Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ИСЛАМИСТСКОЙ СИМВОЛИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ'

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ИСЛАМИСТСКОЙ СИМВОЛИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМИЗМ / ИСЛАМИСТСКАЯ СИМВОЛИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СИМВОЛИКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Самойлов Сергей Федорович, Некрасова Анастасия Владимировна

Статья посвящена противодействию религиозно-политическому экстремизму исламистского характера. На богатом эмпирическом материале раскрываются различия между символикой традиционного и радикального ислама, знание которых поможет сотрудникам органов внутренних дел действовать в строгих рамках антиэкстремистского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Самойлов Сергей Федорович, Некрасова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEFINING ISLAMIST SYMBOLS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF ANTI-EXTREMISM UNITS

The article is devoted to countering religious and political extremism of an Islamist nature. The rich empirical material reveals the differences between the symbols of traditional and radical Islam, knowledge of which will help law enforcement officers to act within the strict framework of anti-extremist legislation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ИСЛАМИСТСКОЙ СИМВОЛИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ»

Самойлов Сергей Федорович Некрасова Анастасия Владимировна

Проблема выявления исламистской символики в профессиональной деятельности сотрудников подразделений по противодействию экстремизму

Статья посвящена противодействию религиозно-политическому экстремизму исламистского характера. На богатом эмпирическом материале раскрываются различия между символикой традиционного и радикального ислама, знание которых поможет сотрудникам органов внутренних дел действовать в строгих рамках антиэкстремистского законодательства.

Ключевые слова: исламизм, исламистская символика, противодействие экстремизму, механизмы образования символики.

The problem of defining Islamist symbols in the professional activities of employees of anti-extremism units

The article is devoted to countering religious and political extremism of an Islamist nature. The rich empirical material reveals the differences between the symbols of traditional and radical Islam, knowledge of which will help law enforcement officers to act within the strict framework of anti-extremist legislation.

Keywords: islamism, islamist symbols, countering extremism, mechanisms of symbolism formation.

К важнейшим аспектам профессиональной деятельности сотрудников подразделений по противодействию экстремизму относятся своевременное выявление и пресечение пропаганды экстремизма и различных форм разжигания социальной ненависти, которые могут осуществляться в том числе посредством атрибутики и символики, что предусмотрено КоАП РФ и УК РФ [1; 2]. Идеологическое и эмпирическое многообразие радикальной и экстремистской символики требует от сотрудников подразделений по противодействию экстремизму способности определять и различать различного рода радикальные и экстремистские символы.

Среди радикальных и экстремистских символов, используемых для пропаганды экстремизма, наибольшую сложность для сотрудников подразделений по противодействию экстремизму представляют символы исламистских организаций, так как они опираются на традиционную исламскую символику и призваны провоцировать напряжение как между государством и верующими мусульманами, так и между различными группами многонационального и поликонфессионального российского общества. В этой ситуации предлагаемое нами небольшое иссле-

дование символики исламистских организаций представляется своевременным и востребованным. Прежде чем приступать к анализу собственно исламской и исламистской символики, целесообразно дать предельно общие определения исламизма и его основных направлений.

Под исламизмом понимают совокупность религиозно-политических идеологий, стремящихся посредством опоры на радикальную интерпретацию ислама оправдать насильственное построение религиозного общества в современных социально-политических реалиях. В исламизме прослеживается наличие трех основных течений: неосалафизм, рассматривающий традиционный ислам в качестве искажения (бид'а) - изначальная мусульманская доктрина, предлагающая вернуться к вере трех первых «праведных поколений» (саляф) мусульман;

шариатизм (совокупность идей, описывающих вдохновение, видение и дело всей жизни Али Шариати), как правило, остается в рамках традиционного ислама, но требует построения национального или всемирного шариатского государства;

джихадизм, рассматривающий экстремистскую и террористическую деятельность в качестве мусульманской священной войны (джихада).

66

Таким образом, основной характерной чертой неосалафизма является фундаментализм (возвращение в «чистому» исламу), шариатиз-ма - теократизм (попытка построения государства на религиозных началах), джихадизма -религиозный экспансионизм, предполагающий вооруженную борьбу за мировое господство. Одной из особенностей идеологии исламизма является присутствие черт, свойственных одному течению, в другом. Например, религиозный фундаментализм можно обнаружить не только в неосалафизме, но и в некоторых шариатистских и джихадистских концепциях. Таким же образом построение всемирного халифата и ведение джихада характерно для всех направлений исламизма, но каждое из указанных выше направлений делает акцент на определенном принципе, рассматриваемом в качестве главного.

