Научная статья на тему 'Социальная структура исламистских организаций и способы выявления их деятельности'

Социальная структура исламистских организаций и способы выявления их деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ ИСЛАМИЗМА / ISLAMISM / САЛАФИЗМ / SALAFISM / ХАЛИФАТИЗМ / KHALIFATES / ДЖИХАДИЗМ / JIHADISM / НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМИЗМА / ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ISLAMIC STATE / ШАРИАТ / THE IDEOLOGY OF ISLAMISM / DIRECTIONS OF ISLAMISM / SHARIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Самойлов Сергей Федорович

В статье проанализированы общие и специфические черты социальной структуры исламистских организаций, принадлежащих к трем основным направлениям исламистской идеологии: салафизму, халифатизму и джихадизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social structure of Islamist organizations and ways to identify their activities

The content of the article is devoted to the general and specific features of the social structure of Islamic organizations belonging to the three pillars of Islamist ideology: Salafism, Khalifates and Jihadism.

Текст научной работы на тему «Социальная структура исламистских организаций и способы выявления их деятельности»

Самойлов Сергей Федорович

Социальная структура исламистских организаций и способы выявления их деятельности

В статье проанализированы общие и специфические черты социальной структуры исламистских организаций, принадлежащих к трем основным направлениям исламистской идеологии: салафизму, халифатизму и джихадизму.

Ключевые слова: исламизм, идеология исламизма, салафизм, халифатизм, джихадизм, направления исламизма, исламское государство, шариат.

The social structure of Islamist organizations and ways to identify their activities

The content of the article is devoted to the general and specific features of the social structure of Islamic organizations belonging to the three pillars of Islamist ideology: Salafism, Khalifates and Jihadism.

Key words: Islamism, the ideology of Islamism, Salafism, Khalifates, Jihadism, directions of Islamism, the Islamic state, the Sharia.

Экстремистский характер идеологии исламизма, его нацеленность на насильственное изменение сложившегося социально-правового порядка приводят к тому, что организации, реализующие его идеалы, как правило, имеют сетевую структуру. Такая структура исламистских организаций обусловлена прежде всего стремлением при выявлении какого-либо из звеньев сохранить организацию в целом.

В зависимости от степени радикальности идеологии и методов борьбы структуры исламистских организаций имеют различные степени закрытости, вплоть до полной конспирации и изоляции отдельных ячеек друг от друга. Рассмотрим структуру основных исламистских организаций и движений, пытающихся осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации.

Структура движения «Джамаат Таблиг», пытающегося осуществлять религиозную проповедь в районах традиционного проживания мусульман, включает в себя следующие элементы:

верховного начальника (верховного амира), возглавляющего движение и, как правило, происходящего из рода основоположника движения Мухаммада Ильяса Кандехлеви;

верховный консультативный совет (верховную шуру), состоящий из руководителей региональных отделений движения (амиров);

начальника регионального отделения (ами-ра), осуществляющего руководство религиозной проповедью на территории определенной страны; как и верховный амир, он избирается

пожизненно посредством консультаций верховного амира с другими региональными ами-рами и региональными советами;

региональные консультативные советы (шуру), состоящие из старейшин движения, назначаемых региональным амиром;

центральную мечеть того или иного региона или страны (марказа), при которой функционирует региональная шура;

областные, районные и городские советы старейшин (шуры), состоящие из местных активистов;

группы проповедников (джамаатов), состоящих из нескольких проповедников, ведущих религиозную проповедь (дават);

рядовых проповедников, положение которых в группе определяется количеством недель, месяцев и лет, посвященных религиозной проповеди.

В ряде регионов Российской Федерации пытается осуществлять свою деятельность одна из наиболее известных международных исламистских организаций «Братья мусульмане», поэтому представляется необходимым рассмотреть социальную структуру данной организации. Партийная иерархия данной организации очень сложна, в ней можно выделить три основных уровня:

низший, подготовительный; средний,исполнительский; высший, руководящий. Дистанция между данными уровнями позволяет организации скрывать свои цели и методы как от общества в целом, так и от рядовых

155

членов. Рассмотрим данные уровни более подробно.

Низший уровень предполагает прохождение кандидатом в полноправные члены организации следующих статусов:

«помогающий» - лицо, не принятое в организацию, но оказывающее ей содействие с целью вступления в нее;

«присоединившийся» - лицо, принятое в организацию на правах ассоциированного члена;

«действующий член» - лицо, заслужившее полноправное членство посредством выполнения партийных поручений;

«борющиеся за общее дело» - руководители низшего уровня.

