубежный исследователь Д. Ниммо связывал понятие политического консультирования, прежде всего, с проведением избирательных кампаний. Он отмечал, что видимая сторона технологического исполнения политического процесса обычно представлена заявлениями, выступлениями, поездками и другими освещаемыми СМИ акциями партийных лидеров, депутатов, кандидатов на выборные государственные должности, но специалисты знают, что за спиной публичных политиков стоят люди, обеспечивающие подготовку и проведение кампаний своими организаторскими способностями, консультациями, талантом, интеллектом, знанием новейших политических технологий [5].
Отечественные исследователи интерпретируют понятие политического консультирования как в широком, так и в узком смысле слова. Т ак, в широком смысле под политическим консалтингом отечественные специалисты-практики понимают «разновидность профессиональной помощи специалистов в виде советов, рекомендаций и консультаций политическим лидерам и государственным деятелям в решении ими специализированных политических задач» [6-8]. А. П. Ситников и Е. Г. Морозова современное политическое консультирование определяют как профессиональную деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных, т.е. партийно-политических методов реализа-
ции лидерства, мобилизации поддержки, осуществления информационно-пропагандистской, индоктри-нальной и символизирующей функций кампании [9].
В отечественной политологической литературе под политическим консалтингом в узком смысле слова понимается «сфера оплачиваемых услуг специалистов в области технологий избирательных кампаний» [10]. «Политическая энциклопедия» определяет политический консалтинг как профессиональную деятельность политолога по оказанию научно-аналитической поддержки субъекту в принятии решения [11].
Свое видение предложили региональные исследователи Р. Ф. Латыпов и В. Ю. Романов, определив политический консалтинг как интегрирующую категорию. Согласно им, под политическим консалтингом следует понимать «сферу профессиональной деятельности по интеллектуальному обеспечению политологического, информационного, социологического, психологического, имиджевого, юридического, организационного и финансового аспектов подготовки и проведения избирательной кампании» [12].
Исходя из изложенных точек зрений предложим свою трактовку политконсалтинговой деятельности. На наш взгляд, под политконсалтинго-вой деятельностью избирательных кампаний следует понимать интегрированный вид деятельности по оказанию профессиональной помощи субъектам политики в решении специализированных задач, цель которого заключается в обеспечении победы на выборах, используя специальные средства и методы (технологии) ведения предвыборной борьбы.
При изучении категории политического консультирования в политических кампаниях как на федеральном, так и региональном уровнях следует учесть ряд факторов. Во-первых, не вызывает сомнение, что на федеральном и региональном уровнях практически все участники предвыборной борьбы обращаются за помощью к специалистам по политическому РЯ. При этом для достижения максимального успеха, популяризации имиджа политика и политической партии специалисты используют такие средства политического консалтинга, как политическая реклама, РЯ-технологии, телевидение, радио, Интернет. Также для оценки социально-политической и экономической ситуации региона, мониторинга динамики электоральных предпочтений, анализа конъюнктуры политического рынка, выявления уровня доверия избирателей к политической элите, определения политического имиджа субъекта политики консультанты в своей работе прибегают к количественным и качественным методам социологических исследований. Во-вторых, среди зарубежных и отечественных специалистов политической РЯ-индустрии распространена практика одновременного ведения предвыборной борьбы сразу на нескольких территориях, цель которых заключается в максимальном получении прибыли.
Ряд исследователей придерживаются мнения о том, что на результат работы столичного политкон-сультанта, приглашенного в избирательную кампанию регионального уровня как «исполнителя» политического «заказа», влияет, прежде всего, незнание специфики и особенностей региона. Однако столичные политконсультанты утверждают обратное: они, как правило, способны оценить ситуацию «со стороны», опираясь на личный опыт.
Политический консалтинг в современной России с момента своего зарождения и поступательного развития претерпел существенные изменения. Представляется возможность рассмотреть несколько этапов в становлении отечественного политического консалтинга как прикладного вида деятельности.
