_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-20 УДК 316
© ®
Attribution
сс by
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМИЗМА, А ТАКЖЕ ПРИ СОЗДАНИИ ИСЛАМИСТСКОЙ СИМВОЛИКИ
Аннотация. Актуальность. В настоящее время из всех течений религиозно-политического экстремизма исламизм представляет наибольшую опасность для общества и государства, что, конечно же, не исключает факта существования радикальных и экстремистских религиозно-политических сообществ православной, неязыческой и иной псевдорелигиозной направленности. Актуальность темы исследования также обуславливается необходимостью обеспечения одного из важнейших аспектов деятельности сотрудников правоохранительных органов в рамках противодействия экстремизму, которое выражается, в том числе, в своевременном выявлении и пресечении пропаганды экстремизма.
Цель: раскрыть специфику реализации основных принципов религиозно-политического экстремизма в идеологии исламизма, а также обозначить основные принципы, используемые при непосредственном создании исламистской символики.
Методы: научного описания, позволяющий раскрыть основные понятия и специфические черты исламистской идеологии; сравнительно-сопоставительный метод, связанный с рассмотрением сопоставлением отличительных признаков флагов и эмблем исламистских организаций, а также принципы их образования; системный анализ, позволяющий представить один из элементов феномена религиозно-политического экстремизма и противодействия ему сотрудниками подразделений по противодействию экстремизма.
Результаты: в рамках исследования были рассмотрены и выделены основные специфические черты идеологии исламизма, а также три основных направления в идеологии современного исламизма, такие как: салафизм, шариатизм, джихадизм. Более того, наличие указанных и подобных им символов и цветов достаточно строго указывает на то, что исламизм является далеко не единственной составляющей идеологической базы группировки, что открывает определенные перспективы для оперативной работы, в частности для раскола выявленной группы или привлечения к сотрудничеству лиц по идеологическим мотивам.
Выводы: для выявления символики новых радикальных и экстремистских группировок исламистского характера сотруднику оперативных подразделений, задействованных в мероприятиях по противодействию экстремизму, необходимо знать не только отличительные признаки флагов и эмблем исламистских организаций, но и принципы их образования. Из представленной информации о принципах формирования исламистской символики можно сделать вывод о том, что установление характера ее идеологической составляющей может послужить важным элементом оперативно-розыскных мероприятий, связанных с противодействием экстремистским проявлениям религиозно-политической направленности.
Ключевые слова: радикальная и экстремисткая символика, религиозно-политический экстремизм, исламизм, джихажизм, шариатизм, салафизм, такфиризм, специфика реализации принципов, основные направления исламизма, противодействие экстремизму, подразделение по противодействию экстремизму.
Abstract. Relevance. Currently, of all the trends of religious and political extremism, Islamism poses the greatest danger to society and the state, which, of course, does not exclude the existence of radical and extremist religious and political communities of Orthodox, neo-Pagan and other pseudo-
Самойлов С.Ф., Вишневецкий К.В.
Краснодарский университет МВД России
THE SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF RELIGIOUS AND POLITICAL EXTREMISM IN THE MAIN DIRECTIONS OF THE IDEOLOGY OF ISLAMISM, AS WELL AS IN THE CREATION OF ISLAMIST SYMBOLS
Sergey F. Samoilov, Kirill V. Vishnevetsky
Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
religious orientation. The relevance of the research topic is also conditioned by the need to ensure one of the most important aspects of the activities of law enforcement officers in the framework of countering extremism, which is expressed, inter alia, in the timely detection and suppression of extremist propaganda.
Purpose: to reveal the specifics of the implementation of the basic principles of religious and political extremism in the ideology of Islamism, as well as to identify the basic principles used in the direct creation of Islamist symbols.
Methods: a scientific description that allows to reveal the basic concepts and specific features of Islamist ideology; a comparative method related to the consideration of comparing the distinctive features of flags and emblems of Islamist organizations, as well as the principles of their formation; a systematic analysis that allows to present one of the elements of the phenomenon of religious and political extremism and counteraction to it by employees of anti-extremism units.