Средний уровень, включающий в себя «действующих» и «борющихся» «братьев», организован следующим образом:

«семейство» - низшая ячейка действительных членов партии, возглавляемая «старшим братом», организованная по территориальному принципу и состоящая примерно из 10 человек;

«большая семья» - средняя ячейка, состоящая из нескольких «семейств» и возглавляемая «отцом»;

«совет отцов» - высшая ячейка среднего уровня, возглавляемая шейхом или амиром.

Высший уровень организации «Братья мусульмане» можно представить следующим образом:

«большой или верховный консультативный совет», включающий представителей всех организаций, входящих в партию, и выполняющий законодательные функции;

«кабинет наставников», состоящий из 30 человек и выполняющий исполнительские функции;

«заместитель начальника» - второе лицо «верховного консультативного совета» и «кабинета наставников»;

«верховный наставник» - руководитель партии, избираемый сроком на шесть лет из числа «братьев» со стажем не менее 15 лет, достигший сорокалетнего возраста [1, с. 248].

В целом организация имеет очень сложную структуру, а также строго законспирированные ячейки, осуществляющие экстремистскую и террористическую деятельность и скрывающие свое отношение к легальным или полулегальным партийным структурам. В частности, представители египетского отдела партии утверждают о роспуске боевого крыла организации, так называемого «специального отряда», который, по предположению египетских спецслужб, продолжает свою деятельность. Иерархическая и полулегальная структура

«Братьев мусульман» помогает данной организации позиционировать себя как общественное движение, целью которого являются возрождение и поддержание мусульманских ценностей в обществе, а не экстремистская деятельность.

Структура другой халифатской по своей идеологии исламистской организации «Хизб-ут-Тахрир» тоже имеет иерархический, но вместе с тем более упрощенный и централизованный характер. Рассмотрим партийную иерархию данной организации начиная с нижней ступени: дарис - кандидат в члены партии, изучающий ее идеологию и состоящий в партийном кружке (халке);

шабаб - член партии;

мушриф - руководитель низшего партийного звена (халки), отвечающий за подготовку кан-дитатов в члены партии;

помощник накиба - участвует в руководстве партийными ячейками определенного района или города;

накиб - непосредственный руководитель партийными структурами района или города;

мусаид - помощник руководителя партийных организаций того или иного региона, охватывающего несколько городов и районов; масуль - партийный глава региона; мутамад - непосредственный руководитель глав регионов, координирующий деятельность партийных структур на территории той или иной страны.

В свою очередь, партийные структуры отдельных стран объединены в единую структуру, с единым центром управления.

В отличие от рассмотренных выше исламистских организаций террористическая группировка «Имарат Кавказ» действует в глубоком подполье и имеет ярко выраженный сетевой характер, предполагающий изоляцию отдельных ячеек друг от друга и высокую степень свободы их действия. Структура организации «Имарат Кавказ» включает в себя несколько так называемых «вилайятов», территориально примерно соответствующих субъектам Северного Кавказа. «Вилайяты» состоят из «джама-атов», каждый из которых включает:

рядовых боевиков, разбитых на изолированные «тройки» и «пятерки»;

командиров «троек» и «пятерок»; амиров-заместителей, осуществляющих помощь в руководстве несколькими группами;

духовного наставника, выполняющего идеологические функции;

первого заместителя амира, выбираемого из числа амиров-заместителей, оказывающего помощь в руководстве главе группировки;

156

амира, концентрирующего в своих руках финансирование группировки и разрабатывающего диверсионно-террористические акции.

Завершая краткий обзор структур исламистских группировок, следует подчеркнуть, что в настоящее время большинство из них, включая «Исламское государство», демонстрируют тенденцию к децентрализации своих структур и к переходу к сетевой и даже атомарной формам организации.

Прежде чем говорить о процессах выявления исламистских организаций и фиксации их противоправной деятельности, необходимо уяснить логику их появления, которая продиктована характером мусульманской религии и спецификой социальной организации.

Внешне ислам выглядит как наиболее централизованная религия. Так, по официальным данным, в настоящее время в нем выделяется всего лишь два течения - сунниты и шииты. При этом последователи суннизма составляют 85% всех верующих мусульман, а шииты 15%. Третье направление ислама «хариджизм», возникший уже в VII в., в настоящее время не может набрать и 1% и в статистических данных даже не указывается.

Однако наличие двух направлений ислама порождает ложное преставление о его внутреннем единстве. На самом деле, ислам представляет собой принципиально сектантскую религию без негативных коннотаций данного термина. Это сложная система различных религиозно-правовых школ, течений, организаций, каждая из которых предлагает свою интерпретацию исламского учения. Например, суннитский ислам разделен на четыре ортодоксальных мазхаба: ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский, которые могут вбирать в себя или отрицать два основных религиозных течения - суффизм и салафизм.

