Научная статья на тему 'Специфика рефлексивных затруднений у детей-сирот'

Специфика рефлексивных затруднений у детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / РЕФЛЕКСИЯ / ЗАТРУДНЕНИЕ / ПРИНЯТИЕ / ORPHAN CHILDREN / REFLECTION / IMPEDIMENT / ADOPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Жанна Анатольевна, Чугунова Эльвира Ивановна

Авторы представляет рефлексию как феномен весьма многозначный, описывают его виды и специфику затруднений у детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарова Жанна Анатольевна, Чугунова Эльвира Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflective difficulties in orphan children specifics

The authors imagine reflection to them as phenomenon really ambiguous, describe its types and impediments specifics in orphan children.

Текст научной работы на тему «Специфика рефлексивных затруднений у детей-сирот»

2. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М.: Магистр, 1995. - 111 с.

3. Давыдова Г.И. Рефлексивный диалог в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 44 с.

4. Лабунская В.А., МенджерицкаяЮ.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 288 с.

5. Разина Т.В. Рефлексия в решении педагоги-

ческих проблемных ситуаций // Ярославский психологический вестник. - 2001. - N° 5.

6. Самохвалова А.Г. Деловое общение: путь к успеху. Учебное пособие - Кострома: КГУ, 2007. - 332 с.

7. Серавин А.И. Исследование творчества. -СПб.: «Копи-Парк», 2005. - 200 с.

8. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.

9. Шейнов В.П. Искусство убеждать - М.: Изд-во «ПРИОР», 2001 - 304 с.

УДК 37.04

Захарова Жанна Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Чугунова Эльвира Ивановна

кандидат педагогических наук Ченцовский детский дом, Костромская область

ipp@ksu.edu.ru

СПЕЦИФИКА РЕФЛЕКСИВНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ У ДЕТЕЙ-СИРОТ

Авторы представляет рефлексию как феномен весьма многозначный, описывают его виды и специфику затруднений у детей-сирот.

Ключевые слова: дети-сироты, рефлексия, затруднение, принятие.

Серьезные изменения во всех сферах жизни российского общества, происходящие в стране со второй половины восьмидесятых годов, привели к резкому ухудшению положения детства, как особого этапа социального взросления молодых поколений, семьи как основного института социализации. Особого внимания в этой связи требуют дети-сироты, воспитывающиеся в детских домах. Забота об обездоленных детях является одной из основных нравственных норм цивилизованного общества и актуализирует важность создания условий для становления зрелой личности, способной в дальнейшем стать достойным его членом.

Согласно научным исследованиям Л.В. Бай-бородовой, И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной, И. И. Осиповой, Н.Н. Толстых и собственному многолетнему опыту сопровождения детей-си-рот пребывание ребенка в учреждении отрицательно влияет на все сферы развивающейся личности. Выходя из учреждений интернатного типа, воспитанники в большинстве своем становятся асоциальными личностями: зависимыми, не способными к самостоятельной ответственной жизни, эмоционально глухими и жестокими. Дети-

сироты испытывают чувство отчужденности от интересов и дел окружающего мира и несовместимости с ним (О.В. Бережная, Е.Я. Дрыгина, И.В. Дубровина, С.В. Кривых и др.).

У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преобладает негативная идентичность (диффузия идентичности) или преждевременная остановка, наблюдается низкий уровень развития рефлексии.

Вместе с тем, по мнению Ю.Н. Емельянова, С.Л. Ларионовой, О.А. Кожевниковой, А.А. Нал-чаджана и др., одним из психологических условий, способствующих успешности адаптации де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с ценностными ориентациями, Я-концепцией (целостное Я, позитивное отношение к себе), адаптационными свойствами интеллекта, индивидуальными особенностями и коммуникативными способностями, личностной идентичностью является развитая рефлексия.

Рефлексия является предметом изучения и орудием, применяемым в разных сферах человеческого знания и его использования: философии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтоло-

© Захарова Ж.А., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

Чугунова Э.И., 2012

гии и др. Рефлексия (от лат. гейехю - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. В «Философском энциклопедическом словаре» рефлексия определяется как «принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека» [4]. В психологическом словаре мы находим следующее определение рефлексии: Рефлексия - (лат. гейехю - отражение) -1) размышление, полное сомнений, противоречий. Анализ собственного психического состояния; 2) как механизм взаимопонимания - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению [2].

Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В современных разработках проблема рефлексии рассматривается в следующих контекстах: при изучении теоретического мышления (А.В. Кор-жуев, В.А. Попков, Ю.Н. Кулюткин, ГС. Сухобс-кая); при изучении процессов коммуникации и кооперации, связанных с необходимостью понимания оснований совместных действий и их координации (В.С. Мухина, Т. В. Махова); при изучении самосознания личности, связанной с проблемой формирования, воспитания и самовоспитания подрастающих поколений (А.В. Хуторской, ГЮ. Ксензова, Г. К. Селевко и др.).

В социальной психологии рефлексия выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко: 1) как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования, и 2) как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей жизнедеятельности.

В.В. Давыдов, рассматривая данное понятие с позиции деятельности, считает, что рефлексия -это осознание субъектом средств и оснований деятельности. У В.А. Сластенина можно найти такое определение: «рефлексия включает в себя

построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживания, припоминания и решение проблем. Она охватывает также обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки» [3].

Как видно из вышесказанного, рефлексивный феномен весьма многозначен и в самом общем виде может быть представлен, во-первых, как индивидуально-психологическая рефлексия - самопознание, самосознание человека, а во-вторых, как социально-психологическая рефлексия - постановка себя на место другого человека и размышление за другое лицо.

В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А.В. Карпов, А.С. Шаров и некоторые другие исследователи выделяют следующие её виды:

1. Ситуативная рефлексия - выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

2. Ретроспективная рефлексия - служит для анализа уже выполненной деятельности и событий в прошлом.

3. Перспективная рефлексия - включает в себя размышления о предстоящей деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов [1].

В свою очередь И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов разрабатывая рефлексивно-гуманистическое направление в психологии, выделили следующие четыре вида рефлексии: интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная.

Таким образом, рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным слоям и т.д. С помощью рефлексии ребенок, в частности, может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

246

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

В тоже время, как отмечалось выше, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в период подростничества наблюдаются низкий уровень приятия себя и других, ведомость и группозависимость. Следовательно, результатом воспитательной деятельности педагогических коллективов интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть, в частности, убеждение воспитанников в необходимости проявления самостоятельности для непрерывного развития личности. Важнейшим средством подобного развития является способность самоосмысления собственного поведения, способность ясно ставить цели и задачи, проектировать необходимую деятельность.

Большинство авторов (Л.С. Выготский,

С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) считают рефлексию новообразованием младшего школьного возраста. Значит ли это, что на более поздних этапах развития личности ребенка такая работа бессмысленна и не результативна? Речь идет скорее о предпосылках и особенности рефлексии на ранних этапах развития, о сензитивнос-ти данного возраста. Так, например, в дошкольном возрасте (от 3-х лет до 7) через отношения со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, когда ребенок рефлексирует, пытается проанализировать собственное психическое состояние, проецировать свой поступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Приобретенные к концу дошкольного возраста рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций отношений с учителем и одноклассниками, при этом в новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. Л.С. Выготский также доказал, что на психическое развитие ребенка влияет обучение.

Солидаризируясь с С.В. Пигузовой выделяющей при формировании рефлексивных способностей 3 стадии: 1) стадия становления коллективной рефлексии; 2) стадия становления групповой рефлексии; 3) стадия становления индивидуальной рефлексии, при чем последняя стадия возникает уже в подростковом возрасте, считаем, что

развитию рефлексии воспитанников сиротских учреждений на более поздних возрастных этапах будет способствовать проведение систематической психокоррекционной работы.

Такая работа предполагает совместное обсуждение, обмен взглядами, мыслями, предположениями, совместное преодоление трудностей и достижение успеха, что необходимо для развертывания рефлексивных процессов. Но не всякая совместная деятельность приводит к конструктивному решению конфликтной и проблемной ситуации. Одна из возможностей для появления рефлексии обнаруживается при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании, в деятельности, в результате которых не выполняется потребность. Следовательно, только при соответствующей организации групповой работы в проблемной ситуации ребенок-сирота способен выйти в рефлексивную позицию и направить свой анализ на породившую его ситуацию и способ деятельности. Так же психокоррекционная работа должна включать повышение уровня приятия детьми-сиротами себя и других, снижение ведомости и повышение уровня стремления к доминированию, снижению моратория идентичности. Результативной в этом направлении становится использование в обучении детей-сирот копинг-стратегии в когнитивной (проблемный анализ и установка собственной ценности), эмоциональной (оптимизм и протест) и поведенческой (сотрудничество, обращение за помощью) сферах.

Таким образом, основными путями преодоления рефлексивных затруднений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является социальное обучение с использованием самодетерминирующих активность детей методов и приемов и расширение социального опыта с применением элементов тренинга.

Библиографический список

1. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. - М., 2002.

2. Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. - М., 2010.

3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. -Томск, 1993.

4. ЩедровицкийГ.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. - М., 2005.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.