Научная статья на тему 'Специфика региональной социальной политики в условиях депрессивности региона'

Специфика региональной социальной политики в условиях депрессивности региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
807
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
РЕГИОН / ДЕПРЕССИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / REGION / DEPRESSION / SOCIAL POLICY / SOCIAL POLICY AND INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боташева Д. Б., Шардан С. К.

В статье рассмотрены особенности социальной политики в условиях депрессивности региона. Показана необходимость инвестиций в социальную сферу проблемных регионов, а также развитие инфраструктуры данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of regional social policies in a depressed region

The article describes the features of social policy in a depressed region. The necessity of social investment problem regions, as well as infrastructure development in the industry.

Текст научной работы на тему «Специфика региональной социальной политики в условиях депрессивности региона»

СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Б УСЛОВИЯХ ДЕПРЕССИВНОСТИ РЕГИОНА

БОТАШЕВА Д.Б.,

преподаватель,

Карачаево-Черкесская технологическая академия, 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Ставропольская, д. 36;

ШАРДАН С.К.,

кандидат экономических наук, доцент, Карачаево-Черкесская технологическая академия, 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Ставропольская, д. 36

В статье рассмотрены особенности социальной политики в условиях депрессивности региона. Показана необходимость инвестиций в социальную сферу проблемных регионов, а также развитие инфраструктуры данной отрасли.

Ключевые слова: регион; депрессивность; социальная сфера; социальная политика; инфраструктура.

The article describes the features of social policy in a depressed region. The necessity of social investment problem regions, as well as infrastructure development in the industry.

Keywords: region; depression; social policy; social policy and infrastructure.

Коды классификатора JEL: R58, Z13.

Актуализация проблематики социальной политики является приметой последних лет для отечественной науки и социально-управленческой практики. Социальные последствия радикальных экономических реформ, выразившиеся в снижении уровня жизни подавляющей части населения и ухудшении его качественных параметров, а также активно осуществляющиеся преобразования социальной сферы, направленные на преодоление этих последствий, привели к тому, что ключевые аспекты социальной политики приобрели особую актуальность, особенно для проблемных территорий.

Отсутствие единых концептуальных рамок и теоретико-методологических оснований рассмотрения проблем, усиливает необходимость теоретического поиска конструктивных направлений ее дальнейшей разработки.

Предназначение социальной политики как особо значимой сферы государственной деятельности, имеющей своим содержаниям целенаправленное, организованное регулирование социальных отношений, осуществляемое заинтересованными общественными субъектами в направлении формирования устойчивой, сбалансированной социальной структуры общества. В результате достигается оптимальный уровень социального равенства, обеспечивается благоприятный морально-политический климат и формируются необходимые условия для воспроизводства и развития человеческого потенциала.

Социально-экономическая эффективность социальной политики проявляется в том, что она является необходимой, обусловленной объективными общественными закономерностями сферой регулирующего воздействия, которая в современных условиях определяет развитие общества как системной целостности [1, с. 37].

Формирование системы социальной политики предполагает поиск механизмов оптимального распределения ответственности между ее основными субъектами, обеспечивающего минимум вакуума социальной ответственности, а также активизацию условий для перевода ее квазисубъектов на уровень официальных, полноценных субъектов социальной политики, т. е. условия для институциализации.

Как отмечает Г. Осадчая, социальная политика — одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы [2, с. 143].

Социальная политика призвана выполнять две основные функции — защиты и развития. Система защиты должна охватывать ту часть населения, которая не может, в силу разных причин, обеспечи-

© Д.Б. Боташева, С.К. Шардан, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

вать свою социально-экономическую безопасность. Она должна предусматривать регулярные денежные выплаты, разнообразную натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Ее объектами является экономически неактивное население, не имеющее с точки зрения общепринятого стандарта дохода.

Не менее важное направление социальной политики, через которое осуществляется, прежде всего, функция развития, связано с его ролью в обеспечении производства социально значимых благ в отраслях нематериальной сферы (образовании, здравоохранении, культуре). Продукт этих отраслей не только обладает самостоятельной ценностью для непосредственных потребителей, но дает социальный выигрыш и для общества в целом, представляя собой инвестиции в человеческий фактор, аналогичные вложениям в материальную базу.

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующиеся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология. Поэтому социальная политика связана с распределением доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения. Она нацелена на ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства, обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает, предоставление медицинских и образовательных услуг, расширение сети и улучшение качества транспортных услуг, оздоровление окружающей среды.

