Научная статья на тему 'Особенности формирования аграрно-промышленного комплекса в регионе'

Особенности формирования аграрно-промышленного комплекса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / PROBLEMS / AGRICULTURE / INDUSTRY / REGION / DEVELOPMENT / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шардан С. К., Лайпанов У. М.

В статье рассмотрены проблемы социально-экономического развития депрессивного региона, показаны особенности формирования аграрно-промышленного комплекса в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the agro-industrial complex in the region

In article are considered problems social-economic development депрессивного region, are shown particularities of the shaping agrarianindustrial complex in region.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования аграрно-промышленного комплекса в регионе»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АГРАРНОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНЕ

ШАРДАН С.К.,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, 369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36;

ЛАЙПАНОВ У.М.,

преподаватель, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, 369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36

В статье рассмотрены проблемы социально-экономического развития депрессивного региона, показаны особенности формирования аграрно-промышленного комплекса в регионе.

Ключевые слова: проблемы; сельское хозяйство; промышленность; регион; развитие; стратегия.

In article are considered problems social-economic development депрессивного region, are shown particularities of the shaping agrarian-industrial complex in region.

Keywords: problems; agriculture; industry; region; development; strategy.

Коды классификатора JEL: Q13, Q18.

При нынешней катастрофической ситуации депрессивного региона — Карачаево-Черкесской Республики, восстановление экономики следует начинать с аграрного производства. Сельское хозяйство КЧР — это стратегически важная отрасль экономики, обеспечивающая оптимальное развитие всех отраслей АПК республики и, вместе с тем, продовольственную безопасность СКФО.

В сельском хозяйстве региона сейчас много проблем, но во всем их многообразии незамедлительного решения заслуживают следующие: создание нормального экономического климата на селе и образование такого механизма, который способен вывести аграрный сектор из тупика.

Финансовые вливания в аграрный сектор необходимы для того, чтобы избежать диспропорций в развитии всего агропромышленного комплекса.

© Шардан С.К., Лайпанов У.М., 2010

К сожалению, эти истины не всегда воспринимаются должным образом при определении направлений аграрной политики государства. Из года в год доля расходов на развитие сельского хозяйства сокращается и в настоящее время достигает критического уровня.

Сельскому хозяйству возвращают примерно десятую часть из того, что получает от него государственный бюджет. А госбюджет, даже при нынешнем положении сельского хозяйства, приблизительно на 20% в своей доходной части формируется за его счет.

Недостаток собственных средств, резкое сокращение долгосрочного кредитования и бюджетной поддержки привели к прекращению нормальной инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве. Объем инвестиций за пятнадцать лет постоянно снижается.

Капитальные вложения в агропромышленный комплекс существенно сократились, что разрушило воспроизводственный процесс, подорвало даже простое воспроизводство. Изношенность основных фондов увеличилась почти до 40%.

Сельские товаропроизводители оказались неплатежеспособными банкротами (во всяком случае, по формальным показателям) [4]. Этот финансовый и инвестиционный провал, как цепная реакция, распространил свое действие на такие отрасли, как тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, автопромышленность и т.п.

Государственная поддержка сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса сейчас выступает как безусловное требование современного состояния экономики. Но при этом встает важный вопрос: откуда взять значительные средства, необходимые для решения данной проблемы? Экономика страны разрушена, финансовая система подорвана, в бюджете зияют огромные прорехи. В данной ситуации нельзя ограничиться частичными мерами, на которые акцентируется внимание правительства.

1. Рассматриваемую проблему не разрешить без коренного изменения самого курса реформ и определенного ограничения сферы приватизации.

В настоящее время источниками значительных накоплений могут быть некоторые природные и коммерческие монополии, в частности: добыча и продажа нефти и газа, продажа древесины, других видов природного сырья. В этих сферах должна быть восстановлена безусловная государственная монополия [2].

Среди непосредственных производителей, в том числе и сельскохозяйственных, сложилась мощная паразитическая прослойка, занимающаяся, с точки зрения норм цивилизованного рынка, тем, что с полным основанием можно назвать грабежом. По ряду экономически развитых стран производители за сельскохозяйственную продукцию получают от 65 до 75% розничной цены. Данные по нашему сельскому хозяйству свидетельствуют о том, что эта доля не превышает в среднем 25-30%.

2. Для нормализации такого положения требуется решить проблему управления агропромышленным комплексом и повышения роли государственного регулирования развития аграрного сектора. Установление обоснованных свя-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

зей между производителями и потребителями с ограничением спекулятивного посредничества — это одна из сторон проблемы регулирования, а вторая — это утрата управляемости процессами, происходящими в агропромышленном комплексе.