Все названные направления идеологии исламизма представлены целым рядом организаций. Так, важнейшими неосалафистскими организациями являются (запрещены на территории Российской Федерации) «Аль-Каида», «Ан-Ну-сра», «Хайат Тахрир аш-Шам», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Исламское движение Узбекистана», «Имарат Кавказ» [3]. В свою очередь, наиболее известными шариатскими организациями следует признать «Братьев-мусульман», «Хизб ут-Тахрир», «Талибан», «Джамаат Таблиг», «Боко харам» (запрещены на территории Российской Федерации). К наиболее известным организациям, придерживающимся идеологии джихадизма, относят «Союз исламского джихада», «Ат-Такфир ва-ль-Хиджра», «Египетский исламский джихад», «Исламское государство» (данные организации запрещены на территории Российской Федерации).

В основании символики исламистских организаций лежат следующие важнейшие принципы: запрет на использование изображений животных и людей;

использование панарабских цветов - зеленого, черного, белого и красного;

установление символической связи одного из панарабских цветов с определенным историческим государством, например, белый цвет связывается с Омейядским халифатом (661750 гг.), черный - с Аббасидским халифатом (750-945 гг.; 1194-1258 гг.), зеленый - с Фати-мидским халифатом (909-1171 гг.), красный - с Османской империей (1299-1922 гг.);

разработка флагов на основе какого-либо из указанных выше цветов;

размещение на знаменах «шахады» - мусульманской вероисповедальной формулы («Нет Бога, кроме Аллаха, и Муххамад пророк его») и так называемой печати пророка;

использование изображения белого или черного круга с надписью «Мухаммад - посланник Бога» на арабском языке;

допустимость использования изображений Корана, меча Зульфикара, скрещенных сабель, графических изображений Каабы, мечети Аль-Акса и других мусульманских святынь.

Весьма актуальным для сотрудников подразделений по противодействию экстремизму является умение отличить исламскую символику от исламистской [4]. Как правило, исламистские организации избегают в своей символике изображений полумесяца (исключение: «Исламское движение Узбекистана»), сочетания нескольких панарабских цветов, характерных для государственной символики целого ряда арабских государств (Египта, Сирии, Йемена, Палестины), «руки Фатимы». Для исламской религиозной символики характерно широкое применение полумесяца и звезды:

сочетание полумесяца и звезды с шахадой, изображениями мусульманских святынь, силуэтом молящегося мусульманина, различными цитатами из Корана;

использование орнаментов и арабской каллиграфии при оформлении цитат из Корана; обращение к гамме ярких цветов; использование октаграммы - восьмиконечной звезды, образованной путем наложения двух квадратов;

сочетание октаграммы с каллиграфическими цитатами из Корана.

Говоря о специфике исламской символики, необходимо отдельно остановиться на религиозном значении цветов, поскольку именно оно широко используется исламистскими организациями. Так, зеленый цвет традиционно считается главным цветом ислама. Данный статус зеленый цвет приобрел сравнительно недавно - в XIII в., что было связано с борьбой мусульман против крестоносцев. Ключевым моментом этой борьбы являлось противостояние Фати-мидского халифата и государств-крестоносцев в Палестине. При этом династийным флагом фатимидов являлся зеленый штандарт. Несмотря на то, что фатимиды придерживались шиизма, цвет их знамени со временем стал отождествляться с исламом в целом. Корани-ческие истоки отождествления зеленого цвета

67

с исламом следует искать в следующих цитатах из Корана:

«И носят они (обитатели Рая) зеленые одеяния из атласа и парчи» (Коран, 76:21).

«Они будут возлежать на ложах с зелеными покрывалами и на коврах удивительной красоты» (Коран, 55:76).

Для правильного понимания данных цитат следует помнить, что согласно мусульманскому вероучению в Рай могут попасть только мусульмане. По этой причине зеленый цвет стал ассоциироваться с мусульманской религией в целом. Позднее вхождение зеленого цвета в исламскую символику привело к тому, что исламистские организации, чаще всего позиционирующие себя в качестве наследниц подлинного, или чистого, ислама, предпочитают использовать цвета, непосредственно связанные с пророком.