Первый этап - этап внедрения. Хронологические рамки: период с конца 80-х до середины 90-х гг. XX века, именуемый как «протоконсалтинг». Согласно мнению исследователей, «первые в СССР альтернативные выборы проходили в условиях сохранившейся однопартийной системы, поэтому на них не было конкуренции между партиями и не существовало каких-либо предвыборных платформ, способных объединить значительное число кандидатов. Каждый кандидат представлял лишь себя и свою обычно немногочисленную команду (группу поддержки), при этом у многих кандидатов команды возникали уже в процессе предвыборной агитации». Это были первые успешные попытки пошагового внедрения методов и технологий политического консалтинга в борьбе за политическую власть. Так, в Москве по телевидению в прямом эфире транслировались дебаты между кандидатами. Прямой эфир позволял кандидатам говорить все, что они считали нужным сказать, без оглядки на цезуру. Впервые с телеэкрана можно было услышать серьезную критику руководства страны и партии [13, с. 24]. Тогда на российской политической арене появились Борис Ельцин, Юрий Афанасьев, Геннадий Бурбулис, Юрий Калмыков, Элла Памфилова, Михаил Полторанин, Гавриил Попов, Евгений Примаков, Михаил Прусак, Юрий Скоков, Анатолий Собчак, Олег Сосковец, Николай Травкин, Николай Федоров, Святослав Федоров и многие другие, позже сыгравшие значительную роль в становлении российской демократической государственности [13, с. 27]. Формированием их имиджа занималась целая команда профессиональных политических консультантов. На работу привлекались специалисты разных сфер деятельности: журналисты, социологи, политологи, педагоги, юристы и т. д. Популярность политконсалтинговой деятельности возрастает с момента появления на предвыборном поле политических партий (1993). «Отличительной особенностью выборов в Федеральное Собрание в 1993 году стало вступление в предвыборную борьбу не только отдельных кандидатов, но и политических партий и объединений. Впервые было принято решение голосовать по партийным спискам» [14, с. 13],-
все это способствовало профессионализации и интернационализации отечественного политического консалтинга в мировое политическое пространство.
Несостоятельность использования западных маркетинговых технологий на отечественном политическом рынке доказана фактом поражения первых политических партий. «Как известно, «Выбор России» (партия Е. Гайдара) потерпела на выборах 93 года серьезное поражение, набрав по партийным спискам лишь 15.5% голосов» [14, с. 14], хотя на выборах были использованы СМИ как одно их эффективных методов борьбы за голоса и массированное средство воздействия на сознание избирателей. Регулярные избирательные кампании федерального и регионального уровней позволили политическим консультантам усовершенствовать методы и технологии ведения предвыборной борьбы, открыть новые финансовые возможности.
Период с середины и до конца 90-х гг. ХХ века можно обозначить как второй этап в развитии отечественного политического консалтинга, именуемый как «непродолжительный золотой век отечественного политического консалтинга». Отличительная особенность заключается в его бурном развитии, что связано с увеличением роли политических акторов на рынке политических услуг, агрессивной конкурентной средой, внедрением и активным использованием «грязных» политтехнологий, появлением многочисленных консалтинговых агентств и структур, оказывающих профессиональную помощь как политикам, так и политическим партиям.
Формирование рынка политического консал -тинга привело к профессионализации, интернационализации и глобализации деятельности.
Успех как на федеральных, так и на региональных выборах обеспечивался за счет внедрения новых политических РЯ-технологий, использования современных средств и методов политического консалтинга (агитация, пропаганда, политическая реклама, медиарилейшнз, ОЯ-технологии, фандрайзинг, спичрайтинг), грамотно разработанной стратегии и тактики ведения предвыборной борьбы. Каждая избирательная кампания отличалась своей уникальностью, оригинальностью, непредсказуемостью. Выборы Президента РФ в 1996 г. стали кульминационным моментом в становлении отечественной модели политического консультирования. «Тогда вся страна увидела, как с помощью определенных знаний и умений можно совершить чудо и привести президента, чей рейтинг едва достиг 6 процентов, к победе на выборах с 53 процентами голосов избирателей» [15],- отмечает Е. Любарская.