Results: within the framework of the study, the main specific features of the ideology of Islamism were considered and highlighted, as well as three main directions in the ideology of modern Islamism, such as: Salafism, Sharia, jihadism. Moreover, the presence of these and similar symbols and colors strictly indicates that Islamism is far from the only component of the ideological base of the group, which opens up certain prospects for operational work, in particular for splitting the identified group or attracting people to cooperate for ideological reasons.
Conclusions. In order to identify the symbols of new radical and extremist groups of an Islamist nature, an employee of operational units involved in measures to counter extremism needs to know not only the distinctive features of flags and emblems of Islamist organizations, but also the principles of their formation. From the information provided on the principles of the formation of Islamist symbols, it can be concluded that establishing the nature of its ideological component can serve as an important element of operational investigative measures related to countering extremist manifestations of a religious and political orientation.
Keywords: radical and extremist symbols, religious and political extremism, Islamism, jihadism, Sharia, Salafism, Takfiri, specifics of the implementation of principles, the main directions of Islamism, counteraction to extremism, counter-extremism unit.
Введение. Среди всего массива радикальных и экстремистских символов, которые применяются с целью пропаганды экстремизма, символы исламистских организаций представляют собой наибольшую сложность для сотрудников подразделений по противодействию экстремизму.
В целом, идеологию исламизма как разновидности религиозно-политического экстремизма можно определить, как совокупность доктрин, трансформирующих мусульманское вероучение в духе нетерпимости к инакомыслящим с целью построения тоталитарного общества различными насильственными методами [1].
Раскроем специфику реализации основных принципов религиозно-политического экстремизма в идеологии исламизма:
- фундаментализм - стремление вернуться к изначальному мусульманскому вероучению посредством очищения традиционного ислама от так называемых «нововведений»;
- пуританизм - строгое соблюдение норм шариата в религиозной и социальной жизни;
- теократизм - нацеленность на построение авторитарного или тоталитарного государства, позиционирующего себя как шариатское или халифатское;
- фанатизм - слепая убежденность в истинности своих взглядов, сопровождаемая социальной агрессивностью; одной из форм религиозного
фанатизма в исламизме является такфиризм -обвинение в неверии мусульман, не разделяющих радикальную и экстремистскую идеологию;
- экспансионизм - нацеленность государства или политической организации на захват чужой территории. Специфика исламистского экспансионизма заключается в идее построения Всемирного халифата, включающего в себя страны, традиционно неисповедующие ислам.
Результаты. Перечисленные выше характерные черты в конкретных исламистских организациях получают особую интерпретацию. Кроме того, каждая экстремистская доктрина делает особый акцент на одну из них. Данное обстоятельство позволяет выделить три основных направления в идеологии современного исламизма:
- салафизм;
- шариатизм;
- джихадизм.
Идеология салафизма представляет собой сложное явление, включающее большое число течений различной степени радикальности. Так, умеренный салафизм является официальной идеологией Саудовской Аравии и оказывает существенное влияние на социально-политическую жизнь Катара, Кувейта и ОАЭ.
Вместе с тем, салафитская доктрина при ее радикализации может служить обоснованием рели-
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
гиозно-политического экстремизма исламистского толка [2].
Основной идеей исламизма является возврат к первоначальному исламу, под которым понимают религиозные учения и практику первых трех поколений мусульман. При этом салафизм вводит существенные изменения в вероучение и культ традиционного ислама.
Наиболее опасными исламистскими экстремистскими группировками, причисляющими себя к салафизму, являются:
- «Ан-Нусра»;
- Имарат Кавказ.
Термин «шариатизм» является достаточно условным и обозначает совокупность исламистских доктрин, нацеленных на построение государства на основе шариата. Шариатистская идеология предполагает различные идеи построения национального государства. Одни концепции допускают создание шариатских национальных государств, другие же изначально настроены на построение общемусульманского государства - халифата, который в дальнейшем должен быть трансформирован во Всемирный халифат [3].
В отличие от салафизма, шариатизм находится в рамках традиционного ислама, но при этом настаивает на строгости соблюдения религиозных норм как в повседневной, так и в социально-политической жизни.