3. Переход к экономическим методам регулирования развития производства требует установления государственного контроля движения цен. Бесконтрольность способствует росту их диспаритета на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Суммы, возникающие в результате этого, в два с лишним раза превышают размер бюджетных ассигнований, выделяемых на развитие АПК. Происходит огромная перекачка средств из сельского хозяйства в другие сферы экономики. Удельный вес убыточных хозяйств составляет сейчас около 70%. Сам рынок не сможет ликвидировать диспаритет, а если это и произойдет, то ликвидируются сами предприятия вместе с сельскохозяйственным производством [4].

В этой связи необходимо: установить гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающие возмещение издержек производства и позволяющие осуществлять расширенное воспроизводство; стабилизировать цены на энергоносители для сельского хозяйства и ограничить их рост на другие основные виды материально-технических ресурсов, потребляемых в сельском хозяйстве.

4. Нуждается в совершенствовании и система налогообложения.

Для предприятий АПК тяжесть налогообложения непосильна. Налогообложение должно проводиться с учетом сложившейся доходности сельскохозяйственного производства. Для предприятий, обеспечивающих систематический рост производства, должны быть установлены налоговые льготы.

5. Чтобы создать адекватный для рыночного хозяйства экономический механизм, необходимо существенное совершенствование банковской системы, и прежде всего кредитной, имеющей особое значение для аграрного сектора, который сейчас испытывает острый недостаток оборотных средств. Для этого следует принять ряд мер, в том числе:

♦ ввести льготное кредитование на сезонные нужды производства;

♦ создать целевые фонды долгосрочного кредитования с выдачей ссуд непосредственным производителям;

♦ расширить кредитную базу на основе разработки механизма ипотечного долгосрочного кредита, выдавая кредитные средства под залог недвижимости;

♦ организовать банковские предприятия, работающие на принципах обществ взаимного кредитования и по уставам кооперативных банков, учредителями которых могут быть предприятия всех форм собственности и хозяйствования, а также физические лица и прежде всего из числа сельских жителей.

6. Следующая проблема связана с регулированием сложных экономических взаимоотношений отечественного сельского хозяйства с сельским хозяйством зарубежных стран, с определением его места на мировом рынке продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

7. Обстановка сейчас столь острая, что требует экстренных мер по возвращению рынка отечественному сельхозтоваропроизводителю. В этой связи можно рекомендовать следующие меры:

♦♦♦ срочно разработать систему балансов производства и потребления основных продуктов питания;

♦♦♦ довести государственные заказы (квоты) на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья в Федеральный фонд не только до регионов, но и до конкретных товаропроизводителей;

♦♦♦ ввести квоты на импорт;

♦♦♦ объявить государственную монополию внешней торговли на некоторые виды продовольствия (зерно, сахар, растительное масло и т.п.);

♦♦♦ установить систему таможенных платежей, налогов, квот и других форм регулирования таким образом, чтобы исключить возможность продажи импортной продукции по ценам, подрывающим конкурентную способность наших товаропроизводителей.

8. И, наконец, важную роль для создания современного экономического механизма играет формирование многоукладности. Четкая ориентация на нее имеет принципиальное значение для налаживания эффективной рыночной структуры. Она позволит существенно ограничить волевые (идеологические) методы, основанные на силовом воздействии. Ключ к разрешению существующих противоречий — организация рыночного соревнования и сотрудничества разных форм собственности и хозяйствования.

Сейчас намечаются объективные направления совершенствования социально-экономической структуры на селе. Кооперация в современных условиях для многих тысяч хозяйств является реальным выходом из сложившегося обвального положения.

Для сохранения высокого технического и технологического уровня производства, свойственного крупным хозяйствам, необходимы кооперативные формы. Они обладают уникальными возможностями сочетания двух принципов: во-первых, могут обеспечить крупномасштабное производство на основе научно-технического прогресса и, во-вторых, сохранить личную заинтересованность и ответственность членов кооперативов в сфере производства, обращения и потребления.

Дальнейший ход аграрных преобразований в России во многом зависит от выбираемых на перспективу ориентиров, что обусловило необходимость разработки концепции аграрной политики Российской Федерации на первое десятилетие XXI века [2].

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2009-2012 годы) включает положения, реализация которых направлена на достижение долгосрочных целей, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития России, направленной на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращения разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами. Достижение этих целей возможно только путем построения динамично развивающийся рыночной экономики со стабильным и ясным законодатель-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ством, с более низкой степенью зависимости от мировой конъюнктуры, оптимальным участием государства в хозяйственной деятельности при усилении его роли как гаранта безопасности, а также в обеспечении социальных стандартов, экономической свободы, финансовой стабильности и эффективной инфраструктуры [4].

Итоги социально-экономического развития АПК КЧР в 2007-2009 годах свидетельствуют о формировании тенденции к росту экономики.