В свою очередь, существует несколько десятков суффийских тарикатов и несколько течений внутри салафизма и деобандизма. Все эти течения могут как поддерживать, так и отрицать так называемую мутаритско-ашарит-скую акыду (вероубеждение), которая играет роль ортодоксального символа веры для традиционного ислама.

Помимо данных направлений и течений в исламе существует большое число религиозных организаций, которые часто предлагают собственную интерпретацию ряда религиозных положений либо акцентируют свое внимание на каком-либо одном аспекте мусульманского вероучения. В качестве примера такого рода организаций можно привести общественно-

религиозные движения «Хизмет» Фетхулла-ха Полена и «Джамаат Таблиг», основанное Мауланой Мухаммадом Ильясом.

Многообразие мусульманских направлений, течений и организаций имеет в исламе религиозное обоснование. Так, согласно одному из достоверных хадисов пророк Мухаммад на вопрос о том, что будет с исламом после его смерти, сказал, что его религия распадется на 73 течения. Из них только одно будет истинным и оправданным в Судный день. Таким образом, многообразие религиозных школ, течений и организаций представляет собой форму поиска истинного вероисповедания. Поэтому внутри суннитского ислама оно воспринимается как разногласия, а не как расхождения, что способствует возникновению новых религиозных организаций.

На фоне разнообразия направлений, течений и общественно-религиозных организаций исламизм представляет собой одну из религиозно-политических тенденций исламской общественной жизни. Он также представлен огромным числом различных по своему характеру организаций. В связи с этим у человека, не разбирающегося в нюансах идеологических течений исламского мира, возникают трудности отделения исламских организаций от исламистских.

Для выявления исламистских организаций сотруднику полиции представляется целесообразным пользоваться методом, предложенным исламоведом А.А. Игнатенко на основе классификации мусульманских ересей, разработанной шафиитским богословом и правоведом Аш-Шахрастани. Важнейшими этапами данного метода следует признать:

1) фиксацию организаций с явно исламскими наименованиями; в таких наименованиях могут встречаться термины, имеющие воинственные коннотации, а также фразы:

представляющие собой прямые ссылки на выражения Корана и Сунны;

имеющие символическую связь с центральными фигурами мусульманской религии Аллахом и Мухаммадом:

вызывающие воспоминания об определенных местах и событиях священной исламской истории;

подчеркивающие свой исламский характер;

2) установление роли лидера выявленной организации, которая может иметь:

непосредственный духовный характер;

опосредованный духовный характер, когда религиозный лидер не руководит организацией напрямую;

157

непосредственный военный характер, когда лидер организации выступает в роли боевого командира;

символический характер, когда определение стратегии и тактики организации осуществляется посредством следования какому-либо умершему духовному или политическому лидеру;

3) определение характера идеологии рассматриваемой организации на предмет наличия у нее определенной интерпретации исламского учения в форме абсолютизации его того или иного аспекта:

идеи священной войны «джихада»; практики мусульманской проповеди - «да-вато»;

идеи реформирования - «ислах»; идеи мусульманского государства - «халифата».

Таким образом, идеологическое выявление исламистских организаций направлено от анализа этимологии рассматриваемой организации через анализ ее социальной структуры к исследованию ее идеологии.

В завершение краткого анализа идеологического метода выявления исламистских организаций следует подчеркнуть, что он применяется в условиях, когда та или иная организация не заявила о своих радикальных взглядах и не совершила каких-либо экстремистских действий. Поэтому идеологическое выявление исламистских организаций следует рассматривать в качестве важнейшего элемента профилактики исламистского экстремизма.

В процессе противодействия распространению экстремизма большое значение имеет пресечение деятельности лиц, осуществляющих пропаганду идей религиозно-экстремистского характера. Важность данной задачи в контексте противодействия экстремизму заключается не только в раскрытии конкретных преступлений экстремистской направленности, но и в пресечении создания в определенном районе социальной среды, способствующей формированию и деятельности экстремистских и террористических групп. Представляется необходимым обращать внимание на некоторые особенности в поведении и высказываниях религиозных проповедников, косвенно или прямо указывающих на осуществление ими пропаганды экстремистских идей:

отсутствие разрешения на проповедническую деятельность, данного каким-либо образовательным духовным учреждением или авторитетным лицом;

отсутствие нормальных устойчивых связей с мусульманским духовенством, осуществляющим религиозную юрисдикцию в данном районе;