Ряд шариатистских организаций в противоположность салафизму допускают использование европейских форм построения социально-политической жизни и создают политические партии. Важнейшими политическими организациями шариатистского толка являются:
- «Движение ислама Восточного Туркестана» (рис. 4);
- «Братья-мусульмане»;
- «Талибан»;
- «Хизбут-Тахрир».
Идеология «джихадизма» предполагает выстраивание основных постулатов исламистской идеологии вокруг идеи джихада - понятия «священной войны» в исламе. При этом в исламизме, с одной стороны, само понятие «джихад» неправомерно сужается до понятия религиозной войны, а с другой - происходит его подмена понятием «террористическая деятельность».
В джихадизме, как и в других проявлениях исламизма, существует несколько течений, важнейшими из которых являются:
- такфиризм;
- интегральный джихадизм.
- направлений исламизма.
Такфиризм предполагает обвинение в неверии всех мусульман, не придерживающихся радикальных взглядов. Он может реализовываться как в форме религиозно-деструктивного сообщества, так и в форме экстремистской или террористической группировки.
Интегральный джихадизм представляет собой попытку объединения джихадистских группировок. Наиболее известными джихадистскими организациями являются:
- «Такфир валь-Хиджра»;
- «Исламский Палестинский джихад»;
- «Исламское государство»;
- «Боко Харам».
Теперь, когда основные характерные черты исламистской идеологии можно считать зафиксированными, представляется необходимым рассмотреть, каким образом они реализуются в символических изображениях. Характер символики исламистских организаций определяется их стремлением использовать традиционные для мусульманской религии символы.
Для выявления символики новых радикальных и экстремистских группировок исламистского характера сотруднику оперативных подразделений, задействованных в мероприятиях по противодействию экстремизму, необходимо знать не только отличительные признаки флагов и эмблем исламистских организаций, но и принципы их образования.
Так, при создании исламистской символики могут осознанно или неосознанно применяться следующие приемы:
- обращение, реальное или воображаемое, к символике первоначального ислама;
- совмещение «знамени джихада» с силуэтами определенных территорий;
- совмещение «знамени джихада» с силуэтом земного шара;
- добавление к традиционным исламским символам различных символов борьбы или агрессии;
- изображение различных религиозных объектов, подлежащих «защите»;
- совмещение националистической и исламской символики;
- изображение наряду с различными исламистскими символами различных животных хищников, традиционно символизирующих силу.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Применение одного из указанных приемов позволяет судить о степени радикальности группировки. Так, обращение к символике первоначального ислама свидетельствует об опоре идеологии той или иной группировки на принципы религиозного фундаментализма. Это характерно для крайних салафитских и джихадистских группировок.
Наличие наряду с черным знаменем с шахадой или черным знаменем с Печатью Пророка каких-либо других символов свидетельствует либо об определенной «либеральности» идеологии конкретной группировки по отношению к воинственному фундаментализму, либо о вхождении группы, ранее базировавшейся на идеях сепаратизма или национализма, в состав джихадистской или салафитской группировки.
Совмещение «знамени джихада» с силуэтами определенных территорий означает, что группировка опирается на поддержку определенного этноса или конфессиональной группы и ведет борьбу за создание шариатского государства в рамках конкретной страны, не ставя перед собой целей построения Всемирного халифата. Однако данное утверждение не следует рассматривать в качестве правила. В некоторых случаях, совмещение «знамени джихада» с силуэтами определенных территорий может означать, что конкретная группировка является «филиалом» более крупной исламистской организации [4].
Совмещение «знамени джихада» с силуэтом земного шара свидетельствует, с одной стороны, о решимости исламистской группировки вести борьбу до установления власти халифата во всем мире, а с другой - о наличии в ее идеологии определенных отклонений от жесткого фундаментализма, поскольку в последнем различные проявления художественных средств светского искусства не приветствуются.
Близким к данному приему можно считать добавление к традиционным исламским символам
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Литература:
различных символов борьбы или агрессии, а также различных хищников, традиционно символизирующих силу.