Отметим, что в этот период параллельно шло формирование на политическом рынке внутреннего консалтинга политических партий, который завершился успешной институциализацией рынка консалтинговых услуг.
Третий этап - с 2000-х гг. по 2008 г. Период президентства Владимира Владимировича Путина,
который отмечается трансформацией политической системы России. Модернизация избирательного законодательства привела к смене избирательной системы, повышению роли политических партий на политическом рынке, отмене губернаторских выборов в регионах России, отмене графы «против всех», порога явки. Все эти факторы привели к сужению рынка политического консалтинга, встал вопрос о дальнейшей судьбе его функционирования. Исследователи прогнозировали: и закат деятельности, и ее дальнейшее функционирование, «...пока жив, хоть один политик». В частности, генеральный директор ЦПК «Никколо М» Екатерина Егорова и председатель директоров ГК «Никколо М» Игорь Минтусов, на вопрос журналиста: «Каковы ваши прогнозы относительно будущего по-литконсалтинга в России?» ответили: «Я думаю, что у политконсалтинга в России хорошее будущее. Неясно, правда, насколько востребована окажется деятельность политконсультантов во время тех или иных выборов, но до тех пор, пока существует хотя бы один политик, первые будут востребованы и, надеюсь, процветать» (Е. Егорова). «Политконсал-тинг - это не только избирательные технологии, это антикризисный и репутационный РЯ, формирование имиджа политика, ОЯ-коммуникации. Через 20 лет изменятся и политические лидеры, и политические консультанты, а политический консалтинг останется. В том, что у политического РЯ хорошие перспективы, я абсолютно уверен» (И. Минтусов) [16].
Согласно мнению региональных исследователей [12, с. 110], «кризис российского политического консалтинга действительно имеет место быть, но вызван не только изменениями «правил игры» на электоральном поле, но и причинами идейноконцептуального характера.
Ряд исследователей характеризуют данный этап как этап маркетингового авторитаризма, который определяют как «режим, в котором правящая элита не позволяет себе совершать действия, значимо складывающиеся негативным образом на популярности в массах ее официального лидера» [17].
Ситуация после выборов 2004 г., по мнению экспертов, существенно изменилась в сторону трансформации рынка политического консультирования, обозначив две тенденции:
1) существенное развитие получил региональный политический РЯ-рынок;
2) в ряде крупных корпораций и политических партий были созданы собственные РЯ-структуры и аналитические центры, занимающиеся текущей избирательной кампанией, задача которых заключается в отслеживании социально-политической ситуации центра (региона), формировании «повестки дня», организации и запуске информации в электронные и печатные СМИ, повышении имиджа организации.
Единственно реальная публичная конкуренция будет происходить в рамках треугольника «феде-
ральный центр - региональные интересы - местный бизнес», что говорит о том, что акцент сместился на развитие и профессионализацию регионального рынка политического консультирования [18].
Однако следует помнить, что крупные структуры, целенаправленно занимающиеся политическим консалтингом и способные провести «полный цикл выборного процесса, работают в основном в Москве» [19].
С выборами нового Президента страны обозначился новый этап - четвертый - в развитии политического консалтинга в России. В Посланиях Федеральному Собранию Дмитрий Анатольевич Медведев акцентирует внимание на модернизации политической системы страны. Президент РФ определяет место и роль политических игроков (партий, кандидатов), что гарантирует полноценное существование их на политическом рынке и повышает уровень и качество народовластного представительства во власти.
Все перечисленные этапы характеризуют процесс профессионализации политконсалтинговой деятельности как современной политической РЯ-индустрии.
Для отечественного политического консалтинга в отличие от западных его аналогов, по мнению ряда экспертов, характерны:
1) процесс непрерывного развития;
2) относительная молодость и интенсивное взросление;
3) большая сложность, что связано с неусто-явшимися политическими традициями, бурно и непредсказуемо протекаемыми политическими процессами;
4) хорошее знание российскими специалистами местных условий, широта, гибкость и нестабильность мышления [19, с. 243-244].