Механизм реализации социальной политики включает в себя различные инструменты, которые охватывают как деятельность, осуществляемую в этом направлении предприятиями и фирмами, так и формы финансового обеспечения, реализацию целевых программ, методы и средства государственного социального регулирования.

Социальная политика тесно связана с экономической политикой. Их трудно разделить в комплексе общественного регулирования, хотя они и различаются по конкретным целям, задачам, объектам, методам, средствам, институтам. Экономическая политика нацелена на регулирование материальнопроизводственных отношений общественного развития, решение хозяйственных задач. Ее результаты оказывают активное влияние на состояние политической, культурно-духовной и социальной сфер жизнедеятельности общества. Социальная политика регулирует социальные процессы, решает задачи повышения благосостояния человека, обеспечения должного уровня и качества жизни. Ее результаты также сказываются на всех сторонах жизни. Они обе представляют собой самостоятельные равноценные направления общественного регулирования. Но их самостоятельность относительна, так как они находятся в сложных взаимозависимых отношениях. Любая социальная программа требует экономического обоснования, и величина социальных расходов зависит от экономического состояния общества. С другой стороны, превышение экономических возможностей реализации социальных мероприятий, пренебрежение экономической целесообразностью при перераспределении доходов могут нанести урон экономике, подорвать материальные основы социального прогресса, привести к ускорению инфляции и обострению экономических проблем страны.

Как известно, стихийное освобождение рынка не сопровождалось ни формированием дееспособной системы социальных амортизаторов, ни последовательной экономической политикой, ни политикой занятости, стимулирующей эффективное использование трудовых ресурсов.

Особенности функционирования социальной сферы региона как объекта социальной политики вызваны как специфическим разнообразием развития культуры, природно-климатических, географических и экологических условий, так и трансформацией социальных и бытовых потребностей при получении образования, освоении культурных ценностей, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в процессе социализации личности. Достижение сбалансированности в социальной сфере, устранение возникающих социальных деформаций и, в конечном счете, достижение социальной стабильности является сутью социальной политики в регионе. Формирование социальной политики на уровне региона — явление достаточно новое, поэтому является самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически представляет собой самостоятельный субъект региональной политики. Исходя из этого, и ее реализация требует соответствующего обеспечения в организационном и финансовом аспектах.

Социальная политика на уровне региона может стать эффективной лишь при ее формировании на основе системного подхода, при использовании следующих подходов, включающих этапы:

• формулировка целей;

• разработка понятийного аппарата;

• выработка путей и средств достижения целей;

• определение критериев и механизмов принятия решений;

• разработка индикаторов определения и процедур анализа состояния социальных процессов;

• составления перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий;

• разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами.

СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ.

171

Понятия «региональная социальная политика» и «социальная политика в регионе» не являются синонимами. Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется Центром. Однако уже на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии местного самоуправления с учетом федеральной концепции по формированию региональной социальной политики.

Как показывают исследования, на практике же нет последовательной разработки и планомерного осуществления стратегии социального развития, а социальная политика сводится к отдельным мерам по обеспечению гарантированного социального минимума и «латанию дыр» при возникновении чрезвычайных ситуаций в социальной сфере. Региональная социальная политика в большей степени оказалась направленной на выработку стратегии социального развития на макроуровне, формирование единого социального пространства, а социальная политика в регионе — на практическую реализацию комплекса мер по развитию социальной сферы в регионе. Тем не менее, региональные органы власти и органы местного самоуправления призваны, не только реализовывать социальную политику в пределах своих территориальных образований, но и формировать стратегию и тактику проведения социальных реформ на своей территории в пределах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств.

Таким образом, конкретные направления социальной политики в регионе в значительной степени зависят от социально-экономического состояния и специфики территории.

Реализацию социальной политики в регионе возможно осуществить при придании социальной направленности региональной экономике. Как известно, выгодное стартовое положение в начале рыночных преобразований позволило ряду регионов извлечь определенные преимущества для формирования и реализации достаточно устойчивой и сильной социальной политики, а устойчивость социальной системы — один из показателей конкурентоспособности региона. Региональная социальная политика и система мер по управлению функционированием социальной сферы должны быть направлены на устойчивое социальное развитие в регионе как процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере. Однако не всякие изменения в социальных явлениях представляют собой их развитие, а лишь такие, при которых одни социальные явления переходят на более высокие ступени своего состояния (прогрессивное развития региона) либо, напротив, на ступени более низкого уровня (регрессивное социальное развитие региона).