наличие подтвержденных свидетельств о прохождении данным лицом религиозного обучения в духовных образовательных учреждениях либо за границей, либо в России, в которых были выявлены факты пропаганды экстремистских идей;

финансирование проверяемого лица зарубежными образовательными, религиозными и благотворительными организациями;

упорное избегание лицом, осуществляющим проповедническую и культовую деятельность, любых форм публичности: открытого изложения своего отношения к конкретным идеям радикального ислама, участия в религиозных диспутах, выступлений в средствах массовой информации с разоблачениями экстремистских идей и действий;

распространение данным лицом книг и иных информационных материалов, содержащих изложение радикальных или экстремистских идей, а также оправдывающих или прямо призывающих к совершению действий экстремистского характера;

наличие в кругу близких к проповеднику людей информационных материалов, содержащих радикальные или экстремистские идеи;

нарушение лицом, осуществляющим культовую практику, правил отправления религиозных служб, принятых в традиционном исламе;

разделение людей, находящихся под духовным руководством проверяемого лица, на «ближний» и «дальний» круг, отсутствие достоверной информации (или ее намеренное искажение) о характере религиозной проповеди, осуществляемой в первом из них;

моральная и финансовая поддержка лиц, разделяющих радикальные и экстремистские идеи;

наличие достоверной связи проверяемого лица с лидерами экстремистских и террористических групп, а также с духовными лидерами салафизма.

Следует обратить внимание на определенные моменты в высказываниях лица, подозреваемого в проповеди идей религиозного экстремизма, среди которых:

ориентация верующих на разрывание связей со светским обществом и государством и на существование в рамках замкнутой общины;

разделение науки о единобожии - таухида на учение о природе Аллаха и учение о поклонении Ему, с подчеркиванием приоритета второго над первым;

158

подчеркивание невозможности какой-либо рациональной интерпретации Корана и необходимости его буквального понимания;

резкая критика ашаризма (направление в каламе - мусульманском богословии) в понимании атрибутов (сифатов) Аллаха, отрицание различия между сифат ас-субутия (доказательные атрибуты) и сифат аль-асма (атрибуты, присущие личности Аллаха);

критика различных культовых практик традиционного ислама как нововведений (бида);

отрицание необходимости следования одной из религиозно-правовых школ (мазхабов);

призывы к «открытию дверей иджтихада», т.е. к возобновлению теологических и правовых интерпретаций Корана и Сунны, завершившихся с возникновением мазхабов;

утверждение о том, что для полноценного выполнения своих религиозных обязанностей мусульманин должен жить в шариатском государстве;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

резкая критика признанных духовных авторитетов традиционного ислама и опора на представителей салафитского богословия;

1. Имаков Т.З., Самойлов С.Ф. Морально-психологическая и социальные составляющие идеологического противодействия исламскому экстремизму // Противодействие экстремизму и терроризму: философские, социологические и политологические аспекты: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2015. С. 243-253.

2. Самойлов С.Ф., Просветов С.Ю. Анализ нормальных и девиантных форм мировоззрения как идеологическая предпосылка противодействия экстремизму // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвуз. сб. науч. тр. Краснодар, 2016. С. 144-156.

выражение нетерпимого отношения к инакомыслящим, как к атеистам и верующим других религий, так и к мусульманам, не разделяющим его взгляды;

отказ от духовного понимания джихада, наличие тех или иных форм оправдания вооруженной борьбы за отстаивание прав мусульман в современном мире.

При организации и проведении оперативных мероприятий в отношении лиц, занимающихся проповедью идей радикального ислама, следует знать основные требования, предъявляемые в исламе к людям, осуществляющим дават (призыв), т.е. прозелитическую, проповедническую деятельность. К важнейшим признакам проповедника относят наличие у него знаний, доброты и мягкости, мудрости, умения ясно выражаться, терпения.

Отсутствие хотя бы одного из этих качеств у проповедника дискредитирует ислам в глазах иноверцев и мусульман, не в полной мере выполняющих религиозные требования, и потому может быть использовано против него.

1. Imakov T.Z., Samoilov S.F. Moral, psychological and social components of ideological opposition to Islamic extremism // Combating extremism and terrorism: philosophical, sociological and political aspects: proc. of II All-Russian sci.-practical conf. Krasnodar, 2015. P. 243-253.

2. Samoilov S.F., Prosvetov S.Yu. Analysis of normal and deviant forms of worldview as an ideological prerequisite for countering extremism // Actual problems of socio-humanitarian knowledge: history and modernity: interuniv. coll. of sci. papers. Krasnodar, 2016. P. 144-156.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Самойлов Сергей Федорович, доктор философских наук, профессор, начальник кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583957.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583957.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.