Факторами, оказавшими позитивное влияние на экономику региона, стали перемены в микроэкономической среде и мотивации экономических агентов. За прошедшие годы все большая часть предприятий АПК КЧР стала приспосабливаться к рыночным условиям, существенно изменился характер их хозяйственной деятельности. Способствуя поддержанию макроэкономической стабильности, бюджетная политика в республике стала более взвешенной, что позволяет последовательно снижать долговую нагрузку на будущие поколения.

Вместе с тем социально-экономические проблемы, с которыми продолжают сталкиваться регионы СКФО, свидетельствуют о недостаточной устойчивости позитивных тенденций развития экономики.

Расчет на дальнейшую эксплуатацию благоприятных внешних факторов не может гарантировать поддержание устойчивых темпов роста. Необходимы существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ.

Целью программы социально-экономического развития регионов Российской Федерации на среднесрочную перспективу должно быть формирование такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны [5].

Среднесрочная программа должна стать базовым документом, определяющим пути решения экономических проблем страны. Реализация программных мероприятий будет логическим продолжением осуществления Стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года и начатого в рамках Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2010-2015 годы создания адекватной налоговой системы, правовых основ для снижения административных барьеров и ограничения непосредственного вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий, формирования рынка земли, основ новой пенсионной системы, проведения таможенной, судебной реформ, реформы социального обеспечения, повышения качества и доступности важнейших социальных услуг, а также повышения эффективности экономической инфраструктуры.

Основными целями агропродоволъственной политики являются:

• развитие эффективного и устойчивого агропромышленного производства, формирование развитых рынков;

• надежное продовольственное обеспечение страны;

• повышение уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• сохранение и воспроизводство природных ресурсов.

Для достижения указанных целей на федеральном уровне в вопросах государственного регулирования АПК важно решение следующих задач:

■ создание надежной правовой системы регулирования рыночных отношений в АПК, закрепление основных положений аграрной политики в законодательных актах;

■ индикативное планирование АПК на основе различных методов прогнозирования и оценки объемов производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья, оценки использования ресурсов в сельскохозяйственном производстве;

■ формирование ценовой, таможенной, тарифной и кредитно-финансовой политики при межрегиональных и межгосударственных закупках продукции;

■ развитие финансовой инфраструктуры агропродовольственных рынков;

■ анализ наполнения продовольственного рынка, контроль организации централизованных продовольственных фондов и экономическое регулирование цен на продукцию сельского хозяйства по регионам, разработка предложений по созданию и использованию резервных государственных фондов;

■ содействие развитию рыночной инфраструктуры, расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;

■ регулирование основных пропорций межотраслевого и внутриотраслевого обменов;

■ обеспечение условий для нормальной конкуренции на продовольственном рынке;

■ проведение разумной протекционистской политики по отношению к отечественным товаропроизводителям и содействие экспорта российской продукции;

■ разработка маркетинговых и консалтинговых программ для развития малого бизнеса и предпринимательства в аграрном секторе экономики.

Более подробно остановимся на некоторых направлениях.

1. Инструкционалъное обеспечение развития аграрной сферы.

Политика государства должна исходить из принципа поддержки аккумулирования земельных долей и имущественных паев в руках наиболее эффективных собственников. Необходимо продолжить создание условий для развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, стимулировать формирование союзов производителей по отраслям аграрного сектора, создание системы консультирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставляющих консультационные услуги сельхозтоваро-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

производителям, расширять и совершенствовать федеральную систему рыночной информации.

2. Создание равных условий конкуренции в аграрном секторе. Деятельность Правительства Российской Федерации в этой области должна

быть направлена на полную отмену межрегиональных торговых ограничений, ограничение монополизма торговых посредников, финансовое оздоровление отрасли путем реструктуризации задолженности сельхозтоваропроизводителей по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

3. Развитие финансовой инфраструктуры агропродовольственных рынков. Правительству Российской Федерации необходимо проводить меры по

разработке и введению в действие механизмов лизинговых поставок сельскохозяйственным товаропроизводителям машиностроительной продукции и племенного скота, развитию механизма страхования урожая сельскохозяйственных культур и системы страхования в сельском хозяйстве, формированию системы долгосрочного кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса, стимулированию инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве.

4. Содействие расширению рынков сбыта агропродовольственной продукции.

В этом направлении Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить проведение закупок продовольствия для государственных нужд исключительно на внутренних рынках, также следует поддерживать экспорт сельскохозяйственной продукции.

Важной мерой обеспечения продовольственной безопасности государства должно быть формирование федерального оперативного резерва зерна.

Важнейшим инструментом проведения активной структурной политики АПК должно быть программно-целевое финансирование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллаев Ф.Р., Раевский С.В. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов в регионе. М.: Экономика, 2007.

2. Гринберг Р.С., Татаркин А.И. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2008.

3. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. М.: Финансы и статистика, 2007.

4. Мисаков В.С. Государственная политика формирования перспективной структуры экономики регионального АПК // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2009. № 1.

5. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия. М.: Экономика, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.