Проведенное исследование показывает, что социальная политика в регионе должна осуществляться совместными усилиями и возможностями региональных и местных структур с помощью федеральных органов на основе концепции, выработанной их совместными усилиями. Объектами особого внимания социальной политикой на ближайший период должны стать уровень жизни и здоровья всех слоев населения, образовательный потенциал, профессиональная структура, социальная мобильность населения, семья, жилище, культурная сфера, социальная защита и помощь. Лишь научно обоснованное обеспечение функционирования федерального, регионального и местного уровней при реализации социальной политики, учет финансовых возможностей и состояния дел в социальной сфере регионов, обеспечение правовой и нормативной базы для проведения социальных реформ позволит решить острые социальные проблемы.

Как известно, наибольшее негативное влияние реформирования экономики, в том числе и социальной сферы, оказало на субъекты депрессивных территорий. Высокий уровень падения производства, высокая безработица и другие негативные факторы, превышающие среднероссийские показатели, стали спутниками таких регионов.

В связи с этим, особенностью социальной политики в депрессивных условиях является необходимость адаптации к новым экономическим отношениям всего социального комплекса, который сформировался до перестройки и этот процесс нужно проводить с учетом исторических традиций и культуры общественного сознания, психологии и жизненного уклада.

Для северокавказских республик, учитывая традиции, важна координирующая роль государства как главного субъекта социальной политики. Сложная ситуация, в которой находятся депрессивные регионы, требует нейтрализации и компенсации социальных издержек экономических реформ. Без прямого участия государства в финансировании и организации социальной политики невозможно обеспечить эффективное функционирование социальной сферы, расширенное воспроизводство населения. Полагаем, что социальную политику здесь необходимо проводить осознанно, с учетом реальных особенностей различных регионов. Центральной концепцией, формирующей социальную политику северокавказских республик должно стать положение по созданию экономической занятости всех трудоспособных членов общества, гарантирования им права на достойный образ жизни, на образование, здравоохранение и их доступность для всего населения.

Вполне можно согласиться с И. Соболевой в том, что «необходимость усиления современных экономик требует разработки новых механизмов обеспечения базовой защищенности населения, способствующих росту конкурентоспособности и единению общества. Ответом на этот вызов стали возрастание роли

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

государства как стратега, определяющего приоритеты и направления развития; становление наряду с рыночными обширного некоммерческого сектора; социализация бизнеса, принимающего на себя значительную часть функций, связанных с развитием работников. Такие процессы означают фактически переход от классической рыночной экономики к смешанной, предполагающей взаимодействие нескольких равноправных секторов, рыночных и нерыночных механизмов развития. Наряду с рыночным сектором важнейшее место в обеспечении воспроизводственного процесса занимают государственный, некоммерческий и семейный секторы, функционирующие в тесном взаимодействии друг с другом» [3, с. 68].

Одна из основных социальных функций государства — это распределение части национального дохода в пользу категорий населения, которые не в состоянии заработать себе на жизнь по независящим от них причинам (старики, инвалиды войны, ветераны, слепые, дети из бедных семей, матери-одиночки, лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и др.) и поэтому нуждаются в социальной поддержке. Во всех развитых странах эта поддержка рассматривается как обязанность, прежде всего правительства, а не предпринимательских структур, частных благотворительных фондов и самих нуждающихся. Такой подход продиктован не только моральными соображениями, но и здравым смыслом, убеждением руководства стран в том, что если бы оно не взяло на себя социальной ответственности, последствия могли бы стать экономически разрушительными и социально взрывоопасными. Например, сокращая с помощью социальных выплат неравенство в доходах, государство ограничивает возможность углубления социальной поляризации, которая отрицательно воздействует на инвестиционную активность и темпы экономического роста. Критический разрыв в доходах не только ведет к падению потребительских расходов населения, но и подрывает социально-политическую стабильность в стране.

Более того, эмпирически доказано, что социальная поляризация крайне негативно влияет на формирование и реализацию человеческого капитала. Обнищание значительной части населения лишает молодежь из бедных семей возможности получения высшего образования и профессиональной подготовки, необходимых для современного рынка труда, резко ухудшает показатели физического и духовного здоровья низкооплачиваемой части работающих, ведет к сокращению продолжительности жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Константинова Л.В. Социальная политика: штрихи к социологической концепции // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 37.

2. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. Учебное пособие для высшей школы. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Академический Проект, 2003.

3. Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 6. С. 67-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.