Что касается недостатков деятельности. К ним относятся: отсутствие законодательства, регулирующего данную сферу деятельности, это рождает «грязные технологии», «серый» и «черный» нал, а активное его использование в ходе проводимых избирательных кампаний приводит к политическому отчуждению электората и явлению абсентеизма; технологической неразвитости консультантов, их юридической неграмотности; «отсутствию профессионального заказа» их клиентов-политиков; увлечению использования негативных технологий и многому другому.
В крупных и малых городах субъектов Российской Федерации появились специальные фирмы, оказывающие услуги в области политического консалтинга. Ими между циклами и в ходе проведения как федеральных, так и региональных избирательных кампаний осуществлялись замеры динамики социально-политических ситуаций в регионах, проводились количественные и качественные исследования, определялись рейтинги политических партий, кандидатов, а также уровень доверия и предпочтений электората и т. д.
Специалистам по политическому консультированию как на международном, федеральном, так и на региональном уровнях необходимо сотрудничать с зарубежными коллегами, обмениваться опытом ведения предвыборной борьбы, осуществлять совместные проекты по формированию имиджа политиков и политических партий.
Важно создавать новые и укреплять имеющиеся консалтинговые фирмы, что позволит вытеснить с политического рынка неквалифицированных специалистов по политическим технологиям.
Следует продолжить изучение феномена политического консалтинга как ключевого актора политико-трансформационного процесса, учитывая особенности и тенденции его развития в избирательных кампаниях постсоветской России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Холодилин М. В. Проблемы становления политикоизбирательного маркетинга в России: региональный аспект: автореф. дис... канд. полит. наук. Уфа, 2007. С. 11.
2. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии / А. В. Иванченко, А. Е. Любарев. М.: Аспект Пресс, 2007. 223 с.
3. Ольшанский Д. Политический PR. СПб.: Питер, 2003. 23 с.
4. Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование: монография. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. 167 с.
5. Nimmo D. The Political Persuaders: the technigues of modern election campaigns // Transaction publishers. New Brunswick, New Jersey, 1999. P. 66.
6. Беляков Е. Н., Устинкин С. В. Политический консалтинг: учебное пособие. Н. Новгород, 2003. 76 с.
7. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000. 452 с.
8. Пушкарева Г. В. Политический менеджмент: учеб. пособие. М.: Дело, 2002. 366 с.
9. Ситников А. П., Морозова Е. Г. Предисловие к русскому изданию // Справочник по политическому консультированию. М.: ИМИДЖ-Контакт; ИНФРА-М, 2002. С. VIII-IX.
10. Гончаров В. Э. Политический консалтинг в России: конец эпохи всемогущества // Полития. 1999. №2. С. 2.
11. Политическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / Национальный общественный научный фонд; Рук. научного проекта д-р полит. наук Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999. С. 547.
12. Латыпов Р. Ф., Романов В. Ю. Политконсалтинговое обеспечение избирательной кампании в Российской Федерации. Уфа: Гилем, 2005. С. 17.
13. Иванченко А. В., Любарев А. Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 24—27.
14. Кудинов О. П., Колосова С. В., Точицкая Н. Н. Комплексная технология проведения эффективной избирательной кампании в российском регионе. М.: Банковское дело, 1997. С. 13.
15. Любарская Е. Российские политтехнологи ждут заката. Над чем работает Глеб Павловский. Отчет от 08.04.2005. URL: http://lenta.ru/articles/2005/04/08/techno
16. Сорокина Н. Пока существует хотя бы один политик // Советник. 2009. №2. С. 8.
17. Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование: монография. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. С. 194.
18. Кынев А. В. Ситуация в сфере политического консультирования после выборов ГД 2003 года и выборов Президента РФ 2004 года // Власть. 2004. №9. С. 42.
19. Кто и как делит региональный рынок политического консалтинга // Политтехнолог. 2005. №1. С. 21.
Поступила в редакцию 15.03.2010 г.