Белый цвет в исламе, как правило, символизирует, с одной стороны, религиозную чистоту, а с другой - смерть. При этом данные значения белого цвета следует считать взаимосвязанными. Так, мусульманин на всем протяжении жизни должен готовиться к смерти и следующему за ней суду. Представляется целесообразным привести некоторые цитаты из различных сборников хадисов (сунны), посвященных раскрытию указанных выше значений белого цвета в мусульманской религии:

«Надевайте одежду белого цвета, поистине, она самая чистая и самая приятная, а также заворачивайте ею ваших усопших» (Джами ат-Тирмизи).

«О Аллах! Очисть меня от моих грехов, как ты очистил белую одежду от грязи» (Сахих аль-Бухари; Сахих Муслим).

«Лучшая одежда, в которой вы можете лечь в могилу и посещать мечети, - это одежда белого цвета» (Джами ат-Тирмизи).

Напомним, что одно из двух знамен, используемых пророком Мухаммадом, было белого цвета. По этой причине исламистские организации достаточно широко используют флаги белого цвета, как правило, с нанесенной на них шахадой.

Черный цвет в исламе имеет двойственное значение, с одной стороны, он может символизировать тьму, смерть в ее негативном значении, с другой стороны, он выражает тайну души - непостижимость Аллаха, также носит религиозное значение. Важнейшим моментом в оценке черного цвета и в традиционном исламе, и в исламизме является то, что пророк наряду с белым использовал и черное знамя. Кроме

того, важнейший предмет религиозного поклонения мусульманской религии (камень Каабы) также имеет черный цвет. Немаловажным для оценки черного цвета в мусульманской традиции является то, что, по свидетельствам сунны, пророк Мухаммад часто надевал черную чалму. В целом в мусульманской традиции черный цвет рассматривается в тесной взаимосвязи с белым, как свет и тень, как неотъемлемый элемент мира, созданный Аллахом. Приведем ряд цитат из сунн, посвященных черному цвету:

«Вышел Посланник Аллаха (мир ему) и на нем был плащ в полоску из черного меха» (Муснад имама Ахмада, Сунан Абу Дауда, Сахих Ибн Хаббан).

«Я сшила Пророку (мир ему) плащ черного цвета, и он его надел» (Муснад имама Ахмада, Сунан Абу Дауда, Сахих Ибн Хаббан).

«Я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в день открытия Мекки в черной чалме» (Сахих Муслим).

Широкое применение черного цвета исламистскими организациям объясняется, прежде всего, тем, что он являлся цветом одного из знамен джихада, кроме того, символизировал верность мусульманской религии вплоть до смерти.

Красный цвет является наиболее сложным из цветов в мусульманской религиозной традиции. В частности, он достаточно устойчиво ассоциируется с адским пламенем и шайтаном (дьяволом). Вместе с тем демоническая оценка в исламе далеко неоднозначна. Приведем ряд цитат из сунны, посвященных красному цвету:

«Пророк в праздничные дни надевал верхнюю накидку (плащ) красного цвета» (ат-Та-брани, хадис достоверный).

«Пророк запретил для нас (мужчин) одежду красного цвета и одежду, содержащую шелк» (Сахих аль-Бухари).

Кроме того, для правильного понимания оценки красного цвета в мусульманской традиции необходимо знать, что красный цвет широко использовался хариджитами - религиозным направлением, в равной степени противостоящим как суннитам, так и шиитам. Вместе с тем, несмотря на свою неортодоксальность, красный цвет нашел свое место в мусульманской символике. Так, знамя Османской империи, глава которой являлся халифом всех мусульман-суннитов, имело красный цвет. Мусульманские организации крайне редко используют данный цвет.

68

Теперь на примере отдельных экстремистских и террористических организаций исламистско-идеологической направленности рассмотрим механизмы образования их символики. Например, символика таких организаций, как «Талибан» и «Аль-Каида» (запрещены на территории Российской Федерации), создавалась путем наложения шахады, выполненной арабской вязью, на черное и белое полотнище соответственно. Подобным образом, но с добавлением названия собственной организации выполнено одно из знамен исламского движения Туркестана (запрещено на территории Российской Федерации). Такой способ образования символики объясняется тем, что, по мусульманскому преданию, пророк Махаммад использовал два знамени «Райъя» и «Ливаъ». Первое из них представляло собою черное знамя с белой ша-хадой, а второе - белое знамя с черной шаха-дой. Данное предание является причиной того, что одна из исламистских организаций (запрещенная на территории Российской Федерации «Хизб ут-Тахрир») использует в своих манифестациях черные и белые флаги с шахадами одновременно.

В некоторых случаях исламистские организации пытаются внести определенную национальную специфику в свою символику. Примером может служить символика «Вилаята Нохчийчо» (одно из подразделений запрещенной в России организации «Имарат Кавказ»), представляющая собой флаг республики Ичкерия с размещенной в черном горизонтальном эллипсе шахады. Другим примером национальной специфики может служить один из флагов движения ислам Восточного Туркестана (запрещено на территории России), представляющий собой наложение шахады, выполненной белым цветом на верхней части голубого полотнища, тогда как в нижней части располагается полумесяц со звездой. Напомним, что голубой цвет является традиционным для стран Центральной Азии [5].

Присутствие национальной специфики в символике исламистских организаций следует признать определенным отклонением от идеологии данного направления экстремизма. Это обстоятельство связано с тем, что в целом исламизм стоит на позициях религиозного интернационализма, предполагающего приоритет религии над национальными особенностями своих приверженцев. По этой причине исламистская символика в целом носит универсальный характер, чаще всего невозможно

определить ее принадлежность к той или иной стране или нации. Если национальный филиал какой-либо исламистской организации получает отдельную символику, то она, как правило, не имеет национальных особенностей. Доказательством этому может служить символика филиалов запрещенной в Российской Федерации «Аль-Каиды», например, «Аль-Каида в Ираке», или многочисленных филиалов исламистской политической организации «Братья-мусульмане» (запрещена в России). Стремление к универсальности и интернационализации символики относится и к исламистским организациям, разделяющим идеологию национального шариатского государства, что четко прослеживается на примере афганского движения «Талибан», запрещенного в Российской Федерации [6].

В целом в символике исламистских организаций можно обнаружить следующую тенденцию: чем радикальнее организация, тем проще и «традиционнее» ее символика. Примерами принципиального примитивизма исламистских организаций в составлении своей символики могут служить флаги «Аль-Каиды», «Талибана» и «Исламского государства» (данные организации запрещены на территории Российской Федерации), использующие нанесение ша-хады и «печати пророка» на черные и белые полотнища. Напротив, более умеренные исламистские группировки используют элементы традиционной исламской символики: изображения современного оружия, Корана и даже птиц и животных. Наиболее показательны в этом отношении флаги и эмблемы многочисленных сирийских исламистских организаций и вооруженных формирований.

Соответствие светских деталей символики и степени радикальности группировки можно проследить на примере многочисленных эмблем запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир», которые представляют собой изображения черных и белых флагов джихада, водруженных над планетой. Изображение глобуса символизирует своеобразный либерализм по отношению к канонам исламистской геральдики и вексиллологии. Наличие светского мотива в эмблематике «Хизб ут-Тахрир» (запрещена в России) вполне соотносится со стратегией и тактикой данной организации, доктрина которой предусматривает ведение джихада за установление Всемирного халифата, но на данном этапе политической борьбы создаются подпольные ячейки партии,

69

осуществляющие подготовку к будущему восстанию.

Завершая краткий обзор исламистской символики, необходимо раскрыть ее основные смысловые посылы, обращенные как к мусульманскому сообществу, на которое стремятся опереться мусульманские организации, так и к светскому обществу, с которым они ведут бескомпромиссную террористической войну:

ярко выраженный религиозный характер движения, который, как правило, представлен мусульманской вероисповедальной формулой (шахадой);

строгое следование мусульманскому преданию, выраженному в Коране и сунне, в том числе в символике и атрибутике, поскольку внерелигиозная символика либо не допускается, либо минимизируется;

указание на историческую связь своего движения с эпохой «величия ислама», т.е. со временем существования Праведного, Омейяд-ского и Аббасидского халифатов;

решимость умереть за веру, так как черные и белые цвета, доминирующие в исламистской символике, связаны с идеями смерти и самопожертвования;

призыв к мусульманскому сообществу принять участие в террористической войне, которая позиционируется как джихад, признается идеологиями исламистских организаций в качестве обязательного действия для всех мусульман, приравнивается к пяти столпам ислама;

демонстрация противнику, т.е. светскому обществу, государству, прежде всего правоохранительной системе, бескомпромиссности и безразличия к смерти, что выражается в принятии символики джихада, участие в котором предполагает посмертное воздаяние;

претензия на мировое господство, поскольку универсальный характер символов исламизма

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 9 марта 2021 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1, ч. I. Ст. 1.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ (в ред. от 24 марта 2022 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ fb522826ace216c139340de9ed06214ba989c656/

3. Шагавиев Д. А. Аль-Фирак (религиозные течения и группы в исламе): учеб. пособие. Казань, 2014.

предполагает создание всемирного шариатского государства.

В целом символика исламизма направлена на позиционирование разделяющих данную идеологию организаций в качестве единственной инстанции, действующей от имени ислама. Вместе с тем использование исламистскими организациями религиозной мусульманской символики наносит огромный ущерб исламу, формируя в массовом сознании ассоциации целого ряда традиционных мусульманских символов с религиозным фанатизмом и терроризмом. Такого рода тактика идеологической борьбы приносит вполне определенный результат, так как порождает в обществе настороженное отношение к символике ислама в целом, способствуя росту социальной напряженности в обществе, провоцируя его разобщенность по религиозному признаку. В этой ситуации грамотные действия сотрудников подразделений по противодействию экстремизму, связанные с умением четко различать исламскую и исламистскую символику, несомненно, будут способствовать поддержанию стабильности в российском обществе.

Следует особо подчеркнуть, что знания, навыки и умения сотрудников подразделений по противодействию экстремизму, связанные с определением исламистской символики, имеют большую практическую значимость и могут быть использованы:

при возбуждении и рассмотрении административных дел за правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ;

при возбуждении и рассмотрении уголовных дел за преступления, предусмотренные ст. 282.4 и 354.1 УК РФ;

при выявлении новых экстремистских сообществ;

при пресечении противоправной деятельности выявленных ранее экстремистских организаций.

1. The Code of the Russian Federation on Administrative Off enses: fed. law d.d. Dec. 30, 2001 No. 195-FL (as amended on March 9, 2021) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. No. 1, pt. I. Art. I.

2. The Criminal Code of the Russian Federation d.d. June 13,1996 No. 63-FL (as amended on March 24, 2022). Access from the legal reference system «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/fb522826ace2 16c139340de9ed06214ba989c656/

3. Shagaviev D.A. Al-Firak (religious movements and groups in Islam): textbook. allowance. Kazan, 2014.

70

4. Старостина С.А. Этноконфессиональ-ные особенности исламского экстремизма в России: практические рекомендации для сотрудников органов внутренних дел // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. С. 85-89.

5. Ражбадинов М.З. Умеренный исламизм в Египте на примере деятельности организации «Братья-мусульмане». М., 2006. С. 89-101.

6. Старостина С.А. Ислам в идеологии и практике терроризма. Калининград, 2009.

4. Starostina S.A. Ethno-confessional features of Islamic extremism in Russia: practical recommendations for law enforcement officers // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. P. 85-89.

5. Razhbadinov M.Z. Moderate Islamism in Egypt on the Example of the Activities of the Muslim Brotherhood Organization. Moscow, 2006. P. 89-101.

6. Starostina S.A. Islam in the ideology and practice of terrorism. Kaliningrad, 2009.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Самойлов Сергей Федорович, доктор философских наук, профессор, начальник кафедры социально-гуманитарных дисциплин Краснодарского университета МВД России; e-mail: samoilow111@ yandex.ru;

Некрасова Анастасия Владимировна, преподаватель-методист отделения методического обеспечения учебного процесса методического отдела управления учебно-методической работы Краснодарского университета МВД России; e-mail: nekrasova.9700@ bk.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

S.F. Samoilov, Doctor of Science in Philosophy, Professor, Chief of the Department of Social and Humanitarian Discriplines of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: samoilowl [email protected];

A.V. Nekrasova, Teacher-methodologist of the Department methodological support of the educational process methodical Department of the Department of educational and methodical work of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.