Наличие на флагах и эмблемах изображений сжимающей кулак руки, человеческих фигур, оружия (прежде всего мечей и автоматов), животных и т.п. вступает в определенное противоречие с мусульманскими традициями, в которых установлен запрет на изображение живых существ.
Вместе с тем, изображение орлов, львов, волков, всадников, солдат, особенно на фоне или в сочетании с черно-бело-зеленым или иными цветами, свидетельствует о наличии националистической составляющей в исламистской идеологии той или иной группировки.
В частности, изображение орла традиционно для арабских стран, прежде всего Сирии и Египта, волка - для Турции и Чечни, льва - для Ирана и народов, исповедующих различные варианты шиизма.
Заключение. Таким образом, наличие указанных выше и подобных им символов, и цветов достаточно строго указывает на то, что исламизм является далеко не единственной составляющей идеологической базы группировки, что открывает определенные перспективы для оперативной работы, в частности для раскола выявленной группы или привлечения к сотрудничеству лиц по идеологическим мотивам.
Из представленной информации о принципах формирования исламистской символики можно сделать вывод о том, что установление характера ее идеологической составляющей может послужить важным элементом оперативно-разыскных мероприятий, связанных с противодействием экстремистским проявлениям религиозно-политической направленности.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
1. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система / С.М. Прозоров; Ин-т востоковедения, С.-Петербург. фил. М. : Вост. лит., 2004. С. 29.
2. Егупов А.В. Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты : автореф. дис. ... канд. полит. наук. Краснодар, 2005. С. 7.
3. Самойлов С.Ф. Выявление и пресечение пропаганды исламистских организаций как средство профилактики преступлений экстремистской направленности / С.Ф. Самойлов // Общество и право. 2019. № 2(68). С. 111.
4. Баконина М.С. Указ. соч.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
5. Самойлов С.Ф. Выявление и пресечение пропаганды исламистских организаций как средство профилактики преступлений экстремистской направленности / С.Ф. Самойлов // Общество и право. 2019. № 2(68).
6. Самойлов С.Ф. Своевременное выявление исламистской пропаганды как условие поддержания правопорядка / С.Ф. Самойлов, С.Ю. Просветов // Противодействие экстремизму и терроризму: философские, социоло-гические и политологические аспекты : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2018.
1. Prozorov S.M. Islam as an ideological system / S.M. Prozorov; Institute of Oriental Studies, St. Petersburg. phil. M. : East Lit., 2004. P. 29.
2. Egupov A.V. Islamic radicalism in the post-Soviet space: ideological and organizational aspects : abstract. ... candidate of Political Sciences. sciences'. Krasnodar, 2005. P. 7.
3. Samoilov S.F. Identification and suppression of propaganda of Islamist organizations as a means of preventing extremist crimes // Society and Law. 2019. № 2(68). P. 111.
4. Bakonina M.S. Said essay.
5. Samoilov S.F. Identification and suppression of propaganda of Islamist organizations as a means of preventing crimes of extremist orientation / S.F. Samoilov // Society and law. 2019. № 2(68).
6. Samoilov S.F. Timely identification of Islamist propaganda as a condition for maintaining law and order / S.F. Samoilov, S.Yu. Prosvetov // Countering extremism and terrorism: philosophical, sociological and political aspects : materials of the V International Scientific and Practical Conference. Krasnodar, 2018.
References:
Информация об авторах
Самойлов Сергей Фёдорович
доктор философских наук,
профессор,
полковник полиции,
начальник кафедры
социально-гуманитарных дисциплин
Краснодарского университета МВД России
Sergey F. Samoilov
Doctor of Philosophy,
Professor,
Police Colonel,
Head of the Department
of Social and Humanitarian Disciplines
Krasnodar University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
samoilowl [email protected]
Вишневецкий Кирилл Валерьевич
доктор юридических наук, профессор, полковник полиции,
начальник управления учебно-методической работы Краснодарского университета МВД России [email protected]
Kirill V. Vishnevetsky
Doctor of Law,
Professor,
Police Colonel,
Head of the Department
of Educational and Methodological Work
Krasnodar University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia