Самойлов Сергей Федорович
Выявление и пресечение пропаганды исламистских организаций как средство профилактики преступлений экстремистской направленности
Рассматривается актуальная для современного российского общества проблема профилактики преступлений экстремистской направленности, совершаемых исламистскими организациями. Предлагается целостная концепция противодействия исламизму, включающая в себя теологическую, этическую и социально-правовую составляющую.
Ключевые слова: преступления экстремистской направленности, пропаганда, исламские организации, экстремистские идеи, террористические группировки, профилактика преступлений экстремистской направленности.
Identifying and suppression of the propaganda of Islamic organizations as a means of prevention crimes of extremist orientation
The article is devoted to the problem of prevention of extremist crimes committed by Islamic organizations, which is topical for the modern Russian society. The author proposes a holistic concept of countering Islamism, which includes a theological, ethical and socio-legal component.
Key words: crimes of an extremist orientation, propaganda, Islamic organizations, extremist ideas, terrorist groups, prevention of crimes of extremist orientation.
В процессе противодействия распространению экстремизма большое значение имеет пресечение деятельности лиц, осуществляющих пропаганду идей религиозно-экстремистского характера. Важность данной задачи заключается не только в раскрытии конкретных преступлений экстремистской направленности, но и в пресечении создания в определенном районе социальной среды, способствующей формированию и деятельности экстремистских и террористических групп. Представляется необходимым обращать внимание на некоторые особенности в поведении и высказываниях религиозных проповедников, косвенно или прямо указывающие на осуществление ими пропаганды экстремистских идей.
К числу таких признаков в поведении проповедников следует отнести:
отсутствие разрешения на проповедническую деятельность, данного каким-либо образовательным духовным учреждением или авторитетным лицом;
отсутствие нормальных устойчивых связей с мусульманским духовенством, осуществляющим религиозную юрисдикцию в данном районе;
наличие подтвержденных свидетельств о прохождении данным лицом религиозного обучения в духовных образовательных учреж-
дениях либо за границей, либо в России, в которых были выявлены факты пропаганды экстремистских идей;
финансирование проверяемого лица зарубежными образовательными, религиозными и благотворительными организациями;
упорное избегание лицом, осуществляющим проповедническую и культовую деятельность, любых форм публичности: открытого изложения своего отношения к конкретным идеям радикального ислама, участия в религиозных диспутах, выступлений в средствах массовой информации с разоблачениями экстремистских идей и действий;
распространение данным лицом книг и иных информационных материалов, содержащих изложение радикальных или экстремистских идей, а также оправдывающих или прямо призывающих к совершению действий экстремистского характера;
наличие в кругу людей, близких к проповеднику, информационных материалов, содержащих радикальные или экстремистские идеи;
нарушение лицом, осуществляющим культовую практику, правил отправления религиозных служб, принятых в традиционном исламе;
разделение людей, находящихся под духовным руководством проверяемого лица, на «ближний» и «дальний» круг, отсутствие досто-
110
верной информации о характере религиозной проповеди или намеренное ее искажение;
моральная и финансовая поддержка лиц, разделяющих радикальные и экстремистские идеи;
наличие достоверных сведений о связи проверяемого лица с лидерами экстремистских и террористических групп, а также с духовными лидерами салафизма.
Среди высказываний лица, подозреваемого в проповеди идей религиозного экстремизма, нужно обратить внимание на следующие моменты:
ориентация верующих на разрывание связей со светским обществом и государством и на существование в рамках замкнутой общины;
разделение науки о единобожии (таухида) на учение о природе Аллаха и учение о поклонении ему, с подчеркиванием приоритета второго над первым;
подчеркивание невозможности какой-либо рациональной интерпретации Корана и необходимости его буквального понимания;
резкая критика ашаризма (направление в каламе - мусульманском богословии) в понимании атрибутов (сифатов) Аллаха, отрицание различия между сифат ас-субутия (доказательные атрибуты) и сифат аль-асма (атрибуты, присущие личности Аллаха);
критика различных культовых практик традиционного ислама как нововведений (бида);
отрицание необходимости следования одной из религиозно-правовых школ (мазхабов);
призывы к «открытию дверей иджтихада», т.е. к возобновлению теологических и правовых интерпретаций Корана и Сунны, завершившихся с возникновением мазхабов;
утверждение о том, что для полноценного выполнения своих религиозных обязанностей мусульманин должен жить в шариатском государстве;
резкая критика признанных духовных авторитетов традиционного ислама и опора на представителей салафитского богословия;
выражение нетерпимого отношения к инакомыслящим - как к атеистам и верующим других религий, так и к мусульманам, не разделяющим его взгляды;
отказ от духовного понимания джихада, наличие тех или иных форм оправдания вооруженной борьбы за отстаивание прав мусульман в современном мире.
При организации и проведении оперативных мероприятий в отношении лиц, занимающихся проповедью идей радикального ислама, следует знать основные требования, предъявляемые в исламе к людям, осуществляющим дават (призыв), т.е. прозелитическую, пропо-
ведническую деятельность. К важнейшим признакам проповедника относят наличие у него знаний, доброты и мягкости, мудрости, умения ясно выражаться, терпения.
Отсутствие хотя бы одного из этих качеств у проповедника дискредитирует ислам в глазах иноверцев и мусульман, не в полной мере выполняющих религиозные требования, и потому может быть использовано против него.
Помимо скрытой пропаганды религиозно-политического экстремизма, которую осуществляют проповедники радикального ислама, исламизм в последнее время стал широко применять открытую трансляцию своих идей в информационном пространстве. Для того чтобы правильно представить себе, что такое пропаганда в целом и исламистская пропаганда в частности, и благодаря этому эффективно противодействовать ее отдельным проявлениям, необходимо уметь выявлять основные элементы пропагандистской деятельности. Но для начала необходимо сформулировать определение пропаганды.
В самом общем виде пропаганду можно определить как распространение определенного рода взглядов, точек зрения, идей или ценностных ориентиров. Пропаганда может носить как позитивный, так и негативный характер. Примерами позитивной пропаганды могут служить пропаганда здорового образа жизни или правового поведения. Если же данный термин употребляется в негативном значении, то под «пропагандой» понимают намеренное искажение фактов, распространение лжи, обоснование явно утопических взглядов [1, с. 190].
Анализ любого рода пропаганды должен включать в себя рассмотрение следующих элементов:
объект пропаганды - социальная группа, на общественное сознание которой ориентировано содержание той или иной идеологии;
субъект пропаганды - различного рода медийные организации, осуществляющие информационно-пропагандистскую деятельность;
цели пропаганды - конкретные социальные изменения, которые должны произойти в обществе в результате распространения определенного рода идеологии;
идеологическая направленность пропаганды - система положительных или отрицательных ценностных ориентиров, выраженная посредством определенных представлений, доступных массовому сознанию;
характеристика пропагандистских материалов - совокупность средств, применяемых для распространения той или иной идеологии.
111
Наибольший размах пропаганда исламизма достигла в информационно-пропагандистской деятельности запрещенной на территории России террористической группировки «Исламское государство» (далее - «Исламское государство»). Рассмотрим форму и содержание пропаганды «Исламского государства» по указанным выше элементам на основе материалов, собранных и исследованных в работе М.С. Григорьева, В.С. Игнатьева, В.М. Магерова «Противодействие террористической пропаганде» [2].
Объектом пропаганды «Исламского государства» является мусульманское сообщество Ближнего Востока, Центральной Азии, России и США, что обусловливает необходимость осуществления перевода пропагандистских материалов на различные языки и учета специфики жизни мусульман в различных странах.
Субъектами пропаганды «Исламского государства» выступают такие медиаагенства, ме-диацентры и издательские дома, как «Амак», «Аль-Фуркан», «Фуркан», «Аль-Итисам», «Хим-ма», «Аль-Хайят», «Фураг», «Аджнад», Радио «Аль-баян», пресс-службы вилаятов и др.
Целью пропаганды «Исламского государства» является вовлечение в террористическую деятельность как можно большего числа мусульман.
Идеологическая направленность пропаганды «Исламского государства» связана с представлением своей террористической деятельности в качестве «священной войны», которую ведут мусульмане против агрессии со стороны «неверных», и включает в себя следующие элементы:
изображение униженного положения мусульман в мире;
объяснение страданий мусульман верностью своей религии;
определение любого присутствия западных стран в мусульманском мире в качестве вторжения «крестоносцев»;
оценка правительств арабских государств, включая Саудовскую Аравию, как «прислужников крестоносцев»;
доказательство необходимости ведения борьбы с «крестоносцами» и их «прислужниками» по всему миру;
определение мусульман-шиитов в качестве «рафидитов», отвергающих ислам, и признание их в качестве злейших врагов мусульманского мира;
обоснование необходимости принятия участия в так называемом «Джихаде» цитатами из Корана и Сунны;
ориентирование мусульман различных стран на совершение террористических актов в местах своего проживания;
изображение присутствия в своих рядах наемников из различных стран в качестве «мусульманского интернационала»;
героизация террористических актов, совершаемых террористами-смертниками;
объяснение причин войны против других исламистских организаций, в частности «Талибана» и «Аль-Каиды»;
описание «мирной жизни» на захваченных территориях в качестве доказательства того, что группировка представляет собой полноценное государство;
стремление к доказательству того, что группировка является наследницей Арабского халифата и Османской империи и потому обладает духовным лидерством в мусульманском мире.
Пропагандистские материалы террористической группировки «Исламское государство» носят массовый характер и издаются в различных форматах с использованием современных издательских приемов.
В целом пропагандистская деятельность группировки «Исламское государство» направлена на привлечение в свои ряды как можно большего числа сторонников и на разжигание террористической войны в различных частях мира с целью отвлечения сил мирового сообщества от подавления главных очагов экстремистской угрозы [3, с. 156].
Идеологическое противодействие исламизму как теоретическому обоснованию наиболее развитой на настоящий момент формы религиозного экстремизма представляет собой сложную систему, в которой задействованы органы исполнительной власти, правоохранительная система и институты гражданского общества. Сотрудники системы МВД, оказывая противодействие экстремизму в целом и исламскому экстремизму в частности, имеют дело преимущественно с людьми, обладающими настолько устойчивой системой экстремистских установок мышления, что она приводит индивида к совершению противоправных действий. В связи с этим специфика идеологического противодействия сотрудников ОВД религиозному экстремизму имеет ярко выраженный правовой характер и заключается в следующем:
в доказательстве морального и рационального превосходства правовых принципов, заложенных в действующем законодательстве, над антигуманными установками экстремистских идеологий в целом и исламистской идеологии в частности;
в демонстрации несовместимости экстремистской идеологии и практики исламистов с естественными правами человека;
112
в обосновании социальной опасности разжигания межрелигиозной и межконфессиональной ненависти;
в выявлении точек соприкосновения между действующим законодательством и правовым наследием мусульманской культуры;
в доказательстве выполнения современной правоохранительной системой функций по защите прав верующих, в том числе и верующих мусульман;
в демонстрации необоснованности с точки зрения как действующего законодательства, так и мусульманского религиозного права совершения противоправных действий экстремистского характера;
в указании правовых способов решения проблем, связанных с соблюдением законных прав и интересов верующих, в том числе и верующих мусульман;
в формировании в обществе неприязненного отношения к любым проявлениям религиозного экстремизма;
в разъяснении необходимости исходить из законных прав и интересов не только своей конфессиональной группы, но и представителей других религий и конфессий, а также лиц, придерживающихся атеистических взглядов;
в ориентации верующих мусульман, в том числе и теологическими доводами, на диалог и мирное сосуществование с представителями других конфессий и тем самым принятие участия в формировании и поддержании культуры толерантности в обществе;
в доказательстве общественной опасности моральной и материальной поддержки экстремизма и ее противоречия религиозным, этическим и правовым нормам;
в обосновании моральной и религиозной допустимости сотрудничества с правоохранительными органами в деле борьбы с экстремизмом и терроризмом;
в демонстрации последствий совершенных преступлений экстремистской направленности как лицам, подозреваемыми в их совершении, так и лицам, оказывавшим прямую или косвенную поддержку в осуществлении экстремистской деятельности, с целью осознания ими своей моральной и юридической ответственности.
При оказании идеологического противодействия религиозному экстремизму сотрудники ОВД также должны:
опровергать основные теологические, социальные и политические доводы, используемые представителями исламистской идеологии для оправдания совершения преступлений экстремистской направленности;
разоблачать различные формы конспирации пропаганды исламистской идеологии;
исправлять антиобщественные установки сознания и поведения лиц, обвиняемых в совершении преступлений экстремистской направленности или склонных к их совершению, используя при этом знания в области права, этики, религиоведения и психологии;
совмещать правовые и идеологические методы воздействия на сознание лиц, находящихся под влиянием идеологии религиозного экстремизма, с учетом степени их вовлеченности в экстремистскую среду и характера совершенных противоправных действий;
совместно с представителями исламского духовенства противодействовать распространению идеологии экстремизма среди верующих мусульман;
оказывать поддержку лицам, совершившим преступления экстремистской направленности, но ставшим на путь исправления.
Характер задач по идеологическому противодействию распространению идей и практики исламизма требует от сотрудников ОВД использования в своей профессиональной деятельности знаний в области исламоведения, психологии, этики и других социально-гуманитарных наук. По этой причине модель идеологического противодействия исламскому экстремизму может быть названа не только правовой, но и интегративной.
Интегративный характер идеологической модели предполагает различную последовательность применения средств воздействия на сознание лица, вовлеченного в экстремистскую деятельность. При этом в зависимости от целей, стоящих перед сотрудником правоохранительных органов, и характера лица, подлежащего идеологической коррекции, возможны различные способы комбинации элементов идеологической модели. Это означает, что сотрудник правоохранительных органов может отдавать предпочтение одному из указанных средств идеологического воздействия или стремиться к их сбалансированному применению, но в любом случае все три составляющие при возможности должны быть использованы. Данное требование объясняется, с одной стороны, стремлением к получению максимального оперативного и социального эффекта, а с другой - характером исламистской идеологии.
Так, включение лица в сферу влияния экстремистской идеологии предполагает:
уверенность в истинности конкретной экстремистской идеи;
113
освобождение от моральной ответственности перед определенной социальной группой или всеми людьми за исключением представителей своей экстремистской группировки;
получение социального признания и поддержки со стороны экстремистского сообщества или отдельного представителя, действующего от имени этого сообщества.
Фанатическую уверенность вовлекаемому лицу дает религиозная составляющая экстремистской идеологии, которая становится самоочевидной благодаря исключению из сознания всех противоречащих ей идей, а также простому и логическому изложению. В свою очередь, чувство безнаказанности формируется в сознании адепта экстремистской идеологии путем так называемой клановой этики, которая утверждает, что нравственным сле-
1. Добаев И. П. Радикализация ислама в современной России. М.; Ростов н/Д, 2014.
2. Григорьев М.С., Игнатьев В.С., Магеров В.М. Противодействие террористической пропаганде. М., 2017.
3. Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. М., 2015.
дует быть только по отношению к представителям экстремистского сообщества, тогда как все остальные люди в той или иной степени являются «неверными» и подлежащими уничтожению.
Наконец, социальная составляющая исламистской идеологии заключается в демонстрации, с одной стороны, якобы униженного положения мусульман в современном светском обществе, а с другой - в возможности самореализации индивида в экстремистской группировке, которая выдается за ячейку подлинной мусульманской общины. Таким образом, сама структура исламистской идеологии определяет интегративный характер идеологического противодействия ей и включает в себя теологический, морально-психологический и социальный элементы.
1. Dobaev I.P. Radicalization of Islam in modern Russia. Moscow; Rostov-on-Don, 2014.
2. Grigoryev M.S., Ignatyev V.S., Magerov V.M. Counteraction to terrorist propaganda. Moscow, 2017.
3. Islamism and extremism in the middle East. Moscow, 2015.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Самойлов Сергей Федорович, доктор философских наук, профессор, начальник кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583957.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583957.
114